Известные женщины викинги. Женщины викингов

25.11.2022

Свободная, равноправная мужчине, она выбирает, с кем ей жить и предаваться любви, она умеет сражаться и идет в набег вместе с викингами, стильная кольчужка облекает ее стан, меч в руке готов разить без пощады, и ледяной морской ветер развевает ее непокрытые волосы.… Так представляет себе большинство почтенной публики типичную скандинавскую женщину в эпоху викингов.

Конечно, этот будоражащий образ не имеет ничего общего с действительностью.

Бесспорно, скандинавская женщина в VIII-XI вв. имела более высокий статус, чем ее европейские сестры. Ее не принуждали сидеть на женской половине дома, наоборот, она была украшением мужского общества, с ней охотно вели беседы и прислушивались к ее советам. Но закон считался лишь с мужчиной, в чьей абсолютной власти она находилась, муж нес ответственность за ее проступки, и ему же она отдавалась для наказания. Сама женщина не имела почти никаких прав в обществе, она не могла продавать или покупать товары, часто отлучаться из дома, не могла решать судьбу своих дочерей, почти во всех областях Скандинавии она была лишена права наследства, и уж тем более ей не было дано распоряжаться своей личной свободой. Если женщина разводилась или оставалась вдовой, она переходила под опеку своих братьев или ближайших родственников. Отдельное ее существование в мужском мире было невозможным.

В первую очередь я хотела бы развеять уродливый миф о половой распущенности северян. По недомыслию это считается обязательным атрибутом темного языческого общества, в которое только христианство принесло луч света и мораль. Хотя еще в I веке Тацит писал о германских племенах: «У столь многолюдного народа прелюбодеяния крайне редки»! На протяжении столетий культ рода, приверженность к принятым законам и постоянная борьба за выживание выковали в древнескандинавском обществе поистине железные устои. Непорочность и супружеская верность почитались как первейшие добродетели.

До замужества девушки находились под присмотром отцов или опекунов, но, хотя они имели право выезжать в гости и общаться с мужчинами, личные шалости были непозволительны. По закону тот, кто дерзнул ухватить барышню за руку, поцеловать или даже посвятить ей любовную вису, должен был платить штраф оскорбленным родичам. Вообще девичья честь считалась честью всей семьи – соблазн или изнасилование влекли за собой кровную месть. В Landnamabok рассказывается о викинге Уни Гардарссоне – вместе с товарищами он зимовал у некоего Лейдольфа в Исландии и попутно соблазнил его дочь. Когда весной выяснилось, что она беременна, Уни пытался обманом избежать ответственности и уплыть в Швецию. Разъяренный отец догнал беглецов и изрубил со своими людьми.

Конечно, в сагах упоминается и о вспыхнувшей между юными сердцами любви, но такие истории редко заканчивались браком. Мужа выбирал отец или родственники, ориентируясь на благородство и состояние мужчины, чтобы супружество принесло семье могущество. В этих делах редко считались с девичьими предпочтениями. В Саге о Ньяле говорится о потрясающей красавице Халльгерд, которая противилась браку с Торвальдом, на что ее отец сказал: “Думаешь, я нарушу данное мною слово из-за твоей гордости? Если не согласишься по доброй воле, тебя заставят”.

Поскольку опороченная девушка навлекала позор на весь род, особую важность имело соблюдение свадебных обрядов, законно передающих целомудренную невесту в руки супруга. Свадебный обряд был многоэтапен и состоял из сватовства – bónorð, покупки невесты – brúðkaup (на этой стадии договаривались о дарах и приданом), обручения – festar и непосредственно свадебного пира с последующей брачной ночью и утренним даром в награду за девственность. Девушка, выданная замуж с соблюдением всех этих формальностей, «купленная даром и словом», называлась óðalskona – брачной, законной женой, наделенной домашней властью и полномочиями. Ее будущие дети считались законнорожденными и имели право на óðal – земельную собственность, передающуюся строго по наследству. Если данный обряд был не соблюден, девушку сманили или похитили, то она считалась наложницей – frilla, независимо от ее происхождения и статуса. Касательно доступных женщин употребляли слова и погрубее – hóra, skækja – шлюха, потаскуха. Многоженство не поощрялось у викингов, да и не было нужно, поскольку наряду с законной женой хозяин дома мог держать несколько таких наложниц, обычно состоявших из военнопленных женщин или рабынь, которые расценивались как товар, наравне с мехами и моржовой костью. Со временем в Скандинавии развился особый институт наложничества: женщины более низкого происхождения становились наложницами знатных мужчин, что повышало их социальный статус, обычно им даже выделяли собственный двор. Дети наложниц были незаконнорожденными и не имели прав на наследство, если глава семьи вообще давал им возможность жить, а не распоряжался отнести новорожденных в лес (такая практика избавления от нежелательного потомства называлась útburðr – дословно «вынос»). Однако если ребенок подавал надежды и выделялся красотой и силой, отец проводил обряд введения в семью – ættleiðing – и наделял его имуществом.

Древние скандинавы в принципе не терпели грязи и блудливости, даже рабы были обязаны с позволения господина жениться на рабынях, а не путаться меж собой как попало.
Понятно, что в таких условиях о сексуальной свободе и речи быть не могло – если девушка поддавалась соблазну, она неизбежно втягивала в кровавую мясорубку своего любовника, его родичей и своих близких. В древней Швеции падшая девушка звалась miskunna kona fadhurs ok modhur – “женщина, зависящая от милости отца и матери”, поскольку им было решать, простить ее или лишить прав честной дочери. А для замужней женщины быть пойманной с другим мужчиной означало полный крах в глазах семьи и общества, огласку и позор для всей родни. По закону, муж должен был сорвать с изменницы плащ, отрезать сзади половину платья и в таком виде выгнать со своего двора. И уж тем более никому из викингов и в голову бы не пришло предлагать свою жену другому мужчине.
Впрочем, суровая жизнь, протекавшая в постоянном труде, строгие семейные нравы и сдержанный характер северян изначально не способствовали разгару огненных страстей.

Женщина так же обладала правом на развод, что спасало ее и детей от дурного обращения. Сам по себе развод оскорблял родню обеих семей и служил поводом для распри, однако жены расторгали браки с частотой, возмущавших современников из других стран. После принятия христианства они лишились этой возможности.

Перейдем к следующему расхожему мифу – о северной воительнице. Обычно эта версия подкрепляется двумя аргументами: ведь есть песни о валькириях и есть захоронения, где женщины погребены с оружием. Воистину, немало копий сломано вокруг этого вопроса, но на сегодняшний день 99% исследователей опровергают существование обученных военному делу женщин, принимавших участие в походах и морских набегах. О валькириях можно говорить до бесконечности, но суть одна – пособницы перерождения павшего воина в эйнхерия и проводницы в Вальхаллу, они не имеют ничего общего с женщинами из плоти и крови. Важный момент – валькирии воплощают ярость битвы, жажду крови, исступление, с которым воины убивают друг друга, но сами они не сражаются! В Сагах о древних временах упоминаются воительница Хервёр и ее дочь, но этот материал, как и песни о валькириях, относится к седому древнескандинавскому эпосу и имеет мифологическую подоплеку. Адекватный взгляд «современника» отражен в скальдической поэзии и в родовых сагах, и в них нет намеков на существование женщин, которые сражались бы наравне с мужчиной. “Ты не лучше бабы способен владеть оружием!”, – выговаривал некий Кетилль Раумюр своему ленивому сыну, и его слова подтверждают факт, что девочек не обучали военному мастерству.

Это не означает, что женщина была неспособна на убийство. Конечно, в крайнем случае она могла взяться за топор, защищая себя и домочадцев. В Саге о Гисли жена героя оборонялась вместе с ним от его врагов. Но чаще в противостоянии с грубой мужской силой выигрывала женская хитрость. Известен подвиг женщин в Верендском хераде, в Смоланде, куда в отсутствие конунга и его войска вторглись датчане: жительницы херада торжественно встретили вражескую дружину и устроили пиршество, а после, усыпив бдительность воинов пивом и ласковым приемом, устроили резню. Немногие выжившие датчане бежали с позором, а женщины Смоланда с тех пор получили множество привилегий, в том числе и право на наследство наравне с мужчинами. В память о женской отваге невесты этой области провожались под венец со всеми воинскими почестями.

К этой же традиции можно отнести редкие захоронения, где среди женских украшений обнаружены наконечники стрел или топоры. При этом само боевое облачение отсутствует, а на женских костях нет повреждений и переломов, характерных для сражавшихся мужчин. Вполне возможно, что эти женщины погибли, защищая себя или домашних. Не будем забывать, что могила больше отражает обычаи тогдашнего строя, нежели саму личность усопшего.

В конце концов, древние скандинавы уважали свою натуру – вот чему следует поучиться современному обществу. Вести себя неадекватно своему полу было делом немыслимым. Считалось, что такой девиант может и вовсе оказаться не человеком, а троллем или хюльдрой. Для мужчины было позором прослыть «мужем женовидным», а для женщины – вести себя мужеподобно. По исландским законам, мужчина даже мог расторгнуть брак с женщиной, если она носила штаны. «Такую женщину постигает та же кара, что и мужчину, который носит рубашку с таким большим вырезом, что видны соски, – и то, и другое – основание для развода», – говорится в Саге о людях из Лаксдаля. Так и произошло: женщина по имени Ауд осмелилась надеть этот предмет мужского гардероба, чем вызвала пересуды и получила прозвище Ауд Штаны. После такого ее муж Торд на тинге объявил о разводе.

Ратное дело, морской разбой, рыболовство, торговля, строительство кораблей, охота, законодательство были атрибутами мужского мира, внешнего мира. В ведении женщины был мир внутренний, тот, что заключался innan stokks, «за порогом», в одале. Замужняя женщина звалась húsfreyja – госпожа дома, и объемная связка ключей на поясе символизировала ее власть. Исключительно от нее зависело благосостояние дома, пока муж добывал богатство и славу в викингских походах. Она распоряжалась домочадцами и рабами, занималась производством продуктов и заготовками на зиму, заведовала полевыми работами и уходом за скотом, изготавливала домотканую одежду и полотна для разных нужд, вынашивала и воспитывала детей. Кроме того, она была искусна в медицине и магии, которая заключалась в рунах, заклинаниях – galdr и ворожбе – seidr. Чародейство и заговоры считались женским делом, хотя были и мужчины, занимавшиеся тем же ремеслом.

Ведение обширного хозяйства в суровых условиях требовало от женщин рассудительности, дальновидности, хладнокровия, а иногда бесстрашия и решительности, от которых зависела жизнь. Характерно, что викинги не требовали мягкости и восточной покорности, наоборот, от жены ожидали разумных советов и твердой поддержки, она одна могла утихомирить гнев мужа, образумить его и, в конечном счете, повлиять на исход дела. Поэтому многие мужчины стремились заручиться поддержкой мудрых женщин, особенно при дворе вождей. Это не было пустяком, учитывая, насколько искусно тогдашние женщины подстрекали мужчин к убийству. Поводом могло послужить что угодно: от банальной женской неприязни и зависти до действительно серьезных оскорблений. Знатная исландка Гудрун подбила своих родичей на убийство Кьяртана, ее возлюбленного, который так и не посватался к ней, после чего ее выдали за другого. Всю жизнь она сожалела об этом: «Тому принесла я величайшее горе, кого я любила больше всех…». Воистину, женщинам не нужно было самим браться за оружие, когда одного только красноречия было достаточно, чтобы разжечь вражду между семьями и пролить кровь. Чаще всего именно сестры, матери и жены напоминали мужчинам о мести, о том, что нанесенные обиды могут быть примирены лишь кровопролитием, попрекали «женовидностью», ленью и трусостью, угрожали разводом и язвительными речами растравливали душу. Это вело к жестоким столкновениям, в которых гибло множество воинов, они также требовали отмщенья, и кровавый круг замыкался.

Характерной чертой скандинавских женщин являлась гордость, усиленная знатным происхождением, а исландки отличались своенравием. Немало заносчивых красавиц позволяли себе надменный тон с мужем или в открытую осыпали его бранью, если он вел себя недостойно. Бывало, мужчины в принципе не могли пойти против несокрушимой воли хозяйки. В Саге о людях из Лаксдаля женщина по имени Вигдис, узнав о подлом сговоре против ее родича, «подняла кошелек и ударила им Ингъяльда по носу так, что сразу же на землю потекла кровь. При этом она сказала ему много презрительных слов, а также что он никогда больше не получит этих денег, и велела ему убираться».
Для мужчины считалось недостойным ругаться с женщиной и бить ее, хотя в семейной жизни происходило всякое. Но, несмотря на свое подчиненное положение, женщины не спускали с рук обиды. В Саге о Ньяле есть яркий эпизод, когда Гуннар защищает свой дом от врагов и просит свою жену Халльгерд отрезать прядь ее длинных волос, чтобы заменить порванную тетиву на луке. На что она отвечает: «Теперь-то я отплачу тебе за ту незаслуженную пощечину! Что мне за дело до того, сколько времени ты можешь защищаться?». Гуннар вскоре пал от ран.

Но намного больше встречается примеров супружеской верности, когда жены отказывались спастись и погибали вместе с мужьями, всходили на погребальный костер вслед за супругом или угасали в короткое время «af harmi ok trega» – от скорби и печали.

Безусловно, по твердости духа скандинавские женщины не уступали своим воинственным мужчинам, но при этом не посягали на традиционно мужские занятия. Находясь в мужской воле они, тем не менее, обладали чувством собственного достоинства и пользовались почтением у своих грозных супругов, державших на тот момент в страхе Европу. В принципе, само устройство древнескандинавского общества способствовало взаимоуважению между людьми. И, конечно, всем этим мужчинам и женщинам была ведома ревность, любовь, верность, тоска и желание, о чем так лаконично отзываются саги.

Всем, кому кружат голову развратные и яростные воительницы в доспехах, насаживающие на копья тела врагов, стоит обратиться к древнекельтскому миру. Именно в дохристианской Ирландии женщины правили, участвовали в сражениях, принимали влиятельные решения касательно войн и в безжалостности не уступали мужчинам. Достаточно лишь вспомнить Боудикку, правительницу бриттского племени икенов, под предводительством которой были разгромлены 3 города, а над римским населением учинена жесточайшая расправа. Что же касается сексуальной свободы, то в ирландских законах встречаются около 9 вариантов сожительства мужчины и женщины (не говоря уже о многоженстве и праве первой ночи). В целом, женщина в кельтском языческом обществе занимала очень почетное место. Принятие христианства покончило с этой вольницей – наступило время патриархата.
Автор статьи – Siegreiche Zaertlichkeit

0 для " ЖЕНЩИНЫ ЭПОХИ ВИКИНГОВ "

Предназначение женщины древним жителям Скандинавии виделось в главном - продолжении рода. Об этом нам дают четкое представление саги викингов. Недаром по старинной традиции невест для воинов Севера выбирали жрецы. Они же и определяли законы семейной жизни, в которой разграничивались функции женщин в ведении домашнего хозяйства, в участии в военных походах, а также на охоте и на рыбной ловле.

Юная невеста (выдавали замуж в возрасте 12 лет) давала новой семье своего мужа не только одежды из льна и шерстяных тканей, необходимое, передаваемое из поколение в поколения прядильное колесо, иные инструменты для ткачества, примитивную мебель, родовые украшения из драгоценных металлов. Жена могла передать мужу и боевые доспехи своего отца, его меч. Если, конечно, не было других наследников, а сам прежний хозяин погибал в схватке где-нибудь на побережье среди скал холодных фьордов.
Женщины викингов были надежной опорой своих мужей. Нередко именно они несли всю ответственность за род, за добычу средств к существованию. И даже за успех военных предприятий, набегов, которые викинги совершали в земли Запада и Востока.

В памятниках старинной литературы скандинавов мы найдем упоминание о термине skjaldmoir, что означает "дева щита", "щитоносица", тремин встречается в многих сагах. Достаточно вспомнить имена шведской принцессы Торнбъёрг из "Саги о Хрольве сыне Гаутрека", женщины Хервёр из "Саги о Хервёр", Брунгильд из "Саги о Вёльсунгах" и "Саги о Боси и Херрауде". Саксон Грамматик (писатель XII в.) оставил нам упоминание о женщинах-воительницах Севера. Подобные сведения находятся у византийца Иоанна Скилицы (XI в.), который описывает дружину русов князя Святослава в 10-м столетии. Нередкий персонаж скандинавских преданий и легенд - валькирия, женщина-воительница, устремляющаяся в бой.

В погребениях древних скандинавов нередко находят останки женщин-воительниц. Так, в начале 20-го века в норвежском могильнике были найдены два скелета воинов, на что указывали погребенные предметы воинского обихода и мечи. После изучения скелетов исследователи пришли к выводу, что принадлежали скелеты именно женщинам.
Вообще, археологических находок оружия в женских погребениях Скандинавии немало: раскопаны топоры (Боговай, Дания, и Марем, Норвегия), наконечники стрел (Неннесмо и Клинта, Швеция), боевые и охотничьи копья (Гердруп, Дания).

Совсем недавнее открытие археологов также подтверждает версию о том, что в отрядах викингов состояли женщины-воины. Был проведен анализ ДНК скелета, найденного в могильнике острова Бьорке. На озере Мэларен некогда располагалась самая первая столица викингов. Ее нашли еще в позапрошлом веке. Результаты анализа показали, что в могиле была похоронена женщина, которая имела высокое положение в воинской иерархии скандинавов. На это указывало то, что вместе с трупом были похоронены два боевых коня, оружие, а также настольная игра. Викинги любили предаваться играм, симулировавшим тактические ситуации. Такой опыт был потом востребован в военном деле.

Суровые условия жизни не давали выбора древним жителям современной Норвегии и Швеции. Когда речь шла о выживании рода, то на руководящие посты в военной иерархии выдвигались независимо от пола сильные личности, способные вести за собой воинов в опасные набеги. Грабеж сопредельных земель был жизненной необходимостью для обитателей скалистых фьордов.

К тому же участие женщин в боевых походах освящалось древней традицией кельтов. Легендарная Боудикка, правительница бриттского племени икенов, повела свое войско на римские поселения. Ей удалось разгромить целых три римских города, вырезав местное население без всякой жалости.

Случалось, что на войне женщина оказывалась гораздо опаснее мужчины. Грубой силе воительницы противопоставляли хитрость и расчет. Саги сохранили известие о случае в землях Смоланда. Датчане обрушились на Верендский херад, когда местный конунг ушел в набег. Женщины не стали убегать в леса и скалы, а приветливо приняли новоявленных завоевателей, напоили их пивом, славно угостили. А потом перерезали захмелевших датчан. В бойне мало кто выжил из незваных гостей, датчан преследовали и убивали. Недаром впоследствии воительницы Смоланда пользовались привилегиями, связанными с древним подвигом. Невесте при вступлении в брак викинги оказывали воинские почести.

Лагерта из популярного сериала "Викинги" телеканала History могла не только существовать на самом деле, но и быть одной из многих скандинавских воительниц.

Образ легендарной жены викинга Рагнара Лодброка Лагерты был перенесен в популярный сериал из средневековых легенд. В хрониках Саксона Грамматика повествуется о женщине с храбрым сердцем, которая на поле брани с мечом бьется в первых рядах воинов. Средневековый историк писал и о других женщинах-викингах, регулярно участвующих в сражениях и изнуряющих себя тренировками: «…Были женщины, которые одевались так, чтобы выглядеть как мужчины, и каждую минуту посвящали упражнениям в воинских занятиях, они не хотели утратить силы своих доблестных мышц и предаться изнеживающей роскоши».

В 1789 году датский драматург Кристен Хенриксен Прам написал по хроникам историческую драму «Лагерта». До последнего времени к рассказам о средневековых женщинах-воинах историки относились как к художественной литературе, легендам, эпосу. Однако археологические раскопки на территории Швеции поменяли представление об этом явлении.

Важная находка

О существовании реального прообраза легендарной королевы викингов до недавнего времени никто не думал всерьез, однако в 2017 году были сделаны крайне важные открытия. Еще в конце XIX века недалеко от старинного города Бирки были обнаружены останки древнескандинавского воина, похороненного вместе с двумя щитами, ножом, копьями и мечом. Принадлежность погребенного к высокому сословию подчеркивало то, что в его могиле также находились останки двух лошадей и предметы для игры, напоминающей шахматы. Это захоронение стало считаться одним из самых важных исторических памятников эпохи викингов.

Во второй половине ХХ века в научном мире заговорили о том, что структура найденного скелета, скорее всего, женская. В начале XXI века шведский антрополог Анна Кьеллстрем с уверенностью подтвердила данные предположения. Точка в этом вопросе была поставлена осенью 2017 года: ученые из Стокгольмского университета опубликовали в American Journal of Physical Anthropology результаты исследований ДНК викинга. Анализ показал, что в разных костях скелета отсутствовали Y-хромосомы, а значит, скелет принадлежал женщине.

К выводу о существовании в средневековой Скандинавии женщин-воительниц подталкивают и сведения о более широких (по сравнению со другими обществами того времени) правах, которыми обладали женщины этого региона. Их не выдавали замуж против их воли, они наравне с мужчинами считались наследницами имущества и не переставали им владеть, вступая в брак. В скандинавском эпосе героини - как и мужчины, полноправные участники действия.

В эпопее «Викинги» жена короля норманнов Рагнара Лодброка вместе с другими воительницами носит меч и кожаные доспехи, доблестно сражается. После смерти Рагнара она занимает его трон, к ней переходит власть над землями мужа.

Вот что пишет о королеве норманнов Саксон Грамматик: «...Опытная в ратном деле женщина по имени Ладгерда, которая имела мужественное сердце, хотя и была лишь девушкой. С распущенными по плечам волосами она сражалась в числе первых среди самых отважных воинов. Все восхищались её непревзойдёнными подвигами, так как её развевавшиеся за спиной волосы выдавали, что она женщина».

Отдельно средневековый хронист выделяет силу духа воительницы, которая в битве за власть убивает своего второго мужа Харальда: «...В чьём нежном теле скрывался несравненно более суровый дух, примерами своей выдающейся отваги смогла уберечь своих уже было дрогнувших воинов от желания бежать. Совершив обходной манёвр, она вышла в тыл ничего не подозревавшего врага, посеяв в его лагере страх и смятение. Под конец войско Харальда пришло в замешательство, а сам он, видя гибель своих воинов, бежал. Вернувшись после боя домой, Ладгерда ночью вонзила в горло своего мужа наконечник копья, который она спрятала в своём платье, присвоив, таким образом, себе всю его власть и звание. Эта своенравная женщина считала более для себя удобным править королевством без мужа, чем быть вынужденной делить его с ним».

В историческом сериале роль Лагерты исполняет актриса украинского происхождения с канадским паспортом Кэтрин Винник. Известно, что она имеет лицензию телохранителя.

В свое время было много разговоров о той роли, которую играли женщины в эпоху викингов. Были ли они воинами, которые орудовали щитами и мечами бок о бок с мужчинами? Отправлялись ли они вместе с ними в знаменитые плавания викингов к таким далеким местам, как Европа, Россия и Северная Америка? Хотя в некоторых случаях трудно отделить миф от реальности, но становится ясно, что скандинавские женщины в обществе эпохи викингов пользовались большей свободой и властью в своих общинах, чем многие другие представительницы прекрасного пола того времени. Недавние исследования показывают, что многие норвежские женщины чаще, чем считалось ранее, путешествовали вместе с мужчинами. Это позволяет предположить, что женщины также играли активную роль в колонизации новых земель.

Технически женщин даже нельзя назвать викингами. Дело в том, что древнескандинавское слово vikingar применялось только к мужчинам, как правило, к тем, которые отправились из Скандинавии в своих знаменитых длинных лодках к далеким берегам Великобритании, Европы, России, а также на острова Северной Атлантики и Северной Америки в 800-1100 годах нашей эры.

Но хотя эти викинги стали печально известными как свирепые воины и жестокие захватчики, они также были торговцами, которые установили торговые маршруты по всему миру. Они образовали поселения, основали города (Дублин, к примеру) и оказали воздействие на язык и культуру тех мест, где останавливали свои корабли.

Участие в походах

В то время как ранние исторические исследования о викингах предполагали, что скандинавы-мореходы путешествовали мужскими компаниями, возможно, из-за отсутствия желаемых компаньонок в Скандинавии, более недавнее исследование рассказывает совсем другую историю. В новой работе, опубликованной в конце 2014 года, ученые использовали митохондриальную ДНК в качестве доказательства того, что норвежские женщины присоединялись к своим мужчинам во время путешествий к Англии, Шетландским и Оркнейским островам и к Исландии. Более того, они были важными участниками этих процессов миграций и ассимиляций. Особенно в ранее необитаемых районах, таких как Исландия, норвежские женщины были чрезвычайно важны для заселения новых поселений и их процветания.

Общество эпохи викингов

Как и во многих традиционных цивилизациях, в эпоху викингов, по существу, доминировали мужчины. Они занимались охотой, боевыми действиями, торговлей и сельским хозяйством, в то время как жизнь женщин была сосредоточена на приготовлении пищи, уходе за домом и воспитании детей. Большинство захоронений времен викингов, найденных археологами, отражают эти традиционные гендерные роли: мужчин, как правило, хоронили с оружием и инструментами, а женщин — с предметами домашнего обихода, рукоделием и ювелирными изделиями.

Свобода

Но женщины в Скандинавии эпохи викингов действительно наслаждались необычной степенью свободы для того время. Они могли владеть собственностью, просить развода и возврата своего приданого, если их брак заканчивался. Женщины, как правило, вступали в брак в возрасте от 12 до 15 лет. Его организацией занимались семьи, но женщины имели право голоса в этом вопросе. Если женщина хотела развода, она должна была вызвать свидетелей в свой дом к брачному ложу и объявить перед ними, что она разводится со своим мужем. Брачный договор указывал на то, как семейное имущество будет разделено в случае развода.

Кто был главным в семье?

Хотя мужчина был главой семьи, женщина играла активную роль в управлении как мужем, так и домашним хозяйством. Норвежские женщины имели полную власть в домашней сфере, особенно когда отсутствовали их мужья. Если мужчина в семье умирал, его жена принимала на себя все обязанности и самостоятельно работала на семейной ферме или в торговом бизнесе. Многие скандинавские женщины эпохи викингов были захоронены с кольцами ключей, которые символизировали их роль и власть в качестве домохозяек.

Высокий социальный статус

Некоторые женщины имели особенно высокий статус. Одно из самых больших захоронений, когда-либо найденных в Скандинавии, принадлежит «королеве» — женщине, которая была похоронена в пышно украшенном корабле вместе со многими ценностями в 834. г. н.э. Позднее, в девятом веке, дочь норвежского вождя Гебридов (островов у северной Шотландии) вышла замуж за короля викингов в Дублине. Когда ее муж и сын умерли, она оставила домашнее хозяйство и организовала путешествие на корабле для себя и своих внуков в Исландию, где стала одним из самых важных поселенцев колонии.

Скандинавские женщины-воины

Были ли женщины-воины в обществе эпохи викингов? Хотя относительно немногие исторические записи упоминают о роли женщин в битвах викингов, историк византийской эпохи Йоханнес Скилицы оставил свидетельства о женщинах, которые сражались вместе с мужчинами в битве против болгар в 971. г. н.э. Кроме того, датский историк 12-го века Саксон Грамматик писал об особой женской общине, представительницы которой одевались как мужчины и посвятили себя обучению фехтованию и другим воинским навыкам.

Более того, некоторые из них участвовали в битве при Бровалле в середине восьмого века. В своей знаменитой работе «Деяния данов» Саксон писал о женщине из этой общины по имени Лагерта, которая воевала вместе с известным викингом Рагнаром Лозбруком в бою против шведов, и так впечатлила его своим мужеством, что он решил жениться на ней.

Большая часть того, что мы знаем о женщинах-воинах эпохи викингов, происходит из литературных произведений, в том числе романтических саг Саксона. Рассказы о женщинах-воинах, известных как валькирии, возможно, были основаны на сведениях об этих женских общинах времен викингов, и они, несомненно, являются важной частью древнескандинавской литературы. Учитывая распространенность этих легенд, наряду с более широкими правами, статусом и властью, которыми они пользовались, кажется вполне вероятным, что женщины в обществе викингов действительно иногда брали в руки оружие и боролись, особенно когда кто-то угрожал им, членам их семей и имуществу.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал