Как бороться с инфантильностью у ребенка. Что такое детский инфантилизм? Какими способами родители-нарциссы не дают ребенку взрослеть

08.12.2023

Психолог Анастасия Пономаренко расскажет, как победить инфантильность наших детей.

В настоящее время британские ученые предложили . Это говорит о том, что наши дети взрослеют позднее своих дедушек и бабушек. Современным детям уже не нужно задумываться о куске хлеба, как их сверстникам во времена Джека Лондона, когда не было социальных служб, и родительский долг по части воспитания воспринимался иначе.

Но у любой медали есть две стороны. Ко всем плюсам различных программ современной поддержки детства добавился и минус — дети стали более инфантильные. А так как инфантильность сильно мешает будущей успешности, необходимо принимать меры для ее нейтрализации.

1. Одна из основных причин инфантилизма — гиперопека . Мы живем в динамичное, но небезопасное время. Сейчас уже редко встретишь маленьких детей, гуляющих самостоятельно во дворе — в основном за ними присматривают родители. Школьники все реже самостоятельно ездят на транспорте, ходят в . Да и встречать их после школы во многих учебных заведениях считается обязательным. Поэтому, в семье давайте детям возможность проявлять как можно больше самостоятельности. У них должны быть свои обязанности, и за их выполнение они должны нести полную ответственность. Самое главное: все, что они могут сделать сами — пусть делают! И в срок.

Воспитывайте в детях целеустремленность и ответственность. Ответственность — это противоположная сторона инфантилизма

2. Одно из самых эффективных средств против инфантилизма — занятия спортом . Научно доказано, что дети, занимающиеся спортом, более ответственны, настойчивы в достижении целей, эффективнее планируют свое время. Ответственность — это противоположная сторона инфантилизма.

3. Поощряйте общественную деятельность, особенно если она связана с помощью и заботой . Раньше были тимуровцы, сейчас есть масса волонтерских организаций, у которых самые разные направления: помощь старикам, многодетным семьям, экология...Тем не менее, взрослые должны проверить, чтобы деятельность данных сообществ была в рамках закона.

4. Привлекайте ребенка к обсуждению бюджета — это помогает выработать чувство ответственности. Совместно обсуждайте траты, инвестиции. Этим вы, во-первых, показывайте отпрыску, что относитесь к нему, как ко взрослому, а, во-вторых, всегда имеете железный аргумент при отказе что-то купить: вы же вместе не предусмотрели лишние траты.

5. Очень хорошо в преодолении инфантилизма помогает периодический выход из так называемой «зоны комфорта» . Присмотритесь, что вызывает трудность у вашего ребенка: общение с противоположным полом, публичные выступления? Периодически организовывайте ему необходимость преодолевать эти трудности. Давайте соответствующие поручения, так, чтобы не сделать было нельзя. Иначе, один раз убежав от , будет потом бегать всю жизнь.

6. Особое внимание обратите на ребенка, если он играет роль «клоуна». Если в компании он постоянно готов к шуткам, «приколам», отпускает остроты, дело, возможно, не в веселости нрава. Скорее всего, таким образом ребенок бежит от сложностей жизни, надевая маску детской беспечности.

7. С детства учите ребенка преодолевающему поведению . При возникновении трудной ситуации всегда спрашивайте: «И каковы твои дальнейшие действия? Что будешь делать для решения данной проблемы»? И сразу отсекайте жалобы в стиле «это страна такая (школа, тренер), я ничего не могу сделать». Предлагайте еще подумать, самому поискать выход. А после того, как ребенок самостоятельно наметит несколько вариантов решений — обсудите с ним каждый из них, помогите выбрать правильный. Так вы поможете формированию нового рефлекса — у любой сложной задачи есть решение, надо только приложить усилия, чтобы его найти.

Такое отношение к ребенку обычно продолжается, даже когда он вырастает. Если родитель чувствует, что ребенок становится все более независимым и скоро выйдет из-под контроля, оно усугубляется.

Инфантилизация определяется в словаре как «искусственное удержание человека в состоянии маленького ребенка». Иными словами, родители относятся к ребенку так, словно он гораздо меньше своего реального возраста. Родители-нарциссы ведут себя таким образом потому, что воспринимают ребенка как продолжение себя.

Если ребенок осознает такое поведение, родители будут пытаться контролировать его, используя чувство вины, страх и любые другие приемы. Именно поэтому для таких родителей особенно тяжел подростковый возраст ребенка: подросток начинает требовать все больше свободы, а родитель-нарцисс больше всего боится потерять контроль над ребенком и поэтому воспринимает это как угрозу.

Пытаясь бороться с этой «угрозой», взрослые начинают разными способами подрывать независимость ребенка. Убеждать ребенка, что тот не способен ни с чем справиться самостоятельно, или просто все время говорить с ним как с малышом.

Какими способами родители-нарциссы не дают ребенку взрослеть

1. Неодобрение. Они могут постоянно бросать осуждающие взгляды или задавать неприятные вопросы о его частной жизни и выборах, которые он совершает. Любое решение, которое ребенок примет, не посоветовавшись с родителем, будет встречено неодобрительно. Так они пытаются внушить ему, что он всегда должен сначала посоветоваться с ними, - показывают ему, что он не способен ничего решать самостоятельно.

2. Вмешательство в личную и частную жизнь. Большинство нарциссов считают себя вправе в любой момент вмешиваться в жизнь взрослых детей. Например, могут пытаться указывать им, с кем ходить на свидания, а с кем нет. В самых тяжелых случаях они даже могут специально портить отношения ребенка с партнером.

3. Излишняя критика. Постоянной критикой по любому поводу родители подрывают самооценку ребенка. Многие матери таким образом вселяют неуверенность в дочерей, при этом, с их точки зрения, они всего лишь стараются им помочь. Такая мать может постоянно отпускать уничижительные комментарии об излишнем весе ребенка, отсутствии у него вкуса в одежде, «неправильном» выборе профессии и спутника жизни, пытается показать ребенку, что знает, что для него лучше.

Многие настолько привыкли к подобному отношению со стороны родителей, что только во взрослом возрасте начинают осознавать, что проблема вообще существует.

Что делать, если вы ребенок родителя-нарцисса?

1. Установите границы. Больше всего нарцисс не любит, когда его ставят на место. Пока вы не установите границы своей частной жизни, такой родитель будет продолжать вас контролировать. Поэтому не стоит рассказывать ему слишком много о своей жизни и тем более не стоит делиться информацией, которая может быть использована против вас, к примеру, рассказывать о своих финансовых проблемах.

2. Приготовьте стандартные ответы. Подготовьте 4-5 стандартных ответов на родительские поучения и претензии. Если они начнут учить, вежливо, но твердо ответьте: «Ты привык(ла) делать так, а я иначе. И мы оба по-своему правы». Еще несколько вариантов: «Спасибо, но я и сам(а) справлюсь», «Это твое мнение, и я имею право с ним не согласиться», «Это мое решение, и я не хочу обсуждать его с тобой». Закончив разговор, вы лишаете нарцисса возможности контролировать его ход.

3. Просто уйдите. Если ничего не получается, вы всегда можете просто уйти. Спорить с нарциссом бессмысленно. Он никогда не поймет вашу точку зрения и всегда будет настаивать, что он прав.

"Она засмеялась. Шарль и Диана посмотрели на них.
Они сидели рядом, напротив своих протеже. Дети
по одну сторону, взрослые по другую. Старые
тридцатилетние дети, никак не желающие
взрослеть. Люсиль умолкла. Она подумала о себе:
ничем в жизни не занимается, никого не любит.
Смешно. Не люби она жизнь саму по себе,
давно бы покончила с собой".
Франсуаза Саган "Сигнал к капитуляции"

В повести Франсуазы Саган "Сигнал к капитуляции" описывается жизнь тридцатилетней содержанки Люсиль. Она живет с не очень молодым, но очень богатым мужчиной.

Девушка ведет беззаботную жизнь, не омраченную никакой ответственностью. Но однажды она встречает молодого парня среднего достатка. Любовь так захватывает Люсиль, что она решительно меняет свою жизнь — уходит от богатого любовника и даже устраивается на работу.

Работать ей не нравится, но она вынуждена это делать, потому что одной зарплаты любимого не хватает. Через несколько месяцев такой жизни девушка узнает, что беременна.

Люсиль охватывает такой ужас от грядущей ответственности, что она, совершенно забыв о своей любви, возвращается к прошлой жизни. Она избавляется от ребенка, от работы, от любимого и снова начинает жить с богатым спонсором, который прощает ее и принимает в свои отеческие объятия.

Поведение героини можно охарактеризовать как инфантильное. Несмотря на то, что по сюжету повести ей уже за тридцать.

К сожалению, инфантильность в наше время высоких технологий является довольно распространенным явлением. Женщины все чаще жалуются на инфантильных мужчин, мужчины устали отбиваться от женщин, желающих устроиться за чужой счет.

Является ли инфантильность роковым недостатком, ведущим к разрушению отношений? Как вести себя с партнером, если он не хочет взрослеть? Виноваты ли женщины в инфантильности мужчин?

Можно ли изменить себя и стать более зрелой личностью, дав себе возможность реализовать все свои мечты? Попробуем ответить на эти вопросы и разберемся в природе инфантильности.

Осторожно: дети!

"Многие мои подруги уже давно сделали успешную карьеру и имеют стабильный доход. Я же до сих пор работаю официанткой и постоянно занимаю деньги до зарплаты. Мне уже 37, а нет ни семьи, ни детей, ни нормальной работы..."

"Мой парень постоянно забывает ключи, теряет мобильники, не помнит о знаменательных датах и всегда опаздывает на встречи. Ему уже 28, а он постоянно на мели, потому что часто меняет работу — все ищет себя. Я устала быть его мамочкой".

"Моя подруга нигде не работает и не учится, она считает это скучным. Она целыми днями ест, курит, пьет пиво, смотрит телевизор и тусуется с подружками. Еще она обожает ходить по магазинами скупать все, что попадает под руку. Недавно она сделала пирсинг. Я чувствую себя родителем девочки-подростка, хотя ей уже 33".

"Моя сотрудница ведет себя, как ребенок. Она забывает сделать важные звонки, постоянно оттягивает сдачу работы, придумывает различные предлоги, чтобы не присутствовать на серьезных переговорах.

Мне приходится постоянно напоминать ей о том, что она должна сделать, извиняться перед клиентами за задержки в работе. Часто я доделываю работу за нее.

Несмотря на то, что она милый и отзывчивый человек, я все чаще раздражаюсь, потому что мне кажется такое поведение неуважительным по отношению к другим людям.

А ведь она взрослый человек (ей 45!), имеющий семью и двоих детей! Я все чаще думаю, что мне проще работать одной, чем с такой помощницей".

"Я не могу общаться с подругой, потому что постоянно чувствую себя ее старой надоедливой родственницей — если мы договорились созвониться, то звонить должна я, если договорились встретиться, то о встрече тоже помню только я, если она не может прийти, то об этом даже не предупреждает.

Мне кажется, она получает удовольствие, если резко меняет свои планы и оставляет другого человека (не только меня) в недоумении. Чем заняться, если мы вдруг встретились, должна решать тоже я.

Она все время просит моих советов, и всегда раздражается, когда я их даю. С ней очень сложно и утомительно. Мне тоже хочется внимания и теплоты, а в нашем случае игра идет в одни ворота".

Если вам знакомо подобное поведение, то вы имеете дело с самым настоящим инфантильным человеком.

Он ведет себя, как ребенок, который ждет, что взрослые разрешат все его проблемы. Он постоянно навязывает ответственность другим людям.

Типичные проявления инфантильности

Финансовая безответственность

  • человек бросается деньгами, тратит много денег на дорогие безделицы — одежду, технику, косметику и т. д., часто зарплата кончается уже в первый же день;
  • занимает деньги, не оплачивает вовремя счета, не планирует своих расходов, не имеет сбережений, превышает кредит или вообще живет за счет кредитов;
  • не задерживается подолгу на одной работе, зарабатывает лишь тогда, когда остается на мели;
  • надеется, что вы поможете разобраться ему с денежными проблемами;
  • не любит вовремя отдавать долги или просто забывает о них.

Безответственное отношение к деньгам часто сигнализирует о безответственном отношении к людям.

Ненадежность

  • человек непунктуален, необязателен;
  • не выполняет обещания, забывает обо всем, тянет время, когда дело касается важных дел, ведет себя безответственно;
  • теряет вещи, документы, хаотично хранит информацию, не может найти нужные вещи, файлы и т. д.;
  • всегда надеется, что кто-то сделает за него, подстрахует.

Отсутствие цели

  • не способен действовать без давления внешних обстоятельств;
  • испытывает трудности, планируя будущее, само слово "план" вызывает у него паническое состояние или раздражение;
  • часто откладывает принятие решения;
  • в принятии решений всегда ориентируется на внешние факторы и мнение окружающих;
  • ему уже за 30, а он все еще не решил, чем заняться в жизни, часто меняет работу, потому что "не нашел себя";
  • избегает различных самокопаний, разговоров о проблемах, потому что не хочет видеть, что проблема в нем самом;
  • он ждет кого-то, кто предоставит ему большой шанс, и всегда надеется на чудо.

Особенности сосуществования с инфантильным человеком

Инфантильные люди избегают всякой ответственности и ведут себя так, что вынуждают партнера брать на себя роль родителя.

Казалось бы, ничего страшного в этом нет, многим даже нравится опекать кого-то. Но когда дело касается любви, то подобные отношения постепенно убивают сексуальность.

Испытывать сексуальное желание к ребенку так же трудно, как испытывать страсть к родителю. Чем больше ваш партнер похож на ребенка, чем чаще он ведет себя, как подросток, тем меньше удовлетворения вам доставляет сексуальная жизнь с ним.

Если ваш друг или сотрудник инфантилен, то вам очень трудно ему доверять и рассчитывать на его помощь. Он может быть очень милым и обаятельным человеком, но вы будете постоянно находиться в состоянии неизвестности, потому что от него можно ожидать любого подвоха.

Навязанная вам роль родителя при равных отношениях может раздражать вас, потому что в этом случае вы не получаете равноценного партнерства.

Если вы сами являетесь инфантильным, то ваша жизнь похожа на хаос либо напоминает историю о разбитых мечтах. Вам постоянно нужен кто-то, кто мог бы поддерживать вас, — без этого вы подобны поезду, сошедшему с рельсов.

Оставаясь инфантильным, вы лишаете себя возможности полностью реализоваться в жизни. Вы не знаете, кем являетесь на самом деле, потому что находитесь в зависимости от людей, на которых переложили ответственность за свою жизнь.

Жить рядом с инфантильным партнером очень утомительно. Если ваш партнер ведет себя подобным образом, вам навязывается роль родителя. Постепенно у вас накапливаются обида и злость, а это не способствует хорошим отношениям.

Почему люди не хотят взрослеть?

Многие творческие люди остаются детьми всю жизнь. Это помогает им сохранять свежесть восприятия. Уходя от проблем внешнего мира, они могут полностью сосредоточиться на мире внутреннем.

Но, как показывает жизнь, не все творческие люди инфантильны, равно как не все инфантильные люди занимаются творчеством.

Причины инфантильного поведения взрослых людей формируются еще в детские годы.

Инфантильность — это бессознательная реакция на обстоятельства, в результате которых человек чувствует себя лишенным детства. Что же это за обстоятельства?

Ребенок слишком рано был брошен во взрослую жизнь. Например, при смерти родителей, при уходе одного из родителей, при , при большой занятости родителей, если нужно было заботиться о младших детях, если родители были алкоголиками и т. д.

У такого ребенка в подсознании накапливается обида на взрослых за украденное детство. Поэтому во взрослом возрасте он продолжает разыгрывать роль ребенка, компенсируя свое утраченное детство.

Слишком властные родители. Если родители все время контролировали ребенка, наказывали за малейшую провинность, из такого ребенка вырастает человек, не способный соблюдать какие-либо общественные правила, он все время бунтует.

Можно сказать, что он все время находится в подростковом возрасте и доказывает окружающим право на самовыражение.

Ребенок чувствовал себя заброшенным в детстве. Если человек не ощущал тепла и заботы, он может компенсировать этот дефицит, поступая по-детски. Он как бы говорит окружающим: "Заботьтесь обо мне!"

Когда вы все время напоминаете ему, что нужно сделать, берете на себя ответственность за его поступки, вы тем самым ведете себя, как родитель, заботитесь о нем... То есть делаете то, чего он был лишен.

В детстве родители просто "душили" ребенка своей любовью. Например, мать целый день сидела дома и не видела другого смысла жизни, как в том, чтобы угодить ребенку. Она не давала ему принять ни одного самостоятельного решения, слишком опекала его. Став взрослым, он сохранил детскую беспомощность.

Таким образом партнер пытается манипулировать вами: разыгрывая из себя беспомощного и несамостоятельного, он вызывает у вас чувство вины. Вы же не можете бросить несчастного?

Почему вы связались с "ребенком"?

Изображая из себя спасителя, вы испытываете чувство превосходства, но при этом "прячетесь" от собственных проблем. Помните, что своим родительским поведением вы можете сделать из нормального человека настоящего беспомощного монстра.

Одна моя клиентка жаловалась, что ее муж — сущее наказание. Он постоянно жалуется, болеет, ничего не делает по дому и постоянно находится в разного рода депрессиях. Он ведет себя с ней, как с мамой, а с другими женщинами старается казаться настоящим мужчиной.

После беседы мы выяснили, что она слишком навязчиво заботится о нем, берет на себя решение всех его проблем. Своим контролирующим поведением она лишила мужа любой возможности самовыражаться и привела его к зависимости и беспомощности, что, в свою очередь, вызвало у него серьезную болезнь.

Проще говоря, своей заботой она манипулировала им и вынуждала оставаться беспомощным. А он, в свою очередь, чтобы и дальше не брать на себя ответственность, манипулировал ей, продолжая бесконечно болеть, ведь только так он мог притягивать к себе внимание.

Если вы постоянно чувствуете ответственность за отношения и за партнера, жалеете его, боитесь, что он без вас пропадет, значит, вы склонны к роли спасателя.

Спасатели постоянно выбирают себе партнеров, которым необходимо помогать. Они находят человека, который кажется им ранимым, хрупким, заброшенным, несчастным, беспомощным, и окружают его теплом, нежностью, заботой.

Партнер отвечает благодарностью, а спасатель чувствуете себя героем. Из таких отношений очень трудно выбраться, потому что вам все время кажется, что награда не за горами. Подсознательное чувство вины, побудившее вступить в отношения такого рода, не позволяет выйти из них, даже когда человек осознает свою ошибку.

Вот причины, которые могут лежать в основе такого поведения:

Вы "выплачиваете" детские долги. Возможно, кто-то из ваших родителей страдал от недостатка внимания, заботы, любви, и вы когда-то пытались помочь ему. Это может быть при разводе или смерти одного из супругов. Теперь вы стараетесь компенсировать этот дефицит любви, спасая своего партнера.

Вам хочется ощущать превосходство и значимость. Когда вы связываетесь с партнером, чья жизнь хаотична, вы сразу начинаете чувствовать себя лучше, умнее, деловитее. Беря на себя роль героя, вы закрываете глаза на собственные недостатки и слабость.

Если "ребенок" — ваш партнер

Предоставьте своему партнеру свободу для принятия решения о его судьбе. Помните, что излишняя забота может изменить вашего партнера не в лучшую сторону. Делая человека беспомощным, вы сами попадаете в зависимость от него.

Чувство вины — плохой фундамент для строительства отношений. Научите партнера самостоятельно справляться с проблемами, укажите ему путь — и отойдите в сторону. Чаще просите его о помощи и дайте ему время, чтобы он успел оказать вам поддержку.

Только вы сами можете решить, стоит ли вам принимать навязываемую роль родителя или нет. Просто откажитесь от стремления все контролировать и научитесь доверять своему партнеру.

Попробуйте немного побыть сами в роли ребенка, притворитесь беспомощным, и вы увидите, как преобразится ваш инфантильный партнер.

Если "ребенок" — вы

Если вы сами никак не повзрослеете, то, в первую очередь, вам нужно определиться с вашими жизненными целями. Каким бы противным вам это ни казалось, вам придется потратить время на описание ваших жизненных целей и планов.

Сформулируйте цели в каждой из сфер: личная жизнь, финансы (желаемый доход, важные покупки), карьера, досуг и т. д.

Сначала сконцентрируйтесь на небольших и легко достижимых целях, затем переходите к более глобальным.

Если вам трудно самостоятельно справиться с планированием, обратитесь к специалисту или пройдите специальный тренинг постановки целей. Когда в голове у вас воцарится порядок, наступит равновесие в душе, а затем и в жизни.

Сейчас (во время кризиса) чаще приходится сталкиваться с человеческой инфантильностью. Потеря работы, ухудшение материального положения многих людей приводят к мысли о том, что кто-то в этом виноват и должен держать ответ.

Люди требуют вернуть работу и дать денег. Они ненавидят своих работодателей и считают их врагами. Иждивенческая жизненная позиция приводит к повышенной требовательности к другим людям, но не к себе.

Люди совершенно не задумываются о том, что именно работодатели придумывают бизнес, реализуют его, благодаря чему и создают новые рабочие места, с помощью которых люди обеспечивают себе материальные блага.

Если такому человеку сказать "Ты свободен, делай, что хочешь", он совершенно растеряется и не будет знать, что делать. Единственное, что он умеет — это искать того, к кому можно присосаться, будь это более успешные люди или организации.

Зрелый человек, в первую очередь, озаботится тем, что он может сделать, а не тем, что для него должны сделать другие.

Ответственность, конечно, материя непростая, но все же жизнь дает намного больше тем людям, которые сами определяют свой путь, не ожидая годами появления золотой рыбки.

Жить полной жизнью, избегая ответственности, невозможно. Только зрелое отношение к жизни позволяет человеку делать то, что он хочет, при этом оставаясь самим собой.

«Мой сын не хочет взрослеть». «Ему уже 25 лет, а он продолжает жить с нами, ничем кроме компьютера не интересуется, у него даже девушки нет!». Мамы часто на приеме жалуются на своих детей-подростков. Дети ничем не интересуются, не стремятся во взрослую жизнь, избегают ответственности, часто остаются под родительским крылом и опекой до 25-30 лет. Почему так происходит? Почему они не хотят взрослеть? Как вырастить ответственного и самостоятельного ребенка?

Если вам сейчас 35-45 лет, то вы наверняка помните свое детство. Большинство из нас росло бесконтрольно, мы были предоставлены сами себе. Сами ходили в школу, сами делали уроки, сами разогревали себе еду, иногда готовили ужин родителям, которые поздно приходили с работы. Музыкалка, уроки, гулять во дворе, ключ на шее, «а Таня выйдет?»... Родители заняты своей жизнью и работой, им было не до нас. В фокусе внимания обычной советской семьи было выживание и бытовые нужды, а не эмоциональные потребности и тонкие психологические проблемы детей. Мы как-то сами справлялись. Ни в коем случае не восхваляю советский стиль воспитания, не считаю его гуманным и человечным. Многие мои сверстники выросли в атмосфере неподдержанности, одиночества и обиды на родителей, которую они сегодня несут в кабинет психолога.

У моего поколения сложные отношения с родителями. Любовь и забота перемешаны с обидой и чувством вины, среди нас много перфекционистов и людей с гипертрофированной ответственностью. Мы привыкли быть в ответе за все. Наш стиль воспитания собственных детей строится по принципу «я никогда не буду обращаться со своим ребенком так, как обращались со мной», «у моего ребенка будет другое детство». Мы изо всех сил стараемся быть идеальными родителями, но в результате попадаем в ловушку – дети становятся инфантильными.

Равнодушный и невнимательный родитель – это плохо, но идеальный родитель – едва ли не хуже. Многие мне сейчас возразят или возмутятся, но мой психологический опыт и практика подтверждают эту мысль. А задолго до меня Дональд Винникот ввел в обиход термин «достаточно хорошая мать» как пример золотой середины в воспитании. Так почему же идеальные родители на самом деле не идеальны? И как стать не идеальным, а достаточно хорошим родителем? Попробую объяснить.

В подростковом возрасте человеку природой предназначено отделиться от родителей, встать на ноги и начать строить собственную жизнь. Для этого перспектива отдельной жизни должна быть более привлекательна, чем жизнь с родителями. То есть подросток должен захотеть отделиться , но для этого ему надо создать условия. Ему должно быть неидеально хорошо с вами. Желательно, даже сильно нехорошо. А если вы мама, у которой каждое утро на столе горячие булочки, у ребенка наглаженные вами рубашки, в его кармане всегда есть достаточно денег на поход в кафе с девушкой, то зачем ему другая жизнь? У него все прекрасно уже сейчас. Мама всегда рядом, она позаботится и поддержит, подкинет денег, обеспечит бытовой комфорт, она безусловно любит, зачем что-то еще? Будущее страшит неизвестностью, трудностями, с девушками как-то надо строить отношения, семью надо содержать… От абсолютного комфорта не уходят в пугающую неизвестность.

Что делать? Не бояться быть недостаточно заботливой, позволять себе быть ленивой, эгоистичной и безответственной мамой. Болеть и просить приготовить вам ужин или убраться в квартире. «Хочешь есть? Еда в холодильнике, приготовь себе сам, а я сегодня очень устала». Не давать денег 20-летнему оболтусу на кино – иди и сам заработай. И уж точно не содержать детинушек до 30 лет, отказываясь от собственного финансового комфорта. Помните, что комфортная среда останавливает развитие .

Если же у вас не подросток, а ребенок помладше, то гиперопекающий и тревожный родитель внутри вас и здесь найдет, где развернуться. Повальное увлечение ранним развитием и стремление по максимуму заполнить жизнь ребенка кружками и интересами как раз про это. Мы хотим сделать жизнь детей максимально яркой и полной, дать все то, чего не хватало в детстве нам самим. И еще мы боимся не выдержать конкуренции в игре за звание самого заботливого и осознанного родителя. Если ребенок в 7 лет не читает, то это почти что личное родительское фиаско! Наш внутренний ребенок из советского прошлого сгорает от стыда и вины, а вина подгоняет нас в педагогической гонке за успехи детей. В результате сегодняшние дети в 7 лет знают и имеют то, о чем мы в их возрасте не могли и мечтать или не имели понятия. Они пресыщены и перестимулированы , потому что мы спешим удовлетворить их потребности раньше, чем они успевают сформироваться и созреть. Им не о чем мечтать, у них все есть. Они устают учиться и бегать по кружкам и развивалкам в младенчестве и к 15 годам ложатся на диван в апатии. Им становится неинтересно жить, а родители бьют тревогу – мой ребенок ничего не хочет! Да он просто переел в свое время.

Что делать, чтобы ребенок интересовался окружающим миром и хотел учиться? Перестать бежать впереди его потребностей . Например, ждать, когда желание рисовать, танцевать или изучать бабочек вызреет внутри него самостоятельно, а не предлагать это ему заранее. Давать пространство для того, чтобы желание стало сильным, не спешить с его реализацией, пусть помечтает! У ребенка очень силен естественный интерес к жизни и развитию, все и так само случится, если не мешать и не бежать впереди его желаний. Представьте, что вас кормят с ложки тогда, когда вы еще недостаточно голодны. Тошнит? И ребенка тоже. Совсем другое дело, когда вы проголодались, ведь правда?

На самом деле все начинается еще раньше, с младенчества. Идеальная мама настолько тревожна и заботлива, что запросто может нарушить механизм саморегуляции в организме ребенка. Я каждую неделю гуляю с дочками на детской площадке и нередко вижу такую картину. Лето, жарко, мамы и папы в шортах и футболках, а дети томятся в шерстяных кофтах. Некоторые пытаются снять их с себя, кричат и капризничают, а некоторые уже и не сопротивляются, молча потеют и терпят. Мама любит свое дитя и боится простудить его. Маму понять можно, но только ребенок не научится сам определять, что ему комфортно, а что – нет. И когда мы заставляем детей есть по расписанию, а не по требованию, съедать все с тарелки «через не хочу» и не капризничать, мы нарушаем их саморегуляцию и умение распознавать, что им подходит, а что не нравится или уже достаточно. А ведь умение понимать, что мне нравится или нет, умение слышать себя – это основа здоровой психики .

Помните старый одесский анекдот?

Одесса. Крик с балкона: - Аркаша, домой! Мальчик поднимает глаза: - Я что, замерз? - Нет, ты хочешь кушать!

Что делать, чтобы ребенок был здоровым, активным и любознательным? Учить его слушать себя, поддерживать саморегуляцию, доверять ему и не подменять его желания и потребности своими. Трехлетний малыш вполне может сказать, что ему холодно. Отказавшись от завтрака, он вряд ли умрет от истощения, но наверстает упущенное за обедом. Расслабьтесь и просто живите. Помните, что лучшая мама – неидеальная мама .

Термином «синдром психического инфантилизма» обозначают личностную незрелость преимущественно в области ее эмоционально-волевых свойств, сохраняющих черты более младшего детского возраста. Эта эмоционально-волевая незрелость проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации, неумении сдерживать свои желания и эмоции, детской непосредственности и преобладании игровых интересов в школьном возрасте, в беспечности, повышенном фоне настроения и недоразвитии чувства долга, неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей, в повышенной подражаемости и внушаемости. Кроме того, у этих детей нередко имеются признаки интеллектуальной недостаточности (не достигающей степени умственной отсталости) в виде относительной слабости абстрактно - логического мышления, словесно-смысловой памяти, дефицита познавательной активности при обучении в связи с отсутствием школьных интересов и быстрой пресыщаемости в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения, в стремлении быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует. Отсутствие «школьной зрелости» и интереса к учебе уже с первых дней посещения школы выделяют этих детей среди остальных первоклассников, хотя признаки их психической незрелости обнаруживаются еще в дошкольном возрасте в виде неустойчивости активного внимания, быстрой пресыщаемости, недостаточной дифференциации межличностных отношений, более медлен¬ным усвоением воспитываемых навыков и знаний об окружающем мире.


Синдромы психического инфантилизма могут быть отнесены к группе поведенческих расстройств, однако, в связи с отсутствием чётко выраженной асоциальности в их проявлениях, они выделены в отдельную группу.
Синдром психического инфантилизма, как и астенический синдром, неоднороден как по при¬чинам своего возникновения, так и по клиническим особенностям, а также по степени выраженности различных компонентов его структуры и по динамике последующего развития, которая зависит как от внешних, так и внутренних факторов. Этот синдром рассматривается, как правило, в рамках «задержанного развития» (М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская и др.) и «пограничной интеллектуальной недостаточности» (В.В. Ковалев), которая в целом встречается значительно чаще, чем собственно умственная отсталость.
Одним из вариантов задержанного развития является синдром «общего» или «гармонического» психического инфантилизма , которому свойственно относительно пропорциональное сочетание пси¬хической и физической незрелости (другое название - «простой», «несложненный инфантилизм» - по В.В. Ковалеву).
Детей с этой разновидностью психического инфантилизма отличает относительная психиче¬ская живость, любознательность, интерес к окружающему миру. Их игровая деятельность достаточно активна и самостоятельна, они обладают ярким воображением и фантазией, вполне развитой речью и способностью к творчеству. Их эмоциональные проявления относительно дифферен¬цированы.
Вместе с тем, у этих детей имеют место признаки общей незрелости: задержка в росте; тип телосложения, свойственный более младшему возрасту; детская пластичность мимики и двигательной сферы.
Динамика и прогноз детей с «гармоническим» инфантилизмом неоднозначны. В одних случа¬ях, когда такая задержка психического развития носит семейный характер (и потому нередко называет¬ся «конституциональной формой» ЗПР), школьные трудности имеют временный характер с после¬дующим выравниванием. В других, - с ростом школьных пробелов, пубертатными сдвигами и неблагоприятными внешними обстоятельствами, часто связанными с трудностями социальной адапта¬ции, отмечается нарушение «гармоничности» и появление патохарактерологических черт личности по неустойчивому или истероидному типу. Чаще это происходит тогда, когда «инфантильная конституция» формируется на почве обменно-трофических расстройств, связанных с недоношенностью, малым весом при рождении, а также с частыми либо длительными, но относительно легко протекающими, заболеваниями в раннем возрасте на фоне сниженного иммунитета. Вероятность такого развития предполагает проведение соответствующих мер профилактики на разных возрастных этапах развития этих детей.
Эмоционально-волевые особенности соматогенного инфантилизма обусловлены длительными, нередко хроническими, заболеваниями дыхательной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и других систем организма развивающегося ребенка. Постоянная физическая утомляемость и психическая истощаемость, как правило, затрудняют активные формы деятельности, способствуют формированию робости, тормозимости, повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, опасения за своё здоровье и жизнь близких людей. Вместе с тем, такие качества личности развиваются и под влиянием гиперопки, режима запретов и ограничений, в условиях которых находится больной ребенок.
Наиболее часто среди слабо успевающих школьников встречаются дети с различными вариантами осложненного психического инфантилизма , которые характеризуются сочетанием признаков психического инфантилизма с другими, несвойственными ему, психопатологическими синдромами и симптомами. К ним относятся «дисгармонический инфантилизм» (Сухарева Г.Е.), «органический инфантилизм» (Гуревич М.О., Сухарева Г.Е.), «церебрастенический», «невропатический» и «диспропорциональный» варианты психического инфантилизма (Ковалев В.В.), «эндокринный вариант психического инфантилизма» (Сухарева Г.Е.) и «психогенно обусловленный психический инфантилизм» (Лебединская К.С.).
При дисгармоническом варианте психического инфантилизма признаки эмоционально-волевой незрелости, свойственные любому виду инфантильности, сочетаются с неустойчивым настроением, эгоцентризмом, неумеренными потребностями, повышенной аффективной возбудимостью, конфликтностью, грубостью, лживостью, склонностью к вымыслам, хвастливости, повышенному интересу к негативным событиям (скандалам, дракам, несчастным случаям, авариям, пожарам и пр.). Наряду с этим нередко обнаруживаются признаки расстройств сферы влечений: ранняя сексуальность, жестокость по отношению к слабым и беззащитным, повышенный аппетит и другие поведенческие нарушения.
С наступлением подросткового возраста описанные выше черты характера и связанные с ними нарушения социального поведения нередко усиливаются, тогда как черты детскости, напротив, отступают на задний план. Начинают проявляться особенности характера, свойственные неустойчивому типу личности: беспечность, поверхностность в общении, непостоянство интересов и привязанностей, стремление к частой смене впечатлений, бесцельное блуждание по городу, подражание асоциальному поведению, прогулы и отказы учиться, употребление алкоголя и психозависимых средств, сексуальная распущенность, страсть к азартным играм, воровству, иногда участие в грабежах. Несмотря на частые предупреждения о возможных наказаниях и беско¬нечные обещания исправиться, описанные явления, как правило, повторяются. Структура и возрастная динамика этого варианта психического инфантилизма позволяет в ряде случаев отнести его к препсихопатическим состояниям неустойчивого, истероидного либо возбудимого типа.
При органическом инфантилизме признаки эмоционально-волевой незрелости ребёнка/подростка сочетаются с «психоорганическим синдромом». Иначе говоря, личностная незрелость, проявляющаяся детскостью поведения и интересов, наивностью и повышенной внушаемостью, неспособностью к волевым усилиям в занятиях, требующих внимания и терпения, сочетается с «органическим компонентом» инфантилизма, который проявляется в менее яркой эмоциональной живости и уплощенностью эмоций детей, бедности воображения и творчества в их игровой деятельности, некотором её однообразии, в повышенном (эйфорическом) оттенке настроения, лёгкости вступления в разговор, и непродуктивной общительностью, импульсивности, поступков недостаточной критичности к своему поведению, низком уровне притязаний и малой заинтересованности в оценке своих действий, легкой внушаемости, большей двигательной расторможенности, иногда - с аффективно-возбудимыми реакциями.
Этот вариант органического инфантилизма отечественные детские психиатры назвали «неустойчивым» , в то время как другой, характеризующийся нерешительностью, боязливостью, ослабленной инициативой и сниженным фоном настроения - «тормозимым» .
Многочисленные исследования детей с синдромом «органического инфантилизма», дают основания рассматривать его как одно из проявлений отдаленных последствий органического поражения головного мозга, имевших место на ранних этапах развития ребенка. Об этом, в частности, свидетельствуют симптомы церебрастений: приступообразный характер головных болей; колебания уровня работоспособности не только в течение недели, но и одного дня; неустойчивость эмоционального фона настроения, плохая переносимость изменения погоды, а также недостатки в развитии моторной координации, особенно тонких движений, отражающихся на почерке, рисунке и задержке навыков зашнуривания обуви, застегивании пуговиц.
При отсутствии своевременной медико-психолого-педагогической помощи у этих детей нарастают школьная неуспеваемость и педагогическая запущенность, расстройства поведения на фоне неустойчивого настроения и повышенной аффективной возбудимости.
Таким образом, группа органического инфантилизма не только клинически, но и прогностически неоднородна. На её динамике отражается степень интеллектуальной недостаточности ребенка, а также влияние внутренних и внешних факторов подросткового возраста.
Церебрастенический вариант психического инфантилизма проявляется сочетанием инфантильных черт личности с церебрастеническим синдромом, который проявляется выраженной психической истощаемостью, неустойчивостью внимания, эмоциональной раздражительностью; капризностью, нетерпеливостью, непоседливостью и рядом сомато-вегетативных расстройств: сна, аппетита, вегетососудистых нарушений. В одних случаях последующая динамика этого варианта инфантилизма имеет благоприятный характер: многие свойственные ему явления сглаживаются и даже исчезают; в других - в рамках имеющейся акцентуации, формируются астенические черты личности и даже астенической психопатии.
При невропатическом варианте психический инфантилизм сочетается с признаками, свойст¬венными синдрому невропатии, который с раннего возраста проявляется повышенной робостью, тормозимостью, обостренной впечатлительностью, неумением постоять за себя, несамостоятельностью, чрезмерной привязанностью к матери, трудностью адаптации к новым условиям. Такому развитию черт характера ребёнка способствует неполноценность регуляции со стороны вегетативной нервной системы, обусловливающая невропатические расстройства в виде поверхностного сна, пониженного аппетита, диспептических нарушений, внешне беспричинных колебаний температуры тела, частых аллергических реакций, усиленного восприятия внешних раздражителей, склонности к частым простудным заболеваниям.
В неблагоприятных условиях воспитания и обучения у таких детей формируются астенические черты в рамках тормозимого варианта патохарактерологического развития личности либо психопатии по астеническому типу.
Диспропорциональный вариант осложненного психического инфантилизма описан у детей и подростков с хроническими инвалидизирующими соматическими заболеваниями. Здесь свойственные психическому инфантилизму проявления эмоционально-волевой незрелости, - наивность, детская непосредственность, легкая внушаемость, пресыщаемость, - переплетаются с признаками, свойственными детям с частичной акселерацией, - преобладанием интеллектуальных интересов над игровыми, рассудительностью, обилием «взрослых» выражений, оборотов речи и манер, недетским серьезным выражением лица. По-видимому, признаки «взрослости» формируются у них сочетанием «интеллектуализирующего» воспитания, условиями изоляции от общения со здоровыми детьми и реак¬цией личности на свое заболевание, а также сознанием ограничений жизненной перспективы. Описанная дисгармония с возрастом не только сохраняется, но нередко усиливается, трансформируясь в особенности личности, свойственные для смешанной, «мозаичной» психопатии.
При эндокринном и церебрально-эндокринном инфантилизме клиническая картина эмоционально-волевой незрелости сочетается с проявлениями того или иного эндокринного психосиндрома (К.С. Лебединская).
Так, например, у детей с задержкой и недоразвитием половой сферы (гипогенитализм, нередко с ожирением) психический инфантилизм сочетается с вялостью, медлительностью, безынициативностью, рассеянностью, неспособностью себя мобилизовать, сосредоточиться на самом важном, неотложном. У таких подростков отмечается физическая слабость, моторная неловкость, склонность к непродуктивному рассуждательству, несколько пониженный фон настроения, переживание своей неполноценности и неумение постоять за себя. По мере физического созревания у большинства подростков черты психического инфантилизма и проявления психоэндокринного синдрома могут сглаживаться.
Психический инфантилизм при гипофизарном субнанизме (патология гипофиза) проявляется у детей и подростков своеобразной «недетской солидностью» поведения («маленькие старички»), склонностью к поучениям, стремлением к порядку, хозяйственности и бережливости. Эти психологические особенности гармонируют с старообразным внешним видом. Наряду с чертами кажущейся «психологической зрелости», наблюдаются повышенная внушаемость, недостаточная самостоятельность, наив¬ность суждений об окружающем мире и отношениях между людьми, эмоционально-волевая неустойчивость и повышенная лабильность настроения, характерные для других вариантов психического инфантилизма.
Школьная неуспеваемость у детей с эндокринными вариантами психического инфантилизма, как правило, обусловлена слабостью волевого усилия, низкой познавательной активностью, слабостью внимания и памяти, невысоким уровнем абстрактно-логического мышления.
Психогенный вариант психического инфантилизма обычно рассматривается как один из видов аномального развития личности, формирующегося в условиях неправильного воспитания или хронической психотравмирующей ситуации.
Так, например, гипоопека и безнадзорность обычно способствуют незрелости эмоционально-волевой сферы ребёнка, формированию ипульсивности и повышенной внушаемости, сочетающийся с ограниченным уровнем знаний и представлений, необходимых для успешного обучения в школе.
При «оранжерейном» воспитании психический инфантилизм сочетается с эгоцентризмом, крайней несамостоятельностью, психической истощаемостью и неспособностью к волевому напряжению. Кроме того, дети воспитанные как «кумир семьи», отличаются неумением считаться с интересами окружающих, тщеславием, жаждой признания и похвалы.
Напротив, при деспотическом воспитании детей, с использованием угроз, физических наказаний и постоянных запретов, эмоционально-волевая незрелость проявляется в крайней нерешительности, отсутствии собственной инициативы и слабой активности. Часто это сопровождается отставанием познавательной деятельности, недоразвитием нравственных установок, четких интересов и нравственных идеалов, слабо развитыми потребностями в труде, чувства долга и ответственности, стремлением к достижению своих элементарных потребностей. Относительно удовлетворительная способность к обобщению, умение использовать помощь в решении абстрактно-логических задач, хорошая ориентировка в житейских вопросах позволяют иногда при оказании своевременной психолого-педагогической помощи этим детям нейтрализовать риск социальной дизадаптации. При отсутствии такой помощи упомянутые выше психологические установки и эмоционально-волевые особенности личности могут стать источниками развития различных форм девиантного поведения, включая отказ от посещения школы, бродяжничество, мелкое хулиганство, воровство, алкоголизацию и проч. (Ковалев В.В.).
Наряду с описанными выше синдромами психического инфантилизма, в каждом случае представляющих собой целостный комплекс взаимосвязанных признаков, встречаются и другие психические нарушения развития, которые обнаруживают те или иные черты психической инфантильности, не определяющие всего психического облика ребенка, но сопутствующие психопатиям, олигофрении, остаточным явлениям раннего органического поражения мозга и шизофрении.
Дифференциальная диагностика различных вариантов психического инфантилизма служит не столько определению психического статуса ребенка/подростка на момент обследования, сколько для выбора путей его индивидуальной психолого-педагогической коррекции с учетом возможной динамики и социального прогноза, а также аргументированной профилактической работы с родителями и воспитателями ребенка.
Ещё раз подчеркнем, что синдромы психического инфантилизма могли быть отнесены к поведенческим расстройствам, но выделены в отдельную группу, которая, будучи группой риска к нарушениям социального поведения, не всегда подтверждает этот прогноз.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал