Как научится учится. Методы быстрого обучения

12.10.2023

Сегодня учиться самостоятельно не проблема: выбор вариантов онлайн-курсов с лучшими преподавателями почти безграничен. Проблема в самоорганизации и самодисциплине. Как не лениться, не откладывать обучение и получать самообразование с удовольствием? Сооснователь платформы онлайн-курсов Prometheus Иван Примаченко поделился своим опытом и дал пару дельных советов.

Знание - главная движущая сила современного общества, источник силы и конкурентных преимуществ в работе и жизни. Однако традиционная система образования все меньше способна обеспечить возрастающие потребности человека в актуальных знаниях и умениях. Как говорил Камю, школа- это место, где нас готовят к жизни в мире, которого уже не существует. Даже лучший университет больше не может дать студентам знания, которых им хватит на всю жизнь. Каждые 5-10 лет их специальность может видоизменяться до неузнаваемости. Социальные сети, смартфоны, энергетическая революция, большие данные, беспилотные автомобили - вот лишь некоторые явления, которые за последние 10 лет фундаментально изменили многие профессии и породили новые. Времена, когда обучение было лишь детско-юношеским этапом в жизни человека, заканчиваются. Теперь, чтобы добиться успеха, каждому из нас нужно учиться на протяжении всей жизни. Но для этого вначале придется овладеть навыком, который не преподают в украинских школах и университетах: научиться учиться самостоятельно.

Миф о таланте. Фиксированное мышление и мышление роста

Тема обучения чему-то новому овеяна огромным количеством мифов, самым распространенным и вредным из которых является миф о таланте . Его суть заключается в том, что успех в изучении того или иного дела зависит от врожденных способностей - таланта, который можно развивать или закопать, но нельзя пропить. Талант либо есть, либо его нет.

Современная наука об обучении полностью опровергает этот миф. От пионерских исследований Блюма в 80-е годы XX века до современного фундаментального издания The Cambridge Handbook of Expertise and Expert Performance исследования биографий великих и просто известных людей так и не смогли найти "таланта" (врожденных предрасположенностей) к тем или иным интеллектуальным навыкам. Оказалось, что даже уровень IQ лишь слабо соотносится с профессиональными успехами, что уж говорить о неуловимом таланте. Однако миф о таланте не просто вводит нас в заблуждение: он активно вредит нашей способности учиться и совершенствоваться.

В связи с этим Кэрол Двек, исследовательница и преподаватель Стэнфордского университета, различает два типа мышления : фиксированное мышление и мышление роста.


Люди с фиксированным мышлением верят в то, что их успехи предопределяют врожденные способности. Если человеку не хватает таланта или ума, то этого не исправить. Личности с таким типом мышления часто боятся ошибиться, потерпеть поражение, ведь это, на их взгляд, демонстрирует врожденный недостаток способностей. Именно поэтому они избегают сложных задач, в которых существует риск неудачи, и не приемлют любой негативной обратной связи, ведь любая критика может полностью подорвать их самооценку.

Люди с мышлением роста , напротив, уверены, что все, чего достигает человек, он получает благодаря тяжелой работе и настойчивости. Даже проигрыш они расценивают лишь как еще одну возможность сделать выводы и отточить свои навыки. Такие люди не боятся задач за пределами своей зоны комфорта, не падают духом при первых неудачах и всегда рады обратной связи, даже если это означает быть готовым принять критику в свой адрес.

Для эффективного обучения, даже больше чем для достижения успеха в любом другом деле, важно придерживаться мышления роста и избегать фиксированного мышления.


Три стратегии успешного обучения

В уже легендарной статье The Making of an Expert, опубликованной в 2007 году в Harvard Business Review, дается обзор трех основных научно установленных факторов, которые помогут стать выдающимся экспертом в определенной области.

Во-первых, время, потраченное на осознанную практику нового навыка или умения. Речь идет о правиле 10 000 часов (или 10 лет): именно столько нужно сознательно практиковаться, чтобы стать специалистом мирового уровня в чем-то. Ключевое слово тут "осознанность" - любое количество бездумного механического повторения ничем не улучшит ваши навыки. Осознанная практика предполагает постановку перед собой целей для каждого занятия, фиксацию и анализ результатов каждого такого "урока".

Во-вторых, эффективное обучение предполагает постоянный доступ к лучшим учителям и менторам . На разных уровнях обучения вам понадобятся разные наставники. Сначала лучшие местные учителя, впоследствии - национального уровня, а затем уже и эксперты мирового класса. Лучшие учителя ускоряют обучение, структурируют процесс освоения новых знаний, мотивируют и контролируют выполнение самостоятельной работы. Ваша главная и конечная цель - стать лучшим учителем и ментором для самого себя. Именно этим свойством обладают все выдающиеся эксперты.

В-третьих, наилучшему обучению способствует поддержка семьи и окружения . Выдающиеся люди собираются вместе, поддерживают тесные связи и учатся друг у друга. Работа и общение с лучшими помогают вам стать лучшим.

Интересный факт: биографии множества людей, традиционно считающихся выдающимися вундеркиндами, прекрасно соответствуют изложенным выше условиям. Наиболее известен пример Моцарта, которому молва приписывает фантастический врожденный талант. Не стоит, однако, забывать, что обучение Моцарта музыке началось в 4 года, его отец был известным музыкальным учителем и автором одного из первых учебников по игре на скрипке, который вдохновенно мотивировал молодого Вольфганга к постоянным репетициям.


Семь правил успешного обучения

1. Обучение эффективно, когда дается с усилием. Человек должен прилагать сознательные усилия для того, чтобы усваивать новые навыки и умения. Знания, полученные без усилий, подобны отпечаткам на песке: очень скоро от них не останется и следа.

2. Мы добиваемся стабильного совершенствования лишь тогда, когда можем измерить свой прогресс. Человек склонен к иллюзиям в оценке эффективности своей учебы. Как правило, мы переоцениваем свои успехи от поверхностного ознакомления с материалом и неправильно оцениваем темпы нашего прогресса. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно контролировать свои успехи с помощью объективного измерения: тесты, разнообразные стандартизированные проверки навыков и даже банальные вопросы для самопроверки в конце книжной главы позволят трезво оценить наш прогресс в обучении.

3. Классические школьно-университетские методы подготовки малоэффективны. Перечитывание текстов и механическая зубрежка ничего не дают. Это легкие методы обучения, которые противоречат первому правилу. Они не заставляют нас напрягать наш разум по-настоящему, а просто утомляют его однообразным повторением.


4. Практики вспоминания - основа обучения. Чем больше раз мы вспомним информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти. Существует две эффективные техники вспоминания.

Первая - это отложенное вспоминание : на карточке с одной стороны напишите вопрос, с другой - ответ на него. Вначале надо изучить содержание карточки, затем, через день, попытаться вспомнить его. Если вы верно вспомнили ответ, указанный на обороте карточки, ее можно отложить на неделю до следующего повторения. Если ошиблись - повторить необходимо уже на следующий день. Чем длиннее цепочка успешных припоминаний, тем все больший интервал должен быть перед следующим повторением. Эта система особенно популярна для изучения иностранных слов, и многие из нас сталкивались с ней в сервисах вроде Anki или LinguaLeo. Однако с помощью простейших карточек или даже самого обычного рукописного конспекта систему отложенного вспоминания можно приспособить для изучения практически любого предмета.

Вторая чрезвычайно эффективная техника вспоминания - перемешивание тем и типов заданий . Если вы изучаете английский, не стоит искусственно разделять свое обучение на изучение грамматики, лексики и навыков говорения. Лучше изучать их одновременно, чередуя один вид занятий с другим. Если вы решаете разные подтипы математических задач в рамках одной темы, перемешивайте их так, чтобы каждый раз вам приходилось подумать, с каким именно подтипом задачи вы имеете дело.

5. Попробуйте решить проблему до того, как вас научат ее решению. Не стоит спешить читать о том, как очередная легенда менеджмента спасла свою компанию. Вначале подумайте, как на его месте поступили бы вы. Не имеет значения, получится найти правильный ответ или нет. Уже то, что вы приложите усилие, попробуете "придумать свой велосипед" до того, как получите готовый ответ, поможет вам быстрее и глубже разобраться в новой идее или способе решения проблемы.


6. "Стили обучения" вроде "визуального" или "аудиального" - миф . У нас нет серьезных научных подтверждений их существования. Напротив, исследования указывают на то, что лучше всего запоминается та информация, в восприятии которой задействовано максимум органов чувств и различных ассоциаций. И это вполне логично, ведь знания конструируются.

Многие считают, что наша память- это пустая емкость, в которую мы просто заливаем новую информацию до тех пор, пока она не наполнится до краев. Однако эта концепция глубоко ошибочна. В реальной жизни новые знания всегда привязываются к той информации, которая уже хранится в нашей памяти. Новые понятия и идеи могут быть поняты и восприняты нами лишь с помощью уже знакомых понятий и идей. Поэтому стоит усвоить привычку объяснять самому себе новое и сложное через старое и простое. Столкнувшись со сложной и непонятной идеей, обязательно попробуйте найти для нее простую аналогию или метафору, которая поможет вам "поймать" суть новой информации.

7. Следует пытаться найти фундаментальные правила и первоосновы решения проблем , а не просто запоминать факты или зазубривать процедуры решения тех или иных задач. Такие первоосновы, которые могут быть использованы для решения множества задач в различных сферах знаний, принято называть ментальными моделями. Классический пример ментальной модели- это эволюция: естественное развитие, движение от простого к сложному, которое происходит медленно, но неотвратимо. Каждый из нас в большей или меньшей степени знаком с понятием биологической эволюции. Но что, если мы столкнемся с термином "звездная эволюция"? Он не знаком нам, но, владея ментальной моделью "эволюция", мы легко можем догадаться, что речь, по-видимому, идет о естественном, медленном и неизбежном изменении состояния звезд. И будем очень недалеки от истины, хоть и услышали этот термин в первый раз. Чем большим количеством ментальных моделей мы владеем, тем быстрее и эффективнее сможем понимать новые идеи и концепции.


Как заставить себя учиться самостоятельно

Книги, массовые бесплатные онлайн-курсы и другие доступные источники качественных знаний сегодня в изобилии доступны всем желающим. Куда более сложный вопрос, как мотивировать себя к самостоятельному обучению и наконец-то закончить те два десятка книг и онлайн-курсов, которые вы уже давным-давно хотите пройти. Попробуйте следовать трем простым, но проверенным на практике советам.

Учиться нужно понемногу, но регулярно. Если вы раздумываете, когда лучше проходить онлайн-курс- на выходных в течение нескольких часов за раз или ежедневно по полчаса,- то последний вариант оптимален. Разбивка учебного процесса на небольшие сессии создает ощущение быстрых успехов и мотивирует вернуться к обучению на следующий день.

Самостоятельно учиться лучше всего в одно и то же время в одних и тех же условиях . Привычка - вторая натура, а регулярность - залог успеха в обучении. Выработав у себя привычку учиться в определенное время, вам будет куда легче придерживаться регулярных занятий.

Самостоятельное чтение книг и прохождение онлайн-курсов лишают вас важного стимула в виде социального давления : если вы забросите обучение, в отличие от традиционного образования, никто об этом не узнает: ни преподаватель, ни другие студенты. Создайте для себя необходимое для самостоятельной учебы социальное давление: публично расскажите о своих планах друзьям, присоединитесь к совместной группе подготовки или сами ее организуйте, обсуждайте и комментируйте процесс вашего обучения в социальных сетях.

Иван Примаченко - аспирант исторического факультета Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Два года назад он проходил известный гарвардский онлайн-курс основ программирования CS50 . Обучение в Гарварде, не выходя из киевской квартиры, помогло понять, насколько такой формат самообразования удобен и перспективен. В октябре 2014 года Иван вместе с двумя единомышленниками, Алексеем Молчановским и Викторией Примаченко, создал платформу бесплатных онлайн-курсов Prometheus. На сегодня это самая популярная украинская платформа онлайн-образования, которая включает 29 открытых курсов и объединяет 115 000 слушателей.

Иван Примаченко, сооснователь платформы массовых бесплатных онлайн-курсов Prometheus

"Настоящее образование есть только самообразование" (п.л. Капица)

Школа призвана обучать и воспитывать подрастающее поколение исходя из реальных требований жизни с учетом рыночных отношений.

Практические и самостоятельные работы в обучении географии имеют большое значение, поскольку способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование знаний и умений применять знания на практике и добывать новые.

в эпоху информационного взрыва для становления личности и самореализации выпускников школы необходимо умение ориентироваться в океане информации. Специфика географии заключается в том, что необходимым условием для получения географических знаний является умение пользоваться различными источниками географической информации политехнического характера:


  • картографическими (чтение карт различного содержания);

  • статистическими (графики, диаграммы, таблицы);

  • текстовыми.
Если в младших классах стояла задача научить учиться, то в старших классах задача усложняется, т. к. необходимо учиться самостоятельно:

  • учиться планировать свою деятельность;

  • рационально использовать свое и чужое время;

  • работать со справочной, дополнительной литературой;

  • писать конспекты, тезисы, рефераты.
Как реально оценить свои возможности, научиться выделять учебную задачу, составлять планы при подготовке к зачетам и экзаменам?

Разработанные памятки, инструкции позволяют учителю давать дифференцированные задания, развивать творческое мышление, формировать практические умения и навыки, помогают закрепить знания учащихся по каждому разделу школьной программы, способствуют развитию навыков самоорганизации учащихся.

Изменив свое отношение к своему труду - учению, учащиеся получают возможность быть гармонично развитыми здоровыми молодыми людьми с прочными знаниями и высоким интеллектом, а, следовательно, наша страна будет великой как по площади, так и по возможностям.

Чему учиться в первую очередь?

Прежде всего, умению выделять учебную задачу: ясно представить себе, какова цель каждого задания, которое пока не умеете делать. Нельзя подменять учебную задачу выполнением домашнего задания.

Как этому научиться?


  1. Отличайте учебную задачу от конкретного задания.

  2. Выделяйте в материале предмет усвоения. Чувство понятности, возникшее при чтении, еще не свидетельствует об усвоении.
Умение выделять учебную задачу относится к умению умственной деятельности наряду с правильно организованным восприятием (умением не отвлекаться), памятью, творческим мышлением (проблемным видением, умением выдвинуть гипотезу, предвидеть развитие явлений и др.), логическим мышлением (владением приемами анализа и синтеза, сравнения, доказательства, абстрагирования и др.); общей и специальной эрудицией.

Умейте приобретать знания!

с чего начать?

Порядок на рабочем столе

Необходимость подготовки рабочего места на производстве - разложить инструменты, принести материалы, удобно их расположить - при знается всеми. Но ведь учебный труд более важен! Расположение предметов на письменном столе, где вы готовите домашнее задание, должно быть постоянным.

Как расположить?


  • Перед собой - тетрадь и книгу;

  • справа - письменные принадлежности (ручки, карандаши, бумага для выписок, линейка);

  • слева - дополнительную литературу;

  • прямо, корешком к вам - справочную литературу.
Все должно быть под рукой!

Как начинать

Помните, чем дольше вы оттягиваете начало подготовки домашнего задания, тем больше усилий вам потребуется, для того чтобы заставить себя приступить к этому. Психологам хорошо известно, когда человек выполняет работу, которая ему не интересна, вначале он работает с трудом, принуждая себя. По мере втягивания в работу, он затрачивает все меньше и меньше волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или результату. Дело идет быстрее и эффективнее. Таким образом, человек оттягивающий начало работы, удлиняет её первый тяжелый этап. Чем длиннее первый этап, тем неприятнее воспоминания о работе.

Настраиваться на эффективную работу можно серией приказов: "Я смогу", "Я успею", "Я выполню" и т. д.

Важно при ступать к делу без раскачки. Помните, "отсрочка - это воровка времени".(Э. Юнг).

Планирование времени

Хотите иметь больше свободного времени? Быстро устаете, сидя над учебниками или лекциями? Подчините свой распорядок жизни четкому и научно обоснованному ритму.

Не о том речь, чтобы все человечество поднимать с постели в одни и те же часы, а о том, как с большей пользой распределить свое время. В основу режима дня положен биологический закон ритма, постоянной повторяемости физиологических процессов. Природные пики работоспособности, индивидуальные для каждого человека, должны совпадать с теми нагрузками, которые мы создаем себе сами.

Начните с планирования на один рабочий день - с вечера распределяйте работу на завтра. В конце дня подводите итог работы за день. Попробуйте составить план работы на неделю с учетом своих возможностей и внешних обстоятельств, с учетом недельного расписания занятий или лекций. Бывают задания, которые учитель дает на длительное время (например, домашнее сочинение). Используйте более свободные по загруженности дни для подготовки большого по объему материала.

Выполняйте план, придерживаясь двух правил:


  • садиться за уроки именно в запланированное время;

  • в процессе работы не выходить за рамки отведенного на каждый из предметов времени.
Лучше идти в школу, не доделав один из уроков, чем не выучить два других. Если что-то не получается, лучше переключиться на другое задание, а затем вернуться к трудному. Пользуйтесь различными приемами, чтобы заставить себя глубоко и основательно понять изучаемый материал. Это и запись материала, и составление схем, таблиц, и рассказывание себе, зеркалу или любимой кошке.

"Время - это самое дешёвое и вместе с тем самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему - времени - мы получаем все". (Я. Райнис)

Целесообразность занятий с одноклассниками

Слабому ученику полезно заниматься вместе с сильными, освоить приемы работы и привычки. И сильному полезно.

Во-первых, обучая, учимся сами; во-вторых, сразу станут видны пробелы в знаниях.

Но не годится обращаться к сильным ученикам по поводу и без повода. Не стоит обращаться за помощью, пока не убедитесь совершенно твердо, что встреченные трудности сами не преодолеете. Бывает и так: сильные не столько помогают, сколько демонстрируют свои знания, свое превосходство.

Не отвлекайтесь на посторонние разговоры!

Объяснять материал должен тот, кто хуже его знает, а знающий должен внимательно следить за изложением, чтобы дополнить и уточнить его.

Мы усваиваем:

10 % прочитанного; 20 % услышанного," 50 % одновременно увиденного и услышанного," 70 % того, что обсуждаем с другими; 80 % того, что познали на 95 % того, что преподаем другим!

"Уча других, мы учимся сами" (Сенека)

Как работать с первоисточником

Первым, пробным, касательным чтением поздороваемся. Легкомысленное знакомство, не более. Хорошо конечно, если оно окажется чуть-чуть праздничным.

Ничего особенного и на втором чтении, подробном, вникающем. Рассмотреть, "обслушатъ"; побродить по тропинкам, соединяющим смысловые пространства; еще вслушаться в пере клички значений, в контрасты интонаций и отношений; подышать солью противоречий... "

В. Леви, психолог


  1. Обрати внимание на время, историю и цель создания произведения.

  2. Прочитай текст произведения или его отрывки.

  3. Подчеркни непонятные слова.

  4. Разбей текст на смысловые части.

  5. Выдели основные положения. Сделай в тексте отметки, постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на вопросы.

  6. Сделай выводы. Запиши в тетрадь необходимые положения.
Помним правило 6 вопросов:

Вам предлагается один из простых, но действенных методов, который поможет Вам усваивать основные идеи различных текстов.

Чтобы освоить?тот метод, попробуйте ответить на шесть основных вопросов:

КТО? ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ? ГДЕ? КАК?

Прочитывайте текст, держа в уме это ШЕСТЬ ВОПРОСОВ. Применяйте постоянно метод шести вопросов.

Какая у вас память?

Многие люди жалуются на "дырявую" память. В наше время, когда на человека постоянно обрушиваются целые потоки информации, особенно важно удержать в голове как можно дольше. Можно ли что-то существенное сделать со своей памятью, заставить ее работать лучше? Для этого надо уметь организовать свою память, структурировать ее.

Методики, позволяющие это делать, были известны с древних времен. Так монахи­доминиканцы еще в 16 веке, обучаясь ораторскому мастерству, использовали для заучивания речи метод "привязки к местности" ("метод мест" в современной психологии).

Человек брал знакомый ему до мелочей путь и мысленно проходил по нему,

последовательно раскладывая по дороге мысли и идеи, которые должен потом был изложить. Выступая же, он снова мысленно шел этим путем, поднимая разложенные там заранее слова и мысли. К сожалению, в школах, практически не обучают методикам запоминания, используя все тот же метод зубрежки. Между тем без тренировки память
постепенно слабеет, люди постепенно превращаются в интеллектуальных дистрофиков, неспособных хоть ненадолго удержать в уме несколько многозначных чисел сразу. Что делать с этим? Тренируйтесь! (См. Приложение 2, Приложение 3 )

Существует несколько видов памяти:


  • Словесно-логическая (основа всех наших знаний); тот из людей оказывается способным, у кого словесно-логическая память лучше развита;

  • Наглядная память, полученная с помощью зрительных, слуховых, осязательных ощущений; люди с такой памятью точно помнят расположение текста, его объем, внешний вид книги;

  • Двигательная (чтобы опираться на этот вид памяти, к каждой книге приступайте с карандашом, делайте выписки, рисуйте схемы, составляйте таблицы);

  • Эмоциональная память.
Следует разрабатывать слаборазвитые виды и свойства памяти. Её воспитание нуждается в специальных усилиях, важнейшее из которых - развитие волевых качеств. Неудачи в запоминании часто являются показателем не плохой памяти, а слабой воли человека.

ПАМЯТКА


Если у тебя хорошо развита зрительная память:

  1. Помни о том, что тебе всегда лучше всего иметь перед глазами тот материал, с которым ты работаешь. Чем чаще ты его будешь видеть, тем быстрее и лучше запомнишь.

  2. Во время решения задач имей всегда перед глазами текст задачи или краткое
условие.

  1. При заучивании стихотворений и разных текстов читай материал сам и столько раз,
сколько тебе необходимо, а не проси об этом кого-либо.

  1. При зауч;ивании различных правил составляй опорные таблицы к правилу, которыми можно будет пользоваться на уроках и дома.
ПАМЯТКА

Если У тебя хорошо развита слуховая память:


  1. При заучивании различных правил, рассказов стихотворений и других текстов вам будет легче запоминать, если кто-то будет читать вслух, а вы будете внимательно слушать.

  2. Если помочь никто не может, то читать следует внимательно, не торопясь.

  3. После прочтения нужно попробовать повторить вслух прочитанное.

  4. Необходимо читать материал столько раз, сколько требуется для запоминания.
Существуют специальные приемы запоминания:

  1. Формирование установки на,полноту и точность запоминания, на его длительность.
Впрочем, установка может быть и на краткосрочное запоминание (например, запомнить до контрольной или до экзамена, который будет через несколько дней);

  1. Сосредоточенное внимание;

  2. Повторение;

  3. Осмысление;

5. Установление ассоциативных связей.

Ассоциативные связи обычно широко применяются при так называемом механическом запоминании, крайним проявлением которого является зубрежка. В известном чеховском рассказе "Лошадиная фамилия" приказчик генерала Булдеева пытался вспомнить фамилию Овсов, используя при этом закрепившуюся у него ассоциацию с лошадью.

Правила запоминания


  1. Сосредоточься, нацелься на запоминание.

  2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.

  3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая
последовательность его изложения.

4. i Произнеси несколько раз новые термины, географические названия, даты.


  1. Проговори вслух формулировки выводов, закономерностей, понятий.

  2. Воспроизведи весь материал по плану.
Обратите внимание на информацию:

Не ругайте свою память. Не говорите слова "забыл", а говорите: "Как хорошо, что я об этом вспомнил". (См. Приложение 1 ).

Запоминание словесно-логического материала

Такой материал запоминается лучше, если он интересен для запоминающего его человека и если человек уже имеет большой объем знаний в той области, к которой относиться данный заучиваемый материал. Суворов как-то сказал: "Я верю Локку, что память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, а потому надобно скорее все укладывать, куда следует".

"Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет". (к. Ушинский, русский педагог)

Существует так называемый "закон объема материала". Сумму знаний, которой мы располагаем, можно сравнить с магнитом: чем он больше, тем с большей силой он притягивает к себе кусочки железа. Запоминать на голом месте труднее всего. Такого заучивания требуют формулы, стихотворения, теоремы, хронология, формулировки основных законов, определения.

Литература


  1. Белякова Л.г. "Как научиться учиться". Издательство "Просторы". Ангарск. 2003.

  2. Мальцева С. "Детей надо загружать" (статья, газета "Пятница" NQ 49 от 10.12.04)

И что из этого вышло. Этот сервис снова вернул мне любовь к образованию, и я решил разобраться в том, что этому способствовало.

Я приверженец следующего утверждения: всем нам нравится учиться, и, если сделать всё верно, обучение может стать самым любимым занятием в жизни. Но «сделать всё верно» - это достаточно расплывчатое понятие, и его не помешало бы немного конкретизировать.

Я поразмыслил над сложившейся ситуацией и, пожалуй, понял, что поспособствовало тому, что я вновь полюбил учёбу. И вот несколько советов, которые помогут абсолютно любому из вас научиться учиться и полюбить это.

Выберите любимую профессию

По себе знаю: если вы будете учиться тому, что вам не нравится, ничего хорошего не получится. Впервые я почувствовал это в университете, а во второй раз - когда пытался заставить себя научиться программировать. Затею я не бросаю и сейчас, но сделать это трудно. А причина всего одна и очень простая: мне не нравится это занятие.

Если вы сможете найти профессию, которая вам нравится, новые знания будут чем-то сродни небольшому празднику и вам действительно захочется учиться.

Хаотичное движение - это не всегда плохо. Если вы гений или творческая личность, то можете не читать эту статью дальше. Проблема лишь в том, что если вы считаете себя гением или творческой личностью, то вы ни то ни другое.

Без плана практически невозможно правильно построить процесс обучения. Что же должно входить в план? Во-первых, время, которое вы готовы тратить каждый день на обучение. Стоит ли говорить о том, что нет практически никакого смысла учиться по 5 минут в день? Я склоняюсь к тому, чтобы обучение занимало не меньше часа, а более точные сроки вам предстоит определить самостоятельно.

Во-вторых, учебная программа. Если вы учитесь онлайн, составьте список источников, книг, сайтов, блогов, которые вы будете изучать. Главное - следуйте плану. Не пропускайте ни дня, и когда учёба войдёт в привычку, вы поймёте, зачем это было нужно.

Ведите конспект

Я даже не догадывался о том, что вести конспект может быть приятно. Если вы слушаете лекции, то записывайте в него краткий пересказ основных понятий. Если читаете книги, выписывайте цитаты, высказывания и определения, которые считаете нужными.

Необязательно писать конспект от руки. Я пользуюсь Evernote, и он меня абсолютно всем устраивает. С выбором инструмента вам придётся определиться самостоятельно. Мой совет: попробуйте оба способа. Несколько дней записывайте конспект от руки, а после ведите его в каком-нибудь приложении. Какой способ позволяет лучше запомнить материал, удобнее, практичнее и быстрее? Ответив на эти вопросы, вы сможете сделать выбор.

Добавьте практику

Хотите научиться программировать? Программируйте.

Какой бы профессии вы ни решили учиться, вы сможете найти способ практиковаться в ней, даже если у вас нет возможности устроиться на работу. К примеру, в маркетинге - изучайте маркетинговые кейсы, стратегии известных компаний, думайте о том, как можно было бы улучшить маркетинг той или иной фирмы. В дизайне - рисуйте сайты, логотипы, переделывайте внешний вид известных сервисов и сайтов. Если знаете, как можно сделать лучше, делайте!

Я привёл в качестве примера профессии из сферы IT, но, думаю, чем бы вы ни занялись, вы сможете найти способ практиковаться в этой сфере.

Найдите профессионалов

Найдя человека, который разбирается в профессии лучше вас, вы сможете значительно ускорить своё обучение. Причём у вас ведь есть Интернет, а это означает то, что для поиска вам не придётся даже выходить из дома.

Пишите имейлы известным и именитым профессионалам и задавайте им вопросы. Не будьте слишком навязчивым, так как такие люди в большинстве своём очень заняты. Но зачастую они открыты к диалогу и будут рады помочь вам советом.

Ставьте цели

Стать дизайнером.

Но не такие цели. Ваша цель должна способствовать тому, чтобы вам хотелось её достигать. Не стоит ставить глобальные цели, начните с небольших. Добиваясь их, вы всё больше будете желать заниматься и достигать новых целей.

Не переусердствуйте

Достаточно противоречивый совет, однако я не мог его не упомянуть. Я знаю много историй выдающихся личностей, которые занимались по 8 часов в день. Не знаю, как им это удавалось, ведь, занимаясь столько времени, несложно выработать отвращение к учёбе и к тому, чему вы учитесь.

Постарайтесь найти ту тонкую грань, которая позволяет вам заниматься ровно столько, чтобы это было продуктивно и не вызывало скуки.

Какие советы вы могли бы дать человеку, который хочет научиться учиться? Делитесь ими в комментариях!

Делайте перерывы. Если вы занимаетесь в течение нескольких часов, каждые полчаса делайте пятиминутный перерыв. Разомните суставы и отвлекитесь, так вы сможете немного отдохнуть и лучше усвоить материал. Это также помогает концентрировать внимание.

Используйте для запоминания ключевое слово, связанное с темой, которую вы изучаете. Всякий раз, когда вы чувствуете, что уже не можете концентрировать внимание, вспоминайте это слово и возвращайтесь к теме. Это слово может меняться в зависимости от предмета изучения. Вы можете выбрать совершенно любое слово, которое соответствует теме.

  • Например, если вы читаете статью о гитаре, используйте ключевое слово «гитара». Как только вы почувствуете, что перестаете концентрировать внимание, сразу же повторяйте себе: «гитара, гитара, гитара, гитара», пока не сможете снова сосредоточиться на материале.
  • Научитесь конспектировать . Когда вы слушаете или читаете материал, конспектируйте все в полных предложениях, чисто и аккуратно. Вам нужно записать всю самую важную информацию. Вы можете записывать термины и понятия, о которых говорит преподаватель, а затем вернуться домой и дополнить конспект предложениями из учебника. Записывайте столько, сколько сможете.

    Дома перепишите все заметки в единый конспект. Когда вы делаете заметки, будьте аккуратны. Сразу же после занятий перепишите заметки и освежите пройденный материал. Переписывание заметок в единый конспект – активный способ запоминания информации. Если вы читаете, то можете легко отвлечься. Но когда вы пишите, то постоянно думаете о том, что пишите.

    • Это не значит, что вы не должны делать заметки или писать конспект на занятиях. Просто, скорее всего, у вас будет не так много времени для полного ответа. Поэтому конспект, написанный на занятии, можно рассматривать в качестве черновика.
    • Вы можете завести две тетради. Одна будет черновиком, а в другой вы будете писать полные конспекты.
    • Некоторые делают заметки на электронных устройствах, но большинство людей считает, что информация, написанная от руки, дольше остается в памяти.
    • Перефразируйте информацию своими словами. То же самое касается рисунков. Например, если вы изучаете анатомию, перерисовывайте рисунки из учебника себе в тетрадь.
  • Больше оптимизма! Вам нужна хорошая мотивация. Мотивация в стиле «если я буду учиться, я получу хорошую работу» не годится. Найдите что-то интересное в том, что вы изучаете. Попробуйте проникнуться предметом и подумайте, в каких ситуациях вам может пригодиться знание этого предмета.

  • Сначала приступайте к изучению более сложных предметов. Начните с самых сложных, потому что у вас еще достаточно энергии и внимания, затем переходите к более легким.

    • В первую очередь выучите самые важные пункты. Не просто прочитайте материал от начала до конца, а вдумывайтесь и делайте паузы, чтобы запомнить каждую важную мысль. Новая информация усваивается гораздо легче, если вы можете связать ее с уже знакомым материалом. Не тратьте много времени на изучение вещей, которых не будет на тестировании или экзамене. Направляйте свою энергию в нужное русло.
  • “Настоящее образование есть только самообразование” (П.Л. Капица)

    Школа призвана обучать и воспитывать подрастающее поколение исходя из реальных требований жизни с учетом рыночных отношений.

    Практические и самостоятельные работы в обучении географии имеют большое значение, поскольку способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование знаний и умений применять знания на практике и добывать новые.

    В эпоху информационного взрыва для становления личности и самореализации выпускников школы необходимо умение ориентироваться в океане информации. Специфика географии заключается в том, что необходимым условием для получения географических знаний является умение пользоваться различными источниками географической информации политехнического характера:

    • картографическими (чтение карт различного содержания);
    • статистическими (графики, диаграммы, таблицы);
    • текстовыми.

    Если в младших классах стояла задача научить учиться, то в старших классах задача усложняется, т. к. необходимо учиться самостоятельно:

    • учиться планировать свою деятельность;
    • рационально использовать свое и чужое время;
    • работать со справочной, дополнительной литературой;
    • писать конспекты, тезисы, рефераты.

    Как реально оценить свои возможности, научиться выделять учебную задачу, составлять планы при подготовке к зачетам и экзаменам?

    Разработанные памятки, инструкции позволяют учителю давать дифференцированные задания, развивать творческое мышление, формировать практические умения и навыки, помогают закрепить знания учащихся по каждому разделу школьной программы, способствуют развитию навыков самоорганизации учащихся.

    Изменив свое отношение к своему труду - учению, учащиеся получают возможность быть гармонично развитыми здоровыми молодыми людьми с прочными знаниями и высоким интеллектом, а, следовательно, наша страна будет великой как по площади, так и по возможностям.

    Чему учиться в первую очередь?

    Прежде всего, умению выделять учебную задачу: ясно представить себе, какова цель каждого задания, которое пока не умеете делать. Нельзя подменять учебную задачу выполнением домашнего задания.

    Как этому научиться?

    1. Отличайте учебную задачу от конкретного задания.
    2. Выделяйте в материале предмет усвоения. Чувство понятности, возникшее при чтении, еще не свидетельствует об усвоении.

    Умение выделять учебную задачу относится к умению умственной деятельности наряду с правильно организованным восприятием (умением не отвлекаться), памятью, творческим мышлением (проблемным видением, умением выдвинуть гипотезу, предвидеть развитие явлений и др.), логическим мышлением (владением приемами анализа и синтеза, сравнения, доказательства, абстрагирования и др.); общей и специальной эрудицией.

    Умейте приобретать знания!

    С чего начать?

    Порядок на рабочем столе

    Необходимость подготовки рабочего места на производстве - разложить инструменты, принести материалы, удобно их расположить - признается всеми. Но ведь учебный труд более важен! Расположение предметов на письменном столе, где вы готовите домашнее задание, должно быть постоянным.

    Как расположить?

    • Перед собой - тетрадь и книгу;
    • справа - письменные принадлежности (ручки, карандаши, бумага для выписок, линейка);
    • слева - дополнительную литературу;
    • прямо, корешком к вам - справочную литературу.

    Все должно быть под рукой!

    Как начинать

    Помните, чем дольше вы оттягиваете начало подготовки домашнего задания, тем больше усилий вам потребуется, для того чтобы заставить себя приступить к этому. Психологам хорошо известно, когда человек выполняет работу, которая ему не интересна , вначале он работает с трудом, принуждая себя. По мере втягивания в работу, он затрачивает все меньше и меньше волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или результату. Дело идет быстрее и эффективнее. Таким образом, человек оттягивающий начало работы, удлиняет её первый тяжелый этап. Чем длиннее первый этап, тем неприятнее воспоминания о работе.

    Настраиваться на эффективную работу можно серией приказов: “Я смогу”, “Я успею”, “Я выполню” и т. д.

    Важно приступать к делу без раскачки. Помните, “отсрочка - это воровка времени”.(Э. Юнг).

    Планирование времени

    Хотите иметь больше свободного времени? Быстро устаете, сидя над учебниками или лекциями? Подчините свой распорядок жизни четкому и научно обоснованному ритму.

    Не о том речь, чтобы все человечество поднимать с постели в одни и те же часы, а о том, как с большей пользой распределить свое время. В основу режима дня положен биологический закон ритма, постоянной повторяемости физиологических процессов. Природные пики работоспособности, индивидуальные для каждого человека, должны совпадать с теми нагрузками, которые мы создаем себе сами.

    Начните с планирования на один рабочий день - с вечера распределяйте работу на завтра. В конце дня подводите итог работы за день. Попробуйте составить план работы на неделю с учетом своих возможностей и внешних обстоятельств, с учетом недельного расписания занятий или лекций. Бывают задания, которые учитель дает на длительное время (например, домашнее сочинение). Используйте более свободные по загруженности дни для подготовки большого по объему материала.

    Выполняйте план, придерживаясь двух правил:

    • садиться за уроки именно в запланированное время;
    • в процессе работы не выходить за рамки отведенного на каждый из предметов времени.

    Лучше идти в школу, не доделав один из уроков, чем не выучить два других. Если что-то не получается, лучше переключиться на другое задание, а затем вернуться к трудному. Пользуйтесь различными приемами, чтобы заставить себя глубоко и основательно понять изучаемый материал. Это и запись материала, и составление схем, таблиц, и рассказывание себе, зеркалу или любимой кошке.

    “Время - это самое дешёвое и вместе с тем самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему - времени - мы получаем все”. (Я. Райнис)

    Целесообразность занятий с одноклассниками

    Слабому ученику полезно заниматься вместе с сильными, освоить приемы работы и привычки. И сильному полезно.

    Во-первых, обучая, учимся сами; во-вторых, сразу станут видны пробелы в знаниях.

    Но не годится обращаться к сильным ученикам по поводу и без повода. Не стоит обращаться за помощью, пока не убедитесь совершенно твердо, что встреченные трудности сами не преодолеете. Бывает и так: сильные не столько помогают, сколько демонстрируют свои знания, свое превосходство.

    Не отвлекайтесь на посторонние разговоры!

    Объяснять материал должен тот, кто хуже его знает, а знающий должен внимательно следить за изложением, чтобы дополнить и уточнить его.

    Мы усваиваем:

    10 % прочитанного; 20 % услышанного; 50 % одновременно увиденного и услышанного; 70 % того, что обсуждаем с другими; 80 % того, что познали на 95 % того, что преподаем другим!

    “Уча других, мы учимся сами” (Сенека)

    Как работать с первоисточником

    Первым, пробным, касательным чтением поздороваемся. Легкомысленное знакомство, не более. Хорошо конечно, если оно окажется чуть-чуть праздничным.

    Ничего особенного и на втором чтении, подробном, вникающем. Рассмотреть, “обслушать”; побродить по тропинкам, соединяющим смысловые пространства; еще вслушаться в переклички значений, в контрасты интонаций и отношений; подышать солью противоречий…”

    В. Леви, психолог

    1. Обрати внимание на время, историю и цель создания произведения.
    2. Прочитай текст произведения или его отрывки.
    3. Подчеркни непонятные слова.
    4. Разбей текст на смысловые части.
    5. Выдели основные положения. Сделай в тексте отметки, постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на вопросы.
    6. Сделай выводы. Запиши в тетрадь необходимые положения.

    Помним правило 6 вопросов:

    Вам предлагается один из простых, но действенных методов, который поможет Вам усваивать основные идеи различных текстов.

    Чтобы освоить этот метод, попробуйте ответить на шесть основных вопросов:

    КТО? ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ? ГДЕ? КАК?

    Прочитывайте текст, держа в уме это ШЕСТЬ ВОПРОСОВ. Применяйте постоянно метод шести вопросов.

    Какая у вас память?

    Многие люди жалуются на "дырявую" память. В наше время, когда на человека постоянно обрушиваются целые потоки информации, особенно важно удержать в голове как можно дольше. Можно ли что-то существенное сделать со своей памятью, заставить ее работать лучше? Для этого надо уметь организовать свою память, структурировать ее.

    Методики, позволяющие это делать, были известны с древних времен. Так монахи-доминиканцы еще в 16 веке, обучаясь ораторскому мастерству, использовали для заучивания речи метод "привязки к местности" (“метод мест” в современной психологии). Человек брал знакомый ему до мелочей путь и мысленно проходил по нему, последовательно раскладывая по дороге мысли и идеи, которые должен потом был изложить. Выступая же, он снова мысленно шел этим путем, поднимая разложенные там заранее слова и мысли. К сожалению, в школах, практически не обучают методикам запоминания , используя все тот же метод зубрежки. Между тем без тренировки память постепенно слабеет, люди постепенно превращаются в интеллектуальных дистрофиков, неспособных хоть ненадолго удержать в уме несколько многозначных чисел сразу. Что делать с этим? Тренируйтесь! (См. Приложение 2 , Приложение 3)

    Существует несколько видов памяти:

    • Словесно-логическая (основа всех наших знаний); тот из людей оказывается способным, у кого словесно-логическая память лучше развита;
    • Наглядная память, полученная с помощью зрительных, слуховых, осязательных ощущений; люди с такой памятью точно помнят расположение текста, его объем, внешний вид книги;
    • Двигательная (чтобы опираться на этот вид памяти, к каждой книге приступайте с карандашом, делайте выписки, рисуйте схемы, составляйте таблицы);
    • Эмоциональная память.

    Следует разрабатывать слаборазвитые виды и свойства памяти. Её воспитание нуждается в специальных усилиях, важнейшее из которых - развитие волевых качеств. Неудачи в запоминании часто являются показателем не плохой памяти, а слабой воли человека.

    Если у тебя хорошо развита зрительная память:

    1. Помни о том, что тебе всегда лучше всего иметь перед глазами тот материал, с которым ты работаешь. Чем чаще ты его будешь видеть, тем быстрее и лучше запомнишь.
    2. Во время решения задач имей всегда перед глазами текст задачи или краткое условие.
    3. При заучивании стихотворений и разных текстов читай материал сам и столько раз, сколько тебе необходимо, а не проси об этом кого-либо.
    4. При заучивании различных правил составляй опорные таблицы к правилу, которыми можно будет пользоваться на уроках и дома.

    Если у тебя хорошо развита слуховая память:

    1. При заучивании различных правил, рассказов стихотворений и других текстов вам будет легче запоминать, если кто-то будет читать вслух, а вы будете внимательно слушать.
    2. Если помочь никто не может, то читать следует внимательно, не торопясь.
    3. После прочтения нужно попробовать повторить вслух прочитанное.
    4. Необходимо читать материал столько раз, сколько требуется для запоминания.

    Существуют специальные приемы запоминания:

    1. Формирование установки на полноту и точность запоминания, на его длительность. Впрочем, установка может быть и на краткосрочное запоминание (например, запомнить до контрольной или до экзамена, который будет через несколько дней);
    2. Сосредоточенное внимание;
    3. Повторение;
    4. Осмысление;
    5. Установление ассоциативных связей.

    Ассоциативные связи обычно широко применяются при так называемом механическом запоминании, крайним проявлением которого является зубрежка. В известном чеховском рассказе “Лошадиная фамилия” приказчик генерала Булдеева пытался вспомнить фамилию Овсов, используя при этом закрепившуюся у него ассоциацию с лошадью.

    Правила запоминания

    1. Сосредоточься, нацелься на запоминание.
    2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.
    3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.
    4. Произнеси несколько раз новые термины, географические названия, даты.
    5. Проговори вслух формулировки выводов, закономерностей, понятий.
    6. Воспроизведи весь материал по плану.

    Обратите внимание на информацию:

    Не ругайте свою память. Не говорите слова “забыл”, а говорите: “Как хорошо, что я об этом вспомнил”. (См. Приложение 1).

    Запоминание словесно-логического материала

    Такой материал запоминается лучше, если он интересен для запоминающего его человека и если человек уже имеет большой объем знаний в той области, к которой относиться данный заучиваемый материал. Суворов как-то сказал: “Я верю Локку, что память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, а потому надобно скорее все укладывать, куда следует”.

    “Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет”. (К.Ушинский, русский педагог)

    Существует так называемый “закон объема материала”. Сумму знаний, которой мы располагаем, можно сравнить с магнитом: чем он больше, тем с большей силой он притягивает к себе кусочки железа. Запоминать на голом месте труднее всего. Такого заучивания требуют формулы, стихотворения, теоремы, хронология, формулировки основных законов, определения.

    Литература

    1. Белякова Л.Г. “Как научиться учиться”. Издательство “Просторы”. Ангарск. 2003.
    2. Мальцева С. “Детей надо загружать” (статья, газета “Пятница” № 49 от 10.12.04)
    © showroom-mais.ru, 2024
    ShowRoom - Женский онлайн журнал