Irfe дом моды. Ирфе - дом моды в париже ирины и феликса юсуповых (1924 год)

14.03.2024

Основатели Дома моды *Ирфе* супруги Юсуповы | Фото: inshe.tv


В результате революционных событий в России в начале ХХ в. многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Многим из них в эмиграции удалось основать свое дело и прославить свои имена во всей Европе. В 1920-х гг. законодателями моды во Франции были знатные выходцы из России Ирина и Феликс Юсуповы , основавшие Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне.



Княжна Ирина Романова была внучкой императора Александра III, а Феликс Юсупов принадлежал к древнему роду, одному из самых богатых в России. Их свадьба состоялась в 1914 г. Подвенечный наряд великой княжны Ирины Романовой был роскошным, на ней была хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века - та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Знакомые шептались о том, что эта вещь казненной королевы принесет несчастье новобрачным, но их союз и без этого вызывал у многих удивление - при дворе все знали о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова. Но Ирина никого не слушала - она любила своего избранника.



Судя по записям в «Мемуарах» Феликса, он тоже был искренне увлечен княжной: «В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. … Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств». Рядом с женой Феликс, которого многие считали гулякой и распутником, преобразился и остепенился.




В декабре 1916 г. Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Он избежал наказания, но семья вынуждена была уехать из Петербурга. А вскоре грянула революция, какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 г. эмигрировали во Францию. В России Юсуповым пришлось оставить 5 дворцов, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.




Первое время супруги Юсуповы жили безбедно, распродавая драгоценности, которые удалось вывезти из России. Но потом они так же, как и многие другие представители аристократических семей, были вынуждены искать дополнительные источники заработка. Ирина и Феликс решили открыть собственный Дом моды. В 1924 г. они осуществили планы и назвали свое детище по первым двум буквам своих имен - «Ирфе».





В 1925 г. во французских журналах появились первые отзывы об их моделях: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Европейских и американских клиенток привлекала возможность одеваться у внучки российского императора, многие приходили в «Ирфе» с единственной целью увидеть знаменитую супружескую чету. В мемуарах князь писал, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника».





Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов, но никто их них не имел никакого представления об организации работы в модной индустрии. Высокая, стройная княжна Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и сама демонстрировала модели Дома моды «Ирфе».









У Ирины был безупречный вкус, а у Феликса - неуемная фантазия, что стало залогом успеха их общего дела. Супруги Юсуповы стали законодателями французской моды 1920-х гг. Вскоре они открыли филиалы в Туке - курортном городе в Нормандии, а также в Лондоне и Берлине. Феликс также открыл магазин юсуповского фарфора, участвовал в оформлении 3-х парижских ресторанов, в 1926 г. они с Ириной выпустили духи «Ирфе».





И тут наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль «Ирфе» оказался многим не по карману, в моду входили простые и универсальные наряды от «Шанель». Юсуповым не хватало деловой хватки, и в 1931 г. было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. В начале ХХI в. дом моды «Ирфе» был возрожден. В 2008 г. на Парижской неделе моды была представлена его первая коллекция после 80-летнего перерыва.


IRFE - французский модный дом начала XX века.

История

Основан в 1924 году в Париже и занимал сначала весь первый, а позже и второй этажи дома 10 по улице Дюфо. Почти весь персонал состоял из друзей четы Юсуповых и других русских эмигрантов. В роли моделей выступали не только специально нанятые для этой цели девушки, но и сама Ирина Александровна с некоторыми своими приятельницами.

Презентация первой коллекции прошла в отеле Ritz на Вандомской площади и произвела впечатление на парижское общество. Популярность IRFE в первые недели после открытия была во многом вызвана интересом общественности к самому Феликсу Юсупову и слухами, касавшимися его персоны. В своих «Мемуарах» он упоминает, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть „князя“, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника!».

Этот первый удачный опыт предпринимательства сподвиг Феликса Юсупова на открытие вместе с бароном Эдмоном де Зюиланом в 1925 году магазина фарфора на соседней с IRFE улице Ришпанс.

В дальнейшем, князь принимал участие в оформительстве парижского ресторана «Мезонет» на рю де Мон-Табор, выполненного в «русском стиле», и открыл ресторан «Лидо», автором интерьеров которого стал художник Шухаев.

Boissonnas et Eggler , Public Domain

В 1925 году в Туке был открыт первый филиал IRFE, ведение дел в котором было поручено двоюродному брату Ирины Александровны - князю Гавриле и его жене - Антонине Рафаиловне Нестеровской, бывшей балерине Императорского балета.

Впоследствии были открыты ещё два отделения модного дома: в Лондоне на Беркли-стрит, под руководством некой миссис Энсил, и в Берлине, в доме Радзивиллов на Паризерплатц.

Искандер2К , CC BY-SA 3.0

В 1926 году у дома IRFE появилась собственная парфюмерная линия. Она была ограниченной и представлена четырьмя ароматами: Blonde-для блондинок, Brunette-для брюнеток, Titiane-для шатенок и Grey Silver-для женщин элегантного возраста.

В 1931 году было объявлено о ликвидации дома IRFE и всех его филиалов по экономическим причинам. Парфюмерное предприятие просуществовало на несколько месяцев дольше ателье.

В настоящее время

После 90-летнего перерыва, дом моды IRFE был возвращен к жизни его новой владелицей .

Дизайн-студия и штаб квартира модного дома располагаются в Париже на Rue du Faubourg Saint-Honoré.


В результате революционных событий в России в начале ХХ в. многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Многим из них в эмиграции удалось основать свое дело и прославить свои имена во всей Европе. В 1920-х гг. законодателями моды во Франции были знатные выходцы из России Ирина и Феликс Юсуповы , основавшие Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне.





Княжна Ирина Романова была внучкой императора Александра III, а Феликс Юсупов принадлежал к древнему роду, одному из самых богатых в России. Их свадьба состоялась в 1914 г. Подвенечный наряд великой княжны Ирины Романовой был роскошным, на ней была хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века – та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Знакомые шептались о том, что эта вещь казненной королевы принесет несчастье новобрачным, но их союз и без этого вызывал у многих удивление – при дворе все знали о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова. Но Ирина никого не слушала – она любила своего избранника.



Судя по записям в «Мемуарах» Феликса, он тоже был искренне увлечен княжной: «В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. … Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств». Рядом с женой Феликс, которого многие считали гулякой и распутником, преобразился и остепенился.



В декабре 1916 г. Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Он избежал наказания, но семья вынуждена была уехать из Петербурга. А вскоре грянула революция, какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 г. эмигрировали во Францию. В России Юсуповым пришлось оставить 5 дворцов, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.





Первое время супруги Юсуповы жили безбедно, распродавая драгоценности, которые удалось вывезти из России. Но потом они так же, как и многие другие представители аристократических семей, были вынуждены искать дополнительные источники заработка. Ирина и Феликс решили открыть собственный Дом моды. В 1924 г. они осуществили планы и назвали свое детище по первым двум буквам своих имен – «Ирфе».





В 1925 г. во французских журналах появились первые отзывы об их моделях: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Европейских и американских клиенток привлекала возможность одеваться у внучки российского императора, многие приходили в «Ирфе» с единственной целью увидеть знаменитую супружескую чету. В мемуарах князь писал, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника».





Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов, но никто их них не имел никакого представления об организации работы в модной индустрии. Высокая, стройная княжна Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и сама демонстрировала модели Дома моды «Ирфе».






И тут наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль «Ирфе» оказался многим не по карману, в моду входили простые и универсальные наряды от «Шанель». Юсуповым не хватало деловой хватки, и в 1931 г. было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. В начале ХХI в. дом моды «Ирфе» был возрожден. В 2008 г. на Парижской неделе моды была представлена его первая коллекция после 80-летнего перерыва.



Говорят, всех членов этой семьи преследовали несчастья. .

IRFE трубил в рог и восхвалял чрезмерную роскошь, вопиющую красоту и непростительно диковинную экзотику. Он творил драгоценное искусство, окружая себя княжнами и аристократками, черным бархатом и золотым шелком. Столы банкетов IRFE ломились от лукулловых обедов, а за его коллекциями приезжали даже искушенные в делах моды американские миллионерши. Он впитал в себя кровь Романовых, вкус императорской знати и оригинальность самого эксцентричного князя России.


Иллюстратор Наиля Бутусова, nailyabutusova.com

Легендарный Дом моды IRFE – жемчужина истории российской моды. Оригинальность и стиль, ставшие его почерком, во многом были заслугой эпатажного хозяина ателье, самого Фе́ликса Фе́ликсовича Юсу́пова, графа Сумаро́кова-Эльстона. С трудом во всей истории русской моды можно отыскать второго такого. Любитель авантюр, участник убийства Распутина, офицер и монархист, русский Казанова и сердцеед, Феликс Юсупов к тому же обладал незаурядным вкусом, что и позволило ему начать в Париже модное дело.

Попав в Париж вместе с волной эмигрантов и женой, Феликс Юсупов словно исполнил свое предназначение: открыл в 1924 году на улице Дюфо модный Дом. Есть легенда, что для этого Феликсу пришлось расстаться с одним из самых дорогих бриллиантов Картье. Он был назван IRFE – по первым буквам имен основателей Ирины и Феликса Юсуповых. Весь первый этаж дома превратился в ателье, создающее рафинированно-театральные, оригинальные, не похожие на другие наряды. Феликс будто родился под счастливой звездой: его одежда пользовалась успехом, его замечали, к нему тянулись. Российские дизайнеры и по сей день стремятся повторить его успех.

Обладая невыразимым обаянием, князь нанимал на работу друзей и других эмигрантов из России. Ему удалось сделать манекенщицей свою жену и ее знакомых. Он так увлекся новым делом, что не заметил, как прогремел первый залп успеха. Это произошло в отеле Ritz. Сотни гостей пришли, чтобы увидеть первую коллекцию знаменитой четы. Люди ехали со всех уголков земли, чтобы познакомиться с русским Домом моды.

Прекрасный князь с глазами хищника и его экзотичные наряды

Сама персона экстравагантного князя наделяла вещи модного Дома неповторимым очарованием. Приезжающие в ателье американки нет-нет да просили украдкой взглянуть на хозяина. Скоро Париж и весь модный мир наполнился слухами. Одни говорили, что прекрасный и таинственный князь влюбляет в себя даже мужчин, вторые рассказывали про реки вкусного чая, текущие из самоваров его дома, третьи – что его глаза блестят как глаза хищника в темноте.

Упиваясь успехом и вкусом своего величия, Феликс решил продолжить коммерческую деятельность. Взяв в партнеры барона Эдмона де Зюиланома, он открыл небольшой магазинчик фарфора, принялся оформлять рестораны и даже открывать свои собственные. Скоро брат Ирины Юсуповой возглавил филиал IRFE. Второй открылся в Лондоне. А третий – в самом Берлине. Сам Феликс продолжал покрываться ореолами тайн. Его фигура стала самой желанной на всех светских вечерах, о его русской красоте начали ходить легенды. Люди уже интересовались не столько коллекциями русских дизайнеров, сколько тайнами души хозяина Дома.

Наряды, создаваемые IRFE, и, правда, были безукоризненны. Прекрасный вкус Феликса, детство, проведенное среди бриллиантов и роскошных туалетов матери, его неукротимое воображение – все это повлияло на формирование почерка модного Дома. Интерьеры, которые создавал князь, славились восточным колоритом, океаном роскоши, своей вопиющей и неприличной экзотичностью, русским стилем.

Ирина Романова – хозяйка IRFE с лицом без возраста

Но слухи ходили не только вокруг красивого князя. Взгляды мужчин и женщин то и дело обращались на его жену, выступающую в роли манекенщицы. Ее красота была поразительна. Хрупкая, эфемерная, похожая на куколку из французского театра, она околдовывала своей внешностью, демонстрируя наряды отечественного Дома моды. Надо ли говорить, что после ее выхода дамам не терпелось приобрести платья. Ее называли женщиной с лицом без возраста и звали фотографироваться во все журналы. Vogue в 1926 году напишет, что каждая коллекция IRFE – это селекционная работа, исключающая любые неудачные модели.

Благодаря Ирине Юсуповой модный Дом приобрел свое стилизованное лицо: андрогинные, вытянутые девушки с бледно-мраморной кожей и короткими стрижками. Аристократичные, тонкокостные, худые – такими запомнились модели знаменитого ателье Юсуповых. Ирина занималась подбором манекенщиц, приглашала русских девушек, своих приятельниц, в числе которых были княжны и графини. К примеру, наряды Дома постоянно демонстрировала княгиня Мия Оболенская. Модные дизайнеры всей Европы завидовали красоте манекенщиц IRFE.

Ликвидация Дома моды и его воскрешение

В 1926 году Дом IRFE начал выпускать собственную парфюмерию. Это были четыре лимитированных аромата: Blonde – для нежных блондинок, Brunette – для знойных брюнеток, Titiane – для рыженьких и русых девушек. А для дам, которых Феликс величал «женщинами элегантного возраста», был создан аромат Grey Silver. К созданию парфюмерии супружеская чета также приглашала своих друзей; плакат к ароматам нарисовала принцесса Маргарита Греческая. Сегодня купить одежду российских дизайнеров начала 20 века и их парфюмерию очень сложно – и найти можно только в винтажных коллекциях.

О ликвидации Дома Европе стало известно в 1931 году. Расточительный князь, поднимающий красоту на все мыслимые и немыслимые пьедесталы, не смог справиться с финансовыми потоками и направить их в единое русло. Однако парфюмерию модный Дом продолжал выпускать еще несколько лет после банкротства. Но нет ярких звезд, чей свет просто исчез бы бесследно. Дом моды IRFE был открыт вновь. Это случилось через 90 лет после его закрытия.

Старинные платья русского модного Дома IRFE можно увидеть в музее Метрополитен Нью-Йорка и в частной французской коллекции. Прикоснуться к легенде могут и гости Парижа, наведавшиеся на улицу Дюфо, где все эти годы стены дома IRFE хранят о нем память. Сегодня владелица модного Дома Ольга Сорокина держит двери ателье открытыми для всех жителей и гостей Парижа. Кроме того, многие российские марки одежды по-прежнему считают старинный Дом образцом творческого пути.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал