Психология личности: как понять, что вы не на своем месте? Принцип Питера – почему нас окружают некомпетентные люди? Некомпетентный сотрудник.

16.10.2023


Исследовательский центр рекрутингового портала сайт () решил выяснить, что раздражает руководителей в поведении и характере их сотрудников и что в свою очередь больше всего нервирует подчинённых в начальстве.

Как оказалось, самыми раздражающими факторами для начальников являются лень и глупость подчинённых (15% и 11%). Ещё 7% представителей компаний сообщили, что выходят из себя по причине неисполнительности работников.

Безответственность и нечестность персонала раздражают по 5% руководителей: «В подчинённых меня больше всего раздражает их ложь. Предпочитаю знать истинную причину неисполнения ими моих поручений...»; «Боязнь ответственности»; «Непорядочность и обман».

По 4% боссов не терпят некомпетентности, непрофессионализма и равнодушия сотрудников к работе. Медлительность и несамостоятельность подчинённых вызывают раздражение у 3% работодателей.

По 2% руководителей негодуют из-за излишней самоуверенности работников, их нежелания учиться и профессионально расти, проявлений халатности в работе и неорганизованности.

Дерзость, склочность, «неумение работать в команде», навязчивость, манеру «стучать» на коллег и многие другие черты сотрудников, вызывающих у них раздражение, отметили 23% начальников.

И лишь 4% руководителей российских предприятий не видят причин для раздражения на своих подчинённых. «Поведение подчинённых зависит от руководителя. Если руководитель даёт повод подчинённым, значит он плохо работает с кадрами»; «Плохих подчинённых нет, есть плохие руководители», - справедливо считают они.

Что касается самих сотрудников, то чаще всего в начальстве их раздражает некомпетентность, отсутствие знаний и опыта (6%). «Вопиющее несоответствие деловых и профессиональных качеств занимаемой должности»; «Абсолютная некомпетентность в деле. Человек не на своем месте!» - возмущаются опрошенные.

Неуважение со стороны руководителей и их нежелание вникать в проблемы подчинённых выводят из себя 5% респондентов. Ещё по 4% опрошенных раздражаются из-за высокомерия, неуравновешенности и глупости боссов: «Непонятные нервные срывы»; «Вечно стремится продемонстрировать свой статус начальника».

По признанию 3% сотрудников, их особенно нервирует жадность начальника: «Таких скупых людей я ещё не встречал!»

По 2% опрошенных указали такие раздражающие их черты и манеры руководства, как грубость и невоспитанность, мягкотелость, склонность к раздаче пустых обещаний и привычка задерживать зарплату, неумение слушать других, неспособность к чёткой формулировке задач, непоследовательность и всезнайство.

Столько же участников исследования (2%) признались, что в непосредственном руководителе их нервирует абсолютно всё: «То, что он вообще существует в природе»; «Всё раздражает».

Среди прочих раздражающих факторов, отмеченных сотрудниками (23%), - цинизм и подозрительность начальства, неопрятный внешний вид и неприятный тембр голоса, медлительность, скрытность и непунктуальность.

Удивительно, но сотрудников, которых совершенно не нервируют их руководители, не так мало – 24%. По словам респондентов, в поведении их начальников нет ничего такого, что могло бы раздражать. Более того, для многих из них руководитель является образцом для подражания: «Ничем не раздражает»; «Какое может быть раздражение? Нужно хорошо делать свою работу, а при необходимости обоснованно отстаивать свою точку зрения»; «Мой руководитель – прекрасный человек!»


Время проведения: 14-19 декабря 2010 года
Исследуемая совокупность: руководители
Размер выборки: 500 респондентов

Вопрос:
«Пожалуйста, укажите, что больше всего раздражает Вас в подчинённых?»

«Лень» - 15%
«Лень»; «Ничегонеделание»; «Ищут причину, чтобы ничего не делать»; «Нежелание заниматься рутиной»; «Нет желания работать и зарабатывать»; «Отсутствие желания работать».

«Глупость» - 11%
«Глупость. Как правило, достаётся «в наследство» от предшественника... Когда я сама набираю персонал, то таких не беру...»; «Невежество»; «Нежелание вдуматься в то, что говорят»; «Непреодолимая глупость».

«Неисполнительность, необязательность» - 7%
«Настоящий руководитель всегда найдёт подход к подчинённому, если, конечно, от этого подчинённого можно и нужно добиться конкретного результата. Если же от подчинённого невозможно получить результат, то лучше с ним попрощаться. Раздражают неисполнительные сотрудники»; «Невыполнение поручений в срок»; «Невыполнение работы под предлогом, что не поняли задачу»; «Нечёткое выполнение приказа».

«Безответственность» - 5%
«Безответственность»; «Непринятие ответственности за совершённый поступок и безалаберность»; «Боязнь ответственности».

«Ложь, нечестность» - 5%
«Враньё»; «В подчинённых меня больше всего раздражает их ложь. Предпочитаю знать истинную причину неисполнения ими моих поручений...»; «Нечестность»; «Обман»; «Непорядочность»; «Склонность к обману».

«Некомпетентность» - 4%
«Некомпетентность в работе»; «Отсутствие компетентности».

«Ничего не раздражает» - 4%
«Если что-то раздражает в подчинённых, то это недоработка руководителя. Подчинённые – это отражение руководителя»; «Меня в подчинённых ничего не раздражает»; «Меня ничего не раздражает, нужно правильно общаться и иметь подход к людям, для того и существует начальник»; «Поведение подчинённых зависит от руководителя. Если руководитель даёт повод подчинённым, значит он плохо работает с кадрами»; «Ничего. Не раздражаюсь, всегда пытаюсь понять или подсказать»; «Плохих подчинённых нет, есть плохие руководители».

«Непрофессионализм, отсутствие квалификации» - 4%
«Я никогда не раздражаюсь, но не люблю непрофессионалов»; «Дилетантизм»; «Низкий уровень квалификации»; «Отсутствие должной квалификации».

«Равнодушие, безразличие к работе» - 4%
«Безразличие к поставленным задачам»; «Безразличие к работе»; «Работа без интереса, показуха в работе»; «Равнодушие к работе».

«Медлительность» - 3%
«Медленная реакция...»; «Нерасторопность»; «Неумение быстро думать»; «Низкая скорость работы».

«Несамостоятельность»- 3%
«Отсутствие самостоятельности»; «Несамостоятельность, неспособность принимать решения»; «Инфантильность».

«Самоуверенность, самомнение» - 2%
«Самомнение»; «Самоуверенность и непомерные амбиции»; «Самоуверенность при отсутствии профессиональных навыков»; «Мания величия»; «Неадекватная самооценка!»; «Несоответствие запросов результатам работы и потенциалу»; «Незнание своего места!»

«Отсутствие желания учиться» - 2%
«Нежелание развиваться»; «Отсутствие желания учиться, понять, что и зачем делается. Я уже давно научился таких отсеивать».

«Недисциплинированность, неорганизованность» - 2%
«Недисциплинированность»; «Неорганизованность»; «Несобранность при выполнении задания»; «Отсутствие дисциплины»; «Расхлябанность».

«Халатность, разгильдяйство» - 2%
«Наплевательское отношение к клиентам!»; «Разгильдяйство»; «Халатность».

«Другое» - 23%
«Непунктуальность, опоздания»; «Безынициативность»; «Сплетни, пустые разговоры»; «Личные дела на работе»; «Несдержанность»; «Лесть, подхалимаж»; «Пассивность»; «Невнимательность»; «Частые перекуры»; «Непонимание поставленных задач»; «Зависть»; «Дружба на рабочем месте в ущерб работе»; «Инициативность при отсутствии мозгов»; «Иногда простота хуже воровства»; «Неопрятный вид»; «Предоставление непроверенной информации»; «Склочность»; «Страх»; «Стукачество»; «Частые посиделки на кухне»; «Желание переложить свои непосредственные обязанности на другого сотрудника»; «Навязчивость, попадание в поле зрения начальства сверх всякой меры»; «Наглость»; «Нерациональный подход к выполняемой работе»; «Неумение работать в команде»; «Неумение слушать»; «Непредсказуемость»; «Цинизм, хамство»; «Безграмотность»; «Дерзость»; «Неграмотность и занудство»; «Нежелание слушать и слышать»; «Необразованность»; «Неуважение»; «Отсутствие преданности делу».

«Затрудняюсь / не хочу отвечать» - 4%

Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 14-15 декабря 2010 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, имеющее постоянную работу и непосредственного руководителя
Размер выборки: 1800 респондентов

Вопрос:
«Что больше всего раздражает Вас в Вашем непосредственном руководителе?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

«Ничего не раздражает» - 24%
«В моём сегодняшнем руководителе меня практически ничего не раздражает»; «Всё устраивает»; «Всё хорошо, нет негатива»; «Как ни странно, буквально всё устраивает! Это уже второй случай в моей 27-летней трудовой практике»; «Какое может быть раздражение? Нужно хорошо делать свою работу, а при необходимости обоснованно отстаивать свою точку зрения»; «Меня он не раздражает»; «Мой нынешний идеален!»; «Мой руководитель – прекрасный человек»; «Руководитель меня не раздражает, отношение вполне здоровые».

«Некомпетентность, отсутствие знаний и опыта» - 6%
«Абсолютная некомпетентность в деле. Человек не на своем месте!»; «Его некомпетентность в профессии»; «Квалификация руководителя не отвечает требованиям занимаемой должности!»; «Незнание основ работы»; «Некомпетентность в некоторых вопросах»; «Некомпетентность. Вчера он был простым менеджером. А сегодня – генеральный директор, ничего не знающий и заботящийся только о том, чтобы угодить хозяину компании…»; «Отсутствие необходимого уровня профильных знаний для занимаемой должности»; «Вопиющее несоответствие деловых и профессиональных качеств занимаемой должности».

«Равнодушие, безразличие, неуважение к сотрудникам» - 5%
«Наплевательское отношение к работникам»; «Его безразличие к сотрудникам»; «Нежелание вникать в проблемы подчинённых»; «Нежелание отстаивать права своих подчинённых перед вышестоящим руководством»; «Отдалённость от персонала».

«Высокомерие» - 4%
«Высокое самомнение»; «Всегда стремится продемонстрировать свой статус начальника»; «Завышенная самооценка»; «Заносчивость»; «Мания величия»; «Надменность».

«Глупость» - 4%
«Глупее меня»; «Слабые умственные способности»; «Туповат!»

«Неуравновешенность» - 4%
«Нелогичный самодур»; «Непонятные нервные срывы»; «Нервный»; «Несдержанность»; «Неуравновешенность, вспыльчивость»; «Перепады настроения»; «Самодурство»; «Крик».

«Жадность, скупость» - 3%
«Скупой, жадный»; «Таких скупых людей я ещё не встречал!»

«Раздражает очень многое, буквально всё» - 2%
«То, что он вообще существует в природе»; «Всё раздражает».

«Грубость, невоспитанность» - 2%
«Грубость, хамство, постоянное желание унижать людей!»; «Грубость, хамство, раздражительность»; «Его грубость»; «Отсутствие воспитания».

«Непрофессионализм» - 2%
«Непрофессионализм, отсутствие навыков аналитической работы, узкий кругозор»; «Отсутствие профессионализма».

«Задержка / невыплата / отсутствие повышения заработка сотрудников» - 2%
«Задержка выплаты заработной платы»; «Не хочет инициировать вопрос о повышение зарплаты»; «Неплатёжеспособность»; «Несвоевременная выплата зарплаты»; «Платить надо больше»; «Экономия денег на окладах сотрудников и уплате налогов».

«Мягкотелость» - 2%
«Неспособность задать жёсткий вопрос вышестоящему руководству»; «В непосредственном – бесхребетность…»; «Излишняя толерантность»; «Мягкость»; «Отсутствие авторитарности»; «Слабохарактерность».

«Необязательность, склонность к раздаче пустых обещаний» - 2%
«Необязательность и пустая болтовня»; «Невыполнение обязательств в отношении сотрудников»; «Не выполняет обещаний»; «Обещает, но не выполняет обещанного».

«Неумение слушать других» - 2%
«Нежелание выслушивать подчинённых»; «Не слушает более опытных сотрудников»; «Не хочет никого слушать»; «Нежелание выслушать мнение, отличное от его собственного»; «Нежелание прислушиваться к мнению подчинённых».

«Неумение чётко формулировать задачи» - 2%
«Нечётко сформулированные задачи и цели»; «Неумение точно поставить задачу»; «Неумение чётко и исчерпывающе ставить задачу»; «Отсутствие ясности при постановке задачи».

«Всезнайство» - 2%
«Знает всё и всегда»; «Когда она, не зная сути вопроса, навязывает своё мнение, не интересуясь твоим»; «Монополия на истину»; «Руководство всегда право, а я нет. Даже если осознаёт свою неправоту».

«Непоследовательность» - 2%
«Непоследовательность действий»; «Непоследовательность, спонтанность»; «Отсутствие жёсткой позиции».

«Затрудняюсь / не хочу отвечать» - 7%
«Такие вещи не говорят!»; «Я только что устроилась, пока не знаю».


Код для вставки в блог

Каждый четвёртый сотрудник не видит причин для раздражения на своего начальника

Исследовательский центр рекрутингового портала сайт (http://www.сайт) решил выяснить, что раздражает руководителей в поведении и характере их сотрудников и что в свою очередь больше всего нервирует подчинённых в начальстве.

Источник:

Комментарии


именно поэтому, я и убеждена, что какое-либо "раздражение" по поводу начальства путь абсолютно тупиковый, и если по каким-либо причинам у сотрудника нет возможности выбора, то есть смысл попытаться приподняться над ситуацией, не тратить попусту эмоций на того, кто их не стоит...что если отнестись к дурному руководству как к явлению природы? мы ведь не раздражаемся по поводу затяжных дождей. мы просто берем зонтик и надеваем резиновые сапоги)) вот и от "раздражающего" руководителя нужно найти свой "зонтик"

Он начальник -я дурак. Так жизнь устроена, что умный подчиненный манипулирует начальником, глупый исполняет, а просто подчиненный принимает как должное.
Печальна история, когда 10 лет в фирме и вдруг на голову садят амбициозного, тщеславного и жадного начальника, да ещё и татарина.
Культура отсутствует, ну и пр. Жрать-орать и руководить 24 часа в сутки -это беда.
Вот так бывает.
Север России не подвергался таким испытаниям во все времена как крепостничество и татаро-монгольское иго.
Сам был начальником (до 600 чел в подчинении), пока здоровье было, но был уважителен и с пониманием ситуаций.
Вот точно, придется уходить, а жаль.

Тема деликатная. В жизни бывает так, что сегодня ты начальник, а потом твой подчиненный. Да и вообще, посмотрите как японская модель, как американская модель, как, наконец то, европейская модель отношений начальник -подчиненный, нигде нет, того, что процветает у нас.
У нас четко ранжированно -подчиненный это быдло, а начальник это кумир на все времена и что он сказал, то верно до вечера.
Вообще то не от большого ума относятся начальники к своей модели поведения как постоянство своих действий и решений.
Чем выше растешь как начальник, тем больше стратегом и тактиком нужно быть, простые уравнения превращаются в более сложные, со могими неизвестными, пока не достигают уровня "теоремы Ферма".
Сейчас же развита более тупая и более силовая модель, зацикленная на штраф-лишение премий, разносы и поносы и т.д.
Про стимулы не ведают, про креативные двигатели вертикального взлета не знают.
В общем, чаще, оборот дерьма в природе.
Странно, но в советское время я поработал и в КБ и в оборонке, тогда психологический фон (и добровольно работали до поздна и бегали в выходные) был стимулирующим, а сейчас фон на устрашение, что теде будет плохо, а потом ещё хуже.

Объявление на должность секретаря-референта крупной компании я нашла в газете "РАБОТА ДЛЯ ВАС". Премиленькое такое объявление. "Компания московская, но в Москву не ездить, обойдусь без грохота метро", - обрадовалась я. Резюме отправила, позвонила. Мне ответили положительно и пригласили на собеседование. Оказалось, что я - самое лучшее из всех приходивших до... и меня взяли на работу. После длительного и безнадежного пребывания на бирже труда я была просто счастлива!
Далее. Какие "подводные камни" скрывались за безобидной формулировкой "секретарь-референт". Об отношениях коллектив -секретарь, руководитель-секретарь, заместители руководителя-секретарь, про подковерные игры и т.д., о накопленном опыте во время работы в этой должности. Определенные наработки, предостережения, советы, комментарии и выводы. Мне бы хотелось, чтобы о них узнали широкие массы кандидатов и те, кто решится согласиться работать секретарем-референтом, помощником руководителя.
Предлагаю публикацию на сайте.

Вот наболело. Всю жизнь переговорщик.
Вначале ставил службу главного энергетика, потом народ двинул в депутаты в 89 -прошел через пресс 1-го отдела, Профкома и парткома, хотя был беспартийный. Потом вдруг разрешили Внешторг -работа в 91 году в Сенегале (1-й выезд), а потом понеслось и под теми и другими (чеченами) -вытаскивание племяша после Нового года в Грозном (3-е живых на пл Минутка)-потом бизнес собственный, съеденный кучей волков-потом служба в частных компаниях, и сейчас смешно попался на амбициозных, тех, кто не знает, что такое производство, что такое сделать вполне конкурентный товар, а тех у кого рубль во лбу, любой ценой-, кто не знает, что такое мозговой штурм создания конкурентного изделия (избегаю слова инновационного -это вороство идей)- беда пришла. Ну коттедж, ну супер айфон, ну как бы супер шмотки- и т.д. Ну видели -когда из кед в мерин и обратно.
Не на себя же надо работать, не до той минуты, когда придут рекет-налговики-рейдеры, надо вперед, на поколения работать. Ну слушайте хотя бы моего младшего друга Шевчука Юру.
начальники разные бывают, главное, чтобы работа нравилась, тогда и начальство можно игнорировать, они либо промолчат, либо похвалят, так как работа уже выполнена и на "ура"
и подчиненные разные бывают, а тут уже нужно включать интуицию на этапе собеседования или испытательного срока - видите, что человек не подходит, - перевоспитывайте, не можете - гоните - легче всем будет

Если во время работы вы в принципе ищете любой повод, чтобы сходить за очередной чашкой кофе или выйти покурить - стоит задуматься, не ошиблись ли вы с ее выбором.

Профессиональная компетентность дело наживное. Лишь бы нравилось то, что делаешь, уважаешь то, что делаешь. А вот с этим проблема у очень и очень многих людей: они годами ходят на неподходящую им работу и, порой, даже не замечают этого. Поэтому мы собрали для вас 10 основных признаков того, что уровень вашей компетентности оставляет желать лучшего, и что вам лучше поискать более подходящую вам работу.

Вы не развиваетесь

Пожалуй, ни в одном деле нельзя на протяжении всей карьеры довольствоваться тем багажом знаний, который вы получили, например, в университете или колледже. Чтобы быть профессионалом, нужно держать руку на пульсе и постоянно совершенствоваться, читать профильную литературу, приобретать новые навыки. Если при мыслях о подобном времяпрепровождении у вас волосы встают дыбом — значит, вы с высокой долей вероятности некомпетентны.

Ваше любимое место на работе — кухня или курилка

Для человека абсолютно нормально лениться и любить отдых, ничего зазорного в этом нет. Но если во время работы вы в принципе ищете любой повод, чтобы сходить за очередной чашкой кофе или выйти покурить — стоит задуматься, не ошиблись ли вы с ее выбором.

Вас пробивает на смех от девиза компании

То, что современные фирмы называют своими ценностями, миссиями и девизами, порой действительно звучит слишком высокопарно. Однако доля истины в них всегда есть, и компетентный сотрудник всегда может почерпнуть из них определенное вдохновение. Если же у вас подобные лозунги вызывают лишь гомерический хохот, то вряд ли вы по-настоящему преданы своему делу.

Вы знаете, кто с кем встречается и расстается

Любовь к сплетням, скандалам, интригам и расследованиям — еще один дурной знак, если только это не является неизменной частью вашей натуры, от которой вы не можете избавиться ни при каких обстоятельствах.

Ваши коллеги избегают сотрудничества с вами

Если с вами отказывается работать кто-то один — ничего страшного, возможно, вы этому человеку просто не симпатичны. Но если все коллеги поголовно в страхе разбегаются, как только над ними нависает перспектива совместной работы с вами, то не исключено, что вы чертовски плохо разбираетесь в своем деле.

Вы вините в ошибках, просчетах и неудачах всех, кроме себя

Компетентный профессионал — это не тот, кто не допускает ошибок. Это тот, кто, допуская их, способен грамотно проанализировать ситуацию, сделать соответствующие выводы и избежать повторения таких огрехов в будущем. Если же вы в любом подобном случае обвиняете коллег, начальника, состояние экономики или магнитные бури — возможно, вы не видите того, что находится прямо у вас под носом.

Ваша зарплата остается неизменной из года в год

Возможно, у вас просто жадное начальство. Но теоретически заработная плата компетентного сотрудника должна со временем увеличиваться: если не потому, что руководство ценит его совершенствующиеся знания и навыки, то хотя бы потому, что оно хочет удержать его в компании.

Вы беретесь за мелкие дополнительные задания

Очень часто стремление взять на себя какие-то дополнительные мелкие обязанности оказывается вовсе не признаком трудоголизма, а совсем наоборот. Таким нехитрым способом вы можете поддерживать иллюзию занятости, или открещиваться от выполнения более сложных заданий.

Вам нравится заполнять бумажки

Бумажная работа — самое ненавистное занятие для любого специалиста, если только его задачей не является как раз-таки заполнение разнообразных документов. Бюрократическая волокита требует времени, отвлекает от непосредственного выполнения трудовых обязанностей, заставляет заниматься бумагомарательством вместо того, чтобы сделать что-то стоящее. И это отличный способ убежать от выполнения заданий, в которых вы не слишком компетентны.

Заставить вас заняться делом может только дэдлайн

Выполнение работы, на которую отводился месяц, за несколько дней до дэдлайна — это либо сигнал о том, что у вас все очень плохо с тайм-менеджментом и силой воли, либо явный признак вашей некомпетентности. Все же если вы хороши в чем-то, и если это что-то вам действительно нравится — вы не будете избегать этого днями, неделями и месяцами, чтобы сделать тяп-ляп в последний момент.

Итак, если вы нашли у себя значительную часть перечисленных признаков, то вы, возможно, тот самый сотрудник, о некомпетентности которого знают все, но никто не решается ему об этом сказать. Как распорядиться этой информацией — решать вам. Возможно, стоит взять себя в руки и изменить свое отношение к работе, а возможно — в корне изменить саму работу, выбрав то, чем вам будет интересно заниматься.

Чем выше должность, тем более воспитанные люди должны туда попадать.

Страна долго еще будет помнить «разносы» в Орше. Хотя что тут такого? Многие начальники каждое утро начинают с крика и оскорблений.

Но ведь есть правила служебного этикета. Есть разного рода аттестационные комиссии, и они не должны допускать грубиянов и хамов до руководства, ведь унижение человеческого достоинства, жлобство - неприемлемые качества для руководителя.

Эти правила сами по себе к человеку не приходят.

Конечно, нужно воспитание. Если его не было, это обязательно скажется потом.

Для формирования хорошего руководителя также важно соблюдать правила служебной лестницы. Это когда человек по службе растет постепенно, от ступеньки к ступеньке. Лейтенант, старший лейтенант, и так далее.

Когда станешь полковником, то тебя оценят, настоящий ли ты полковник, и только потом получаешь возможность носить брюки с лампасами, то есть становишься генералом.

Образцовая система подготовки и воспитания кадров, кстати, сформировалась в СССР.

Категорически не допускалось перепрыгивание через ступеньки. Это у нас можно прыгать не только через ступеньки, но даже через пролеты лестницы. Просто так, с майора до генерала. И при этом суметь обвешаться 18-тью орденами и 86 медалями, совсем как Брежнев перед кончиной. Это у нас можно из районного чиновника сразу взлететь до уровня руководителя банка.

Очевидно, что с каждой новой должностью и уровень человека должен повышаться. Продвижение по службе это предполагает. Продвижение потому называется продвижением, что это не только новая должность, это новый круг общения с людьми, прошедших через сито и находящимися на боле высокой должности, это новые возможности и новый кругозор, новая культура, окружающая новую должность, это продвижение человека. И при этом оттачиваются и все больше входят в привычку правила хорошего тона, делового этикета.

Итак, чем выше должность, тем более воспитанные, более образованные и культурные люди, при соответствующих деловых качествах, должны туда попадать.

Итак, есть элементарный деловой этикет.

Что из этого было нарушено во время разносов в Орше?

Первое, это сами «разносы».

Есть такое правило - критикуй подчиненных наедине, хвали при всех. Нельзя оскорблять и прилюдно унижать человека за допущенную им ошибку или неверное решение. Это с одной стороны. С другой - к тирану люди не испытывают уважения.

Второе правило. Сдерживай эмоции. Даже повышение тона для публичного человека недопустимо, так как это выглядит как некомпетентность и создает плохую атмосферу. И эта атмосфера, к сожалению, в стране успешно создана. «Элехторату» очень нравится, «як ён их» распекает. Как они, униженные и оскорблённые, стоят, потупив головы. Как они внимательно что-то постоянно «записывают» в своих блокнотах, в опаске нагнать на себя прилюдный «справедливый» гнев. И это ужаснее всего! И это-центр Европы! И такие разносы сейчас на каждом предприятии, считают многие. А дедовщина откуда?

Сержанты также свою воинскую власть стали понимать по-своему.

Третье правило - нельзя постоянно искать виноватых. Если все что-то делают не так, шиворот-навыворот, то виновного нужно уже искать не среди подчиненных, виноват сам руководитель! Если поиски виновных носят хронический характер, это уже, очевидно, говорит о том, что руководитель не на своем месте!

И последнее.

Говорят, что Наполеон иногда позволял себе разносы. Для этого у него была старая шляпа, он ее бросал под ноги и яростно топтал.

Так это же было на войне.

Так это же был Наполеон!

Недавно возник спор: почему в некотрых случаях необходимо встряхнуть систему и уволить некотрых ее представителей. Причем увольнять не взирая на стаж.

В тему этого разговора я недавно прочитал про принцип Лоуренса Дж. Питера или принцип некомпетентности. Звучит он так: "В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности ". Итак, согласно принципу Питера, сотрудник, работающий в любой системе, повышается в должности до тех пор, пока окажется не в состоянии справиться со своими обязанностями. Иными словами, в длительном периоде времени любой вертикальный рост заканчивается некомпетентностью человека. Также согласно Питеру, сотрудник на этой должности "застрянет" и находиться до тех пор, пока не выйдет из системы (уволится, умрёт, выйдет на пенсию).

Современные социально-экономические устои нацеливают человека на успех, понимаемый, прежде всего, как рост в карьере и заработной плате. Если Вы способны выполнять свою работу эффективно и без напряжения, Вам обязательно скажут: "Эта работа не дает вам проявить себя. Вы должны подняться выше." Проблема в том, что когда наконец вам достается нечто, с чем вы не можете толком справиться, то именно этот вид деятельности и становится вашим постоянным занятием. Заваливая свою работу. Вы приводите в отчаяние коллег и подрываете эффективность всей организации. Таким образом каждый отдельный работник остановится в конечном итоге на уровне своей некомпетентности. По статистике менеджеры, наиболее прочно засевшие на своих должностях, отличаются патологической неспособностью компетентно выполнять служебные обязанности.

С другой стороны человек достигнув определенного должностного уровня начинает играть в политику. Поскольку компетенции в новой должности не достаточно, сотруднику приходится заниматься мистификацией собственной необходимости на данной позиции. Набор особенностей такого поведения называют "Синдромом конечной остановки " - подмена результативной работы какой-либо другой, активной, внешне легко заметной деятельностью. Признаки синдрома конечной остановки:

  • Cклонность к формализации работы;
  • Постоянное изобретение бюрократических правил;
  • Требование от подчинённых точнейшего их соблюдения, даже вопреки объективной целесообразности.
Синдром, по мнению Питера, является причиной ухудшения здоровья, возникновения и обострения хронических заболеваний, развивающихся на нервной почве. Единственное действенное средство борьбы с синдромом конечной остановки - изменение жизненных приоритетов и перенос притязаний в ту область деятельности, где уровень некомпетентности ещё не достигнут (радикальная смена работы, "уход с головой" в хобби).

Как только иерархия утвердилась, целью для нее становится ее собственное существование. В лучшем случае - это проявится как локальное самодурство, в худшем - это стратегия направленная на самоуничтожение системы в целом. Причем такому положению дел будет способствовать то, что руководитель, продвигавший сотрудника, не будет признавать ошибку и будет продолжать поддерживать некомпетентного сотрудника. Кроме того в момент проявления некомпетентности предыдущая должность сотрудника уже занята.

Невозможность отказа от стремления к некомпетентности. Человек, даже осознавая, что не справится с предлагаемой должностью, обычно не может от неё отказаться. При попытке отказа он подвергнется жёсткому давлению семьи, знакомых, сослуживцев и руководства. Питер приводит пример: "Моего непосредственного начальника перевели в другое место, и мне предложили возглавить отдел. Поскольку я полагал, что занимаемый мною пост позволил старой мечте стать явью, я это предложение отклонил. Последовали настойчивые советы не спешить и хорошенько подумать. В наступившие затем недели меня уговаривало начальство, со всех сторон нажимали коллеги, убеждая согласиться на повышение. Давление это настолько меня травмировало, что я решил пустить в ход творческую некомпетентность. Это прием, состоящий в том, чтобы сознательно показать себя некомпетентным в чем-либо, не имеющем отношения к сфере ваших признанных достижений. Вы это делаете с целью убедить вышестоящее лицо, что при всей компетентности, которую вы проявляете на своем нынешнем месте, дальнейшего продвижения вы не заслуживаете. Может показаться, что это трудно сделать, но на практике, как я обнаружил, достигается довольно легко и доставляет массу удовольствий. Стоило мне несколько раз поставить свой автомобиль на место, отведенное для машины декана, как предложения насчет болеевысокогопостапрекратились."

Пример действия принципа . Директор школы Остоу Лоп обладал такой способностью не понимать других людей, какой я никогда не встречал. Он был компетентным исследователем и превосходным педагогом. Ученики внимали каждому его слову, и он не ведал проблем с поддержанием дисциплины. Став директором, он не проявил ни малейшего понимания или сочувствия к тому, что заботило рядового учителя. Его поразило открытие, что, умея так хорошо ладить с детьми, он столкнулся с одними лишь неприятностями в отношениях с собственным персоналом... Для дальнейшего продвижения он не пригоден, и большая часть его нынешней жизни уходит на воспоминания о добром старом времени, проведенном в классной комнате. Компетентный наставник детей возвысился до некомпетентного руководителя взрослых.

Некотрые следствия из принципа Лоуренса Дж. Питера:

  • Сливки поднимаются кверху, пока не прокиснут.
  • Для каждой существующей в мире должности где-то есть человек, неспособный ей соответствовать. При достаточном числе продвижений по службе эту должность займет именно он.
  • Вся полезная работа совершается теми, кто еще не достиг своего уровня некомпетентности.
  • В иерархии индивидуальные свершения обратно пропорциональны высоте занимаемого поста. Иными словами чем больше вертикальный рост тем меньше горизонтальный.
  • Равные возможности означают, что каждому в одинаковой мере представляется шанс стать некомпетентным. Даже домохозяйка сможет управлять государством.
  • Получить должность труднее, чем удержаться в ней.
Почему иерархическая система живет. Последовательное применение принципа Питера позволяет сделать вывод, иерархические системы имеют склонность к деградации. За достаточно большое время в любой иерархической системе все должности займут некомпетентные сотрудники, после чего оставшись без работающих специалистов система должна естественным образом прекратить своё существование. На практике такого обычно не происходит. В системе постоянно пребывает достаточно сотрудников, которые ещё не достигли своего уровня некомпетентности. Кроме того, если система невелика, в ней может просто не оказаться достаточного количества должностей и компетентные работники не смогут быть повышены до своего уровня некомпетентности.

Универсальность принципа Питера. Принцип Питера применим к любой иерархической системе, в которой работник, первоначально находившийся на низших уровнях иерархии, со временем расчёт в должности. Поскольку большинство организаций (частные фирмы, государственные учреждения, армия, церковь) являются иерархическими структурами, сфера применимости принципа Питера очень широка. Даже вещи, технологии и оружие также подчиняются тенденции к достижению уровня некомпетентности. Историческая хроника донесла до нас, что в 1628 году было спущено на воду самое большое морское судно своего времени - шведский военный корабль "Васа". Самым большим он был не только по размерам, но и по количеству пушек: шестьдесят четыре орудия на двух палубах. Он затонул немедленно - верхняя его часть перевесила нижнюю.

При́нцип Пи́тера - положение, выдвинутое и обоснованное в одноимённой книге Лоуренсом Питером . Формулировка: «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности» . По мнению некоторых критиков, принцип Питера следует воспринимать как шутку, хотя самим Питером он изложен без какого-либо намёка на юмор, как вполне серьёзная теория .

Сущность

Принцип Питера - это частный случай общего наблюдения: попытки повторно использовать хорошо работающую вещь или идею будут продолжаться до тех пор, пока она не станет причиной катастрофы. Лоуренс Питер применил эти наблюдения в отношении продвижения людей по иерархии должностей .

Согласно принципу Питера, человек, работающий в любой иерархической системе , повышается в должности до тех пор, пока не займёт место, на котором он окажется не в состоянии справиться со своими обязанностями, то есть окажется некомпетентным. Этот уровень и называется уровнем некомпетентности данного сотрудника. На этом месте сотрудник «застрянет» и будет находиться до тех пор, пока не покинет систему (то есть не уволится, не умрёт или не выйдет на пенсию).

Принцип Питера может быть применён к любой системе, в которой работник, первоначально находившийся на низших уровнях иерархии, со временем растёт в должности, то есть к большинству организаций, фирм, государственных предприятий и учреждений, армии, образовательным, медицинским учреждениям, религиозным организациям.

Обоснование

Компетентные повышаются. Как правило, при появлении вакансии руководство выбирает кандидата из числа тех нижестоящих сотрудников, к которым нет претензий на их нынешней должности. То есть из компетентных сотрудников. Повышение меняет требования к работнику. Повышение в должности обычно связано с изменением характера исполняемых обязанностей. Работник, независимо от предыдущих успехов, может как справиться, так и не справиться с новыми требованиями, то есть окажется либо компетентным, либо некомпетентным на новой должности. Компетентные выдвиженцы растут дальше. Если сотрудник сумеет справиться с новой должностью, он окажется кандидатом на дальнейшее повышение. Таким образом, пока сотрудник проявляет компетентность, он поднимается в должности . Невозможно оставаться компетентным вечно. Рано или поздно работник окажется на посту, с которым уже не сможет справиться, то есть станет некомпетентным . Некомпетентные не повышаются дальше. Проявив некомпетентность, сотрудник перестаёт быть кандидатом на повышение, и его продвижение прекращается. В результате компетентные сотрудники продвигаются по служебной лестнице до уровня, на котором они становятся некомпетентными . Некомпетентные не понижаются. Как правило, понижение некомпетентного сотрудника не в интересах руководства, так как признав некомпетентность выдвиженца, оно тем самым вынуждены будут признать свою ошибку. Кроме того, предыдущая должность на момент обнаружения некомпетентности обычно уже бывает занята, так что возврат в исходное положение одного сотрудника приведёт к необходимости понижения (или увольнения) других, что обычно слишком сложно и тоже невыгодно. В результате, хотя некомпетентность сотрудника на новой должности может быть очевидна, его не понижают . Отказ от повышения маловероятен Питер отмечает, что социально-экономические условия в западном обществе сейчас нацеливают человека на успех, понимаемый, прежде всего, как рост в карьере и заработной плате. В таких условиях человек, даже прекрасно осознавая, что не справится с предлагаемой должностью, обычно не может от неё отказаться: при попытке отказа он подвергнется жёсткому давлению всего своего окружения, включая семью, знакомых, сослуживцев и руководство. «Пас в сторону» и «ударная возгонка» не меняют дела. Тех, кто проявляет абсолютную некомпетентность, чья деятельность приносит слишком много очевидного вреда, обычно устраняют путём перевода на другую должность того же или близкого уровня, где его некомпетентность будет менее заметна или менее вредна («пас в сторону»). Также некомпетентный сотрудник может быть повышен несмотря на некомпетентность по личным или политическим мотивам («ударная возгонка» или «возвышение пинком»). Питер называет такие случаи «мнимыми исключениями» - они выглядят как нарушение принципа Питера, но лишь на первый взгляд: после «паса в сторону» или «ударной возгонки» работник окажется на должности, где, скорее всего, тоже не будет компетентен, то есть основное положение принципа остаётся в действии - достигнув однажды своего уровня некомпетентности, работник уже не становится компетентным.

Последствия

Рассматривая проявления неизбежного достижения некомпетентности для отдельных людей и организаций, Питер выделил некоторые характерные следствия действия «принципа».

Иерархический регресс

Вследствие действия принципа Питера крупные иерархические системы имеют склонность к деградации . Чем большее количество сотрудников проявляет некомпетентность, тем более понижаются общие стандарты компетентности в системе и тем менее успешной становится работа системы в целом. Особенно плохо отражается на иерархии массовая «ударная возгонка» сотрудников, так как она приводит к ускорению продвижения сотрудников к состоянию некомпетентности.

Работают те, кто не поднялся до уровня некомпетентности

Поскольку принцип Питера относится ко всем работникам и системам, то его последовательное применение позволяет сделать вывод, что за достаточно большое время в любой иерархической системе все должности будут заняты некомпетентными сотрудниками, после чего система естественным образом прекратит своё существование, так как в ней никто не будет работать. На практике такого обычно не происходит. В системе постоянно пребывает достаточно сотрудников, которые ещё не достигли своего уровня некомпетентности; они-то и выполняют всю реальную работу. Кроме того, если система невелика, в ней может просто не оказаться достаточного количества должностей, чтобы все компетентные работники могли быть повышены до своего уровня некомпетентности.

Синдром конечной остановки

Питер утверждает, что для сотрудника, достигшего уровня некомпетентности, характерен специфический набор особенностей поведения, названный «Синдромом конечной остановки»: для создания видимости компетентности для окружающих и поддержания позитивной самооценки для самого себя сотрудник подменяет результативную работу какой-либо другой деятельностью, которая заметна, занимает рабочее время и требует определённых усилий, но не приносит реальных полезных результатов. Часто синдром конечной остановки проявляется в формализации работы, изобретении бюрократических правил и требовании от подчинённых точнейшего их соблюдения даже вопреки объективной целесообразности.

Синдром, по мнению Питера, является причиной ухудшения здоровья, возникновения и обострения хронических заболеваний, развивающихся на нервной почве. Единственное действенное средство борьбы с синдромом конечной остановки - изменение жизненных приоритетов и перенос притязаний в ту область деятельности, где уровень некомпетентности ещё не достигнут (радикальная смена работы, «уход с головой» в хобби).

Исследования

Алессандро Плукино, Андреа Раписардра и Чезаре Гарофало из Университета Катании, применив агентное моделирование , создали систему, в которой соблюдается принцип Питера. На этой модели они показали, что лучшая тактика - повышать человека случайно. За эту работу они получили Шнобелевскую премию 2010 года в области менеджмента .

Критика

Принцип Питера жёстко раскритикован в статье Сирила Паркинсона (автора «Закона Паркинсона ») «Проблема Питера». Паркинсон утверждает, что большинство исходных положений, из которых Питер выводит свой принцип, ложны, а само явление в жизни не наблюдается ни в каком приближении:

Многое в этих рассуждениях достойно восхищения, и нельзя отрицать, что автор сделал несколько значительных открытий. Его основные положения излагаются чётко и красноречиво, и известно, что у него множество последователей. Нет никакого сомнения, что он замечательный педагог и что книга его пользуется заслуженным успехом. Беда только в том, что некоторые принимают её чересчур всерьёз, соглашаясь с теорией, предложенной, по всей вероятности, в шутку. Против шутки никто бы не возражал, но есть одно возражение против теории, и возражение это заключается в том, что теория неверна. Она приходит в противоречие с нашим опытом и не выдерживает критики.

Паркинсон не останавливается даже перед переходом на личность Питера, занимавшегося методиками воспитания детей с эмоциональными нарушениями:

А потому даже самые поверхностные наблюдения приводят нас к выводу, что Принцип Питера неприменим в сфере общественной, деловой или какой-либо ещё, имеющей отношение к торговле или военному делу. Он действует только в сфере образования и особенно в теоретической области. Но даже и там он не универсален, но распространён главным образом в Южной Калифорнии. Можно даже предположить, что он оправдывает себя только в школах Эксельсиор-Сити. Быть может, царство некомпетентности и в самом деле настолько мало, что ключи от него имеются только у одного человека - самого Питера.

Критика со стороны Паркинсона производит впечатление едкой и излишне эмоциональной. Основные его конкретные аргументы состоят в следующем:

  • Более высокий уровень иерархии не обязательно и далеко не всегда требует более высокого уровня компетентности.
  • Пирамидальная иерархическая структура подразумевает, что далеко не каждый компетентный на нижнем уровне сотрудник сможет подняться вверх.

Первый аргумент неявно предполагает, что «компетентность» есть некоторая линейно изменяемая величина, в то время как сам Питер рассматривает в основном ситуации, когда на более высокой должности требуется не бо́льшая компетентность в той же самой деятельности, а случаи, когда при повышении меняется характер работы и требуется компетентность в том, чем работник ранее не занимался. Например, хороший механик может не оказаться хорошим бригадиром, так как на этой должности потребуются отсутствующие у него организаторские способности.

Что касается второго аргумента, то Питер также оговаривает этот случай, замечая, что не все работники достигают уровня некомпетентности из-за отсутствия вакансий, что, собственно, и позволяет иерархическим системам более или менее успешно выполнять свои функции.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал