Как спорт влияет на ребенка. Влияние спорта на развитие ребёнка

07.10.2023

Влияние спорта на здоровье ребенка.

Существует всеобщее представление, что спорт положительно влияет на здоровье и развития ребенка. И это от части верно. Если начинать занятия спортом с раннего детства они приносят большую физическую и психологическую пользу, в том числе крепкое здоровье и хорошую социальную адаптацию. Но спорт зачастую бывает и весьма опасным для психического и физического здоровья вашего ребенка. Все без исключения родители заботятся о безопасности и здоровье своих детей. И в то время когда встает вопрос, каким спортом будет заниматься ребенок, то, разумеется, возникает и вопрос, насколько безопасен этот спорт для ребенка.

Если верить статистике, около 3 000 000 детей каждый год зарабатывают травмы, когда занимаются спортом или во время подвижных игр. В основном эти травмы не носят тяжелого характера, и могли бы быть предотвращены при помощи специальных защитных устройств. Ребятня в гораздо большей степени подвержена спортивным травмам, нежели взрослые, потому, что: у детей более медленная реакция и слабее степень координации, чем у взрослого; малыши одного возраста могут сильно различаться по весу и росту. Травмы, которые возникают в следствии физической активности, могут вызваться как внезапными повреждениями (ссадины, переломы, травмы головы, разрывы связок), так и в итоге непомерных нагрузок (переутомление, обезвоживание организма, перегревание) или же если ребенок возвращается к физической активности, не долечив предыдущую травму.

Раньше, чем отдать ребенка в командную спортивную секцию, лучше ждать, пока ему не исполнилось 6 лет. Помимо возраста, родители должны учитывать вес и рост ребенка, и также его эмоциональное формирование, например, способность к принятию самостоятельных решений. При предпочтении вида спорта кроме уровня физической и психологической зрелости чада не забывайте учитывать следующие факторы:

Качество подготовки и степень тренерской труда.

Взгляд ребенка на возможное повышенное внимание зрителей, гостей состязания.

Риск получения травм на тренировках и соревнованиях.

Стоимость спортивных принадлежностей, которые понадобятся вашему малышу.

Определенные виды спорта являются более травматичными и опасными для здоровья вашего дитя, чем другие. В основном, все виды спорта возможно поделить на «спорт с большой степенью контакта», «спорт со средней степенью контакта» и «спорт с маленькой степенью контакта». Считают, что чем выше степень контакта в спорте, тем выше риск приобретения травмы.

Для того, чтобы предотвратить возможность возникновения травмы:

Не игнорируйте специальные защитные приспособления (шлемы, наколенники и прочее). Для видов спорта с большой степенью контакта надлежит приобретать шлем с полной защитой лица, при этом желательно, чтобы лицевой экран был изготовлен из поликарбоната (современного легкого и не разбивающегося материала). Шлемы обязательно должны четко подходить по размеру и быть снабжены защелкивающимся под подбородком ремешком.

Прежде чем вы запишите своего ребенка, в какую либо спортивную секцию, проконсультируйтесь с педиатром и окулистом.

Удостоверьтесь, что во время занятий малыш будет постоянно под присмотром.

Для того чтобы предотвратить обезвоживание обязательно давайте ребенку на тренировку бутылочку воды.

Убедитесь, что принадлежности, спортивное оборудование, находящееся в секции и покрытия поддерживаются в рабочем, безопасном состоянии.

Не разрешайте ребенку на тренировках носить линзы или очки. Обычные очки и линзы не защитят глаза от травм, а смогут только усугубить их.

Ребятишкам с не очень хорошим зрением не следует браться за виды спорта с большой степенью контакта.

Соблюдайте эти простые заповеди, и спорт будет только положительно влиять на здоровье вашего! И ребенок, будет максимально защищен от серьезных спортивных травм. Спорт является профилактикой болезней человека и совершенно серьезно оказывает огромное влияние на здоровье человека.Мы ведь раньше не придавали значение здоровью человека, не сопостовляли- СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ.Оказалось, что,если человек здоров, он выполняет очень серьезные жизненные задачи, может преодолевать трудности. Благодаря. хорошему здоровью человек проживает долгую и счастливую жизнь. Что же происходит в организме при регулярных занятиях спортом? Во время занятий в спорте основная нагрузка приходится на систему мышц, костей, суставов, связок.- т.е. на опорно-двигательный аппарат.Когда мы занимаемся спортом, мышцы сокращаются, что приводит.в соответствие также и работу нервных центров. Положительное влияние на суставы оказывает щадящие и постоянные физические нагруки. Занятия физкультурой благотворно влияют на дыхательную систему. У людей, занимающихся спортом, лучшая вентиляция легких, что в значительной мере влияет на уменьшение заболеваний, таких как бронхит и воспаление легких. При занятиях спортом, при чем, при умеренных физических нагрузках, происходит благоприятное влияние на многие процессы в организме человека, а, именно: на улучшение обмена веществ, на ускорение обмена жиров... . Регулярные занятия спортом, как говорилось выше, при умеренных физических нагрузках, является профилактикой заболеваний кровеносных сосудов - какатеросклероз сосудов. Нужно обратить ваше внимание также, на ускорение обмена углеводов, что необходимо для получения энергии.


(№2 23.01.2001)
Автор: Фридрих Кузнецов
статья находится по адресу:
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=966&level1=main&level2=articles

В последние 100-150 лет существования человечества четко определились основные законы физического и умственного развития детей с возраста 1 года и до возмужания - 17-19 лет. На эту тему было написано огромное количество работ, проведено множество исследований, из которых, без особого труда можно выбрать систему, которая хорошо работала бы применительно к нашим условиям жизни.

О положительном влиянии физического развития на умственное знали в Китае, ещё во времена Конфуция, в древней Греции, Индии, Японии. В монастырях Тибета и Шаолиня физические упражнения и труд преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами. Баден-Пауэль в конце 19го века создал совершенную систему воспитания подрастающего поколения в виде скаутского движения, которое было принято всеми цивилизованными странами мира, включая Россию до и после революции. Возрождение скаутского метода воспитания подрастающего поколения на государственном уровне в любой стране мира может дать качественный скачок уровня жизни населения, но через 10-20 лет. В каждой семье родители желают своему ребёнку хорошей судьбы, но не всегда сочетается желаемое с действительным, а почему? А потому, что родителям не хватает знаний и времени, а государственным деятелям, отвечающим за судьбу подрастающего поколения, желания или возможностей.

В таких случаях сам ребёнок выбирает методику своего воспитания, но это происходит слишком поздно и не всегда правильно, так как устойчивость на правильном курсе у него появляется в возрасте 16-17 лет, а основной рост клеток головного мозга заканчивается в 14-16 лет, вот и живёт он оставшуюся жизнь в половину своих сил и возможностей. Исследованиями последних лет американского нейробиолога Лоренца Катца и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга доказано, что в мозге людей всех возрастов, под влиянием определённых условий могут возникать новые межнейронные связи и появляться новые нервные клетки. Одним из таких условий является физическая активность. У физически активных особей наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды. Это расценивается таким образом: под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток. В США уже разработана новая система - "нейробика" - комплекс специальных упражнений для тренировки мозга. Примечательно, что указанные выше изменения в наибольшей степени выявляются в гиппокампе - небольшом мозговом образовании, занимающимся переработкой поступающей информации.

Исследования Лоренса Катца и Фреда Гейга подтверждают тесную связь умственного развития с физическим.

Эта работа даёт будущим и настоящим родителям минимум знаний для создания индивидуальной программы умственного и физического развития своего ребёнка, максимально возможного, с учётом условий жизни данной семьи.

Большое значение приобрели формы внешкольного физического развития в виде различных спортивных школ и секций физической культуры. Среди них стоит отметить следующие:

Плавание
Гимнастика
Акробатика
Художественная гимнастика
Волейбол
Баскетбол
Футбол
Тенис (все его виды)
Бег и лёгкая атлетика
Парусный спорт
Тяжёлая атлетика
Гребля
Лыжный спорт
Горнолыжный спорт
Борьба
Восточные единоборства
Бокс, кик-боксинг
Велосипед

И вот, если представить себе обеспеченных родителей, которые хотели бы дать своему ребёнку внешкольное физкультурное воспитание - куда бы, в какую школу из этого списка стоило бы им отдать своего ребёнка, если считать, что секции работают давно, и имеют хороший авторитет и нормальный уровень. Необходимо учесть, что физической культурой необходимо заниматься детям с 3-х лет в группах, индивидуально - с первых месяцев рождения, а спортом с серьёзным соревновательным режимом - после окончания роста костно-мышечного аппарата. Мозг ребёнка растёт количественно и качественно (вставочные нейроны и прочие клетки) ориентировочно до 16-ти лет, первые 3 года лобные доли, а потом остальные части. В это время ребёнок имеет максимальные способности к обучению, как управлению своим телом, так и теоретическим знаниям. В соответствии с условиями жизни, при щадящих нагрузках (без перегрузок), мозг ребёнка корректирует генетическую программу роста всех клеток организма, позволяющую выжить даже с большими перегрузками уже во взрослой жизни. Вот почему у людей, которые в детстве не занимались физической культурой или работой, уже в зрелом возрасте из-за слабости сердечно-сосудистой системы случаются, даже при небольших перегрузках, инсульты, инфаркты и разрывы сосудов на теле, конечностях и внутренних органах, головная боль возникает при перемене атмосферного давления, а из-за малой толщины и прочности костно-мышечной ткани, при бытовых падениях бывают переломы костей и вывихи суставов. В г. Одинцово Московской области, в1989 г. была создана секция Дзю-До (с/к "Искра"), где ориентация на возраст от трёх-четырёх лет. Главная задача секции, это правильное физическое развитие на достаточно высоком уровне, без обязательных соревновательных режимов, то есть из детей не выжимались высокие спортивные результаты для создания и подтверждения авторитета тренера и клуба. Ребёнок, который с усердием занимался в секции около двух лет, приобретал высокую прочность тканей и ему не страшны были даже большие перегрузки. Приведу пример из жизни секции ДЗЮ-ДО спортивного клуба ИСКРА. На летних каникулах, в августе 1999 г. мальчик в возрасте 8 лет упал с дерева, с высоты около шести метров на голую землю и разбил только нос, других повреждений не получил и через несколько дней уже бегал по улице, а в сентябре, после тщательного медицинского обследования, приступил к занятиям в секции. Другой мальчик в возрасте около трёх лет получил при бытовом падении сотрясение головного мозга, а через два года начал заниматься в секции. После двух лет занятий упал с крыши сарая на летнем отдыхе в деревне с высоты около трех метров на землю и ударился головой, набил шишку, но признаков сотрясения не было. Джеки Чан известен как киноактёр, каскадёр и кинорежиссёр и как чемпион по тяжелым травмам, которые он получил на площадке для киносъемок. Секрет его живучести заключается в правильном и своевременном физическом развитии с раннего детства.

Существует закономерность: чем больше у ребенка развивается способность управления своим телом, тем быстрее и лучше он усваивает теоретические знания, но чем симметричнее, разнообразнее и точнее движения, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга. Баден-Пауэль советовал развивать в одинаковой степени левую и правую руки. Детским тренерам любых видов спорта, необходимо придерживаться этих советов.

Возьмём ребёнка 3-х летнего возраста (для таких секции хоть и редки, но существуют). Перебирая список секций, можем остановиться на 4-х секциях: плавание, гимнастика, акробатика, борьба.

Плавание в наших средних широтах должно проходить в закрытых бассейнах, вода которых дезинфицируется различными газами, вредными для дыхательных органов и роговицы глаз. Существуют бассейны с очисткой воды через фильтры, но их мало. В южных широтах занятия в открытых бассейнах с морской водой мало кто из обеспеченных родителей может себе позволить, в открытом море секции не работают. Поэтому кратковременные курсы для получения плавательных навыков могут и не дать сбой в процессе роста детского организма.

Гимнастика, в том числе и художественная, так же, как акробатика, не имеет противопоказаний для занятий детей 3-х летнего возраста и старше.

Если сравнить плавание и гимнастику по воздействию на детский организм, то плавание даёт большее физическое развитие, а гимнастика - ещё и высокую координацию движений, что ускоряет и умственное развитие. Точный глазомер, расчет мышечных усилий, большое количество движений со сложной координацией создаёт опыт, необходимый в повседневной жизни, особенно ценный для человека, связанного с техникой.

Спортивные игры с мячом (волейбол, баскетбол, футбол), как правило, начинаются с 10-12-летнего возраста и имеют свою особенность в физическом развитии ребёнка. Волейбол и баскетбол стимулируют рост ребёнка, дают высокую моторную реакцию, хорошо развивают мышцы ног, глазомер и осмотрительность, дают ускорение умственного развития. Существует большое количество игр с мячом, не спортивных, но хорошо развивающих с момента, когда он научился стоять и ходить и до 10-12 лет, когда он может уже заниматься спортивными играми с мячом, включая и футбол.

Бег и лёгкая атлетика, как и игровые виды спорта, рассчитаны на детей с 12-13 лет и имеют чисто физическую сторону развития, при этом не надо принимать решения за доли секунд. К тому же в раннем возрасте бег на короткие дистанции может включаться в какие-либо игры и упражнения. Бег на длинные дистанции свыше 10 км можно рекомендовать людям, у которых уже закончилось формирование костно-мышечного аппарата, но не детям.

Водные виды спорта больше относятся к техническим, в них без лодки никаких упражнений не сделаешь. Очень ценные виды спорта для детей с точки зрения воспитания личностных качеств. Гребля похожа на бег, только больше работают мышцы верхнего пояса. Парусный спорт способствует воспитанию в ребёнке многих положительных качеств физического и умственного развития. Конструкторами созданы парусные суда для детей 4-5-6 лет, а водоёмами для них могут служить в любом селе и городе пруды небольших размеров.

Что же даёт управление парусным судном ребёнку? Прежде всего, это чувство ответственности. Он рулевой, кормчий. От него зависит безопасность движения, то есть, формируется личность, как ни в одном виде спорта. Физическое развитие вплотную связывается с умственным, так как приходится ежесекундно решать и выполнять свое решение физическими действиями, то есть, отвечать на воздействие внешней среды, которое постоянно изменяется (волна, ветер, препятствие и т.п.). Знакомство с аэродинамикой (если учесть, что движение яхты - это полёт в горизонтальной плоскости), с основными законами физики и технической стороной парусного спорта (швертбот - это уже машина). Для того, чтобы избежать переохлаждения, требуется специальная одежда, цена на которую очень высока.

Лыжный спорт имеет ограничения только по температуре внешней среды. Важно, чтобы ребёнок не застудил бронхи и лёгкие, а в основном этот вид физической культуры более приятен для детей, чем бег, да и мышцы верхнего пояса развиваются более эффективно. Очень полезно, если лыжня проложена в лесу!

Горнолыжный спорт более интересен, чем бег на лыжах, но требует такого количества оборудования и снаряжения, что парусный спорт с ним не сравнить, а физического развития он даёт меньше.

Восточные единоборства ударные -
Карате (кунг-фу)
Айкидо
Джиу-Джитсу

Восточные единоборства очень хорошо влияют на физическое и умственное развитие ребёнка, при условии грамотно поставленных занятий в секциях.

Высокая координация и точность движений, хорошо развитый вестибулярный аппарат, развитие всех групп мышц, моторная реакция на движение противника, осмотрительность, развитие волевых усилий - вот основной перечень положительных качеств, развивающихся при занятиях восточными единоборствами с ударной техникой. Заниматься можно с 5 лет и до конца жизни, но при условии грамотно поставленных занятий в детских секциях:

Нельзя допускать контактные поединки, так как каждый удар по блоку из рук и ног наносит ущерб надкостнице, что в дальнейшем, после совершеннолетия или в зрелом возрасте может привести к непредсказуемым последствиям (онкология).

Нельзя допускать ударов по голове, это же относится к боксу и кик-боксингу. Даже защитные шлемы и маски не спасают от сотрясений. Этот вид травм очень вреден детям.

Кумир поклонников ударной техники Брюс Ли был тренированным бойцом и отдавался этому искусству полностью, но сосуды головного мозга не выдержали ударов, и конец его наступил в самом расцвете сил. Удары по голове, полученные в период развития ребёнка, могут оказаться миной замедленного действия, которая может сработать в любой момент его жизни.

Необходим постоянный контроль за поведением членов секции вне занятий, т.е. в школе, дома, на улице. Возможен ли он в наше время?!? Возможен, но только в закрытых школах-интернатах!

Занятия ударной техникой часто создаёт иллюзию вседозволенности, особенно при том моральном разложении, навязанным нашим детям видео боевиками, и хорошая сторона физического развития часто перечеркивается отклонением от норм поведения в повседневной жизни.

Айкидо строится не на ударной технике, но броски основаны, в большинстве своём на болевых приёмах, и для детей до совершеннолетия эти занятия не рекомендуются.

Джиу-Джитсу - вид боевого искусства совсем не для детей и будет только во вред их физическому развитию, т.к. в нём большое место занимают болевые приёмы на суставы и костоломные. При тренировках детям трудно найти границу безопасного проведения приёма.

Бросковые виды единоборств включают в себя следующие виды борьбы:
- Классическая (греко-римская)
- Вольная
- Дзю-До
- Самбо

Дзю-До - это борьба близка к нашему самбо, но более спортивная, в основном рассчитана на любой возраст. В Японии, где она родилась, в детских садах и школах физическая культура основана именно на борьбе Дзю-До. И это не удивительно, так как физическое развитие ребёнка, занимающегося этой борьбой, имеет большое преимущество перед другими видами спорта.. Здесь нет ударной техники, а болевые и удушающие приёмы легко контролировать. Болевые, в особенности удушающие приёмы, можно не изучать до определённого возраста, а всё остальное даёт очень хорошее физическое развитие и самозащиту.

Самбо имеет много видов болевых приемов, и уровень подготовки борца определяется в соревновательных режимах. Желательно заниматься этим видом борьбы с 15-16 лет, подготовив тело на высоком уровне, что не даёт отрицательного влияния на развитие ребёнка.

При развитии с помощью борьбы в паре, мышцы работают постоянно в режимах обратной связи, то есть, контролируется не только прямое, но и обратное движение, при этом скорость перехода с прямого движения на обратное очень велика. Если сравнить с ударными видами борьбы, то последние проигрывают в формировании вставочных нейронов головного мозга. В ударных видах борьбы мышцы работают с максимальным напряжением в одном направлении и обратное движение не играет решающей роли, как в бросковых видах борьбы.

Если разобрать пример любого броска, то получается следующая картина работы мышц обоих партнеров:

Первый вышел на позицию для броска и, напрягая мышцы, начал бросок.

Второй - почувствовал и осознал своё положение в пространстве, напряг мышцы для контрдвижения, чтобы не дать возможности первому выполнить приём.

Первый, - ощущая сопротивление второго, увеличивает усилие или включает другую группу мышц, которая немного видоизменит первоначальный характер броска, возможно, перейдёт на другой приём, переключая прямую тягу мышц на обратную, используя при этом тягу противника, направленную в противоположном направлении первого приёма, но совпадает с направлением второго приёма. Эта борьба противоположных усилий создаёт картину бесконечности, так как второй тоже может перейти на противоположную тягу и создать совершенно новое по качеству контр-движение, но всё это длится доли секунды, и у кого из партнеров скорость реакции (передача сигнала от датчика тактильного, зрительного, вестибулярного в мозг и от него к группам мышц, а также скорость срабатывания мышц, то есть, исполнительного механизма) выше, тот ближе к победе.

Если учесть, что второй, как правило, не даёт первому правильно провести базовый приём, то получается бесконечное количество вариантов базовых приёмов, включая совершенно новые, полученные импровизацией, подобно игре в шахматы, но только время на размышления не даётся. Учитывая эту особенность физического развития, можно догадаться, как она повлияет на умственное. В экстремальных ситуациях стрессовый страх не сковывает способность человека решать задачи с большой скоростью и поэтому решения получаются, в основном, правильные! При подготовке тела к борьбе используются гимнастические и акробатические упражнения, развивается на высоком уровне вестибулярный аппарат. Высокая точность движений костно-мышечного аппарата позволит борцу успешно осваивать профессию лётчика, космонавта, водителя транспортных средств, хирурга, крановщика а также иметь успех в точных науках, музыке, организации движения любых дел любого направления!!!

Все эти качества физического и умственного развития относятся не только к одной борьбе Дзю-До. И классическая (греко-римская), и вольная борьба развивает всё одинаково. Переход с одной борьбы на другую не занимает много времени и для более качественного физического развития можно предложить такую схему: классическая - вольная - Дзю-До - самбо.

В Японии для того, чтобы уберечь ребёнка от нарушения психики, разработали в борьбе Дзю-До безсоревновательный метод определения уровня подготовки борца. В нашей стране пока ещё ведётся подготовка к такому методу, и он не получил юридического обоснования.

Соревновательный режим на различном уровне умственного развития ребёнка может иметь как положительные, так и отрицательные результаты, при этом имеет большое значение характер ребёнка, его воспитание и генные особенности. Непонятно, почему до сих пор психологи не подняли этот вопрос? Почти все спортивные секции имели генеральный курс на результат. Это - медали на соревнованиях, разряды и звания по победам. И всё это начиналось с того возраста, в котором психика ребёнка ещё не сформировалась и не дошла до того уровня, когда поражение не вызовет горечи слёз и душевной боли, а победы не создадут в характере жёстокости, самоликования, самовлюблённости! Очень хороша была бы физическая подготовка в школе, если бы с первого класса до последнего 3-4 раза в неделю вместо той физкультуры, что идёт по программам, преподавали бы уроки борьбы, поскольку в подготовку борца входит и лёгкая атлетика, и гимнастика, и акробатика, а также для развития выносливости и повышенной реакции многие тренеры включают и футбол, и баскетбол. Идеальный вариант преподавания физической культуры в школе, это уроки каждый день: 3 дня борьбы,1-2 дня игры с мячом, 1-3 дня лёгкая атлетика, гимнастика, акробатика. Дисциплинарный контроль в этом случае будет намного эффективнее, чем при работе секции.

Родителям стоит задуматься, в какую секцию, к каким тренерам следует отдать ребёнка для физического развития, чтобы не был он изуродован физически и морально.

Бросковая техника тоже имеет отрицательные стороны - неподготовленное для бросков тело ребёнка начинает получать сотрясения во время падений, особенно на жёстком ковровом покрытии. Влияют также пропуски занятий, отсутствие домашних занятий (зарядка утром) в промежутках между секционными, а также отсутствие нормальных гигиенических условий в залах: отопление, туалет, душ, раздевалка, дежурный врач.

В итоге можно сказать, что выбор секции, уровень подготовки, а также своевременность соревновательного режима может существенно изменить в лучшую или худшую сторону судьбу ребёнка, не говоря уже о том, что отсутствие нормального физического развития (нельзя сказать, что школьная программа его даёт) однозначно отрицательно скажется на его судьбе. Исходя из вышесказанного, можно определить степень влияния занятиями различными видами физической культуры на умственное развитие в таком порядке:

1 - все виды борьбы(греко-римская,вольная, дзю-до, самбо); 2 - гимнастика, акробатика, спортивные игры с мячом, парусный спорт; 3 - восточные единоборства (у-шу, кун-фу, тейк- ван -до, карате); 4 - лёгкая атлетика, коньки, лыжи, плавание. В дополнение к выше сказанному при занятиях физической культурой в крови человека появляется эндоморфин, который убирает стрессы и уменьшает до минимума желание употреблять наркотики, спиртное и табачное зелье. Медицина предупреждает об отрицательном влиянии (высокой степени) на умственное развитие детей употребляющих эти вещества!

Родители, не ждите новых решений этих вопросов от Министерства образования и берите решение этой проблемы в свои руки, и, если вам не безразлична судьба своего ребёнка берите на себя контроль над его физическим развитием, и, если есть возможность, станьте его сен-сеем (учителем). Возможно, это и станет лучшим решением.

Физические упражнения , подвижные игры , а затем и занятия спортом при соблюдении принципа последовательности и постепенности содействуют физическому развитию детей и подростков. Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях.

Под влиянием физической работы и однократных физических упражнений резко (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода. Повышенная потребность тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем; частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза, пульса – в 2-3 раза. Резко возрастает выделение углекислоты с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена веществ с потом и мочой.

Однако оздоровительное влияние на организм оказывают не однократные, а многократные повторения физических упражнений . Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют физическому развитию детей и подростков. У них отмечается несколько большая, чем присущая данному возрасту, годичная прибавка массы, длины тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц. Средние показатели физического развития юных спортсменов выше, чем аналогичные показатели у их сверстников, не занимающихся спортом. У юных спортсменов рост больше на 5-6 см, масса тела на 7-9,5 кг, окружность грудной клетки на 5,7-6,1 см и жизненная емкость легких на 1100 мл.

Одновременно с улучшением показателей физического развития улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы. У подростков, систематически выполняющих физические упражнения и занимающихся спортом, как в покое, так особенно при физической нагрузке, увеличивается ударный объем сердца и в меньшей степени частота сердечных сокращений, повышается тонус сосудов. Более экономичной становится работа органов дыхания. Потребность организма в кислороде, возрастающая в процессе мышечной работы, у тренированных обеспечивается в большей степени за счет увеличения глубины дыхания, в то время как у нетренированных – за счет увеличения частоты дыхания.

Существенные изменения происходят в обмене веществ. У тренированных лучше усваиваются тканями питательные вещества, более глубоко протекают окислительные процессы, вследствие чего вредные продукты распада поступают в кровь в меньшем количестве.

Благоприятно отражается движение детей и на высшей нервной деятельности. Под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом повышается сила, улучшается подвижность и уравновешенность нервных процессов в коре головного мозга. Нервная система становится более пластичной, т.е. приобретает способность быстрее приспосабливаться к новым видам работы и обстановке.

Литература

  1. Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
  2. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  3. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
  4. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1983.
  5. Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
  6. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
  7. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.
  8. Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.

Движение, физкультура и спорт - это важная часть полноценного и гармоничного развития ребенка. Забота о здоровье сына или дочери занимает большую часть времени родителей. А возможность заниматься спортом это отличный способ дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. В этом возрасте он и сам показывает повышенный интерес к спортивным секциям, особенно к игровым видам спорта: футбол, волейбол и др. Этим стоит воспользоваться. С ранних лет нужно привить малышу любовь к спорту и объяснить роль здорового образа жизни.

Последствия малой физической активности у ребенка:

  • В первую очередь идет влияние на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Если движений мало, то дыхание замедляется и становится поверхностным. Это приводит к снижению обмена веществ.
  • Недостаток движений приводит к застою крови в ногах, что понижает работоспособность всего организма и в первую очередь мозга. Ребенок становится рассеянным, у него ослабевает память и увеличивается время для поиска правильного решения.
  • У организма детей, которые не получают достаточного движения, падает иммунитет.
  • Проблемы с позвоночником. Малоподвижные дети отличаются слабой мускулатурой. Поэтому они не могут долго удерживать тело в правильном положении. Также от долгого сидения образуется сколиоз.

Существует закономерность: чем больше у ребенка развивается способность управления своим телом, тем быстрее и лучше он усваивает теоретические знания и чем симметричнее, разнообразнее и точнее движения, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга. Детским тренерам спортивных школ, необходимо придерживаться этих советов.

Детский футбол — это полезная физическая нагрузка для вашего ребенка, он обеспечит большое позитивное влияние на малыша. Мышечная ткань, кости будут укрепляться. Тренировки помогут развитию разных групп мышц, обеспечивая комплексную нагрузку на весь организм. Организм будет находиться в отличном тонусе.

Благодаря футболу у детей развивается:

  • Аналитические способности. Им способствует возможность анализировать ситуацию, которая происходит во время игры.
  • Коммуникабельность развивается благодаря тому, что ребенок попадает в группу и ему необходимо научиться действовать в команде.
  • Подчинение правилам развивает силу воли, выдержку и самообладание.
  • Спортивные игры дают возможность развить у детей чувство сопереживания.

Влияние спорта на развитие ребенка, бесспорно, положительное. Кроме каких-либо особенных воздействий на организм детей, спортивные игры учат поведению на соревнованиях. Как вести себя при победе и как при проигрыше. Воспитывает умение принять поражение, уважение к чужим победам и способность делать комплименты более успешным соперникам.

Благодаря правильному педагогическому воздействию укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для его всестороннего гармоничного развития.

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ

А.В.Иванова

Учитель физической культуры, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3 Зеленодольского муниципального района РТ», город Зеленодольск.

«Интеллект ребенка неразрывно связан с его подвижностью» «Физический интеллект является первым и самым основным видом человеческого интеллекта» Г.Доман., Д.Доман., Б.Хаги

Физическое воспитание является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни. Сегодня наверняка все понимают, что без физического воспитания полноценное развитие ребенка невозможно. И тем не менее большинство людей знают, что нужно гулять на свежем воздухе, делать по утрам зарядку, но находят невероятное количество причин для оправдания своей пассивности. Почему так происходит? Потому что в детстве этого ребенка не приобщили к движению, не дали почувствовать, ощутить возможности его организма. Поэтому задача учителей физической культуры дать нашим детям почувствовать «радость движений», но мы должны помнить и о принципе «не навреди».

Но установка на здоровье, как известно, не появляется у ученика сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, то есть состоит в «обучении здоровью».

Сегодня вопросы физического воспитания школьника являются сферой деятельности не только врачей, но и педагогов. На здоровье растущего человека оказывает влияние вся совокупность методов обучения. К сожалению, существующая посей день, система педагогических требований исходит из потребностей образовательных учреждений, из необходимости выполнять учебные планы, программы. Но нет программы, которая строилась бы на потребностях растущего организма и его самосохранения.

С каждым классом объем учебной деятельности увеличивается. Все больше времени отводится на общеобразовательные предметы и, как следствие, учащимся необходимо более продолжительное время тратить на выполнение домашних заданий. В связи с этим важнейшее значение приобретают практические занятия физической культурой и спортом на уроках, во внеурочное время, в выходные дни и каникулы. Поэтому напряженный умственный труд требует хорошей физической подготовленности учащихся.

Память, речь, мышление – свойства очень необходимые для учащихся и на них нужно опираться это бесспорно. Но разве только они составляют личность ученика школы? Если мы будем опираться только на эти свойства, то такой подход ошибочен. Можно научить решать задачи, можно выучить стихотворение, но как можно заставить прыгать выше, подтягиваться больше, бегать быстрее? Это учащийся должен захотеть сделать сам. Связи умственного развития с занятиями физическими упражнениями многообразны. Само физическое воспитание и хорошая физическая подготовленность являются важными предпосылками полноценной умственной деятельности.

Исследования показывают, что занятия физической культурой и спортом укрепляют не только мышцы, но и нервы, стимулируют мысль, благодаря улучшению кровоснабжения мозга обеспечивают более надежную его работу.

Правильное физическое воспитание является необходимым условием для нормального развития организма ученика. Двигательная активность стимулирует работу анализаторов, и способствуют их взаимодействию (т.е. развитию головного мозга). Физические упражнения положительно влияют на организм лишь тогда, когда их правильно выполняют, что способствует формированию основных навыков движений – таких, как ходьба, бег, прыжки, метание и т.д. Очень важно научить детей красивой ходьбе. Это достигается систематическими занятиями.

Освоение современных учебных программ и, в частности, для учащихся с углубленным изучением какого-либо предмета сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением. Высокий уровень физической подготовленности является одним из важных факторов, обеспечивающих устойчивость умственной работоспособности в течении всей учебы в школе. Учащийся, поставивший перед собой цель добиться успехов в учебе, осуществит мечту быстрее, если будет регулярно заниматься физкультурой и спортом.

О значении физического воспитания и умственного развития хорошо сказал Л.Н.Толстой: «При усидчивой умственной работе, без движения сущее горе. Не походи я, не поработай руками и ногами в течении хотя бы одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится. А в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна».

Если в дошкольном возрасте большинство детей двигается достаточно много, то с началом обучения в школе положение заметно меняется. Считается, что двигательная активность сокращается вдвое. Существенное значение в этом возрасте приобретают организованные формы занятий физическими упражнениями.

Физически активными к 10-му классу остаются 20-30% мальчиков и только 10% девочек. Немалая «заслуга» в этом принадлежит родителям, которые недооценивают роль физической культуры для ослабленных и часто болеющих детей. Они оберегают их не только от повседневных физических нагрузок дома, но и стремятся освободить своих детей от уроков физкультуры в школе. От такой заботы вряд ли можно ожидать укрепления здоровья будущего поколения. Всем родителям следовало бы знать слова, которые были высечены на скале в Древней Элладе: «Хочешь быть сильным-бегай, хочешь быть красивым-бегай, хочешь быть умным-бегай!»

Формирующийся аппарат ребенка становится ведущим, поэтому с полной уверенностью можно сказать, что мышцы и мозг функционально едины. Мозг управляет мышцами, но и физические упражнения влияют на динамику нервных процессов в коре головного мозга.

Двигательная активность и, в частности, физические упражнения, являются естественной потребностью школьника, непосредственно воздействую на функцию всех органов и систем. Установлено, что физически подготовленные люди в два раза реже болеют. Еще в 18 веке знаменитый французский врач Тиссо писал, что ни одно лекарство в мире не может заменить действия движения. Великий русский физиолог И. П. Павлов говорил о “мышечной радости” после выполнения физических упражнений.

В Древней Элладе спартанцы с детства проходили серьезную физическую подготовку, становились не только полководцами, но и выдающимися политическими деятелями, так например, царь Леонид, Аристотель, Плутарх, Платон одновременно с риторикой и философией занимались гимнастикой и борьбой.

Однако движения должны быть рациональными, оптимальными для организма в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей. Например, в школьном возрасте происходит формирование основных органов и систем, и важнейшую роль в этом играют систематические занятия физическими упражнениями. Особенно важно следить за осанкой, улучшать деятельность дыхательной мускулатуры. Формирование опорно-двигательного аппарата происходит при оптимальном уровне физических нагрузок. Соблюдение принципов рационального режима дня создает условия для гармоничного развития подростка, помогает освоить сложную школьную программу, укрепить здоровье, поддерживать и совершенствовать физическую форму, организовать свободное время учащегося, развить кругозор и предупредить болезни.

Более того, специалисты физической культуры и спорта утверждают, что сегодня гарантией победы на международной арене служит не только высокий уровень технического мастерства спортсмена, но и осознание им всех происходящих в его организме биохимических процессов, и влияние их на здоровье.

К примеру, на моих уроках всегда непрерывное движение. Занимаются все, никто не стоит без дела. Мои наблюдения показывают, что после пятиминутной разминки дети становятся восприимчивей, быстрее решают задачи, лучше усваивают новый материал. А вообще я работаю в тесном контакте со всеми учителями предметниками. И если кто-то из ребят получил двойку, скажем по математике или литературе, то это и моя боль. Ведьбольшинство ребят учатся на «4» и «5», а особенно спортсмены. Хорошая успеваемость обязательное условие для тех, кто занимается в спортивных секциях.

Главным показателем успеха учеников, является конкурентоспособность в различных областях знаний, его уверенность в своих знаниях. Всё это проявляется в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Мои ученики принимают активное участие во всероссийской предметной олимпиаде школьников по физкультуре, в массовых соревнованиях школьного, муниципального, регионального этапов. Есть учащиеся которые учатся на 4 и 5 и отличны во всем, например, Козлова Ангелина 3a класс – имеет 2 взрослый разряд по спортивной гимнастики, призер открытого Российского шахматного интернат-конкурса «Мат тяжелыми фигурами», призер олимпиады по русскому языку; Хакимов Раниль 3г класс– занимается хоккеем на траве игрок команды Динамо-Зеленодольск, призер на спортивном празднике «Фестиваль ГТО», победитель в Первенстве РСДЮСШОР по хоккею на траве, призер школьной олимпиады по физической культуре, победитель очной Республиканской олимпиады по математике «Математический марафон», победитель очной Республиканской олимпиады «Найди ошибку», призер Республиканского конкурса среди команд школьников «Одна команда»; Рахимова Рената 3г класс – имеет 2 взрослый разряд по фигурному катанию, призер в открытом Первенстве Татарстана по фигурному катанию на коньках, победитель спортивного праздника «Фестиваль ГТО», победитель международной олимпиады по татарскому языку, победитель Всероссийского марафона «Веселая математика».

Именно для того, чтобы творчески мыслить, необходимо постоянно развивать такие качества, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, помня об их неисчерпаемых резервах. Исходя их вышесказанного, можно сказать, что слаженная работа всех функциональных систем обеспечивает здоровье современного ученика.

Занятия физкультурой и спортом развивают не только физические качества, но и формируют характер, дисциплинируют, помогают найти решение в сложной ситуации, формируют целеустремленность, самообладание, стойкость характера. Примеров тому великое множество, когда люди, состоявшиеся в спорте, добивались карьерного роста в профессиональной деятельности, даже далекой от спорта.

Литература

  1. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Т.Е. Виленская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 г. - 160 с.
  2. Волков К.В. Влияние физических упражнений и спорта на работоспособность при умственном труде. - Л.,1960.-102с.
  3. Романенко В.А. Двигательные способности человека. - Донецк: УК Центр, 1999.-84с.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал