Что такое кгн в детском саду расшифровка. Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по фгос

19.12.2023

B.C. ГОЛИЦЫНА

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В ДЕТСКОМ САДУ

МЛАДШАЯ ГРУППА

Введение

Предлагаемый вариант планирования разработан на основе содержания, определенного разными комплексными программами с учетом федеральных государственных требований к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательные учреждениях. В него включены те разделы воспитательно-образовательной работы с детьми, которые, на наш взгляд, целесообразно планировать перспективно - на месяц или квартал. Этот вид планирования дает педагогу больше возможности варьировать свою деятельность; в зависимости от погоды (наблюдения за природными явлениями), настроения «состояния детей (инициирование сюжетно-ролевой игры), содержания учебного материала на занятиях (ознакомление с окружающим), отдельных проявлений в поведении детей (воспитание культуры поведения и положительных черт характера) и т.д. Отдельные направления воспитательно-образовательного процесса, такие как воспитание культурно-гигиенических навыков и частично труд (самообслуживание), предлагается планировать на квартал. Формирование этих навыков - длительная и кропотливая работа не одного дня.

Помимо содержания работы на месяц или квартал в пособии указаны примерные методические приемы, которые не претендуют на безусловное использование, но помогут воспитателям, особенно начинающим, реализовать предлагаемое содержание. Общие приемы - указание, напоминание, пояснение и т.п., - как правило, не указываются, так как в ходе воспитательно-образовательного процесса используются постоянно.

Предлагаемое в перспективном плане содержание может быть впоследствии дифференцировано в календарном плане в соответствии с основными видами детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение, музыкально-художественная. Именно в такой структуре разработано пособие «Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста», в котором выделены все разделы предлагаемого перспективного планирования и отведено место для календарного плана.



В настоящем пособии частично представлена область «Здоровье» и не представлены такие образовательные области, как «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение», «Музыка», содержание работы по которым, на наш взгляд, целесообразно планировать календарно.

Перспективное планирование занятий с детьми средней группы представлено в книге Н.С, Голицыной «Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Вторая младшая и средняя группы».

Здоровье

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Воспитание навыков самообслуживания - довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально. Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Однако, на наш взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность такой работы на каждый квартал с тем, чтобы именно на эти навыки педагоги обращали наибольшее внимание.

Методические приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам практически неизменны, так как обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, указание, напоминание с указанием действия, общее напоминание, проверка выполнения действия, оценка. Данные приемы здесь не указаны, но постоянно, в зависимости от уровня освоения, они; используются воспитателями при формировании культурно-гигиенических навыков. Ниже приводятся игровые приемы, дидактические игры, перечень художественных произведений, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании.

Режимные процессы Содержание навыков Методические приёмы
Первый квартал
Питание Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков, руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает». Дидактические игры: «Расскажем Карлсону, как надо правильно кушать», «Зайка пригласил в гости мишку и ёжика»
Одевание - раздевание Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свой вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки», С. Прокофьева «Сказка про башмачки». Дидактические игры: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Покажем мишке, как складывать вещи в раздевальном шкафчике»
Умывание Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком Дидактические игры: «Поучим Винни - Пуха делать пену», «Покажем Петрушке, как надо вытирать руки насухо»
Содержание в порядке одежды и обуви Учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым Показ приемов работы, объяснение, напоминание
Второй квартал
Питание Учить полоскать рот после приема пищи. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости Показ, упражнение, объяснение. Беседы: «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой»
Одевание-раздевание Учить шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки, упражнять в использовании разных видов застежек: пуговицы, молнии, липучки. Закреплять умение надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. Просьбу о помощи выражать только словесно. При раздевании ко сну сначала снимать платье или рубашку, затем обувь, правильно снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Учить выворачивать вещи налицо. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение Чтение: 3. Александрова «Мой мишка», Н. Павлова «Чьи башмачки». Дидактические игры: «Как петушок разбудил утром детей», «Уложим куклу спать»
Умывание Продолжать учить намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями. Закреплять умение пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать на место. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться расческой, своевременно пользоваться носовым платком, развернув его Рассматривание и беседа по картинкам «Дети умываются». Чтение: потешка «Чистая водичка», отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», А. Барто «Девочка чумазая». Настольно-печатные игры типа лото с картинами, изображающими предметы для содержания тела в чистоте
Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам Дидактическая игра «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты»
Третий квартал
Питание Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром, Доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой. Учить держать вилку большим и средним пальцами правой руки, придерживая сверху указательным, есть мясо, рыбу, котлеты Чтение: потешка «Уж я Танюшечке пирог испеку», Е. Благинина «Аленушка». Дидактические игры: «Как мишка учился кушать вилкой», «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду»
Одевание-раздевание Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать шнурки. Учить собирать гольфы, носки в гармошку, прежде чем надеть их, начиная с носка. При раздевании после прогулки закреплять умение аккуратно складывать вещи перед уборкой их в шкаф, при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье. Учить наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому Дидактические игры: «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке», «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»
Умывание Закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, мыть кисти и запястья рук, лицо, не разбрызгивать воду. Учить мыть уши. Приучать пользоваться своим носовым платком, разворачивая его. Постепенно учить девочек осторожно расчесывать длинные волосы расческой Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Благинина «Аленушка». Дидактические игры: «Научим мишку (зайку, куклу) правильно умываться», «Покажем Винни-Пуху, как вытирать руки и лицо полотенцем»
Содержание одежды и обуви в порядке Учить видеть непорядок в одежде товарища, предлагать ему свою помощь Дидактические игры: «Посмотрим на себя в зеркало, какие мы красивые и аккуратные», «Поучимся помогать товарищу»
Четвертый квартал
Питание Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее, брать хлеб, пирожки из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает». Дидактические игры: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать», «Мишка пригласил в гости зайку и ежика»
Одевание-раздевание Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться всеми видами застежек. Учить узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки». Дидактические игры: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике»
Умывание Совершенствовать навыки мытья рук и лица, учить ополаскивать мыло после его использования. Приучать освобождать нос, попеременно зажимая одну ноздрю с помощью взрослого Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». Чтение: С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Лапки»
Содержание одежды и обуви в порядке Самостоятельно устранять небольшой непорядок в одежде Дидактическая игра «Покажем игрушкам, какие мы аккуратные»

Безопасность

Перспективное планирование формирования у детей навыков безопасного поведения осуществляется в соответствии с программой Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», предполагающей содержание знаний и навыков детей по нескольким блокам. В предлагаемом варианте перспективного планирования выделены 4 блока, раскрывающие вопросы здоровья ребенка, его безопасного поведения дома и на улице, его общение с незнакомыми людьми. Содержание программы по обеспечению комфортного пребывания ребенка в детском саду и общения его с природой раскрывается в других блоках перспективного плана или в календарном планировании.

Младшие дошкольники недостаточно самостоятельны в своих действиях, в большей степени, как правило, находятся под присмотром взрослых, поэтому вопросы их безопасности дома и на улице города в настоящем пособии предложены достаточно фрагментарно. В связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста обладают ограниченными возможностями общения с незнакомыми людьми в отсутствие родителей или воспитателей, этот блок представлен не ежемесячно.

Темы Содержание Методические приемы
Сентябрь
«Ребенок и его здоровье» Хорошо быть здоровым Рассказ воспитателя о здоровье. Чтение: 3. Александрова «Катя в яслях», С. Капутикян «Маша обедает», Е. Янковская «Я хожу в детский сад». Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Уложим куклу спать», «Узнай и назови овощи», «Куда положить урожай зайчика», «Угадай на вкус», «Назови правильно»
«Ребенок на улице города» Мы по улице идем Рассказ воспитателя о правилах дорожного движения
Чтобы был порядок, все должно лежать на своих местах Беседы: «Что где лежит», «Как мы убираем игрушки». Дидактические игры: «У нас порядок», «Куда положить предмет». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
«Ребенок и другие люди» С кем ты приходишь в детский сад Беседа о членах семьи ребенка
Октябрь
«Ребенок и его здоровье» Как надо одеваться, чтобы не болеть Показ последовательности одевания. Рассказ воспитателя. Чтение потешек. Дидактические игры: «Покажем мишкё, как правильно одеваться, чтобы не простудиться», «Оденем куклу на прогулку». Сюжетно-ролевая игра «Семья»
«Ребенок на улице города» Какие бывают машины Целевая прогулка по. улице. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Машины на нашей улице». Дидактические игры: «Найди и назови», «Найди такой же». Сюжетно-ролевая игра «Поездка в зоопарк». Продуктивная деятельность: «Построим автобус (машину)»
«Безопасность ребенка в быту» Домашние " животные - наши друзья Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как я ухаживаю за своим питомцем». Конструирование: «Больница для зверюшек»
«Ребенок и другие люди» Родители и чужие люди Беседа «Моя семья и другие люди»
Ноябрь
«Ребенок и его здоровье» Овощи и фрукты - полезные для здоровья продукты Рассматривание овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Вкусные и полезные фрукты». Дидактические игры: «Назови правильно овощи и фрукты», «Найди картинку». Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Продуктивная деятельность: «Консервированные овощи в банке»
«Ребенок на улице города» Кто водит машину Наблюдение за транспортом. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: А. Барто «Грузовик», «Самолет», «Кораблик», Б. Заходер «Шофер». Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»
«Безопасность ребенка в быту» Можно - нельзя Беседа о правилах поведения в группе
Декабрь
«Ребенок и его здоровье» Чистота и здоровье; важность гигиенических процедур Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Я один у мамы сын». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Продуктивная деятельность: «Нарисуем красивые полотенца»
«Ребенок на улице города» Поведение в транспорте Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как воспитанные дети ведут себя в транспорте». Моделирование проблемных ситуаций
«Безопасность ребенка в быту» Доброжелательное отношение к товарищам Наблюдение за играми детей. Рассматривание иллюстраций об играх детей. - Рассказ воспитателя о доброжелательном отношении к товарищам, об умении делиться игрушками. Дидактические игры: «Как мишка играл с белочкой», «Нельзя драться»
Январь
«Ребенок и его здоровье» Мое тело: знание о частях тела Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Игра-шутка «Мое тело»
«Ребенок на улице города» Как вести себя на улице Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Моделирование ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Мы - пешеходы»
«Безопасность ребенка в быту» Спички не тронь, в спичках огонь Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: К. Чуковский «Путаница»
Февраль
«Ребенок и его здоровье» Чтобы вырасти большим Рассказ воспитателя о правильном питании и соблюдении режима. Дидактическая игра «Что мы делаем утром (днем, вечером)»
«Ребенок на улице города» Сигналы светофора Целевая прогулка к светофору. Рассматривание иллюстраций «На улице города». Беседа «Как переходить улицу». Чтение: Г. Георгиев «Светофор», А. Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход». Дидактическая игра «Что говорит светофор». Сюжетно-ролевые игры: «Разные машины едут по улице, пешеходы идут по дорожке», «Автобус» Продуктивная деятельность: «Построим машину», «Автобус»
«Безопасность ребенка в быту» Опасные таблетки Беседа о правилах обращения с лекарствами
Март
«Ребёнок и его здоровье» Витамины полезны для здоровья Рассматривание овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя о витаминах. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Покажи такой же». Сюжетно-ролевая игра «Больница», Продуктивная деятельность: «Слепим витаминки»
«Ребенок на улице города» Правила перехода через дорогу Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как нужно переходить через дорогу». Моделирование ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Продуктивная деятельность: «Сделаем «зебру»
«Безопасность ребенка в быту» Чтобы не было беды Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя о правилах обращения с электроприборами. Дидактические игры: «Найди и назови», «Что для чего», «Можно - нельзя»
Апрель
«Ребенок и его здоровье» Мы любим физкультуру Рассматривание фотографий занятий физкультурой. Беседа «Как мы занимаемся физкультурой»
«Ребенок на улице города» Если ты потерялся на улице Рассказ воспитателя. Упражнение «Если ты потерялся»
«Безопасность ребенка в быту» Опасные предметы, правила обращения с ними Рассматривание картинок: кипящий чайник, спички, иголка и т.п., беседа по ним. Дидактическая игра с картинками «Отбери предметы, которые трогать нельзя»
Май
«Ребенок и его. здоровье» Мое тело: знание об органах чувств Рассматривание иллюстраций. Рассказ-беседа «Что для чего». Дидактическая игра «Покажи, что я назову у мишки (куклы, зайца)»
«Ребенок на улице города» Правила пешехода Рассказ воспитателя. Беседа «Вспомним важные правила». Чтение: А. Барто «Грузовик», С. Михалков «Моя улица»
«Безопасность ребенка в быту» Безопасность приобщении с незнакомыми животными Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака с щенками». Рассказ воспитателя. Чтение: загадки о собаке и кошке
«Ребенок и другие люди» Мы едем отдыхать Беседа о поведении с незнакомыми людьми
Июнь-август
«Ребенок и его здоровье» Мы выросли и стали крепкими и сильными Рассматривание фотографий. Беседа о здоровье. Знакомые дидактические игры по желанию детей
«Ребенок на улице города» Пешеходы-малыши Целевая прогулка к светофору. Рассматривание иллюстраций. Беседы о правилах поведения на улице и в транспорте. Дидактические игры: «На чем люди ездят», «Найди и назови». Сюжетно-ролевые игры: «Поедем на дачу», «Едем в автобусе»
«Безопасность ребенка в быту» Съедобные и несъедобные грибы Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность: «Красивый, но опасный мухомор», «Съедобные грибы»
«Ребенок и другие люди» Закрепление полученных знаний Рассматривание иллюстраций. Знакомые дидактические игры

Социализация

Сюжетно-ролевая игра

Перспективное планирование игровой деятельности целесообразно осуществлять на основе определения педагогом тех игровых действий, которые могут выполнять дети в процессе игры исходя из своего опыта и знаний, а также предполагая перспективу развития этих действий на основе эффективного методического руководства. С этой целью предлагается примерный объем игровых действий на каждый месяц учебного года, а также некоторые методические приемы, которые помогут обеспечить формирование этих навыков и умений.

Система формирования игровых навыков предполагает постоянное использование таких традиционных приемов, как объяснение, показ игровых действий, напоминание, наблюдение за играми детей, включение педагога в игру детей. Поэтому о них речь не идет. В настоящем пособии указаны только те приемы, которые могут быть использованы при развитии сюжета конкретных игр и игровых ситуаций. Это экскурсии и целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность детей.

Название игр Содержание игровых навыков и умений Методические приемы
Сентябрь
«Семья» Мама кормит, одевает, раздевает дочку, укладывает спать Рассматривание иллюстраций. Чтение: С: Капутикян «Маша обедает». Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Уложим куклу спать»
«Детский сад» Дети приходят в детский сад, их кормят завтраком, обедом, укладывают спать Рассматривание помещения и оборудования групповой комнаты. Беседы: «Какая наша группа», «Что мы делаем в детском саду»
«Строительство» Строители строят дома для разных игрушек, заборчик для зверей и домашних животных Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Построим зайке домик». Продуктивная деятельность: «Заборчик для лисички»
Октябрь
«Семья» Мама стирает, гладит белье, убирает в комнате, кормит и укладывает спать дочку Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Погладим кукле платье», «Уложим куклу спать», «Угостим куклу чаем», «У нас порядок». Продуктивная деятельность: «Ленточки сушатся на веревке»
«Детский сад» Дети приходят в детский сад, едят, занимаются физкультурой, музыкой Наблюдение. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы занимаемся физкультурой»
«Поликлиника» Мама приводит дочку к врачу. Врач принимает больных, спрашивает, где болит, прослушивает, измеряет температуру, назначает лечение Экскурсия в медицинский кабинет. Рассматривание предметов ухода за больным. Рассматривание иллюстраций. Беседа « Как доктор лечит детей ». Чтение: Е. Крылов «Как лечили петуха». Продуктивная деятельность: «Витаминки для петушка»
Ноябрь
«Семья» Мама кормит, укладывает спать дочку, покупает в магазине продукты Чтение: колыбельные песни. Дидактические игры: «Уложим куклу спать», «Накормим куклу обедом», «Какие продукты продаются в магазине», «Поможем кукле выбрать покупку». Продуктивная деятельность: «В магазине продаются красные яблоки»
«Магазин» Мама с дочкой приходят в магазин, покупают продукты. Продавец продает штучный товар, взвешивает на весах овощи, фрукты. Он вежливо разговаривает с покупателями
«Транспорт» Шофер возит кукол, строительный материал, ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей Беседа «Как машины ездят по улице». Дидактическая игра «Покажем мишке, как нужно осторожно катать кукол в машине»
Декабрь
«Семья» Мама с дочкой наряжают елку, мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую». Подготовка к новогоднему утреннику. Чтение: О. Высотская «Елочка», Е. Ильина «Наша елка». Дидактические игры: «Расскажем мишке, как надо встречать гостей», «Покажем кукле, как работает парикмахер», «Что мы готовим на обед». Продуктивная деятельность: «Шарики на елке», «Расческа для Пушистика»
«Парикмахерская» В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Парикмахер расчесывает волосы, стрижет: он вежлив и внимателен
«Транспорт» Дети едут на экскурсию по городу, рассматривают празднично украшенные улицы Целевая прогулка на улицу. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Дидактические игры: «Что мы видим на картинке», «Расскажем зайке про нашу улицу»
Январь
«Семья» Папа - шофер, работает на грузовой машине, заправляет ее бензином, возит кубики на стройку. Мама заботится обо всех членах семьи, готовит обед, кормит дочку, укладывает спать. Дочка простудилась и заболела, мама отводит ее к врачу Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Где работает папа», «Что делать, если кто-то заболел». Чтение: А. Барто «Грузовик», Б. Заходёр «Шофер». Дидактическая игра «Покажем Карлсону, как работает шофер»
«Строительство» Строители строят дом, гараж, башню, украшают дома к празднику Рассматривание иллюстраций. Чтение: Б. Заходер «Строители». Дидактическая игра «Покажем мишке, как украшают дома к празднику»
Февраль
«Транспорт» По улице ездят разные машины, пешеходы идут по тротуару. Автобусы перевозят пассажиров Наблюдение за транспортом. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Дидактические игры: «Расскажем Карлсону, как работает водитель автобуса», «Напомним Петрушке, как вести себя в транспорте»
«Магазин» В магазине продаются овощи, фрукты, хлеб, гастрономические товары Целевая прогулка к магазину. Рассказ воспитателя. Дидактическая игра «Как мы будем покупать продукты»
«Строительство» Строители строят гараж для машин, дом для игрушек Рассматривание деталей строительного материала. Рассказ воспитателя. Дидактическая игра «Как построить дом для кукол»
Март
«Семья» Праздник 8 Марта поздравление мам, праздничное угощение Подготовка и проведение праздничного утренника, посвященного 8 Марта
«Поликлиника» Диспансеризация: измерение роста и веса, прививки, медсестра предлагает детям витамины Наблюдение за работой медсестры. Рассматривание некоторых предметов медицинского оборудования. Дидактическая игра «Расскажем мишке, как нам измеряли рост и вес»
«Кафе» В кафе приходят посетители съесть мороженое, выпить сок. Официантка принимает заказ и приносит его. Посетители и официантка вежливо разговаривают Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как вы ходили в кафе». Дидактическая игра «Мы пришли в кафе»
Апрель
«Детский сад» Субботник в детском саду: подметаем дорожки, собираем мусор, относим его в ведерках, играем на чистом участке Наблюдение за проведением субботника. Беседа «Как мы убирали участок». Продуктивная деятельность: «Наш участок»
«Магазин» В магазине продаются игрушки, посуда, продукты. Покупатели просят показать товар, рассматривают его, платят деньги. Продавцы вежливо разговаривают с покупателями Дидактические игры: «Расскажем зайке, как покупают товары», «Объясним кукле, как надо разговаривать с продавцом в магазине»
«Парикмахерская» Мастера стригут, причесывают, красят волосы, для детей есть специальные стулья Беседа «Как вы ходили в парикмахерскую». Дидактическая игра «Что нужно парикмахеру»
Май
«Семья» Переезд на новую квартиру, обустройство комнаты, празднование новоселья (чаепитие) Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я переезжала на новую квартиру». Беседа «Как нужно встречать гостей»
«Транспорт» Машины перевозят вещи на новую квартиру, шофер помогает переносить их в новый дом, устанавливать в комнатах Наблюдение за играми старших детей. Рассказ воспитателя. Чтение: Н. Павлова «На машине». Дидактическая игра «Что везет машина»
Июнь-август
«Семья» Переезд на дачу, прогулки в лес, сбор ягод и грибов, купание Рассматривание картин и иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я жила на даче». Чтение: Я. Тайц «По грибы»
«Транспорт» Автобусы везут детей из детского сада на дачу Рассматривание иллюстраций. Беседа «Куда можно поехать на автобусе»
«Детский сад» Дети из детского сада переехали на дачу Рассказ воспитателя «Как я работала в детском саду на даче». Чтение: Г. Билл «Новичок на прогулке»
«Магазин» В магазине продаются разные товары Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Какие бывают магазины», «Что и как продается в магазине». Чтение: Ч. Янчарский «В магазине игрушек»

Навык - автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Формирование культурно-гигиенических навыков

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры - потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
  • мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
  • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
  • мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

  • разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  • прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  • положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Учим умываться

  • Завернуть рукава одежды ребенка.
  • Проверить температуру воды.
  • Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.
  • Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  • Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
  • Еще раз обмыть водой руки ребенка.
  • Закрыть воду.
  • Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  • Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
  • Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка ("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!")

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки), трещинки и т. п.

Учим пользоваться полотенцем

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  • Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!" Затем прочитать потешку "Мальчик-пальчик":

Мальчик-пальчик,

Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.

Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

Учим пользоваться носовым платком

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

  • Знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  • Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
  • Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
  • Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
  • Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

Объём и содержание культурно-гигиенических навыков

по возрастным группам.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.

В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

Татьяна Плотникова
Культурно-гигиенические навыки в средней группе

Питание Одевание-раздевание Умывание

Сентябрь

Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать умение детей быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Закреплять умения детей правильно размещать свои вещи в шкафу.

Закреплять умения детей аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Закреплять у детей навыки умывания

Закреплять навыки у детей пользоваться личной расческой.

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.

Закреплять умение детей пользоваться всеми видами застежек.

Учить детей узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Учить детей замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым.

Закреплять у детей навыки умывания : намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место.

Приучать детей пользоваться своим носовым платком, разворачивая его.

Учить полоскать рот после приема пищи.

Закреплять умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учить детей словесно выражать просьбу о помощи.

Закреплять у детей навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь.

Закреплять умения детей правильно надевать обувь.

комнате

Закреплять навыки у детей мыть руки после пользования туалетом.

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.

Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости. Приучать детей соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке : не бегать, не стучать дверцами шкафчика.

Продолжать приучать детей соблюдать правила поведения в детском саду : вытирать ноги при входе в помещение.

Закреплять умения детей самостоятельно, с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид : подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т. д.

Формировать умение у детей правильно вести себя в умывальной комнате : не шу-меть, не толкаться, не разбрызгивать воду.

Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.

Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Совершенствовать умения детей поддерживать порядок в своем шкафу.

Учить детей самостоятельно выворачивать свои вещи налицо.

Учить детей отворачиваться при кашле, чихании от других.

Учить детей перед умыванием засучивать рукава.

Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу.

Закреплять умения детей узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Закреплять навыки у детей поддерживания аккуратного внешнего вида.

Учить детей чистить одежду друг другу от снега с помощью взрослого.

Учить детей отворачиваться при кашле или чихании или закрывать рот платком, от других.

Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.

Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать навыки детей

застежек : пуговицы, молнии, липучки.

Совершенствовать навыки у детей аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок свою одежду.

Учить детей правильно, пользоваться носовым платком : развернуть, освободить нос, поочередно зажимая одну ноздрю, свернуть платок использованной частью внутрь.

Учить детей перед умыванием засучивать рукава.

Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать навыки детей , полученные в течение года, быстро и аккуратно выполнять необходимые действия.

Учить детей шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки, упражнять в использовании разных видов застежек : пуговицы, молнии, липучки.

Закреплять у детей навыки умывания : намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место.

Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.

Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу.

Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учить детей замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.

Закреплять умения детей наводить и поддерживать порядок в своем шкафчике.

Совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду.

Закреплять умение у детей пользоваться индивидуальной расческой.

Учить детей перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом.

Публикации по теме:

Дидактические игры «Развиваем навыки общения» Как научить детей общаться? Как развивать навыки общения? Как научить детей дружить, бережно относиться друг к другу? Эти вопросы очень.

Консультация для родителей «Формируем культурно-гигиенические навыки» Консультация для родителей «Формируем культурно - гигиенические навыки» Подготовила социальный педагог Елшанская Ю. Г. Для того, чтобы сформировать.

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки у детей» Консультация для родителей Культурно-гигиенические навыки у детей Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку.

План работы кружка в подготовительной группе «Графические навыки» Месяц Неделя Тема Цель Сентябрь 3 неделя 16.09.15 18.09.15 Дождик 1. Выработать навык ориентирования в разлинованной тетради. 2. Учить проводить.

Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков

ГКП (от 3 до 4 лет)
1. Учить детей самостоятельно мыть руки, лицо, правильно вешать полотенце на свое место.
2.Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом.
3.Учить детей правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).
1.Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно,
2.Продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой,
3.Учить полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).
1.Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом)
2.Есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом
3.Продолжать воспитывать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).
1.Закрепить навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу
2.Правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».
Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Формирование культурно-гигиенических навыков - процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно - гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными - наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно - гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.

С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.

Режим дня, в формировании культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Освоение культурно - гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно - следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки - ручки, завязывая бантик или шарфик - свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.

Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития - развитием воли.

Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».
С возрастом по мере овладения культурно - гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.

Таким образом, освоение культурно - гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника».

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Первая младшая группа .

Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда - особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Прежде всего, мне необходимо было добиться доверия ребенка. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в I младшей группе детского сада.
Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.

Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

Другой, также весьма эффективный способ - использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное задание. Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы. Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Учитывая особенности в работе с детьми младшего дошкольного возраста, занятиям следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда в играх-занятиях принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.

Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.

В конце года дети принимают участие в подготовке к «переезду на новую квартиру» - в другую группу. Они укладывают игрушки в коробки, усаживают кукол в различные транспортные средства - коляски, автомашины. Опять-таки преднамеренно созданная воспитателем ситуация, помогающая ему в формировании благожелательного отношения детей друг к другу, навыков нравственного поведения.
Игровые приемы, используемые мною вызывали у малышей положительные эмоции, обеспечивали более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Я ненавязчиво вырабатывала интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляла их в опыте, побуждая малышей к доброжелательным действиям.

Для овладения малышами приемов одевания в игру включала и кукол. В группе была крупная кукла с подбором одежды.

С первого дня я предупреждала родителей, чтобы на одежде детей были пришиты петельки, за которые он может вешать ее в свой шкаф. Это облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду.

Вторая младшая группа.

У детей на 4-ом году жизни мы продолжали формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляли сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Я большое внимание уделяла формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на улице.

Планируя работу, я особое внимание уделяла формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.
Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер. Это время особенно доверительного общения с детьми, разговора по душам. Непосредственное общение со мной содействовали укреплению привязанности, доверия к нему ребенка - важнейшего условия нравственного воспитания. На вечерние час также были запланированы инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек. Содержание таких сценок я черпала из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.
Уровень развития детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.

Принципом проведения игр становится более широкое, комплексное воздействие на сознание и нравственные чувства детей, а также предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий, поступков. Постепенно детям предоставлялось все больше самостоятельность, минуя показ действий, создавали возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребенка, я широко использовала упражнения игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми.
Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя - своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. Например: на занятии «В гостях у Матрешки» было наглядно показано, как надо вежливо здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми необходимо не только приветливо здороваться, но в случае необходимости напомнить, как здороваться с Матрешкой на занятии.

Такие упражнения позволяют обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе, например, процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют части, которые следует мыть и т.п.

Постепенно я вносила в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения.

3. Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков.

Создание условий.

К числу основных условий успешного формирования культурно - гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для формирования культурно-гигиенических навыков важно было также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате были поставлены достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно - гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому были выработаны и согласованны основные требования дошкольного учреждения и семьи. Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Для детей дошкольного возраста большое значение имело осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно было сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствовало прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью использовались вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки.
Для привития культурно-гигиенических навыков мною применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся - воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.).
Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия давался таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием (« Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем я действую вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, беру его руки в свои, намыливаю и подставляю под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно мы предоставляем малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также обращала внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это помогало ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
В воспитании культурно-гигиенических навыков важно работа с родителями. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д. Об этом говорили в доверительной беседе с папами детей.
Обучая детей, учитывали их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваивались детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

«Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными»,- считают Р.С. Буре и А.Ф. Островская. «Будем умываться», - говорили в начале года и показывали: как завернуть рукава, как намыливать руки, вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем воспитателя. Но дети становятся старше, и мы постепенно предоставляли им всё больше самостоятельности, переходили от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,- убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда мы учитывали постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формировались устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого ».

Обычно качество и правильная последовательность действий находится вне внимания взрослого. При этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей встречается необходимость выполнять культурно - гигиенические навыки исходя только из требований взрослого. Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной, чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь осознать приемы и условия выполнения культурно-гигиенических навыков, а так же их необходимость. Опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для этого необходима специально организованная деятельность малыша под руководством взрослого, тогда детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно проводить беседу о гигиене. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости. Важно, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками.

Поэтому бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п.

В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Конечно, используем приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований стало нормой поведения, потребностью ребёнка.

Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован . На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

Особая роль в воспитании культурно - гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно - следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

В дальнейшем работа с детьми должна продолжаться, когда они перейдут в среднею, а потом в старшую группу.

Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно будет больше внимание уделять беседам о гигиене, которые будут построены так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.

Важной задачей будет то, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал