Конспект ОД по логопедической ритмике для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные. Конспект занятия по логопедической ритмике «Здравствуй, карандаш! Координация речи с движением

10.04.2024

Конспект ОД по логопедической ритмике для детей старшего дошкольного возраста

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Цель: Выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью.

Коррекционные задачи:

· Развитие и активизация внимания;

· Развитие речевого дыхания;

· Воспитание просодических компонентов речи, движения и музыки;

· Развитие звуковысотного, ритмического, динамического слуха;

· Развитие координации речи и движения;

· Развитие общей и мелкой моторики, регулирование мышечного тонуса.

Образовательные задачи:

· Развитие чувства ритма, музыкального слуха.

Воспитательные задачи:

· Развивать умение подражать, перевоплощаться.

· Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным.

· Укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.

Оборудование: мяч, картинки со следами зверей , два ободка медведей.

Ход

1. Ребята, послушайте загадку:

«Есть у радости подруга в виде полукруга,

На лице она живёт, то куда-то пропадёт,

То внезапно возвратится, грусть тоска её боится»(Улыбка)

Я предлагаю вам друг другу улыбнуться и с хорошим настроением будем заниматься.

2. Музыкальная игра «ДОМ»

Заживем все вместе в нем,

Окна открываются - сказка начинается (руки на пояс)

Зайцы скачут на опушке,

Из травы видны лишь ушки

(играет веселая музыка, дети, изображая зайцев, прыгают по залу)

Мы большой построим дом, (собраться в хоровод)

Заживем все вместе в нем,

Дети собираются двери закрываются, (взяться за руки)

Окна открываются - сказка продолжается (руки на пояс)

Тук-тук, тук-тук, (кулачок о кулачок)

Кто стучится в гости вдруг? (руку к уху - «слушаем»)

Я медведь косолапый, (встать)

У меня большие лапы! (показать полукруглые «лапы»)

Я по лесу брожу (ходьба медвежьей походкой)

И малину ищу!

(звучит музыка, игроки двигаются по залу, изображая медведей)

Мы большой построим дом, (собраться в хоровод)

Заживем все вместе в нем,

Дети собираются двери закрываются, (взяться за руки)

Окна открываются - сказка не кончается (руки на пояс)

Тук-тук, тук-тук, (кулачок о кулачок)

Кто стучится в гости вдруг? (руку к уху - «слушаем»)

Это я - колючий еж,

Ты рукой меня не трожь,

Быстро по лесу хожу,

А устану - посижу.

(играет музыка, дети и взрослые ходят на полусогнутых ногах, после слов «посижу» - сесть на пол - лицом в круг)

Мы большой построим дом, (собраться в хоровод)

Заживем все вместе в нем,

Дети собираются двери закрываются, (взяться за руки)

Окна открываются - игра завершается (руки на пояс)

А занятие продолжается!

3. Ребята, кто к нам в гости приходил?(заяц, медведь, ёж)

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (мы будем говорить о диких животных)

А каких ещё диких животных вы знаете?(дети передают мяч и называют дикое животное)

У всех зверей есть свой дом, где они прячутся от непогоды.

4 . Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели(Дети загибают пальцы на обеих руках: по

Белочке в дупле на ели.одному пальцу на каждое двустишие.)

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,(Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

5. Ритмическая игра «Следы зверей» (картинки со следами зверей).

Ребята, зимой, дикие животные на снегу оставляют следы.(показывает карточки со следами) Интересно, чьи они?Сейчас животные нам расскажут, как встреча-ют зиму.

Заяц
Я, заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает зверь меня лесной.
Педагог показывает заячьи следы, дети хлопают в ладоши восьмыми.

Лиса
Я зимы не боюсь, в шубку теплую ряжусь.

Хвост красивый какой — мне он нравится самой.

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.
Дети равномерно четвертями ударяют ладонями по коленям, показывая неторопливый шаг лисы.

Ежик

Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.

Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.
Дети стучат пальчиками по коленям шестнадцатыми длитель-ностями.

6. Ребята, а как называются детеныши у медведя, лисы, волка и т. д. Покажем, как они ходят.

Движение в разном регистре. На низкую музыку дети идут как «мишки», на средние звуки бегут как «лисички», на высокие звуки прыгают как «зайки»

7. Пение песни Н.Куликовой «Ёжик»

8. Упражнение на дыхание.

Зайчонок прыгал и скакал,

Скоро заинька устал,

Под кусточком он прилёг,

Носом подышать он смог:

Носом - вдох, и замри!

Носом - выдох, отомри!

А где-то далеко воет волк: «У-у-у-у-у-у-у» (произносить тихо)

Волк приближается: у-у-у-У-У-У (произносим громко)

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых».

9. Русская народная игра с пением «У медведей»

Фонограмма «У медведей» (аудиокассета «Горелки. Русские народные игры с пением для детей 4-7 лет». С. Железнов, Е. Железнова). Дети выбирают (можно считалкой) двух водящих «медведей». «Медведи» спят, а остальные дети ходят в произвольном направлении. После песни «медведи» берутся за руки и ловят детей, обхватывая их руками. Двое пойманных будут водить.

10. Релаксация

Ребята, закройте глаза и представьте все, о чем я вам расскажу:

Обошел медведь весь лес

И в берлогу он залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

Дети на спину легли

И, как и Мишка, видят сны.

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будем глазки открывать,

Просыпаться и вставать.

Все лесные звери уходят на покой. Чтобы их не разбудить мы тихо, на носочках выйдем из леса, а в группе нарисуем тех животных, которые вам больше всего запомнились.

Мунавара Хакимова
Конспект занятия по логопедической ритмике «Здравствуй, карандаш!»

Конспект логопедической ритмики

«Здравствуй карандаш »

Цель : Преодоление речевого нарушения путем воспитания и коррекции движения в сочетании со словом и музыкой.

Задачи :

Развитие речевого дыхания;

Мелкой и общей моторики;

Артикуляционной моторики;

- пространственные представления : справа, слева, вверху, внизу;

Слухового внимания;

Музыкального и фонематического слуха;

Закрепление навыка правильного употребления звуков.

Тема : «Здравствуй карандаш »

Оборудование : неотточенные и отточенные карандаши , цветные карандаши , маски цыплят, предметные картинки, листочки, раздаточные листы. Музыкальные диски (фонограммы детских песен) .

Ход занятия:

1. Дети входят в музыкальный зал под музыку и становятся парами по кругу. Коммуникативная игра-приветствие «Добрый день» .

В этот чудесный день, (Дети, держа ноги вместе, поочередно ставят руки на пояс)

Добрый день, (Два хлопка, шлепок по коленям)

Дружно здороваться (Повтор движений 1-й строки)

Нам не лень! (Три притопа ногами)

Руки протягивай, (Поочередно протягивают вперед руки ладонями вверх)

Не зевай, (Руки сомкнуты в «замок» перед грудью, три небольших взмаха)

Пару ты новую (Поочередно ставят руки на пояс)

Выбирай (Три хлопка – хлопки рука об руку) .

(Затем дети ищут нового партнера, игра повторяется) .

Логопед : Ребята, к нам в детский сад пришли в гости цыплята

2. Танец «Цыплята» А. Филиппенко. (танцуют дети) .

Вы хотите с нами поиграть? Да. Дети садятся.

3. Дыхательная гимнастика «Листочки» .

Сначала отгадайте загадку.

Краснеют и желтеют,

С деревьев опадают,

В воздухе кружатся,

И на землю ложатся (листья) .

Посмотрите, сколько у меня листочков. А листочки разные желтые, красные. Давайте мы на них подуем. Танец «Листочки» .

Ветер дует, завывает, листья с дерева срывает,

Ну, ребята, не зевайте и листочки собирайте. (Движение выполняют соответственно тексту) .

Логопед : Вы любите рисовать? Да. Можно научиться красиво, рисовать. Мы будем играть с пальчиками, а также с карандашами . Сначала послушайте и отгадайте загадки.

1. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно…. карандаш .

2. Если ты его отточишь,

Нарисуешь, все, что хочешь :

Море, горы, солнце, пляж

Что же это?. (Карандаш ) .

Логопед : Что нам помогает рисовать? Пальчики! Наши волшебные пальчики. А сейчас мы с вами поиграем с ними.

Возьмите неотточенный карандаш , зажмите его между ладонями и потрите.

(Дети перекатывают карандаш между двумя ладонями) .

Послушайте, как он «шуршит» . Разогреем ладошки, а я послушаю, как он «шумит» у вас. Молодцы!

4. Игра «Вертелетик»

Поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.

Вертелетик, вертолет,

Отправляемся в полет.

Отложите карандаш , встряхните ими.

5. А сейчас мы поиграем в другую игру «Тихо - громко» .

Наш друг карандаш будет играть вместе с нами. Однажды мама-курица позвала цыплят поклевать зернышек. Цыплята клевали их тихо, они маленькие, а мама-курица – громко, она большая. Давайте, покажем, как они это делали. Возьмите, пожалуйста, неотточенный карандаш в пальцы правой руки (карандаш держать тремя пальцами) и раскройте ладошку левой руки. Постучим им по ладошку тихо, как цыплята. Потом громко, как мама-курица. Теперь поменяйте карандаш на другую руку (повторить еще раз) . Цыплята поклевали зернышек и вместе с курицей пошли гулять, на зеленой траве они увидели червячков. Мама курица показала цыпляткам, как их надо клевать, давайте еще раз покажем, как это они делали.

6. Игра – упражнение «Цыпленок» .

Детям раздаю демонстрационный лист (цыпленок в центре листа) . Цыпленок вышел погулять и ему захотелось поклевать зернышек. Возьмите карандаш и насыпьте зернышек на своих листах постукиванием карандаша по бумаге , держа его вертикально. Насыпав зернышек, нарисуйте цыпленку червяков.

В конце дорисовывают травку, солнышко, цветы.

7. Физ. минутка «Цыпленок» .

Озорной цыпленок жил,

Головой весь день крутил.

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

Потом правую поднял,

И на обе снова встал.

Начал крыльями махать,

Поднимать и опускать,

Вверх, вниз, вверх, вниз,

Наклонился влево, вправо,

Хорошо на свете, право!

А потом гулять пошел,

Червяка себе нашел.

8. Развитие фонематического восприятия.

Ребята, кажется, дождь собирается. Посмотрите, тучки набежали, давайте их разгоним, но для этого нужно подобрать картинки, в названиях которых есть звук «С» (Дети подбирают картинки) . И разложите их вокруг солнышко. Молодцы! Правильно подобрали все картинки. Назовите их.

9. Упражнение на дыхание.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок,

Угадай картинку,

Милый мой дружок.

Ребята, возьмите цветочек, поднесите его к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы слетела пыльца. Щеки не надуваем, под пыльцой спрятана картинка. Назовите ее.

(У меня сом. У меня слон) .

10. Итог. Вот и подошло к концу наше занятие . Понравилось вам заниматься? Что понравилось? Молодцы! Досвидание.

В процессе работы в группе для детей с ТНР мы обнаружили, что у значительного количества воспитанников (60-70 %) наблюдаются нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, то есть, дизартрия. Особенности моторики детей со стёртой дизартрией объясняются нарушением функции двигательных нервов. У них оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляционных движений, движения совершаются с нарушением плавности и переключаемости, с появлением сопутствующих движений в мимической, тонкой и общей мускулатуре. Наиболее сложным является выполнение одновременных движений – результат совместной работы органов артикуляции, голосовых и дыхательных мышц, мимической мускулатуры, мышц кистей и пальцев рук и мышц тела. Поэтому у детей с дизартрией часто страдают просодические компоненты речи: у них не формируется правильное речевое дыхание, наблюдаются нарушения голоса и интонационной выразительности речи. Нарушения темпа и ритмической организации высказывания приводит к тому, что фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски слогов и слов, бормотание к концу фразы.

Известно, что нередко дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия) страдают нарушениями оптико-пространственной координации и трудностями сосредоточения, произвольного восприятия и внимания. Совместно с раскоординированностью в общей моторике, это приводит к тому, что у таких детей очень трудно вырабатывается навык произвольного управления своими движениями и поведением. В связи с вышесказанным, мы считаем необходимым включать в коррекционную работу с дошкольниками логоритмические приёмы как дополнение к системе логопедических занятий.

Логопедическая ритмика – способ коррекции речи, опирающийся на сочетание речи, музыки и движения. Организующим моментом здесь является ритм. Чувство ритма в своей основе имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями: восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений и мышечных сокращений и расслаблений. Многие исследователи (Жак-Далькроз, Бехтерев, Гиляровский, Гринер, Власова и др.) подчёркивали общепедагогическое значение ритма, влияние его на коррекцию различных отклонений в психофизической сфере человека.

В логоритмическом воздействии можно выделить 2 основных звена :

  • Развитие и коррекция неречевых процессов у детей с нарушением речи;
  • Коррекция речевых нарушений и развитие речи

Логоритмическая коррекция требует многократного повторения вырабатываемых двигательных навыков и проводится в системе . Поэтому в коррекционной работе так важна связь и преемственность в работе всех специалистов, работающих с детьми. Помимо специально организованных логоритмических занятий, совместно с логопедом планируют свою работу:

Воспитатели – утренняя гимнастика (музыкально-ритмические упражнения с предметами и без), логоритмические пятиминутки в различных режимных моментах (упражнения на согласование речи с движением, пальцевая, мимическая и артикуляционная гимнастика), подвижные игры с речевым сопровождением;

Музыкальный руководитель – игры и упражнения на развитие качеств голоса, игра на детских музыкальных инструментах, игры-инсценировки, музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, в том числе, активное (с двигательными заданиями);

Физкультурный руководитель – ритмические двигательные упражнения с речью, упражнения на движение с перестроением, смену движения по сигналу и т.п., подвижные игры с речевым сопровождением.

Рассмотрим содержание первого звена логоритмического воздействия .

1. Воспитание личностных качеств ребёнка: подражательности, активности, инициативности, самостоятельности, коллективизма, волевых качеств - смелости, настойчивости, выдержки.

Данные качества воспитываются путём целенаправленного подбора музыкальных и речевых упражнений, составляющих логоритмические этюды и творческие композиции, а также в процессе подвижных игр, хороводных игр, игр-драматизаций с разнообразными ролями. Важна здесь также роль личности педагога, умеющего грамотно и эмоционально заинтересовать каждого ребёнка, чтобы тот почувствовал потребность качественно выполнить предложенное задание до конца.

2. Развитие восприятия, слухового внимания и памяти.

Основным средством здесь является осознанное восприятие музыки и отдельных её характеристик: высоты, динамичности, темпа и тембра и выполнение детьми разнообразных двигательных заданий в соответствии с изменением данных характеристик.

3. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего.

Педагог определяет пространственную схему каждого движения. Во времени движения организуются с помощью ритма – музыкального или речевого. Для формирования навыка зрительного сосредоточения на предмете или объекте полезно использовать эмоциональный контакт в игре (когда задание посмотреть на игрушку или партнёра. улыбнуться является частью правил игры). Также чрезвычайно полезными являются упражнения с предметами – музыкально-ритмические или двигательно-речевые.

4. Развитие координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица

происходит через овладение двигательными умениями и навыками. Движения совершенствуются под музыку, которая оказывает влияние на качество исполнения. Под влиянием музыки улучшается выразительность, появляется ритмичность, чёткость, плавность, слитность в исполнении движения. Эмоциональная окрашенность, вследствие восприятия ребёнком музыки, придаёт движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определённых образов способствует развитию мимики и пантомимики.

5. Воспитание чувства темпа и ритма в движении.

Ритм – это сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Своевременное и произвольное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильности выполнения движения. Правильно, ритмично выполняемые движения не вызывают утомления длительное время.

Наиболее активно моторные реакции проявляются при восприятии акцента. Поэтому в логоритмике широко применяются игры и упражнения с передачей предмета под музыку (“Укачивание куклы”, “Игра с бубном”, “Яблочко”, “Передача палочки” и т.п)

Рассмотрим содержание второго звена логоритмического воздействия.

1. Воспитание темпа и ритма дыхания.

Средствами являются двигательные упражнения – сначала без речи, затем – с речью. В качестве речевого материала выбираются несложные стихотворные тексты, подходящие по лексической теме занятия, либо вносящие в него игровой (или соревновательный) момент, либо несущие воспитательный смысл; разнообразные считалки. Применяются также игровые дыхательные упражнения под музыку.

2. Развитие артикуляционного праксиса.

Средства – игры, содержащие артикуляционные и мимические движения, выполняемые под ритмизированную речь педагога (фонограмму) либо под музыку, по показу педагога или с использованием схем движений. Также мы широко вводим артикуляционные и мимические движения в игры-драматизации и логоритмические этюды.

3. Развитие просодических компонентов речи.

Осуществляется на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, качеств голоса, речевого слуха и артикуляционной моторики. Речь имеет общие с музыкой элементы- мелодию, темп, ритм, акцент (в речи – логическое ударение), паузацию. Совершенствуется просодика в логоритмических этюдах и играх-драматизациях.

4. Развитие фонематического восприятия.

Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание ассоциаций, связанных со звуками, непосредственно улучшает различение звуков речи на слух. Произнесение под музыку стихов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем.

А самое главное и ценное в логоритмических играх – это те положительные эмоциональные реакции детей, которые появляются в ходе выполнения движений с речью и пением, а также умение управлять своим телом и поведением, которое так пригодится детям для адаптации к меняющимся условиям жизни.

Конспект логоритмического занятия для детей 3-4 лет “В гости к пальчику”

Цели:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости, желания взаимодействовать с педагогом и детьми;
  • развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики;

Оснащение: пособие на развитие дыхания “Дождик” (тучки со “струйками дождя” из фольги) на каждого ребёнка, фонограмма

Ход занятия

Приветствие, мимическое упражнение Здесь живёт Хмурилка” (С.Дроздова)

Поиграем пальчиками. Первый палец - боковой – называется “большой”. Решил большой пальчик построить себе дом. Маленький, но настоящий. Пальцевые игры под музыку “Дом” , “Ёжик” (С. и Е. Железновы)

Давайте подойдём к домику. Музыка тихая, медленная и идти будем так же, тихонько. Зашли в домик, подошли к окну и выглянули в окошко (показ). Кого же мы увидим, кто там по дорожке идёт? Об этом нам расскажет музыка. “Кто как ходит” (имитационные движения под музыку – общеразвивающие и артикуляционные)

Как много гостей пришло к большому пальчику! Четыре остальные братца-пальчика тоже пришли в гости к большому. Пальцевая игра “В гости к пальчику ”(Аверьянова)

Даже трусишка-язычок открыл дверь своего домика и выглянул посмотреть на новый домик. Но увидел ворону, испугался и снова спрятался (артикуляционная гимнастика под музыку) .

А вороне не нужен был язычок. Она искала червячков, которые ползли по дорожке. У червячков нет ни рук, ни ног, они ползают вот так (показ): собрались – вытянулись, собрались – вытянулись… Пальцевая игра “Червячки и ворона”, танец “Червячки” (С. и Е. Железновы)

Наши пальчики хотели пойти погулять, но вдруг набежали тучи и пошёл дождь. Струи дождя падали на дорожку и шелестели, вот так: игра с пособием “Дождик” (развитие дыхания).

Пальчики немного погуляли под зонтиком, потом пришли в домик, поиграли в мячик и почитали книжку. Пальцевые игры под музыку “Зонтик”, “Мячик”, “Книжка” (Железновы, “Мой Зонтик”)

Сказка была интересная – про репку. Логоритмический этюд “Репка” (Л. Кустова) . Завершение занятия.

Конспект логоритмического занятия для детей 5- 6 лет “Волшебница-весна”

Цели

  • воспитание подражательности и волевых качеств – выдержки, умения действовать в коллективе;
  • развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики, оптико-пространственных навыков;
  • совершенствование слухового внимания, чувства темпа и ритма в движении.

Оснащение: палочка, сигналы-круги красного, синего, жёлтого и зелёного цветов на палочках, фонограмма

Ход занятия

Приветствие. Разминка – пальцевая гимнастика под музыку (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)

“Встали пальчики”, “Зарядка”, “Зайчик”, “Огоньки”, “Флажок”

Сказка. – Поиграем в сказку. Мы попадём в волшебный лес.

“Здравствуй, лес!” (ПГ под музыку)

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!

В этом сказочном лесу решила зимушка построить себе дом. Позвала на работу мастеров.

“Дружные пальчики” (ПГ под музыку): Раз,два,три,четыре,пять, будем пальчики считать –

Крепкие, дружные, все такие нужные!

“Строим дом” (ПГ под музыку):

Дом мы строим выше, выше,
Есть окошки в нём и крыша!

Дом готов, нужно позвать маляров, покрасить его белой краской.

“Маляры” (АГ под музыку):

Красят домик маляры для любимой детворы.
Если только я смогу, то им тоже помогу!

“Новоселье” (согласование речи с движениями):

А сегодня у зимы новоселье, мы с тобой приглашены на веселье!

Дом построен из сугроба. А какой вышины? Вот такой вышины!

Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины!

Посмотри-ка: потолки ледяные: высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем, выше ноги: топ, топ!

Двери комнат отворяем: справа хлоп, слева хлоп!

Ты хозяйке поклонись-ка: - Здравствуй, зима!

Логоритмический этюд “Зима в избушке” (муз. Э.Ханка, сл. С.Островой)

Всем надоела зима! Холодно, птички не поют, солнышко не светит! Давайте Весну-красну позовём. Хороводная игра “Веснянка” (муз. народная)

Услышала весна нашу песню и сказала: передайте мне мою волшебную палочку, с её помощью я смогу принести вам тепло и солнечный свет. Логоритмическое упражнение – передача палочки под музыку.

Получила весна волшебную палочку, и сразу засветило солнце, запели птички, расцвели цветы. Курочка вышла пощипать зелёную травку, дети стали качаться на качелях!

Пальцевая гимнастика под музыку: “Солнце”, “Птички”, “Курочка”, “Качели”, “Цветок” (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)

Игра “Сигналы” (развитие внимания, темпа и ритма в движении – выполнение определённого движения по показу сигнала на акцент в музыке)

Вот круги – четыре цвета,
Вам игра знакома эта:
Жёлтый круг я покажу –
Вас я хлопнуть попрошу.
Зелёный круг я покажу –
Всех подпрыгнуть попрошу.
Синий – будем мы молчать,
Красный – все “Ура!” кричать.

Завершение занятия.

Конспект

занятия по логопедической ритмике

в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Путешествие в сказку.

Учитель-логопед

Кошечкина Елена

Владимировна

МДОУ

«Детский сад № 3»

г. Дзержинск

2011 г.

Цель: Формирование слоговой структуры слова через развитие у детей чувства ритма.

Обучающие задачи:

Учить воспроизводить двигательные, звуковые и речевые ритмические ряды по показу, зрительному образцу.

Учить изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма.

Формировать усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого-медленного-умеренного) и метра (чередования долей, паузирования).

Формировать слоговую структуру слова.

Развивать интонационную выразительность речи (повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию).

Расширять и обогащать словарь детей по теме «Посуда».

Коррекционно-развивающие задачи:

Закреплять навык правильного произношения изолированного звука [с].

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.

Развивать умение сосредотачивать свое внимание при воспроизведении ритма и сознательно подчинять ему свои движения.

Развивать координацию слова с движением.

Развивать мимику, регуляцию мышечного тонуса.

Упражнять в правильном употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Продолжать развивать мелкую моторику руки.

Закреплять двигательные умения, пространственную ориентировку.

Воспитательные задачи:

Воспитывать произвольное поведения путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, самостоятельности, умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

Пропедевтическая работа:

Наработка необходимого словаря по теме.

Упражнение в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Музыкально-ритмические упражнения: «Паровозик», «Улица», «Чай».

Разучивание песенки «Бим-Бом».

Воспроизведение повторяющихся ритмов с наращиванием их количества и сохранением постоянного темпа.

Оборудование:

Индивидуальные карточки с различными ритмическими рисунками, обручи на каждого ребенка, музыкальные инструменты на каждого ребенка: ложки, колокольчики, бубен; таз с посудой, мяч, магнитофон, компьютерная презентация к занятию, экран.

Методы и приемы:

Сюжетная основа занятия; словесные игры, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, художественное слово, музыкально-ритмические упражнения, элементы фонетической ритмики, элементы психогимнастики, педагогическая оценка.

Дифференцированный подход:

Дети с более или менее высоким уровнем развития.

Дети со средним уровнем развития.

Дети с низким уровнем развития.

Для детей со средним и низким уровнем развития увеличен объем подготовительной работы, количество тренировочных упражнений.

Для закрепления умений используется определенная последовательность опроса детей: сначала дети из сильной подгруппы, затем – дети со средним и низким уровнем развития.

Вовлечение детей со средним и низким уровнем развития в активную работу обеспечивается подбором зрительных образцов ритмических рисунков.

Деятельность логопеда

Дифферен-

цированный подход

Деятельность детей

Ι. Вводная часть.

1. Развитие внимания, ритма и темпа движений, умения реагировать на изменения в музыке.

Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Садимся в поезд и поехали.

(Музыкально-ритмическое упражнение «Паровозик» С.Железнов)

- Вот мы и в сказке.

Жила-была муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, самовар она нашла. Пригласила всех на чай. Нынче Муха – именинница.

2. Развитие интонационной выразительности.

Кто это? (Муха.)

Муха.

Муха?

Муха!

3. Развитие чувства ритма, умения держать паузу.

- Прохлопаем слово – му-ха.

Прохлопаем с паузой – 1,2.

ӀӀ. Основная часть.

  1. Развитие фонематического слуха. Работа над слоговой структурой слова.

Скоро гости придут, а у Мухи-Цокотухи посуда не помыта (показывается таз с посудой).

Помогите Мухе посуду помыть, стол накрыть. Если правильно назовете слово, значит, вы хорошие помощники.

Упражнение «Убери лишний слог».

Чайтаник -…, тарелбака-…, статакан-…, блюдмице-…, чаштака-…, ложбака-...

  1. Развитие мелкой моторики, координации слова с движением.

Я тарелки разложу,

Ложки, вилки положу,

Мухе помогаю,

На стол я накрываю

  1. Развитие слухового внимания.

- Стол помогли накрыть. И обрадовались блюдца: дзынь-ляля, дзынь-ляля, вместе с чашками смеются: дзынь-ляля, дзынь-ляля .

Произносим: чашка-блюдце-чашка-…

  1. Работа над грамматическим строем речи (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Посмотрите, у нас посуда большая, а у Мухи маленькая.

(Логопед бросает мяч ребенку, называет слово в начальной форме)

  1. Развитие внимания, умения быстро реагировать на изменения в музыке.

- Стол для маленьких гостей мы накрыли. А для себя? Нас муха тоже чаем хочет угостить.

Музыкально-ритмическое упражнение «Улица» - Пассакалия Г.Гендель.

  1. Развитие координации слова с движением, ритма движений, слухового внимания.

Чтобы заварить чай, надо воды принести из колодца .

Мы к колодцу пошли,

Ведра так мы несли:

топ,топ,топ.

Мы к колодцу побежали,

Ведра полные набрали:

Топы-топы, топы-топы, топы-топы.

Мы обратно поскакали,

Ведра чуть не потеряли:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Воду принесли. А чайник где?

Жил-был чайник – посуды начальник,

И были у него: нос, чтобы наливать -

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Ручка, чтобы поднимать –

Тааааааак, таааааааак,

Дно, чтоб не проливать –

Плюх!

Крышка, чтобы закрывать –

Бух!

  1. Развитие произносительных навыков. Работа над ритмом, темпом, высотой голоса, длительностью выдоха.

- Начинает чайник закипать: буль-буль (в медленном темпе)

Кипит чайник: буль-буль-буль (в быстром темпе).

Чайник кипит по-разному.

Вскипел и загудел: УУУУУУ (высоким голосом, затем низким).

Наливаем в чашки чай. Каждый ребенок соединяет руки в кольцо. «Чайник» наливает в «чашку», а ребенок произносит: ССССССС .

8. Хоровое пение.

Песенка «Бим-Бом» С.Железнов

9. Развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и жестов.

- А вот и гости прилетели, прискакали: хмурая бабочка, веселый кузнечик, злой жук.

Музыкальные пальчиковые игры «Чай».

10. Игра на музыкальных инструментах.

Игра «Оркестр»

III. Заключительная часть.

  1. Регуляция мышечного тонуса. Релаксация.

Муха будет продолжать именины, а нам пора из сказки домой возвращаться.

Домой попасть поможет облако.

Облака плывут по небу

И пушисты, и легки

То они как медвежата,

То как белые цветы.

  1. Итог.

Сказке конец,

А кто участвовал в ней,

Тот молодец.

Дети друг за другом двигаются по залу.

Слушают.

Правой рукой гладят левую от плеча к кисти.

На уровне груди кисти рук разводят в стороны.

Руки вверх.

Отхлопывают слово.

Прохлопывают слово по слогам с паузой (1-2 считают про себя).

Слушают.

Исправляют ошибки, называя правильно слово. Находят в тазу этот предмет и ставят на стол.

Хлопнуть, правую ладонь поставить перед собой, затем левую.

Правая ладонь – «ковшик» у плеча, на левой растопырить пальцы, поднести к плечу.

Скрестить ладони, «взмах крыльями».

Ладонь правой погладить ладонь левой руки.

Стоят в кругу, передают мяч, произнося поочереди: чашка-блюдце-чашка-блюдце- и т.д.

Ребёнок ловит мяч, образовывает слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом форму и возвращает мяч.

Берут обручи (блюдца) и двигаются под музыку изменяя движения. На конец музыки встают в обруч и ставят одну руку на пояс (ручка чашки).

Ходьба на месте.

3 хлопка.

Бегут на месте.

Поочередные хлопки руками по ногам.

Прыжки.

Отстукивают ритм ногами.

Маршируют на месте.

Сгибают правую руку в локте.

Хлопают в ладоши.

Ставят левую руку на пояс.

Медленно поднимают и опускают левое плечо.

Перекаты с пятки на носок.

Прыжок.

Ладони перед собой.

Ладони положить на голову.

Повторяют.

По индивидуальным схемам отхлопывают ритм, произнося буль .

| | | | | |

| | |

| | | |

Повторяют.

Из ладошек делают «чашечку».

Произносят звук.

Поют.

Изображают насекомых с различной мимикой.

Выполняют движения по подражанию.

Играют на музыкальных инструментах.

Слушают.

Лежат на ковриках.


Горохова Лидия Васильевна,
учитель-логопед, г.Ногинск-9 , Московской области,
МБДОУ №100 "Маячок"

Сертификат о публикации:

Основателем системы ритмического воспитания является швейцарский музыкант – педагог Жак- Далькоз. Применяя гимнастику для своих учеников для лучшего усвоения грамоты.

Н.Г.Александрова в 1915 году –основатель логоритмической гимнастики в России (создала ассоциацию ритмистов).

Ритмическая гимнастика – двигательная система, в основу всей системы входят упражнения, которые воспитывают и развивают чувство ритма через движения и тесно связаны с музыкальным ритмом. Музыка является как средство воздействия на движения, а движения как средство выражения музыки.

Занятия по логоритмике проводятся по четырём разделам:

1.Раздел – общеподготовительный.
а) организация детского коллектива;
б)развитие психофизических навыков.

Цели и задачи раздела:
1.Организовать коллектив.
2.Активизировать внимание.
3.Привитие навыков движения в коллективе.

2.Раздел- вспомогательные физические упражнения.(Гимнастические упражнения с речевым произношением).
Цели и задачи раздела:
1.Добиваться правильной осанки.
2.Развитие мелкой моторики.

3.Раздел – ритмический.
а)темп;
б)динамика;
в)ритм.

Музыкальный ритм – сочетание звуков разных по протяжности и силе. Ритм – основа раздела, который выполняет и развивает чувства ритма через движения в речь.

1.Движение динамики совпадает с музыкой.
2.Музыкально – речевые упражнения.

4. Раздел – заключительный.
Цели и задачи раздела:
1.Успокивающие.
Проводить специальные музыкально-ритмические занятия для маленьких детей впервые было предложено профессором В.А.Гиляровским в 1930 году. Он писал: «Из того многообразного действия, которое оказывает ритмика вообще на невротика, влияние на общий тонус, настроение и в особенности на моторику».

Если музыка вообще оказывает благоприятное воздействие на эмоционально-волевую сферу, то тем эффективнее оказывается её влияние, когда она положена в основу специальной двигательной системы, имеющей целью регулировать движения, речь и поведения ребёнка. Принимая во внимание, что при нарушениях речи наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребёнка, а задача логоритмики заключается в том, чтобы путём особых музыкально-ритмических приёмов помочь исправить моторику и речь, то-есть обеспечить полноценное развитие будущего гражданина.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ.

Логопедическая ритмика – ветвь лечебной ритмики. Лечебная ритмика является одной из форм своеобразной лечебной терапии, благотворно действующей как на физическую, так и на психическую жизнь нервнобольного. С раннего возраста приходится обращать внимание на физическое воспитание ребёнка, поэтому возникает необходимость создания в наших логопедических группах таких условий, которые обеспечат ребёнку нормальное физическое развитие. Это очень важно для детей с речевыми нарушениями. Дети в логопедической группе вынуждены часто проводить время в сидячем положении за столом. То ли они рассказывают содержание картинки, то ли играют в лото или же занимаются постановкой звуков. Но биологическая потребность детского организма заключается в движении, поэтому необходимо удовлетворить эту потребность детского организма путём ввода гимнастики и подвижных игр в режим дня ребёнка. Большинство движений, совершаемых человеком, не являются врождёнными, они развиваются в процессе жизни и зависят от окружающей среды и соответствующего воспитания.

Занятия по развитию движений, у детей осуществляются с одной стороны, физическим развитием (костно-мышечной системы, правильной осанкой, формирование правильных навыков движения, ориентировки в пространстве, согласование движения с ритмом, развитие ловкости, скорости, силы движений), а с другой стороны, воспитание выносливости, организованности, активности и других положительных черт характера.

В работе с детьми по развитию движений условно можно выделить следующие три формы:
1.Основные движения.
2.Общеразвивающие упражнения.
3.Подвижные игры.

1. Основные движения благотворно влияют на всестороннее физическое развитие детей, укрепляют мышцы, улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы, обогащают двигательный опыт детей. Эти упражнения способствуют укреплению нервной системы, благотворно влияют на соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, что создаёт у ребёнка уравновешенное нервно - психическое состояние.

2.Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к точным и чётким движениям, выполняемых в определённом ритме и темпе, а иногда и с музыкальным сопровождением.

3.Подвижные игры способствуют развитию инициативы, активности детей и являются наиболее эффективной формой работы по развитию движений. При проведении подвижных игр могут ставиться следующие задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитание ловкости движений.

У детей с речевой патологией мы часто наблюдаем нарушения двигательного порядка. Например, у заикающегося ребёнка не редко бывает нарушен ритм движений. Те насильственные движения в области речевого аппарата, которые возникают при заикании могут распространяться и на движение мышц лица, рук, ног и всего туловища.

У детей алаликов нередко отмечается слабая ориентировка в пространстве, нарушение координации движений, равновесия. У детей с дизартрией можно наблюдать вялость движений, а иногда насильственные (гиперкинезы) или напряженные (спастические) движения. Вот почему в работе с детьми логопатами необходимо включать коррекцию их речевой и общей моторики. На занятиях обязательно нужно учитывать характерологические особенности этих детей. Каждый из них является маленькой самостоятельной личностью, поведение которой зависит от тяжести речевого нарушения. Поэтому, приступая к логоритмическим занятиям, логопед должен иметь полную характеристику на каждого ребёнка. Музыкальный работник и логопед работают в тесном контакте. При подборе материала для каждого занятия музыкальный руководитель должен учитывать корригирующее значение выбранных видов работы для тех дефектов, которые присутствуют при данном речевом нарушении. Немаловажно учитывать доступность этого материала в зависимости от степени задержки речевого и умственного развития. Подбор материала для каждого занятия должен согласовываться с этапами логопедической работы. От логопедических занятий не редко зависит не только содержание, но и направленность. Так, если музыкально – ритмические занятие перед логопедическим занятием, то задачей его является подготовка детей к речевому занятию, т.е. детей не следует перегружать новым материалом и возбуждающими играми. Когда музыкально- ритмическое занятие чередуется с логопедическим, тогда целесообразно подбирать такие упражнения, которые будут способствовать активному отдыху детей. В музыкально – ритмическое занятие, когда оно следует после логопедического, полезно включать побольше подвижных игр. Музыкально – ритмическое воспитание детей логопатов служит целям коррекции. Так, например, слушание музыки помогает воспитывать слуховое внимание, сосредоточенность, выдержку, успокаивающее действие на одних и поднимает тонус других.

Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, определять направление, по которому доносится звук, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. В работу по логопедической ритмике включаются упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание, воспитание чувства музыкального ритма, речевые игры, пение. Основной принцип системы музыкально- ритмического воспитания заключается в тесной связи движения с музыкой. Музыка – как одно из наиболее доступных искусств с ее огромным эмоциональным влиянием, с ее богатыми средствами выразительности даёт возможность бесконечно разнообразить приёмы движений и характер упражнений. Гибкость системы позволяет найти её применение в разных областях и видоизменить её метод работы, в зависимости от потребностей данной области. Особенность методики заключается в том, что в упражнениях большое внимание уделяется слову. Музыка в данном случае используется для создания особого метода, направленного на исправление разнообразных форм речевого расстройства. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не только музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющей сохранить при этом принцип ритмичности в движениях. В двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. На занятиях музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, т.е. музыкальный ритм является организующим моментом. Идейное содержание музыки, оттенки, темпе и и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповым расстройством речи, корригирующими часто с беспорядочным беспокойным характером движения. Таким образом, влияние музыки в упражнениях может служить целям воспитания в широком смысле слова. Значит, в основе первого метода логоритмики лежит принцип организованности, а в основе второго метода- стремление растормозить перенапряженный мышечный тонус. В основе третьего метода - развитие волевой сферы.

Логопедическая ритмика с детьми проводиться на специальных занятиях. Она может также входить элементами в логопедическое и воспитательское занятие. И в том и в другом случае формы ее разнообразны: отстучать определённый такт, изменить темп, характер или просто направление движения в зависимости от темпа или характера музыки, пения, мелодекламации, рассказывания стихотворений в сопровождении соответствующих движений, танцы, пляски, речевые игры. На логоритмических занятиях используются в основном игровые формы, чтобы вызвать больший интерес у детей и активизировать их.

Основным материалом по развитию чувства ритма в движениях являются танцы, хороводы и игры. Разучивание элементов танца непременно надо сопровождать счётом. А ещё полезнее выбирать танцы со словами, они помогут лучше прочувствовать ритм и запомнить последовательность движений.

Пример:
«Веселей танцуйте, ножки,
Раз, два, три, четыре, пять.
Громче хлопайте, ладошки,
Начинаем танцевать»
«Вправо, влево поворот,
А потом наоборот
Влево, вправо поворот…»(«Полька» С.Рахманинов)
Сделай ручкой хлоп, хлоп, хлоп,
Сделай ножкой топ, топ, топ («Полька» М.Глинка)

Также полезны игры без музыки и музыкальные: «Заинька, выходи», «Яблонька», «Скворцы и воробей» и другие. Когда движения детей будут отвечать предъявленным к ним выше требованиям, то их, как и музыку, можно использовать в работе над ритмом речи. Движения должны сочетаться с ритмико- словесным ударением стиха. Каждый шаг приходиться на ударный слог.

Пример:
«Ищут пожарные, ищет милиция
Ищут фотографы в нашей столице».
Или «По дорожке вдоль пруда
Я гуляю иногда»

Скачут на одной ножке, руки в стороны, изображая букву «Т», каждый скачок совпадает с ударением.

Буква Т
На тонкой ножке
Ловко скачет
По дорожке.
Подражают полёту птиц.
Я лечу, лечу, лечу,
Облететь весь мир хочу.
У меня на нитке
Письма и открытки.

Но мы должны всегда отдавать себе отчёт в том, в нашей работе важен не только практический материал, но и очень важна форма его подачи. В подаче важны хорошие словесные пояснения, четкость дикции, ясность изложения, увлекательность и доступность. Влияние упражнения зависит не только от существа его и его педагогической ценности, но и от умения подать задание в интересной форме, соответствующей возрасту ребёнка. Все дети и, конечно же, наши очень любят выполнять образные задания в игровом характере. Прыгают «зайчики», «мишки», «раскрыли крылышки как птички», - такие упражнения имеют всегда неизменный успех. Не меньшее удовольствие вызывает у детей процесс изображения какого-либо трудового процесса.

Пример:
«Пильщики»
Пили пила, пили живей,
Мы домик строим для зверей.
В нём серый зайчик будет жить
И с нами будет он дружить

«Плотники»
Молоточком я стучу (2 удара)
В стенку гвоздь вколочу (2 удара)
Гвоздь вбиваю сильней (2 удара)
Для картинки моей (2 удара)

Детская фантазия в этом направлении неисчерпаема, а иногда простое упражнение может обратиться в игру, не теряя своей ценности. Она же стимулирует ребёнка к выразительности движений. Можно привести ещё несколько примеров упражнений на координацию речи с движениями.

1.Один из детей - пастух, ходит среди ребят, расположившихся на лугу (полу). Пастух играет на дудочке и говорит:
«Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
Я всё стадо стерегу.
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
На зелёном на лугу. (Роль пастуха исполняют поочерёдно )

2.Дети ходят по кругу на носках:
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Я её не разбужу.

Словесный материал на логоритмических занятиях будет всегда служить практикой для введения приобретённых звуков в речь.

Не всегда следует доводить упражнение до совершенства. Этого не требуется, так как возобновляемые на следующих, а если нужно и на двух-трёх последующих занятиях, упражнения безусловно будут лучше и чище. Нужно терпеливо относиться к качеству выполняемых упражнений. Большую помощь может оказать метод вызова по одному, попарно или тех, которых хорошо покажут задание и смогут служить наглядным примером того, как следует правильно делать данное упражнение. Другим методическим приёмом служит соединение в пару успеваемых и неуспеваемых, младших и старших, более робких с более смелыми.

Логоритмические занятия следует проводить в виде увлекательной игры и соблюдать следующие принципы:

1.Систематичностию.
2.Переход от простого к более сложному, от знакомого к новому.
3.Планирование занятий.

В планировании занятий следует включать следующие виды работы:
1.Пение.
2.Вводные упражнения,
3.Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
4.Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
5.Упражнения, активизирующие внимания.
6.Упражнения, воспитывающее чувство музыкального ритма.
7.Игра.
8.Заключительные упражнения.

1.ЦЕЛЬ ПРИ ПЕНИИ - пение регулирует дыхание, развивает лёгкие, расширяет грудную клетку, помогает вырабатывать плавную и полнозвучную речь. В пении можно автоматизировать поставленные звуки, громко петь не нужно, лучше контролировать выразительность интонации. Кроме пения хором, можно петь отдельно, обращая внимание на артикуляцию. Слово вводится в пение. В выборе песни следует учитывать: СОДЕРЖАНИЕ И ТЕКСТ ПЕСНИ, ТЕМП И ДИАПАЗОН, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ФРАЗ.

Песни желательно начинать с коротких фраз, а для заикающихся рекомендовано - слитное пение.

2.ЦЕЛЬ ВВОДНЫХ УПРАЖНЕНИЙ:
Даются легкие задания в виде маршировки, учат ходить по кругу. Ходить по одному, парами, соблюдая дистанцию, поворачиваться, ориентироваться в пространстве, ходить спиной по кругу, ходить наоборот, не сужая круга, строиться колонной(две колоны – поезда встретились и разошлись). Просто слушать музыку разного характера – не давая разъяснения. Под музыку можно шагать, показывать как летают птички в вальсе(кружатся, соблюдая ритм и характер музыки, движения)

В словесных упражнениях используют– расчет 1,2,3, по порядку. Дается автоматизированная речь.

3.ЦЕЛЬ УПРАЖНЕНИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС – даются упражнения на чередование напряжений и расслаблений под музыку. Этим способом ребёнок учится понимать, как управлять своими движениями. Улучшается осанка, походка, координация движений, равновесие. Здесь же фиксируется внимание на дыхание, но требуют, чтобы ребенок не выполнял упражнения с открытым ртом, не задерживал дыхание, не допускайте переход от бурных, активных движений, сразу к сидячим играм. Используют марш, чтобы отрегулировать дыхание.

4.Цель речевых упражнений без музыкального сопровождения:
Речевые упражнения – это своего рода физминутки, произношение в ритмизированном стиле. Стихи могут быть как в сочетании с движениями, так и без них. Используют наклоны, движения с лентами. При их выполнении используем стихи, согласно игре, движениям. Выбирается ведущий из детей.

5. Упражнения, активизирующие движения.
Цель упражнений, активизирующих внимания – направлены на стимуляцию внимания и памяти, на быстроту и точность реакции. Тренировка зрительной, слуховой и двигательной памяти.

6.Цель упражнений, воспитывающих чувство ритма –заострять внимание на эмоциональное содержание. Здесь передаем характер музыки, можно соотнести к игре. Плавно выполняют движения под вальс, маршируют как солдаты.

7.Цель игры: можно преследовать разные цели: подвижные игры с музыкой или без музыки, обязательно вводится речевой материал в виде отдельных слов или предложений. В игре воспитывать – выдержанность, чувство коллективизма, умение мириться с поражением.

8. Заключительные упражнения. Цель: ребёнок должен быть готов к следующему занятию, нужно постараться переключить его внимание.
Приёмы: прослушивания музыки, воспитание познавательных навыков, назвать имя композитора, раскрыть особенности этого музыкального произведения.

Литература:
Пунина З.Е. «Ритмика для детей с расстройствами речи и слуха»
Самойленко Н.С. и Гринер В.А. «Логопедическая ритмика»

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал