Приемы эффективного повторения и запоминания. Как нужно повторять, чтобы ничего не забывать Сколько раз нужно повторить чтобы запомнить

11.08.2023

Алексей Бессонов - чемпион Украины по запоминанию больших объемов информации, руководитель и тренер Центра развития памяти Алексея Бессонова, полиглот, автор книги «9 ½ недель на иностранный язык», провел в Киеве мастер-класс по техникам запоминания иностранных слов.

Метод образной связки

Запомнить иностранное слово - это образовать связь между значением слова и его формой. Раньше учили проговаривать стол , потом a table , и тогда образовывалась связка образ стола - стол - а table . Правильней запоминать связку образ стола - а table . Перевод запоминаемого слова лишний.

Дело в том, что все, что мы делаем одновременно, у нас в сознании связывается. И если учить слова, проговаривая их перевод, то это лишнее звено будет усложнять процесс коммуникации впоследствии.

«Настоящее знание языка - это беспереводное знание, когда вы думаете на иностранном языке. Этого не случится сразу, но к этому надо стремиться с первых дней изучения иностранного языка»

Карточная система для запоминания слов

Возьмите бумажные/картонные листочки. На одной стороне пишете целое выражение на изучаемом языке. На другой - перевод с транскрипцией. Важно, чтобы на начальном этапе кто-то обязательно поставил и проконтролировал ваше произношение.

Важно помнить, что фразы нужно записывать именно так, как они вам встретились в контексте - учебнике, книге в оригинале, фильме. Если в языке, который вы изучаете, есть артикли, то указывайте артикль на карточке. Алексей также рекомендует через фразы осваивать формы спряжений и склонений и т.п.

Примеры: to be hungry I’m hungry, see-saw-seen He has seen it already. She saw it yesterday. They see it every day. On Monday. In the morning. At 3 o’clock.

«Наша память склонна запоминать блоки информации. Именно поэтому свой телефонный номер мы запоминаем по частям - по две или три цифры. Если вы заучиваете 10 слов или 10 выражений, то память затратит примерно одинаковое количество усилий, но во втором случае вы выучите в итоге 20-30 слов и получите готовые блоки для составления предложений»

Есть два вида словарного запаса - активный и пассивный. Во время общения мы пользуемся преимущественно активным словарным запасом. Из пассивного состояния слова тоже можем достать, но не быстро.

Поэтому фразы лучше заучивать до автоматизма, образовывать рефлекторную связь между образом и словом, - тогда они станут вашим активным словарным запасом. Потом, в речи, вы не будете задумываться, какой предлог или артикль надо употребить. Период формирования такого рефлекса в среднем - 1 месяц.

Особенности работы с карточками

1. Берете карточку с словосочетанием, ПРОГОВАРИВАЕТЕ иностранное слово ВСЛУХ (если такой возможности нет, то делайте минимальные движения языком/губами) и представляйте ОДНОВРЕМЕННО образ того, что проговариваете.

У каждого слова есть звуковая копия - когда вы понимаете значение услышанного слова, и мышечная копия, когда вы сами произносите слово. Чтобы последняя была «верной», нужно слово проговорить.

2. Возьмите карточки (столько, сколько планируете выучить за этот заход) одной стороной вверх -иностранной сначала - и представляете значение. Если забылось значение, подсмотрите на обратной стороне. И так всю выбранную стопку три раза, каждый раз перемешивая, на максимальной скорости. Потом другой стороной и также три раза быстро.

Мнемотехнические приемы

Если слово не запоминается, придумайте для него ассоциацию.

Пример: запоминая испанское el piso (квартира), можно представить в квартире песок.

Но производить такую манипуляцию с каждым сложным словом не стоит, так как потом, воспроизводя его из памяти, сначала придется вспомнить ассоциацию, а это удлиняет процесс коммуникации.

N.B.: если и ассоциация не помогает, возможно, это слово редкое в употреблении. Не стоит на него тратить время в таком случае.

Если отрабатываете правописание, напишите несколько раз сложное слово. Если чувствуете, что «плаваете», воспользуйтесь мнемотехническим приемом.

Пример: чтобы не путать омонимы dear и deer, ко второму дорисуйте от руки рога и этот образ останется в памяти, к омонимам week и weak примените графическую ассоциацию нЕдЕля - две одинаковые буквы и в английском, и в русском.

Как, когда и сколько повторять

Изучение новых слов вряд ли у вас вызывает яркие впечатления, а потому они будут быстро забываться.

Согласно кривой забывания Эббингауза, через час забывается - до 60 % только что изученного. Затем процесс забывания несколько замедляется. Через 9 часов мы помним 35 % изученного. Через день - 33 %. Через трое суток - 20 %. Через месяц - около 20 %.

Поэтому повторять надо:
1. Сразу после запоминания
2. Еще раз в течение суток - если учили вечером, повторите утром. Если учили утром, повторите вечером того же дня.
3. Через неделю.
4. В конце месяца (в это время информация переходит в долговременную память)
5. По мере необходимости - раз в полгода, к примеру.

«Язык нужно учить быстро. Лучше по 10 минут в день, но каждый день. Если вы повторяете изученное не на следующий день, а через два дня, то потратите на это в два раза больше усилий. День пропущенный в повторении - потрачен на забывание»

Такая система повторений применима к любым навыкам, которые вы хотите освоить. Тот, кто занимается музыкой или спортом знают, как важна регулярность в занятиях.

Самый главный секрет изучения иностранных слов

Приготовьте коробку под ваши карточки. Сделайте отделения Завтра/Через неделю/ Через месяц/ По мере необходимости.

Когда, перебирая карточки, видите хорошо знакомое слово, перекладывайте в секцию Завтра. Слова, которые не запомнили, оставьте в первой ячейке. В конце недели повторите выученное. Потом в конце месяца. Слово уже в активном словарном запасе? Переложите в секцию «По мере необходимости».

Преимущества коробки

  • Вы экономите время, потому что уделяете внимание тем словам, которые еще не выучили, и не тратите время на просматривание уже выученных.
  • Карточки можно носить с собой и повторять в любое свободное время в транспорте или ожидая приема у доктора.
  • Вы сами регулируете интенсивность изучения слов.

Сколько слов нужно учить в день/неделю

Чтобы понимать 90% разговорной речи, нужно знать от 500 до 1000 самых употребляемых слов. Знание второй тысячи вам улучшит понимание на 2-3%. Если учить по 10 слов в день, 2000 слов вы выучите менее, чем за год, а это очень хороший словарный запас.

Если до сих пор, изучая язык, вы записывали себя в категорию людей, которым иностранные языки даются сложно, то просто попробуйте описанную систему.

«Если вы смогли освоить родной язык, то и иностранный способны освоить»

Если многократно считывать информацию с книги или монитора компьютера, это не будет являться повторением. Это лишь повторное восприятие, которое не дает надежного запоминания. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти. Несколько повторений подряд при заучивании материала малоэффективны для его запоминания. Чтобы осознанно сохранять информацию в памяти, необходимо помнить следующее.

Перечислим следующие основные закономерности запоминания:

  • После процесса запоминания длинного ряда в общей сложности по памяти хорошо воспроизводятся его начало и конец. Специалисты называют это явление «эффектом края».
  • Ассоциативная связь впечатлений и их последующее воспроизводство зависят от того, насколько эти впечатления представляют собой логически связанное целое или разрозненные части.
  • Несколько повторений подряд при заучивании материала малоэффективны для его запоминания. Лучше распределять такие повторения во времени (например, в течение нескольких часов или дней).
  • Новое повторение лучше всего содействует запоминанию выученного раньше.
  • С углублением внимания к запоминаемой информации число повторений, нужных для его заучивания наизусть, может быть уменьшено, но недостаток внимания не может быть компенсирован ростом количества повторений.
  • Без особого труда прекрасно запомнится то, что интересует человека. Особенно явственно эта закономерность обнаруживается в зрелом возрасте.
  • Лучше запоминаются исключительные, удивительные впечатления, чем обыкновенные события, с которыми мы часто сталкиваемся.
  • Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Со временем оно может видоизмениться. Вступая в связь с прочими впечатлениями и оказывая на них воздействие, первичное впечатление претерпевает определенные изменения.

При запоминании материала необходимо помнить следующее:

  • Люди в среднем помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% увиденного и услышанного одновременно; 70% того, что говорят; 90% рассказанного и сделанного одновременно.
  • Запоминать нужно осознанно.
  • Интересуйтесь только тем, что хотите запомнить, не стараясь удержать в памяти как можно больше.
  • Всю информацию для запоминания классифицируйте и располагайте в логическом порядке.
  • Не стоит заучивать незнакомый материал сразу полностью. Заучивая по частям, вы сэкономите время.
  • Нерешенные задачи и незавершенные дела запоминаются проще, так как незавершенные действия создают в подсознании определенное напряжение и мешают сосредоточиться на чем-то другом.
  • Совершенствованию памяти и мышления способствует хорошо развитая речь.
  • Запоминаемый материал не только читайте, но и пересказывайте.
  • Работайте в таком порядке: один раз прочитать, затем три раза пересказать. Чтение без пересказа с целью запоминания информации - часто пустая трата времени.
  • Пересказ - это и развитие речи, и тренировка памяти. При пересказе мозг активно обрабатывает информацию, а при повторном чтении сил требуется немного. Мозг «узнает» знакомый материал.
  • Хороший эффект достигается при обратном пересказе, когда клетки головного мозга работают еще активнее.
  • Сочетание визуальных и вербальных образов с записями облегчит вам процесс запоминания.
  • Услышанное вспоминается быстрее, чем увиденное, но последнее более устойчиво. А вот конкретные данные лучше фиксировать.
  • Сухие понятия отягощают процесс запоминания.
  • Превратите процесс запоминания в забавную и познавательную игру. Тогда запоминание будет прочным, а воспроизведение - несложным.
  • Беспокойное состояние человека может мешать припоминанию.
  • В идеале источник информации должен находиться со стороны правого уха, которое передает слуховые импульсы в речевые центры быстрее левого.
  • Утром (с 6 до 8 ч.) хорошо запоминаются незначительные факты, а после полудня (с 12 до 15 ч.) - не только мелкие, но и существенные.
  • Периоды отдыха при запоминании снимают усталость, повышают интерес к предмету.

Если многократно считывать информацию с книги или монитора компьютера, это не будет являться повторением. Это лишь повторное восприятие, которое не дает гарантии того, что образованные ассоциации в последующем будут активизированы. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти.

Усвоенную информацию можно повторять по-разному: пересказать ее кому-либо, перечитать или прослушать повторно. Но если вы однажды осмыслили содержание полученной информации и проговорили его, то можете быть уверены: информация осталась в памяти.

С течением времени нервные образования, в которых хранится вся информация, не исчезают, не уменьшаются, но ухудшается пропускная способность нервных волокон, по которым проходит сигнал во время припоминания. Это приводит к тому, что вы с трудом будете «доставать» информацию из нервных образований.

Бороться с этим можно следующим образом:

  • повторять содержание текста;
  • обновлять взаимосвязи между отдельными мыслями и фактами текста.

Чтобы осознанно сохранять информацию в памяти, необходимо помнить следующее:

  • чем больше времени проходит после чтения (или последнего повторения), тем меньше становится объем информации в памяти. Быстрее информация уходит из памяти именно в первые минуты после усвоения;
  • медленнее информация забывается после очередных повторений;
  • чем проще и интереснее информация, тем легче она усваивается, тем меньше времени и усилий затрачивается на повторение и восстановление информации в памяти;
  • ранее усвоенная информация быстрее восстанавливается в памяти после каждого последующего повторения;
  • с каждым повторением информация откладывается в памяти все в большем объеме;
  • чем меньше времени пройдет после последнего повторения, тем быстрее и легче восстанавливается информация.

Оптимальными перерывами между повторениями можно назвать следующие:

  • первое повторение - через 15-20 мин после окончания работы с текстом. Причем трудный материал лучше повторить через 10-12 мин., а легкий или интересный - через 25-30 мин.;
  • второе повторение - через 6-10 ч. после первого повторения (сложный материал - через 4-5 ч., легкий - через 11-14 ч.);
  • третье повторение - через 20-30 ч. после второго (интересный материал - через 36 ч., а трудный - через 16-18 ч.).

Если материал для запоминания большой, разбейте его на два неравных раздела и работайте с каждым из них отдельно, выбрав один из вариантов:

  • В течение двух дней : первый день - изучение и повторение частей первого раздела, второй день - изучение и повторение второго раздела.
  • В течение трех дней : первый день - изучение и повторение первого раздела, второй день - изучение и повторение второго раздела, третий день - повторение всего материала.
  • В течение пяти дней : первый день - изучение и повторение первого раздела, второй день - одно повторение первого раздела, третий день - изучение и повторение второго раздела, четвертый день - одно повторение второго раздела, пятый день - повторение всего материала.

Чтобы сохранить полученную информацию, необходимо ее периодически повторять :

  1. Повторить сразу же после ее восприятия , так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие за восприятием. После запечатления информации припомните ее и сравните с первоисточником. Этот процесс называется контрольным припоминанием . Прежде чем закреплять определенные сведения в своей памяти, убедитесь, что они находятся там без ошибок. Если при запоминании обнаружились пропуски или неточности, поработайте лишь над той информацией, которая припомнилась с ошибками или вообще исчезла из памяти. Только при полной уверенности, что вся информация находится в памяти, можно приступать к ее закреплению.
  2. Промежутки времени между повторениями необходимо удлинять . Если первое повторение делают сразу после запоминания, то второе - примерно через 40-60 мин., третье - в этот же день (примерно через 3-4 ч.), четвертое - на следующий день.

Не пугайтесь большого количества повторений. Извлекать из памяти намного интереснее, чем пытаться запомнить что-то обычным методом. Мысленное повторение можно осуществлять где угодно: за обедом, на прогулке, при поездке в любом транспорте. На каждое новое повторение времени затрачивается меньше. Чтобы восстановить в памяти изученное, достаточно бывает лишь беглого взгляда.

Принятое в средней бесконечное повторение отупляет: слишком часто и однообразно повторяется одно и то же. Каждое повторение должно отличаться друг от друга.

Оптимального временного ритма повторения для всех не существует. Для того чтобы найти свой ритм, необходимо делать повторения достаточно часто, с тем чтобы ничего не забыть, но и не слишком часто, чтобы энергия не тратилась впустую. Когда вы начинаете забывать материал, наступает идеальный момент для повторения.

Вам знакома следующая ситуация?

Вы изучили новый материал. Все показалось вам простым и понятным. Но через некоторое время вам сложно вспомнить правило, вы начинаете путаться, и вам приходится разбираться в нем еще раз. Из-за этого ваше обучение двигается медленно.

Как этого избежать?

В обучении английскому языку очень важную роль играет повторение материала. Ведь именно повторение позволяет закрепить материал и надолго запомнить его.

В статье я дам вам 6 советов, как не растерять то, что изучено. Это позволит вам быстрее освоить язык.

Для начала давайте подробнее остановимся на том, зачем нужно повторение.

Зачем повторять материал при изучении английского языка?


Почему при изучении языка так важно повторять пройденный материал?

Для этого есть 2 весомые причины:

1. Повторяя материал, вы сразу выявляете все непонятые моменты

Иногда материал сложно понять с первого раза. Поэтому бывает так, что вам кажется, вы полностью поняли правило. Но потом вы все равно путаетесь в его использовании.

Это значит, что в материале остались какие-то непонятые моменты. И если вы с ними не разберетесь, то очень скоро забудете все, что прошли.

Повторяя материал, вы сразу выясните, что вы недостаточно поняли, и сможете разобрать это еще раз.

2. Повторяя материал, вы тренируете его использование и запоминаете его

Например, почему мы можем легко и быстро построить одно предложение, но нам нужно очень долго думать прежде, чем использовать другую конструкцию?

Просто потому, что мы легко можем использовать тот материал, который не один раз повторили и проговорили в собственной речи.

Давайте рассмотрим пример.

Прямо сейчас ответьте на вопрос:

На этот вопрос вы на автомате ответите:

I am from…Russia/Moscow.
Я из…России/Москвы.

Почему вы не задумаетесь над этим ответом?

Вы слышали этот вопрос миллион раз и столько же отвечали на него. То есть вы уже повторили его очень много раз. Поэтому ваш ответ был быстрым и уверенным.

Правильно и регулярно повторяя материал, вы сможете добиться такого со всеми английскими конструкциями.

Итак, как же эффективно повторять материал?

Совет №1: Закрепляйте изученный материал письменно

После прохождения материала обязательно закрепите его использование на следующий день. Делать это лучше всего письменно.

Если вы изучали правило, то составьте предложения, используя его. Если же вы изучали слова, то составьте предложения с этими словами.

Лучше всего, если у вас есть человек (например, ваш преподаватель), который проверит вашу работу и скорректирует ошибки.

Важно: Если вы не делаете домашние задания (закрепление материала), то вы попусту тратите своё время. Нельзя выучить английский, не делая его.

Ведь именно домашняя работа позволяет закрепить материал и выявить непонятые вами моменты.

Совет №2: Повторите новый материал на следующем занятии

Начните новое занятие с повторения материала, который вы изучили в прошлый раз.

При этом не нужно заново повторять правила. Конечно, если ваша письменная работа не выявила каких-то пробелов и недопонимания.

Самый лучший способ - это повторить материал, используя его. Для этого можно составить небольшой рассказ или диалог.

Например, на прошлом занятии вы прошли время Present Simple (настоящее простое) и список слов «Домашние обязанности».

Расскажите о том, что обычно вы делаете по дому, а с чем помогают другие члены семьи. Что из домашних обязанностей вам нравится, а что нет. Как часто вы делаете что-то по дому. Используйте как можно больше новых слов и конструкций.

Такой рассказ не займет более 15 минут, но зато вы не только повторите материал, но и научитесь рассказывать с помощью него о своей жизни.

Совет №3: Устраивайте отдельные дни для повторения


Новый материал сложно запомнить с первого раза. Поэтому обязательно устраивайте дни повторения. Например, раз в неделю повторяйте материал, который прошли за это время.

Также как и в предыдущем пункте, старайтесь повторять материал, используя его в речи.

Если вы чувствуете, что при этом какое-то правило вам использовать сложно, то обязательно отметьте эту конструкцию, и потом разберите ее еще раз.

Важно: Если разбираясь заново с этим правилом, вы чувствуете, что запутались и вам все равно тяжело его использовать, то вернитесь на шаг назад.

Значит пробелы находятся в том правиле, которое вы изучали до этого.

Например, если вы не можете составить специальный вопрос со словами (what, where, who, when, how), то вернитесь к обычным вопросам.

Совет № 4: Занимайтесь регулярно, не делайте больших перерывов

Чем чаще вы занимаетесь, тем легче вам будет запомнить пройденный материал. Если вы занимаетесь два раза в неделю, значительную часть следующего занятия вам придется потратить на повторение, так как вы будете забывать материал.

Лучше всего заниматься каждый день: разбираете новый материал, закрепляете на следующий день. Тогда вы сможете двигаться намного быстрее.

Важно: Не делайте больших перерывов в занятиях. Особенно критично это для людей, которые только начали изучение языка.

Представьте, что после месяца обучения вы решили сделать перерыв, например, на 4-6 недель.

В итоге вам придется начинать учить язык практически с нуля, так как после такого перерыва многое из пройденного материала вы даже и не вспомните. А значит потраченные время и труд будут напрасными.

Так вы сможете постоянно практиковаться и повторять материал. Например, пока едете на работу, мысленно описывайте людей рядом с вами: как они выглядят, во что одеты, чем занимаются. Описывайте улицы, по которым вы идете. При этом используйте тот материал, который вы недавно изучили.

Совет №6: Впишите английский в повседневную жизнь

Чтобы повторять материал, вам не обязательно выделять отдельное время. Вы можете это делать в перерывах между делами. Например, пока едете на работу, готовите еду, ходите по магазинам и т.д.

А если вы возьмете в привычку делать на английском то, что вы делали на русском, то вам вообще не придется искать время на отдельные занятия языком.

Например:

  • Ищите на английском информацию в поисковике
  • Смотрите фильмы и сериалы на английском
  • Читайте статьи и книги на английском
  • Смотрите и читайте новости на английском

Так вы будете практиковать и повторять свой английский язык без затраты времени.

Итог

Итак, повторение материала - неотъемлемая часть в обучении. При этом очень важно правильно и вовремя повторять пройденные темы.

Чтобы эффективно повторять материал, вам нужно:

1. Письменно закреплять отработанный материал (в виде домашних заданий)

2. Уделить 10-15 минут на следующем занятии, чтобы использовать пройденный материал

3. Устраивать отдельные дни для повторения

4. Заниматься регулярно, не делать больших перерывов

5. Приучать себя думать на английском языке

6. Вписать английский язык в свою жизнь и использовать его

Эти советы помогут вам, как следует закрепить материал, и вы сможете легко и быстро использовать его в жизни.

Если с памятью все плохо

Наверняка, вы не раз замечали, что полезная информация, такая как новая английская лексика, например, достаточно быстро вылетает из головы, в то время как какая-нибудь незатейливая песенка заседает в ней на долгое время. Все дело в том, что эту песню мы слышим несколько раз в день, а вот повторить пройденный материал еще нужно себя заставить. Сегодня мы рассмотрим, как быстро запомнить текст, слова или грамматические правила.

Сегодня мы предлагаем тебе несколько лайфхаков, которые помогут повторять материал по так, чтобы он оставался в памяти долгое время.

Зачем нужно повторять

Во-первых, давай разберемся, зачем вообще нужно повторять, неужели нельзя просто выучить что-то так, чтобы не забывать? Дело в том, что наш мозг работает точно так же, как и наши мышцы. Когда мы пробуем сделать что-то впервые, у нас может не получиться, но регулярно упражняясь, мы будет оттачивать свои навыки. Например, человек, который начал играть в баскетбол, может не забросить мяч в корзину с первого раза. Но при регулярных тренировках у него будет получаться с каждым разом все лучше. Так же и с английским: каждый раз, используя новое слово или новую конструкцию, ты будешь чувствовать себя более уверенно и реже ошибаться.

Часто даже те, кто достиг высокого уровня владения английским, может словить себя на том, что забыл какие-то элементарные вещи: слова, правила и т.д. А все потому что, двигаясь вперед, человек сосредотачивается на более сложных конструкциях и словах, иногда забывая об основах.

Именно поэтому важно повторять не только недавно пройденный материал, но и периодически выделять несколько минут на повторение материала, который был выучен давно, если ты не используешь его в повседневном обиходе.

Сколько раз нужно повторять материал

По мнению ученых, за день мы забываем 60% выученной информации, если не повторяем ее. Для того, чтобы слово закрепилось в памяти, нужно повторить его несколько раз с временными интервалами.

Повтори новые слова:

  • через 15 минут после того, как выучил;
  • затем через 30 минут;
  • на следующий день;
  • через 3 дня;
  • через неделю;
  • через месяц;
  • через 3 месяца.

Такое количество повторений может показаться слишком большим, но все намного проще. Стоит учитывать, что ты можешь повторять выученные слова, используя их во время общения или во время написания сообщений, писем, эссе. Ты можешь вести дневник, и стараться использовать в нем новые слова. Кроме того, ты можешь слышать новые слова в фильмах или сталкиваться с ними во время чтения книги – это тоже будет считаться повторением. Так же можно работать и с грамматикой: попробуй нажать на паузу фильм или отложить книгу и объяснить, почему актер или автор употребил в том или ином предложении такую конструкцию.

Очень полезное упражнение:

Запиши слова сначала на английском, а через некоторое время запиши их перевод на родной язык, пытаясь не использовать словарь. Если какое-то слово не удалось вспомнить, подсмотри первую букву в словаре, может, тогда оно всплывет в памяти. Если нет – посмотри его перевод еще раз и повтори это слово несколько раз. Затем, напиши значение этого слова на родном языке, и на этот раз через некоторое время переведи его на английский. Придумай ситуации, в которых ты мог бы его использовать, и как бы ты это сделал: составь предложения для реальных ситуаций.

Грамматические конструкции ты также можешь повторять, выполняя различные упражнения или составляя с ними предложения.

Когда лучше повторять

Специалисты утверждают, что лучше всего повторять материал за 10-15 минут до сна, поскольку в течение дня ты получаешь огромное количество различной информации, которая, как бы, вытесняет из головы выученный ранее материал. Такая методика называется ретроактивным торможением.

Есть метод и, так называемого, проективного торможения, который заключается в том, чтобы повторять пройденный материал или учить новый сразу же после пробуждения. Сторонники этого метода утверждают, что лучше всего запоминается информация, которую мы получаем первой после сна.

Ты можешь выбрать ту методику, которая более удобна именно тебе. Если ты сова, то, скорее всего, тебе будет не очень удобно учить что-то утром, а жаворонкам, может быть, наоборот, сложно заставить себя учиться перед отходом ко сну. Как вариант, ты можешь попробовать оба метода и определить, какой работает лучше.

Теперь вы знаете, как быстро запомнить текст или другую важную информацию. Главное, не ленитесь применять советы из статьи на практике 😉

В этой статье Вы узнаете о том, как лучше запоминать информацию благодаря надежным способам, которые уже помогли многим людям в учебе, чтении и обучении в целом.

Если Вы читаете научную литературу, чтобы изучить какую-то конкретную тему (скажем, инвестиции или интернет-маркетинг) или подготовиться к экзаменам, Вам помогут несколько правил, которые будут постоянно увеличивать Ваши возможности запоминать и воспроизводить материал.

Используйте эти правила каждый день и увеличивайте свой учебный потенциал.

Как лучше запоминать информацию:

Правило № 1: Сначала быстрое чтение, потом — детализированное

Обычно люди стараются запомнить все детали из прочитанного материала за один присест, но лучший способ выучить сложную информацию – это разделить процесс чтения на два или три этапа.

Сначала пробегите глазами по тексту, который Вам нужно прочитать (две-три страницы будет в самый раз), читая поверхностно. Не заставляйте себя запоминать что-либо во время первого чтения.

Теперь вернитесь к этому же материалу, читая медленно в этот раз. Произносите трудные слова вслух. Подчеркивайте сложные слова или ключевые понятия.

Если Вы все еще чувствуете себя озадаченным, пройдитесь по материалу в третий раз. Вы будете поражены тем, как много информации поместилось в Вашей голове!

Правило № 2: Делайте заметки

Изучая новый материал (на лекции, вебинаре, просто читая что-то), делайте заметки.

Спустя некоторое время, перепишите свои заметки в тетрадь, собирая и обобщая при этом всю информацию. Вы заметите, что Вы, вероятно, записали часть информации или материалов, которая казалась Вам очень важной во время лекции, но теперь уже не представляет интереса.

Опирайтесь на концепты, которые Вы записали, но не четко объяснили, записывая свои мысли. Посмотрите определения ключевых слов и внешних ресурсов. Запишите информацию, которую Вы нашли, в таком виде, в каком Вам удобно. Это закрепит информацию в вашей памяти.

Правило № 3: Учите других

Мы лучше всего запоминаем, когда учим других. Вот почему учебные группы могут быть очень эффективными, если их правильно использовать. Вместо того, чтобы использовать свою группу только для выполнения каких-либо заданий, попросите своего партнера «прогнать» Вас по пройденному материалу, заставить Вас устно еще раз повторить то, что Вы выучили.

Найдите в классе человека, который плохо учится, и станьте для него неформальным наставником.

Если Вы не можете найти такого «ученика», расскажите Вашему партнеру или соседу по комнате о том, что Вы узнали в классе. Не повторяйте материал, который Вы уже хорошо знаете.

Выберите информацию, с пониманием которой у Вас возникли проблемы, и заставьте себя объяснить ее кому-то за обедом или во время прогулки с собакой. Это позволит Вам действительно понять всю суть материала, который Вы учили.

Правило № 4: Говорите сами с собой

Хотите – верьте, хотите – нет, но слушая собственный голос, Вы сможете легче запоминать новые факты. Запишите на диктофон, как Вы читаете ключевые слова и определения вслух, а позже прослушайте. Этот трюк сделает Ваше самообучение более эффективным. У Вас будут задействованы несколько чувств одновременно — слуховые, вербальные и визуальные — плюс Вы будете более внимательны, так как чтение вслух требует концентрации.

Есть еще одна забавная хитрость. Она заключается в том, чтобы сделать из гибкой ПВХ трубы «телефонную трубку», которую Вы могли бы подносить ко рту и прикладывать к уху во время чтения вслух. Хотите – верьте, хотите – нет, но концентрированный звук собственного голоса, проходящий через этот «телефон», будет проще запомнить, чем Ваш обычный голос во время чтения материала вслух.

Правило № 5: Используйте визуальные подсказки

Многие из нас запоминают все с помощью визуального канала. Вы можете фактически запечатлеть в своем сознании образ формулы, определения или понятия, и сможете легко вспомнить нужную информацию во время теста или в случае необходимости.

Используйте эту функцию Вашей памяти, рисуя картинки на карточках или используя различные цветные маркеры, когда записываете информацию, необходимую для запоминания.

Например, если Вам нужно запомнить латинский или греческий корень слова, Вы можете рисовать картинки, которые символизируют значения этих слов. Латинское слово «аqua» означает воду, так что Вы можете написать «aqua» голубым маркером и нарисовать рядом каплю. Латинское слово «spec» означает смотреть, так что Вы можете нарисовать рядом очки.

Карточки также являются полезным инструментом для визуального запоминания, особенно если Вы используете картинки и цвета, чтобы сделать их. Вы на самом деле может вспомнить слово или формулу просто потому, что вспомните, как Вы мучились, решая каким цветом стоит написать это определение – оранжевым или зеленым. Цвет может вызвать Вашу зрительную память, что и поможет Вам получить доступ к информации.

Посмотрите интересное видео про визуальные заметки, помогающие быстро запоминать информацию:

Правило № 6: Используйте шокирующий стимул

Было ли у Вас когда-нибудь ощущение во время учебы, что Вы просто неспособны запомнить важную информацию?

Хотите – верьте, хотите — нет, но использование какого-нибудь шокирующего физического стимула поможет Вам понять, а затем и запомнить сложный материал.

Согласно исследованию, проводимо на тему: «Как лучше запоминать», если положить руку в миску с ледяной водой во время учебы, то это поможет запомнить, а потом вспомнить нужную информацию. Это происходит потому, что отрицательные раздражители активируют часть Вашего мозга, отвечающую за память (предположительно это происходит для того, чтобы мы лучше запоминаем негативный опыт, чтобы не повторять его, но это так же эффективно работает при обычном запоминании информации).

Вы можете использовать ледяную воду, что-то горячее или умеренную боль, чтобы помочь себе запомнить сложную информацию. Попробуйте щипать себя за руку, держа мешочек со льдом в руке, или держите чашку горячего чая во время учебы, чтобы стимулировать Вашу память. Главное не навредить себе по-настоящему!

Правило № 7: Жуйте жвачку

Учителя могут запрещать жевание резинки на своих уроках, потому что они не хотят потом отдирать ее из-под столов, но сам процесс жевания жвачки может помочь Вам лучше учиться и справляться с тестами.

Одно исследование изучало эффект от жевания резинки во время теста (на примере выпускников). Исследование показало, что жевание резинки помогло ученикам закончить тест на 20 минут раньше.

Другое исследование было проведено на восьмиклассниках, сдававших годовой экзамен по математике. Результаты показали, что ученики, которые жевали резинку, получили за тест оценку на 3 процента выше, чем их товарищи, не жевавшие резинку.

Как жвачка помогает лучше запоминать информацию?

Процесс жевания жвачки стимулирует приток крови к мозгу и помогает Вам оставаться бодрым.

Какие жвачки лучше действуют?

Не имеет значения, жуете ли Вы жвачку с сахаром или без. Значение имеет ее вкус. Переходите на жвачки со вкусом мяты, поскольку мята действует как психический стимулятор и поможет Вам чувствовать себя спокойным и сконцентрированным.

Правило № 8: Участвуйте в работе класса, даже когда чувствуете дискомфорт

Возникли проблемы с определенным понятием?

Большинство из нас предпочитают отсидеться где-нибудь в уголке и остаться незамеченными в классе, пока нам не разложат весь материал по полочкам. Но эта привычка всегда будет мешать Вам в процессе обучения. Поднимите руку, задайте вопрос или добровольно поучаствуйте в обсуждении темы, с которой у Вас возникли затруднения.

Вы не посещаете групповые занятия? Найдите кого-то, кто понимает нужную Вам тему, и обратитесь за советом или помощью. Пусть вас беспокоит то, что Вы что-то не понимаете.

Дискомфорт, который Вы чувствуете во время выполнения этих действий, повысит Ваши возможности запоминания. Вы получите ответы на Ваши вопросы и легко сможете вспомнить материал позже, когда будет больше всего нужно.

Правило № 9: Выделяйте и перефразируйте то, что читаете

Читая трудный для понимания текст, Вам может показаться, что у Вас уже буквы плывут перед глазами. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова и понятия во время чтения.

Произносите слова или понятия вслух в то время, как выделяете их, а затем запишите (при этом перефразировав) материал в тетрадь. Это поможет вам переварить всю информацию, а не просто поверхностно пробежаться по ней глазами.

Правило № 10: Придумывайте стишки или песни

Вам, конечно, не нужно будет проделывать этот трюк с большинством материала, но Вы можете открыть для себя пользу в придумывании стихотворений, рифм или запоминающихся песен, которые помогут запомнить особо сложные формулы.

Вам может оказаться легче запомнить формулу, если Вы придумаете для нее музыкальное оформление.

Как формулы помогают лучше запоминать информацию?

Многие формулы не имеют для нас никакого смысла. Они выглядят как список случайных цифр и букв, или кажутся набором случайных инструкций, которым не хватает связующего элемента.

Если Вы превратите формулу в песню или стих, Вы осознаете то, что когда-то казалось иррациональным, и это осмысление материала позволит Вашему мозгу лучше воспринять информацию и сохранить ее таким образом, чтобы потом к ней можно было легко получить доступ.

Правило № 11: Ищите ассоциации

Аналогичным образом, метод ассоциаций может помочь Вам отыскать связь между датами или отдельными фактами, которые необходимо запомнить в определенном порядке.

Найдите способ связать дату и имя, чтобы в этом был какой-то смысл, используя игру цифр или слов. Вы, наверное, уже когда-то делали что-то подобное, когда Вам нужно было запоминать пароль или номер телефона.

Найдите способ связать число с именем таким образом, чтобы это имело смысл для Вас и вопрос, как лучше запоминать информацию, не будет для Вас таким острым.

Правило № 12: Делайте перерывы во время учебы

Если Вы постоянно учитесь на протяжении длительного периода времени, то можете заметить, что Ваша производительность падает по мере того, как долго Вы просиживаете за занятиями. Исследования доказывают, что во время учебы необходимо делать 10-минутный перерыв каждый час, чтобы максимизировать производительность.

С чего должен состоять такой перерыв?

Обязательно встаньте, пойдите в туалет, выпейте чего-то или перекусите. Лучше всего покинуть комнату, в которой Вы сидите, и немного подвигаться, чтобы улучшить кровоток. Если у Вас есть такая возможность, попрыгайте или сделайте растяжку, чтобы получить прилив адреналина и взбодриться. После этого можете опять браться за работу.

Правило № 13: Найдите практическое применение

Возникли проблемы с запоминанием формулы или теории?

Проблема в том, что Вы, вероятно, не нашли практическое применение для этого понятия в жизни, поэтому ваш мозг все никак не хочет его запоминать.

Представьте, как можно использовать на практике эту формулу или понятие для решения реальной проблемы. Если это возможно, разыграйте или мысленно представьте себе влияние этой проблемы в практической плоскости. Это поможет Вам понять формулу или понятие и в случае надобности легко вспомнить.

Правило № 14: Создайте физический образ

Некоторые концепции трудно понять, пока Вы не увидите их физический образ или иллюстрацию идеи.

Например, оценить важность микроскопического анализа Вы сможете, взглянув на изображение цепи ДНК или анатомии клетки. Если вы не можете создать физический образ или картинку, найдите изображение в Интернете. Это поможет Вам отчетливо представить проблему.

Правило № 15: Читайте важную информацию перед сном

Наш мозг продолжает работать, даже когда мы спим. Перечитайте свои конспекты перед сном еще раз, чтобы Ваш мозг смог лучше усвоить материал в то время, когда Вы спите.

Не читайте ничего, что вызывает у Вас тревогу или огорчает (так Вы рискуете нарушить свой сон). Вместо этого используйте этот трюк, чтобы закрепить основные понятия и информацию, которая понадобиться Вам позже.

Правило № 16: Практикуйте дыхательные упражнения

Стресс подавляет способность к концентрации и усложняет доступ к информации, которую Вы уже выучили.

Вот почему Вы спокойно можете понять принцип, находясь в классе, но затем зайти в тупик во время написания теста. Вы знаете, что информация находится где-то на задворках Вашего разума, но Вы просто не можете получить доступ к ней. Это происходит потому, что стресс отключает Вашу возможность концентрироваться на чем-либо, у Вас остаётся только реакция «бей или беги».

Чтобы побороть стресс, делайте на протяжении от трех до пяти минут.

Найдите тихое место, установите таймер, закройте глаза, а затем сосредоточьтесь исключительно на своем дыхании. Вдохните как можно глубже, задержите дыхание, пока не почувствуете небольшой дискомфорт, а затем медленно выдохните, пока Вы не почувствуете полного облегчения.

Повторяйте в том же духе, не беспокоясь ни о чем и фокусируя все внимание на том, как приятно просто дышать, пока таймер не прозвонит.

Попробуйте выше перечисленные способы запоминания информации и найдите самые эффективные для Вас.

Удачи в усвоении новой информации!

Вас это заинтересует:

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал