Реальные истории Маугли. Дети, воспитанные животными (6 фото)

25.11.2022

"Одичавшие дети" являются последним проектом фотографа Джулии Фуллертон-Баттен (Julia Fullerton-Batten), в котором она предлагает взглянуть на детей, выросших при необычных обстоятельствах.

Фотограф обрела известность после серии фотографий "Истории подростков" в 2005 году, когда она исследовала переход девочки во взрослую жизнь.

Фуллертон-Баттен рассказала, что книга "Девочка без имени" вдохновила ее на поиски других случаев одичавших детей. Так она собрала сразу несколько историй. Некоторые из них потерялись, других похитили дикие животные, и многие из этих детей были лишены внимания.

Дети-маугли

Лобо - девочка-волк из Мексики, 1845-1852

В 1845 году девочка бежала на четвереньках со стаей волков, преследуя стадо коз. Через год люди снова ее видели, когда она вместе с волками поедала козу. Девочку поймали, но она убежала. В 1852 году ее вновь заметили, вскармливающую двух волчат. Однако она вновь убежала, и с тех пор девочку больше не видели.

Оксана Малая, Украина, 1991


Оксану обнаружили в конуре с собаками в 1991 году. Ей было 8 лет, и они жила с собаками в течение 6-ти лет. Ее родители были алкоголиками, и однажды они просто оставили ее на улице. В поисках тепла 3-летняя девочка забралась в конуру, спрятавшись у дворняжки.

Когда ее нашли, она больше походила на собаку, чем на ребенка. Оксана бегала на четвереньках, дышала, высунув язык, оскаливала зубы и лаяла. Из-за недостатка человеческого общения, она знала только слова "да" и "нет".

С помощью интенсивной терапии девочку научили основным социальным разговорным навыкам, но только на уровне 5-ти лет. Теперь Оксане Малой 30 лет, она живет в клинике в Одессе и работает с домашними животными больницы под руководством ее опекунов.

Все мы знаем историю “Маугли” Киплинга, и у нее есть реальные прототипы и случаи воспитания детей в диких условиях.

Детей, выросших в диких условиях без контакта с человеком называют “феральными”, они выросли в полной социальной изоляции, вне контакта с людьми, не испытывали заботу, не слышали человеческую речь.

Они представляют большой интерес для исследователей в области психологии и социологии. Если до изоляции от общества у таких детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Но если первые 3,5-6 лет жизни ребенок находился в изоляции, то в дальнейшем он практически не может освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни .

В мире описано несколько подобных случаев, самые интересные из которых мы приводим в этой статье.

Хаузер Каспар

Иоганн Георг Ламинит. «Каспар Хаузер»

Ка́спар Ха́узер (он же Каспар Гаузер, Kaspar Hauser, Casparus Hauser), прозванный «Дитя Европы» (предположительная дата рождения: 30 апреля 1812) - известный своей таинственной судьбой найдёныш, одна из загадок XIX века. Юноша, практически не умевший ходить и говорить, был найден в Нюрнберге в 1828 году.

В скором времени Каспар стал знаменит. «Лесные дети» в это время были как раз модным и обсуждаемым феноменом, у всех на слуху ещё оставалась история Виктора, дикого мальчика из Аверона, умершего как раз в год появления Каспара. Новость распространилась мгновенно, дойдя до Нью-Йорка, Бостона и Филадельфии. Газеты перепечатывали репортажи друг у друга и наперебой гадали, кем может быть найдёныш на самом деле. К Каспару началось подлинное паломничество, люди шли буквально толпами, чтобы увидеть новое чудо. Кто-то удовлетворялся тем, что просто смотрел или обсуждал его с приятелями, кто-то пытался объясниться (словами или жестами), подспудно обучая Каспара новым для него навыкам и обычаям, принятым в человеческом обществе.

Судя по документам той эпохи, Каспар в момент своего первого появления был юношей около 1,5 м роста, пропорционально сложенным, широким в плечах.

Когда Каспар плакал, его лицо искажалось гримасой, когда был доволен, улыбался словно младенец. Большие голубые глаза были яркими и живыми, но вначале совершенно лишёнными выражения. Также, словно младенец, он почти не мог пользоваться руками, в обычном положении держа пальцы растопыренными в разные стороны, соединив большой палец с указательным в кольцо. При необходимости взять какой-нибудь предмет он действовал всей рукой. Что касается ходьбы, то двигался он с огромным трудом, покачиваясь и сразу же делая следующий шаг, чтобы избежать падения. Малейшее препятствие немедленно заставляло его спотыкаться и падать. Подниматься и спускаться по лестнице он долгое время не мог без посторонней помощи. Осмотр врача показал особенности костей коленей, которые могли быть вызваны многолетним сидением.

Разум Каспара действительно представлял собой tabula rasa . Как новорождённый, Хаузер видел вокруг себя лишь мельтешение цветовых пятен и форм. Всех людей без различия пола и возраста найдёныш именовал «Bua» (то есть «мальчик»), различая их по одежде, причём явное предпочтение отдавал ярким женским платьям, и как-то раз даже пожалел, что сам не родился девочкой. Вся остальная живность - как животные, так и птицы - была для него «лошадками» (Ross). Словарь его был крайне бедным и не превышал 50 слов. О существовании внешнего мира и каких-либо живых существ до 16 лет Каспар не имел ни малейшего представления.

Желудок Каспара не был приспособлен к иной пище и питью, чем вода и чёрный хлеб, запах любой другой пищи (за исключением запаха укропа, тмина и аниса) вызывал у него отвращение. Попытка подмешать к воде пару капель вина или кофе кончалась тем, что у Каспара начиналась рвота, на теле выступал обильный пот, и ещё какое-то время он мучился головной болью.

Со временем он восстановил способность говорить и по рассказам самого Каспара, замок Бойгген, неподалёку от Базеля, и звучание венгерского и немецкого языков вызывали у него смутные воспоминания детства. По восстановленным событиям в возрасте 3 или 4 лет юный Каспар был заключён неизвестным в подземную камеру, где прожил в полном одиночестве до 16 лет.

Количество новых впечатлений подавляло Каспара. Он признался, что хотел бы снова оказаться в своей подземной каморке, где у него «никогда не болела голова». На замечание фон Фейербаха, что «человек, который с ним был» - преступник и достоин тюрьмы, он тут же возразил, что этот человек не сделал ему ничего плохого, при том что лишил сведений о внешнем мире.

Акварельный рисунок, выполненный Каспаром.

Народная молва упорно считала Каспара наследным принцем баденского престола, похищенным из колыбели (официально «умершим»), чей трон занял узурпатор. Окончательного ответа, кем был на самом деле Каспар Хаузер, нет до нынешнего времени.

Он был убит неизвестным спустя пять лет после обнаружения. Несмотря на все усилия и огромную награду, назначенную баварским королём, ни подлинное имя, ни происхождение Каспара, ни причину его убийства, ни личность убийцы установить так и не удалось.

Виктор из Аверона

Портрет Виктора с обложки книги о нём.

Викто́р из Аверо́на (он же “Дикий мальчик из Аверона”, “Аверонский дикарь”), родившийся около 1788 года, возможно, в департаменте Тарн, и умерший в 1828 году в Париже, - французский дикий ребёнок.

Виктор был найден в возрасте примерно 12 лет. После обнаружения он переходил от одних людей к другим и сбегал из цивилизации около 8 раз. В конце концов он был передан молодому врачу Жану Марку Гаспару Итару, который занимался с мальчиком в течение 5 лет и дал ему имя Виктор.

Итар был заинтересован в обучении Виктора: он разработал процедуры, чтобы научить мальчика словам и записывал его прогресс. На основе своей работы с Виктором врач вышел на новый уровень в образовании отстающих в развитии.

О Викторе делали всевозможные гипотезы, даже самые нелепые. В частности, оставалось неясным: была ли его умственная отсталость вызвана его изоляцией или же изначальная психическая неполноценность привела к отказу от него в возрасте 2 лет.

С целью изучения дикого ребёнка министр Люсьен Бонапарт потребовал его передачи в Париж. Виктор был доставлен в «Национальный институт глухонемых» в Париже, которым в то время руководил аббат Рош Амбруаз Кюкюрон Сикар, выдающийся авторитет в сфере образования глухих. Сикар и другие члены общества считали, что изучая и вместе с этим воспитывая мальчика, они получили бы доказательства, необходимые для популяризации недавно сформулированной эмпирической теории познания.

В контексте эпохи Просвещения, когда многие обсуждали, что именно отличает человека от животного, одним из самых значимых факторов считалась возможность выучить язык.
Но, несмотря на воздействие общества и обучение, Виктор добился лишь небольшого прогресса в институте под руководством Сикара.

Никто больше не верил в возможность социализации Виктора. Психиатр Филипп Пинель, врач больницы Bicetre, сделал доклад об этом диком ребёнке, в котором дал своё заключение о нём как о психически больном, идиоте с рождения. После того, как Сикар разочаровался в отсутствии прогресса у мальчика, Виктору пришлось в одиночестве бродить по учреждению, пока Жан Итар, молодой студент-медик не решил забрать его к себе домой.

Он принял Виктора в свой загородный дом, чтобы заниматься его развитием и составлять отчёты о его прогрессе. Он опубликовал статью в том же году и отчёт в 1806 году о своей работе с Виктором из Аверона. Итар считал, что две вещи отличают людей от животных: эмпатия и язык. Он хотел социализовать Виктора, научить его говорить и выражать человеческие эмоции. Виктор показал значительный прогресс на раннем этапе в понимании языка и чтении простых слов, но не смог продвинуться дальше элементарного уровня.

В то время как Виктор не смог говорить на языке, которому Итар пытался его научить, он, кажется, действительно продвинулся в своем поведении по отношению к другим людям. Однажды вечером в доме Итара экономка, мадам Герен сидела за столом и плакала по своему умершему мужу. Виктор прекратил своё занятие и продемонстрировал утешительное поведение по отношению к ней. Итар сделал сообщение об этом прогрессе.

Однако, Итар так и не смог заставить Виктора говорить, что он считал своим личным провалом.

В 1811 году Виктор был передан мадам Герен, проживающей в доме Impasse des Feuillantines в Париже, которая получала ежегодное содержание в 500 франков и опекала его в течение 17 лет до его смерти в 1828 году.

Мари-Анжелик ле Блан

Изображение Мари Анжелик ле Блан.

Мари́-Анжели́к Мемми́ ле Бла́н родилась около 1712 года в Новой Франции и умерла в Париже в 1775 году (прожила около 63 лет) - коренная американка, ставшая впоследствии монахиней ордена Августинок, знаменитостью века Просвещения и вошедшая в историю как дикий (феральный) ребёнок.

Мари-Анжелик прожила 10 лет в лесу (примерно со своих 9 лет и до 19-летнего возраста), в отрыве от цивилизации, лишенная человеческого общения. Однако позже она сумела научиться чтению и письму - исключительный случай у диких детей. Возможно это благодаря тому, что она попала в изоляцию уже в более позднем возрасте.

Впрочем, её случай более спорный, чем у других диких детей, поэтому некоторые видные современные учёные считают его полностью или частично вымышленным. Но по мнению французского врача и писателя Сержа Ароля, автора книги «Мари-Анжелик. Выживание и восстановление ребёнка, проведшего 10 лет в лесу» она единственный дикий ребёнок, чьё выживание в лесу в течение десяти лет прошло проверку подлинности в обширных собраниях архивов, в том числе, в документах, хранящихся в Секретном Архиве Ватикана.

Основанием для этого заключения послужили сведения о повадках Мари-Анжелик в тот период, когда на неё открыли настоящую охоту, пытаясь изловить. Она плавала и лазала по деревьям, иногда действовала с невероятной жестокостью. Для пропитания ловила рыбу и зверей, в её обычный рацион входили растения и мясо дичи, - всё это она употребляла сырым. Впоследствии от пищи варёной или жареной ей становилось плохо. Эти привычки служили доказательством того, что период её жизни вне общества был продолжителен.

Обнаружили Мари в сентябре 1731 года: девочка 9-10, страдающая от жажды, в сумерки вышла к селению Сонжи. У неё были босые ноги, покрытое тряпьём и шкурами тело, волосы под колпаком из тыквы, лицо и руки чёрные, как у негритянки. Она была вооружена короткой и толстой палкой с наконечником в форме булавы. Первые, которые её увидели, бросились бежать с криками. Кто-то спустил на неё мастифа, вооружённого ошейником с железными шипами. Дикарка нанесла ему такой страшный удар по голове, что он свалился замертво к её ногам. Торжествуя свою победу, она попрыгала несколько раз по туловищу собаки. Затем она попыталась открыть дверь, и, не добившись успеха, ушла назад за селение в сторону реки и забралась на дерево, где спокойно заснула.

Ее решили взять её голодом: поставив под дерево женщину с рыбой и корнеплодами в руках, показывающую ей дружелюбие. В конце концов дикарка спустилась вниз, а женщина стала медленно отходить, чтобы спрятавшиеся рядом мужчины успели подбежать и схватить её. Приведённая на кухню замка, она бросилась на пищу, которую ей предложили, и, в присутствии виконта, быстро содрала кожу с кролика и стала есть его сырым.

После неоднократного мытья кожа пленницы оказалась светлой, у неё были голубые глаза, а пальцы на руках, особенно большие, были непропорционально длинные. Она обнаруживала некоторые признаки поведенческой регрессии: опускалась на четвереньки, чтобы пить воду втягивая её, как это делает корова, у неё наблюдалось постоянные боковые движения глаз, похожие на нистагм, по причине жизни в состоянии перманентной бдительности. Она очень хорошо плавала, в том числе в зимний период.

Мари не разговаривала, отказывалась спать в постели, и её желудок переваривал только сырую пищу. Её пытались приучить к обычной еде: из учтивости она могла поесть немного хлеба, но потом её сильно рвало, и она начала слабеть. Поэтому ей разрешили есть сырое мясо; ей приносили курицу или живого кролика, у которых она сосала тёплую кровь, действовавшую, по её собственному признанию много лет спустя, «как бальзам, который растекался повсюду и восстанавливал мои силы».

Виконт д’Эпинуа отдал Мари на воспитание монахиням Шалона, которые терпеливо приобщали её к культуре, там она начала получать образование и обрела речь. В последующие годы она жила в 6 монастырях других четырёх городов Шампани. 16 июня 1732 года она приняла крещение и получила имя Мари-Анжелик Мемми и фамилию Леблан.

Джини

Эта душераздирающая история произошла уже в современном мире. Джи́ни родилась 18 апреля 1957 года в Калифорнии, США.

Власти обнаружили Джини в 1970 году, первые 13 лет и 7 месяцев своей жизни она провела в запертой комнате, пребывая практически в полной социальной изоляции. Случай вызвал значительный интерес у психологов, лингвистов и других учёных.

Джини - не настоящее имя девочки, а псевдоним, данный исследователями для того, чтобы гарантировать ей некоторую анонимность. По словам лингвиста Сьюзан Кёртис, работавшего с Джини, девочка была подобна джинну из бутылки, который, миновав детские годы, внезапно возник в обществе. «У неё не было того, что у людей называется детством», - сказала Кёртис.

У родителей Джини - Дороти Оглсби и Кларка Уайли было четверо детей, из которых выжили двое - Джини и её старший брат Джон. Первые двое скончались при невыясненных до конца обстоятельствах. Своего первого ребёнка - девочку, которая раздражала его плачем, - Кларк Уайли завернул в одеяло и поместил в ящик стола, стоявшего в гараже. После этого в возрасте 2,5 месяцев ребёнок умер от пневмонии. Второй ребёнок, мальчик, умер вскоре после рождения, захлебнувшись собственной слюной.

На протяжении первых шести месяцев жизни Джини регулярно осматривал педиатр. Согласно медицинским записям, Джини на протяжении этого периода была нормальным ребёнком. В возрасте 14 месяцев Джини был поставлен диагноз «острая пневмония»; после осмотра лечащий врач заявил о том, что она проявляет признаки «вероятной задержки умственного развития». Это предположение стало поворотным в жизни Джини: отец девочки изолировал её в одной из комнат своего дома от контактов с матерью и старшим братом.

Первые 12 лет своей жизни Джини провела в запертой комнате. Днём отец надевал на неё подгузники и привязывал к детскому стульчику. На ночь он фиксировал девочку при помощи самодельной смирительной рубашки и помещал ребёнка в металлический вольер. Кларк Уайли кормил девочку только детскими смесями на молоке и общался с ней, преимущественно имитируя собачий лай и рычание. Каждый раз, когда она пыталась говорить, он избивал её палкой. Игрушками для Джини служили полиэтиленовые плащи, висевшие в комнате, и пустые катушки из-под ниток. Уайли не переносил шума, и поэтому в доме не было ни радиоприёмника, ни телевизора. Мать девочки и её брат, опасаясь Кларка, разговаривали шёпотом.

Кларк предполагал, что Джини скончается до наступления двенадцатилетнего возраста. Он говорил Айрин, что женщина сможет обратиться за медицинской помощью для Джини, когда последней исполнится 12. Однако позже Уайли отказался от своих слов. В 1970 году 50-летняя Айрин ушла от мужа, взяв с собой дочь, которой на тот момент было 13 лет. К этому времени их сын Джон уже сбежал из дома.

Позже супругам Уайли были предъявлены обвинения в жестоком обращении с ребёнком. Незадолго до начала судебного заседания Кларк Уайли покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в правый висок.

Полицейский Линли, который производил арест Айрин и Кларка Уайли, вспоминает: «Джини спала в вольере из проволочной сетки, закрытом на замок. Это была клетка для ребёнка. Окно комнаты было задрапировано алюминиевой фольгой, отражающей солнечный свет. В комнате было темно, как в шахте ночью».

На момент её обнаружения 13-летняя Джини носила подгузники и практически не владела речью. Когда Джини поместили в детскую больницу, её вес составлял около 27 кг при росте 1,37 м. Она не умела бегать, не могла полностью выпрямить руки и ноги и поэтому ходила, испытывая значительные затруднения.

“Кроличья походка” Джини:

Девочка не реагировала на температуру окружающей среды, не была приучена к туалету, не умела жевать, не контролировала слюнотечение и постоянно плевалась, тело и одежда девочки были покрыты слюной.

В результате того, что в течение длительного времени ребёнок был зафиксирован в сидячем положении, на её ягодицах образовались массивные мозоли.

У Джини оставался целый ряд привычек, приобретённых в ранние годы жизни. У девочки происходило неконтролируемое мочеиспускание, когда что-то очень заинтересовывало или волновало её. Кроме того, она «неумеренно мастурбировала».

Тесты показали, что по умственному развитию она находится на уровне годовалого ребёнка. Поначалу она могла распознавать только собственное имя и слово «sorry» («извини»). Через некоторое время девочка стала произносить две фразы, которые, по оценкам специалистов, имели ритуальный характер: «stopit» и «nomore» («хватит» и «не надо»).

Несмотря на то, что поначалу в лексиконе Джини присутствовало менее 20 слов, врачи описывали её как «очень общительного» ребёнка. По словам Кёртис, если Джини не удавалось выразить мысли при помощи слов, то она использовала жесты. Кроме того, девочке нравилось, когда её гладили и обнимали. Если её что-то расстраивало, то девочка реагировала «беззвучным криком», но со временем она стала «выражать свои эмоции вполне открыто».

За первые 7 месяцев, прошедшие после освобождения, Джини научилась распознавать, предположительно, немного более сотни новых слов и начала говорить. Кёртис вспоминает, что как-то раз они с Джини пришли в гости к одному психологу, и девочка принялась за исследование комнат его дома. Внимание Джини привлекла декоративная подушка. На вопрос «что это?» девочка ответила «pillow» («подушка»). Затем девочку спросили, не хочет ли она посмотреть на кота. Джини ответила «No. No. Cat» («Нет. Нет. Кот») и резко покачала головой. Тем не менее, преимущественно ребёнок молчал.

Поначалу Джини подобно детям, которые только начинают говорить, произносила фразы, состоящие из одного слова. В июле 1971 года она начала объединять в одной фразе уже по два слова: «big teeth» («большие зубы»), «little marble» («маленький шарик»), «two hand» («два рука»).

В отличие от нормальных детей, Джини никогда не задавала вопросов, хотя и предпринимались неоднократные попытки обучить её этому. Также она не смогла освоить грамматику, а развитие её речевых навыков было чрезвычайно заторможенным. Как правило, через несколько недель после того, как ребёнок начинает произносить фразы из двух слов, происходит резкий скачок, и его речевые навыки начинают активно развиваться. С Джини такого не произошло. Даже после 4 лет обучения её речь напоминала «искажённый телеграфный стиль». Девочка оказалась неспособна связывать несколько слов в осмысленные предложения при помощи союзов и служебных частей речи.

В 1967 году Эрик Хайнц Леннеберг - психолог Гарвардского университета - выдвинул так называемую гипотезу критического периода. Леннеберг утверждал следующее: существует определённый возрастной порог, после достижения которого овладение языковыми навыками не представляется возможным. Согласно Леннебергу, критический период наступает в возрасте около 2 лет, а заканчивается с завершением периода полового созревания. Миновав критический период, человек оказывается не в состоянии овладеть первым языком. Джини частично опровергла эту гипотезу.

Кёртис сообщает, что особенно хорошо девочка справлялась с заданиями, направленными на проверку функций правого полушария. В частности, Джини отлично прошла так называемый «тест Муни», который заключался в следующем: испытуемой демонстрировали чёрно-белые, очень контрастные картинки, некоторые из которых изображали человеческие лица, а некоторые являлись абстрактными фигурами. Задача пациентки заключалась в том, чтобы распознать, на каких картинках изображены лица. По словам Кёртис, Джини «показала наилучший результат среди детей и взрослых из всех случаев, когда-либо описанных в литературе».

На протяжении 1971-1979 гг. Кёртис проводила, кроме того, тесты, целью которых было определение уровня интеллекта Джини. Кёртис отмечает, что IQ её подопечной значительно вырос за это время. В частности, в 1971 году Джини, пройдя тест, разработанный специально для глухих детей и не требующий вербальных инструкций, набрала 38 баллов; в 1972 году - 53 балла; в 1974 году - 65 баллов; а в 1977 году - 74 балла. Тем не менее, в заданиях, связанных с функциями левого полушария головного мозга, она добилась гораздо меньшего успеха.

Джини проживала в разных приёмных семьях (одна из них была глубоко религиозной), где она постепенно регрессировала. В 1975 году Джини исполнилось 18 лет. В том же году исследование было прекращено, а вскоре ее мать Айрин Уайли, добившись снятия выдвинутых против неё обвинений в жестоком обращении с ребёнком, изъявила желание взять Джини под свою опеку.

Ей было предоставлено это право, но через несколько месяцев совместного проживания Айрин поняла, что не может выполнять свои обязанности, и отказалась от дальнейшей опеки над Джини. По словам Дэвида Риглера, Джини была счастлива, когда проживала со своей матерью.

В 1979 году Айрин Уайли подала исковое заявление против детской больницы и членов исследовательской группы (в том числе и против Сьюзан Кёртис). Айрин от своего имени и от имени Джини обвинила медиков и учёных в разглашении «частной и конфиденциальной информации», касающейся её и её дочери. Согласно исковому заявлению Айрин Уайли, члены исследовательской группы подвергли девочку «чрезмерным и возмутительным» экспериментам, целью которых была не реабилитация пациентки, а извлечение личной и материальной выгоды.

Сьюзан Кёртис продолжала работать с Джини на добровольной основе, но решением суда ей было запрещено посещать её пациентку. В 2008 году Кёртис в интервью ABC News сообщила, что на протяжении последних 20 лет она пыталась разыскать Джини, но её попытки оказались безрезультатными.

В 2008 году американские СМИ сообщили о том, что некий человек, «занимавшийся исследованием жизни Джини», установил её местонахождение, воспользовавшись услугами частного детектива. По словам этого лица, пожелавшего сохранить анонимность, в 2000 году Джини содержалась вместе с 6-8 другими пациентками в частном специализированном заведении для взрослых. «У меня есть отчётные ведомости её расходов. Там присутствуют, например, счета за такие вещи, как купальник, полотенце, хула-хуп и Walkman. Это так трогательно. Но там ей хорошо», - заявил аноним.

Многие считают, что история индийского мальчика-волчонка Дина Саничара вдохновила Редьярда Киплинга на написание его самой знаменитой и любимой миллионами читателей «Книги джунглей».

Как и Маугли, Дин был диким мальчиком, воспитанным волками, хотя его жизнь сильно отличалась от вымышленного героя. Книжный Маугли удивил читателей своим воспитанием. Побывав в индийском лесу, он был усыновлен животными, которые кормили, защищали и оберегали его. Дин тоже был воспитан волками, но у этого реально существовавшего мальчика жизнь была не настолько сказочной.

Рожденный в Индии, проживший там до 6 лет, а потом переехавший в Англию с родителями, молодой писатель Редьярд спустя десятилетие вернулся на свою малую родину. Его знаменитая «Книга джунглей» увидела свет в 1895 году.

Оказывается, история Маугли родилась спустя два десятилетия после того, как Дин Саничар был пойман индийскими охотниками в стае волков. Но в отличие от смышленого книжного героя, Дин был умственно отсталым, несмотря на годы реинтеграции в человеческом обществе.

Дин был не единственным мальчиком, чья необычная жизнь воплотилась в книжное повествование. Но именно его история жизни оказала непосредственное влияние на одного из самых известных британских писателей.

Охотники похитили его и убили волка-компаньона

Охотники случайно наткнулись на Дина в джунглях и стали свидетелями того, как он шел на четвереньках следом за своим другом волком. Любопытство взяло верх, и они начали целую охоту на мальчика, чтобы поймать его.

Они предприняли многочисленные попытки заманить дикого ребенка и отделить его от волка, но им не удалось их разделить. Охотники убили волка при первой же возможности. Все произошло прямо на глазах мальчика.

К нему приклеился ярлык умственно отсталого, как только он попал в детский дом

Охотники принесли Дина в детский приют, где миссионеры крестили его и дали имя Саничар, что на языке урду означает «суббота», потому что именно в этот день недели он попал в приют. В то время отец Эрхардт отвечал за миссию, и попытался лучше узнать и понять мальчика.

Дину пришлось довольно сложно приспосабливаться к своей новой жизни, ведь все считали его умственно отсталым. Однако он продемонстрировал способность рассуждать и время от времени стремился выполнять определенные задачи.

Он так и не смог научиться говорить или писать

Дети учатся говорить в течение первых двух лет своей жизни. Некоторые дети выговаривают «мама» или «папа» уже в шесть месяцев и через пару лет начинают уже спокойно общаться предложениями. Эти временные вехи совпадают с умственным, эмоциональным и поведенческим развитием ребенка.

Однако Дин никогда так и не заговорит. Несмотря на многочисленные попытки окружающих научить его речи, мальчик-волк так и не выучил человеческий язык и не научился письму. Он всю жизнь общался, издавая звуки животного.

Мальчик быстро научился курить

Малыш испытывал отвращение к одежде и отказывался разговаривать, но ему нравилось ходить не на четвереньках, а на ногах, хотя это давалось ему нелегко. Очень скоро он перенял у взрослых пагубную привычку и пристрастился к курению. Возможно это и стало причиной туберкулеза, сгубившего его в последствии.

Ему больше нравилось питаться сырым мясом и точить зубы об кости

У большинства детей начинают расти зубы в возрасте от четырех до семи месяцев и к трем годам уже полный набор зубов. Скорее всего Дину было поначалу в стае волков очень тяжело питаться без зубов, ведь волки являются плотоядными животными и едят в основном сырую дичь.

Но со временем он похоже привык только к той пище, что ела стая. Впервые появившись в приюте, мальчик наотрез отказался питаться приготовленной едой. Но он с жадностью накинулся на сырые куски мяса и с рычанием ощерившись обгрызал косточки.

Он ненавидел ходить одетым

Сразу же после доставки мальчика из джунглей, люди пытались привить ему навыки жизни в обществе и заставляли одеваться. Научившись ходить по-человечески, он почти двадцать лет насильно заставлял себя одевать штаны и рубаху.

Помимо него в детский приют позже привезли еще мальчика-волка из Крондштадта, который разделял нежелание Дина одеваться. Им обоим нравилось бегать как в джунглях нагишом.

Ему удалось сдружиться только с одним сиротой – таким же диким ребенком

Дин провел большую часть детства с животными и ему было достаточно сложно привыкнуть к людям. Но несмотря на это, ему удалось сразу найти общий язык с другим диким ребенком, жившим в этом же приюте.

Отец-настоятель приюта считал, что между мальчиками мгновенно установилась «связь сочувствия» и они даже учили друг друга новым для них навыкам человеческого поведения. Например, как пить жидкости из кружек. Они оба выросли в дикой природе, поэтому им вместе было гораздо уютнее, ведь они понимали друг друга.

В тот период было найдено еще несколько детей, воспитанных животными в индийских джунглях

Как бы это не звучало странно, но помимо Дина под конец XIX века в индийских джунглях были найдены и другие дети-волчата. Один из миссионеров нашел в 1892 году дикого ребенка возле Джалпаигура. На следующий год нашелся мальчик, который обожал кушать лягушек, в Баципуре возле Далсингарая.

Еще два года спустя ребенка нашли возле Султанпура и говорят, что в последствии он хорошо освоился среди людей и даже пошел работать в полицию. Последним нашли еще спустя 3 года ребенка возле Шаджампура, который вообще не смог приспособиться к жизни среди людей, хотя его пытались 14 лет «приручить».

Дин не смог адаптироваться в обществе полноценно и туберкулез убил его

Прожив в приюте почти десятилетие, Дин не смог наверстать упущенное в своем умственном развитии. Восемнадцатилетний юноша едва достиг 152 сантиметров роста. Юноша был низколобым и с большими зубами, он постоянно нервничал и чувствовал себя «не в своей тарелке».

Считается, что он умер в двадцатидевятилетнем возрасте из-за туберкулеза в 1895 году. Однако по другим источникам ему к тому времени исполнилось 34 года.

Доказательства о существовании детей выращенных волками впервые появилось в Индии 50-х годах XIX века

Брошюра 1851 года «Учет волков, воспитывающих детей в их стаях по индийской статистике» сэра Уильяма Генри Слимана, является одним из первых фактов, объясняющих существование шести детей-волков в Индии. Пятеро из этих диких детей были найдены на территории современного Султанпура. Один был пойман в районе современного Бахрейха.

По словам Слимана, было много волков, которые жили недалеко от города Султанпур и других районов на берегах реки Гомтри, и они бегали с «большим количеством детей».

Воспитанники волков, дети были убиты в джунглях тиграми и другими хищниками

Почему в джунглях находились только дети, воспитанные волками, а не взрослые юноши или девушки? Вполне вероятно, что многим детям не удавалось пережить свое детство. Возможно, они умирали от голода или их убивали сами волки или другие хищные животные.

В «Книге джунглей» самым страшным противником Маугли был тигр Шерхан. В Индии даже в то время было много тигров, которые могли бы с легкостью напасть на ребенка в волчьей стае, ведь людям не дано бегать так же быстро, как волкам. В течение XIX века охотники нередко в джунглях находили мертвые детские тела, обглоданные дикими животными.

Дикие дети: правда или обман?

На протяжении многих лет поступали многочисленные истории о диких детях, которые были пойманы и вновь приучены к жизни в обществе, но впоследствии многие из рассказов были развенчаны.

Один из самых известных случаев в 1920-х годах касался двух девочек Амалы и Камалы, которым было почти по девять лет во время спасения их из волчьей стаи. Человек, нашедший их, всем рассказывал, что малышки выли на луну, ходили на четвереньках и ели только сырое мясо. Он попытался научить их ходить и говорить.

Исследователи были очарованы этой историей и написали о них много рассказов и книг. Но позднее выяснилось, что девочки вовсе не были воспитаны волками, а с рождения были инвалидами с врожденные дефектами конечностей.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

«Озверевшие дети» - один из мощных фотопроектов Джулии Фуллертон-Баттен (Julia Fullerton-Batten). Это серия мрачных, но атмосферных постановочных работ, вдохновленная реальными историями о детях, выросших в диких условиях или среди животных. Как выяснила Джулия в процессе своего исследования, в мире немало задокументированных случаев одичавших детей. Заблудившиеся, потерявшиеся, а по большей части просто оставленные родителями, дети быстро забывали свою сущность и приспосабливались к новым условиям жизни.

«Существует всего два сценария: в первом случае ребенок остается в лесу, а во втором ребенок фактически остается дома, но из-за небрежного отношения взрослых и постоянных унижений чувствует себя комфортнее среди животных», - объясняет фотограф.

Лобо, девочка-волк (Мексика, 1845-1852 год)

В 1845 году в Мексике произошел странный случай: на стадо пасшихся на лугу коз напала стая волков, вместе с которыми на четвереньках бегала маленькая девочка. Ее поймали, но спустя некоторое время она убежала. В 1852 году девочку видели в лесу кормящей двух волчат. При приближении людей она сразу убежала. Больше ее никто не видел.

Оксана Малая, воспитанная собаками (Украина, 1991 год)

Восьмилетнюю Оксану нашли в собачьей будке в 1991 году. Она прожила вместе с собаками шесть лет. Родители девочки были алкоголиками. Однажды вечером они просто забыли ее на улице. В поисках тепла трехлетняя девочка заползла в собачью будку и уснула, свернувшись калачиком. Со временем Оксана начала вести себя больше как собака, чем как человеческое дитя. Она передвигалась на четвереньках, дышала, высунув язык, скалила зубы и лаяла. Девочка, лишенная человеческого общения, знала только два слова: «да» и «нет».

Интенсивная терапия помогла Оксане овладеть основными социальными и вербальными навыками, но на уровне пятилетнего ребенка. Сейчас Оксане 34 года. Она живет и работает в Одессе в доме-интернате, где ухаживает за коровами и лошадьми.

Шамдео (Индия, 1972 год)

Шамдео, мальчик в возрасте около четырех лет, был обнаружен в 1972 году в лесу в Индии, где он играл с волчатами. Его кожа была очень темной, зубы заострены, ногти длинные, загнутые, волосы спутанные, а на ладонях, локтях и коленях были мозоли. Он любил охотиться на птиц. В 1978 году его взяли в Дом матери Терезы для обездоленных и умирающих в Лакхнау, где дали ему имя Паскаль. Монахини так и не смогли окончательно отучить ребенка от сырого мяса, он не говорил, но выучил язык жестов. Умер в феврале 1985 года.

Ваня, мальчик-птица (Россия, 2008 год)

Ваня, семилетний мальчик, был найден в маленькой двухкомнатной квартире, в которой жил со своей 31-летней матерью. Он был заперт в комнате, заставленной клетками с птицами, среди корма для птиц и их помета. Мать обращалась со своим сыном как с еще одним питомцем. Она никогда не била, не наказывала его, не оставляла без еды, но и никогда не разговаривала с ним. Мальчик общался только с птицами. Он не умел говорить, только щебетал и махал руками как птица, когда ему было что-то непонятно. Женщину лишили родительских прав, а мальчика направили в центр психологической помощи для прохождения курса реабилитации.

Марина Чапман (Колумбия, 1959 год)

Пятилетнюю Марину похитили в 1954 году из одной южноамериканской деревни и бросили в джунглях. Она жила с семьей маленьких обезьян капуцинов в течение пяти лет, прежде чем ее обнаружили охотники. Девочка ела ягоды, корни и бананы, которые роняли обезьяны, спала в дуплах деревьев и передвигалась на четвереньках. Один раз Марина получила сильное пищевое отравление. Одна старая обезьяна привела ее к луже воды и заставила пить, девочку вырвало, и она пошла на поправку. Подружившись с молодыми обезьянами, Марина научилась лазить по деревьям и понимать, что можно есть, а что нет.

К тому времени как девочку нашли охотники, она полностью забыла человеческий язык. Марину продали в бордель, но ей удалось сбежать оттуда. Так она оказалась на улице. Затем девочку приютила одна мафиозная семья. Они обращались с ней как с рабыней. Добрый сосед спас ее и отправил в Боготу к своей дочери и зятю. Они удочерили Марину, несмотря на то, что у них уже было пятеро своих детей.

В 1977 году семья вместе с Мариной переехала в Брэдфорд (графство Йоркшир, Великобритания), где женщина живет и по сей день. Она вышла замуж и родила нескольких детей.

Мадина (Россия, 2013 год)

Мадина жила с собаками с самого рождения и до тех пор, пока ей не исполнилось три года. Она ела, играла и спала вместе с псами. По словам социальных работников, Мадина передвигалась на четвереньках и рычала как собака.

Отец Мадины оставил ее сразу после рождения. Ее 23-летняя мать пила и часто была слишком пьяна, чтобы ухаживать за ребенком, в доме постоянно собирались собутыльники. Однажды Мадина убежала на детскую площадку, когда ее мать рассердилась на нее в очередной раз, но другие дети не приняли ее из-за того, что она не умела говорить и вела себя агрессивно. В конечном итоге малышка нашла себе друзей в среде собак и осталась с ними.

Врачи сообщили, что Мадина умственно и физически здорова, несмотря на то, что ей пришлось испытать.

Джини (США, 1970 год)

Когда Джини была еще маленькой, ее отец решил, что она умственно отсталая. Он удерживал девочку взаперти в небольшой комнате, где она прожила в полной изоляции более десяти лет и спала в кресле. В 1970 году органы опеки обнаружили Джини. По словам социального работника, девочка, несмотря на то, что ей на тот момент уже исполнилось тринадцать лет, не была приучена к туалету, не умела говорить, постоянно плевалась и царапалась. Джини передвигалась боком, прыгая как кролик. В течение последующих лет она стала объектом исследования.

Спустя некоторое время Джини выучила несколько простых слов, однако по-прежнему не могла строить предложения. Позже девочку научили читать и развили у нее базовые социальные навыки. Некоторое время она жила со своей матерью, после несколько лет провела в различных детских домах, где ее били и обижали. Джини была вынуждена вернуться в детскую больницу. Оказалось, что она снова перестала разговаривать. Финансирование лечения Джини было прекращено в 1974 году. О дальнейшей судьбе девочки не было ничего известно, пока за дело не взялся частный детектив. Он нашел Джини в частном учреждении для умственно недоразвитых взрослых.

Мальчик, воспитанный самкой леопарда (Индия, 1915 год)

В 1915 году охотник, убивший самку леопарду, обнаружил, что у нее осталось трое детенышей, среди которых был пятилетний мальчик. Ребенка вернули его семье, проживавшей в небольшой индийской деревушке. Когда его впервые нашли, он мог сидеть только на корточках и бегал на четвереньках, так быстро, как взрослый человек может бежать на двух ногах. Его колени были покрыты мозолями, а пальцы согнуты почти под прямым углом к ладони и покрыты жесткой, ороговевшей кожей. Он кусался и бросался на всех, кто к нему подходил, пытался ловить кур и есть их сырыми. Он не умел говорить, а только стонал и рычал.

Позже он научился говорить и ходить на двух ногах. К сожалению, мальчик постепенно ослеп от катаракты. Но это не было вызвано его жизнью в джунглях, болезнь оказалась наследственной.

Суджит Кумар, мальчик-цыпленок (Фиджи, 1978 год)

В детстве Суджит был очень непослушным мальчиком. Его родители решили запереть его в курятнике. Вскоре его мать покончила с собой, а отца убили. Дед Суджита взял на себя заботу о мальчике, однако по-прежнему не выпускал его из курятника. Суджиту было восемь лет, когда его нашли посреди дороги, кудахтавшим и махающим руками, словно крыльями. Еду он клевал, на стул мостился, будто курица на насест, а языком издавал щелкающие звуки.

В итоге Суджита поместили в дом престарелых. Но поскольку он вел себя агрессивно, то в течение двадцати лет пролежал привязанным простынями к кровати. Теперь ему за сорок, и о нем заботится Элизабет Клейтон, которая забрала его из дома престарелых.

Камала и Амала (Индия, 1920 год)

Восьмилетняя Камала и двенадцатилетняя Амала были найдены в 1920 году в логове волков. Это один из самых известных случаев одичания детей. Девочек обнаружил преподобный Джозеф Сингх, который наблюдал с дерева за пещерой, где они появлялись. Когда волки отправились на охоту, он увидел две фигуры, выходящие из пещеры. Девочки выглядели ужасно, перемещались на четвереньках и не были похожи на людей.

После того как их впервые поймали, девочки спали, свернувшись калачиком, рычали, срывали с себя одежду, не ели ничего, кроме сырого мяса, и периодически завывали. У них были деформированы сухожилия и суставы на руках и ногах, а конечности полусогнуты. Они абсолютно не хотели общаться с людьми. Но их слух, зрение и обоняние были исключительными.

Амала умерла на следующий год после того, как их нашли. Камала в конечном итоге научилась ходить в вертикальном положении и говорить несколько слов, но умерла в 1929 году от почечной недостаточности в возрасте 17 лет.

Иван Мишуков (Россия, 1998 год)

Ваня всегда был обузой для своей семьи и убежал, когда ему исполнилось четыре года. Он жил на улице, попрошайничал. В итоге мальчик прибился к стае диких собак и делил с ними еду, которую смог добыть. Собаки стали доверять ему, и в конце концов он стал кем-то вроде вожака стаи. Так он прожил два года, но потом его поймали и отправили в детский дом. Даже живя на улице среди собак, Иван пользовался речью, когда попрошайничал. Это и тот факт, что он был диким только в течение короткого времени, ускорило его восстановление. Сейчас он живет нормальной жизнью.

Мари Анжелика Мемми ле Блан, дикая девушка из Шампани (Франция, 1731 год)

История Мемми произошла в XVIII веке, но на удивление хорошо документирована. За десять лет Мемми прошла тысячи миль в одиночку через леса Франции. Она ела птиц, лягушек и рыб, листья, ветви и корни. Вооруженная дубинкой, она боролась с дикими животными, в основном с волками.

Ее нашли в возрасте 19 лет, девушка была чернокожая, волосатая и с длинными когтями. Когда Мемми опускалась на колени, чтобы попить воды, она неоднократно бросала боковые взгляды, находясь в состоянии постоянной боевой готовности. Она не могла говорить и общалась только визгом и криками. Она ела кроликов и птиц сырыми. В течение многих лет она не ела приготовленную пищу. Ее пальцы были искривлены, так как она использовала их, чтобы выкапывать корни и цепляться, прыгая с дерева на дерево, как обезьяна.

Восстановление Мемми от ее десятилетнего пребывания в дикой природе проходило очень удачно. У нее были богатые покровители, она научилась читать, писать и свободно говорить по-французски. В 1747 году она стала монахиней на какое-то время, но после этого вернулась к обычной жизни. В 1755 году Мемми опубликовала свою биографию. Умерла она, будучи зажиточной госпожой, в Париже в 1775 году, в возрасте 63 лет.

Джон Ссебуня, мальчик-обезьяна (Уганда, 1991 год)

Джон научился говорить и освоил необходимые социальные навыки. У него был прекрасный певческий голос. Теперь он выступает вместе с хором «Жемчужина Африки» и ездит на гастроли по миру.

Виктор, дикий мальчик из Аверона (Франция, 1797 год)

Виктора поймали в лесах Сен-Сернен-сюр-Ранс (юг Франции) в январе 1800 года. На вид ему было около двенадцати лет. Его тело было покрыто шрамами. Он не умел разговаривать. Считается, что в дикой природе Виктор провел семь лет своей жизни.

Профессор биологии решил проверить сопротивление Виктора к холоду, оставив его на морозе в снежный день. Это никак не сказалось на физическом состоянии мальчика. Другие профессора пытались научить его говорить и вести себя «нормально», но безуспешно. В конце концов он был доставлен в институт в Париже и умер в возрасте сорока лет.

Невероятные факты

Легенда гласит, что Ромула и Рема , близнецов основателей Рима, покинули в детстве, и детей вскормила волчица, пока их не нашел блуждающий пастух. В конце концов, они основали город на Палантинском холме , том самом месте, где о них заботилась волчица. Возможно, это все лишь миф, но в истории немало настоящих случаев, связанных с детьми, которых вырастили животные .

И хотя в настоящей жизни истории этих диких детей не так романтичны, как в случае с Ромулом и Ремом , так как у этих детей часто наблюдалась когнитивные и поведенческие нарушения, их истории свидетельствуют о недюжинной человеческой воле к выживанию и о сильном материнском инстинкте других животных.


Украинская девочка-собака

Оставленная в конуре своими нерадивыми родителями в возрасте от 3 до 8 лет, Оксана Малая выросла в окружении других собак. Когда ее нашли в 1991 году, она не умела говорить, выбрав собачий лай вместо речи и бегала на четвереньках. Сейчас в возрасте двадцати с лишним лет, Оксану научили говорить, но у нее осталась задержка психического развития. Сейчас она ухаживает за коровами, которые находятся на ферме возле интерната, в котором она живет.


Камбоджийская девочка джунглей

Рочом Пьенгенг (Rochom P"ngieng) потерялась и загадочно исчезла в возрасте 8 лет, когда она пасла буйвола в джунглях Камбоджи. Через 18 лет, в 2007 году, житель деревни увидел голую женщину, которая кралась к его дому в попытке украсть рис. После того, как в женщине узнали потерянную девочку Рочом Пьенгенг по отличительному шраму на спине, оказалось, что девочка каким-то чудесным образом выжила в условиях густых джунглей.

Девушка не смогла выучить язык и адаптироваться к местной культуре и опять исчезла в мае 2010 года. С тех пор появилось много противоречивой информации о ее местонахождении, включая сообщение о том, что в июне 2010 года ее видели в яме вырытого туалета возле дома.


Ребенок-обезьяна из Уганды

После того как на его глазах отец убил мать, 4-х летний Джон Ссебунья (John Ssebunya) убежал в джунгли, где, предположительно, его вырастили зеленые мартышки, пока его не нашли в 1991 году. Как и в других случаях с детьми-маугли, он сопротивлялся жителям деревни, которые пытались его схватить, и получил помощь от своих сородичей обезьян, которые бросали в людей палки. После того, как его поймали, Джона научили разговаривать и петь. Последнее что стало о нем известно, так это то, что он гастролирует с детским хором Жемчужины Африки .


Виктор из Авейрона

Он был, пожалуй, одним из самых известных детей-маугли. История Виктора из Авейрона стала широко известна благодаря фильму "Дикий ребенок ". Несмотря на то, что его происхождение является загадкой, считается, что Виктор прожил все детство один в лесу до того, как его обнаружили в 1797 году. После еще нескольких исчезновений, он появился в окрестностях Франции в 1800 году. Виктор стал предметом изучения многих философов и ученых, которые задумывались о происхождении языка и поведении человека, хотя мало что удалось добиться в его развитии из-за задержки психического развития.


Мадина

Трагическая история Мадины похожа на историю Оксаны Малой . Мадина жила с собаками, предоставленная самой себе до того, как ее обнаружили в возрасте 3 лет. Когда ее нашли, она знала всего два слова - да и нет, хотя предпочитала лаять по-собачьи. К счастью, Мадину объявили умственно и физически здоровой сразу после обнаружения. Несмотря на то, что в ее развитии наблюдалась задержка, она находится в таком возрасте, когда надежда еще полностью не потеряна и те, кто за ней ухаживают, считают, что она сможет вести нормальный образ жизни, когда вырастет.


Лобо, девочка волк с реки Дьявола

В 1845 году, была замечена загадочная девочка, которая бежала на четвереньках среди волков, нападая на стадо коз возле Сан Фелипе в Мексике. Историю подтвердили год спустя, когда девочку вновь увидели, на этот раз жадно поедающую убитую козу. Встревоженные жители деревни начали поиски девочки, и вскоре дикую девочку поймали. По предположениям, она постоянно выла по-волчьи по ночам, привлекая стаи волков, которые ворвались в деревню, чтобы спасти ее. В конце концов, она вырвалась и убежала из своего заточения.

Девочку не видели до 1854 года, когда ее случайно заметили с двумя волчатами у реки. Она схватила детенышей и убежала в лес и с тех пор никто ее больше не видел.


Мальчик-птица

Российский мальчик, заброшенный своей матерью, который общается чириканьем, был обнаружен социальными работниками в Волгограде. Когда его нашли, 6-летний мальчик не мог говорить, а вместо этого чирикал, как и его друзья попугаи. Несмотря на то, что физически он никак не пострадал, он не способен войти в нормальный человеческий контакт. Он выражает свои эмоции, помахивая руками, словно птица крыльями. Его перевели в центр психологической помощи, где специалисты пытаются его реабилитировать.


Амала и Камала

Эти две девочки в возрасте 8-ми лет(Камала ) и 18-ти месяцев(Амала ) были найдены в логове волков в 1920 году в Миднапоре в Индии. Их история вызывает противоречивые мнения. Так как у девочек была большая разница в возрасте, специалисты считают, что они не были сестрами. Возможно, что они попали к волкам в разное время. Обе девочки имели все повадки животных: ходили на четвереньках, выли по ночам, разевали рот и высовывали язык, как волки. Как и другие дети-маугли, они хотели вернуться к своей прежней жизни и чувствовали себя несчастными, стараясь освоиться в цивилизованном мире. После того как младшая девочка умерла, Камала в первый раз заплакала. Старшей девочке удалось частично социализироваться.


Дикий мальчик Питер

В 1724 году голого волосатого мальчика, который ходил на четвереньках, обнаружили в лесу около города Хамельн в Германии. Когда его обманом заманили, он вел себя как дикое животное, предпочитая есть птиц и овощи сырыми, и не умея разговаривать. После того, как его перевезли в Англию, ему дали имя дикий мальчик Питер . И, несмотря на то, что он так и не научился говорить, он, предположительно, любил музыку, его научили выполнять простую работу, и он дожил до преклонных лет.


© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал