Композиция кадра: основные элементы, правила построения, границы, сюжетно-композиционный кадр и советы опытных фотографов. Основы фотокомпозиции Определить границы кадра

31.07.2023

10 простых правил построения композиции в кадре.

1. Контраст

Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:

  • Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
  • Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
  • Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.

2. Размещение

Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.

3. Равновесие

Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

4. Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки - примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

5. Диагонали

Один из самых эффективных композиционных премов - это диагональная композиция.

Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.

Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

6. Формат

Если в кадре преобладают вертикальные объекты - снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж - снимайте горизонтальные кадры.

7. Точка съемки

Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
  • Для портрета в полный рост — на уровне пояса.
  • Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

8. Направление

При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

9. Цветовое пятно

Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.

10. Движение в кадре

Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.

При композиционном решении снимка фотограф исходит из определенных размеров и формата картинной плоскости, прямоугольника, ограниченного рамкой кадра, в пределах которого помещается изображаемая часть объекта или весь объект съемки целиком. Причем каждому элементу композиции находится определенное место, устанавливается масштаб его изображения, взаимоотношение с другими элементами и пр.

Размеры кадра могут быть различными, как может быть различным и соотношение сторон прямоугольной рамки кадра. Это соотношение и определяет формат снимка. Различаются две основные группы форматов фотографического изображения – горизонтальные и вертикальные, с большим разнообразием соотношения сторон внутри каждой из групп. Существует также и квадратный формат изображения, встречающийся в практике фотографии несколько реже.

В отдельных случаях, но крайне редко, при кадрировании снимка используют ограничивающие его кривые линии, заключая изображения в круг, овал и пр. Однако эти форматы не имеют распространения и возникают не в процессе съемки, а лишь в процессе печати позитива или окончательного оформления снимка.

Соотношение вертикальных и горизонтальных сторон снимка определяется прежде всего характером снимаемого объекта, его пропорциями, а также творческим замыслом автора, его изобразительной трактовкой темы.

Фото 32. В. Тарасевич. Зеленая улица

Так, В. Тарасевич не случайно выбирает вертикальный формат для своего снимка "Зеленая улица" (фото 32). Вертикальный формат изображения здесь подсказан высотой самого объекта съемки: действительно, словно в небо уходят дымящиеся трубы завода-гиганта. При установленной высоте кадра можно было раздвинуть его вертикальные границы и скомпоновать снимок в горизонтальном формате. Но тогда угол зрения объектива охватил бы значительно большее пространство и в обилии показанного материала исчез бы акцент на светофоре с его зеленым огоньком. А вместе с этим пропала бы и четкость выражения темы, так как она раскрывается здесь именно в активном сопоставлении двух элементов композиции – завода-гиганта в глубине кадра и светофора на переднем плане – и читается лаконично, как плакат: "Зеленую улицу семилетке советской промышленности!" Вертикальный формат, следовательно, помогает выражению содержания этого снимка.

Горизонтальный формат снимка М. Альперта "Трассирование склона" (фото 33) также взят не случайно: кадр, вытянутый по горизонтали, позволяет охватить большое пространство, на котором развернулись гигантские работы по строительству канала. Попутно следует отметить точную линейную композицию снимка и его лаконичность – краткое и четкое выражение содержания.

Фото 33. М. Альперт. Трассирование склона

Снимок М. Альперта "Академик Н. П. Барабашов" (фото 34) скомпонован в квадратном формате, при котором рамка кадра очерчивает пространство, достаточное для размещения всех важнейших элементов композиции. Нет никаких оснований увеличивать высоту кадра и компоновать его в вертикальном формате, а горизонтальный формат снимка привел бы к потере правильных соотношений главного объекта изображения и второстепенных деталей композиции.

Фото 34. М. Альперт. Академик Н. П. Барабашов

К вертикальному формату изображения часто прибегают при съемке поясного портрета. Характерным примером такой композиции служит фото 35. Рамка вертикального кадра в этом случае очерчивает картинную плоскость, на которой хорошо размещаются элементы композиции – фигура девочки и детали обстановки, характеризующие место действия.

Фото 35. А. Жуковский (ВГИК). Машенька

Вертикальный формат изображения также часто используется при съемке крупных планов. Рассмотрим, например, портрет Героя Социалистического Труда Николая Мамая (фото 36, автор А. Гаранин).

Фото 36. А. Гаранин. Герой Социалистического Труда Николай Мамай

По манере исполнения портрет близок к репортажу: совершенно не ощущая присутствия фотографа, мы словно видим момент живой действительности. По-видимому, только что закончен трудовой день, нелегкий рабочий день шахтера: еще запачкано углем лицо Николая Мамая, еще блестят на нем капли пота. Но перед нами – улыбающийся, веселый, счастливый человек, довольный результатами своего труда, знатный человек нашей страны – передовой рабочий и общественный деятель.

Портрет легок и свободен по композиции, линии которой, несмотря на то, что это крупный план, не замыкаются внутри границ кадра и выходят за его пределы, освобождая путь для движения; это делает портрет особо динамичным.

Портрет построен на относительно короткой гамме темных тонов, и такой колорит изображения как нельзя более способствует передаче обстановки, места действия.

Подводя итоги, можно отметить, что, выбирая формат изображения, фотограф одновременно решает вопрос заполнения картинной плоскости, её рационального использования для выразительного раскрытия темы и сюжета снимка. Например, при съемке архитектурного сооружения, имеющего значительную высоту, но относительно небольшую протяженность по горизонтали, чаще всего бывает необходим именно вертикальный формат снимка. Правда, это справедливо только в том случае, если в композицию не включаются дополнительные элементы, которые могут заполнить свободные пространства горизонтального кадра. При отсутствии таких элементов горизонтальный формат будет менее пригоден для съемки данного объекта, чем вертикальный, так как значительная часть кадра в этом случае останется незаполненной, а снимок будет производить впечатление картины композиционно незавершенной.

Горизонтальный формат кадра используется при съемке объектов, имеющих значительную протяженность по горизонтали при их относительно небольшой высоте. Такой объект хорошо заполняет картинную плоскость данного формата, который дает также возможность включить в композицию предметы обстановки, окружающей основной объект съемки. Это обогащает снимок, делает его полнее, убедительнее.

При определении формата изображения и установлении рамки кадра учитываются некоторые моменты, ставшие элементарными правилами композиции снимка. К ним, например, относится следующая закономерность: как правило, в кадре оставляется некоторое свободное пространство по направлению движения, поворота, жеста или взгляда человека.

Такая закономерность имеет свое логическое обоснование: пространство, оставляемое в этой части кадра, как бы освобождает место для развития, продолжения движения, объект словно будет проходить оставленное пространство в последующие моменты времени. Построение снимка с учетом этой закономерности очень важно для общей живости и динамичности фотографической картины.

Действительно, на снимке зафиксирован и передается лишь один короткий момент, одна фаза движения, что далеко не всегда оказывается достаточным для характеристики всего движения в целом. Свободное пространство, оставленное в кадре по направлению движения, дополняет эту характеристику: у зрителя создается представление о том, как, в каком направлении будет развиваться это движение в дальнейшем.

Даже значительные пространства, оставленные в кадре по направлению движения или взгляда человека, не вызывают ощущения незаполненной пустоты или нарушения равновесия в снимке. Эти пространства как бы заполняются ожидаемым перемещением объекта съемки, развивающимся движением, и это приводит в равновесие всю систему композиции: кадр выглядит законченным, композиционно завершенным, уравновешенным.

И, наоборот, неприятное ощущение вызывает такой обрез изображения, когда граница кадра возникает непосредственно перед движущимся объектом; она словно становится препятствием на пути развивающегося движения. При этом движение как бы тормозится, а динамика снимка исчезает.

Таким же диссонансом является свободное пространство, оставленное позади движущегося объекта. Зритель оценивает его как случайное в снимке, ничем не оправданное; равновесие в кадре при этом также нарушается.

По этим причинам в большинстве фотографических композиций размещение движущихся объектов осуществляется по разобранному выше принципу. Но вместе с тем в некоторых особых условиях эта закономерность может быть нарушена, если преследуется достижение определенного, задуманного автором изобразительного результата. Например, граница кадра, возникающая непосредственно перед движущимся объектом, может подчеркнуть неожиданную и резкую его остановку или подсказать, что движение в кадре возникло совершенно неожиданно и т.д.

Однако эти исключения лишь подтверждают общее правило, так как показывают, что его нарушение дает эффект диаметрально противоположный тому, который необходим для воспроизведения на снимке плавно развивающегося движения.

При определении границ кадра в портретных композициях очень точно должна быть установлена величина свободного пространства над головой портретируемого. В том случае, когда это пространство слишком велико, сюжетный центр композиции, которым в портрете всегда является лицо человека, смещается в нижнюю часть кадра и расходится со зрительным центром. Стройность композиции при этом теряется из-за нарушения общего равновесия: такое изображение неустойчиво, словно имеет тяготение книзу.

По тем же причинам нежелательно оставлять слишком малое пространство над головой портретируемого. В этом случае голова как бы упирается в рамку кадра, а со зрительным центром кадра совпадает изображение не лица, а фигуры человека, деталей костюма и пр., то есть второстепенных элементов в портретной композиции, которые не должны привлекать внимание зрителя, но на которые в данном случае может сместиться акцент.

Очевидно также, что выбор границ кадра связан с решением определенных выразительных задач, поскольку тем или иным обрезом изображения фотограф добивается различной художественной и эмоциональной выразительности снимка. Так, резкое сближение границ кадра приводит к тому, что внимание зрителя акцентируется на определенной детали объекта съемки. Тем самым эта деталь приобретает значительность, становится существенно важной и должна раскрыть зрителю ту или иную характерную особенность снимаемого объекта. Широко раздвинутые границы кадра создают ощущение простора, свободы, легкости и пр. Формат кадра, суженный и одновременно резко вытянутый вверх, передает высоту объекта съемки, подчеркивает эту высоту.

Часто во время съемки, и особенно при съемке малоформатной камерой, фотограф определяет границы кадра лишь приблизительно, с расчетом на более точное кадрирование снимка при проекционной печати, во время увеличения. И действительно, печать дает некоторые возможности уточнения границ кадра. Однако не следует переоценивать эти возможности.

В процессе печати может быть лишь несколько уточнена общая композиция снимка, задуманная и в основном осуществленная автором при съемке.

Так, в ряде случаев при репортажной съемке бывает невозможно подойти к объекту на достаточно близкое расстояние, с которого можно было бы получить нужную в данном случае крупность плана. Приходится фотографировать со значительного расстояния, и при этом возникают неточности композиции. В основном они состоят в том, что центральная часть объекта съемки занимает незначительную часть кадра, а края его заполнены фактически ненужным материалом, в котором теряется даже главный объект изображения. Такие неточности композиции легко устраняются при проекционной печати: соответствующей степенью увеличения снимка достигается нужная крупность плана. Случайные и ненужные детали, не участвующие в общем композиционном решении темы и расположенные у краев кадра, легко исключаются кадрированием.

Но при печати не могут быть выправлены ошибки, связанные с неправильным определением высоты точки съемки или неправильным смещением точки съемки в сторону от центрального положения. Недостатки композиции здесь состоят в неудачном размещении отдельных её элементов относительно друг друга, в неправильно найденном соотношении главного объекта изображения и участков фона, на которые этот объект проецируется, и т.д.

Целый ряд других композиционных неточностей также не может быть устранен в процессе печати, если они допущены при съемке. Например, кадр, снятый без учета последующего обреза изображения и пропорций будущего снимка часто невозможно исправить при печати. В этом случае на снимке может остаться много пустого пространства, не заполненного в горизонтальном или вертикальном направлении. Исключение же этого пространства путем кадрирования при печати приводит к нарушению пропорций снимка, к кадрам, безосновательно вытянутым в высоту или ширину и, следовательно, композиционно незаконченным.

Таким образом, вопросы композиционного решения снимка должны продумываться и осуществляться фотографом в основном в процессе съемки. Неточности композиции, которые фотограф рассчитывает устранить в процессе печати, также должны быть видны ему при съемке и допускаться только в том случае, если ограниченные возможности исправления композиционных ошибок при печати позволяют внести в дальнейшем необходимые поправки.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что композиция снимка начинается с определения направления съемки, расстояния от точки съемки до объекта, высоты установки фотоаппарата. Эти приемы при объективе с данным фокусным расстоянием и при данном формате негатива обусловливают границы кадра и ту или иную крупность плана. Это и есть первичные приемы конструктивного построения снимка, композиции фотографической картины.

Дальнейшая работа над композицией снимка, в широком смысле этого слова, – над его тональным построением, над изображением пространства, объемной и контурной формы фигур и предметов, фактур и цветов объекта съемки – связана непосредственно с освещением объекта. Поэтому представляется целесообразным в следующей главе изложить именно вопросы освещения при фотосъемках с тем, чтобы в дальнейшем, при разборе более сложных изобразительных и композиционных задач, свободно оперировать этим материалом.


| |

Определить границы кадра

Итак, Вы поставили перед объективом модель и смотрите на нее в видоискатель. Оценили фон. Отделили объект съемки от фона при помощи освещения, цвета и резкости. Нашли такую точку съемки, чтобы на ушах модели не «висели» шляпы, находящиеся позади нее на вешалке.
Указательный палец уже дрожит от нетерпения, слегка касаясь кнопки затвора фотоаппарата. Но стоп! Еще не все. Не отрываясь от видоискателя, выполните:

Правило:
Определите границы кадра. В кадре не должно быть ничего лишнего. Только снимаемый объект.

Откройте свой домашний альбомчик. На большей части снимков Ваши друзья и родственники сфотографированы в полный рост при горизонтальном расположении кадра. То есть объект занимает около десяти процентов площади кадра. А что же остальные девяносто процентов? В большинстве случаев - ничего, либо кусты, скамейки, мусорные бачки и прочее! Либо просто пустое место, либо не несущий никакой информации фон.

Сравните два снимка. Каждый из них имеет право на существование, но посмотрите как воспринимается свободное пространство:

На снимке не должно быть лишней пустоты

Задание.

Сфотографируйте стоящего человека на нейтральном однотонном фоне горизонтально и вертикально, чтобы объект вошел в кадр полностью. Сравните фотографии.

Если фон, на котором вы фотографируете, не несет никакой информации, то в кадре должен быть только снимаемый объект. И тут главное - не бояться повернуть фотоаппарат на 90 градусов, чтобы сделать вертикальный кадр. Самое интересное, что аппарат отлично работает и в этом положении! А как показывает практика, две трети снимков опытных фотографов расположены вертикально.
Ну а при съемке портрета горизонтальный формат, как правило, оправдан в двух случаях: когда модель лежит или сидит, вытянув ноги в сторону, и при съемке рыбака, который показывает размер «пойманной» им рыбы, широко разведя руки.

Правило:
В кадре не должно быть лишних предметов и не должно быть лишней пустоты.

Задание.
Сфотографируйте модель на нейтральном однотонном фоне и на фоне персидского ковра, украшающего Вашу стену. Сделайте вертикальный и горизонтальный кадр в каждом случае. Проанализируйте изображения.

Мало расположить объект съемки в кадре так, чтобы не было лишних деталей. Его надо расположить правильно.

А теперь самое главное – не отрезайте границами кадра небольших деталей снимаемого объекта. При съемке людей помните, что им просто жизненно необходимы уши, ступни ног и кисти рук. Не делайте из них калек!

Если человек «не влезает» в кадр, обрежьте ему границей снимка ноги выше или чуть ниже колена, но не режьте ступни! Не обрезайте кисти рук!

Снимая поясной портрет, лучше попросить модель держать руки выше уровня живота, тогда на снимке будет полноценный человек. Руки в кадре должны быть видны полностью или «обрублены» у самого основания.

Одно время питерское метро «украшала» реклама чего-то кисломолочного, на которой была в полупрофиль изображена наша гимнастка - чемпионка Светлана Хоркина. Одна ее рука была поднята вертикально вверх, другая – опущена. И обрезаны: одна чуть - выше головы, другая – на уровне груди. Входя в вагон, я всегда вздрагивал, глядя на эту «находку» рекламного дизайнера. И с тех пор - никаких кефиров!

Любая обрезка частей тела должна быть обоснована (например, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на глазах модели, ей сверху делают «трепанацию черепа» границей кадра).
Этот прием часто используют в художественной фотографии.

Руки в карманах – это очень рискованный вариант, который приемлем лишь в случае, если модель в одежде с длинными рукавами. Иначе из рук получаются культяпки. Пусть уже лучше модель кокетливо заткнет большие пальцы рук за пояс, или, в крайнем случае, встанет в позу «футболиста в стенке» (любимая поза наших начальников и «головная боль» их имиджмейкеров).
Следите, чтобы кисти рук не находились под столом или не были скрыты другими предметами, и чтобы всегда пальцы были видны полностью.

Данный подход в полной мере касается и съемки неодушевленных предметов и пейзажа. Объекты съемки по возможности должны попадать в кадр полностью, либо какой-либо значимой частью. И никак иначе.
Сравните два снимка.
На первом обрезана передняя часть промоины на реке Тосне.

Но как только мы показываем ее полностью, кадр становится цельным.

Дерево, растущее из границы кадра, становится объектом повышенного интереса лесника, а не художественным снимком. Оно должно быть в кадре полностью. При съемке архитектурных объектов тоже не следует обрезать низ или верх здания: при этом архитектурная деталь, на которую хочется обратить внимание зрителя, не становится главной на снимке.

Правило:
Никогда не обрезайте мелких деталей снимаемых объектов границей кадра. Если есть возможность, помещайте снимаемый объект в кадр полностью. То есть мало "резать" нельзя, много - можно.

Вот пример по разному "порезанных" кадров.

Обрезая много, мы концентрируем внимание зрителя на важных частях кадра, отметая все лишнее.

Хотя для того, чтобы выделить главное в кадре, можно найти в окружающем мире и "естественные" границы кадра.

Следя за границами кадра, не нужно забывать и об эффекте "развивающегося движения" (подробно поговорим позже).

Задание.
Возьмите на кухне чайник. Поставьте его перед собой. Сфотографируйте так, чтобы на одном снимке он был полностью, а на другом границей кадра обрежьте носик. Сравните фотографии.
Неслышно подкрадитесь к своему знакомому (а можно и незнакомому) и громко скомандуйте: «Хенде хох!» Сделайте два кадра: на одном модель должна получиться полностью, а на другом подрежьте границей кадра ступни ног и кисти рук (впрочем, это потом можно сделать и ножницами, разрезав первую фотографию). Сравните снимки.

И еще нюанс: если в кадре есть четко выраженная линия, то с большинстве случаев надо проследить чтобы эта линия или линии были параллельны границам кадра. Это не догма, но в большинстве случаев все-таки необходимость.

Итак, мы определились с фоном и с границами кадра. Дух захватило от потрясающей красоты, наблюдаемой в видоискатель…

Но стоп! Нажимать на кнопку еще рано!

Фото и текст © Кораблев Д.В.

Профессиональные фотографы знают о том, как важна композиция кадра. Чтобы снимок получился естественным и эффектным, необходимо правильно сделать акцент на изображаемом объекте, и в этом вам поможет знание основных правил композиции.

Цвета

Научно доказано, что каждый цвет оказывает эмоциональное воздействие на человека. Так, теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) и их оттенки ассоциируются с солнцем и летом. Холодные цвета, например, фиолетовый, розовый и синий, визуально отдаляют предметы от зрителя. Они ассоциируются с водой, зимой и холодом.

Особое внимание нужно уделить насыщенности, если вы хотите, чтобы композиция кадра в фотографии вызывала у зрителей определенные чувства. Чтобы создать ощущение ностальгии и покоя, используйте мягкие тона. Если вы хотите привлечь внимание, создать чувственный кадр, который надолго запомнится людям, отдайте предпочтение ярким краскам.

Профессионалы предостерегают новичков от ошибок при подборе цветов. Чтобы фотография получилась гармоничной, не помещайте яркие цветовые пятна в стороне от самого важного объекта. Это собьет зрителя с толку и помешает людям правильно воспринять кадр.

Контраст

Фотография должна привлекать внимание. Чтобы взгляд «цеплялся» за изображение, следуйте перечисленным ниже советам.

  • Светлые предметы принято снимать на темном фоне, и наоборот.
  • Если вы фотографируете людей, откажитесь от коричневого и желтого фона. В противном случае снимок получится неестественным.
  • Если того не требует задумка, не используйте пестрые фоны, так как они отвлекают внимание от основного объекта.

Помните о том, что все предметы должны находиться в неком равновесии. Поэтому, располагая в одной части снимка какой-либо яркий объект, убедитесь, что в другой находится что-то, что тоже привлечет внимание зрителя. Это может быть действие или цветовое пятно.

Текстура и паттерны

Паттерн в фотографии - это многократно повторяющиеся объекты, при помощи которых создается композиция кадра. В фотографии интерьера, пейзажа или архитектурного памятника можно использовать данный прием. Текстуры же в сочетании со светом и тенями добавляют в снимок некую изюминку. С их помощью вы сможете сделать акцент на различных материалах.

Правило нечетных объектов

Опытные фотографы советуют размещать в кадре нечетное число предметов. Считается, что это поможет зрителю сосредоточить внимание на важных объектах. В некоторых случаях, конечно, данное правило использовать нельзя: к примеру, если вы снимаете семейный портрет.

Расположение объектов

Композиция кадра должна быть построена таким образом, чтобы важные элементы фотографии образовывали простейшие геометрические фигуры, например, квадраты или треугольники. Это позволит вам сделать акцент на изображенных объектах. Такой совет дают фотографы-профессионалы.

  • Прямоугольники и квадраты вызывают ощущение стабильности.
  • Круги и овалы ассоциируются со спокойной и уютной обстановкой.
  • Треугольник, расположенный в нижней части кадра, создает иллюзию устойчивости. Если поместить эту фигуру на вершину фотоснимка, появится ощущение нестабильности.

Выше мы уже говорили о цветовом равновесии в кадре. Не забывайте, что предметы должны соответствовать друг другу по размеру и объему. Если вы расположили в одной части снимка крупный объект, то с помощью ракурса сделайте акцент на предмете в другой части.

В некоторых случаях композицию кадра в фотографии нужно выстраивать при помощи законов симметрии. Иногда главный объект размещают в центре, чтобы создать необычный снимок. Композиция получается центрированной (важный предмет находится ровно посередине), а это значит, что остальные объекты можно разместить симметрично друг другу. Если вы снимаете пейзаж с водой, то правило симметрии применить просто необходимо! Подберите такой ракурс, чтобы объекты и их отражение были симметричны, и сделайте один из лучших снимков в своей жизни.

Правило золотого сечения

Если обратиться к историческим данным, можно понять, что об этом правиле знали древние египтяне. Над изучением свойств золотого сечения работал всемирно известный художник Леонардо да Винчи. В чем состоит суть правила? Нужно визуально «поделить» кадр на 9 равных частей. Точки пересечения линий называются узлами внимания. Именно здесь стоит расположить главный объект кадра. Добиться интересного эффекта можно, поместив линию горизонта на уровне одной трети снимка.

Профессионалы советуют не пренебрегать правилом золотого сечения, ведь его использование сделает фотоснимок гармоничным. Кстати, в современных камерах реализуется возможность отображения подобной сетки, что облегчает работу фотографов.

Линии

Профессионалы советуют выстраивать композицию кадра с помощью диагональных линий. Этот прием считается одним из наиболее эффективных, с его помощью создаются качественные снимки. Суть приема состоит в том, чтобы располагать все самые важные объекты вдоль диагоналей. Это позволит вам «направить» взгляд зрителя в нужную сторону.

Человеческий мозг воспринимает окружающий мир слева направо и снизу вверх. В таком же порядке люди изучают и фотографии, поэтому помещайте важные предметы в левой нижней части снимка. Это позволит правильно расставить акценты в композиции в кадре. Фото, представленные в данной статье, иллюстрируют данный прием.

Линии не обязательно должны быть прямыми. Используя плавные изогнутые линии, вы ненавязчиво «сопровождаете» зрителя до главного элемента кадра. Можно «направлять» взгляд людей при помощи пересекающихся линий. Если точка пересечения находится перед объектом, на котором вы хотите сделать акцент, то она сыграет роль стрелки. Если же линии пересекаются за пределами кадра, то создается иллюзия свободного пространства, добавляется глубина и перспектива.

Формат

Выстраивая композицию кадра, помните, что для вертикальных объектов следует использовать вертикальные кадры, то же самое касается горизонтальных предметов. Первый вариант подойдет для съемки портретов, многоэтажных зданий и башен. К горизонтальной композиции обращайтесь в том случае, если снимаете пейзаж.

Интересный способ, как выделить сюжетно-композиционный центр при помощи границ кадра, - это прием под названием «кадр в кадре», или фрейминг. В качестве рамки можно использовать окна, свисающие ветви, дверные проемы и арки.

Ракурс и точка съемки

Опытные фотографы не понаслышке знают о том, как важно найти правильный ракурс. Профессионалы дают несколько советов о том, как выбрать наиболее подходящую точку съемки.

  • При съемке портрета располагайте камеру на уровне глаз. Если фотографируете человека в полный рост, поместите точку съемки на уровне пояса модели.
  • Следите за положением линии горизонта: она не должна разделять кадр на две равные части. Зрителю будет сложно сфокусировать взгляд на важном объекте, если он в буквальном смысле поделен пополам.
  • Камера должна быть расположена на уровне изображаемого объекта. Если сфотографировать предмет или человека сверху, он будет казаться слишком маленьким, и наоборот.

Перспектива

Если сделать фотографию, не заботясь о соблюдении правил композиции кадра, то снимок получится двухмерным. Однако профессионалы научились передавать объем, или глубину пространства, или перспективу, при помощи трех планов: переднего, среднего и заднего. Рассмотрим этот прием на примере пейзажа. На первый план поместите мелкие объекты вроде камней, на средний - деревья и кустарники, а на задний - горы.

Существует другой способ, как передать перспективу. Для этого нужно поставить главный объект на первый или средний план, а фон размыть. Фотографы советуют использовать максимально открытую диафрагму, чтобы размытие получилось естественным.

С опытом вы научитесь передавать глубину кадра при помощи цветов и оттенков. Ощущение объема появится, если на переднем плане расположить более темные предметы. Известно, что светлые объекты кажутся более далекими, а темные - близкими.

Движение

При построении композиции кадра нужно принимать во внимание множество деталей, среди них - движение. Если вы снимаете предмет, который не находится в статическом состоянии, то необходимо оставить свободное пространство перед ним. Кадр будет выглядеть, как будто объект только что «вошел» в него, создастся иллюзия простора.

Практика

Опытные фотографы советуют новичкам использовать любые возможности, чтобы попрактиковаться в съемках. Базовые приемы построения композиции можно изучить за довольно короткий срок, однако необходимо нарабатывать личный опыт в создании фотографий и постоянно увеличивать багаж знаний.

В данной статье были представлены лишь основы композиции кадра. Это не означает, что все вышеперечисленные рекомендации необходимо выполнять беспрекословно. Нужно знать правила, по которым выстраивается композиция, а осознанное их нарушение позволит вам создать уникальные кадры.

«Композиция и выделение главного» – книга из серии «Искусство фотографии», в которую вошли книги о резкости и нерезкости, экспонометрии, свете и цвете в фотографии и др. Автор делится с читателем секретами фотографического ремесла, без которых нельзя получить впечатляющие снимки. Статьи сопровождаются авторскими иллюстрациями с описанием условий съемки и данными о технических параметрах аппаратуры. Книги отличаются простотой изложения сложного материала и рассчитаны на широкий круг читателей.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Композиция и выделение главного (Георгий Розов) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Границы кадра

Композиция (от лат. compositio – соединение, составление) в применении к фотографии означает размещение на плоскости снимка всех его элементов так, чтобы они составили органичное целое.

Машинописный лист формата А4 и рамки видоискателя большинства фотоаппаратов объединены одним общим признаком – соотношение их сторон примерно три к четырем, что соответствует закону золотого сечения, то есть гармонической пропорции. Выпускаются и другие камеры: многие среднеформатные имеют квадратное соотношение сторон кадра, панорамные 2×1, что не мешает их владельцам компоновать в рамках такого видоискателя красивые картинки. Но чаще приходится строить будущий кадр, глядя в глазок видоискателя с классическим соотношением сторон кадра.

Фотограф, наблюдающий за происходящим через глазок видоискателя, подобен лошади с шорами на глазах – он не видит ничего за пределами рамки кадра. Поэтому перед съемкой, хочешь не хочешь, а придется выбрать в окружающем мире островок, подходящий для увековечивания. Должен признаться, что сделать выбор бывает совсем непросто.

В Норвегии, где я был в составе группы, мы спешили на последний паром, когда случился необыкновенно красивый рериховский закат. Следующего парома пришлось бы ждать до утра. Размышлять было некогда еще и потому, что солнце закатилось за линию горизонта за полчаса до момента съемки, краски успели потускнеть и вот-вот могли совсем потухнуть. Фото 1 и 2 пришлось снимать, не отходя от машины.


Фото 1. «Норвежский закат»

Камера Nikon D3s

Чувствительность 250 ISO

Выдержка 1/160 сек. Диафрагма 6,3

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 24 мм


Машина тормознула в промежутке между двух домов. Закат был хорош сам по себе, и первым делом мне захотелось избавиться от переднего плана. Однако норвежские домики напомнили мне наши «очень щелевые общаги» времен комсомольских строек, возводившиеся как временные сооружения, но и полвека спустя не отпускавшие своих пленников. Приглядевшись поближе, понял, что дома тут основательные, ухоженные и напоминают детские рисунки: веселенькие, простенькие, без затей. Левый подмигивал мне окошками, отражавшими свет неба. Его вагонка, выкрашенная финским пинотексом, слегка зеркалила, оживляя мрачноватую поверхность стены. Солнце из-за горизонта лизало малиновыми лучами облако надо мной. Получалась картинка сурового, мрачноватого заката. С моей точки зрения, страна воинственных викингов только так и должна выглядеть.

Собираясь забраться на сиденье джипа, чтобы ехать дальше, я уткнулся глазами в остекление задней дверки. Там, как в зеркале, отражалось все, что я только что снял. Появилась возможность снять сразу два заката (см. фото 2). Как полезно, однако, повертеть головой, прежде чем зачехлить камеру!


Фото 2. «Норвежский закат с отражением»

Камера Nikon D3s

Зум AF-S Nikkor 24-70/2,8 D G ED IF

Чувствительность 250 ISO

Выдержка 1/200 сек.

Диафрагма 6,3

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 24 мм


Проехав каких-нибудь пятьдесят метров, я снова заверещал от восторга. Машину остановили еще раз. Подбежав к берегу, снял лодочку (см. фото 3). Эти случаи и множество подобных позволили поразмышлять о значении точки съемки и о том, как первичный выбор объекта влияет на результат съемки вообще.


Фото 3. «Норвежский закат с лодочкой»

Камера Nikon D3s

Зум AF-S Nikkor 24-70/2,8 D G ED IF

Чувствительность 1600 ISO

Выдержка 1/640 сек.

Диафрагма 6,3

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 70 мм


Еще один вариант того же заката. Сменилась точка съемки: камера спустилась вместе со мной на несколько метров ниже, почти до уровня моря. Исчез передний план. Изменилось фокусное расстояние объектива: первые кадры (фото 1, 2) снимались широкоугольником, а третий кадр – телеобъективом. Я просто поменял угол зрения того же зума, и он охватил меньшее пространство перед собой, чем в двух первых вариантах этого сюжета. Пришлось поднять чувствительность, чтобы получить возможность снять с короткой выдержкой и добиться удовлетворительной резкости на всю глубину кадра. Мне, как родителю, все дети кажутся прекрасными и неповторимыми. Я не смог ни одного из трех выбросить в корзинку.

В подернутые дымкой легенд времена фотографу самого тиражного иллюстрированного журнала СССР для съемки обложки выдавали максимум две-три среднеформатных пленки, то есть 24-36 кадров. Приходилось экономить и, прежде чем решиться нажать на спуск, продумывать все до мелочей. Сейчас, когда цифра позволяет думать только о получении результата, психология поведения фотографа изменилась. Много раз ловил себя на том, что буквально расстреливаю объект с разных точек съемки, совершенно не сдерживая себя. Главное – не упустить момент, сделать самый лучший вариант кадра, чтобы не пожалеть об упущенном неповторимом мгновении. Вернуться на место съемки, конечно, можно, но повторить упущенный кадр не удастся ни за какие коврижки – не раз пробовал. И свет будет не тот, и погода не та, и муза может забастовать.

Снимать с запасом, конечно, хорошо, но, с другой стороны, как мучительно просматривать множество почти одинаковых файлов, отыскивая среди них тот, ради которого и плодились десятки дублей. Обиднее всего, когда, уставившись в монитор отупевшим от напряжения взглядом, начинаешь понимать, что в просмотренной горе мусора нет ничего, заслуживающего внимания и дальнейшей обработки. Во время съемки в приступе творческой лихорадки сделаны досадные технические или композиционные ошибки, не пойман единственный миг, который стоило остановить. Умение снимать быстро и безошибочно приходит с опытом, когда знания и умения доводятся до автоматизма. А поначалу в процессе освоения композиционных основ торопиться надо медленно. Нельзя, например, во что бы то ни стало стремиться втискивать в классическую рамку кадра сюжеты, которые в нее не укладываются. Фотографии могут быть и квадратными, и вытянутыми по горизонтали или по вертикали. Кадры с любым соотношением сторон могут быть органично скомпонованы.

Размер кропнутой матрицы у камеры Nikon D7000 – стандартный удлиненный прямоугольник. Сюжет фото 4 в него никак не укладывался. Картинка стала жить только после насильственной ампутации нижней части кадра. Квадрат для этого сюжета оказался лучше прямоугольника.


Фото 4. «Папоротник»

Камера Nikon D7000

Зум AF-S Nikkor 24-70/2,8 D G ED IF

Чувствительность 100 ISO

Выдержка 1/125 сек.

Диафрагма 5

Фокусное расстояние 54 мм


Воды венецианской лагуны выплескиваются на набережную, прохожие передвигаются по временным мосткам и мостикам. Сюжет фото 5 строго горизонтален в силу того, что и сама набережная, и мостик на переднем плане, и даже комплекс храма Сан-Джорджо Маджоре на острове в глубине композиции тянутся вдоль линии горизонта. При кадрировании пришлось убрать пустое небо сверху и часть мостовой на переднем плане снизу. Удаленные части файла не содержали никакой полезной информации.


Фото 5. «Новогодний дождь» из серии «Наводнение в Венеции»

Камера Nikon D3

Зум AF-S Nikkor 24-70/2,8 D G ED IF

Чувствительность 800 ISO

Выдержка 1/320 сек.

Диафрагма 3,5

Экспокоррекция +0,67 EV

Фокусное расстояние 60 мм


В этом сюжете хотелось подчеркнуть сопротивление ветра и дождя, которое преодолевает человек с зонтиком. Для этого нужно было оставить за спиной пешехода как можно более длинный путь, не уменьшая масштаба самой фигурки. Удлиненная форма кадра также способствует созданию иллюзии увеличения протяженности пути. Подчеркивает это и ритмическое деление кадра вертикалями опор мостика. Фигурка прохожего с цветным зонтиком в руке выбивается из правильного ритма черных прямоугольников и не оставляет сомнений в том, что нет в этом кадре ничего главнее человеческого упорства.


Фото 6. «Аква Альта» из серии «Наводнение в Венеции»

Камера Nikon D3

Зум AF-S Nikkor 70-200/2,8 D G ED IF VR

Чувствительность 800 ISO

Выдержка 1/160 сек.

Диафрагма 5

Экспокоррекция – 0,67 EV

Фокусное расстояние 200 мм


В этом районе Венеции, недалеко от Арсенала, туристов мало (см. фото 6). Залитые водой улицы, цветные пятна влажных стен зачаровывали. Чтобы оживить картинку, пришлось довольно долго ждать, когда появятся люди. Узкие улочки тесного островного города тянулись вверх колодцами. Вертикальный кадр был выстроен заранее, горизонтальный в таких условиях был бы малоинформативен.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал