Интеллектуальные карточки. Основные принципы работы интеллект-карт

10.10.2023

Гениальные идеи нельзя забывать! Чтобы не запутаться в своих планах, создайте интеллект-карту в одной из этих бесплатных программ.

FreeMind: классика Mindmapping’a

Самым известным инструментом для создания так называемых интеллект-карт (mind maps) является FreeMind. Эта бесплатная программа с открытым исходным кодом предлагает большое разнообразие функций. Скачайте FreeMind для ПК .

Один из сотрудников студии, разработавшей FreeMind, существенно изменил эту бесплатную программу. Результатом стал новый инструмент FreePlane, который вы можете скачать . Интерфейсы обеих программ очень похожи, но FreePlane, несмотря на бо льший функционал, проще в использовании.

  • Вы можете создать в FreePlane симпатичные и индивидуализированные интеллект-карты. Соединительные линии позволяют связывать удаленные узлы, благодаря чему карты будут легко читаться даже с несколькими перекрестными связями.
  • Стили узлов позволяют выбрать индивидуальный дизайн и быстро его применить.
  • Пользовательский интерфейс был переработан, и в распоряжении теперь больше символов.
  • По желанию вы можете расширить программу FreePlane рядом полезных дополнений.

XMind: для профессиональных мыслителей


XMind

XMind - это профессиональная программа для создания и редактирования интеллект-карт, которая в своей базовой версии доступна бесплатно. Вы можете скачать XMind по этой ссылке .

  • При работе с XMind, как и с другими инструментами, вы начинаете новую карту с главного узла, который можно дополнить любыми подпунктами. Программа позволяет добавлять символы и изображения, аннотации и произвольный текст.
  • Цвета и дизайн интеллект-карт можно настроить на свой вкус, чтобы вы могли создавать графики и ориентироваться в планах.
  • В дополнение к классическим интеллект-картам, XMind также позволяет создавать древовидные диаграммы, диаграммы «рыбий скелет», сводные таблицы и временные шкалы, в которых удобно фиксировать идеи в определенном порядке.
  • XMind может считывать существующие карты других программ, а также поддерживает формат FreeMind. Готовые интеллект-карты можно экспортировать в виде текстового или HTML-файла или сохранять на жестком диске в виде изображения. Кстати, Xmind доступна и для смартфонов на и iOS.
  • С платной версией Pro вы получите больше возможностей: специальный режим «мозгового штурма» (brainstorming) и опцию для создания презентаций на основе ваших mind maps.

Кстати, чтобы ничего не забыть, можно просто создать заметку на рабочем столе Windows. Как это сделать, мы рассказывали в .

Современный мир – это сплошной поток информации. И зачастую, бывает очень сложно в этой информации выделить рациональное зерно.

А как было бы хорошо, если бы вся информация была разложена по полочкам, в простой и наглядной форме.

Данная статья посвящена майнд (интеллект)-картам – инструменту, который позволяет быстро и просто структурировать любые потоки информации — сегодня в современном информационном мире никто не сомневается в важности этого навыка.

Сейчас существует множество вариантов перевода термина MindMaps.
Ниже приведен список самых часто встречающихся вариантов:

  • ментальные карты
  • интеллект-карты
  • карты ума
  • мыслительные карты
  • карты мозга
  • концепт-карты
  • карты знаний
  • карты памяти
  • ассоциативные карты

MindMaps — это лучший инструмент на сегодняшний день для структурирования и обработки информации.

Они позволяют ускорить процесс изучения учебных материалов, повысить количество и скорость запоминаемой информации, ускорить разработку проектов, правильно планировать и научить ребенка учиться.

Как правильно использовать, составлять карты и в каких случаях они особенно нужны?

Концепция карт основана на теории Девида Осубела. Его основная идея — это представление новых идей, теорий и понятий через уже имеющиеся идеи, опыт и понятия.

  • В 60-е годы теорию развил профессор Джозеф Новак. Он разработал правила создания концепт-карт (инструмента для проработки новых концепций)
  • Дальнейшее развитие теория получила благодаря Тони Бьюзену. В 1974 году он опубликовал книгу «Работай головой», где описал метод ментальных карт MindMaps. На основе его работы были разработаны десятки компьютерных программ, а концепция составления карт постепенно стала распространяться.

В настоящий момент создание интеллект-карт как самого эффективного способа обучения ингорируют лишь… государственные образовательные структуры (школы, колледжи, институты)

О данном инструменте нет информации ни в одном школьном учебнике и ни один предмет в рамках образовательных программ не предполагает объяснение и проработку с помощью интеллект-карт.

Интеллект-карты упорно игнорируются при обучении детей и студентов в школе, институте и активно используются в учреждениях, которые подготавливают некоторые категории специалистов: разведчиков, сотрудников спецслужб, военных.

Лишь некоторые педагоги, самостоятельно освоив данный инструмент и убедившись в полезности и актуальности используют его.

В основе теории карт лежит представление о принципах работы человеческого мозга: ассоциативное или нелинейное мышление, визуализация мысленных образов и целостное восприятие.

Области применения карт

1- Обучение

  • создание ясных и понятных конспектов
  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников
  • написание рефератов, курсовых проектов, дипломов
  • подготовка сочинения, изложения
  • структурирование любого материал, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал
  • анализ текста учебника (ниже представлена карта по Биологии, 7 класс)

2 — Запоминание

  • подготовка к экзаменам/ЕГЭ/зачетам
  • запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…
  • запомнить смысл статьи, параграфа. Интеллект-карты запоминаются в разы легче, чем любой текстовый материал
  • запоминание речи, текста выступления
  • запоминание больших объемов данных

3 — Планирование

  • Составление плана на день, неделю, месяц, год, жизнь… Простановка приоритетов по делам. Понимание того, насколько план сбалансирован.
  • Разработка сложных проектов: нового бизнеса, нового направления, новой должности, новой работы, нового места жительства.
  • Разбиение проекта на основные этапы и подэтапы. Представление этих этапов на карте. Можно запланировать проекты начиная с празднования своего дня рождения или похода в магазин, завершая проектом открытия своей компании.
  • Планирование бюджета. Когда бюджет прорисован в виде карты – видна вся картина целиком. Легко проставить приоритеты по важности затрат.

5 — Презентации и мозговой штурм

  • проведение деловых встреч и переговоров эффективно (вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают
  • мозговой штурм (генерация новых идей, творчество)
  • коллективное решение сложных задач.

6 — Принятие решений

  • четкое видение всех «за» и «против»;
  • более взвешенное и продуманное решение (Интеллект-карты позволяют собрать всю информацию, относящуюся к задаче на одном листе, и окинуть ее одним взглядом. Держать в поле зрения все плюсы и минусы того или иного решения.)

Как создать карты?

1. Творите!

  • Всегда используйте визуальный образ, пиктокраммы.
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.

2. Ассоциируйте

  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.

3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.

4. Вырабатывайте собственный стиль.


Как быстро научиться создавать «правильные карты ума» и овладеть самым мощным образовательным иструментом?

Бонусом все участники так же получат набор интеллект-карт по школьным предметам 1-9 класса.

Данная цена действует традиционно до начала тренинга и будет повышена до полной в день начала

Присоединяйтесь прямо сейчас, пока цена минимальна

«Ментальная карта… Опять эзотерика?» - подумала я, впервые прочитав это название больше полугода назад. Потом вникла, попробовала нарисовать в таком формате свои планы на неделю. Получилось на удивление легко и интересно.
Здесь бы я могла написать, что с тех пор я стала пользоваться картами постоянно, но это не так. Я про них забыла. И вспомнила лишь в августе, когда планировала поездку в отпуск. Вот что из этого получилось.

Что такое интеллект-карты
После первой встречи с картами прошло несколько месяцев. Я планировала свое время: звенел таймер Pomodoro, работала матрица Эйзенхауэра, календарь пополнялся делами и раскрашивался в разные цвета. Но было ощущение, что есть еще какой-то классный метод, только вспомнить его не могу.

И вдруг, случайно наткнувшись на обзор сервисов для майнд-карт, я поняла, какого инструмента мне не хватает. Пазл сложился и понеслось – карта для похода в магазин, для планирования жизненных целей, для работы. Карты, карты, карты…Они были синими и разноцветными, в mindmaps и на альбомных листах. Сейчас эйфория схлынула, и я более трезво пользуюсь ими. Расскажу, как и когда.

Интеллект-карты и я
Эти штуковины эффективны там, где требуется набросать общее видение ситуации и поэтапно детализировать ее. С помощью карт мои коллеги составляют семантические ядра, проектируют карту сайта, проводят маркетинговые исследования, генерируют идеи, готовятся к презентациям, организовывают мероприятия, планируют бюджет и просто составляют список дел на неделю.

Где можно пользоваться картами

1. Работа с информацией (презентации, выступления)

Что делаю я
С помощью карт собираю информацию, сортирую ее. Что мне известно о предмете: свойства, недостатки, особенности, использование – все это легко укладывается в схему интеллект-карты.

Что делать вам
Замените нудную лекцию простой презентацией, и вы привлечете внимание аудитории. Замените интересной презентацией –завоюете еще и уважение слушателей.

2. Обучение и запоминание

Что делаю я
То же самое, что и в предыдущем пункте: выделяю основной вопрос, раскладываю его по полочкам. Огромный плюс карт – можно дорисовывать ветки, если вдруг в голову пришла новая мысль. Поэтому рисую всегда с запасом. С сервисами у меня не очень пока складывается дружба, я предпочитаю белоснежный лист и цветные фломастеры.

Что делать вам
Создавайте конспекты лекций или книг, пишите различные тексты (курсовые, диссертации, статьи), анализируйте текст. Можно использовать детальные карты (1 карта-1 вопрос), можно записывать основные схемы.
Кстати, большинство из вас видело подобие интеллект-карт в учебниках – это блок-схемы основных вопросов курса.

3. Мозговой штурм.

Что делаю я
Придумываю идеи (что подарить на праздник), решаю проблемы (где найти время на занятия) – так карты помогают при мозговом штурме. Могу рисовать карты одна или с коллегами, в любом случае это эффективно.

Что делать вам
Карты для брейнсторминга рисуются как обычно. В центре – проблема, крупные ветки – решения, мелкие – особенности или последствия. Если нужно генерировать идеи, то в центре будет тема, а сами идеи – это крупные ветки.

4. Принятие решений.

Что делаю я
Я логик до мозга костей. Интуитивные решения – не мой конек. И тут у меня возникают расхождения с Тони Бьюзеном, основоположником метода интеллект-карт. Считается, что рисование, использование символов стимулируют творческое мышление, а значит, мозг настраивается на поиск эффективного и нестандартного выхода из ситуации (с тим не спорю). А еще в такие моменты включается интуиция и мы на ее основании принимаем решение (вот тут закавыка).
Поэтому я просто в центре листа пишу проблему, ветками 2 уровня обозначаю все возможные решения, а ветками 3 уровня – последствия этих решений.

Что делать вам
Записываете проблему и крутите ее со всех сторон, параллельно записывая все, что в голову придет. Упорядочили мысли – увидели решение. Кому легче оперировать фактами и цифрами, тот пишет их на ветках. А кто полагается на интуицию, тот сделает ставку на ассоциативность карт.

5. Планирование.

Планируйте рабочие и личные проекты, бюджет или время.

Что делаю я
Сначала на карте я записала все книги, которые хочу прочитать. Потом от книги выделила форму, в которой буду усваивать материал (конспект, саммари). И создала аналогичную цель на SmartProgress .
И тут вылез жирный такой недостаток карт - их трудно привязывать к срокам. На диаграмме Ганта, например, четко видно, какое событие и когда должно идти, видна временнАя взаимосвязь событий. А на майнд-карте можно только подписать срок, до которого нужно выполнить задачу. В SmartProgress можно ставить промежуточные сроки, там есть напоминания о дедлайнах. Так что в связке эти два инструмента работают хорошо.

Что делать вам
В центре листа обозначьте цель, например, «провести юбилей свадьбы». А дальше записывайте ассоциации. Выбор места проведения, список гостей, меню, бюджет, программа – вот ключевые линии вашей интеллект карты. От каждого крупного луча отходят еще несколько маленьких лучиков, конкретизирующих, кого и каким способом вы пригласите, какие элементы программы будут, и кто за них отвечает.

Почему выигрышна именно такая форма
Любая входящая информация должна сначала сформироваться в образ. Тогда она запомнится гораздо легче и на более долгий срок. Роль карт – упорядочивание, систематизация, наглядное представление информации. Неважно, планируете ли вы юбилей или организовываете командную работу над проектом, все основные данные можно уместить на одном большом листе.

Чем больший объем коры головного мозга подключается к восприятию информации, тем она лучше запоминается. Мозг мыслит не линейно, а ассоциативно, поэтому для большинства людей интеллект-карты – подходящий инструмент планирования или работы с большим объемом данных.

Плюсы и минусы интеллект-карт
О недостатках я уже писала – нет взаимосвязанности со сроками.

А теперь о достоинствах.

Мозг сначала фокусируется на ключевых направлениях проекта. Это помогает расставить приоритеты.
Наглядно видны все основные и вспомогательные этапы проекта. Заметны и противоречия, помехи, накладки.
Удобно помечать уже пройденные пути.
Легко дополнять проект, дорисовывая новые ветви.
На картах можно размещать неоднородные элементы: мегабайты дружелюбно соседствуют с количеством людей.

Что, если использовать майндмэппинг для планирования целей? В сочетании со SmartProgress получается вполне результативно. На карте определяются основные направления, а дисциплинирование происходит с помощью сервиса.

Как строить карты
Принципы рисования карт

В центре листа или чуть выше нарисуйте центральный образ (идею, цель, проблему). Отведите от него ветки первого уровня (под-идеи), с ассоциациями или ключевыми понятиями, немного раскрывающими центральный образ. От веток 1 уровня отведите ветки 2 уровня. Если необходимо, добавьте ветки 3 уровня.

12 советов по рисованию карт

1. Включайте образное, творческое мышление и ассоциативность. Это помогает мозгу с разных сторон подходить к проблеме и искать необычное, но эффективное решение.
2. Используйте разные цвета веток, чтобы разделять направления работы. Если это карта с заданиями для сотрудников, помечайте ветки конкретным цветом для каждого участника проекта. Цветов должно быть не больше 8, чтобы не растеряться. Самая высокая скорость восприятия у красного, желтого и оранжевого цветов. Самая низкая – у коричневого, голубого и зеленого.
3. Количество веток 2 и последующих уровней не должно быть больше 5-7.
4. Карта отражает стиль мышления, поэтому не стремитесь ее стандартизировать.
5. Утрированные примеры лучше запоминаются. Поэтому смело рисуйте необычные картинки.
6. Рисование от руки стимулирует мышление. Несмотря на разные удобные сервисы, не пренебрегайте белой бумагой и фломастерами.
7. Делайте образы яркими и запоминающимися, чтобы они вызывали эмоции. Это поможет мозгу работать в правильном направлении.
8. Выстраивайте структуру согласно иерархичности: важные понятия ближе к центру, детали – дальше. Можно пронумеровать ветки при необходимости.
9. Меньше слов, больше рисунков. Если несколько слов, то записывайте их в одну линию, чтобы глаз не совершал лишних движений.
10. Придумывайте свои символы. Молния – быстрый, глаз – контроль, лампочка – важное.
11. Линии первого уровня рисуйте толще, чтобы видеть важность действий. Длина линии равна длине слова. Изменяйте размер букв, чтобы подчеркнуть важность ветки.
12. Разграничивайте ветви, обводя их в блоки, соединяйте стрелками, чтобы показать взаимосвязь.

Сервисы для интеллект-карт
Если вы не любите рисовать от руки (и очень зря!), то выбирайте платные или бесплатные программы для рисования карт на компьютере. Они отличаются дизайном, способами экспорта изображений, возможностью подключать To-do List, совместимостью с платформами.
Я пользуюсь онлайн-сервисом MindMeister. Он совмещается с Meistertask (планировщиком). Плюс можно подключать платные PRO-пакеты. Данные хранятся на облаке, поэтому я могу с любого ноута подгружать карты. Яркий, много возможностей для творчества, интуитивно понятный в управлении. Шаблоноы есть, не знаю, кому как, мне пока хватает.

Психологи считают, что лучше всего рисовать от руки, максимально активизируя творческое мышление, тогда вы будете думать и решать проблемы гораздо эффективнее. А современный ритм жизни предлагает использовать любой понравившийся сервис. Что ж, решать вам. Но интеллект-карты - это инструмент действительно классный, рекомендую.

Показать всё содержание

Майнд-карта (карта мыслей, интеллект-карта) – это графическое структурированное отображение ключевой информации.


Пример майнд-карты

Уникальный метод организации не только своего сознания, но и повседневной жизни.

Причем информация может быть совершенно любого спектра – от главы учебника и до дел, запланированных в бизнесе на неделю.

ДВА ПОЛУШАРИЯ

Что же отличает майнд-карту от простого конспекта?

Всё просто – высокая эффективность использования карты мыслей. В процессе её создания мозг задействует сразу два полушария – левое отвечает за логическую структуру карты, а правое – за наглядность её представления.

Благодаря такой “эксплуатации” мозга формируется память не только операционная, но и ассоциативная, что позволяет запомнить больше изложенной информации.

А если все же что-то забылось, интеллект-карта позволяет максимально быстро это исправить: логика построения быстро выведет на нужный информационный блок и подведет к тому, что необходимо вспомнить.

Правила Построения

Построить майнд-карту можно и на интуитивном уровне, но мы же с вами разбираться собрались. Поэтому далее расскажу про основные этапы построения.

1. Определяемся с целью

Прежде, чем приступать к майндэппингу, необходимо определить цель построения интеллект-карты.

Это, важнейший этап, потому что в зависимости от цели варьируется графическая составляющая и восприятие карты мыслей.

Возможные цели из разных областей:

  1. Организовать по выпуску нового продукта;
  2. на 20%;
  3. Составить новую систему для продавцов;
  4. Выявить причины падения сайта;
  5. Переехать в другую страну на ПМЖ.

Интересно…

2. Собираем информацию и фильтруем

Чтобы не превратить карту мыслей в “свалку” нужно тщательно проанализировать, какая информация нужна Вашей карте.

Для этого задаем себе вопросы:

  1. Как изменится восприятие карты, если я опущу эту информацию?
  2. Как повлияет отсутствие этой информации на работу с майнд-картой?
  3. К чему может привести отсутствие этой информации на карте?

Если такой “тест-драйв” показал, что Ваша интеллект-карта спокойно переживет отсутствие какого-либо информационного блока, смело отказывайтесь от него.


Надо подумать…

2. Выбираем графическую модель

Расскажу Вам три основных момента, на которые стоит обратить внимание при выборе графической модели карты.

2.1 Взаимосвязанная модель

Если майнд-карта строится в образовательных целях – лучше выбирать системное изложение информации, использовать многочисленные взаимосвязи, строить подэлементы, как на примере ниже.


Взаимосвязанная модель

2.2 Блоковая модель

Если карта мыслей предназначена для удержания в памяти большого количество задач, лучше отдать предпочтение блоковому и списковому формам. В данном случае, это нагляднее и позволит выполнять задания поэтапно.


Блоковая модель

2.3 Иерархическая модель

Если интеллект карта – это путь к достижению цели, то рациональнее будет использовать иерархию элементов, во главе которой – Ваша цель, а подэлементы – задачи, направленные на её достижение.


Иерархическая модель

3. Строим

Ну вот и основной процесс – построение. Пошагово расписывать не буду что нужно делать, а расскажу основные правила.

3.1. Начинайте с центра

Причем речь сейчас вовсе не о физическом центре, а о ментальном. Центр – это ключевая идея, важнейшая мысль Вашей карты.

Именно от центра пойдут графические ответвления информационных блоков, которые идеологически будут зависеть от ключевой идеи.

3.2 Используйте графические образы

Чем более творчески Вы подходите к оформлению Вашей майнд-карты, тем активнее работает правое полушарие Вашего мозга.

Благодаря этому, запоминание информации и её осмысление происходит в разы быстрее.

3.3 Используйте цвета

Благодаря цвету можно упростить визуальное восприятие карты мыслей. Причем по мнению психологов, оптимальным называют количество 3-5 разных цветов для каждой карты.

Так, красным цветом можно выделять важнейшую информацию или близкие дедлайны. Зеленым – то, что уже знакомо или дела, которые можно на некоторое время отложить, и так далее.

3.4 Структурируйте информацию и соблюдайте дистанцию

Распределяйте информацию по интеллект-карте равномерно и не увлекайтесь “налепливанием” информационных блоков друг на друга.

В противном случае, Вы рискуете создать непонятную для Вас же карту, которая больше будет походить на произведение Сальвадора Дали.

3.5 Используйте различные шрифты, размеры букв и стиль написания

Этот пункт также направлен на создание качественного визуала Вашей интеллект-карты.

Поиграв со шрифтами и написанием Вы сможете выстроить определенную логику информационных блоков и карты в целом.

3.6 Отражайте связи элементов и их влияние друг на друга

Показать связи информационных блоков можно при помощи линий, стрелок и математических знаков (>,<,=,=> и т.д.).

Наглядное отражение взаимосвязи позволит логически связать блоки и спрятанную в них информацию.

3.7 Используйте принцип одного ключевого слова

Информационные блоки следует озаглавливать одним ключевым словом. Например, если в блоке отражена информация о предпосылках кризиса, а интеллект-карта посвящена именно ему, то логично озаглавить данный блок “Предпосылки”.

Уделить внимание данному процессу стоит потому, что это упростит восприятие карты и ускорит нахождение необходимой информации.

3.8 Сохраняйте читабельность написанного

Не используйте слишком маленький шрифт и располагайте текст горизонтально.

В противном случае интеллект-карта станет скорее обременением, требующим времени для постоянного вглядывания в текст и его “расшифровки”.

3.9 Ограничивайте информационные блоки визуально

Логику изложения интеллект-карты также обеспечивает ограничение информационных блоков.

Сделать это можно рамками, уголками или подчеркивающими линиями – выбирайте по своему вкусу.

3.10. Упрощайте рисунки и графические элементы

Хоть графические элементы и являются важной творческой составляющей, важно не переусердствовать.

В противном случае, появляется риск отвлечения внимания на рисунки, а не фокусировка на смысловом содержании карты мыслей.


Круто!

Интеллект-карты в бизнесе

Использование майнд-карт для визуализации бизнес-процессов становится достаточно популярным явлением.

Причин тому три:

  1. Простота восприятия;
  2. Структурированность информации;
  3. Упрощение контроля работы проектных блоков и подразделений.

Однако и здесь есть свои особенности использования. Как правильно составить карту мыслей для бизнеса расскажу в следующем разделе.

Принципы для бизнеса

Достаточно создавать карту поэтапно, придерживаясь общих правил и следовать следующим принципам:

1. Создавайте интеллект-карту всего предприятия

Так будет проще определять роль и место отдельных исполнительных групп или сотрудников в его работе.

2. Обозначайте внутренние и внешние элементы

Внутренние (финансовый и , подразделения) и внешние ( , состояние внешней среды) факторы позволят качественнее оценивать текущую ситуацию и принимать верные управленческие решения.

3. Используйте принцип

Поставьте главную, стратегическую цель, к которой движется Ваша компания, и разветвляйте ее на меньшие цели. За счет этого Вы точно не развернете вектор развития компании в неправильном направлении.

4. Сохраняйте читаемость и простоту

Сделайте мап доступной для всех сотрудников. Это сплотит коллектив и определит общую командную цель.

Программы

Мы же подготовили для Вас подборку 20 лучших сервисов майндэппинга.

1. Условно бесплатные

Если Вы только начали свое знакомство с интеллект-картами, то рекомендуем сначала протестировать бесплатные программы для создания мэп. В нашей подборке их целых 12, и каждый сможет выбрать что-то по душе.

1. MindMeister


MindMeister

Описание : MindMeister – это классический онлайн-инструмент для майндмэппинга с широким функционалом и возможностью командной работы.

Особенности приложения : Программа для составления карт приятно использовать, интерфейс платформы прост и интуитивно понятен. Функциональность достаточно высокая, и для личного пользования её будет более чем достаточно.

Область использования : Планирование проекта, управление совещанием, мозговой штурм, создание заметок, управление знаниями.

2. MindMup


MindMup

Описание : В Майнд мэп карте присутствуют все стандартные возможности для создания интеллект-карт, а также бесплатный экспорт в PDF и синхронизация карт в аккаунте с разных устройств через Google диск.

Особенности приложения : Очень комфортабельная для любого пользователя платформа. Простое управление, возможно настроить дизайн по своему вкусу, бесплатный экспорт и синхронизация с гугл-облаком.

Область использования : Индивидуальное ведение заметок, совместное планирование, совместная работа, организация занятий в классе.

3. Coggle


Coggle

Описание : Многопользовательская платформа создания разветвленных и многоцентровых майнд-карт. Неконсервативный и стильный инструмент для создания карт мыслей.

Особенности приложения : Неширокий, но комфортабельный функционал создан для удобной и быстрой совместной работы в режиме онлайн. Поэтому данный сервис наиболее подходит для командной работы.

Область использования : Создание заметок, мозговой штурм, проектная работа в команде.

4. Simplemind


Simplemind

Описание : Мощный сервис с широким функционалом и возможностью бесплатного использования, который отлично подходит как для индивидуального, так и для корпоративного использования.

Особенности приложения : Приложение наполнено различными инструментами для создания уникальных и удобных майнд-карт.Также при скачивании Вы можете установить русский язык для приложения, что значительно упростит работу с ним.

Область использования : Управление проектом, структуризация знаний, мозговой штурм, список задач.

5. The Brain


The Brain

Описание : Полностью бесплатное приложение по созданию интеллект-карт с большим количеством необходимых опций и возможностью создания уникального дизайна.

Особенности приложения : Приятный и удобный в использовании сервис, позволяющий работать как индивидуально, так и совместно благодаря синхронизации через Google cloud. Кроме того, сервис предоставляет полноценное обучение работе.

Область использования : Ассоциативное картографирование, календарь событий и напоминаний, управление проектами, командная работа, управление бизнес-процессами.

6. Mind42


Mind42

Описание : Классическое оформление и строгий дизайн отлично подойдут для использования компаниями с формальной внутренней организацией.

Особенности приложения : Классическое приложение со стандартными инструментами для создания интеллект-карт.

Область использования : Создания списков задач, мозговой штурм, организация мероприятий.

7. Bubbl


Bubbl

Описание : Инструмент визуального мышления для структурирования информации, помогающий лучше понимать, запоминать и генерировать новые идеи.

Особенности приложения : Сервис крайне удобен в использовании, но самое приятное – его можно использовать в тестовом режиме без скачивания и регистрации, что позволяет оценить, насколько Вам подходит именно этот инструмент.

Область использования : Управление знаниями, мозговой штурм, генерация идей, командная работа над проектом.

8. Comapping


Comapping

Описание : Comapping – это программное обеспечение для онлайн-картографирования и управления информацией. Простое и удобное ПО, которое, кстати, русифицировано и будет удобно в использовании для русскоязычных пользователей.

Особенности приложения : Классическое в своем представлении приложение для майндэппинга, главной фишкой которого является возможность одновременной работы огромного числа пользователей (до ста человек).

Область использования : Управление образованием, создание заметок и организация дня, корпоративные совещания, управление бизнес-процессами.

9. WiseMapping


WiseMapping

Описание : Сервис для создания интеллект-карт в векторной графике с полностью бесплатным использованием. Приложение ориентировано на управление обучением или бизнес-процессами.

Особенности приложения : Достаточно широкий функционал и удобство использования. Приложение не нужно скачивать, и можно работать онлайн всей командой.

Область использования : Управление знаниями и образованием, мозговой штурм, создание списка задач, управление расписанием, управление бизнесом и проектами.

10. Mapul


Mapul

Описание : Один из немногих оригинальных и нестандартных сервисов для создания интеллект-карт. Mapul предлагает использовать в работе творческий подход и предоставляет арсенал инструментов для создания уникального дизайна.

Особенности приложения : Необычный дизайн создаваемых майнд-карт. Инструмент дает возможность создания “органических” карт мыслей, а вариации визуализации поражают воображение.

Область использования : Мозговой штурм, генерация идей, командная работа, создание бизнес-презентаций.

11. Draw


Draw

Описание : Онлайн-утилита для создания майнд-карт и работы с ними. Сервис обладает простым интерфейсом, широкой линейкой функций и достаточным для персонального пользования количеством инструментов.

Особенности приложения : Сервис не требует установки или регистрации, а также является полностью бесплатным, что делает его невероятно удобным. Однако для многопользовательского и – более того – корпоративного использования подойдет едва ли.

Область использования : Картографирование мыслей, создание списка задач, управление знаниями, управление задачами, достижение цели, управление проектом.

12. Loopy


Loopy

Описание : Творческая программа для создания оригинальных карт мыслей. Приложение позволяет создавать уникальные дизайны ваших интеллект-карт, предоставляя многочисленные вариации использования текстовых, графических и цветовых элементов.

Особенности приложения : Сервис уникален своей возможностью добавления анимацей, а также творческими элементами создания майнд-карты.

Область использования : Организация информации, управление знаниями.

Ваши подарки от партнёров

2. Платные

Если же Вы продвинутый пользователь сервисов по созданию интеллект-карт, и функционала бесплатных приложений Вам стало недостаточно, то ловите подборку платных сервисов.

1. MindGenius


MindGenius

Описание : Инструмент, позволяющий создавать идеи и расставлять их по приоритетам, а также разрабатывать проекты, списки задач и контролировать их.

Особенности приложения : Помимо приложения, сервис предоставляет возможность полноценного обучения по управлению проектами и поиску оптимальных решений. Это является важным дополнением для корпоративного майндэппинга.

Область использования : Разработка стратегии, планирование проекта, достижение личных целей, управление проектом, управление финансами и бизнес-процессами.

2. XMind


XMind

Описание : XMind – это полнофункциональный инструмент для картирования мыслей и мозгового штурма. Сервис достаточно популярный и поддерживается различными платформами, но интерфейс выполнен на английском языке.

Особенности приложения : Комфортный в использовании и нетребовательный к пользователю инструмент. Интерфейс не перегружен и понятен интуитивно, и будет полезен как для личного, так и корпоративного пользования опций будет недостаточно.

Область использования : и построение диаграммы Ганта, деловые диаграммы, презентации.

3. MindJet


MindJet

Описание : Полностью русифицированное разработчиками приложение для создания интеллект-карт, предназначенных для управления информацией, планированием бизнес-процессов и других целей.

Особенности приложения : Функциональность сервиса потрясающая, и для управленцев приложение станет серьезным помощником. Инструмент абсолютно не подходящий для личного пользования, многие опции предназначены для командной работы.

Область использования : Творческий подход к решению задач, производительность, управление информацией и знаниями, управление задачами и проектами, планирование бизнеса, закупки.

4. iMindMap


iMindMap

Описание : Англоязычное приложение, упор в котором сделан на творчество и визуальную составляющую, что позволяет создавать красивейшие майнд-карты.

Особенности приложения : Главное преимущество iMindMap – это невероятный дизайн элементов. Именно эта платформа позволяет раскрыть креативный потенциал интеллект-карт на все 100%.

Область использования : Визуализация задач, планирование проекта, мозговой штурм

5. ConceptDraw


ConceptDraw

Описание : Сервис представляет собой мощный программный пакет, разработанный специально для бизнес-менеджеров всех типов, а также для комплексного решения любых бизнес-задач.

Особенности приложения : Сервис интегрирует три продукта: DIAGRAM v12 – для любого бизнеса; MINDMAP v10 – для стратегического планирования, управления знаниями и командой; PROJECT v9 – профессиональный подход к управлению проектом.

Область использования : Бизнес-аналитика, построение инфографики, моделирование данных, контроль и CRM-аналитика, принятие решений, технологические схемы и др.

6. Mindmanager


Mindmanager

Описание : Русскоязычный профессиональный инструмент для управления бизнес-процессами, который предоставляет все необходимые для мониторинга бизнеса инструменты при создании майнд-карты.

Особенности приложения : MindManadger – это сервис, предназначенный для корпоративного использования и эксплуатации профессиональными менеджерами.

Область использования : Мозговой штурм, визуализация данных, блок-схемы, управления проектами.

7. PersonalBrain


PersonalBrain

Описание : Утилита для создания интеллект-карт и концепций управления идеями. Отлично подходит для управления проектами, поскольку предусматривает возможность создания тайм-лайнов и списков ресурсов по Вашей карте мыслей.

Особенности приложения : PersonalBrain обладает простым и интуитивно понятным интерфейсом, а также позволяет определять временные интервалы для реализации “ветвей” карты и определять для каждой ветви необходимые ресурсы.

Область использования : Интеграция всех источников информации в одну визуальную среду (подходит для преподавателей), построение ключевых взаимосвязей и их анализ (подходит для бизнеса).

8. NovaMind


NovaMind

Описание : Стильный сервис для планирования, картирования мыслей и управления своим расписанием с широким графическим арсеналом и возможностью создания оригинальных дизайнерских решений.

Особенности приложения : Инструмент обладает крайне приятным дизайном и комфортабельным интерфейсом. Сервис удобно использовать за счет подсказок на каждом этапе майндэппинга.

Область использования : Планирование мероприятий, организация мыслей, управление знаниями и информацией.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ

Наиболее часто при старте работы с майнд-картами возникают 5 типичных ошибок:

  • Информационный перегруз . Если в интеллект-карту добавляется слишком много информации, это значит, что информация не анализировалась.
  • Простые иерархичные формы. Если форма карты мыслей представлена простой иерархией, вероятно, Вы упустили множество важных вещей.
  • Излишняя строгость . Если Ваша карта чрезмерно строгая, она будет напоминать графику из учебников, и воспринимать ее будет сложнее.
  • Графическая перенасыщенность . Важно не переусердствовать с разнообразием шрифтов, размеров, рисунков и прочих .
  • Редкое взаимодействие . Майнд-карты эффективны только в том случае, если они постоянно находятся для Вас в доступности.

Так что, если хотите выжать максимум из этого инструмента, то обязательно проверяйте финальный вариант карты на наличие ошибок.

НАС УЖЕ БОЛЕЕ 29 000 чел.
ВКЛЮЧАЙТЕСЬ

Коротко о главном

Если голова идет кругом, знайте: хорошим помощником для Вас станут майнд-карты.

Майндэппинг – не только позволяет разгрузиться эмоционально, но в то же время поможет качественно проработать информацию и разложить ее по полочкам.

Сделайте интеллект-карты частью своей жизни и становитесь более эффективными!

Бехтерев С. Фрагмент из книги «Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт»
Издательство «Альпина Паблишерз »

Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности, а особенно в бизнесе. Ведь что такое бизнес, как не способность быстро собрать из разных источников и проанализировать информацию (о конкурентах, потребностях клиента, о поставщиках, о рынке, о ценах, тенденциях, прогнозах и др.), принять на ее основе быстрое и правильное решение и потом обеспечить его выполнение? Так родилась книга «Работай головой». В ней Бьюзен популярно описал метод интеллект-карт. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.

Интеллект-карты стали успешно применяться во многих областях интеллектуальной работы. С распространением компьютеров стали появляться первые программы для их построения в электронном виде, что открыло дополнительные возможности для корпоративного применения и решения бизнес-задач. Творческие способности людей, применявших этот метод, стали раскрываться сильнее, что неизбежно повысило их результативность. Интеллект-карты стали основным инструментом выполнения задач для многих работников интеллектуального труда, в том числе теперь — и в России.

Правила построения интеллект-карт

Удобнее всего объяснить правила построения интеллект-карт с помощью... самой интеллект-карты (рис. 1).

Рис. 1. Правила построения интеллект-карт

Прокомментируем представленные правила более подробно.

1. Главное!

1.1. Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.

1.2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.

1.3. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей. Более подробно об этом рассказано ниже.

1.4. Экспериментируйте всегда! В течение своей практики автор видел множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.

2. Центральный образ

Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без которого невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена интеллект-карта. Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

3. Оформляйте!

Рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор очевиден — рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В разных культурах у одного и того же цвета могут быть совершенно различные обозначения. Например, в России цветом траура считается черный, а в Японии — белый. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект-карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней. Вы можете придумать свои обозначения или воспользоваться нижеприведенной трактовкой автора.

Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Как вы увидите ниже, информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.

Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

Все появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки карты или заносите в комментарии вокруг объектов карты (топиков), которые при бумажном написании удобно делать на стикерах.

Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5-7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

Цвет

Значение

Скорость восприятия

Красный цвет

Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание

Синий цвет

Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей

Зеленый цвет

Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа)

Желтый цвет

Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание.

Коричневый цвет

Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности

Оранжевый цвет

Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание

Голубой цвет

Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blue понимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте

Черный цвет

Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ

Связи главного топика показывайте с помощью линии, утолщая ее у основания и постепенно сужая у подчиненного топика.

Если топики из соседних веток связаны друг с другом, соединяйте их стрелками.

Используйте группировку для обозначения односмысловых групп.

Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые идеи.

Попробуйте построить свою первую интеллект-карту с помощью выполнения первого урока.

Когда создавалась технология интеллект-карт, удобных персональных компьютеров еще не было в массовом использовании, и первые карты строились вручную с помощью обычной бумаги, цветных карандашей и фломастеров.

Автор этой книги не раз встречал людей, которые вообще не признают создание интеллект-карт с помощью компьютерных программ и строят все свои карты на бумаге. Да и сам автор, хотя ноутбук для него давно уже стал частью тела, тоже иногда с удовольствием закатывает рукава, берет большие листы бумаги, карандаши, фломастеры, стикеры, скотч и начинает рисовать.

Потому что в этом методе есть свои замечательные преимущества (как и недостатки).

Для нарисованных интеллект-карт характерен переформулированный закон Мерфи: «Интеллект-карта всегда занимает ровно столько места, сколько ей предоставят, и еще чуть-чуть». Автор не раз убеждался в справедливости этого закона, когда целиком заполнялись листы формата А1 и даже А0.

Поэтому вам потребуются:

  • чистые белые листы, желательно минимум формата А3. Формата А4 может просто не хватить для буйства ваших ассоциаций;
  • цветные фломастеры, лучше — цветные карандаши, так как их можно стирать ластиком, благодаря чему можно корректировать и видеть ход мысли. Чем больше цветов, тем лучше;
  • ластик;
  • стикеры, желательно разных цветов и размеров;
  • скотч. Если вам не хватит одного листа бумаги, вы можете прикрепить к нему еще один.

Лучше всего располагать лист горизонтально. Если лист большой - можно сразу прикрепить его к стене с помощью скотча.

Ниже приведен пример построения интеллект-карты «Отличный отдых летом всей семьей», на котором вы сможете увидеть, как была решена такая актуальная задача.

Алексей Башкеев, руководитель отдела аналитики, Incore Media

После того как на тренинге я познакомился с методом интеллект-карт, я стал его применять во всех сферах своей жизни. Ниже представлен пример карты, нарисованной нашей семьей для решения такой важной задачи, как отличный отдых летом всей семьей.

Сначала мы нарисовали центральный образ. Потом каждый из нас на стикерах записал по 10 вариантов отдыха, по одному на каждый стикер. После этого мы разместили их на карте, связали друг с другом, и получился показанный ниже результат (см. рис. 2).

Что удивительно, все полученные варианты кажутся вполне очевидными, но решение легче принять, когда видишь оформленными их в четкую структуру.

Мы повесили эту карту на кухне и за лето перепробовали лучшие из перечисленных вариантов. Теперь мы составили подобную интеллект-карту и для зимнего отдыха!


Рис. 1.2. Результаты семейного мозгового штурма «Отличный отдых летом всей семьей?»

Как вы заметили, в интеллект-картах, нарисованных вручную, очень важны рисунки. Это существенно упрощает запоминание и восприятие информации, так как рисунки запоминаются надолго.

Часто на тренингах нам говорят: «Но мы не умеем рисовать!» Приходится постоянно доказывать, что это неправда. Что вы сделали в своей жизни раньше: нарисовали человечка или написали первую цифру? Раскрасили солнце или написали слово? К счастью, научиться рисовать гораздо легче, чем научиться писать. Мы умеем рисовать! Просто со временем мы прекращаем использовать эту великолепную возможность для записи информации. Давайте вспоминать и учиться заново!

Визуальная ассоциация на каждое слово у вас появится почти сразу же. Рисуйте именно эту ассоциацию! Потому что потом, вспомнив визуальный символ, ваше сознание легко достанет из бессознательного связанное с ним слово.

Интеллект-карты завоевали популярность во многих развитых странах. Но почему эта технология так работает? Почему подобный способ представления информации настолько эффективен? На каких принципах человеческого мозга основывается эта технология? Она основывается на двух принципах работы человеческого мозга.

Принцип первый. Лево- и право- полушарное мышление

Технология интеллект-карт изначально основывалась на том принципе, что правое полушарие воспринимает информацию по другим законам, чем левое. Разница в работе полушарий показана на рис. 3.

В свое время Тони Бьюзен справедливо заметил, что большая часть информации представляется в виде цифр и букв, удобном для восприятия левым полушарием (достаточно вспомнить линейно представляющие информацию Microsoft Word, Outlook, Excel, Lotus Notes — офисные приложения, с которыми работают большинство офисных сотрудников).


Рис. 3. Полушария головного мозга и «разделение» труда между ними 1

Метод интеллект-карт позволяет представлять информацию таким образом, чтобы ее могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария.

Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв. Таким образом, человечество получило возможность использовать по максимуму огромные резервы правого полушария.

Пользуемся ли мы в нашей обычной жизни творческими возможностями правого полушария? Да. Конечно, да. Причем все без исключения.

Представьте себе следующую ситуацию. Вы пытаетесь объяснить собеседнику что-то достаточно сложное или информационно емкое (концепция нового проекта, вывод продукта на рынок, стратегия нового направления, структура новой книги или статьи, текущее состояние по бизнес-процессам и др.), и это никак не удается сделать на словах, а рядом оказывается ручка и лист бумаги. Что вы сделаете? 100% из тех, кому автор задавал этот вопрос, ответили однозначно: «Начнем рисовать». Причем часто даже сами не представляя, что будет нарисовано в итоге, — просто начинаем рисовать. Почему? Потому что во многих ситуациях этот шаг позволяет существенно быстрее найти общий язык и донести нужные мысли. Например, часто результатом такого объяснения являются схемы, подобные показанной на рис. 4.

Или вот еще вопрос: что вы делаете, когда разговариваете по телефону на какую-то неприятную или сложную тему, а рядом лежит та же самая ручка с листом бумаги? Большинство отвечают: «Ну, рисуем что-то». Но зачем? Ведь тот, с кем мы разговариваем, нас не видит. Ответ прост. Мы рисуем для того, чтобы подключить к продумыванию лучших вариантов ответа творческие зоны правого полушария мозга и тем самым задействовать больший объем коры головного мозга, что увеличит количество возможных вариантов ответов и повысит их оригинальность.

Сколько вы сможете вспомнить точных почтовых адресов, где вы когда-либо были, например, ул. Профсоюзная, д. 33, кв. 147? Никто из участников наших тренингов не смог назвать больше 10 адресов. А сколько вы сможете вспомнить адресов визуально, где вы когда-либо были, чтобы добраться туда при необходимости (например, здесь за храмом повернуть налево, потом на развилке направо и во дворе третий подъезд, полированная черная дверь)? Количество таких адресов невозможно сосчитать, и стоит большинству людей оказаться в месте, где они уже когда-то были, они сразу вспомнят, как и куда оттуда выходить. На этом примере также можно увидеть, как работает левое полушарие (физическое запоминание адресов) и правое полушарие (пространственное запоминание).

Вокруг нас существует огромное количество примеров, в которых работает мозговая кора нашего правого полушария.


Рис. 4. Типичная схема, получаемая в ходе спонтанного рисования для объяснения сложных информационно емких вопросов 1

1. Светофор

Пожалуй, это один из наиболее ярких примеров визуализации. Знаете, почему красный цвет выбран в качестве запрещающего? Потому что наш мозг воспринимает его быстрее любого другого. А зеленый цвет воспринимается дольше других цветов, что очень важно перед тем, как переходить дорогу: будет время хорошенько подумать и осмотреться. Именно поэтому мы, находясь на природе среди зеленых деревьев, расслабляемся. Зеленый цвет «затормаживает» наше внимание. Современным новшеством в светофорах стало применение специальных знаков, показывающих, что надо идти или стоять.

Кстати, представьте, если бы на светофоре вместо цветов были бы простые надписи:

И все эти надписи зажигались бы одним цветом, например синим. Как бы вы стали ориентироваться? Большинство ответило на этот вопрос — по порядковому расположению: горит верхний сигнал — стой, горит нижний - иди. Видите, даже здесь мы подключаем к работе более быстрое правое полушарие.

2. Microsoft Outlook

Программа Microsoft Outlook является любимым почтовым органайзером для многих пользователей, в том числе благодаря расширенным возможностям визуализации, которых существенно меньше у ее ближайших конкурентов: Lotus Notes, The Bat, Thunderbird и др.

Например, сотруднику компании хватает нескольких секунд просмотра сводных календарей консультантов, чтобы понять, кто чем занимается и какие есть свободные зоны для назначения встречи. Достаточно знать, что согласно корпоративному стандарту использования Outlook оранжевым цветом раскрашиваются выездные встречи, синим цветом — жестко запланированные встречи внутри офиса, а зеленым — бюджетируемые задачи, которые не имеют жестких рамок начала и окончания. Зная это, вы можете, взглянув на рис. 5, очень быстро понять, что у одного сотрудника на 11 ноября назначены три выездные встречи, и он только в 17.00 будет в офисе, но на это время у него уже запланировано внутреннее совещание с отделом продаж. Так же можно быстро понять, что у его коллеги запланировано две бюджетированные задачи, и на 11 ноября ему можно смело назначить консультацию или тренинг.


Рис. 5. Визуализация в Календаре Outlook 2007


Рис. 6. Обычный невизуализированный Календарь Outlook 2007

Глядя на этот сводный календарь, можно быстро понять, что собрать на 11 ноября консультантов всех вместе вряд ли получится и что необходимо искать для этого другой день.

Посмотрите на рис. 6. Сможете ли вы с такой же скоростью прийти к таким же выводам, если будете анализировать невизуализированный Календарь?

3. Кабина пилота

Огромную информационную нагрузку испытывают летчики. В кабине пилотов находится огромное количество разных приборов, показатели которых надо контролировать. Дополнительный стресс вызывает цена любой ошибки, ведь пилоты несут ответственность не только за свою жизнь.

Правильная визуализация панели управления имеет ключевое значение: пилот должен оперативно анализировать всю поступающую информацию (рис. 7).

Обратите внимание: в современных кабинах пилотов нет такого большого количества однообразных датчиков, как в более старых моделях, задействующих в основном аналитическое левое полушарие. В современных кабинах на жидкокристаллических мониторах отображаются цветовые обозначения ключевых элементов управления и приборов, по максимуму используются системы электронной индикации и комплексная информационная система сигнализации, которые отображают на дисплеях пилотажно-навигационную информацию о состоянии силовой установки и общесамолетных систем. Раньше это все необходимо было представить себе по множеству однообразных темных приборов, как на рисунке выше (информация взята с сайта www.ifc.com)!


Рис. 7. Кабина пилотов устаревшего ТУ-154 (сверху) и современного ИЛ-96 (снизу)

4. Карта генерального сражения

Представьте себе такую картину: в штабе армии генералы стоят у стены, на которую нанесена информация обо всех армиях только с помощью чисел и букв: координаты и описание (количество единиц, состояние) танковых, военно-воздушных, пехотных, артиллерийских, обеспечивающих подразделений, такая же информация о неприятеле по данным разведки, свежая информация о союзных войсках. Никакой карты, никакого пространствен ного размещения — только цифры координат и буквы описания. Сложно представить, правда?

Нетрудно догадаться, какую ценность имеет каждая секунда для того, чтобы успеть проанализировать всю информацию, разработать стратегию и принять окончательное решение о способе наступления.

Неудивительно, что военные пользуются схемами, картами, условными обозначениями дивизий, отрядов и армий, своих и чужих, с самих древних времен. Иначе было бы невозможно обрабатывать огромные регулярно поступающие потоки информации с координатами, новыми сведениями о потерях, отступлениях и атаках, а тем более быстро координировать действия друг с другом (рис. 8).


Рис. 8. Карта генерального сражения. Выработка стратегии штабом армии

Принцип второй. Ассоциаивность мышления

Вы когда-нибудь задумывались над смыслом слова «соображать»? Мы часто называем кого-то сообразительным, но что это означает? В чем глубинная сущность этого удивительного русского слова?

Сообразительный человек — это человек, способный строить в своей голове правильные образы на основе поступающей информации, то есть идентичные образам автора информации, рассказчика и др. (на лекции, во время чтения книги, статьи, письма, проведения деловых переговоров и др.). И наоборот, мы называем человека несообразительным, мягко говоря (или туповатым, говоря не мягко), если он понимает информацию не так, как бы мы хотели, или совсем ее не понимает (хотя проблема может быть в неудобном формате самой информации).

Вспоминается анекдот про преподавателей высшей математики и экспериментальной физики.

Коллега, как вы можете быть в хорошем расположении духа после этой группы? Там же одни тупицы!

Разве? А по-моему, очень способные, даже гениальные студенты. Особенно когда перестаешь им рассказывать и начинаешь показывать...

Любая поступающая информация должна сначала сформировать в нашей голове образ. Как только мы что-то поняли, мы формируем в своей голове образ и запоминаем информацию гораздо легче и на гораздо более долгий срок. Информация, которая не преобразовалась в образы, — это «пустая» информация, которая не имеет никакого смысла и легко забывается (вспомните зубрежку в школе).

Александр Романович Лурия, известный советский психолог и физиолог, отмечал, что «в основе словесной памяти всегда лежит процесс перекодирования сообщаемого материала, связанный с процессом отвлечения от несущественных деталей и обобщения центральных моментов информации...»


Рис. 9. Как воспринимается словесная информация1

Наталья Петровна Бехтерева, выдающийся отечественный ученый, называла процесс понимания информации схемами: «Схемы бывают разными... Мы называем человека талантливым или даже гениальным, если такая схема, представление, концепция оказываются верными... когда разрозненные факты укладываются в стройную систему и сложные события оказывается возможным излагать просто, представить в виде схемы да еще предсказать что-то на ее основе». Для того чтобы понять, как формируются в нашей голове образы, достаточно увидеть особенности хранения информации в нашем мозге. Для этого посмотрим на увеличенную картину строения нашего мозга (рис. 10).

Как известно, наш мозг состоит из примерно 1 000 000 000 000 клеток, которые называются нейронами. Их количество в течение всей жизни не увеличивается, но может уменьшаться под воздействием сильных стрессов, алкогольных интоксикаций, травм и других неблагоприятных факторов. Но если количество нейронов не увеличивается с момента рождения человека, то где хранится и обрабатывается вся поступающая информация?


Рис. 10. Иллюстрация, демонстрирующая взаимосвязи нейронов. Рисунок упрощен тысячекратно и соответствует микроскопической части мозговой ткани

Каждый нейрон связан с другими огромным количеством связей-ответвлений, которые образуются в течение всей жизни человека. Чем интенсивнее информационная жизнь человека, тем больше количество таких связей между клетками головного мозга. Это количество изменяется в течение всей жизни человека. Причем чем интенсивнее его интеллектуальная жизнь, тем больше таких связей создается, тем более развит мозг человека и, соответственно, сам человек.

Вся информация, которая распределена в мозгу, ассоциативно передается между нейронами со скоростью электрического тока, и чем больше количество таких связей — тем более способен мозг к восприятию новой информации.

Когда мы воспринимаем информацию, читая книгу или слушая лекцию, в нашем мозгу задействуются все многочисленные нейронные связи, чтобы помочь нам сформировать образ. Как только мы формируем образ, мы понимаем информацию. Нам трудно читать книгу или воспринимать чей-то рассказ, если на основе получаемой информации не удается быстро построить образы. Или нам может просто не хватать предыдущего опыта и подготовки (то есть количества связей между нейронами), чтобы понять новую информацию. Чрезвычайно трудно что-то понять на семинаре по управлению финансами (каким бы талантливым ни был преподаватель), если не умеешь считать, умножать, делить...

ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Вспомните, как в школе мы учили наизусть множество слов, предложений и определений, так и не поняв их смысла. А что же такое словесная память и есть ли она вообще? Вот какое определение словесной памяти дает психолог Лурия (на работы которого особенно ссылается Тони Бьюзен): «Получая словесную информацию, человек меньше всего запоминает слова, стараясь удержать текстуально дошедшее до неговпечатление».

Для того чтобы продемонстрировать, что такое словесная память, попробуйте запомнить следующие 10 слов :

ночь-лес-дом-окно-кот-стол-пирог-звон-игла-огонь.

Сложно, не правда ли? Усложним задачу. Попробуйте теперь запомнить целую историю.

«Ночью в лесу в дом через окно залез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, из-за чего послышался звон. Он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе боль, как от огня».

Как ни странно, слов стало больше, а запомнить их стало легче. Почему? Потому что мы перевели язык слов в язык образов и впечатлений, что более понятно нашему мозгу и гораздо легче воспринимается.

Теперь становится понятно, почему мы не можем мыслить линейно, особенно в непонятных ситуациях. Наши мысли «прыгают» с одной на другую, и мы в следующий момент времени совершенно неожиданно для нас думаем уже о чем-то другом.

Например, когда мы о чем-то думаем, у нас в голове появляется множество ассоциаций, связанных с этой темой. Мы начинаем думать о том, как провести Новый год, и у нас в голове тут же появляется целый фонтан идей: «Купить больше коньяку! Организовать больше конкурсов! Продумать, куда складировать пьяных. Как всех доставлять до места? Кого выбрать в качестве ведущего? Да как же это все удержать в голове?!» — и мы машинально тянемся к ручке с бумагой и начинаем все записывать, чтобы как-то все структурировать и не потерять ценные мысли.

Принцип ассоциативного мышления заключается в том, что наш мозг в силу своего устройства работает с информацией ассоциативно, а не линейно. При этом у нас в голове создаются образы, благодаря которым мы и понимаем информацию.

На основе этого принципа Тони Бьюзен и предложил фиксировать информацию не линейно, как это принято в большинстве случаев, а ассоциативно (радиантно), связывая мысли друг с другом в пространстве, справедливо предположив, что такая форма будет самой удобной для восприятия, так как мозгу нужно будет провести минимум работы по созданию образа, то есть понимания информации.

Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается быстрее и на более долгий срок, так как это соответствует естественной ассоциативной природе нашего мышления. Просто так устроен наш мозг.

Итак, согласно двум изложенным выше принципам, любая информация воспринимается нами в виде образов, которые формируются на основе получаемой информации. И чем больше объема коры головного мозга мы используем при восприятии и анализе информации, тем быстрее можем выстроить нужный образ, то есть понять информацию.

На этих особенностях головного мозга и построены технологии майнд-менеджмента.

Алгоритм майнд-менеджмента

Интеллект-карта — один из лучших способов повышения эффективности интеллектуальной работы, то есть создания интеллектуальных продуктов. А что такое интеллектуальный продукт?

К интеллектуальным продуктам можно отнести написание текстов, реализацию любых проектов, обучение, анализ, целеполагание на квартал, год, жизнь, осуществление личного развития, решение проблем и нестандартных задач, стратегическое планирование и т.д. и т.п. По сути, все работники интеллектуального труда занимаются созданием интеллектуальных продуктов. В чем часто возникает проблема?

В ходе консультационной практики нам неоднократно приходилось наблюдать, как нарушаются естественные законы интеллектуальной работы, когда сначала делают, в процессе выполнения придумывают, а после того, как сделали, восклицают: «А самое главное мы и забыли!»

Создание любого интеллектуального продукта (написание книги, подготовка презентации, разработка стратегии и даже планирование и осуществление мечты) наиболее эффективно происходит в пять этапов, у каждого из которых есть своя четкая цель, которые, скорее всего, вам известны хотя бы на интуитивном уровне. Я назвал эти этапы алгоритмом майнд-менеджмента.

1. Рождение идеи

В какое время вас обычно посещают гениальные идеи, связанные с работой? Большинство тех, кому мы задавали этот вопрос, обычно отвечают что-то вроде: «В душе. В отпуске. Во время сна». Знакомо, правда? А лучшие идеи, связанные с личной жизнью, почему-то приходят на работе.

Рождение идеи, пожалуй, самый загадочный этап. Никогда не знаешь, когда она вынырнет из недр бессознательного. Когда этот момент наступает, кажется, что гениальное озарение останется с нами навсегда и мы его уже не забудем... Ан нет. Стоит неожиданно зазвонить телефону или залаять собаке, как появляется мучительная, до боли знакомая мысль: «Эх, да о чем же это я таком гениальном думал?! О чем-то смелом и новом...» И не всегда ведь удается вспомнить, так?

Берегите свои идеи, помните про основной принцип тайм-менеджмента (принцип материализации) — записывайте! Не допускайте глупых потерь гениальных идей, которые могут изменить вашу жизнь. Первый совет, который давал Владимир Маяковский начинающим писателям, — купить блокнот, иметь его всегда при себе и записывать все наблюдения, которые потом могут лечь в основу сюжета.

2. Мозговой штурм — создание хаоса для интеллект-карты

Итак, когда идея успешно поймана, перед нами возникает задача разработать интеллектуальный продукт. Например, написать статью по новой тематике. Что делают в таком случае большинство людей? Естественно! Берут чистый лист бумаги или открывают Word и начинают писать. Вернее, пытаться писать. Так как постоянно приходится останавливаться, искать в ассоциативном хаосе мыслей нужную и отгонять лишние (хотя как бы они сгодились в следующем разделе!). Вот она, ассоциативная природа мышления!

Получается, что мы пытаемся делать две работы одновременно: писать конкретную часть текста и продолжать думать про другие, что противоречит ассоциативной природе нашего мышления и, естественно, снижает эффективность работы. Концентрироваться необходимо на одной задаче, и в тот момент, когда у нас роятся полезные мысли, необходимо поймать их все максимально быстро, ведь неизвестно, когда они появятся в следующий раз.

Главная задача на этом этапе — провести мозговой штурм, цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом. Если у вас есть хаос полезных и интересных мыслей, вы сами можете определить момент, когда надо начинать их упорядочивать.

3. Создание интеллект-карты / Анализ

Невозможно навести порядок в абсолютно пустой комнате, точно так же, как невозможно создать структуру интеллектуального продукта, не имея перед собой хаоса мыслей, связанных с ним. Это доказывает очень практичный метод ограниченного хаоса, предлагаемый Глебом Архангельским в книге «Тайм-драйв» .

На этапе структурирования главная цель — понимание логики, то есть формирование образа интеллектуального продукта, которое достигается за счет структурирования, например в виде интеллект-карты. Знакомо ли вам приятное ощущение, когда вы вдруг неожиданно понимаете, как ответить на неприятное письмо, полученное несколько дней назад, или понимаете, куда хотите ехать в отпуск. Это происходит, когда мозг обработал полученную информацию и предложил вам наиболее подходящее решение.

То же самое, только гораздо быстрее, происходит, когда вы структурируете (лучше всего — в виде интеллект-карты) результаты мозгового штурма, например, по написанию статьи. В один прекрасный момент происходит понимание, какой будет эта статья, то есть формируется ее образ. Вы четко видите структуру, знаете, где что писать и какие данные и рисунки размещать, понимаете, какую информацию читатель возьмет из статьи и как он вообще будет ее воспринимать.

В момент достижения понимания формирования образа будущего интеллектуального продукта можно переходить к действию.

4. Действие

Если вы успешно прошли первые три этапа, достигнув цели каждого из них, то процесс осуществления задуманного будет проходить с максимальной эффективностью. Упорядоченный в структуру хаос мыслей уже не будет вам мешать, и вы сможете все свое внимание концентрировать на достижении цели. А если к вам придет еще какая-нибудь нужная мысль, упущенная на этапе мозгового штурма, то вы легко впишете ее в свою структуру. Интеллект-карты позволяют сделать это с максимальной быстротой.

На этапе действия главной целью является осуществление задуманного согласно созданной вами структуре.

5. Результат

Естественное следствие достижения целей первых четырех этапов — получение результата. Не всегда он соответствует нашим ожиданиям на первом этапе, но в том-то и прелесть интеллектуальных продуктов: если соблюдать естественную логику их создания, то есть алгоритм майнд-менеджмента, то результат обычно превосходит все ожидания.

Проследим, как решалась с помощью алгоритма майнд-менеджмента такая актуальная для многих российских менеджеров задача, как восстановление жизненных ресурсов.

Наталья Сосновская, менеджер проектов одной из крупных телекоммуникационных компаний

Понимание того, что жизненными ресурсами надо управлять и заставлять себя правильно отдыхать — было, конечно, всегда. «Тебе надо отдохнуть», «ты плохо выглядишь» — часто можно услышать от коллег и друзей. Вот только почему-то никто при этом не рассказывает, как правильно восстанавливать жизненную энергию, эффективно проводя отпущенное на отдых время Ситуация прояснилась на тренинге по тайм-менеджменту, когда мы дошли до темы управления жизненными ресурсами, и все оказалось очень просто: для эффективного восстановления энергии надо заставлять себя правильно отдыхать, восстанавливая физические, эмоциональные и интеллектуальные силы. Регулярность восстановления должна происходить в соответствии с ритмами жизни человека — ежедневно, еженедельно и ежегодно. Причем при неэффективном восстановлении сил сегодня можно сильно потерять в эффективности работы завтра. То же самое верно и для еженедельного, и для ежегодного отдыха. Казалось бы, все ясно, только нет ответа на вопрос: что именно нужно делать, чтобы восстановить свои силы и приобрести новые? Идея проблемы есть. Мотивация ее решить есть. Решения нет.

И вот тут последовал ответ бизнес-тренера: «Занятия, которые восстанавливают ваши физические, эмоциональные и интеллектуальные ресурсы, должны придумать вы сами для себя. То, что годится для одного человека, может не подойти другому».

Для определения таких занятий был проведен мозговой штурм. Группу поделили на три подгруппы, каждая из которых должна была найти максимальное количество способов для ежедневного, еженедельного и ежегодного восстановления жизненных ресурсов.

Каждому участнику выдали по 10 стикеров, на каждом из которых не обходимо было написать по одному способу восстановления жизненных ресурсов. После того как каждый справился с заданием, можно было структурировать полученные идеи и анализировать информацию.

Взяв листы формата А1, участники своих подгрупп начали объединять полученные мысли. Стикер с идеей крепился к подобной области, если она уже была обозначена на листе флипчарта, а если не было, то создавалась новая область (рис. 11).

Мы видели перед собой множество разных способов ежегодного восстановления ресурсов, из которых каждый выбрал тот, который подходил именно ему.

После того как мы обзорно увидели возможные способы восстановления жизненных ресурсов и поняли, что это тоже можно и нужно планировать, осталось приступить к самому сложному — заставить себя что-то сделать.

Благодаря тому что яркие интеллект-карты постоянно привлекают внимание, мне пришлось регулярно задавать себе вопрос «А что я делаю из того, что там написано?». И чем чаще я задавала себе такой вопрос, тем чаще заставляла себя действовать! И потихоньку стал появляться результат...


Рис. 11. Результаты группировки результатов мозгового штурма «Ежегодное восстановление жизненных ресурсов»

Как только я стала осознанно планировать восстановление своих жизненных ресурсов, я заметила интересную особенность: мой организм выделяет гораздо больше энергии под выполнение поставленных задач, если я знаю, что за ними последует гарантированное запланированное заранее восстановление энергии. И чем интереснее планируется отдых, тем больше энергии выделяется, тем больше задач удается выполнить!


Рис. 12. Интеллект-карта для ежедневного восстановления ресурсов

Определение майнд-менеджмента

Итак, наша интеллектуальная деятельность подвержена следующим четким работающим принципам.

  • Мы не можем оперировать одновременно более чем 7±2 объектами информации.
  • Любая мысль может быть тут же потеряна и вытеснена другой, не всегда более важной и приоритетной мыслью.
  • Мы недоиспользуем возможности нашего мозга по восприятию сгруппированной и связанной информации, содержащей в себе смысловые цвета, рисунки, схемы, типовые связи.
  • Информация воспринимается тем лучше, чем больший объем коры головного мозга подключается к ее восприятию.
  • Наш мозг мыслит ассоциативно, выстраивая из полученной информации взаимосвязи мыслей и логичную структуру (на основе нашей и только нашей логики или опыта), после чего у нас формируется понимание информации, то есть появляется образ.
  • Для того чтобы быстро достичь результата задуманного интеллектуального продукта, необходимо сначала собрать все мысли, структурировать их, чтобы понять, что же именно нужно сделать для достижения результата.

Умение правильно структурировать информацию становится необходимым навыком в современном мире, так как 90% информации обычный офисный сотрудник сейчас получает в электронном виде, количество которой удваивается каждые несколько лет.

А так как большинство электронной информации поступает и обрабатывается через такие распространенные офисные программы, как Microsoft Outlook, Word, Excel, Power Point, Lotus Notes и др., которые задействуют в основном на восприятие левым (аналитическим) полушарием, то для большинства современных офисных сотрудников характерна картина, показанная на рис. 13.


Рис. 13. Линейные потоки информации, атакующие офисного сотрудника

При отсутствии необходимых навыков структурирования информация, поступающая в электронном виде, является одним из основных поглотителей времени, и роль способности современного сотрудника быстро обрабатывать электронную информацию, анализировать ее и принимать на ее основе решения является одной из ключевых в повышении эффективности его работы.

Приобрести такие навыки и научиться пользоваться современными технологиями использования огромных ресурсов нашего мозга можно с помощью открытий в области майнд-менеджмента (рис. 14).

Майнд-менеджмент — это технология представления потоков информации в виде, требующем минимального времени и психофизиологических ресурсов для поиска, анализа и понимания


Рис. 14. Майнд-менеджмент. Управление потоками информации

На одном из тренингов в консалтинговой компании, в начале финансового кризиса, была озвучена очень актуальная проблема — как снизить затраты на время кризиса?

В ходе 10-минутного мозгового штурма и последующего структурирования полученных идей была получена наглядная интеллект-карта с массой интересных работоспособных вариантов (рис. 15).

Мы разобрали на адекватность каждый из полученных вариантов, отменив одни, приняв другие и запланировав следующие действия по третьим. По отзывам клиента, через два месяца с помощью конкретных действий по созданной интеллект-карте им удалось снизить затраты более чем на 20% — вот вам и результат.

Пугающе огромное количество идей возникает в нашей голове, когда мы начинаем обдумывать такие масштабные задачи и проблемы, как «снижение затрат». Если хвататься за первые попавшиеся идеи и начинать действовать, вряд ли можно добиться желаемого результата. А вот если четко следовать этапам алгоритма майнд-менеджмента и формировать образ проблемы, то результат не заставит себя ждать!


Рис. 15. Интеллект-карта «Как снизить затраты в эпоху кризиса»
(Для увеличения кликните на картинку)

Бьюзен Т. и Б., Супермышление. Минск: Попурри, 2003. — С. 11.

Цит. по: Бьюзен Т. и Б. Супермышление. Минск: Попурри, 2003. — С. 31.

Цит. по: Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2007. — С. 211.

Архангельский Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал