Курение в запрещенных местах статья. Что делать с теми, кто курит в общественных местах? Скачать постановление можно

10.07.2023

В 2013 году началась активная борьба с курением на государственном уровне. Появились серьёзные ограничения (Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ). За шесть лет закон показал свою эффективность. Действительно табачного дыма стало намного меньше. Однако не все проблемы, связанные с курением, были решены. Долго не был введен запрет на курение на балконе своей квартиры – в 2019 году это все еще большая проблема. Поэтому законодатели решили не останавливаться на достигнутом. С 1 октября 2019 года начинают действовать важные поправки в Правила противопожарного режима в РФ.

Расскажем, где действует закон о запрете курения в 2019-2020 годах, в каких местах нельзя курить, какие изменения подготовлены правительством по данному вопросу, какой штраф за курение в общественных местах в 2019-2020 годах по закону должен заплатить нарушитель.

Где нельзя курить

Уже шесть лет действует Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ. За этот период подавляющее большинство курильщиков привыкли к введённым ограничениям и стараются их соблюдать. Места, в которых курение запрещено, обозначены специальными знаками.

Итак, закон о запрете курения 15-ФЗ (с изменениями на 2019-2020 год, статья 12) запрещает курить:

  • во всех детских образовательных учреждениях;
  • в учреждениях культуры и спорта;
  • в медицинских учреждениях;
  • во всех видах общественного транспорта;
  • на поездах дальнего следования и судах дальнего плаванья;
  • в гостиницах, хостелах и т.д.;
  • в помещениях социальных служб;
  • в местах общественного питания;
  • на рабочих местах;
  • в лифтах и подъездах жилых домов;
  • на детских площадках;
  • на пляжах;
  • на автозаправках;
  • на пассажирских платформах.

Таким образом, у курильщиков осталось не так много законных мест для курения. Тем не менее, окончательно проблема не была решена. Если в самом подъезде, за исключением специально отведенных мест (курилок), курить запрещено (на это могут пожаловаться соседи, и нарушителя привлекут к ответственности), то на улице дымить сигаретой до сих пор разрешено. Поэтому люди переместились из подъездов на улицу, либо в свою квартиру. И в том, и в другом месте они по-прежнему могут доставлять неудобства некурящим гражданам.

Если на курение на свежем воздухе жалуются не так часто, то аналогичное действие соседа в квартире может стать проблемой. Дымить на собственной территории хозяин имеет полное право. По факту, дым может поступать к соседям. Особенно если курение происходит в санузле. Много вопросов всегда возникало по поводу курения на балконах. У юристов часто спрашивают, можно ли курить на балконе своей квартиры по новому закону 2019 года. Законных способов борьбы с таким явлениям до сих пор не существовало. Жильцам самостоятельно приходилось решать этот вопрос, вплоть до смены места жительства.

Можно ли курить на балконе собственной квартиры?

Последние новости по решению вопроса с курением появились 20 сентября 2019 года. Постановлением Правительства № 1216 были внесены поправки в пункт 90 Правил противопожарного режима в РФ. С 1.10.2019 запрещается использовать открытый огонь на балконах и лоджиях квартир. Соответственно, под запрет попадает жарка шашлыков, которой любили увлекаться некоторые жильцы, особенно в летний период. Однако эксперты расценили указанные поправки, ещё и как запрет курения на балконе в многоквартирном доме. Это подтвердили в МЧС.

Разберёмся, действительно ли теперь курение на балконе запрещено, если дым мешает соседям. Закон в 2019 году лишь косвенно вводит подобный запрет. Только из пункта 436 Правил противопожарного режима можно сделать вывод, что открытым огнём является горящая спичка, сигарета и т.д. Больше никаких определений, что же является открытым огнём законодательство не содержит. Поэтому вопрос: относится ли сигарета к открытому огню или нет, – остаётся открытым.

Мнения экспертов по данному вопросу разделились. Например, член комитета Госдумы по охране здоровья Н.Герасименко посчитал сигарету источником открытого огня. Он аргументировал свою позицию тем, что на предупреждающих щитах при проведении пожароопасных работ всегда есть знак о запрете курения. Однако необходимо разобраться, что же из себя представляет сам процесс курения. По сути, это не горение, а тление табака. С такой точки зрения, открытый огонь здесь отсутствует. Но в момент поджигания сигареты признаки открытого горения всё же есть. Таким образом, чтобы окончательно поставить точку в вопросе: можно или нет курить на балконе – необходимо, чтобы на законодательном уроне было закреплено, что является открытым огнём.

Если курение на балконе в многоквартирном доме закон в 2019 году,пусть и косвенно, но запрещает, то никаких ограничений на курение в самой квартире нет. Отсюда следует, что открытый огонь на балконе запрещено разводить, а внутри помещения квартиры, где ещё больше вероятность воспламенения отдельных предметов, можно. Судя по всему, меры противопожарной безопасности будут дорабатываться, также как и меры по борьбе с курильщиками. Стоит также дождаться судебной практики по этому вопросу.


Штраф за курение в общественных местах в 2019-2020 годах

К административной ответственности привлекаются граждане, которые решат нарушить требования, которые установил Федеральный закон 15-ФЗ о запрете курения в общественных местах. В 2019-2020 годах штраф для нарушителей, согласно статье 6.24 КоАП РФ, составляет от пятисот рублей до полутора тысяч. Таким будет штраф за курение в подъезде жилого дома или в лифте. Как правило, чаще всего именно в указанных местах и пресекаются правонарушения, так как соседи легко вычисляют курильщика и сообщают о нём.

Курильщика на детской площадке оштрафовать уже сложнее. Хотя и размер штрафа за такое правонарушение выше: от 2 000 рублей до 3 000 рублей. Однако, если человек единожды пришёл покурить на детскую площадку и ушёл ещё до прихода сотрудников полиции, то, конечно, такое правонарушение останется безнаказанным.

Балкон многоквартирного дома не относится к местам, запрещённым для курения, согласно 15-ФЗ. Таким образом, если соседи будут жаловаться на дым, то курильщика можно попробовать привлечь по статье 20.4 КоАП РФ, т.е. за нарушение правил противопожарной безопасности. В этом случае, можно отделаться просто предупреждением. В противном случае, придётся заплатить штраф, как и за курение на детской площадке, от 2 000 рублей до 3 000 рублей. Курильщики могут попробовать оспорить штраф, так как законодательство о запрете курения точно не отвечает на вопрос, можно ли курить на балконе своей квартиры по новому закону.


Все мы знаем, что курение приносит здоровью огромный вред. Особенно страшно то, что курить начинают подростки в раннем возрасте, когда организм ребенка начинает формироваться. А это может отразиться на физическом и умственном развитии детей.

Понимая, какой вред и угрозу для человечества приносит такая привычка, правительство Российской Федерации приняло новый закон. Постановление дает право наказывать тех, кто позволяет себе затянуться в общественных местах. Ведь такие люди вредят не только своему здоровью, но и всем окружающим их людям.

Закон о запрете курения в общественных местах 2018

На основании Федерального закона №15 существуют общественные места, где курить строго запрещается. Давайте перечислим основные общественные места:

  • спортивные, образовательные, культурные учреждения;
  • медицинские учреждения и санатории;
  • все виды транспорта;
  • аэропорт, вокзалы, порты, остановки, пассажирские платформы;
  • гостиницы, жилые здания, в том числе подъезды и лифты;
  • все торговые заведения;
  • места общественного питания;
  • здание органов власти;
  • пляжи, детские площадки, парки;
  • заправочные станции.

Затянуться на рабочем месте тоже запрещено, если этого желает руководство организации. В других случаях, это позволительно и наказуемо. Для этого в специально отведенном месте должны быть вентиляционные системы.

С 1 января 2018 года вступят в силу некоторые положения Федерального закона по этому вопросу.

Как звучит?

По новому правилу о запрете курения производители табачных изделий должны указывать на упаковке подробный состав, а также предупреждение о вреде здоровью этой продукции; лицам младше 18 лет, продажа сигаретных изделий строго запрещена. По новому закону за продажу сигарет детям младше 18 лет, несут ответственность не только продавцы, но и родители подростков.

Во всех программах, театральных постановках, мультфильмах для детей запрещена демонстрация сигарет и сам процесс. И, конечно же, по новому постановлению ограничены места, где можно это делать.

Какое наказание можно ожидать?

Если нарушать правило и установленные в нем определения, можно получить за это наказание. Новый принцип ужесточил и повысил административное наказание за курение в местах общественного пользования.

Минимальный штраф физическим лицам равен 500 рублей. Если нарушить правило и делать это на вокзале, то все может обойтись в 1,5 тысяч рублей. За то, чтобы на детской площадке держать в руках сигарету, можно заплатить штраф, который составит 2-3 тысячи рублей.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за нарушение закона получают штрафы намного выше. Если ИП забыли установить знак “курение запрещено”, им грозит штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей. А юридические лица за нарушение получат штраф от 30 до 60 тысяч рублей.

Примерно такие штрафы положены за комнаты для такого развлечения, где нет надлежащей изоляции и хорошей вентиляции. За продажу сигаретных изделий детям юридическим лицам грозит штраф до 100 тысяч рублей. Индивидуальные предприниматели за продажу сигарет несовершеннолетним детям могут получить штраф до 50 тысяч рублей.


Положен штраф от 80 до 150 тысяч рублей за незаконное спонсорство табачных изделий. Попадаться в неположенных местах с сигаретами для многих окажется слишком дорогим удовольствием. Именно поэтому, прежде чем затянуться в общественном месте, следует хорошо ознакомиться со всеми положениями нового постановления.

Закон о курении в общественных местах 2018 штрафы

По новому постановлению штраф считается главным наказанием за задымление в общественных заведениях. Для россиянина штраф в размере 1500 рублей является довольно ощутимым наказанием. До 2018 года не считались запретной зоной кафе и рестораны.

Скачать постановление можно

Такие постановления и денежные взносы ведут для предупреждения пропаганды курения среди молодого поколения и, конечно же, для защиты здоровья всех некурящих граждан. С 1 июня 2015 года Россия разрабатывала закон о запрете табакокурения.

Касается ли электронных сигарет?

Ознакомившись с Федеральным законом можно понять, что запрет введен только на табачные изделия, от которых возникает табачный дым. Ведь этот дым содержится в атмосфере и его вдыхают и все остальное население. В постановлении о курении ничего не сказано о запрете электронных сигарет.

Когда вышел, выписка

С 1 июня 2013 года вступил в силу “Антитабачный” закон, который запрещает баловаться папиросами в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, и вовлечение в данный процесс детей. Запрет вводился постепенно.

С 2013 года нельзя дымить в школах, вузах, медицинских учреждениях, зданиях органов государственной власти, лифтах, в общественном транспорте. С июня 2014 года введен запрет на курение на поезда дальнего следования, суда, кафе, рестораны, торговые объекты, платформы электричек.

Федеральный закон о запрете курения в общественных местах 2018

Данный закон был принят в 2013 году, в феврале месяце. В свое активное действие вступил в с 1 июня 2014 года. Вот уже несколько лет он помогает сохранить правопорядок в стране. Скачать постановление можно

Дополнение читать

По данным Роспотребнадзора только в 2017 г. жители России были оштрафованы за курение в неположенных местах и другие нарушения более чем на 60 млн рублей.

Пассивное курение наносит ощутимый вред здоровью окружающих некурящих людей. Поэтому закон довольно серьезно ограничил права курильщиков в общественных местах, тем самым предоставив возможность некурящим людям сохранить свое здоровье и отгородив молодое поколение от пагубного пристрастия.

Где нельзя курить в России

Закон о запрете курения вышел несколько лет назад, но полностью заработал и вошел в силу только в 2017 году. Его действие направлено на охрану здоровья некурящих граждан и предотвращение распространения табака среди несовершеннолетних.

Принятие закона связано напрямую с ратификацией Россией конвенции Всемирной Организации Здоровья по борьбе против табака.

В документе четко прописаны места, где запрещено курить по закону:

  • автозаправки;
  • общественные пляжи;
  • детские площадки;
  • лифты и подъезды в жилых домах;
  • рабочие места;
  • помещения органов государственной власти;
  • метро;
  • вокзалы;
  • аэропорты;
  • помещения социальных служб;
  • морские и речные порты;
  • общественный транспорт;
  • образовательные учреждения;
  • лечебные учреждения;
  • спортивные объекты;
  • культурные объекты;
  • детские сады;
  • заведения общественного питания;
  • гостиницы и общежития;
  • магазины;
  • крытые рынки;
  • помещения бытовых услуг.

Во всех местах, где курение запрещено, должен быть размещен специальный знак, запрещающий курение. Если человек, несмотря на запретительный знак, все-таки решит закурить, то рискует получить внушительный штраф. Все учреждения, не имеющие запретительного знака, подвергаются наказанию по закону.

Штраф за применение табачных изделий в запрещенных зонах

Закон о запрете курения представлен 25 статьями, которые датируются декабрем 2016 года. Из них подробнее всего о штрафных санкциях в 6 статье.

Статья 6. 23 ФЗ 15. Предусматривает наказание в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. рублей в случае привлечения несовершеннолетних детей к курению.

Под эти действия подпадает покупка сигарет, совместное курение с детьми, не достигшими совершеннолетия и т. д. Если эти же курительная продукция покупается родителями для детей до 18 лет, то штрафные санкции применяются к родителям и составляют сумму 2-3 тыс.рублей.

Статья 6 . 24 ФЗ 15 . Предусматривает штрафные санкции за употребление табачной продукции в общественных местах и составляет сумму от 500 до 1 тыс.рублей. Отдельной статьей идет наказание за табакокурение в местах, специально отведенных для детей - в этом случае наказание составит 2-3 тысячи рублей.

Статья 6. 25 ФЗ 15 . Предусматривает штрафные санкции за игнорирование ограничений, предусмотренных законом и отсутствие специальных запрещающих знаков для индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц. Сумма наказания варьируется от 10 тыс. до 90 тыс.рублей.

Специальное место для курения на улице обязано иметь достаточную освещенность в ночное время, пепельницу и соответствующий указатель. В закрытых помещениях расположение для курения должно быть закрытого типа, иметь пепельницу, огнетушитель, соответствующую табличку-указатель "Место для курения", искусственное освещение и систему вентиляции.

Модель вентилирующего устройства должна обеспечивать полную ассимиляцию загрязненного воздуха и препятствовать проникновению дыма в смежные помещения.

Для профилактики борьбы с табакокурением предусмотрено просвещение населения о вреде курения и табачного дыма. Запрещается показ курения в любых театральных постановках, мультфильмах и других детских передачах, а также для взрослых, кроме программ, где сигарета требуется для раскрытия художественного замысла.

Не допускается реклама, стимулирующая использование табака. Производители обязаны указывать на пачках с сигаретами подробный состав веществ, в них входящих и предупреждать о вреде курения соответствующим слоганом. Продажа подросткам до 18 лет табакосодержащей продукции строго запрещена. За это предусмотрен штраф до 100 тысяч рублей предприятиям и до 50 тысяч - частным предпринимателям.

С 2018 года за отпуск сигарет несовершеннолетним лицам несут ответственность не только продавцы, но их родители. За спонсорство рекламы и изготовления табака - штраф 80-150 тысяч рублей. На муниципальном уровне руководство имеет полномочия дополнительно ввести запрет курение в некоторых местах.

Места для употребления табака

Не запрещено использовать табачные изделия на улице. Условием для этого является удаленность курильщика на расстоянии 15 метров от всех объектов, где курение запрещено. Разрешено использовать табачную продукцию в собственных домах и квартирах, на балконах и террасах, принадлежащих им.

В виде исключения можно курить в многоквартирных домах и на суднах дальнего плавания, если эти места оборудованы всем необходимым и имеют достаточную вентиляцию помещения.

Законно можно использовать табачную продукцию в собственном автомобиле и в специально созданных местах для курения. Можно курить на остановках городского и междугороднего транспорта.

Не запрещается использовать табачные изделия на работе в местах для курения, но только с разрешения руководства предприятия.

На использование электронных сигарет официального запрета в России нет.

Не распространяется закон на использование кальянов в кафе и барах, но лишь при условии, что они находятся на открытых площадках.

Контроль за соблюдением исполнения закона о запрете курения в общественных местах обеспечивают сотрудники полиции.

Если нарушение постановления обнаруживается в закрытом помещении, то накладывать штраф по закону имеет право Пожарная служба или Роспотребнадзор. В июле 2018 года вступит в силу 2 и 4 часть 18 статьи Федерального Закона 15. Они будут способствовать еще более жесткому контролю за реализацией оптовой и розничной продажи сигарет.

Необходимость борьбы с массовым курением назрела очень давно. С 2013 года обрел силу и полномочия закон о запрете курения в общественных местах. Для любителей подымить эта новость стала обескураживающей, в особенности потому, что положения этого закона позволяют задать только один вопрос: а хоть где-то разрешено побаловаться сигаретой?

Закон и его суть

Если выражаться юридическим языком, то разговор пойдет о Федеральном законе от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Согласно ему категорически запрещается курение абсолютно во всех закрытых общественных помещениях . Президент РФ подписал закон 23 февраля 2013 года, а вступил он в силу 1 июня того же года.

Стоит отметить, что некоторые положения данного акта были утверждены несколько позднее:

  • Статья 13 Закона приобрела свою силу лишь 1 января в 2014 году.
  • Еще целый ряд пунктов и статей стали законными к 1 июня 2014 года. В частности, это самые жесткие положения 15-го Федерального закона, в соответствии с которыми, собственно, курильщиков и вытеснили из закрытых помещений.
  • Окончательно антитабачный закон сформировался в 2017 году 1 января, после того как в силу вступили 1 и 2 пункты первой части, а также 2-я часть статьи 18.


Стоит также отметить, что Федеральный закон о запрете на курение включает в себя запрет на рекламу или пропаганду продукции из табака .

Не разрешается стимулировать процесс продажи данного товара, табачные бренды исключаются из списка спонсорства. Особо строгие меры выставлены относительно демонстрации процесса курения в контенте, предназначенном для подростковой категории граждан.

Столь жесткие меры российское правительство приняло неспроста. Дело в том, что в соответствии со статистикой миллионы россиян умирают от раковых заболеваний, которые вызваны непосредственно вдыханием табачного дыма. Закон о курении сильно ограничивает возможности курильщиков, тем самым демонстрируя, что они несколько ущемлены в своих правах по отношению к некурящим людям.

Важно! Однако, как гласит та же статистика, количество людей, которые «дружат» с сигаретой, осталось практически прежним. Эксперты полагают, что видимые изменения в лучшую сторону можно ожидать не ранее, чем через пять лет.

«Бездымные» места

Все мы помним, что ранее сигаретный дым буквально окутывал рестораны и бары, ночные клубы и кафе. Даже в крупных торговых центрах, в холлах отелей и прочих приличных общественных заведениях стояли заядлые курильщики, которые наполняли воздух запахом табака. После того как соответствующий закон вступил в силу, появились конкретные места, где запрещено курить .

Давайте их перечислим:

  • Центры скопления молодежи – школы, университеты, колледжи, прочие учебные заведения, а также специальные учреждения, предназначенные для подростковой категории граждан.
  • Курить строжайше запрещено в санитарно-курортных, лечебных, профилактических и оздоровительных комплексах, а также во всех заведениях, связанных со спортивной деятельностью.
  • Нельзя распространять табачный дым при использовании всех видов общественного транспорта. Это автобусы, маршрутки и, конечно же, метро, самолеты, поезда, электрички, пароходы и паромы и т.д.
  • Запрет на курение охватывает такие области, как вокзалы, аэропорты, речные порты, автостанции и станции метро. В радиусе 15 метров от таких мест курить нельзя.
  • Данный ФЗ запрещает курить в жилых, а также торговых помещениях (в том числе на открытых рынках, в палатках и прочих торговых точках), в бытовых и социальных учреждениях, на предприятиях общепита и в гостиничной среде.
  • Табак под запретом во всех государственных учреждениях.
  • Во всех помещениях общего пользования жилых домов, а также в лифте курить нельзя.
  • Табак недопустим в районах детских садов, площадок и прочих мест, где находятся дети.
  • Запрещается дымить на пляже, а также возле автозаправки.


Получается, что Федеральный закон «связывает» руки курильщикам практически во всех общественных местах. Более того, все эти места чаще всего оборудованы специальной табличкой, которая в очередной раз предупреждает людей о запрете . Сигареты теперь недопустимы в ресторанах, в кафе и барах. Они под категорическим запретом в клубах, в боулинге и в бильярдных, в торговых центрах и прочих развлекательных заведениях.

Важно! Соблюдение закона о запрете на курение в общественных местах контролируется местными стражами порядка, то есть охранниками, а в случае ее несоблюдения нарушителя ждет административная ответственность.

Строгий закон о запрете табакокурения затронул также ранее любимые курильщиками места, в частности подъезды. Конечно же, подъезд, как и лифт, считается местом общего пользования, следовательно, по нему ходят и дети, и подростки, и люди, которые не переносят табачный дым. Во всех смыслах это верно – запретить законом сигареты в подобном месте.


Однако в некоторых случаях домовладение делает исключение по обоюдному согласию. Для курильщиков выделяется отдельный сектор, который оснащен хорошей вентиляцией и соответствует всем нормам (об этом читайте ниже).

Главное, чтобы все жители подъезда подписали соответствующее соглашение, и никто не был против подобного нововведения.

Аналогичная ситуация сложилась на лайнерах дальнего плавания . Заядлые курильщики также имеют право брать подобные туры, следовательно, для них должны быть предоставлены соответствующие условия. На судне выделяется специальное место, которое отлично проветривается и, опять-таки, соответствует установленным законом правилам о местах для курения.

Допустимые для курения места

Этот список будет куда короче перечня мест, где курить запрещено, но в нем есть также свои плюсы для зависимых от табака людей. Итак, где можно курить, не опасаясь или иной административной ответственности за свои действия:

  • Внутри своей собственности. Это квартира, дом, машина, балкон и все, что по бумагам принадлежит конкретно вам (или по договору аренды).
  • В распоряжении курильщиков практически вся улица, исключая лишь радиус 15 метров от различных заведений и транспортных станций.
  • В каждом офисе и в каждом торговом центре имеются специально оборудованные места для персонала и посетителей, которые предназначены для табачного дыма.


Также стоит отметить, что во всех заведениях, которые оказались в списке запрещенных для курильщиков, обязательно есть место для курения. Оно всегда должно соответствовать конкретным нормам и быть изолировано от всех мимо проходящих людей.

Самое главное, что стоит уяснить, так это то, что курить в каких-либо помещениях и на открытых территориях разрешено только с ведома законного собственника этих объектов.

При этом стоит помнить, что в большинстве офисных помещений курилка располагается и в самом здании, и на улице.

Но существует ряд заведений, где внутреннее место для курения не может быть оборудовано, это:

  • столовые и зоны общепита;
  • общественные туалеты;
  • бытовые и санитарные помещения;
  • медицинские пункты;
  • комнаты для отдыха.

Итак, относительно курилок давайте рассмотрим первое требование. Важно, чтобы это помещение находилось вдали от остальных, где работают или отдыхают люди , дабы табачный дым не мешал им. Если это «внутренняя» курилка, то до ближайшего рабочего места должно быть не менее 75 метров. Если же зона для курения находится на улице – то 150 метров.


Курение в общественных местах, специально оборудованных для этой процедуры, допустимо лишь в том случае, если соблюдаются все меры пожарной безопасности:

  • Стены должны быть отделаны несгораемыми материалами.
  • Если определенные поверхности покрыты лаками, красками и прочими горючими веществами, поверх они обрабатываются защитной противопожарной эмульсией.
  • Урны должны быть непременно металлическими, а ставить их нужно вдали от поверхностей, которые могут легко воспламениться.
  • Курилка должна быть оснащена табличной «Место для курения», которая изготавливается из негорючего пластика.

В случае несоблюдения санитарных норм ответственность за курение сотрудников в помещении понесет начальство . Поэтому важно соблюсти все меры, предписанные в законе. Самое главное – курилка должна интенсивно проветриваться. Воздухообмен в вентиляционных системах должен составлять более 10 куб. м/час. Что же касается температуры воздуха, то в холодную пору курилки стоит прогревать не менее чем до отметки +16.


Каким оборудованием должны быть снабжены места для курения в помещениях? Предполагается их оснащение:

  • искусственным источником освещения;
  • вентиляцией;
  • огнетушителем;
  • табличкой с надписью «Место для курения»;
  • пепельницами;
  • дверью, которая плотно закрывается;
  • рекламной продукцией, указывающей на вред табакокурения.\

Штрафные санкции

Совсем недавно все развлекательные и заведения общепита делились на две части – курящий зал и некурящий. В соответствии с новым законом данное положение вещей должно было в корне перемениться, но мы, по-прежнему, приходя в любимое кафе, частенько слышим фразу: «В какой вам зал?». Дело в том, что для ресторанов и баров крайне невыгодно терять клиентов , которые любят за рюмкой коньяка или даже за чашкой кофе выкурить сигарету. Куда более приемлемой мерой для них считается оплата штрафа. Кстати, для юридических лиц эта сумма будет колебаться в пределах от 30 до 90 тысяч рублей. Но стоит отметить, что крайне редко по данной статье наказывают начальство баров и ресторанов.

Для физических лиц наказание законом также предусмотрено, но для этого человек, как говорится, должен быть пойман на горячем. Штраф за курение в общественном месте – от 500 до 1500 руб.

Внимание! Если человек дымит в районе детской площадки, сада или школы, то сумма штрафа увеличивается до 2000–3000 рублей.

Полезное видео


Курение – вещь вредная и совершенно ненужная. Однако для многих людей это уже часть жизни. По этой причине законодательный акт о табакокурении не так строг, но все-таки он ограничивает людей в возможности свободно и безо всяких ограничений, как это было раньше, потреблять табак и вредить окружающим.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА И ПОСЛЕДСТВИЙ

ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА

Государственной Думой

Советом Федерации

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

2) окружающий табачный дым - табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

3) последствия потребления табака - причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

4) потребление табака - курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

5) спонсорство табака - любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

6) табачные организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза табачной продукции.

2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) организация и осуществление государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) международное сотрудничество Российской Федерации, включая заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

8) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, на территориях субъектов Российской Федерации, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака;

5) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

6) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;

2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

3) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями

1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 9. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

1) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 11. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3) в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака из других помещений.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Статья 13. Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия

1. В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

2. Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

3. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Порядок опубликования минимальных розничных цен табачной продукции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

5. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена.

Статья 14. Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий

Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 15. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, профилактики заболеваний, связанных с потреблением табака, формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного отношения к потреблению табака осуществляются просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, которые включают в себя предоставление информации:

1) о преимуществах прекращения потребления табака;

2) об отрицательных медицинских, демографических и социально-экономических последствиях потребления табака;

3) о табачной промышленности.

2. Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

3. Основные направления и цели просвещения населения определяются в рамках информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляются, в частности, посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также "горячих линий", способствующих прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости, созданных и функционирующих в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может предусматриваться создание "горячих линий" или использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

6. Информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации.

7. Материалы, подготовленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в установленном им порядке.

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

2) спонсорство табака.

2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

Статья 17. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака

1. Лицам, потребляющим табак и обратившимся в медицинские организации, оказывается медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.

2. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, включая профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3. Медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, оказывается на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

4. Лечащий врач обязан дать пациенту, обратившемуся за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана.

Статья 18. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2018 N 272-ФЗ .

2.1. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации, и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации.

3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2018 N 272-ФЗ .

5. Проверка средств идентификации проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, уполномоченными органами с использованием систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации.

Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Статья 21. Государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного надзора в сфере рекламы, а также таможенного контроля.

Статья 22. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

1. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, включают в себя:

1) проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака;

2) проведение санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака;

3) установление показателей здоровья граждан и динамики сокращения потребления табака для разработки и реализации мероприятий по противодействию потреблению табака.

2. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Субъекты Российской Федерации участвуют в проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и на основании соглашений о мониторинге и об оценке эффективности реализации указанных мероприятий с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. На основании результатов мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, осуществляются:

1) разработка мероприятий по противодействию потреблению табака, подлежащих включению в федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья граждан и в государственную программу развития здравоохранения;

2) информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления;

3) подготовка и представление доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ "О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3433).

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1 - 5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

4. Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал