Эмоциональный интеллект. Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект

24.06.2023

Daniel Goleman; США, Стоктон; 06.03.1946 –

Книги Дэниела Гоулмана по психологии известны далеко за пределами США. Их суммарный тираж по всему миру составил более 5 млн. экземпляров. Книги Гоулмана переведены на более чем 40 языков мира, а сам ученный удостоен множества премий и наград. Его считают одним из основателей такого направления психологии как эмоциональный интеллект, которое благодаря книгам профессора Голулман получил широкую известность.

Биография Дэниела Гоулман

Дэниел Гоулман родился в 1946 году в небольшом городке Стоктон, штата Калифорния. Его родители работали профессорами в местном колледже. Отец был преподавателем гуманитарных наук, а мать социологии. Благодаря стипендии, которую он получил как одаренный ребенок, он с отличием окончил Амхерст колледж. Затем, опять-таки благодаря стипендии он получал образование в Гарварде. Здесь он получил звание доктора философии. Еще на стадии подготовки к написанию докторской диссертации, а также некоторое время после этого он провел много времени в Индии. Здесь у него был духовный наставник, опыт общения с которым и лег в основу его первой книги. Она вышла в 1977 году и называлась «Многообразие медитативного опыта». Позднее эта книга была выпущена под названием «Медитативный разум».

В 70-х годах прошлого века Дэниел Гоулман работал лектором в Гарвардском университете. Позднее начал работать в журнале «Психология сегодня», а начиная с 1984 года стал одним из экспертов по психологии в журнале «Нью-Йорк Таймс». Особую известность Дэниел Гоулман приобрел в 1995 году. Как раз в это время вышла его книга «Эмоциональный интеллект». Более полутора лет она занимала верхние строчки рейтинга бестселлеров «Нью-Йорк Таймс». Уже через два года выходит следующая книга Дэниела Гоулмана «Исцеление эмоций», через год еще одна, а через три года еще одна. На данный момент в активе писателя уже 15 книг, многие из которых стали бестселлерами. Кроме литературной деятельности писатель, как и , активно занимается практической психологией. Он является членом совета директоров института «Ум и жизнь», исследует эмоциональный интеллект на базе Рутгерского университета и занимается просветительской деятельностью. Последняя книга Дэниела Гоулмана «Сила добра. Далай-лама о том, как сделать свою жизнь и мир лучше» вышла в 2015 году.

Книги Дэниела Гоулмана на сайте Топ книг

Книги Дэниела Гоулмана читать становится популярным и в нашей стране. Так книга «Эмоциональный интеллект» заняла высокие места в нашем . При этом интерес к ней только нарастает и поэтому уже в следующих рейтингах нашего сайта мы вполне можем увидеть ее среди .

Дэниел Гоулман список книг

Деструктивные эмоции
Исцеление эмоций. Беседы с Далай-ламой на тему осознанности, эмоций и здоровья
Многообразие медитативного опыта
Мозг и эмоциональный интеллект
Простые истины. Психология самообмана

Сила добра: Далай-лама о том, как сделать свою жизнь и мир лучше
Социальный интеллект. Новые науки социальных отношений
Тройной фокус. Новый подход к образованию
Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе
Экологическая аналитика. Как знание того что мы покупаем может изменить все

Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект в бизнесе


Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


© 1995 by Daniel Goleman. Introduction copyright © 2005. All rights reserved

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018

* * *

Посвящается Таре, неистощимому источнику эмоциональной мудрости

Задача Аристотеля

Всякий может разгневаться – это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто заслужил, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом.

Аристотель. Никомахова этика


Невыносимо парило уже с утра. В Нью-Йорке выдался один из тех жарких и влажных августовских дней, когда ощущение дискомфорта всех приводит в уныние. Я возвращался в отель. Вошел в автобус, следовавший по Мэдисон-авеню. И тут же испытал потрясение, встретившись взглядом с чернокожим водителем средних лет, сиявшим радостной улыбкой. Он поприветствовал меня дружеским: «Здорово! Как дела?» Так он обращался ко всем входящим. Каждый вздрагивал от неожиданности, но из-за погоды и дурного расположения духа мало кто отвечал на добродушное приветствие.

Меж тем автобус, выруливая из уличных пробок, неспешно полз по центру послеполуденного города в потоке машин, густом, как всегда в этот час. И по пути в спальный район происходило медленное, прямо-таки волшебное превращение. Водитель между делом развлекал нас непрерывным монологом обо всем на свете: вон в том магазине во время распродажи творилось нечто невообразимое, а в этом музее открылась замечательная выставка. Вы еще ничего не слышали о новом фильме? Его недавно начали показывать в кинотеатре на углу… Восхищение богатыми возможностями, которые Нью-Йорк предоставляет жителям, заразило пассажиров. Приближаясь к своей остановке, каждый избавлялся от мрачной угрюмости, и когда водитель кричал вслед: «Пока! Всех благ!», с улыбкой отвечал ему тем же.

Память об автобусной поездке по Мэдисон-авеню жила во мне почти двадцать лет. На тот момент я только что защитил докторскую диссертацию по психологии; но в те времена психологи обращали слишком мало внимания на механизм подобных метаморфоз. Психологической науке почти ничего не было известно о возникновении эмоций. Однако уже тогда, представив себе, как вирус доброжелательности прокатывается по городу от бывших пассажиров того автобуса, я понял: водитель оказался кем-то вроде местного миротворца. Можно сказать, почти волшебником – ведь он преобразил бродившую в душах пассажиров мрачную раздражительность, чуть-чуть смягчил их сердца, сделал их самих добрее.

Приведу для сравнения несколько сообщений из еженедельной газеты.


В одной из школ девятилетний ученик разбушевался, залил краской парты, компьютеры и принтеры и покорежил машину на школьной автостоянке.

Причина в том, что соученики-третьеклассники назвали его «сосунком», и он вознамерился переубедить их.

Случайное столкновение в толпе тинейджеров, слонявшихся у манхэттенского клуба по интересам, привело к потасовке. Восемь подростков получили ранения. Драка закончилась тем, что один из обиженных открыл стрельбу из автоматического пистолета 38-го калибра. В отчете сообщается: в последние годы подобная пальба как реакция на мнимое неуважение становится все более и более обычным явлением по всей Америке.

По сообщениям печати о жертвах убийств моложе двенадцати лет, 57 процентов убийц составляют родители, отчимы или мачехи. Почти в половине случаев взрослые заявляют, что «просто пытались дисциплинировать ребенка». Избиение до смерти спровоцировано «нарушениями» следующего рода: ребенок мешает смотреть телевизор, плачет, пачкает пеленки и т. д.

Юношу-немца, члена неонацистской группы, судили за убийство пяти турецких женщин и девушек: пока они спали, он устроил пожар. На суде он рассказал, что не сумел сохранить работу, начал пить и в своей жестокой судьбе винил иностранцев. Едва слышным голосом он объяснял: «Я не перестаю глубоко сожалеть о содеянном, мне бесконечно стыдно».


Каждый день поток новостей в изобилии приносит подобные сообщения. Люди все хуже умеют ладить друг с другом, а ведь это угрожает всеобщей безопасности. Низменные побуждения идут на нас в атаку, вызывая безудержное желание уничтожать. Значит, в нашей собственной жизни, в жизни окружающих людей происходит широкомасштабный выход эмоций из-под контроля. Они вызывают волну разрушений, за которой, конечно, иногда следует раскаяние. Что с того? Ведь жизнь каждого под угрозой.

Последнее десятилетие прошло под барабанную дробь сообщений, свидетельствующих, как стремительно растет количество нелепых выходок, проявлений безрассудства и безответственности в семьях, сообществах и коллективах. Перед нами – рассказы о всплесках ярости и отчаяния одиноких детей, оставленных работающими родителями на попечение телевизора вместо приходящей няни. Детей, страдающих от того, что они оказались заброшенными, остались без внимания, подверглись жестокому обращению или стали жертвами распущенности родителей. Статистика показывает, что душевное нездоровье распространяется все шире, что случаев депрессии во всем мире становится все больше. Нарастает волна агрессивности: подростки с огнестрельным оружием в школах, перестрелки на автострадах, зверские убийства бывших коллег, совершенные работниками, недовольными увольнением. «Злоупотребление эмоциями», «стрельба из автомобилей на дорогах», «посттравматический стресс» – за прошедшее десятилетие все эти выражения вошли в повседневный лексикон. Теперь в конце разговора вместо ободряющего «Всего хорошего!» мы скептически произносим: «Ну, давай!».

Эта книга поможет вам найти смысл в бессмыслице. Как психолог и журналист газеты «Нью-Йорк таймс» – а ваш покорный слуга выступает в этом качестве последние десять лет, – я отчетливо замечаю прогресс в научном понимании сферы иррационального. Более всего меня поражает соседство двух явно противоположных тенденций. С одной стороны, растет неблагополучие в эмоциональной жизни общества, с другой – появляются некоторые эффективные средства оздоровления сложившейся обстановки.

Зачем понадобилось данное исследование

Итак, в последние десять лет неутешительная информация поступала со всех сторон. И тогда представители ученого мира всерьез принялись анализировать эмоции. Среди наиболее впечатляющих результатов следует отметить исследования человеческого мозга в процессе функционирования. Они стали возможны благодаря новейшим разработкам в области технологии оптических изображений отделов головного мозга. Впервые в истории человечества ученые сумели увидеть то, что веками оставалось тайной за семью печатями. Мы начинаем понимать, как, пока мы думаем и чувствуем, строим мысленные образы и мечтаем, работает эта невообразимо сложная система из огромной массы клеток. Обилие данных в области нейробиологии помогает лучше понять, каким образом мозговые центры, ответственные за эмоции, заставляют нас гневаться или плакать. Или как самые потаенные отделы мозга, подталкивающие развязывать войны или пробуждающие любовь, направляют энергию на добро или зло. Подобные изыскания беспрецедентны. Они раскрывают механизмы бурного проявления эмоций и их ослабевания, а еще показывают способы выхода из коллективного эмоционального кризиса.

Между прочим, с написанием данной книги мне пришлось повременить, дожидаясь, пока урожай научных исследований созреет. Причина столь длительной задержки коренилась, главным образом, вот в чем: раньше исследователи отводили на удивление мало места изучению роли чувств в ментальной жизни человека. В образовавшуюся таким образом пустоту хлынул поток разного рода книг на тему «Помоги себе сам», изобилующих полезными советами, разработанными в лучшем случае по результатам клинических исследований, но непременно при отсутствии серьезной научной базы. Теперь же наука наконец вправе со знанием дела вести разговор о решении неотложных и весьма запутанных проблем психики в ее наиболее иррациональных проявлениях. А значит, с большей или меньшей точностью составить карту человеческих чувств.

Такая карта опровергнет мнение тех, кто придерживается узкого представления об интеллекте. Они доказывают, будто степень умственного развития1
В книге также будет часто говориться о коэффициенте умственного развития (IQ, Intelligence Quotient, в буквальном переводе «коэффициент интеллекта»). В тесте на IQ выявляют способности к мышлению (не эрудицию). Прим. ред.

Задается нам генетически, а посему не может изменяться под влиянием жизненного опыта. Что наша судьба в значительной степени определяется умственными способностями, которыми мы наделены от природы. Аргумент сильный, но он не снимает острого вопроса: можем ли мы хоть что-нибудь изменить, чтобы наши дети жили лучше? Какие факторы срабатывают, например, когда люди с высоким коэффициентом умственного развития терпят неудачу? Или когда, напротив, те, у кого выявлены скромные способности, оказываются на удивление успешными?

Лично я настроен доказать, что причина чаще всего в том, что я называю «эмоциональным интеллектом». Самоконтроль, рвение и настойчивость, а также умение мотивировать свои действия, – всему этому, как мы увидим в дальнейшем, детей можно научить. И тем самым предоставить им возможность наилучшим образом использовать умственный потенциал, выпавший в генетической лотерее.

В таком контексте ясно виден наш моральный императив. Настали времена, когда структура общества расползается все быстрее. Эгоизм, насилие и духовное убожество, похоже, разрушают социальное благополучие. Вот почему важно говорить об эмоциональном интеллекте: благодаря ему чувства, характер и внутренние нравственные стимулы оказываются тесно связанными. Становится все более очевидным, что фундаментальные этические установки вытекают из лежащих в их основе эмоциональных способностей. Порыв, например, есть средство выражения эмоций; источником всех порывов является чувство, выражающееся в действии. Для тех, кто пребывает во власти порывов, то есть для людей с недостаточным самоконтролем, характерно отступление от строгих принципов морали (ведь способность контролировать порывы составляет основу воли и характера). К тому же альтруизм проистекает из эмпатии – способности улавливать и расшифровывать эмоции других людей. Если нет понимания нужды или отчаяния другого человека, то и беспокоиться не о чем. И если в наше время требуются какие-либо моральные позиции, так именно эти две: сдержанность и сострадание.

Наше путешествие

В настоящей книге я выступаю как гид в научной экспедиции, отправляющейся в страну эмоций. Путешествие поможет понять некоторые самые сложные моменты нашей жизни и окружающего мира. Цель путешествия в том, чтобы узнать, что значит «привнести разум в мир эмоций» и как это сделать. Такое понимание само по себе может до известной степени оказаться полезным. Ведь проникновение в область чувств приводит к тому же результату, что и в квантовой физике: наблюдатель изменяет картину, которую видит.

Наше путешествие начинается в с новых открытий, касающихся эмоциональной архитектуры мозга. Они объясняют самые обескураживающие моменты нашей жизни, когда чувство подавляет всяческую рациональность. Многое проясняет понимание того, как взаимодействуют структуры мозга, управляющие приступами ярости или страха, страстью и радостью. Мы узнаем, как именно устанавливаются эмоциональные привычки, подрывающие наши лучшие намерения, а также то, что мы можем сделать, чтобы подавить наиболее разрушительные, вредящие нам самим эмоциональные порывы. И важнее всего – что данные неврологии говорят о существовании «окон возможности» формирования эмоциональных привычек у наших детей.

Следующую длительную остановку в нашем путешествии мы сделаем в . Там мы поговорим о том, как особенности нервной системы каждого человека в течение жизни развиваются в основополагающую интуицию, называемую эмоциональным интеллектом. Он позволяет, например, сдерживать эмоциональный порыв, угадывать сокровенные чувства другого человека и налаживать взаимоотношения – в общем, как говорил Аристотель, приобретать редкостное умение «гневаться на того, кто заслужил, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом». (Читатели, у которых нет желания вдаваться в неврологические подробности, могут сразу переходить к этому разделу.)

Человеку даны способности, помогающие прожить жизнь. Среди них главное место занимают эмоции – если, конечно, расширить содержание понятия «быть разумным». В рассматриваются некоторые отличия, определяющиеся «разумностью». Как эта способность помогает сохранить наиболее значимые для нас взаимоотношения, а ее отсутствие приводит к их разрушению? Каким образом характер рынка, изменяющий формы нашей трудовой жизни, побуждает человека с развитым эмоциональным интеллектом достигать успеха на рабочем месте? Почему «ядовитые» эмоции подвергают опасности наше физическое здоровье ничуть не меньше, чем пачка сигарет в день? Почему эмоциональное равновесие служит защитой нашего здоровья и благополучия?..

Согласно законам генетики, мы получаем в наследство некий набор эмоциональных установок, определяющих наш темперамент. Однако связанные с эмоциями цепи сетчатой формации мозга чрезвычайно легко поддаются влиянию, а значит, темперамент вовсе не является чем-то предопределенным. В мы обсудим, как эмоциональный опыт, приобретенный нами в детские годы дома и в школе, формирует наши эмоциональные схемы, делая нас знающими – или неумелыми. Это означает, что детство и отрочество – своего рода «окна возможностей», необходимые для закрепления существенно важных эмоциональных особенностей, которые будут управлять нашей жизнью.

Широкое распространение, в том числе в России и странах СНГ, понятие «эмоциональный интеллект» получило именно благодаря работам Дэниэла Гоулмана, который вывел феномен ЭИ за рамки научного сообщества, популяризовал этот конструкт, и впервые сделал акцент на тот значительный вклад, который теория ЭИ может внести в развитие бизнеса, обучение руководителей, рекрутинг, оптимальное распределения персонала, изменение организационной культуры компаний и т.д. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26-27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22-26.

Научные интересы, царившие во времена обучения Дэниэля Гоулмана на психологическом факультете Гарвардского университета, во многом определили его научную деятельность. Работа с Дэвидом МакКлеландом, который в 1973 году был в группе исследователей, занимающихся вопросом, почему классические тесты познавательного интеллекта мало говорят нам о том, как стать успешным в жизни и карьере, сильно повлияла на научные интересы Д. Гоулмана.

В 1995 была опубликована книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Именно эта публикация вывела понятие ЭИ за рамки академической науки и привлекла внимание к человеку успешному, прежде всего, в отношениях между людьми, эффективному за счет этого в управлении, и как следствие, в карьерном росте, величине доходов и удовлетворенному жизнью. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ? -- N.Y.: Bantam Books, 1995 Это привлекло всеобщее внимание к роли эмоциональной сферы человека в его жизни и профессиональной деятельности.

Согласно Д. Гоулману эмоциональный интеллект есть «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей». Д. Гоулман рассматривает ЭИ с позиции социального или даже лидерского интеллекта Там же.. Д. Гоулман основал свою модель на ранних представлениях Сэловея и Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками, образовав так называемую смешанную модель. Конкретная структура эмоционального интеллекта, по Д. Гоулману, включает набор разнокачественных и даже разнонаправленных параметров:

Идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;

Управление эмоциональными состояниями - контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;

Способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;

Способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ? -- N.Y.: Bantam Books, 1995.

Структура эмоционального интеллекта Д. Гоулмана иерархична. Так, идентификация эмоций является предпосылкой управления ими. В то же время одним из аспектов управления эмоциями является способность продуцировать эмоциональные состояния, приводящие к успеху. Эти три способности, обращённые к другим людям, являются детерминантом четвёртой, принципиально важной: входить в контакт и поддерживать хорошие взаимоотношения.

В дальнейшем Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает две группы навыков, состоящих их двух компонентов:

Личностные навыки, в которые входит самосознание и самоконтроль.

Самосознание: эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций, осознание их воздействия и использование интуиции при принятии решений; точная самооценка: знание своих сильных сторон и пределов возможностей; уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности; самомотивация; настойчивое желание соответствовать высоким внутренним стандартам;

Самоконтроль: обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы; открытость: проявление честности и прямоты; адаптивность: способность подстраиваться под меняющиеся обстоятельства; воля к победе: упорное продвижение к намеченной цели; инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности; оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.

Социальные навыки, состоящие из социальной чуткости (или, как ее еще называет Гоулман, эмпатии) и собственно социальных навыков.

Социальная чуткость: сопереживание: способность чувствовать и понимать позицию другого человека и умение проявлять участливое отношение к его проблемам; деловая осведомленность: понимание текущих событий и правильное их проецирование на организационную политику и иерархию ответственности; предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных и клиентов;

Социальные навыки: воодушевление: умение вести за собой; влияние: владение тактикой убеждения; наставничество: действенное участие в самосовершенствовании сотрудников, поощрение развития их способностей с помощью отзывов и наставлений; предприимчивость: способность инициировать преобразования и совершенствовать методы управления; миротворчество: умение урегулировать конфликты, разрешать разногласия и достигать консенсуса; сотрудничество: контактность в отношении сослуживцев и умение работать в команде; корпоративность и поддержание сети социальных связей Там же..

Самосознание и самоконтроль определяют, насколько хорошо мы понимаем себя, умеем управлять собой и контролировать свои чувства. Социальная чуткость и управление отношениями отражают нашу способность распознавать эмоции окружающих, управлять ими и на этой основе налаживать отношения с людьми. В каждый момент времени мы через вербальные каналы коммуникации сообщаем друг другу массу сведений о своем психологическом состоянии, тщательно отслеживая реакции других людей, мы начинаем лучше понимать их чувства и более точно можем интерпретировать их мысли и мнения. Это приводит к правильной оценке окружающей социальной обстановки и оптимальному способу реагирования на не, принятию верных решений. По мнению А. И. Дрогобыцкого, подобное общение по эмоциональным каналам позволяет воспринимать чужие переживания напрямую, не пропуская их через фильтры социальных клише, предрассудков и субъективных представлений, что имеет особую значимость Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. С. 301..

Среди структурных компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых Гоулманом, можно обнаружить не только эмоциональные способности, но и волевые качества, характеристики самосознания, социальные умения и навыки. Автор считает, что в успешной управленческой деятельности когнитивной составляющей принадлежит второстепенная роль. Эмоции, считает автор, обладают большей силой при принятии решений в экстремальной ситуации и подчиняют себе мыслительную деятельность Орме Г. Эмоциональное мышление как инст-румент достижения успеха. М: КСП+, 2003. С. 272.

Несомненной и признанной заслугой Д.Гоулмана является стимулирование людей к развитию личностных качеств, способствующих достижению успехов в тех или иных сферах деятельности. Автор впервые вывел теорию эмоционального интеллекта на эмпирический уровень, наглядно продемонстрировал, как она может быть полезна в управленческих структурах.

Д.Гоулманом был разработан тест ECI, замеряющий ЭИ руководителей. В настоящий момент продолжается разработка и проверка надежности и валидности этого теста. На сегодняшний день не существует опубликованных данных о возможности использования опросника в научной деятельности.

эмоциональный интеллект руководитель управленческий

Сен 26, 2017

Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ Дэниел Гоулман

(Пока оценок нет)

Название: Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ
Автор: Дэниел Гоулман
Год: 2013
Жанр: Общая психология, Социальная психология, Зарубежная психология

О книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман

Дэниел Гоулман – это признанный всем миром эксперт в области психологии. Именно на его счету числится выведение такого понятия, как «эмоциональный интеллект». Издав книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» еще в 1995 году, она до сих пор остается бестселлером, а также путеводителем для многих. Автор рассказывает, что кроме того интеллекта, о котором принято говорить в широких кругах, существует другой – эмоциональный. О нем мало кто знает, немногие и желают разобраться, но именно он отыгрывает решающую роль в большинстве жизненных ситуаций.

Эмоциональный интеллект играет весомую роль во всех жизненных сферах, включая наиболее важные: семью и работу. Дэниел Гоулман отвечает на множество вопросов, которые мучают читателей. Что это такое? Как его обнаружить и измерить? В чем разница между «обычным» интеллектом и «эмоциональным»? Почему так важно уметь контролировать себя и руководить своими эмоциями? Как выгодно использовать свои эмоциональные всплески? Как быстрее справляться с эмоциями, которые вам не нравятся и от которых хочется скорее избавиться?

С момента написания книга «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» была переведена более чем на 40 языков, а количество продаж только в США перевалило за 5 миллионов. В ней раскрываются различные проявления эмоционального интеллекта, которые писались с реальных людей, а также с личной жизни автора. Анализ данного понятия и его проявлений указывает на то, что люди, обладающие эмоциональным интеллектом, нередко бывают гораздо более успешными, нежели просто умные и интеллектуально развитые личности. Почему это так, и является ли это закономерностью?

Дэниел Гоулман поведает читателю о том, зачем вообще человеку нужны эмоции и почему они занимают важную часть жизни. Покажет примеры, когда властные, умные люди, занимающие высокие должности, совершают поступки абсолютно опрометчивые и даже глупые. Неужели это случайность? Или эмоциональный интеллект все же берет свое? Благодаря книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» читатель познает себя еще лучше и глубже. Узнает, как избавиться от психических травм, а также как самостоятельно руководить своим темпераментом, не поддаваясь на его провокации. Книга станет очень полезной как для личного развития, так и для родителей и всей семьи.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман

Люди с высокими коэффициентами умственного развития оказываются ошеломляюще плохими лоцманами своей частной жизни.

Самым ранним предупредительным сигналом, что брак находится в опасности, является, как установил Готтман, грубая критика.

Именно сочетание умеренного таланта и способности продолжать двигаться к цели перед лицом поражения ведет к успеху.

Всем известна аббревиатура IQ - коэффициент интеллекта. Под ним подразумевается уровень умственного развития. Наши умственные способности измеряют различными тестами, развивают с помощью образования, оценивают школьными и ВУЗовскими баллами. Иногда на них ориентируются при принятии на работу или для продвижения по карьерной лестнице.
Но кроме академического интеллекта у человека, по утверждению Дэниела Гоулмана, существует еще и эмоциональный интеллект. Именно он отвечает за наше поведение, понимание чувств других людей, за наши способности. Причем, опять же по утверждению автора, количественная составляющая эмоций у среднестатистического человека заметно превышает рассудительную часть. Такой пример для пояснения: многие из нас сталкивались с ситуациями, когда гнев настолько нас охватывал, что мы не могли его контролировать. А позже прекрасно понимали, что наша реакция значительно превышает причину, что совершенно не стоило реагировать подобным образом. Так вот, в своей работе Дэниел Гоулман говорит, что в тот неконтролируемый момент наши нервы, которые не очень умные, но очень многочисленные, совершали рейдерский захват рассудка, который очень умный, но крайне одинокий. Автор, конечно, говорил более красиво и, разумеется, более научно, но смысл примерно такой. Как я понял. Надеюсь, мой разум в момент чтения книги не был в плену.

Вот об этом 560 страниц данной книги. О том, что (цитата) "По сути, у нас два ума: один думает, другой чувствует". И о том, что (опять цитата) "Темперамент - это не судьба".

В книге много примеров, которые интересно читаются. Есть очень любопытные данные. Например, я не знал, что наши эмоции прямо связаны с физиологией. К примеру: когда человек испытывает страх, кровь в большей степени насыщает скелетные мышцы и из-за этого он может быстрее двигаться, тупо сбежать ему легче. А когда человек рассержен, то кровь прибывает в руки, пальцы непроизвольно сжимаются в кулаки. Чтобы драться. А когда человек счастлив, то в его мозг впрыскивается что-то вроде гормона, которые перекрывает на время все негативные воспоминания. А при тоске или скорби происходит обратный процесс. И так далее.
Интересно, можно ли делать вывод, что амнезии подвержены очень счастливые и очень несчастные люди?

Так что книга познавательная, особенно любопытна она может быть детским психологам. Но я в ней не обнаружил какого-то прикладного смысла. Т.е. ясно, что выводы делаются из каждой главы, каждой истории. Но эти выводы адекватный человек делает и на собственном опыте. А вот такого чтобы "когда случается такое рекомендую попробовать сделать то то и то то", такого нет.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал