Занятие «Конструируем КТД. Разработка идеи мероприятия с использованием технологии коллективно-творческого воспитания Конспект ктд в начальной школе по этапам

11.04.2023

Цель:

    сплочение детского коллектива,

    научить быстро принимать решения,

    показать необходимость жертвовать личными интересами на благо коллектива.

Задачи:

1) знакомство детей с коллективной игровой деятельностью; 2) формирование у детей навыка работы в группах, умения принятия коллективных решений в процессе обсуждения подсказок; 3) выявление лидеров.

План проведения ктд

1. Совместная подготовка и разработка КТД - организатор лагеря, вожатые, воспитатели, совет министров лагеря. 2. Старт игры – игровая комната одного из отрядов, где предварительно собирают оба отряда. 3. Чтение Указа и выдача первой подсказки. 4. Игра (прохождение станций и выполнение заданий). 5. Финиш. 6. Награждение.

Условия проведения

1. В игре принимают участие два отряда, соединенные в одну команду.

2. На каждом этапе предлагаются подсказки - задания, их выполнение оценивают игротехники (вожатые).

3. Основная задача игротехника не только заслушивать ответы участников игры, но и принимать решение, если ответ неверный, то даются наводящие вопросы, так как если подсказка не будет взята – потеряется логическая связь между станциями.

4. На каждом этапе задания выполняют либо определенные представители, либо все участники игры, согласно условиям подсказки.

5. Во время выполнения задания группой игроков, остальные игроки не имеют права вмешиваться. Если задание из подсказки выполнено не верно, игроков «стражники» (вожатые) садят в «темницу» до конца игры, пока участники не вызволят их оттуда своей смекалкой на Финише (разгадывание шарад и загадок).

7. В случае подсказок, пассивности при выполнении заданий, игрок отстраняется от участи в игре и забирается так же в темницу. Дальнейшая его судьба зависит от остальных игроков (захотят ли они его оттуда вызволить).

Этот факт фиксируется в маршрутном листе «ведущего» и учитывается при подведении итогов игры.

Станции:

    «Поле богатырское»;

    «Марья Искусница»;

    «Ярмарка»;

    «Русская печь»;

    «Кони дивные»;

    «Царевна - Несмеяна»;

    «Лестница в небо»;

    «Радуга»;

    «Путанка»;

    «Сокровища сказок».

Способы мотивации детей на участие в совместной деятельности

Используемый способ мотивации детей на участие в совместной деятельности - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых, при КТД. Такая форма воспитательной работы, ориентирована на развитие фантазии и творческих способностей детей, предполагает наличие совместной деятельности детей и педагогов, в данном случае вожатых и совета министров лагеря.

Поэтапная организация совместной деятельности:

- Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая «стартовая беседа», во время которой организатор лагеря увлекает Совет министров лагеря радостной перспективой интересного и полезного дела. Идёт поиск ответов на вопросы: для кого? когда? где? с кем вместе? Главная задача: вовлечь каждого в совместную деятельность и выявить лидеров среди коллектива, который окажется и без вожатых и без своих уже выбранных и утвержденных лидеров – Совета министров лагеря.

- Проведение. Стадия проведения КТД – это итог работы, проделанной при его подготовке.

- Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД – его ближайшего последействия.

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию младшего и старшего подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение их разнообразие, и периодичность позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

В работе “Энциклопедия коллективных творческих дел” по Иванову выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности и дает их описание.

Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс – конференция.

Трудовые дела . Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.

Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души. Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно – художественные конкурсы, кукольный театр.

Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне. Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.

Есть еще Экологические и Досуговые дела.

Область действия и содержания КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества.

Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью – то авторскую идею КТД невозможно, но “схватить” эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте – уже творчество. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Детская импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого из нас всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на “группы действия” помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно “развести” по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д. Можно назвать трех – четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро скомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие “амулеты”, дети выберут их произвольно, создав группу. Группа – главный “инструмент” КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которая заключается в том что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.

Большие выставки прикладного и письменного творчества, а так же публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом, так и на весь большой ученическо – учительский коллектив.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.

КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

КТД дают возможность

ученику

  • реализовать и развивать свои способности
  • расширить знания об окружающем мире;
  • приобрести навыки проектирования;
  • проявить организаторские умения;
  • закрепить коммуникативные навыки
  • формировать способности к рефлексии (анализу)

педагогу

  • развивать творческий потенциал;
  • совершенствовать организаторские возможности;
  • изучить классный коллектив;
  • объединить учащихся, педагогов, родителей;
  • управлять процессом развития личности школьника;
  • развивать рефлексивные возможности

Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.

Игра как средство воспитания выбрана не случайно. В процессе игры требования взрослых к детям становятся их требованиями к себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра – это свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается просмотр для проявления своего “Я”, личного творчества, активности, самопознания, самовыражения, саморазвития.

Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнёрства, дружбы, товарищества; игра – это сильнейшее средство социализации.

Важнейшими воспитательными и развивающими функциями игры являются:

  • социокультурное назначение игры;
  • функция самореализации ребёнка в игре;
  • коммуникативная;
  • диагностическая;
  • игротерапевтическая;
  • коррекционная;
  • развлекательная.

Предмет игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – реализация и развитие способностей, формирующих личность.

Организация КТД начинается с того, что образуется временная инициативная группа, которая на основе решений предыдущих КТД и насущных интересов коллектива школы предлагает тему, предусматривает цель, задачи нового КТД, распределяет обязанности между членами коллектива по его подготовке.

Этапы КТД:

Старт КТД.

Промежуточный этап.

Итоговое КТД.

Итогом любого КТД становятся театрализованные представления, интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, литературные гостиные, телепередачи на сцене, КВН, конкурсы и т.д.

Здесь же подводятся итоги КТД. Лучшие участники получают дипломы, благодарственные письма за лучший сценарий, лучшую творческую работу, самое яркое выступление, лучший реферат. Вручаются медали выдающимся знатокам, эрудитам, организаторам КТД и т.д.

Анализ КТД.

После итогового КТД в каждом классе проводится анализ. Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Для педагога это педагогическая диагностика. Основные вопросы, которые должны быть обсуждены, на первый взгляд, просты: Как было организованно дело? Что мы узнали друг о друге? Что делал лично я, чему научился, что узнал? Какие мысли и чувства вызвало у тебя КТД? и т.д. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.

Задача педагога – фиксировать и отслеживать роли и позиции, которые занимают дети в различных КТД. Стремиться к тому, чтобы не “эксплуатировались” явные способности (например, умение рисовать – позиция оформителя); при его умелом руководстве ребёнок меняет роли, приобретая тем самым новые способности и умения.

Таким образом, КТД становятся личностно ориентированным. А их периодичность и повторяемость способствует приобретению положительных привычек, формированию характера, приобретению и развитию способностей.

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают к таким действиям, проводя “нацеливающие” воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию.

Вторая стадия – коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган – Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участие руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия – проведение КТД. Руководитель коллектива и другие педагоги, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, говорят о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходным, в них проявляется опыт, примерный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Однако и в этой ситуации возникает необходимость “взывать к жизни” те действия воспитанников, которые по каким-либо причинам не осуществляются, хотя назрели, нужны для развития положительных и преодоления отрицательных личностных качеств.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос – анкета, содержащая первичные вопросы – задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

Шестая стадия – стадия ближайшего последствия КТД. На этой стадии в исходных направляющих действиях педагогов непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Таковы внутренние связи каждого КТД, которые можно назвать связями развертывания КТД – развертывания нужных развивающих действий.

Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки и придумки, интересно всем и каждому.

Педагогу необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем необязательно должна быть командная роль. В творческом деле он может быть лидером, может быть членом совета дела, отвечать за какую-то часть КТД; может быть лишь оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить КТД через актив ребят; может быть рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нем участия. Но контроль не исключать. Какую выбрать себе роль в деле, подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы.

Каждая модель КТД вариативна и несёт своё воспитывающее и развивающее назначение. Следует помнить, что форма – уже содержание, что практически любое КТД можно использовать в работе с малышами, младшими и старшими подростками “облегчая” или усложняя её композицию, программу и содержание. КТД – сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются элементы других КТД, которые её только обогащают. Есть несколько условий успешного использования КТД

Творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, знания, умения и навыки.

Любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребёнка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребёнок был нужен, нашёл себя в деле. Вот почему мы называем его коллективным и творческим. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнения роли “по бумажке”.

Необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела.

Любой “этап” КТД есть творчество ребёнка, который необходимо заметить. Если один сшил костюм, другой сделал своими руками атрибутику, а третий использовал и костюм и атрибутику в своей роли, то успех следует поделить на всех. Это их коллективный успех.

Воспитательная работа с детьми – счастливый процесс, если рождает богатство человеческих отношений, если дети и взрослые действуют сообща, если они партнёры и друзья.

Проект внеурочного занятия по организации коллективно-творческого дела.

Учитель: ФИО, место работы (полностью): Мазилова Александра Сергеевна, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением английского языка»

Программа: Организация КТД (коллективно-творческого дела).

Тема внеурочного занятия: «Разработка идеи мероприятия с использованием технологии коллективно-творческого воспитания» (внеклассное занятие для обучающихся 7-х классов).

Цель и ожидаемый результат: формирование представления о технологии коллективно-творческого дела, освоение 1-4 этапов алгоритма КТД.

Задачи внеурочного занятия:

Задачи педагога:

создать условия для мотивации к деятельности и постановке познавательной задачи;

способствовать применению обучающимися субъективно нового знания;

создать условия для развития творческого потенциала обучающихся;

развивать рефлексивные способности.

Социальные задачи (для детей):

ознакомиться с алгоритмом организации КТД;

развивать творческие и интеллектуальные способности в процессе разработки мероприятия;

научиться правилам и формам совместной работы;

совершенствовать организаторские способности.

Оборудование к внеурочному занятию: мультимедийный проектор

Обеспечение:

– ватман (4 шт.);

– фломастеры;

раздаточный материал «Алгоритм организации КТД».

Этапы занятия;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Актуализация знаний учащихся, опыта

Приветствие и начало занятия.

Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно, что вы все пришли сюда добровольно. Это означает, что вместе собрались люди творческие, с активной жизненной позицией. Я уверена, что наша работа будет плодотворной и интересной.

Тема нашего занятия «Разработка идеи мероприятия с использованием технологии коллективно-творческого воспитания».

Что такое, по-вашему, коллективно-творческое дело?

Давайте вместе попробуем расшифровать.

Вы все верно (почти верно) назвали:

Учитель обращается к презентации

Коллективно-творческое дело это:

    Дело , потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.

    Оно - коллективное , потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят, педагогов, как их общая забота.

    Оно - творческое , потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается.

Дети смотрят на слайд.

Ответы детей.

Дети смотрят на слайд.

Коммуникативные

(формируем умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками).

Коммуникативные

Познавательные

(формируем умение анализировать и отличать новое от уже известного).

2. Целеполагание, планирование деятельности

Как вы считаете, организовать Дело легко?

Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?

А чему бы вы хотели научиться, или какие задачи вы ставите перед собой?

Учитель обращается к презентации

Итак, задачи поставлены. А как вы считаете, какие компоненты успеха необходимы при разработке и реализации КТД?

Помните, что при организации любого творческого мероприятия следует помнить главные компоненты успеха:

    • интересные задания;

      красивое оформление;

      материальное обеспечение;

      находчивый ведущий;

      компетентное жюри;

      эмоциональные зрители;

      музыкальное сопровождение;

      подготовленные команды;

      призы для победителей.

      исполнительные помощники;

      сплоченная команда организаторов.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

Личностные

(самоопределение).

Регулятивные (формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу).

Познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию).

3. Осуществление деятельности по плану

Вы как раз и будете сегодня выступать в роли сплоченной, креативной команды организаторов, а еще и вооруженной специальными знаниями, так как существует специальная технология организации КТД. Итак, для разработки интересного, креативного, нового мероприятия вам нужно разбиться на команды.

А для этого предлагаю каждому подойти к столу, выбрать геометрическую фигуру, которая вам нравится.

Сядьте, пожалуйста, за соответствующий стол.

Вот у нас и образовались команды. Вы, наверное, удивитесь, но объединились вы совсем не случайно.

Учитель обращается к презентации.

Учитель зачитывает характеристику каждой фигуры.

Группа треугольников

Это форма символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Группа квадратов

Квадрат – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, отличаются истинные квадраты.

Группа кругов.

Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях., обладает способностью сопереживать, эмоционально отзываться на переживание другого человека.

Группа прямоугольников.

Символизирует состояние перехода и изменения. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.

Возможно, Вы сегодня придумаете что-нибудь креативное, что изменит нашу и вашу жизнь в лучшую сторону.

Мы решили, что вам сегодня совсем не помешают опытные помощники. Это наши министры Школьной Республики:

Министр культуры – будет помогать команде прямоугольников.

Министр печати – команда кругов.

Министр правопорядка – команда квадратов.

Премьер-министр – команда треугольников.

Для меня сегодня особенно ценно, что вы являетесь представителями разных классов. Ведь знакомство с новыми интересными людьми – это большая ценность. Я предлагаю начать знакомство. Для этого проведем маленькую игру на сплочение.

Правила следующие:

в группе начинает министр, например, Оля на опеле едет в Омск, следующий человек из группы повторяет эту фразу и предлагает фразу на свое имя. Например, Оля на опеле едет в Омск, Ира на иже едет в Испанию.

Ира произнесла фразы, взяла Олю за руку, и т.д.

Игра эта похожа на «снежный ком».

Если закончили задание, поднимаем скрепленные руки вверх.

(сопутствующий слайд)

Вот теперь мы с вами готовы к работе.

Предлагаю вам вспомнить те КТД, которые вам уже известны, когда-либо проводились в ваших классах, в школе.

Предлагаю вам за 1,5 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить его.

Есть среди вас те, кто участвовал в организации одного из них?

Если скажут, да – молодцы, значит, у вас уже есть опыт.

Если нет – сейчас у вас есть реальная возможность попробовать себя в этой роли.

Вы обозначили одну из задач – познакомиться с алгоритмом организации КТД.

Учитель обращается к презентации.

Представляю Вам его. (Вывести сразу весь, пусть кто-то озвучит.).

Начнем с 1-го этапа.

Каждое из перечисленных вами мероприятий начиналось с идеи, замысла.

1 этап КТД – идея, замысел.

На какие темы можно организовать КТД?

Есть несколько направлений.

Предлагаю вам выбрать карточку.

Итак, судьба определила вам направление мероприятия.

Задание – разработать совершенно новое КТД.

Приступаем к реализации 1-го этапа алгоритма.

Предлагаю вам сейчас обсудить Идею мероприятия по тому направлению, которое вы выбрали. Но она должна быть непросто «взята ради идеи», а должна развивать способности.

Учитель обращается к презентации.

Запишите на листе ватмана вашу лучшую идею.

(5 мин.)

2 этап – наполнить содержанием ваше дело.

Этот этап тесно связан с 4 этапом «определение формы мероприятия», их можно поменять местами. То есть выбрать сначала форму, а затем наполнить содержанием.

Вспоминая наши школьные дела, вы уже вспомнили много форм, но у вас есть таблички вам в помощь, где предложены другие формы. Вы можете воспользоваться подсказками, а можете изобрести совершенно новую форму мероприятия.

3 этап. Определить возраст и количество участников КТД.

Учитель обращается к презентации.

(10 мин.)

Увидела очень много интересного, пока наблюдала за вашей работой.

Теперь предлагаю вам озвучить ваши идеи.

Следующим этапом алгоритма КТД является решение организационных проблем. И это будет темой нашего следующего занятия.

Дети выбирают геометрическую фигуру: треугольник, квадрат, круг, или прямоугольник.

Садятся за соответствующий стол.

Дети заслушивают характеристики выбранных геометрических фигур, соотносят со своими качествами.

Министры ШР присоединяются к своим командам.

Дети вместе с министрами в своей группе (команде) проводят игру на знакомство и сплочение.

По завершению игры поднимают скрепленные руки вверх.

Дети работают в своих группах 1,5 минуты.

Дают ответы по порядку.

Дети отвечают.

Дети смотрят на слайд и раздаточный материал. Слушают ученика, который озвучивает этапы КТД.

Ответы детей.

Представитель команды выбирает карточку, где указано одно из направлений внеурочной деятельности (мероприятия).

Дети читают вопросы на слайде, обсуждают, придумывают идею.

Дети записывают лучшую идею на листе ватмана.

Дети знакомятся с информацией на раздаточном материале (формы мероприятий), выбирают форму, придумывают содержание дела.

Дети определяют для учеников какого возраста новое мероприятие будет интересно и актуально.

Дети отвечают.

Личностные

(ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»).

Личностные (оценивание усваиваемого содержания).

Коммуникативные

(участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, управление поведением партнера).

Личностные

(личностное самоопределение: каждый участник – часть группы).

Познавательные

(поиск и выделение необходимой информации).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

Познавательные

(смысловое чтение)

Регулятивные

(планирование).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

Познавательные

(самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Коммуникативные

(участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, управление поведением партнера).

Личностные (компетентности в поступках и деятельности).

4.Самоконтроль

А сейчас бы я хотела предоставить слово министрам, которые помогали вам.

Подведем итоги.

Мы с вами проработали только 4 пункта алгоритма организации КТД.

Он на этом не заканчивается. Теперь перед вами стоит более сложная задача – проработать организационные проблемы мероприятия и провести его.

Предлагаю реализовать ваши идеи и провести мероприятие на уровне школы или класса.

Министры дают оценку работы групп, подводят итоги.

Регулятивные

(способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

5. Рефлексия

Вспомним цель нашего занятия.

Достигли ли мы ее?

А сейчас бы хотела услышать от вас мнения по поводу занятия.

Предлагаю в форме незаконченных предложений.

Учитель обращается к презентации.

Например:

сегодня я понял, что…

для меня было открытием, что…

для меня было неожиданностью, что…

горжусь собой за то, что…

хотелось бы…

Я рада, что наша встреча прошла не зря. Благодарю вас всех за плодотворную работу. Вы – молодцы!

Вам успехов.

Спасибо.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Регулятивные (удержание цели и задач урока).

Регулятивные (способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей деятельности, самоконтроль, самооценка.).

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Конспект КТД для детей 1-4 классов. "Новогодние чудеса"

Цель мероприятия:
Создать праздничное, веселое настроение у детей.
Задачи мероприятия:
1. Вызвать интерес к оформлению новогодних аппликаций, рисунков.
2. Раскрыть творческий потенциал участников КТД.
3. Развивать коммуникативные навыки (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом).
4. Развить логическое мышление, память, зоркость, интерес и положительную мотивацию; развивать чувство ответственности, самооценку и самоуважение.
5. Воспитывать осознание важности процесса учения.
Предварительная работа:
Изготовление с детьми на уроке технологии аппликации из ватных дисков «Снеговик», выполнение на уроке ИЗО рисунков новогодней елки и ее украшений. Создание новогодних игрушек. Распределение стихов, частушек.
Оборудование:
Проектор, презентация, компьютер, плакат -Дед мороз, искусственная новогодняя елка, мешок с подарками, новогодние игрушки, плакат – новогодняя елка, рисунки и аппликации детей, конфеты, большой снеговик из ваты.

Ход мероприятия:

1-й ведущий.
Здравствуйте, дети!
Новый год стучится в двери,
Мы откроем их скорей
И на праздник елки, песни
Позовем своих друзей.
2-й ведущий.
Как же весело у елки
Песни петь и танцевать.
Блеском светятся иголки,
Так давайте начинать!
1-й ведущий.
Ребята, сегодня на нашем празднике, вас ожидает много интересных игр,
заданий, танцев и песен. Возьмитесь все за руки, встаньте в круг. Дети, давайте споем главную песню Нового года – «В лесу родилась елочка».
Исполняется песня «В лесу родилась елочка». ХОРОВОД.
2-й ведущий.
Внимание, ребятки!
Загадаем вам загадки.
Вы готовьте-ка отгадки!
Играть словами будем в прятки.
1-й ведущий.
Ежегодно приходит к нам в гости:
Один – седой,
Другой – молодой.
Третий скачет,
А четвертый плачет!
(Времена года.)
2-й ведущий.
Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек.
Год пройдет –
Весь лист опадет!
(Календарь)
1-й ведущий.
Зимой играет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Поздней осенью оживает.
(Снег)
2-й ведущий.
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(Мороз)
1-й ведущий.
Что вниз головой растет,
Когда солнышко пригреет,
Когда холодно – твердеет?
(Сосулька)
2-й ведущий.
Закружим на Новый год
Молчаливый хоровод.
Словно легкие пушинки,
Вьются белые ….(снежинки).
1-й ведущий.
Молодцы, дети! Умеете загадки отгадывать! А давайте веселый танец станцуем, танец «Маленьких утят» называется. Помните, танцевали на уроке литературного чтения. Ну, ка становись на танец.
Звучит песня танец «Маленьких утят» - дети танцуют.
2-й ведущий.
Под Новый год, под Новый год
Мечта и быль встречается,
Под Новый год, под Новый год
Чудеса случаются.
1-й ведущий.
Их отыскать совсем легко, Коль веришь в чудеса,
От удивленья широко
Открой свои глаза!
2-й ведущий.
Под Новый год, под Новый год
Бывают превращения.
И каждый, несомненно, ждет
В сказку приглашенья.
1-й ведущий.
Пусть превратится хмурый день
В улыбки торжество.
Ах, как приятно для людей
Такое волшебство!
2-й ведущий.
Дети, сейчас я каждому раздам таблички. Когда вы их получите, прочитайте на табличке будет надпись героя, за которого вы отвечаете. Затем вам нужно будет внимательно слушать текст, который я буду читать. Сейчас попробуем разыграть сценку.

(Дети получают таблички со свои сказочным героем, ведущий зачитывает сказку.)
Игра «Театр-экспромт».
Пошел Снег. И в дремучем лесу среди могучих Деревьев поселился Снеговик. Он дружил с Вороной, играл с Ветерком и Эхом. Но Снеговик никогда не видел солнца. Ворона ему рассказывала, какое солнце доброе и ласковое. И Снеговик очень хотел поздороваться с Солнышком. И вот Снеговик решил идти к открытой Поляне, чтобы увидеть Солнце. Снеговик пробирался к Поляне между деревьями. Деревья мешали ему своими ветками, а Снег скрипел под ногами. Снеговик вышел на Поляну и увидел Солнце. Солнце протянуло к нему свои лучики, Снеговик зажмурился от удовольствия. А Солнышко всё больше обнимало Снеговика своими лучами и ласково его грело. Птички пели в лесу. Эхо разносило по ветру их красивое пение, а Ветерок носился между деревьями и щекотал всех. Снеговик был так счастлив. Вдруг Ворона громко каркнула и Эхо разнесло карканье по всему лесу.
Тут Снеговик почувствовал, что с его Носа капает Вода и Нос медленно тает. Снеговик расстроился и заплакал. Тут на полянку Выскочил зайчик. Он тоже пришел погреться под лучами Солнышка. Зайчик увидел Снеговика без Носа и решил ему помочь. Он вместо Носа подарил ему Морковку. И Снеговик стал таким красивым. Засиял и заплясал от счастья. Так они танцевали с Зайчиком. Снег скрипел, Ветерок всех щекотал, Деревья весело покачивали в такт своими ветками. Птички пели. Ворона каркала. Эхо разносила все звуки по лесу. А Солнышко всех обнимало своими ласковыми лучами. И все были счастливы…
1-й ведущий.
Дети посмотрите у нас в гостях снеговик. Он очень любит частушки. Давайте порадуем его, споем ему весело и задорно.
Звучит минусовка песни-частушки – дети выходят к доске, поют частушки.

1-й ученик.
Я на саночки сажусь,
Смело с горочки качусь,
Пусть от снега белая,
Зато какая смелая!

2-й ученик
Возле дома, у катка
Я лепил снеговика,
Из морковки сделал нос,
Получился Дед Мороз.

3-й ученик.
Папа мне костюм надел
Человека - паука.
Оглянуться не успел-
Я свисаю с потолка.

4-й ученик.
С мамой ёлку нарядили,
И фонарики включили.
Будет ёлочка моя
Самая красивая!

5-й ученик.
Я сегодня рано встала.
Сразу к ёлке побежала.
Вот спасибо, Дед Мороз,
Что подарки мне принёс!

6-й ученик.
Бабушка костюм мне сшила
Беленького зайчика,
Дать морковку позабыла
Маленькому мальчику.

7-й ученик.
С Новым годом поздравляю,
Новогодний шлю привет!
Маме с папой я желаю,
Чтобы жили до ста лет!

8-й ученик.
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
Где вы, вьюги и метели?
Что ж не будите меня?

9-й ученик.
Я - веселая Снегурка,
Поиграю с вами в жмурки,
Но боюсь напиться чаю-
От горячего растаю.

10-й ученик.
Пусть мечты любые ваши
Сбудутся, сбываются.
Пусть огни на елке нашей
Ярко загораются.

11-й ученик.
Лепят все снеговика,
Мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он?
Закатали в снежный ком.

12-й ученик.
Мороз с белой бородой,
С пышными усами,
Как парнишка молодой,
Пляшет вместе с нами.

13-й ученик.
Посмотрите, Дед Мороз,
Празднично одетый.
Он подарки нам принес,
Пряники, конфеты.

14-й ученик.
В нашем зале шум и смех,
Не смолкает пение.
Наша елка лучше всех!
В этом нет сомнения.

15-й ученик.
Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй.
Новый год! Ты такой хороший!

16-й ученик.
Скоро-скоро Новый год,
Наряжается народ.
Всюду, Лиски, Волки, Зайки,
Примеряют брюки, майки.

17-й ученик.
На весёлый маскарад,
Волк зашёл и очень рад.
Волк Лисичке подмигнул,
С карнавала умыкнул.

18-й ученик.
Сказочный лесной народ,
То ж встречает Новый год!
Все танцуют до упаду,
Песенки поют и рады.

19-й ученик.
Мы пропели вам частушки хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!

2-й ведущий.
Спасибо ребята, какие вы молодцы. А сейчас вас ожидает сюрприз! (Ведущие выносят большой мешок с подарками.) Ребята этот мешок с подарками от Деда Мороза, привез его Снеговик, наш сегодняшний гость!
Сейчас каждый опустит руку в мешок, и вытащит оттуда свой подарок.

(В мешке лежат новогодние шары. Дети получают подарок.)
1-й ведущий.
А теперь что делать будем?
2-й ведущий.
Игру надо с ребятами провести.
1-й ведущий.
Это я могу.
Вьюга поле замела,
Вся земля вокруг бела.
Отвечайте: правда ли?
(Дети отвечают.) Да.
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.
Отвечайте: правда ли?
Нет.
Ночью в дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух.
Отвечайте: правда ли?
Нет.
Хоть улитка и мала,
Целый домик унесла.
Отвечайте: правда ли?
Да.
Лебедь плавает в пруду,
Спит на яблони в саду.
Отвечайте: правда ли?
Нет.
Закудахтал пес Барбос
И в гнезде яичко снес.
Отвечайте: правда ли?
Нет.
2-й ведущий.
Молодцы ребята!
1-й ведущий.
Я знаю, что вы подготовили стихотворения. Так давайте удивим нашего гостя и покажем ему, какие мы дружные и веселые ребята.
Выступление детей.
2-й ведущий.
Дети Снеговику пора отправляться домой, я предлагаю Вам написать письмо Деду Морозу. Напишите в своем письме, как вы провели этот год, слушались ли вы родителей, какие добрые дела делали. Порадуйте дедушку своими добрыми делами.
(Дети получают красочные листы, пишут письмо деду морозу).

1-й ведущий.
Пора, друзья, проститься нужно.
Всех поздравляю от души.
Пусть Новый год встречают дружно
И взрослые, и малышки.

2-й ведущий.
Решайте трудные задачи,
Смотрите радостно вперед!
И пусть вам новые удачи
Несет счастливый Новый год!
ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ СЛАДКИЕ ПРИЗЫ ОТ ВЕДУЩИХ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей Соль-Илецкого района» Оренбургской области.

Учитель русского языка и литературы

Юдина Зинаида Геннадьевна

Конспект

воспитательного мероприятия

КТД « Русская Масленица »

2007 год

Аннотация

Воспитательное мероприятие построено на технологии коллективного творческого дела (КТД), что позволило сделать каждого члена классного коллектива активным участником организуемой творческой деятельности. Общее дело, его общественная и культурная значимость способствовали сплочению класса, развитию самостоятельности и инициативы ребят, раскрытию творческого потенциала каждого ученика. Мероприятие развивает интерес к русской культуре, повышает познавательную активность учащихся. КТД «Русская Масленица» было проведено в феврале 2007 года на масляной неделе.

КТД «Русская Масленица».

Одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе является коллективная творческая деятельность. Методика КТД позволяет организовать яркую, наполненную трудом, игрой, совместным творчеством и личной радостью жизнь классного коллектива.

Наш 7 «а» класс – коллектив активных, энергичных, инициативных и твор-ческих ребят. Участие в общей деятельности выявляет творческий потенциал каждого из учеников. Одним из коллективных творческих дел в жизни класса стал праздник «Русская Масленица».

Сочетание методики КТД и русского традиционного праздника Масленицы способствовало совершенствованию коллективистских основ жизни, самосто-ятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру, окружающей жизни, а также позволило учащимся проявить все свои творческие способности и возможности.

КТД «Русская Масленица» проводилось по традиционной структуре.

1 этап . Предварительная работа .

Определяются воспитательные задачи КТД:

Воспитывать интерес к традициям и обычаям русской культуры, сохранять их;

Развивать желание учащихся преображать окружающую жизнь, приносить радость праздника другим людям;

Воспитывать чувство ответственности и товарищества в совместной деятельности;

Развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности каждого: художественные, вокальные, артистические, организаторские.

2 этап. Коллективное планирование .

Перед началом проводится сбор-старт. Все участники обсуждали такие вопросы:

Форма проведения КТД;

Место и время проведения этого дела;

Количество участников и руководителей;

Ответственные за различные этапы проведения.

Совместно составлялся план работы. Для его выполнения класс разбивается на творческие группы с выбором старшего:

Артисты (чтецы, вокалисты);

Декораторы- оформители;

Музыкальные оформители;

Спортивные организаторы;

Кулинары.

3 этап. Коллективная подготовка .

Избирался совет дела (в составе классного руководителя, представителей каждой творческой группы), который подбирал литературу, составлял сценарий КТД, руководил проведением дела, поддерживая инициативу каждого участника, определял объём работы творческих микрогрупп. На этом этапе художники-декораторы готовили плакаты, декорации, чучело Масленицы, костюмы, кукол для театра Петрушки. Артисты разучивали роли, песни, стихи. Музыканты в содружестве с учителем музыки подбирали музыку: народные песни, славянские мелодии, цикл пьес «Времена го- да» П.И.Чайковского. Организаторы спортивных игр разучивали игры, конкурсы для младших школьников, готовили спортинвентарь. Ответственные за кулинарные изделия для ярмарочных столов отыскивали интересные рецепты блинов.

4 этап. Проведение коллективного дела .

Проведение праздника «Русская Масленица» осуществлялось в несколько стадий. Сначала проводился классный час «Знакомство с Масленицей», на котором ученики узнали всё о старинном празднике древних славян, о его корнях, происхождении, праздновании на Руси. Вторая стадия проведения КТД – это игровой праздник «Широкая и раздольная Масленица» во время масленичной недели (февраль- март). Проведение праздника заняло всю неделю, а зрителями и участниками его стали все желающие ученики и учителя лицея. Заключительной стадией КТД стал классный час с приглашением гостей «Масленица и русское искусство». На нём славянский праздник был представлен в широком контексте русской культуры: литературы, музыки, живописи. Проведение КТД «Русская Масленица» освещалось на страницах лицейской газеты «Я – лицеист».

(Сценарий КТД дан в приложении).

5 этап. Коллективное подведение итогов .

Анализ проведения КТД проводился на общем собрании. Для обсуждения пред-лагались вопросы:

Что было хорошо?

Что особенно удалось, благодаря чему?

Что не получилось? Почему?

Как сделать, чтобы было лучше? Как сделать по-другому?

В ходе обсуждения использовались такие формы: «лист самооценки», «конверт мнений», «свободный микрофон». Высказывания, мнения и предложения каждого систематизировались и обобщались организаторами.

6 этап. Ближайшее последействие .

Проведение КТД «Русская Масленица» вызвало энтузиазм всего классного кол-лектива, способствовало сплочению коллектива, развитию чувства ответственности за совместное дело, ощущению своей необходимости и значимости в общем деле, желанию учащихся нести радость окружающим людям, кроме того, с наибольшей силой выявило различные таланты каждого участника. КТД поддержало стремление учащихся к самовыражению и самоутверждению.

КТД «Русская Масленица» было поддержано учащимися других классов и стало традицией в лицее.

Сценарий проведения

коллективного творческого дела

«Русская Масленица»

План:

    Классный час «Знакомимся с Масленицей»

    Игровой праздник «Широкая и раздольная Масленица»

3. Классный час «Масленица и русское искусство»

Классный час «Знакомимся с Масленицей»

Оборудование : плакаты с названиями дней Масленицы, чучело Масленицы, изображение солнца, праздничный стол с блинами и самоваром, буклеты о Масленице с рецептами блинов

Ход занятия:

1. Слово учителя : Февраль – последний месяц зимы. Завершается зима, ознаменование победы сил света и тепла над силами холода наши предки устраивали масленичные гулянья. Масленица - самый раздольный и весёлый праздник. Божество зимы Морана уступает своё владычество Ладе, олицетворяющей весну. С Масленицей наши предки связывали свои надежды на хорошее лето и щедрый урожай. Целую неделю веселилась на радостях сельская и посадская Русь. На то она и широкая или, как ещё говорили, «честная госпожа Масленца». Каждый день масленичной недели (ещё её называли сырной) имел своё имя.

2. Выступления учащихся «Семь дней Масленицы»:

1-й: Понедельник называли «встреча». Рано утром гурьба ребятишек отправля-лась вздымать снежные горки, поливать их водой и раскатывать. Особо красноречивые из ребят повторяли бабушкино причитанье: «Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные косточки! Приезжай к нам в гости на широкий двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…»

2-й: Выстроят горы ребятишки и разбегутся по домам блины есть. Их сменяли на улице взрослые. Сначала они с песнями и плясками провозят мимо окон чудо-дерево, разнаряженное бубенцами, колокольчиками, цветными лоскутами. Затем принимались возить Масленицу – весельчака, переодетого женщиной. Этому весельчаку подавался целый санный поезд. В передние расписные сани – «корабль» впрягали гуськом десяток, а то и больше лошадей, на каждой лошади сидел верховой с метлой в руках. Кто играл Масленицу, увешанный вениками, с балалайкой, выставлялся в санях по выше. И пошла потеха! Санный поезд, переполненный нарядными девушками и парнями, трогался под перезвоны и песни. Так объезжали улицу за улицей.

3-й: Вторник называли «заигрыш». Начинались игрища. Толпы разнаряжен- ных скоморохов веселили, потешали кто как мог, кто во что горазд. За потеху угощали брагой, пивом и, конечно, блинами.

4-й: Среда – «лакомка», за ней – «разгуляй-четверток». Вершина праздника отмечалась взятием снежных городков. Деревенские молодцы выступали на осаждённых или осаждаемых. В баталиях по взятию снежных городков участвовали и пешие и конные. Такая игра в войну доставляла нашим предкам особое удовольствие. По деревням на широкий четверг составляли потешный «поезд». Под Клином, например, он выглядел так. На сани-розвальни ставили тонкое бревно-слегу с надетыми колёсами. На верхнее колесо усаживался весельчак-прибаутник в белом балахоне. В сани вскакивала молодёжь, и «поезд» с гиком и песнями выносился шестёркой коней на улицы. На первом коне сидел верховой в кафтане, перехваченном крест-накрест кушаком, на плечах у него развевались соломенные эполеты. Впереди бежали дети.

5-й: Пятница слыла под именем «тёщиных вечеров»: зятья ходили в гости к тё- щам. В субботу – «золовкины посиделки». В этот день, как и в пятницу, было обыкновение навещать родных, находить веселье в кругу близких людей.

3. Инсценировка «Посиделки».

2девушки:

1-я: Как у наших у ворот

Собирается народ.

Все со скрипочками

Да с балалаечками.

Входят гости.

2-я: Просим в избу:

Красному гостю красное место.

Милости просим, а хлеб-соль по-старинному.

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Где потеснее. Там и веселее.

1-й гость:

Собрались мы позабавиться да потешиться,

Пошутить, поиграть, повеселиться.

1-я девушка:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Группа девушек и мальчиков исполняет частушки:

Начинаю я припевку

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Говорят, я боевая,

Боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая,

Ну а я тогда в кого ж?

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот,

Заплету я русу косу,

Пусть завидует народ.

На окошке два цветочка-

Голубой да аленький.

Я мальчишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

2-я девушка:

Хорошо вы веселились,

Только чаю не напились.

Несите-ка его сюда,

Угощаться всем пора.

Шумный праздник продолжаем.

Всех блинами угощаем!

(раздают чай и блины)

Учитель: «Блин красен и горяч, как горячее солнце…- это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным идолам. Блин – символ Солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»,- так писал о русских блинах А.И.Куприн.

6-й: Наступает последний день Масленицы. Воскресенье – «прощёный день». Прощались с Масленицей, с сытым празднованием. Просили у родных и знакомых прощения за нанесённые обиды: «Да не зайдёт солнце во гневе нашем». И, высказав что на душе лежало, принимались за песни и пляски. Праздник есть праздник.

7-й: В Москве любимыми местами народных гуляний слыли набережные Москвы-реки и Неглинной. Тут не только вдоль берега, а и на льду ставились шатры, палатки, шалаши, крытые где рогожками, где лубком. Главный шатёр- «колокол» был украшен зелёной ёлкой, а над древке полоскался нарядный флаг. Вдоль торговых рядов разносчики предлагали блины, пряники, орехи, цареградские стручки; сбитенщики угощали сбитнем (вроде чая), а бузники наполняли плошки и ковши бузой- лёгким напитком. В балаганах показывали представления, тягались силой, забавлялись фокусами. В воскресенье – «прощёный день» - прощались с Масленицей. За околицей устраивали большой костёр. В руки соломенному чучелу Масленицы давали блин и торжественно сжигали на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия.

8-й: Масленица огнём ушла,

Зиму с собой увела.

Теперь нам весну выкликать,

Распрекрасную в гости ждать.

9-й: Придёт весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С дождями сильными

С хлебами обильными.

10-й: А теперь айда кататься

На лошадях, да на санях!

Да на собственных штанах!

Учитель: Вот и состоялось наше знакомство с Масленицей. А впереди у нас встреча и празднование широкой Масленицы. Спасибо всем!

Игровой праздник «Широкая и раздольная Масленица»

Понедельник «Встреча»

Звучат народные масленичные песни. Появляются скоморохи и наряженные ребята с чучелом Масленицы и солнцем на шесте.

1-й скоморох:

Эй, смешная детвора,

Подходите все сюда,

Хлопцы да девчушки,

Навострите ушки.

Приглашаю вас на праздник,

Озорной честной народ,

С зимушкой прощаться-

Скоро ведь весна придёт!

2-й: Придёт весна на смену зиме, прогонит мороз и стужи, приведёт с собой Масленицу, самый весёлый и раздольный праздник, который продолжается целую неделю. Сегодня первый день масленичной недели - встречаем Масленицу!

3-й: Наша Масленица годовая,

Она гостьюшка дорогая,

Она пешею к нам не ходит,

Всё на конях разъезжает,

Чтобы кони были вороные,

Чтобы слуги были молодые.

4-й: А вот Масленица во двор въезжает,

Её девушки встречают.

Её красные встречают,

Её ночевать оставляют.

(выносят чучело Масленицы-соломенную куклу)

1-й: Дорогая наша гостья – Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трёхаршинная,

Лента алая, двухполтинная,

Платок беленький новомодненький,

Брови чёрные, наведённые,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набелённые!

2-й: Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинами,

С каравайцами,

С вареничками!

3-й: Широкая Масленица.

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся!

Блинами наедаемся!

4-й скоморох:

Мы блины несём сюда,

Налетай-ка, детвора!

Всех блинами угощаем,

С широкой Масленицей поздравляем!

Ведущий: А завтра, ребята, второй день Масленицы – игры начинаем, в третий – лакомимся, а в четвёртый – гуляем и катаемся, в пятницу – тёщины вечёрки, в субботу – золовкины посиделки, в гости ходим, родных и близких угощаем. В воскресенье всех прощаем да и Масленицу провожаем.

Вторник «Заигрыш»

Семиклассники организуют для учащихся 2-3 классов подвижные игры на воздухе.

«Меткие метальщики»: участникам с расстояния 5 метров надо попасть в обруч снежком (диаметр 80 см.), лежащий на земле. Каждый имеет право сделать 3 броска.

«Залепи мишень»: соревнуются команды. Соперники запасаются снежками и бросают их каждый в свою мишень (круг на стене или заборе диаметром около полуметра). Побеждает та команда, которая первой полностью залепит мишень снегом.

«Берегись Морозов»: по разные стороны площадки на расстоянии 10-20 м. Друг от друга чертят две линии, за ними будут стоять две команды. В середине площадки располагаются два водящих: Мороз Красный Нос и Мороз и Синий Нос. По сигналу первые игроки с каждой стороны начинают бежать навстречу друг другу, чтобы поменяться местами. А два Мороза бросают в них снежками. Игроки пытаются увернуться от снежков, потому что если в них попадут, то им придётся «наморозиться» - то есть застыть на месте. Каждый Мороз охотится только за игроками из своей команды, поэтому участникам нужно спасаться только от одного Мороза.

«Король горы»: по жребию игроки определяют, кто из них занимает место на вершине снежной горки. Все остальные игроки по очереди пытаются его оттуда стащить. Если кому-нибудь удаётся сбросить короля, он занимает его место. Тот, кто дольше всех продержится на горке, побеждает.

«Взятие снежной крепости»: посреди двора делается снежный форт, крепость. Ребята делятся на две команды- защитников крепости и атакующих его. Задача штурма крепости – взять её с минимальным числом потерь.

Четверг «Широкий четверг», «Гуляй - четверток»

1 ) «Ярмарка», «торговый ряд»: блины, чай, пироги

Появляются скоморохи.

1-й : Ярмарка! Ярмарка! Веселись народ!

Ну-ка, красны девицы, выходи вперёд!

2-й : Здравствуйте, добрые молодцы, красные девицы!

Рады вас видеть на нашей весёлой ярмарке.

1-й : Подходите к самовару

Да отведайте все чаю.

Я бокалы подставляю,

До краёв всем наливаю,

Подходите к блинам,

Ну, а значит, и к нам.

2-й : А ну-ка, едоки,

Подходи с правой руки,

С блинами справиться помоги!

Блины хороши, наешься от души.

Смотри, не подавись,

От стола отвались!

2 ) Кукольный театр « Театр Петрушки»

1-й скоморох:

Эй, спешите все сюда,

Скоморошина пришла!

Будем мы шутить, смеяться,

Бегать, прыгать, забавляться!

2-й: Подходите и смотрите,

Театр кукол посетите!

Озорник Петрушка, плут

Веселить вас будет тут!

Разыгрывается несколько сцен из пьесы о Петрушке.

3 ) «Медвежья потеха»

Появляются ведущий с учёным медведем (переодетый мальчик)

Ну-ка, Мишенька, потешь честной народ, покажи свою учёность!

«Медведь» выполняет задания ведущего.

4 ) «Раёк» - раёшник зазывает посетителей и показывает картинки в райке.

Воскресенье – «Прощёный день»

Все участники праздника на улице прощаются с Масленицей, а потом сжигают её на костре.

Масленица огнём ушла, С великой милостью.

Зиму с собой увела. С корнем глубоким,

Теперь нам весну выкликать, Со льном высоким,

Распрекрасную в гости ждать. С дождями сильными

Придёт весна с радостью, С хлебами обильными.

Заключительный классный час

«Русская Масленица и русское искусство»

Оборудование: книга С.И.Шмелёва «Лето Господне», репродукция картины

Б.М.Кустодиева «Масленица», аудиозапись пьесы «Февраль»

из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

1. Композиция «Масленица и литература».

Учитель: Едва ли найдёшь в народном быту праздник с такой древней традицией, как Масленица. Но несмотря на своё древнее происхождение, Масленица продолжает жить в народной традиции. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Историки и писатели отмечают широкий размах Масленицы, участия в ней всех: и старого, и малого, и простолюдина, и знатного. Самый любимый праздник нашёл своё отражение в искусстве: живописи, литературе, музыке. В своей книге о самом сокровенном – родном и дорогом – «Лето Господне» замечательный писатель Иван Сергеевич Шмелёв рассказывает о народных праздниках. Целая глава посвящена Масленице.

1-й чтец: «Масленица…Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает оно во мне; пылающие печи, голубоватые волны чада, в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи».

2-й чтец: А вот как рассказывает Шмелёв о гуляниях, играх: «Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с весёлыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки « в блина играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами».

Учитель: Семь дней Масленицы – это подготовительная неделя к самому строгому и долгому для православных христиан посту – Великому. Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли её «весёлой», «обжорной», «разорительницей». Поэтому все семь дней ели много, обильно, хотя и без мяса (неделя считалась мясопустной). Читаем у Шмелёва: «Стол огромный. Чего только нет на нём! Рыбы, рыбы…икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная сёмга, лососина, белорыбица – жемчужница, с зелёными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ, осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые маслёнки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки…»

1-й чтец: «…За ухою и расстегаями - опять и опять блины. Блины с припёком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припёком. За ними осетрина паровая, блины с подпёком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой, наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой,.. блины молочные, лёгкие, блинцы с яичками…ещё разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое, пломбир миндальный – ванилевый».

2-й чтец: Древний смысл этого праздника заключается в том, чтобы сегодняшним изобилием призвать ещё больший достаток в будущем. Масленица стала предметом изображения и в живописи. Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев написал яркую, праздничную картину, изображающую народные гуляния. Написана картина в 1919 году и названа «Масленица».

2. Показ репродукции картины «Масленица».

Как художнику удалось передать широкий характер Масленицы?

3. Обмен впечатлениями (высказывания учащихся) .

Учитель: Масленица не оставила равнодушными и русских композиторов. Пётр Ильич Чайковский, создавая свой цикл «Времена года», посвятил Масленице целую пьесу и назвал её «Февраль. Масленица». И веселье, и размах, и звон колокольчиков, и шум и смех людей – все звуки весёлой Масленицы мы можем услышать в этом музыкальном произведении.

4. Прослушивание пьесы «Февраль. Масленица».

Послушайте, пожалуйста, эту пьесу.

Какое впечатление произвела на вас эта музыка? Какие картины и образы вызвала?

5 . Заключительная беседа .

Ребята, что нового и интересного вы узнали о Масленице на классных часах?

Понравился ли вам наш праздник Масленицы?

Интересно ли было вам в нём участвовать?

6. Итог. Свободный обмен впечатлениями.

Литература:

1. Живица. Сост. В. Пелихов. – М., Молодая гвардия, 1988.

2. Фольклорный театр. Сост. А. Ф. Некрылова и Н.И.Савушкина. – М., Современник, 1989.

3. Шмелёв И..С. Лето Господне. – М., Молодая гвардия, 1991.

Юдина Зинаида Геннадьевна. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей Соль-Илецкого района» Оренбургской области. 13

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал