Тренинг игры для замещающих родителей. Коммуникативный совместный тренинг для подростков из приёмных и опекаемых семей и их замещающих родителей

10.12.2023

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Тренинг: "Эффективного взаимодействия родителей с детьми"

Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.

Сплачивать родителей;

Создавать условия для непринужденного общения;

Развивать коммуникативные навыки общения участников, создавать атмосферу эмоциональной близости и доброжелательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми»

Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.

Сплачивать родителей;

Создавать условия для непринужденного общения;

Развивать коммуникативные навыки общения участников, создавать атмосферу эмоциональной близости и доброжелательности.

Ход тренинга

Упражнение 1. «Знакомство»

Выберите себе цветок, который вам больше нравится.

Членам группы предлагаются цветы разного цвета. Участники выбирают тот цветок, который им больше понравился, больше соответствует их настроению. На лепестке записывает свое имя в той форме, в которой ему хочется. И свои ожидания от предстоящего тренинга. Этот цветок является эмблемой участника и сохраняется до конца занятия. В конце занятия каждый участник объясняет, почему он выбрал именно этот цветок и оправдались ли его предполагаемые ожидания.

– Давайте представим, что все вы – разные цветы на полянке.

Светит ласковое солнышко. Как ваши головки поворачиваются за солнышком?

А теперь подул легкий ветерок. Как качаются ваши стебельки?

Ветер усиливается, на небе появляются тучи. Надвигается гроза, упали первые капли дождя. Что происходит с цветами? Покажите.

Но вот тучи рассеиваются, гроза стихает, показывается солнышко. Стекают последние капельки с ваших лепесточков. Умытые и свежие стоят цветочки на полянке и улыбаются солнцу.

Упражнение 2. «Летал мотылек»

Каждый участник выбирает себе мотылька. Под музыку мотыльки летают, образуют группы по цвету, по 6, 3, 2 участников. Участники выбирают себе пару для дальнейшей работы.

Игра 3. «Твои достоинства»

Участники стоят в кругу. Каждый говорит своему соседу справа о его достоинствах. Тот к кому обращаются, отвечает: «Да, это есть у меня, а еще я...» (называет положительное качество своего характера). Например:

У тебя очень добрые глаза.

Да, это у меня есть, а еще я очень жизнерадостный.

Упражнение 4. «Сломанная кукла»

Не редко родителей тревожит несобранность детей, их излишняя активность. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки психоэмоционального напряжения, следствие какой-то детской проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в эти моменты? Самое правильное -научить его помогать самому себе, то есть познакомить его с методами саморегуляции. Выполните следующее упражнение.

Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, ноги. Она вся разболталась. С ней не хотят играть. Потрясите всеми сломанными частями одновременно. А теперь собирайте, укрепляйте веревочки - медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите ее. Теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите глубоко. Выпрямите ноги. Все - куклу починили, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть! Предложите дома при необходимости это упражнение своему ребенку.

Коллаж 5. «Поделись радостью»

Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя "пустым местом". Дети же тем более, так как им необходимо осознавать свою значимость. Дети очень часто пытаются привлечь внимание к себе своим поведением.

Упражнение «Ежик»

Цель : Эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.

Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из пары «сворачивается» в клубочек и сохраняет положение. Задача второго – развернуть его, найти подход, создать условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. После чего участники меняются ролями. Упражнение заканчивается обсуждением.

  • Как вы себя чувствуете?
  • Какая роль понравилась больше и почему?
  • Где можно использовать такие прикосновения?

Упражнение 7.«Сердце семьи в доме»

Ведущий вывешивает на стенде или доске изображение сердца и сообщает: «Это сердце счастливой семьи. Перечислите, пожалуйста, сокровища счастливой семьи» Участники (члены одной семьи) договариваются и записывают на стикерах, что, по их мнению, необходимо поместить в сердце счастливой семьи. Участники прикрепляют стикеры на «сердце счастливой семьи». Обязательно зачитываются все ответы. Проводится анализ игры.

Упражнение 9. "Погружение в детство"

Расположитесь удобно на ковриках. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное, спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, ногах. Поток времени уносит вас в детство. Вам 5-6 лет. Вы находитесь в детском саду, посмотрите вокруг.

Вглядитесь в то, что вас окружает. Рабочий день в ДОУ заканчивается, за детьми приходят родители. Вот ушел мальчик, вот ушла девочка, а за тобой еще не пришли. И вот ты уже один в комнате. И что же ты делаешь?

Ты слышишь как тебя зовут. Пришли за тобой. Кто же это? А сейчас пришло время вернуться обратно и когда вы будете готовы, откройте глаза.

Рефлексия по кругу с проговариванием чувств, актуализировавшихся в упражнении.

Метод 9.«Цветочное ожидание».

Родителям предлагается на шаблонах цветов написать то, что они получили

от тренинга. Рассказать что они ожидали от тренинга и что они в итоге

получили. Шаблоны цветов прикрепляются на общий венок. Ожиданий

может быть несколько.

Рефлексия занятия

Совместные проекты помогают сделать из родителей и детей отличную команду. Фото - из семейного архива Ставровых-Скрипник.

Для приемного ребенка первые недели дома как полет в космос. Все не так, как в детском доме, - другие люди, другой дом, другие порядки. Волнуются и родители: как наладить контакт с новым членом семьи? Как стать ему ближе, как преодолеть страх или недоверие?

Опытные приемные родители и психолог Екатерина Демина рассказывают о делах и занятиях, способных сблизить вас с приемным ребенком. Эти же приемы работают и с кровными детьми.

1. Совместные проекты

Опытные приемные родители уверены: общие дела, совместные проекты помогают сделать из родителей и детей отличную команду.

«Это может быть, например, участие всей семьей в каком-либо конкурсе, квесте, тренинге, выездном семинаре, спортивном соревновании, - делится опытом многодетная приемная мама Наталья Городиская, воспитывающая двоих кровных, одного усыновленного и семерых приемных детей. - Например, в 2013 году мы всей семьей участвовали во Всероссийской ассамблее замещающих семей. Мы были одной командой - вместе что-то придумывали, репетировали, готовились… Было очень интересно, сразу появился какой-то командный дух, мы почувствовали себя единым целым, по-настоящему сблизились - и родители с детьми, и дети друг с другом.

Еще мы участвовали в проекте благотворительной организации «Благовест» «Китежград» в Пензенской области – это было что-то вроде лагеря для детей-сирот, где мы с мужем были и в качестве вожатых, и в качестве приемных родителей одновременно. Дети увидели нас совсем в другом качестве - в качестве лидеров, и наш авторитет в их глазах возрос». Особенно хорошо, если в таких мероприятиях участвуют другие приемные семьи.

«У каждого приемного ребенка внутри сидят сомнения: любят ли меня так же, как кровных детей? - говорит Наталья Городиская. - А когда родные и приемные дети вместе готовятся к чему-то, репетируют, выступают командами, эта разница вообще не заметна, там приемные дети чувствуют себя равными среди равных. Со стороны совершенно непонятно, кто где».

По словам Натальи, они с мужем, когда наблюдали за другими семьями на сцене, даже потихоньку заключали пари, кто кровный, а кто приемный ребенок. И всегда ошибались! На таких мероприятиях самооценка приемных детей растет, и это очень хорошо.

Почему важен такой семейный «тимбилдинг»? «В ежедневной суете найти точки соприкосновения для всех членов семьи бывает непросто, - считает Наталья Городиская. - В будни утром все встали, позавтракали и убежали, даже поужинать вместе получается не каждый день, потому что у детей по вечерам кружки, дополнительные занятия и т. д. В таком режиме сложно найти время для совместного досуга».

2. Поездки

«Мы очень любим куда-то вместе ездить, стараемся организовывать небольшие однодневные путешествия не реже раза в месяц, - рассказывает Юлия Ставрова-Скрипник, которая вместе с мужем воспитывает двоих кровных и пятерых приемных детей. - Объездили все Подмосковье, в апреле побывали всей семьей в Сочи, а летом - в Краснодарском крае. У меня даже получилось вдохновить всех залезть на высокую гору вблизи Геленджика… А недавно были в этнографическом парке «Этномир» - все в восторге!

Поездки дарят массу незабываемых впечатлений.

Девочки сразу заинтересовались гончарной мастерской, Наташа, Федор и Матвей учились играть на барабанах. Всем весело, все заняты чем-то вместе. Погуляли, посмотрели, пообедали на природе – от таких поездок у детей остается масса приятных воспоминаний. Конечно, это сближает».

3. Кулинария

Кухня, как известно, это центр любой квартиры, даже если ее площадь всего 5 квадратных метров. Многие приемные родители рассказывают, что с удовольствием готовят вместе с детьми – лепят пельмени, пекут пирожки.

«С пельменями у нас пока не сложилось, а вот пицца получается отличная, - говорит Юлия Ставрова-Скрипник. - На кухне собирается вся банда - восемь человек! Один режет помидоры, другой натирает на терке сыр, третий раскатывает тесто… Мы многое готовим вместе – печем шарлотку, нарезаем салаты, делаем спагетти… Детям нравится: готовка - это тоже творчество, и творчество совместное. Потом так же дружно и с удовольствием все это едим».

4. Чтение на ночь

Спокойно почитать сказку на ночь перед сном – это приятно и маме, и ребенку, и столь же полезно для обоих. «Почитать, погладить по спинке, сделать легкий массажик, может быть, даже запеленать и покачать на ручках – все это отлично способствует сближению мамы и приемного ребенка, - говорит Юлия Ставрова-Скрипник. - Удивительно, но это работает не только с малышами.

Моей приемной дочери Ангелине было уже 10 лет, когда она просила почитать ей перед сном, а потом покачать как маленькую. Ей не хватало ласки, тепла, хотя этого никогда не бывает много, даже кровным детям».

5. Праздники

Праздники – это традиции, а они, как известно, дают ощущение стабильности и постоянства. Как раз этого не хватает приемным детям, которые зачастую пережили не один переезд и смену «значимого взрослого». Украсить елку, испечь особый новогодний торт, включить старый фильм по телевизору – все эти ритуалы, повторяющиеся из года в год, как бы убеждают ребенка в крепости и устойчивости семьи.

«Праздники объединяют нас, - уверена приемная мама Наталья Городиская. - На Новый год у нас дома собираются все, приезжают старшие дети. Мы вместе готовим, ставим елку. Младшие видят, как мы нужны старшим, как мы тепло общаемся, и это поднимает наш родительский авторитет».

6. Рукоделие

Хороший способ найти точки соприкосновения с дочерью, родной или приемной, - вместе научиться делать что-то своими руками.

Приемные мамы рассказывают о совместном скрапбукинге, плетении мандал, мыловарении, создании кукол-крупеничек и еще десятках подобных занятий.

«В возрасте 9-12 лет девочки, как правило, отдаляются от матерей, а такого рода занятия, если они всем в радость, помогут им оставаться вместе, - уверена Юлия Ставрова-Скрипник. - Заодно можно и про уклад жизни в Древней Руси рассказать, пока крупеничку делаешь».

7. Мультфильмы

Мультфильмы – это не только про то, как занять маленького ребенка и на время освободить маме руки. Многие мультфильмы – это прекрасные образцы художественного искусства, которые заставляют детей задуматься.

«В детском доме мои дети видели в лучшем случае «Черепашек ниндзя», зато дома мы приобщили их к советским мультикам, - рассказывает Юлия Ставрова-Скрипник. - Важно при этом не отвлекаться на свои дела, а смотреть вместе с детьми.

Своему 15-летнему сыну в период, когда он был «нехочухой», я включила одноименный мультфильм. В детдоме он его не смотрел, а тут вдруг незамысловатый сюжет произвел впечатление на уже взрослого парня». Хороший мультфильм может дать родителям и детям и тему для разговоров, и повод для общего веселья.

8. Спорт

Командный дух и дисциплинирует, и объединяет взрослых и детей.

Ролики летом, коньки и лыжи зимой, плавание, волейбол, джиу-джитсу – выбирайте то, что нравится вам, приобщайте к этому ребенка. Даже если он не вырастет олимпийским чемпионом – хорошее настроение вам обеспечено! А там и общие интересы появятся.

9. Настольные игры

«Мы с удовольствием играем с детьми в настольные игры, это весело! - делится Юлия Ставрова-Скрипник. - У нас есть и финансовые игры типа «Монополии», и «Активити», и «Диксит»… Правда, дети не очень рвутся играть в них друг с другом, без родителей. Им интересно именно с мамой и папой. Стоит только кинуть клич: «Народ, кто хочет в «Диксит»?» - сразу собирается компания. Интересно и детям, и взрослым».

10. Театр

Когда наступает осень, и прогулки в парках становятся короче, наступает прекрасная пора – театральный сезон. «В короткие и темные дни, где-то с октября и до конца зимы, мы с детьми ходим в театр. Трое из моих приемных детей слабослышащие, поэтому мы полюбили специальный театр «Недослов», в котором играют глухие актеры и все приспособлено для таких деток.

После первого такого театрального вечера мой сын Иван, который до этого ни разу не назвал меня мамой, потому что был в семье без году неделю, вдруг после спектакля сказал: «Мама, когда ты мне шарф купишь?» Настолько его все это впечатлило», - рассказывает Юлия Ставрова-Скрипник.

Классы: 1, 2, 3, 4

В настоящее время особую актуальность в работе школьного психолога приобрели вопросы, связанные с взаимоотношениями взрослых и детей внутри семьи.

Тренинг, предлагаемый вашему вниманию, представляет собой второй этап программы обучения взрослых навыкам партнерского общения с детьми. Предполагается, что взрослые участники группы получили соответствующую подготовку на занятиях тренинга родительской эффективности (см. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок-2004”, раздел “Служба сопровождения”, Сацердова С.Н. “Тренинг родительской эффективности в системе работы школьного психолога”).

Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.

Тренинг предназначен для родителей учеников 1-3-х классов. В реальной работе, учитывая возрастные, интеллектуальные, личностные особенности участников группы, он может быть модифицирован для родителей старших дошкольников или младших подростков.

Тренинг рассчитан на 4 встречи продолжительностью 2 часа каждая с очередностью 1 раз в неделю. Состав группы 4 – 6 пар “родитель – ребенок”, то есть 8-12 человек.

В основе программы лежат методические разработки Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, К. Фопеля, О.В. Хухлаевой.

После прохождения тренинга каждый участник будет уметь:

  1. Устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье и заботиться об их сохранении.
  2. Оказывать психологическую поддержку партнеру по общению.
  3. Учитывать при достижении собственных целей цели партнера по общению, даже если партнер – ребенок.
  4. Находить эффективные решения конфликтных ситуаций по типу “выиграть – выиграть”.
  5. Выбирать продуктивную стратегию общения осознанно и компетентно.

Проведение занятий предполагает помещение с наличием свободного пространства и стенами, к которым легко крепятся рисунки. В комнате должны быть несколько столов, стулья по количеству участников, магнитофон. Для проведения некоторых упражнений понадобятся бумага, цветные карандаши (фломастеры), скотч (кнопки), клубок ниток, повязки на глаза, свеча.

Общие замечания ведущему:

  • Данный вариант тренинга является игровым, так как дети младшего школьного возраста довольно быстро устают от групповых занятий и не имеют опыта рефлексии. Ведущему нужно внимательно следить за состоянием участников группы. Иногда есть смысл прервать упражнение, продолжив его с другими участниками после короткого отдыха или энергетической разминки.
  • Предметом обсуждения в группе являются взаимоотношения родителей и детей, возникающие во время выполнения упражнений; стратегии общения, которые выбирают партнеры (сотрудничество, соперничество, игнорирование и т.д.); новый эмоциональный опыт. Ведущему важно учитывать возраст детей, темперамент и личностные особенности участников, чтобы, с одной стороны, провести анализ упражнения, а, с другой стороны, не затянуть его, превратив в нудное мероприятие.
  • В программе подробно описано первое занятие, поскольку оно является самым важным для установления эмоционального контакта между участниками группы и ведущим. В дальнейшем приводится перечень и описание упражнений. В некоторых случаях даны ссылки на соответствующие источники.

Занятие 1

Цель: знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье.

Тем участникам, кто пришел на занятие раньше других, можно предложить нарисовать рисунки на темы “Автопортрет”, “Дружеский шарж на самого себя”, “Чем я люблю заниматься в выходные дни” и т.д. Это снижает эмоциональное напряжение, создает взаимный интерес у детей и взрослых, настраивает на дальнейшее общение. Перед началом занятия рисунки развешиваются на стенах комнаты.

1. Упражнение “Круг знакомств” (20 мин.)

Оборудование: доска для записей, пушистый клубок ниток.

Часть 1. Участники группы садятся в круг. Ведущий задает вопрос: “Как вы думаете, кто сегодня здесь собрался?” и записывает на доске варианты ответов – мамы и дети, люди, взрослые и не очень, и т.д. Когда вариантов набирается достаточно много, ведущий предлагает: “Давайте знакомиться!”, и начинается вторая часть упражнения.

Часть 2: игра “Паутинка”. В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе), для того, чтобы по описанию можно было угадать, кто из сидящих в кругу людей – его родитель. Можно задавать разные вопросы, например:

  • Какая твоя мама?
  • Что она любит делать?
  • Что ей нравится, что ей не нравится?

Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: “На что похоже то, что у нас получилось?”. Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.

В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.

2. Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…” (10 мин.)

Ведущий убирает свой стул и встает в центр круга.

Инструкция: сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах. Итак, поменяйтесь местами те, кто пришел сюда сегодня… кто любит мороженое… у кого есть брат.

Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест занимает чей-нибудь стул. Оставшийся без стула участник группы становится ведущим.

Такая игра хорошо поднимает настроение в группе и сближает участников.

3. Принятие групповых правил (10 мин.)

Оборудование: большой лист бумаги, фломастеры, скотч или кнопки.

Ведущий говорит о необходимости принятия правил и предлагает каждому участнику выразить свое отношение к правилам: согласен с принимаемым правилом – подними большой палец вверх, не согласен – опусти палец вниз и расскажи, чем, по-твоему, это правило не подходит для тебя или группы.

Примерный перечень правил:

  • На занятии может говорить только один человек.
  • Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом.
  • Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.
  • Старайся участвовать во всех упражнениях.
  • Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д.

Правила лучше фиксировать в виде рисунков-символов на плакате. Это вполне может сделать кто-либо из участников группы. Плакат крепится к стене на все время работы группы.

4. Упражнение “Знакомство руками” (20 мин.)

Оборудование: повязки на глаза по числу пар, магнитофон, кассета с записью спокойной музыки.

Участники садятся на стулья в два круга: внутренний и внешний. Дети во внутреннем кругу сидят спинами друг к другу, перед каждым ребенком лицом к нему садится во внешний круг взрослый. Далее этот способ расстановки участников будем называть “каруселькой”.

Инструкция: сейчас мы попробуем необычный способ общения – руками. Взрослые, пожалуйста, завяжите детям глаза. Вернитесь на место. Закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха (включите музыку). Протяните вперед руки, найдите руки своего партнера. Поздоровайтесь с ними, познакомьтесь, подружитесь (все команды даются неторопливо). А теперь – поборитесь, поссорьтесь… и снова помиритесь, попросите прощения. А теперь – поблагодарите и попрощайтесь. Взрослые, откройте глаза и пересядьте на один стул вправо. Вам предстоит новая встреча. Закройте глаза, протяните вперед руки и т.д.

5. Перерыв 5 мин.

6. Упражнение “Рисунок вдвоем” (30 мин.)

Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.

Инструкция: сейчас вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”. Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара). У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.

Во время выполнения упражнения ведущий может включить спокойную музыку.

На представлении работ (15 мин.) ведущий просит ребенка рассказать, как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Обсуждаются также те особенности взаимодействия родителей и детей, которые проявлялись на различных этапах выполнения задания: сотрудничество, соперничество, ориентация на интересы партнера или их игнорирование.

7. Завершение занятия (10 мин.)

Ритуал, который необходимо проводить в конце каждого занятия. Ведущий просит всех сесть в круг и по очереди коротко ответить на вопросы:

  • Что тебе запомнилось из сегодняшнего занятия?
  • Что показалось необычным?
  • Что для тебя было особенно трудно выполнить?
  • Если тебе было скучно, что в следующий раз ты сможешь сделать по-другому, чтобы изменить это отношение?

Такая практика чрезвычайно важна, поскольку делит ответственность за происходящее в группе между ведущим и участниками.

8. Родительский круг (10 мин.)

Если есть возможность сразу обсудить с родителями проведенное занятие, то предметом обсуждения могут быть типичные формы взаимодействия между детьми и родителями; отношения, возникающие между ребенком и взрослым во время выполнения упражнений; неожиданные для родителя поведенческие проявления ребенка в группе и т.п.

Занятие 2

Цель: формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества.

1. Приветствие ведущего, актуализация важных для участников моментов прошлого занятия, определение задач сегодняшней встречи (10 мин).

2. Упражнение “Договорись взглядом” (5 мин.)

Инструкция: сейчас каждый из вас мысленно выберет себе партнера. Вам нужно будет договориться с ним глазами и одновременно встать со стульев (или поменяться местами, если участники не сидят, а стоят в кругу). Помните, пожалуйста, что кивать головой, подмигивать, махать руками запрещается.

Примечание ведущему: если упражнение идет легко, то после его завершения можно просто предложить обобщить, какие наши действия способствуют установлению контакта. Однако, довольно часто в группе есть дети, которые не могут включиться в эту игру. В этом случае игра приостанавливается, и анализ проводится сразу.

3. Упражнение “Волшебный ящик” (15 мин.) – см. , часть 2, стр. 45

Цель: тренировка воображения, развитие способности понимать жесты и движения.

4. Упражнение “Зеркало” (10 мин., выполняется в “карусельке”)

Оборудование: магнитофон, кассета с записью ритмичной музыки.

Инструкция: сейчас вы сможете потренировать и свое воображение, и свое умение внимательно наблюдать за партнером. Сначала те, кто стоит во внутреннем кругу, будут зеркалом. Их задача – точно повторять движения, которые показывают партнеры, стоящие во внешнем кругу. Потом вы поменяетесь ролями.

Во время упражнения ведущий может включить ритмичную музыку.

5. Упражнение “Старенькие бабушки” (15 мин.) – см., стр. 43

Оборудование: повязки на глаза по числу пар, две длинных веревки или мел.

6. Перерыв 5 мин.

7. Упражнение “Угадай, чьи руки” (20 мин.)

Оборудование: повязки на глаза по числу пар.

Инструкция: сначала дети наощупь определяют, кто кем является, пытаясь угадать имя. Затем родители находят с завязанными глазами руки своего ребенка. Подробнее см. , стр. 103.

8. Упражнение “Мигалки” (5 мин.)

Инструкция: вам нужно разбиться на пары. Один человек из пары садится в круг, другой встает за его стулом. Руки у стоящих спрятаны за спиной. Перед одним из стоящих – пустой стул, это – водящий. Задача водящего – переманить к себе кого-нибудь из сидящих, подмигнув ему. Задача стоящих участников игры – удержать своего седока, положив руки ему на плечи. Если седок все-таки перебежал, то прозевавший становится водящим. Через некоторое время вы поменяетесь ролями.

9. Упражнение “Пальчики-предлагалки” (15 мин., выполняется в “карусельке”)

Часть1. Инструкция: сейчас вы будете встречаться в карусельке без слов. Если вы показываете партнеру кулак, то остаетесь на месте, всем существом демонстрируя, что вы отвергаете партнера. Если вы показываете партнеру один палец – значит, просто остаетесь без контакта; два пальца – рукопожатие и улыбка; три пальца – почти объятие, четыре – свободные объятия; пять – тесная близость (осуществление каждого выбора надо наглядно показать). Если в паре несогласованность в выборе, то контакт осуществляется по меньшему выбору.

Часть 2. Инструкция: каждый человек, стоящий во внутреннем кругу, обращается к своему партнеру со словами: “Я вижу в тебе…” и в течение 30 сек. говорит, а партнер только слушает. Затем те, кто стоят во внешнем кругу, обратятся к своим партнерам с такой же фразой. Когда они закончат говорить, то сделают шаг вправо, и произойдет смена пар.

После нескольких смен пар проводится аналогичное упражнение, начинающееся со слов “Мне нравится в тебе…”.

Часть 3. Повторяется первая часть упражнения.

10. Завершение занятия (10 мин.)

11. Родительский круг (10 мин.)

Занятие 3

Цель: развитие навыков сотрудничества в паре взрослый – ребенок, развитие умения работать в группе.

2. Упражнение “Монстр” (10 мин.) – см. , часть 2, стр. 83

Цель: развитие умения устанавливать контакт с помощью взгляда.

Примечание ведущему: перед началом игры нужно договориться, каким образом звать на помощь взрослых – “тетя Лена” или по имени-отчеству, что слишком долго. Обычно все охотно соглашаются называть себя по имени.

3. Упражнение “Сладкая проблема” (10 мин.) – см. , часть 1, стр. 132

Цель: развитие умения принимать совместные решения путем переговоров, учитывая как свои интересы, так и интересы партнера.

Оборудование: салфетки по числу пар, пачка печенья.

4. Упражнение “Корабль среди скал” (25 мин) – см. , часть 2, стр. 104

Цель: развитие умения сотрудничать в паре родитель – ребенок.

Оборудование: повязка на глаза.

5. Перерыв (5 мин.)

6. Упражнение “Ночной поезд” (20 мин.) – см. , часть 3, стр.70

Оборудование: повязки на глаза по числу участников.

7. Упражнение “Остров” (10 мин.)

Оборудование: два газетных листа, склеенных скотчем.

Инструкция: представьте себе, что произошло кораблекрушение, и вы – оставшиеся в живых пассажиры корабля. Перед вами – небольшой островок, размером буквально с газету, я ее сейчас положу на пол. Очень интересно, сможете ли вы разместиться на этом островке?

Примечание для ведущего: в начале игры газета свободно вмещает всех участников. После того, как группа легко разместилась на газете, ведущий говорит: “Очень хорошо! Но произошло наводнение, и островок уменьшился – газета складывается пополам. Как вы поступите теперь? Ни рвать, ни раздвигать газету нельзя”. Затем газета складывается вчетверо, и т.д.

8. Упражнение “Щепки на реке” (10 мин.) – см. , часть 3, стр. 96

Цель: развитие сплоченности группы.

9. Завершение занятия (10 мин.)

10. Родительский круг (10 мин.)

Занятие 4

Цель: развитие навыков межличностного общения, получение обратной связи от участников, завершение работы группы.

1. Приветствие ведущего, актуализация важных для участников моментов прошлого занятия, определение задач сегодняшней встречи (10 мин.)

2. Упражнение “Смеяться запрещается” (5 мин.) – см. , часть 2, стр. 28

3. Упражнение “Преодолей препятствие” (15 мин.)

Оборудование: стулья и столы для сооружения “препятствия” посредине комнаты.

Инструкция: сейчас вся группа соберется у одной из стен. Каждому из вас нужно добраться до противоположной стены. Для этого необходимо преодолеть препятствие. Можно это делать всей группой сразу, можно по очереди. После того, как все участники соберутся на той стороне, мы обсудим, как вы это делали.

4. Упражнение “Мост над пропастью” (15 мин.)

Оборудование: длинная веревка.

Инструкция: сейчас вы будете работать в паре “родитель – ребенок”. Пожалуйста, договоритесь, какая пара начнет работать первой, второй и т.д. Первая пара останется здесь, остальные выйдут за дверь, будут ждать своей очереди.

Дальнейшая инструкция дается по очереди каждой входящей паре: представьте, что вы – путешественники, находитесь сейчас в разных точках маршрута (участники расходятся довольно далеко друг от друга), и в один прекрасный момент своего путешествия вы оказываетесь по разные стороны вот этого моста (между участниками кладется на пол длинная веревка). Мост довольно узкий, река под ним бурная и холодная. Каждому из вас нужно перейти мост и, не задерживаясь, двигаться по своему маршруту дальше. Как вы будете это делать?

5. Упражнение “Аплодисменты по кругу” (10 мин.) – см. , часть 4, стр. 111

Цель: повышение уровня групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения.

6. Перерыв 5 мин. Упражнение “Дрожащее желе” (5 мин.) – см. , часть 2, стр.31

Цель: формирование позитивного настроя на предстоящую совместную деятельность.

7. Упражнение “Волшебный круг” (10 мин.) – см. , часть 3, стр. 87

Цель: развитие взаимного доверия в группе.

8. Упражнение “Создание статуи” (10 мин.) – см. , часть3, стр.85

Цель: развитие навыков межличностного общения.

9. Упражнение “Открытка” (30 мин.)

Оборудование: плотная бумага формата А4, карандаши, фломастеры.

Инструкция: каждый участник складывает лист бумаги пополам, кладет на внешнюю сторону “открытки” свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри “руки” свое имя. Открытки одновременно передаются соседу слева, который должен написать что-нибудь внутри. Открытки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.

10. Упражнение “Последняя встреча” (10 мин.)

Оборудование: магнитофон, кассета с записью спокойной музыки, свеча, зажигалка.

Инструкция: встаньте, пожалуйста, в большой круг. Я включу музыку, а вы закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха. Представьте себе, что наши встречи в группе закончились, вы идете домой. Вспомните, какими вы пришли на первое занятие, чего ожидали от группы. Вспомните самые неожиданные, самые смешные, самые трогательные моменты. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через минуту у вас будет возможность это сделать (пауза). Сделайте глубокий вдох, откройте глаза и скажите это.

Примечание ведущему: к этому моменту нужно зажечь свечу. Ведущий говорит слова благодарности кому-то из участников и передает ему горящую свечу. Когда выскажутся все желающие, и свеча побывает в руках у каждого члена группы, ведущий произносит заключительные слова, протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и единым выдохом задуть свечу.

Список литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995. – 240 с.
  2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. – 150 с.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.
  4. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. – М.: Изд-во “Совершенство”, 1998. – 80 с.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»

СЧАСТЬЕ ВОСПИТАНИЯ

Тренинг для приемных родителей

Счастье воспитания: тренинг для приемных родителей / авторы-составители, Г. Р Шарафутдинова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 90 с.

В данном методическом пособии представлена программа тренинга для приемных родителей. Отличительной особенностью данной программы является ее феликсологическая направленность. В содержании программы представлен философско-психолого-педагогический взгляд на проблему воспитания счастливого ребенка в замещающей семье. Богатый практический материал, содержит педагогические задачи, упражнения, психологические техники, диагностические материалы, методики по развитию у замещающих родителей психолого-педагогической компетентности.

Рецензенты: начальник Управления по опеке и попечительству

директор ЦПМС «Семья»

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи является уже достаточно сложившейся для российской действительности системой. И в практике и в теории накоплен достаточный опыт работы с замещающей семьей, кандидатами в приемные родители. Разрабатываются и успешно реализуются программы по подготовке детей к переходу в замещающие семьи, программы для воспитанников интернатных учреждений по подготовке к самостоятельной семейной жизни. Обобщенной целью реализации всех этих программ является обретение собственного семейного очага каждым ребенком, лишенным на определенном этапе своей жизни родительского попечения. Поскольку семья – это уникальная структура, позволяющая человеку удовлетворить все основные потребности от витальных, биологических до высших, духовных. В благополучной и гармоничной семье ребенок находит безопасность, общение, любовь и уважение, становится личностью, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни и быть счастливым.

Отличительной особенностью данной программы является ее феликсологическая направленность. Феликсология (от лат. felix – счастливый) – новое направление в педагогике, которое рассматривает счастье как педагогическое явление, а вопрос формирования у подрастающего поколения способности быть счастливым переводит в разряд актуальных педагогических проблем.

Ребенок в семье – это счастье! Счастье для ребенка – жить в семье! Эти, на первый взгляд педагогические постулаты, не подкрепленные «инструментально» психолого-педагогическими методами, средствами и приемами воспитания ребенка в семье легко становятся мифом, лозунгом, декларацией. Эта поистине достойная цель - воспитание счастливого ребенка, счастливого человека - нуждается в огромном арсенале средств, которыми родители, порой, не владеют. И тогда из «счастья» родной или приемный ребенок становится «наказанием», «проблемой», «трудным ребенком». «Трудный ребенок» это такой ребенок, которому трудно, прежде всего, с самим собой, это ребенок, не обученный способам взаимодействия с окружающим его миром, не умеющий испытывать радость и счастье от общения, познания, не ориентированный на жизнь как ценность. Мы предприняли попытку разрешить это противоречие, разработав программу для родителей, которые принимают в семью ребенка, пережившего травму расставания с кровной семьей, имеющего трудности в оценке своей личности, лишенного доверия к этому миру. Ощущение счастья такому ребенку необходимо как глоток свежего воздуха, как кислород. Возможность испытывать счастье каждый день является «куриным бульоном » для его души. А способность самому созидать счастье своей жизни, используя переданные ему приемными родителями «инструментами» является гарантией достойной жизни человека, реализовавшего свое предназначение.

Цель данной программы : повышение уровня психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.

Задачи программы :

· расширение осознанности мотивов воспитания в приемной семье;

· самоисследование родительских позиций, развитие многомерности психологического видения детско-родительских отношений в приемной семье, преодоление стереотипов, ригидных паттернов поведения;

· гармонизация стиля и методов семейного воспитания;

· развитие способности быть счастливым родителем, воспитывая счастливого ребенка.

По форме реализации данная программа является тренингом. В ней есть информационный блок, который позволит читателю расширить свое понимание сущности многих философских, психологическим и педагогических понятий и явлений. Диагностический блок, который поможет оценить уровень развития у приемных родителей и детей некоторых личностных качеств. Практический блок, состоящий из упражнений и заданий, выполнив которые родители смогут повысить свою психолого-педагогическую компетентность. И методический блок, содержащий рекомендации, правила, советы, методы, психологические упражнения и техники, развивающие у ребенка способность быть счастливым.

Занятие 1. «ПОГОВОРИМ О СЧАСТЬЕ»

Цель: формирование ценностного отношения родителей к развитию у приемного ребенка «способности быть счастливым».

Побудить родителей к размышлениям о счастье с целью глубокого понимания и осознания сущности счастья в своей жизни;

Ознакомить родителей с педагогическими средствами развития в себе и в ребенке «способности быть счастливым».

Попробуем найти ответы на это вопросы у классиков! Ведь попытки понять сущность счастья и его место в жизни человека предпринимаются ни одно тысячелетие и, тем не менее, каждое новое поколение мыслителей вновь решает эту задачу в масштабах человечества и каждый рожденный на Земле человек решает ее в масштабах своей индивидуальной жизни.

«МУДРЫЕ МЫСЛИ О СЧАСТЬЕ»

Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.

Хочешь быть счастливым?

Выучись сперва страдать.

Счастье удается тому, кто много трудится.

Л. да Винчи

Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом.

Человек таков, каково его представление о счастье.

Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей.

Л. Бетховен

Счастье есть дело судьбы, ума и характера.

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.

Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон.

Наука, культура, искусство для меня выше всего. Созидание для меня счастье.

Собирайте капли знаний,

Укрепляетесь каплями терпения,

Дарите капли любви,

Ищите капли мудрости,

Ловите капли радости,

Храните капли надежды.

Пусть из этих капель

Собираются реки и моря

Вашего душевного благополучия.

Астрогор

Рецепт счастья: возьмите чащу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на жизненном пути.

Ирина Беляева

Счастлив тот, кто считает себя счастливым.

Г. Филдинг

Понятие счастья бесконечно разнообразно. Во все века, у всех народов, у всех классов иначе понимали счастье… Если сравнить воздушные замки крестьянина и философа, то архитектура окажется различной.

Г. Спенсер

Истинное счастье - в создании семьи.

Г. Разумихина

Счастье – в труде.

Здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Поверь мне - счастье только там,

Где любят нас, где верят нам!

Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье.

Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит оно есть.

И. Тургенев

Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье - к несчастному.

Ф. Ларошфуко

Всякое счастье составляется из мужества и труда.

О. Бальзак

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само отыщет вас.

Формирование у ребенка способности быть счастливым востребовано временем и духовно-социальной атмосферой общества, проживающего непростой период своей истории.

На общем негативном фоне жизни в детской среде происходит замещение счастья иллюзиями и суррогатами удовольствия. Ребенок, не обученный элементарному взаимодействию с окружающим миром, не способный самостоятельно выбирать свой вариант поведения боится окружающей жизни или выбирает асоциальный вариант поведения.

Мы все видим, например, как:

· раздражительны и агрессивны несчастливые при любой мелкой неприятности или оплошности окружающих, но спокойны и великодушны счастливые;

· безразличны к окружающему миру потерявшие веру в добро несчастные, но активны, инициативны и энергичны счастливые;

· легко попадают под влияние наркотиков, алкоголя несчастливые, счастливые же, минуют такого пути.

Отсутствие счастья как основания жизни ребенка ведет к понижению жизненного тонуса, пессимистическому отношению к будущему, агрессии, насилию, жестокости, суициду. Не научившись проживать удовлетворенность от нормальной человеческой жизни, ребенок ищет счастье за ее границами: в мистике, наркотиках, преступлении. Между тем, стремление к счастью это великая движущая сила деятельности человека на земле. Но потребность человека в счастье как ведущий мотив его творческой деятельности и личностного совершенствования нуждается в оснащении человека глубоким пониманием сущности счастья и огромным набором практических умений по воплощению того образа счастья, которое было человеком для себя создано.

Способность быть счастливым - не врожденное качество, оно не передается по наследству и не вручается ребенку родителями или педагогами, оно формируется в процессе его жизнетворчества.

Направленность родителей на развитие этой способности является плодотворной подготовкой к счастью в жизни ребенка. Особенно это важно в воспитании приемных детей. Следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является отсутствие у него чувства уверенности в себе. Ребенок, воспитывавшийся в условиях детского дома, перенесший психологическую травму несет в себе негативные установки, такие как: «я сирота», «я никому не нужен», «я ничего не могу». Из-за отсутствия чувства базового доверия к миру, мир переживается им как непредсказуемый, опасный и ненадежный. Это приводит к тому, что он считает себя неспособным испытывать счастье в повседневной жизни, не в состоянии выбрать вариант успешного поведения, боится окружающей действительности, воспринимая ее как источник страданий. Поэтому именно вы, уважаемые родители, в первую очередь, должны сформировать у приемных детей позитивные установки успешного человека, содействовать счастью ребенка в его реальной жизни и научить его быть счастливым.

Забота о счастье ребенка способствует максимальному развитию его личности, реализации способностей и творческого потенциала, воспитанию субъекта и творца собственной жизни.

Прежде чем перейти к разговору о том, что же необходимо уметь делать родителям, чтоб их ребенок обладал этой способностью, мы должны понять, что значит быть счастливым.

«Закончите предложение, выразив свое отношение: «Чтобы человек был счастлив, надо...».

Диагностировать наличие у человека способности быть счастливым можно с помощью несложного теста. Представьте себе половину стакана вашего любимого напитка. Что вы чувствуете - радость по поводу того, что он наполовину полон, или раздражение оттого, что он наполовину пуст? В этом - ваше отношение к собственной жизни. Если вы рады тому, что в ней есть, то вы - счастливый человек. А если вы огорчаетесь от того, чего нет в вашей жизни, то в плане самосовершенствования у вас еще все впереди. Как говорил Лев Толстой - «У меня нет всего, что я люблю, но я люблю все, что у меня есть».

Как мы уже выяснили, каждый понимает счастье по-разному. Рассуждение на эту тему позволяют осознать свое отношение к жизни, свои планы, ценностные ориентации, нравственные принципы.

В обыденном представлении счастье ассоциируется с удовольствием. В философском аспекте: счастье - поиск истины, реализация своего творческого потенциала. В психологии счастье представляется как интенсивное переживание радости. Итак, что же такое счастье?

Попытаемся схематически наметить, в каких случаях употребляется это слово:

1. Выиграл в лотерею - счастлив, и чем больше выиграл, тем больше счастья. Однако неожиданно свалившееся богатство часто приносит несчастье.

2. Счастье в удовлетворении желаний. Однако именно неудовлетворенные желания побуждают к действию, мобилизуют интеллект, волевое начало. Бывает, что счастье ожидания больше, чем реализованное желание, ибо случается, осуществленные желания разочаровывают.

3. Счастье в любви. Но счастье в любви нередко выступает как зависимость от партнера, и тогда появляется желание освободиться от него. Может быть и наоборот: мы отдаемся на волю эмоций и тонем в любви - теряем себя как личность. В первом случае - утрачиваем объект привязанности, во втором - теряем ощущение своего пути, назначения.

4. Человеку, который тяжелым трудом добывает скудное пропитание, может казаться счастьем жизнь в стране лентяев. Но, поселившись на кисельных берегах молочной реки, он не находит там счастья. Когда подобное желание осуществляется, оно перестает ассоциироваться со счастьем.

5. Счастье иногда представляется погоней за синей птицей, которая теряет свое яркое оперение, как только ее поймали. По этому поводу Платон говорил: «Невозможно хотеть того, что у тебя есть».

6. Представление о счастье с возрастом меняется, изменяются вкусы, желания. С годами теряют ценность многие удовольствия, но зато возникают новые или приобретают значимость те, которыми раньше пренебрегали. Общеизвестной истиной считается, что счастье - привилегия молодости. Но есть и обратное мнение: ощущение счастья приходит в старости, когда не мучают страсти, отступают заботы. Больше оснований полагать наиболее счастливой порой средний возраст, в этом возрасте человек еще не отягощен физическими недугами, менее зависит от внимания других людей, деятелен, свободен от иллюзий; в этом возрасте более чем когда-либо он может управлять своей жизнью.

7. С одной стороны, счастье ассоциируется с приятными удовольствиями, с другой - не всякое приятное переживание приближает к счастью, а некоторые, в конечном счете, отдаляют от него, приносят страдания: «Кто жаждет удовольствий - приобретает страдания» (Монтескье). Даламбер утверждал, что следует отказаться от удовольствий, чтобы избежать страданий.

Сколько бы мы ни приводили различных трактовок счастья, мы нигде не найдем единого определения применимого для всех без исключения.

В западном обществе с конца прошлого века ведутся серьезные исследования данного феномена, что позволяет с научной точки зрения определить счастье, его компоненты, факторы, источники и условия. Разработаны достоверные методы измерения счастья в психологии, благодаря которым появилась научная дисциплина, называемая позитивной психологией. Данная наука определяет счастье как состояние переживания удовлетворенности жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, частоту и интенсивность положительных эмоций, а также ощущение смысла жизни. Счастливая жизнь, таким образом, включает в себя положительные чувства, связанные с прошлым и будущим, приятные переживания в настоящем, духовное удовлетворение от реализации своих индивидуальных достоинств, а также использование последних в интересах служения великой и значительной цели.

Счастье имеет субъективную и объективную основу. Объективная основа зависит от внешних факторов: зависимость счастья от здоровья, социальных связей, социального положения, интересной работы, материального обеспечения, досуга, свободного времени и т. д. Субъективная основа включает в себя характеристики и свойства самой личности, которые являются условиями удовлетворенности жизнью в целом. Они в совокупности определяют способность человека быть счастливым. Эта сторона счастья поддается изменению. Мы все можем повысить свой уровень счастья, развивая в себе необходимые качества и умения, которые способствуют позитивным чувствам и переживаниям и ведут человека к жизни не только приятной, но и достойной, не только счастливой, но и исполненной смысла.

Итак, каким должен быть человек, чтобы быть счастливым?

Западные исследователи выделяют следующие качества, умения и способности, которые влияют на ощущение счастья:

1. Человек должен быть уверенным в себе, верить в свои возможности, уметь преодолевать трудности, нести самому ответственность за свою жизнь, находить в негативных ситуациях положительную сторону, жизнерадостно смотреть на будущее. То есть он должен быть оптимистом, с положительной самооценкой, с развитым чувством ответственности за результаты своей деятельности; обладать позитивным мышлением, что обеспечивает позитивный настрой.

2. У человека должна быть развитая эмоционально-чувственная сфера, он должен уметь вносить больше положительных эмоций в свою жизнь.

3. Человек должен быть благодарным за все и уметь прощать старые обиды.

4. Человек должен знать сильные стороны своего характера, свои достоинства и уметь реализовать их в различных сферах жизнедеятельности: в семье, на работе, в учебе, в общении и т. д.

5. Человек должен понимать, что стремление получать в жизни только удовольствия не сделает его счастливым. Тысячи людей, живя в роскоши, умирают от духовного голода. Эти люди спрашивают: как найти счастье? Беда в том, что они неверно ставят вопрос. Путая удовольствие с духовным удовлетворением, люди надеются получить все сразу и без труда - жизнь превращается в погоню за наиболее доступными удовольствиями. Удовольствие - это мощный источник мотивации, однако оно не вызывает в нас внутренних перемен. Это сугубо консервативная сила, подталкивающая к удовлетворению сиюминутных потребностей, обеспечению комфорта и релаксации. Для истинного счастья необходимо стремиться к духовному удовлетворению, которое требует особых усилий человека, развития в себе положительных качеств.

6. Для получения духовного удовлетворения у человека должно быть любимое занятие, которое поможет ему раскрыть свои лучшие качества, самореализоваться.

7. И, наконец, самое важное на наш взгляд, для подлинного глубокого чувства удовлетворенностью жизнью в целом человеку необходимо иметь смысл в жизни. По мнению В. Франкла, именно смысл жизни служит основанием для счастья, и обладание им – предпосылка счастья и даже самой возможности его испытывать. «Отсутствие смысла лишает человека способности как переживать счастье, так и переносить страдания». А для того, чтоб прийти к осмысленной жизни, занять, определённую жизненную позицию нам необходимо расширять ценностный кругозор жизни, находить за каждым объектом взаимодействия с окружающим миром, ценностное содержание.

Таким образом, мы выяснили, что способствует ощущению человеком счастья. Эти качества и умения мы должны развивать у своих детей. На остальных занятиях мы познакомимся подробнее с тем, как развить в ребенке способность быть счастливым.

Занятие 2. « КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЛЮБИТЬ СЕБЯ »

Цель: сформировать у родителей знания и умения развития положительной самооценки ребенка.

Задачи:

- сформировать представление о значении положительной самооценки личности как составной части способности быть счастливым;

Обучить техникам развития у приемного ребенка положительной самооценки.

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы обсудим важность положительной самооценки для развития ребенка и выясним, как она влияет на способность ребенка быть счастливым. По окончанию занятия Вы будете знать, что нужно делать для того, чтоб развить в ребенке уверенность в себе. Эмоционально положительная оценка характеристик своего Я означает самопринятие. Самоприятие – это значит принять себя таким, какой ты есть. Принять, полюбить, избавиться от ненужных комплексов и самоуничижения. Кто из нас может сказать, что обладает идеальным характером, что развил все свои способности? Но разве это повод не принимать себя? Давно замечено, что человек, который не любит и не принимает сам себя, как правило, не умеет строить отношения с окружающими, часто не способен реализовать себя в деле. Это закономерно. Самоуважение – важный шаг на пути уважения и принятия других людей. Положительно оценивающий себя человек обычно благосклонно и доверчиво относится к окружающим, тогда как низкая самооценка чаще сочетается с отрицательным отношением к другим людям. Положительная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Самопринятие предполагает, что мы можем осуждать некоторые свои поступки, быть неудовлетворенными некоторыми своими чертами характера или поведения, но при этом продолжать хорошо к себе относиться. И не надо путать самопринятие с некритичностью. Быть критичным к себе – это значит правильно оценивать свои возможности и поступки, видеть свои сильные стороны и относиться к ним с уважением, использовать их в своей жизни на полную катушку.

Самооценка человека - это его самоощущение, отношение к себе и представление о себе. Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви... Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей.

Развитие у ребенка положительной самооценки, позволит ему полюбить себя, поверить в свои силы, поможет преодолевать трудности, стремиться к саморазвитию. Это влияет на ощущение удовлетворенности жизнью. Многими исследователями доказана зависимость счастья от самооценки личности.

Как проявляется заниженная самооценка у ребенка?

Ребенок с низкой самооценкой:

· постоянно ждет насмешек, обмана, уничижения, оскорбления со стороны других;

· становится жертвой обстоятельств, чувствует себя неудачником;

· держит себя за стеной недоверия (в подсознании у них психологические барьеры), оказывается в мучительном состоянии одиночества и изоляции.

· мучается от комплекса неполноценности;

· становится апатичными, вялыми, равнодушными к самим себе и ко всему, что его окружает;

· он не умеет принимать самостоятельные решения и поэтому либо унижается перед окружающими (всецело и слепо им подчиняясь), либо грубо и деспотично подавляют других людей;

· он испытывает постоянный страх, недоверие, одиночество. Этот же страх мешает находить новые решения в его собственных жизненных ситуациях;

· когда накапливается опыт неуспеха, неудач, поражений, он начинает чувствовать себя безнадежно пропащим. Им овладевает уныние. Он старается уйти от ответственности за свою жизнь и почти неминуемо становится алкоголиком или наркоманом.

Довольно безрадостная картина получилась, правда? Возможно ли, что ребенок с таким отношением к себе способен испытывать счастье в жизни и выстраивать собственную счастливую жизнь? (ответы родителей)

Таким образом, не остается сомнений насколько важно для счастья ребенка развивать у него положительное отношение к себе.

Давайте рассмотрим ситуацию. «Мама крайне редко присутствовала на концертах своей дочери в музыкальной школе. После одного из концертов, на который она все-таки пришла, мама сказала дочке следующее: «Мне кажется, во время выступления ты очень волновалась. Дома ты играла гораздо лучше, чем сейчас: более душевно, более выразительно».

Как вы думаете, что чувствует ребенок в этой ситуации? Дочка каждый раз ждет и надеется, что мама придет, и злится, когда этого не происходит. Она чувствует себя брошенной и никому не нужной. Ей обидно, что единственный раз, когда мама пришла, она осталась недовольна своей дочерью (по мнению самой дочери). В результате в самом худшем случае у девочки может развиться следующая установка: «Я - плохая, я ничего не значу!»

Как родители, вы играете основную роль в формировании самооценки своего ребенка, и это качество играет наиболее важную роль в будущих успехах вашего ребенка. Когда мы демонстрируем детям, что мы безоговорочно их любим, что они, их чувства и желания важны, что мы ценим их, уважаем и заботимся о них, мы тем самым повышаем их самооценку.

Многие исследования подтверждают, что дети, чьи эмоциональные нужды хронически игнорируются, начинают с недоверием относиться к окружающим, им трудно формировать дружеские и стабильные отношения, у них возникает больше проблем в школе и возрастает риск умственных и поведенческих проблем. В худшем случае дети, о которых мало заботятся и которые подвергаются жестокому обращению, становятся более подвержены развитию у них поведенческих проблем.

Пережитые утраты, лишения и другие обстоятельства и неподвластные вам внешние факторы могут отразиться на восприятии ребенком себя и окружения. Но даже в экстремальных ситуациях важно осознавать свое влияние на то, каким ребенок видит себя и свое будущее. Все в ваших руках.

Помните также, что, контролируя собственные реакции, вы формируете самооценку ребенка. Проще говоря, если вы радуетесь успеху ребенка, его собственное удовольствие от своих достижений значительно возрастает.

Ваша реакция на его плохое поведение, равно как и ваша реакция в те моменты, когда он заслуживает похвалы, может оказать влияние на его самооценку и манеру взаимодействия. Реагируя на его потребности, вы прививаете ему самоуважение. Любой ребенок должен знать, какого поведения от него ожидают вообще и какого - если он преступил черту дозволенного. Вашей обязанностью является провести эту чер­ту и дать ребенку понять, что любите его независимо от его «хорошего» поведения.

Дайте ребенку понять, что вы будете его любить, даже если он совершит ошибку. Если ребенок чувствует, что он находится в любящей, заботливой обстановке, но при этом не чересчур опекаем и подавляем, если ему дана некая свобода, если позволено совершать ошибки, то это многое говорит о том, каким вырастет этот ребенок.

Вспомните самые дорогие моменты своего детства. Что позволяло вам чувствовать себя любимыми и особенными?

Часто самое сильное впечатление производят не какие-нибудь грандиозные выходы в свет, огромные подарки или хорошо организованные мероприятия, а самые обычные минуты, когда ребенок и родитель получают удовольствие от общения друг с другом.

Время, проведенное с ребенком, неоценимо. Но чтобы пережить такие моменты, важно не только располагать временем, но и быть эмоционально доступным. Важно уметь общаться с ребенком, слушать его. Мы предлагаем вам техники «Открытые двери» и «Активное слушание», которые помогут продуктивно взаимодействовать с ребенком.

Техника эффективного взаимодействия с детьми «ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ»

«Расскажи мне об этом».

«Я хочу услышать об этом».

«Мне интересна твоя точка зрения».

«Давай обсудим это».

«Похоже, что это важно для тебя».

Эти сообщения побуждают детей начать или продолжать говорить. Они не создают эффекта, что у него «отняли мяч», как бывает при таких ваших сообщениях, как задавание вопросов, советах, морализировании и т. п. Данная методика передает ребенку сообщение, что вы принимаете его, уважаете как личность, например:

«Ты имеешь право выражать свои чувства».

«Я уважаю тебя как личность с твоими мыслями и чувствами».

«Я могу научиться чему-то у тебя».

«Я действительно хочу узнать твою точку зрения».

«Твои идеи (мысли) стоят того, чтобы их выслушать».

«Я заинтересован в тебе».

Техника «Активное слушание»

Данная техника позволяет создать отношения теплоты между родителем и ребенком. Когда Вы слушаете ребенка внимательно, Вы начинаете его понимать, ценить его взгляд на мир, ставите себя на его место. Позволив себе проникнуть в «шкуру» ребенка, Вы испытываете чувство близости, заботы, любви. Что для этого необходимо:

1) Вы должны хотеть слышать, что говорит ребенок. Это означает, что вы хотите потратить время на слушание. Если у вас нет времени, вы должны сказать об этом.

2) Вы должны искренне хотеть помочь ему в его проблеме в данное время.

3) Вы должны искренне быть в состоянии принять его чувства, какими бы они ни были, и как бы ни отличались от ваших.

4) Вы должны иметь глубокое чувство доверия к ребенку в том, что он может справляться со своими чувствами, искать решение своих проблем. Вы выработаете это доверие, наблюдая, как ваш ребенок решает свои проблемы.

5) Вы должны усвоить, что чувства преходящи (разочарование - надежда, ненависть - любовь и т. п.) Не нужно бояться выражения чувств; они не будут навсегда фиксированы внутри ребенка.

6) Вы должны быть в состоянии смотреть на ребенка как на уникальную личность, со своей жизнью и своими проблемами.

Понимание чувств ‑ вот что больше всего нужно ребенку.

Суть техники в том, что вы должны «возвращать» ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства в утвердительной форме. Например:

«- Я не хочу ходить в школу каждый день. Меня тошнит от нее.

Ты действительно устала от школы.

Иногда я ненавижу ее.

Тебе она не просто не нравится, иногда ты действительно ее ненавидишь.

Верно, я ненавижу домашние задания, уроки, учителей.

Ты просто ненавидишь все, связанное со школой.

Я не всех учителей ненавижу, только двух. Одну я не выношу. Она хуже всех.

Ты ненавидишь какую-то одну. Так?»

Ребенку необходимо, чтобы его воспринимали как уникальную личность, а не как отражение желаний и стремлений родителей. Принятие его таким, какой он есть, подразумевает понимание различий между вами и благодарность за них, создание возможностей для ребенка проявить себя в той области, к которой он склонен, развивать его потенциал и помогать ему получить как можно больше от мира.

Нам необходимо помогать детям развивать навыки, обнаруживать их склонности и наполнять копилку их положительной самооценки, которой они могут воспользоваться, когда у них что-то не совсем получается.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие самооценки ребенка является положительное отношение к себе самих родителей. Укрепляя и развивая свою собственную самооценку, мы запасаемся необъятными ресурсами, которыми можно воспользоваться, когда становится трудно, и которые помогут стать примером для подражания, чтобы сформировать у детей хорошее мнение о себе в этой жизни.

Если вы хотите показать ребенку, какой эффективной может быть положительная самооценка, задумайтесь, что неплохо быть хорошего мнения и о себе.

Давайте выясним, какой у вас уровень самооценки.

Тест на определение уровня самооценки у родителей

Подумайте над предполагаемыми ниже утверждениями, указав в 4-х бальной системе своё отношение к ним. При этом баллы должны означать следующее:

Я думаю об этом: очень часто - 4 балла; часто - 3 балла; иногда - 2 балла; редко - 1 балл; никогда – 0 баллов.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу.

3. Я беспокоюсь за своё будущее.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за своё психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

12. как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен (скромна).

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую, что, люди говорят обо мне за моей спиной.

26. Я чувствую себя скованным (скованной).

27. Я уверен (а), что люди почти всё принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должно случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен (общительна).

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен (уверена) в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждёт от меня общественность.

Интерпретация к тесту:

Если вы набрали от 0 до 25 баллов, то это означает, что у вас высокая самооценка.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал