Способы мотивации детей. В чем заключается секрет формирования устойчивой мотивировации ребенка к учебе Как развить у ребенка мотивацию к учебе

09.10.2023

«Ученье – свет!» – твердят многие родители своим детям. Однако одних этих слов недостаточно. Чтобы школьник по-настоящему хотел учиться, родители должны помочь ему не только осознать необходимость учёбы, но и понять, что это может быть интересно.

Почему он не хочет учиться?

Первый шаг к успеху – осознание масштаба проблемы. Если у ребёнка был сложный день, и он просто не находит в себе сил сделать уроки, это вовсе не означает, что пора «бить в колокола» и читать ему лекцию о том, что его ждёт профессия дворника. Самое важное, что следует сделать в первую очередь – понять, по каким причинам чадо не хочет учиться.


Самые распространенные из них – следующие:

Виды мотивации

Психологи выделяют два вида мотивации: отрицательная и положительная.

  • Отрицательная мотивация к любому виду деятельности предполагает наличие отрицательного стимула. Например, это может быть страх перед наказанием за отказ от занятия этой деятельностью.
  • Положительная (конструктивная) мотивация означает ориентацию на какой-либо положительный стимул.

Какой же из видов мотивации наиболее эффективен? Чтобы ответить на этот вопрос, сразу проведём ассоциацию с методом «кнута и пряника». Вы, наверное, уже догадались, что кнут – это отрицательная мотивация, а пряник – положительная.

«Метод кнута» не приемлем ни при какой ситуации, а тем более – по отношению к ребёнку. Даже если, к примеру, угрозы наказания за плохие отметки заставляют ребёнка учиться лучше, то это только внешний результат. Чувство дискомфорта и постоянного страха будут сковывать малыша, и он будет подходить к учёбе формально.

К примерам отрицательной мотивации также можно отнести:

  • преувеличение родителями важности отметок;
  • позиционирование учёбы как долга;
  • уловки, шантаж и запугивание.

Конструктивно стимулировать школьника к учёбе тоже нужно правильно, поэтому стоит подробнее остановиться на конкретных приёмах положительной мотивации.

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Ошибочно полагать, что заинтересовать ребёнка учёбой должен только учитель. Каждый ученик индивидуален, педагог попросту не успеет за урок найти подход к каждому, поэтому школьники должны хотеть учиться, только тогда им будет интересно.

Какие же приёмы использовать родителям, чтобы повысить интерес их ребёнка к учебной деятельности?


Главное, что может дать родитель своему чаду, – это любовь и поддержка. Успеха в любом начинании достигнет только ребёнок, окружённый искренней любовью.

Избегая научных объяснений, скажем, что мотивация – это внутренняя сила, которая заставляет человека производить работу над собой и добиваться необходимого результата. Воспитание положительного поведения детей требует больших усилий и терпения родителей. Чем раньше Вы этим займетесь, применив мотивацию, тем легче Вам будет заложить у ребенка фундамент поведения и взаимоотношений с окружающим миром. Здесь все очень просто – прежде всего выполнение любого задания должно доставлять малышу удовольствие. Проще говоря, ребенок должен хотеть это делать, у него должна быть мотивация.

Дети ежедневно наблюдают за родителями, как они одеваются, что читают, как ведут домашнее хозяйство. Со временем они пытаются делать так, как делают взрослые. Если Вы с раннего детства приучите ребенка помогать, при этом поощряя его действия, в дальнейшем у него будет мотивация выполнять поручения и просьбы с удовольствием. Задумываясь о том, как мотивировать ребенка учиться, обратите внимание на себя. Ребенок копирует Ваше поведение, и, если Вы отзывались о своей учебе нелестно, то откуда любовь к ней возникнет у Вашего малыша? Мотивация к знаниям формируется еще на дошкольном этапе. В этот период читайте ребенку побольше книг, рассказывайте, что изображено на картинках, пусть в нем развивается любознательность. Чтение вслух также развивает у детей творческие способности и воображение.

Мотивированные дети

В начальной школе мотивация учебной деятельности зависит от педагога. Для формирования положительной мотивации необходимо, чтобы используемые методы и приемы отвечали пробуждению активности и самостоятельности детей. Учебный материал должен способствовать поддержанию любознательности и соответствовать уровню умственного развития учащихся. Сегодня работа с мотивированными детьми является одним из приоритетных направлений в школе. Впоследствии данная форма работы представлена групповыми занятиями, факультативами и кружками по интересам.

Как правило, мотивированные дети энергичны, учатся с энтузиазмом и удовольствием, испытывают радость от получения знаний, имеют более высокие, по сравнению с большинством, творческие возможности. Немотивированные дети выглядят скучными, они ни к чему не проявляют интерес, постоянно жалуются. Конечно, учеба – нелегкий труд, и дети очень быстро осознают это. А всем родителям хотелось бы, чтобы дети без напоминания выполняли домашние задания, с удовольствием посещали школу и получали отличные отметки! В таком случае, родители должны понимать, что нет ничего невозможного, важен лишь подход. Проявив мудрость и терпение, Вы воспитаете прилежных и ответственных деток.

Мотивация детей

Многие родители, чтобы их ребенок хорошо учился, а также выполнял свои обязанности по дому, прибегают к угрозам, наставлениям и приказам. Хотя мотивация детей более простой и эффективный метод достижения желаемого. Безусловно, процесс мотивации – это ежедневная психологическая и физическая работа взрослых, в первую очередь, родителей. Но поверьте, «игра стоит свеч». Итак, как мотивировать детей на учебу? Очень просто! Достаточно придерживаться некоторых правил:

  1. С раннего возраста пробуйте обучать ребенка в игровой форме, выполняйте с ним упражнения на развитие логического мышления, памяти и т.д. Даже если ребенок не хочет учиться никакими способами или у него что-то не получается, всегда можно придумать игру, в процессе которой поставленные перед ребенком задачи будут выполняться.
  2. Приучайте малыша к порядку и следите за соблюдением дисциплины. Вместе с ним составьте распорядок дня, чтобы ребенок знал, когда ему выполнять домашние задания, отдыхать, гулять на свежем воздухе. Это позволит ему с детства быть организованным и уметь с пользой проводить свое время.
  3. Поддерживайте познавательные увлечения ребенка. Если ему нравится музыка – запишите в музыкальную школу, рисование – в изостудию, – в спортивную секцию. Ходите вместе на концерты, выставки, стадионы, а после – обязательно обсудите все Ваши впечатления.
  4. Никогда не ругайте ребенка за плохие отметки. В первую очередь, Вы должны быть его союзником. Поинтересуйтесь, что помешало ему выполнить задание лучше. Подбодрите малыша и убедите, что это временная неудача и в следующий раз у него обязательно все получится. За хорошие оценки обязательно хвалите.
  5. Всегда поощряйте малыша за проделанную работу. Но поощрение должно быть не в денежной форме: сходите вместе в зоопарк, кинотеатр или предоставьте ребенку выбор блюд для вечернего ужина.
  6. Позвольте ребенку быть самостоятельным, насколько это возможно. Именно в первом классе он всерьез начинает учиться самостоятельности. Конечно, малыш нуждается в Вас, но он не должен быть зависимым: помогайте, но не делайте все за него, выслушивайте и корректно критикуйте. Установите доверительные отношения и обеспечивайте поддержку при достаточной самостоятельности.
  7. Вместе с ребенком найдите занятие, которое будет ему интересно. Эмоциональное удовлетворение, полученное от любимого дела, придаст сил для выполнения учебных обязанностей.
  8. Помните, учебная мотивация снижается, если Вы сравниваете успехи ребенка с успехами его одноклассников.
  9. Станьте для малыша примером. Ведь когда дети видят, что родители много читают и имеют разносторонние интересы, они начинают тянуться за ними.
  10. Окружение ребенка играет немаловажную роль. Как правило, если это слабый класс, то мотивация учащихся снижается (зачем учиться, если он и так самый умный). Если же большинство друзей будет активными, Ваш ребенок будет стараться быть не хуже их.

Конечно, все детки разные. И к каждому нужно найти свой подход, свой ключик к раскрытию способностей и потенциала. Чем успешнее и эффективнее будет мотивация, тем лучше ребенок будет учиться, у него появятся новые увлечения и тяга к знаниям. А это отличные предпосылки для того, чтобы в будущем стать успешным, счастливым и уверенным в себе человеком.

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) - 1 балл; отрицательное отношение к школе - 0 баллов.

25 - 30 баллов - высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 - 14 баллов - низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

  1. Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
  2. Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу , не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку , он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
  3. Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников
  4. В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника , например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
  5. Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
  6. Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки "двоечник несчастный", трудностей в письме "пишешь, как курица лапой", медленного чтения "уснешь, пока ты прочитаешь"), некорректные замечания в присутствии других ребят ("вот другие ребята - молодцы, а ты..."). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
  7. Использование угроз и физических наказаний , если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
  8. Неблагополучные отношения в семье , разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
  9. Школьники, которые не посещали детский сад , не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
  10. Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Многие взрослые говорят: «Эх, если бы меня вовремя поддержали родители…» Им не удалось добиться желаемого, поддержку не получили, а собственного стремления оказалось недостаточно. Если бы родители были немного внимательней к ним и вовремя сказали: «Будь смелей! Ты молодец и все будет хорошо!» ─ результат был бы совсем иным. Это и есть мотивация ─ в успехе, на хорошую учёбу, на любые другие достижения. А как мотивировать маленького человека, мы и рассмотрим в данной статье.

Основные правила мотивации

Как мотивировать ребёнка? Достаточно соблюдать простые правила. Для их выполнения взрослым придётся несколько перестроиться, что потребует некоторых усилий.

Возможные ошибки взрослых

Если ребёнок уверен в том, что сможет достичь успеха, то будет делать все возможное для достижения цели. А когда уверенности в успешном выполнении задания нет, но все получается, то градус счастья огромен. Но если завышаются требования и при всех усилиях результата нет, ребёнок не получает одобрения, мотивация отсутствует. У маленького человека не будет стремления учиться и развиваться ещё и в том случае, если окружающие считают его хорошие результаты чем-то совсем обычным, как будто он никогда не может ошибаться.

Успехи в школе ─ это результат сформированной мотивации. Выполнение домашних заданий ─ проверка на прочность родителей во многих семьях. Дети не могут себя заставить начать выполнение уроков. Они будут делать что угодно ─ играть, рисовать, смотреть телевизор. Родитель теряет выдержку и доходит до крика и ругани. Школьник чувствует постоянный прессинг и, в конце концов, учиться не хочет. Результатом может стать тотальная неуспеваемость и умственная апатия.

Основные ошибки

  1. Слишком раннее начало учёбы в школе. Родители с гордостью отмечают, что их ребёнок обладает большим количеством знаний для своего возраста и делают вывод ─ он полностью готов к школе. Но больше важна готовность психологическая. Должен быть сформирован навык делать то, что от него требуют в данный момент, а не то, что ему хочется.
  2. Возраст скелета ребёнка к моменту начала обучения. Рука должна завершить своё формирование. Количество зубов ─ к поступлению в школу у ребёнка 4 передних резца ─ 2 верхних и 2 нижних уже должны смениться. Если биологически малыш ещё не созрел, учиться в школе ему будет тяжело. Слишком быстрая утомляемость и невозможность выполнить требования учителя заставит его невзлюбить школу и все, что с ней связано.
  3. Ребёнка оберегали, и он не посещал детский сад. У него не было возможности научиться уважать чужое мнение, соблюдать ограничения и узнать нормы, необходимые для жизни в коллективе.
  4. Проблемы в семье. Ребёнок, который формируется в постоянно накалённой атмосфере и привык к ней, не будет должным образом реагировать на школьные неурядицы. Его сил на это просто не хватит.
  5. Если в повседневной действительности ребёнок разболтан, не соблюдаются элементарные понятия о режиме дня, ему намного сложнее учиться. Если же в свободное время у него есть некоторое количество дополнительных занятий и мероприятий, он более нацелен на успешную учёбу.
  6. Взрослые, окружающие ребёнка, должны уметь договориться между собой о едином уровне требований к нему.
  7. Недопустимы как жёсткие меры влияния ─ запугивание, избиения, психологическое подавление, так и противоположные - чересчур сильная опека, задаривание.
  8. Способности и возможности ребёнка должны быть справедливо оценены, чтобы не было чрезмерных требований. Не стоит подозревать малыша в лености, для проявлений апатии и лени могут быть серьёзные причины (болезнь, особое психологическое состояние).
  9. Некорректное отношение к ребёнку и результатам его усилий. Это может быть обидное прозвище, сравнение с другим ребёнком, насмешка и т. д.
  10. Огромное число родителей надеяться на то, что их ребёнок будет иметь те интересы, которые были важны и для них в детстве. Особенно если самим не удалось достичь успеха, и они проецируют свои ожидания на ребёнка.

Формирование мотивации

Как же практически сформировать у ребёнка желание действовать, как мотивировать ребёнка? В основе лежит создание вокруг ребёнка обстановки, в которой самому захотелось бы чему-то учиться.

Основные моменты

  • Нужно уточнить, почему мотивации нет ─ может быть, ребёнок учиться хочет, но не получается или это недочёты воспитания.
  • Малыш не умеет мыслить в дальней перспективе. Поэтому он способен рассуждать только о ближайшем будущем. Слова о том, что если ты плохо учишься, то в жизни ничего не добьёшься ─ для него пустой звук.
  • После выяснения причины стараться устранить её. А ошибки воспитательного момента нужно стараться исправить.
  • Если учиться у ребёнка не получается, то преодолевать это нужно вместе, помогать и формировать необходимые умения.
  • Постепенно у ребёнка сформируется необходимое умение слушать и умение слушаться. Но пока этого нет, очень важно, чтобы родители наблюдали и участвовали в процессе учёбы, помогли определить нужную периодичность и последовательность действий, ─ когда сесть за уроки, когда отдохнуть и прочее. Нужно прививать ребёнку самодисциплину.
  • Зона ближайшего развития ─ её надо создавать и поддерживать. Недопустимо выполнять за ребёнка его задачу, если он сможет её выполнить сам.
  • Важнейшая тема ─ как оценивать сделанное задание. Он ведь очень старался и по сравнению с предыдущим заданием достиг заметного успеха. Родители его похвалили. Но преподаватель в школе оценил результат, сравнив его с результатами остальных учеников, и оценка плохая. Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно быть в курсе необходимого уровня знаний и умений.

  • Если в семье при увеличении требований к ребёнку ему помогали, поощряли и относились с теплотой, то сформируется мотивация на успех и учиться он будет с удовольствием. Если же к нему относятся жёстко, деспотично или просто безразлично ─ сформируется совсем другой мотив ─ как избежать ситуации, в которой поджидает неудача.
  • То, как ребёнок оценивает себя ─ важнейший момент формирования мотивации к учёбе. Если малыш оценивает свои возможности ниже, чем они есть на самом деле, то будет отсутствовать мотивация к учёбе. Если сформировалась слишком высокая оценка себя, то возникает опасность не замечать своих недочётов в учёбе и не признавать их. Успеваемость в школе не является основополагающей для успеха в жизни. Прежде всего, нужно вырабатывать у ребёнка адекватное восприятие самого себя в позитивном ключе. Важно поощрение ребёнка за его успехи. Поощрение в материальном смысле ─ вопрос спорный и каждый вправе определяться с этим сам. Прекрасный вариант поощрения ─ совместное посещение интересных мест, поездки и путешествия.
  • Сиюминутного успеха быть не может. Важно соблюдать уверенную последовательность в действиях, даже если при этом вы не наблюдаете видимого прогресса.
  • Самоконтроль ─ необходимый навык. Подавляющее число ошибок появляется по невнимательности и ребёнок должен уметь проверять себя, учиться исправлять их. Постепенно вырабатываются многие деловые качества, которые в переходном возрасте помогут сформировать мотивации достижения высоких результатов. Процесс длительный, важно проявить терпение и не дёргать ребёнка зря.
  • Ребёнок обязательно должен поверить в то, что непременно добьётся успеха. И родители, и преподаватели должны его поддержать.
  • Сложный момент в школе ─ переход в средние классы увеличивается нагрузка, незнакомые преподаватели, новые предметы. Нужно постоянно иметь контакт с ребёнком, слушать и слышать его, приходить на помощь при появлении проблем, научить перераспределять своё время и нагрузку.
  • Сдача государственной аттестации ─ страшилка для всех старшеклассников и их родителей. Подавляющее большинство школьников к 16 годам имеют представление о том, чем хотят заниматься. Задача родителей ─ поддержать в выборе и помочь определиться. Необходимо уважительно отнестись к решению подростка, даже если родителям этот выбор не нравится.

Самый верный способ мотивировать ребёнка, в том числе и на учёбу ─ это сформировать у него ясное осознание того, чем он занимается, в чём смысл всех усилий. Мы, взрослые, думаем, что все лежит на поверхности и значение учёбы бесспорно. Но для ребёнка это не так. И наша задача ─ дать возможность ему самому определиться с будущим и, мотивируя его на успех, помочь в достижении желаемого.

Один папа однажды задал мне серьезный вопрос: «Как можно мотивировать подростка к учебе?» Проблема вполне понятная и, увы, многим знакомая. А вот писать о ней и советы давать довольно сложно. В случае с дошколятами у меня всегда есть уверенность, что получится. Ну, не бывает малышей без познавательной потребности. Требуется всего лишь эту потребность в правильное русло направить. А вот с подростками «легкая артиллерия» не поможет. Да и тяжелая тоже — ругань, шантаж и наказания лишь усугубят ситуацию.

Что же делать?

— Помнить, что движущей мотивацией к обучению является интерес к ней, понимание, зачем она нужна и удовлетворение от промежуточных результатов. Подросток должен осознать ценность обучения. Сам. По-настоящему (а не «да-да, пап, я с тобой согласен — только отвяжись!»).

Разговоры о том, что школа дает необходимые знания, что без образования не найти хорошую работу, что именно сейчас закладывается фундамент будущего — могут иметь смысл, когда подросток готов вас услышать, когда он уже самостоятельно эти вопросы поднимал и их обдумывал. В противном случае, вы просто тратите время (мели, Емеля, твоя неделя — а я тебя не слышу).

Что же, ничего нельзя придумать? Можно, но стоит забыть о нравоучениях и лобовой атаке. Пойдем обходными путями.

Самый простой вариант: ваш ребенок имеет некое увлечение, которое, возможно, станет его призванием. При этом его увлечение уже привязано (или легко может быть привязано) к к тому или иному школьному предмету — математике, программированию, английскому, биологии,…. В этом случае стоит подкидывать подростку информацию об интересующих его вещах. Увлекается компьютерами? — расскажите о новейших разработках в этой области. Кто создает программное обеспечение или придумывает компьютерные игрушки, где и в каких компаниях эти люди работают, где можно научиться чему-то интересному и познакомиться с профессионалами. Посмотрите с ребенком видеоролики в YouTube с выступлениями Цукерберга, Джобса (кого уважает ваш отпрыск? ;)) Упомяните, что компании вроде Google и Microsoft ведут «охоту» за талантливыми студентами. Но чтобы в их сети попасть и получить опыт работы в уникальной среде, необходимо быть именно студентом. И, желательно, студентом хорошего ВУЗа. А для того, чтобы в этот ВУЗ поступить… Понимаете, к чему я клоню? 😉

Обратите внимание: сначала подкидываем интересную ребенку информацию. Не один раз, а в течение некоторого времени. Пусть ребенок почувствует вашу заинтересованность и поддержку. И лишь потом ненавязчиво обсуждаем вопросы, связанные с ВУЗом и учебой.

Второй вариант: с призванием и даже направлением ребенок пока не определился, но есть у него разные увлечения, из которых можно вытащить кое-что полезное. Если, конечно, подойти к ситуации творчески и с умом 😉 К примеру, ваш ребенок — фанат музыкальной группы. Американской. Предложите ему перевести пару любимых песен. Сложно? — а вот со знанием английского было бы куда проще. И можно было бы общаться на форумах с фанатами из других стран…

Дочка любит просматривать «луки» звезд? — найдите англоязычный сайт на эту тему…

Сын постоянно играет на компьютере? Попробуйте показать ему Scratch — программу, с помощью которой можно легко свои собственные игры создавать. Глядишь, чадо программированием увлечется.

Ваша задача: «привязать» интересы ребенка к тому или иному школьному предмету. Сделать этот предмет полезным инструментом, помогающим подростку.

Вы скажете: «А как же остальные предметы?». А дело в том, что если ребенок начинает чем-то увлеченно заниматься, английским, к примеру, то и ситуация с учебой в целом нормализуется. Во-первых, подросток получает опыт глубокого изучения определенного предмета, упорной и целенаправленной работы, который потом сможет перенести и в другие области. А во-вторых, его увлеченность поможет ему перейти в категорию «почти определившихся» детей, которую мы обсуждали выше.

Самая сложная ситуация. Никаких увлечений, хоть сколько-нибудь связанных с учебой, у вашего ребенка не имеется. Ему лишь бы с друзьями гулять, да лодыря гонять. В этом случае частенько трудотерапия помогает. Да-да, я абсолютно серьезно. Один мой знакомый своего загулявшего сына к себе на склад устроил. Чтобы тот летом поработал — 8 часов в день, как положено, и со стандартной (смешной) зарплатой. — Хочешь, сынок, так всю жизнь работать и копейки считать? — Можешь больше не учиться. Осенью сын за ум взялся. Школу закончил и в хороший ВУЗ поступил.

Идея простая: позволить ребенку не на словах, а на деле почувствовать прелесть низкоквалифицированного труда. А дальше — пусть думает.

А теперь самое важное. Попробуйте честно самим себе на вопрос ответить: что именно вы хотите от вашего ребенка? Чтобы у него был приличный аттестат? Или чтобы он нашел свое призвание, был по-настоящему увлечен чем-то, мог самостоятельно искать информацию и упорно работать в интересной ему области? Помните, что второй вариант совсем не обязательно будет подразумевать выполнение первого.

Навигация по записям

Как мотивировать подростка к учебе : 20 комментариев

  1. RitaR

    Последний совет очень хороший. Надо попробовать! Второй совет еще лучше. Но как мне кажется его не очень легко выполнить. Надо не только своего ребенка досконально знать, но и кругозор обширный иметь (я например понятия не имею что такое Scratch)

  2. Larissa

    Так… Ждем теперь текст о мотивации дошкольников и младших школьников))

  3. Ника

    Как я понимаю советы больше для взрослых подростков подходят — 10-11 классы. А что делать с 7-8-классниками?

    1. Виктор

      Это как раз для 7-8 классников и есть совет.
      Мне кажется, стоит еще упомянуть о школьной среде. Я почти год боролся, чтобы сын перестал считать, что если он учится лучше всех в классе и у него нет троек за четверть, то это и есть потолок. Родителям необходимо узнать про успеваемость в классе и если она поголовно плохая, то можно задуматься и о переводе в другой класс или школу пока не поздно. Причем это возможно и есть самый действенный способ, так как будем смотреть правде в глаза — большинство родителей детьми не занимались и не будут заниматься.

    2. Ирина Рогожкина Автор записи

      7-8-классникам я бы отдельно посоветовала стараться расширять кругозор и пробовать самые разные активности. Если честно, меня не особенно стал бы беспокоить мальчишка, который неважно учится, но при этом активно развивает мозги в своих собственных делах и увлечениях. А вот если таких дел и увлечений не наблюдается, то стоит задуматься.
      Еще один важный момент! Я бы не советовала постоянно при ребенке сокрушаться: «Ох и умен он, и способен, только лентяй, ничего делать не хочет!» Дело в том, что ребенок в такой ситуации попадает в очень удобное положение. Его считают способным и умным. И, поскольку он ничего не делает, то свою «репутацию» риску не подвергает. А вот если бы он-таки захотел начать учиться, то могло бы и не выйти. Вдруг проблемы бы возникли. Стоит ли рисковать… Подростки частенько боятся начать что-то делать из страха, что не выйдет. Куда удобнее считать, что ты очень «крут», просто тебе ничего не надо.

  4. Ирина Рогожкина Автор записи

    Отличный комментарий от Татьяны Лимановны!
    Если он относится к детям среднего школьного возраста (3-7) классы, то я полностью согласна. Проблема в том, что у старшеклассников аргументация вроде «моя обязанность — работать, твоя — хорошо учиться» не всегда срабатывает. Срабатывает обычно в тех случаях, когда у ребенка уже появилась внутренняя мотивация к обучению — интерес к некоторым предметам, желание поступить в ВУЗ,… А вот если мотивации внутренней нет, то надо что-то придумывать.
    И еще насчет «интересно учиться»: Всё правильно — ВСЕ предметы действительно интересны быть не могут. И чем старше становится ребенок, тем больше элементов обязательности и даже принуждения (самопринуждения) должно быть в процессе обучение. Но если говорить о дошкольном возрасте (и, пожалуй, 1 классе), то интерес должен присутствовать ОБЯЗАТЕЛЬНО. Именно он станет фундаментом, на котором потом вырастут способности, умение работать и прочие вещи.

  5. Андрей

    В ВУЗе нет мотивации, так как нет цели. Спросите себя, много ли студентов в ВУЗе знают учебный план? А там рассписано именно то, чему студенты научатся после того, как потратят 5 лучших лет своей жизни, а многие еще и платно. Большинство вплоть до конца пятого курса не понимают, что они будут делать на работе, какие навыки и знания им понадобятся и как они их будут применять. Таким образом ЦЕЛЬ обучения отсутствует полностью, нет ориентира, к которому студенты идут, им не с чем сравнивать, получили они то, что необходимо, или нет. Единственный ориентир это диплом, поэтому на рынке очень много дипломников и очень мало тех, кто реально может что–то делать в своей специальности.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал