Бюджет без правил. Обостряется борьба вокруг «бюджетного правила В чем заключается использование бюджетных правил

03.07.2023

«Бюджетное правило» предполагает лимитирование расходов государственного бюджета исходя из цены на нефть.

Идея «бюджетного правила» довольно проста. В условиях получения сверхдоходов от продажи нефти и газа правительство может впасть в соблазн направить эти деньги на финансирование дополнительных расходов государства, что может привести к ряду проблем:

1.Ускорение инфляционных процессов, поскольку экономика России еще не настолько развита, чтобы быстро преобразовывать дополнительную денежную массу в товарную.
2.Страна начнет зависеть от динамики доходов от экспорта нефти, что сделает бюджет и развитие экономики нестабильным.
3.Трудно будет оставлять финансирование расходов на прежнем уровне при понижении цены на нефть, что неизбежно вызовет недовольство населения.
4.Сверхдоходы от нефти будут «проедаться», не создавая подушку безопасности на будущее.

Поэтому, в 2004 году было принято решение о создании Стабилизационного фонда, куда направлялись дополнительные нефтегазовые доходы, возникающие при опережении рыночной ценой нефти ее расчетной цены (цена отсечения), заложенной в бюджет. Позже, в 2008 году, Стабилизационный фонд был разделен на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Сверхдоходы от нефти поступали в Резервный фонд, а, после его достижения 7% ВВП, шли в Фонд национального благосостояния.

С 2012 года «бюджетное правило» получило официальный статус (был принят соответствующий законопроект). Согласно ему, помимо перечисления «лишних» денег в Резервный фонд, объем дефицита бюджета России не должен превышать 1% ВВП.

Когда, в 2014 году, цены на нефть резко упали, утащив за собой курс рубля, «бюджетное правило», направленное на сдерживание бюджетных расходов, потеряло свой смысл (сверхдоходы исчезли). В 2016 году его действие было приостановлено. В сентябре 2016 года глава Минфина РФ Алексей Улюкаев заявил, что новое «бюджетное правило» заработает в 2020 году.

Несмотря на очевидные преимущества введения «бюджетного правило» и необходимость его применения для любой страны, чьи доходы зависят от колебаний цен на один или несколько товаров, у него есть довольно много критиков. Их аргументы против «правила» можно сводятся к следующему.

Сверхдоходы от нефти можно было бы направить на стимулирование совокупного спроса (кейнсианский мотив), в частности на улучшение инфраструктуры и повышение доступности финансовых ресурсов для бизнеса. Сейчас же, практически все резервы, накопленные в фондах, хранятся в долларах, евро и американских ценных бумагах, что финансирует экономику Запада, причем под низкий процент. Наши же предприниматели вынуждены брать кредиты в банках под высокий процент, что отрицательно сказывается на динамике инвестиций.

Как вы знаете, сейчас Минфин занимается глупостью при цене нефти выше уровня заложенного в бюджет, он начинает избыточно поступившие платежи (налоги, сборы и пошлины) складывать в валютную кубышку. Для этого использует валютный рынок. И напрямую покупает с валютного рынка доллары.

В среднем Минфин будет каждый месяц иметь профицит 200 млрд рублей (при текущих нефтяных котировках), в год получится 2400 млрд. рублей. Минфин получит, при курсе 56 рублей за доллар, 42 млрд долларов, которые вложит в ценные бумаги США и Европы под смешные проценты. В долларах под 2%, в евро практически под ноль. При этом Минфин активно продолжит занимать на внутреннем рынке в рублях и внешнем рынке в долларах. Под существенно больший процент!!! Особенно в рублях!!!

На внутреннем рынке планируется увеличить долг на триллион рублей. В РФ госдолг постоянно растёт независимо от того профицитный бюджет или дефицитный. Такое длится уже с середины 2000-х. Если так будут делать физические лица (вкладывать под маленький процент и одновременно занимать под больший), то финансовый консультант скажет ему, что он делает неправильно и посоветует правильный вариант.
И эти люди, весь финансово-экономический (МинФин, МЭР, ЦБР) учёт нас финансовой грамотности? Хвастаются низким уровнем долга относительно ВВП, хотя он мог быть ниже. Запускают поезда финансовой грамотности (я серьёзно, такое явление было finparty.ru/sobytiya/15773/ и продолжалось несколько лет). Специально придумывают ОФЗ для населения, чтобы повысить финансовую грамотность невежд-холопов.

Ребята, вы серьёзно? Это кто кого должен учить?

Самое интересное, что доллар Минфин через открытый рынок не продаёт. Продаёт напрямую ЦБР, с формулировкой «не влиять на курс» и это позволяет сохранить уровень резервов на прежнем уровне. Т.е. когда курс рубля растёт, на него влиять можно через валютный рынок (манипулировать), а когда падает, нужна эмиссия, которая «ни на что не влияет» и не происходит валютной манипуляции.
Почему бы также не продавать валюту, когда она нужна, через валютный рынок? Минфин покупает валюту каждый день на не очень существенный объём для рынка. 200 млрд/22 торговых дня=9 млрд рублей в день. В масштабах огромной ликвидности валютного рынка- это ни о чём. Почему бы не делать так при продаже валюты? Осуществлять продажу маленькими порциями каждый день, рынок это не почувствует. Вы ведь знаете в какие у вас месяцы профицит, а в какие дефицит. Так вот, заранее её продавайте по чуть-чуть. Читатель скажет, что у нас экспортно-ориентируемая экономика, нам нельзя иметь высокий курс рубля, все помрут, экономика встанет. Вот алюминиевый миллиардер Дерипаска недавно стонал, что слишком высокий курс. На что я вам отвечу, что Дерипаска стонет постоянно об этом (я слежу за экономическим цирком с 2008 года). Однако, ещё никто не умер, мы все живы, предприятия работают. Дерипаска как был миллиардером, так им и остаётся. Чтобы там не вещал Демура, Рабинович, Потапенко, Грудинин, миллиардеры-экспортёры. Мы не должны делать преференции ради кого-то одного или некой группы субъектов (например, экспортёров), главная цель капитализма- удовлетворение потребителей, предложение им наибольшего количества благ. А удовлетворение потребителя возможно при снижении цен на продукцию.
У нас импортозависимая экономика. Невозможно производить объёмные инвестиции в основной капитал, когда нормальное оборудование есть только за рубежом, и продаётся оно за иностранную валюту по высокому курсу. Активный рост инвестиций в основной капитал и рост экономики в России происходил при укреплении рубля. Я думаю вам понятно, что заплатить за оборудование в долларах при курсе 56 рублей и при курсе 50 рублей это существенная разница, что непосредственно влияет на окупаемость проекта.
Я предлагаю перестать манипулировать валютным курсом! И переформулировать бюджетное правило. Оно должно стимулировать инвестиции, снижать объём госдолга, экономить бюджет и снижать процентную ставку для всех субъектов экономики. Объясняю.
На 1 января 2018 объём рублёвого госдолга составил 7.2 трлн рублей !! При средней ставке 7.5% Ежегодно федеральный бюджет платит 540 млрд рублей (цифра сравнимая с расходами на здравоохранение) только на проценты! (Вы понимаете масштаб «трагедии»? )
Я предлагаю весь избыток (т.е. 200 млрд рублей в месяц) тратить Минфину на выкуп своего же госдолга с рынка. (Примечание: Судя по комментариям, некоторые не понимают эту строку, поясню. Избыток (профицит) в 200 млрд рублей образуется из-за того, что текущая цена нефти выше цены, заложенной в бюджет. Это предложение несвязанно с 540 млрд на процентные платежи и расходами на здравоохранение ).
Но не погашать его, а держать на своём балансе. Т.е. платить проценты самому себе. За год можно сократить госдолг на 2.4 трлн рублей!!! Сэкономить 180 млрд рублей процентов! Вместо этого они переводят это в доллары и евро. И максимум что могут заработать за год -2% или 48 млрд рублей. Сэкономленные деньги можно направить на другие расходы или снизить доходы: уменьшить налоги и пошлины, ввести налоговые льготы для бизнеса, что простимулирует бизнес. Если вдруг нефть падает и становится понятно, что будет дефицит, то Минфин обратно продаёт (вторичное размещение) свой долг через биржу (можно постепенно каждый день на пару млрд рублей) через биржевой стакан. Не нужно проводить никаких аукционов. Само объявление о выкупе госдолга Минфином приведёт к росту его курсовой стоимости и снижению ставок как по самому госдолгу (т.е. 7.5% превратится в 3,5-4% при будущих заимствованиях), так и для других субъектов, т.к. кредитный спред (надбавка за риск) будет следовать за снижением безрисковой доходности (ОФЗ). В результате топовые предприятия смогут занимать под 4-4,5% (в долларах они сейчас занимают примерно под такую величину), остальные субъекты под 6-7%. Сейчас Минфин своими огромными размещениями забирает сбережения, не давая возможности другим субъектам экономики занять дешевле. Никто ведь не будет давать предприятию в долг под 7%, когда Минфину можно дать под 7.5%. Иными словами Минфин забирает существенную долю рынка капитала себе. Вместе с укреплением рубля, которому Минфин не будет мешать, его долговая политика простимулирует предприятия инвестировать и закупать лучшее оборудование, иметь меньший срок окупаемости проектов.
Инфляционных рисков нет. Инфляция переводится как «разбухаю», всегда под инфляцией имели в виду увеличение денежной массы, которое ведёт к обесценению валюты против товаров и услуг. Это в 20 веке Фишер и Кейнс изменили смысл слова на «рост цен». Рост цен может происходить по нескольким причинам-нехватка предложения (засуха, война, наводнение, иной форс-мажор), рост спроса (увеличение доходов население) и рост денежной массы. В России денежная масса постоянно растёт и росла, именно поэтому у нас растут цены, а правильно сказать обесцениваются деньги. ЖКХ поднимают из-за роста денежной массы, а не наоборот и из-за перекрёстного субсидирования (пережиток избыточного регулирования экономики), которое хотят убрать, но никак не уберут. И не забывайте, что цены растут неравномерно! Если увеличатся цены на электричество на 20%, это не значит, что вырастут цены на всё на 20%. Цены на оптовом рынке постоянно меняются, однако, я и вы это вряд ли замечаете. Всё зависит от структуры расходов граждан и издержек предприятия. Самое главное- от спроса на товары и услуги. Если спрос очень чувствителен к росту цен, то как бы у тебя не росли издержки, ты не можешь поднять цены на свою продукцию. К сожалению, у нас до сих пор граждане, в том числе пользователи сайта этого не могут понять. При капитализме происходит удешевление производства и снижение цен при прочих равных. Именно этот фактор позволяет уменьшить рост цен, являющийся следствием роста денежной массы.
Так вот, экономика получила больше сбережений субъектов, которые пошли в частный сектор. Имеем рост занятости, рост доходов населения, увеличение предложение товаров, что ведёт к уменьшению цен, диверсификации, росту экономики!
Вы скажите, что это противоречит плану ЦБР по регулированию экономики через процентную ставку. ЦБР только создаёт инфляцию, он главная проблема. Если его так беспокоит инфляция, то у него есть другие инструменты ДКП, например норма резервирования. Поднимите норму резервирования и замедлите рост кредитования, и замедлите рост инфляции, который сами создаёте.
При снижении нефтяных цен госдолг РФ останется привлекательным в глазах инвестора, т.к. его величина станет небольшой, экономика окрепшей, что уменьшит зависимость бюджета от изменения цен на нефть. Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете после периода стимулирования экономического роста снизится, т.к. ненефтяной сектор увеличит отчисления в бюджет.

Если Минфин не хочет уменьшать свой госдолг и стимулировать подобным образом экономический рост, есть другой вариант, который тоже простимулирует экономический рост. Это разморозка пенсионных накоплений, пора вернуть избыточные доходы бюджета гражданам! Это сотни миллиардов рублей, которые НПФ направят на покупку облигаций (ОФЗ и корпоратов) и уменьшат стоимость заимствований для всех субъектов экономики. С 2014 года пенсионные накопления заморожены, в результате экономика не растёт, не хватает сбережений. Однако, этот вариант хуже, т.к в таком случае госдолг не снизится, а продолжит расти. Эффект будет не такой масштабный. Но лучше, чем обеспечение спроса на валюту страны, которая любит вводить санкции и пугать всех ожиданием докладов о влиянии потенциальных санкций на экономику.

11:37 — REGNUM

Правительственный закон о бюджетном правиле Госдума приняла в третьем итоговом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 19 июля. По планам Минфина, который разработал законопроект, принятие нового бюджетного правила позволит снизить зависимость федерального бюджета от нефтяных цен.

Правило устанавливает предельный объем расходов для федерального бюджета. Теперь он не сможет превышать сумму нефтегазовых доходов за очередной финансовый год. Сумма нефтегазовых доходов рассчитывается при учете базовой цены на сырье (нефть и газ), прогнозируемых курса рубля к доллару, объема ненефтегазовых доходов и расходов на обслуживание госдолга.

Базовая цена барреля нефти при расчете бюджета должна составлять 40 долларов. С 2018 года стоимость сырья будет ежегодно индексироваться на 2%.

«Это правило в полном объеме вступит в действие с 2019 года, а на 2018 год предельный уровень расходов предлагается определить с учетом первичного дефицита в 1% ВВП», — отметил депутат Госдумы Глеб Хор («Единая Россия»). Он напомнил, что в ходе обсуждения проекта закона в Госдуме звучали предложения повысить используемую в новом правиле цену отсечения с 40 до 50 долларов за баррель. «Однако большинство депутатов сочло возможным сохранить предложенную правительством РФ планку в 40 долларов», — добавил парламентарий.

Дополнительные доходы от более высокой цены на нефть будут перенаправлены в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Изначально Минфин предлагал наполнять дополнительными доходами Резервный фонд, основная задача которого — сокращение бюджетного дефицита. Для этих же целей ведомство предлагало фактически реорганизовать ФНБ и объединить его с Резервным фондом. Однако профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам отмечал, что основная задача ФНБ —обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений россиян и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Поэтому перенаправить все средства ФНБ в Резервный фонд невозможно.

Ко второму чтению Минфин и профильный комитет изменили документ, прописав, что Резервный фонд к 1 февраля 2018 года будет ликвидирован и вольется в ФНБ. Новый Объединенный фонд возьмет на себе задачи по сбалансированности страховой пенсионной системы, финансированию дефицита федерального бюджета, а также софинансированию добровольных пенсионных накоплений.

Средства ФНБ можно будет использовать, в том числе, на софинансирование добровольных пенсионных накоплений и финансирование дефицита федерального бюджета в зависимости от остатка средств фонда на конец года, отметил депутат Госдумы Леонид Симановский («Единая Россия»). «Если объем размещенных на депозитах и банковских счетах в Банке России средств ФНБ превысит 5% ВВП на конец очередного года, то использование средств фонда на покрытие дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ будет ограничен объемом недополученных нефтегазовых доходов, а если не превысит 5% — то 1% ВВП», — отметил парламентарий, комментируя закон.

Фото pixabay.com

В общей прибыли экономики ощутимо выросла доля сырьевых отраслей: сейчас она близка к 40%, а к концу года, по экспертным прогнозам, вполне может достичь 50%. Сырьевое проклятие не преодолено. Принятое правительством бюджетное правило толкает российскую экономику в окончательное нефтяное рабство, считают эксперты. Экономика искусственно обескровливается, для диверсификации и развития не остается источников. И власти пытаются сделать таким «источником» население и бизнес. Предпринимательская депрессия обрабатывающих отраслей уже стала хронической.

По последним данным Росстата, доля убыточных предприятий в России в январе-апреле составила 34,2%. Как сообщил директор аналитического департамента компании «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов (экс-глава департамента Минэкономразвития), это «максимум за последние четыре года».

Если смотреть в отраслевом разрезе, то самая большая доля убыточных предприятий (свыше 40%) зафиксирована в таких секторах, как обеспечение электроэнергией, газом и паром; добыча полезных ископаемых; транспортировка и хранение; научная и техническая деятельность. В сфере водоснабжения она почти близка к 50%. На таком фоне обрабатывающий сектор выглядит как будто неплохо: доля убыточных предприятий – 33%.

Однако одновременно с этим именно на сырьевые отрасли приходится основной вклад в общую прибыль экономики. В январе–апреле совокупный сальдированный финансовый результат предприятий (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых компаний и госучреждений) составил более 3,5 трлн руб. – на такую сумму совокупная прибыль превысила совокупный убыток.

Около 1,3 трлн руб. из этой суммы приходится на добывающий сектор, который по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличил свой результат сразу на 61%. Тем самым доля добывающего сектора стала самой большой, составив 37%. А обрабатывающая промышленность ухудшила свой результат: снижение составило почти 4%. На этот сектор приходилось только 849 млрд руб., или 24% совокупного финансового результата.


По прогнозу Тремасова, к концу года доля сырьевых отраслей в прибыли экономики вполне может достичь 50%. Заметим, такое происходит редко, однако подобный сценарий нельзя назвать абсолютно фантастическим. Например, в 2014 году в сальдированном финансовом результате организаций на добывающий сектор приходилось почти 50%, а на обрабатывающий – только четверть.

Сейчас, на фоне растущих нефтяных цен и таких финансовых результатов компаний, принятое правительством бюджетное правило «продвигает нас семимильными шагами в сторону сырьевой экономики», предупреждает Тремасов.

Ранее финансовые власти уже поясняли, что бюджетное правило с ценой отсечения около 40 долл. за баррель помогает сгладить связанные с внешней конъюнктурой колебания валютного курса. Дополнительные нефтегазовые доходы, полученные благодаря стоимости нефти сверх цены отсечения, направляются в резервы – с этой целью Минфин покупает иностранную валюту. Правда, такое правило привело к тому, что российская валюта по отношению к доллару искусственно обесценивалась даже на фоне дорожающей нефти (см. ).

Уже несколько лет подряд обрабатывающие отрасли находятся в России в состоянии предпринимательской депрессии – это фиксирует Росстат. Сейчас ситуация снова ухудшается. Так, в мае 2018-го индекс предпринимательской уверенности обрабатывающих производств составил в РФ –3,5% (почти таким же он был и в июне), хотя в декабре 2017-го индекс составлял –1,1%. То есть произошло ухудшение. Минус свидетельствует о преобладании негативных оценок предпринимателей, данные приводятся с исключением сезонного фактора.

Искусственное обескровливание экономики с помощью бюджетного правила, когда дополнительные нефтегазовые доходы изымаются из экономики и направляются в резервы, не способствует ни модернизации, ни диверсификации.

Но, даже изъяв из экономики «лишние» нефтегазовые доходы, власти могли бы этими деньгами воспользоваться все равно иначе: например, направив их на балансировку пенсионной системы. К слову, Фонд национального благосостояния (ФНБ) для того и создавался. Он мог бы стать аналогом норвежского госфонда. Но ФНБ не только не может похвалиться такой же доходностью, как и норвежский госфонд (см., например, ), он еще и расходуется все чаще на различные проекты, не связанные с пенсионной системой. Причем расходуется, как показывают проверки, не всегда эффективно (см. «НГ» от ; ).

Опрошенные «НГ» эксперты допускают, что к концу года доля сырьевых отраслей в общей прибыли экономики может достичь 50%.

«Ситуация, сложившаяся с финансовыми результатами предприятий, в настоящий момент носит конъюнктурный характер. Текущая тенденция определяется внутренним ростом цен практически на все виды сырья. Прежде всего на моторное топливо. При относительно стабильном курсе рубля это ведет к росту прибыльности в сырьевых секторах и увеличению издержек в остальной экономике. Доля сырьевых отраслей в прибыли может теоретически вырасти до 50% при условии дальнейшего роста цен на нефть», – поясняет замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Александр Широв.

«В целом никаких существенных изменений в структуре российской экономики в последние годы не происходит, – продолжает эксперт. – Для изменений нужен рост конкурентоспособности базовых производств, который возможен только при росте инвестиционной активности».

По словам Широва, сейчас бюджетное правило ограничивает укрепление рубля, «сдерживает рост расходов бюджета конъюнктурного характера», «обеспечивает увеличение объемов ликвидности в финансовой системе». При этом «дополнительные доходы бюджета не используются на цели модернизации экономики», добавляет эксперт.

«Последние два года снова проявились признаки «голландской болезни». Так, с 2015 по 2017 год экспорт нефтяного сырья возрос на 15,4 млн т, что подтверждает ориентацию налоговой политики на стимулирование ресурсного экспорта», – замечает доцент Высшей школы корпоративного управления Академии при президенте (РАНХиГС) Тамара Сафонова.

Несмотря на заявления правительства, страна не избавилась от сырьевой зависимости. В первом квартале 2018-го доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете выросла до 45,6%, для сравнения: в первом квартале 2017-го она была 41,8%. Такие данные приводили в майском мониторинге экономической ситуации специалисты РАНХиГС и Института Гайдара.

Как считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский, было бы разумным смягчить бюджетное правило, подняв цену отсечения, и «направить сейчас больше денег на развитие, вместо того чтобы держать нынешнюю планку и добывать деньги через, например, повышение налога на добавленную стоимость, которое, безусловно, ударит по обрабатывающим отраслям еще больнее».

«Бюджетное правило изначально было создано как инструмент избавления от сырьевой зависимости по принципу «раз сейчас мы этих денег, отправленных в запасы, не видим, значит, их нет, как нет и сырьевой зависимости». Но это не так. Доля нефтегазовых доходов все равно растет в структуре бюджета. А отказ от денег, направленных в запасы, приводит к тому, что правительство вынуждено искать средства у народа и предприятий, увеличивая на них нагрузку, – обращает внимание директор Института актуальной экономики Никита Исаев. – В итоге развитие только тормозится».

В экономике .

Экономический смысл

Бюджетное правило является способом стерилизации нефтегазовых доходов бюджета с помощью формирования специальных бюджетных фондов. Используется правило следующим образом:

Согласно официальной позиции Министерства финансов , бюджетное правило снижает зависимость федерального бюджета от состояния мировых рынков , а также обеспечивает «подушку безопасности» на случай кризиса, аналогичного кризису 2008 года .

История правила

Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года , когда был образован Стабилизационный фонд . Для указанного фонда действовал следующий порядок формирования: в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения , которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году. При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.

Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2013 года № 293-р государственной программы «Управление государственными финансами» предусматривается возможность последующего распространения автоматических стабилизаторов на иные элементы и уровни бюджетной системы, помимо прочего в части долговой политики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований . Сотрудники Министерства Финансов не отрицают возможности применения бюджетного правила в будущем для бюджетов регионов и муниципалитетов.

Мнения экономистов и государственных деятелей

Бюджетное правило выполняет две основные функции: определяет алгоритм распределения нефтегазовых доходов в части суверенных фондов и устанавливает ограничения на расходную часть бюджета. В связи с последней функцией в экспертном сообществе идет дискуссия о целесообразности установления такого правила.

Существуют два основных взгляда на проблему:

  • необходимо смягчение бюджетного правила в части ограничений госрасходов;
  • необходимо сохранение жесткого правила, ограничивающего государственные расходы.

За смягчение бюджетного правила последовательно выступают помощник президента России Андрей Белоусов , предлагавший снизить порог Резервного фонда с 7 до 5 % ВВП, чтобы направить высвободившиеся средства на строительство дорог, состояние которых мешает росту экономики страны, а также заместитель министра экономического развития Андрей Клепач .

Данную позицию поддерживает

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал