Скороговорки для развития речи детей 3 лет. Лучшие скороговорки для развития речи и дикции

07.10.2023

  1. Развивают речевое дыхание, особенно когда проговариваешь их в разном темпе: медленном, среднем, быстром.
  2. Улучшают качество дикции, то есть делают произношение четким.
  3. Развивают сенсорные способности, необходимые для «запуска» и улучшения речи.
  4. Тренируют интонацию: учат произносить вопросы, восклицания и другое.

Ребенок обычно с удовольствием произносит скороговорки, потому что их сюжеты пронизаны юмором, или же ситуации, описанные в этих текстах, выглядят абсурдными, непонятными. Все это привлекает, смешит и хорошо запоминается.

Если ребенок только учится говорить

? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам.

Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук. Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре.

Как заинтересовать занятиями?

Вот несколько советов о том, как превратить «скучные» занятия в увлекательные:

  1. Превратить все в игру, в которой интересно и взрослому, и ребенку.
  2. Использовать карточки с картинками и/или рифмованные строчки.
  3. Интонировать произнесение, читать артистично, «по ролям».
  4. Начинать разучивать фразы в неспешном темпе: произносить протяжно, негромко. Можно даже если произносить сложные слова совсем трудно.
  5. Если с речевым дыханием все в порядке, добавлять скорость. На то они и скороговорки, чтобы их тараторить, не сбиваясь.
  6. Уместным будет соревнование между детьми одного возраста: кто произнесет быстрее и чище.

Простые скороговорки для малышей 1-2 лет

В возрасте, когда ребенок только учится говорить, с ним будет уместно тренироваться произносить звуки [г], [д], [з], [с].

Для тренировки звуков [г] и [д]

Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке.

Стоит гора посреди двора.

На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

«Га-га-га, — гогочет гусь. — Я семьей свой горжусь!»

Дятел дуб долбил, продалбливал, да не продолбил, не выдолбил.

Дед Додон в дуду дудел. Дудкой Диму он задел.

Дед Данила дыню делил: дольку — Диме, дольку — Дине.

Надя дыню не доела — дыня Наде надоела.

Ду-ду-ду — вот я с песенкой иду.

Да-да-да — здесь большие города.

Ди-ди-ди — ты далёко не ходи.

До-до-до — свили птенчикам гнездо.

Для тренировки звуков [з], [с]

Коси коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.

Свиристель свистит свирелью.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Сани — скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Та-та-та, у нас дома чистота.

Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.

Зойкиного зайку зовут Зазнайка.

Зацепился зонтик за забор. В завитушках зонтика узор.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Из кузова в кузов грузили арбузы.

«Языковертки» для детей 2-3 лет

Происходит становление звуков и их пар [б] — [п], [в] — [ф], [к], [т], [х]. А также звуки [м], [н]. Сейчас самое время для их постановки и тренировки.

Для тренировки звуков [б] и [п]

Били бараны в барабаны.

Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.

Все бобры добры для своих бобрят.

Бредут бобры в сыры боры — бобры храбры!

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр Петру пек пироги.

Пел перепел за деревней, пел тетерев средь деревьев. Перепел пел-пел — тетерева перепел.

Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»

Для тренировки звуков [в] и [ф]

Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Варвара цыплят караулила, а ворона цыплят воровала.

Я во двор вола вела, за рога вола вела. В хлев вела вола, а вол меня в огород увел.

У Феди — фуфайка, у Фаи — туфли.

Фасоль, фасоль — вот и выросла фасоль.

Федя филина боится — филин может рассердиться.

Для тренировки звука [к]

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

К Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Об этом сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала!»

Не ест корова короб корок — ей короб сена больше дорог.

Капа Капитону купила кипу кепок.

Колпак на колпаке. Под колпаком — колпак.

Котик ниток клубок укатил в уголок.

Для тренировки звука [т]

У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Топали да топали. До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три вороны в ряд тараторят, тарахтят.

Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками — в лесу на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Для тренировки звука [х]

Вставай, Архип, — петух охрип.

Хохлатые хохотушки хохотали: «Ха-ха-ха».

Архип охрип, а Осип осип.

Нюхал Захар уху да нахваливал: «Ух, хороша уха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Полезные скороговорки для детей 3-4 лет

Считается, что это возраст освоения шипящих и свистящих звуков. Потренироваться в их произношении можно с помощью этих «потешек». Про звук [з] мы уже упоминали — здесь все упражнения, кроме него.

Для тренировки звуков [ш] и [ж]

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Вымыли мышки миски у мишки.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, да под душем вымой тушь. После душа вытрись суше и не пачкая больше уши.

У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.

Во лесу лозу вяжу. На возу лозу везу. Коза, не лижи лозу — накажу!

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Не страшно ведь жучок жужжит.

Жаба, журавль и желтый жучок в гости к ежихе шли на лужок.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Для тренировки звука [ц]

Цыган на цыпочках цыпленку крикнул: «Цыц!»

Цапля цепкая была, цапля долго не ждала — клювом цап и целиком лягушку проглотила.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать.

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.

Зачерпнула цапля чашкой чай целебный из ромашки. Целый чан у цапли чая, цапля-врач больных встречает.

Для тренировки звука [ч]

В горячей печи пекарь пек калачи.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертнека чертили черными чернилами чертеж.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Черной галке черный дрозд подарил черники гроздь.

У пчелы, у пчелки почему нет челки? Отвечаю почему: «Челка пчелке ни к чему».

Чу! В чулане есть сверчок. Четко слышно: «Чок-чок-чок».

Для тренировки звука [щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Щука леща угощала борщом.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.

Самые трудные буквы Р и Л для детей 4-6 лет

Речевой аппарат готов для освоения сонорных [р] и [л]. Поэтому в возрасте 4-6 лет рекомендуется заняться развитием именно этих звуков. Вот видео от логопеда о правильном и быстром способе поставить звук [Р] у дете

И скороговорки в помощь:

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Проворонила ворона вороненка.

Подал грабли крабу краб: «Грабь граблями сено, краб!»

Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

У села ли села лиса, у опушки ли леса?

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Не жалела мама мыла — мама мылом Милу мыла.

Мы ели-ели ершей у ели. И еле-еле их у ели доели.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

А из детского списка скороговорок стоит выбирать самые сложные, дополнив их вот такими, например:

Была у Фрола. Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру — Лавру на Фрола навру.

У Феофана Митрофановича три сына Феофановича, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовал, да зарапортовался.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Рыла двор свинья белорыла да тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Говорили про Прокоповича. Про какого Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего!

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии

Рекордно длинная и невероятно сложная чистоговорка, которую часто используют дикторы и люди, чья работа связаны с публичными выступлениями. Это нужно слышать.

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру "Надуй самый большой пузырь" или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки


Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Собака сидит на цепи.
  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • На круше у Шура жил журавль.
  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Ежик лежит под ёлкой.
  • Лёжа хлеба не добудешь.
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Мальчик чистит лошадку щеткой.
  • Щенок играет с мячом.
  • Са-ша-ша- Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
  • Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
  • Рыбу ловит рыболов.
  • Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала.
  • Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
  • "да-да-да - в огороде лебеда",
  • "ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
  • "ша-ша-ша - принесли домой ерша"
  • "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
  • "жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
  • "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
  • "жу-жу-жу - я на солнышке лежу" ... и так далее.


Скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.

Одна из главных задач ребёнка первых пяти лет жизни – это освоение речи. Это включает в себя и освоение достаточного запаса слов, и правила их построения, и правильное произношение звуков родного языка. Успех этого важного для малыша дела зависит в первую очередь от семьи. Но если бедность словарного запаса у своего малыша, ошибки в построении фраз родители замечают и стремятся исправить, то дефекты дикции у ребенка (кроме звука р) зачастую ими не опознаются вовремя. Здесь на помощь приходят специалисты в детском саду.

Правильно подобранные считалки и скороговорки для детей 4-5 лет в детском саду становятся одними из самых популярных упражнений для развития речи. Но воспользоваться смешными и полезными словесными играми могут и родители, и все, кто заинтересован в отработке чистоты звуков у детей, формировании у них красивой, правильной дикции.

Считалки, скороговорки, чистоговорки, поговорки – всё это прекрасные развивающие логопедические упражнения, которые служат для развития памяти, речи и дикции ребёнка. Они известны людям, наверно, с того времени, как человек начал говорить. В чём-то они похожи, но немного и различаются.

Считалки – это рифмованные четверостишия, которые используются в разных играх для того, чтобы выбрать водящего. Они создавались не для развития дикции, а для упорядочения игры. В них нет намеренно усложненных звуковых сочетаний. Наоборот, они легки для запоминания. Хотя для ребенка 3-5 лет многие звуки и без усложнения трудны для произношения.

Но так как считалки являются важной частью игры, дети охотно их разучивают и повторяют затем и сами, без намеренного побуждения взрослыми. Так как в такой момент для ребенка важно быть понятым другими участниками игры, он стремится произносить слова четко и разборчиво. Так считалки служат для развития памяти и речи детей. Лето, осень – самое подходящее время для игр детей на свежем воздухе с использованием считалок.

Русские скороговорки и чистоговорки, в отличие от считалки, намеренно включают в себя слова и сочетания звуков, которые трудны для быстрого произношения.

Чистоговорки, как и поговорки, это народное творчество, словесная шутка, ловушка для языка того, кто попробует произнести быстро внешне простые слова. Трудными их делает порядок и подбор в предложении.

Скороговорки – это почти то же, что и чистоговорки. Недаром, эти слова часто заменяют друг друга, но у скороговорки может быть известный автор. Зачастую русские скороговорки или чистоговорки – это оформленные в шутливую, игровую форму поговорки, пословицы. То есть фразы, несущие в себе жизненный опыт. «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь)

Сегодня специалисты придумывают и разрабатывают такие развивающие логопедические стихи, которые помогут ребенку отработать произношение конкретного звука.

Скороговорки. Мультики для самых маленьких

Звук Л

Начинают разучивать считалки, скороговорки уже с детьми трёх – четырех лет. Это упражнения на произношение простых букв – Л, Н, Т. В этом возрасте чисто произнести даже эти звуки не так просто.

Звук Г

В освоении звука Г малышам помогут считалки, поговорки, игры. Например, такая игра, как «Гуси, гуси, га-га-га…».

Так же необходимо развивать слуховое внимание, учиться различать схожие звуки – Г. К, Х. В этом детям поможет разучивание скороговорок со схожими звуками.

Упражнения на смешанные звуки

Только отработав простые звуки, с дошкольниками 4-5 лет переходят к освоению более сложных, смешанных звуков. К таким относят шипящие звуки, Р, Ц.

Для их отработки дети не только разучивают стихи, поговорки и считалки, но и выполняют специальные упражнения для развития речи.

Для хорошей дикции у детей необходимо развивать слуховое внимание, правильную постановку дыхания, сам артикуляционный аппарат – мышцы языка, губ.

Для развития правильного вдоха и выдоха с ребенком можно поиграть в такие игры :

  • «Самый большой пузырь» – это выдувание мыльных пузырей.
  • Ещё одно упражнение, служащее той же цели – «Бумажный футбол». Из тонкого листочка бумаги скатывается маленький легкий шарик. Задача малыша задуть его в обозначенные какими-нибудь предметами ворота.
  • «Буря в стакане». В стакан с водой опускается трубочка и малыш выдувает воздух, стараясь устроить как можно больше пузырей.

Звук Ж

Скороговорки с шипящими звуками довольно коварны. В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение.

В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение его произносить слышно сразу, шипящие произносятся, но не чисто, путаясь с другими, похожими. Для хорошей дикции необходимо, чтобы шипящие произносились правильно.

Для закрепления произношения шипящих можно поиграть с детьми в игру «Изобрази зиму», где они голосом должны изобразить шум вьюги, свист метели и т.д. Или изображая лето, изобразить жужжание насекомых.

Звук Р

В освоении звука Р особенно важно развитие артикуляционного аппарата. Поэтому разучивать сложные поговорки, считалки или смешные стихи с этим звуком, надо в сочетании с выполнением гимнастики для губок и языка. Например, такие упражнения:

  • «Кисточка». Изображая побелку, водить язычком по небу вперед – назад.
  • «Моем стены». Языком водить вправо – влево по внутренней стороне зубов вначале вверху, затем внизу
  • «Вверх – вниз». Высунутый язычок качает вверх – вниз.

В качестве скороговорки можно использовать хорошо известную детям потешку «Сорока-ворона кашу варила…»

Сложные скороговорки

Следующим этапом в освоении звуков становятся сложные скороговорки. Сложные это такие скороговорки, которые тренируют не одну букву, а произношение сразу трёх звуков. Если в них отрабатываются только две буквы, то обязательно в очень трудном звуковом сочетании.

Как правильно разучивать с детьми такие сложные поговорки? Вот несколько советов.

  1. Вначале взрослый медленно проговаривает развивающие чистоговорки вместе с ребенком, затем темп постепенно увеличивается.
  2. Разучивать стихотворные скороговорки лучше отбивая ритм ладошками. Это поможет ребенку их запомнить.
  3. Если ребенку не понятен смысл отдельных слов или всей скороговорки, объясните их ему. Понимание облегчит запоминание и поможет избежать ошибок в произношении.
  4. Не заставляйте детей, поиграйте с ними тогда, когда у них появится настроение.
  5. Не ругайте, если что-то не получается.

Чистоговорки для детей подряд

Гребенкина Ирина Николаевна
Скороговорки для детей

Скороговорки (в просторечии чистоговорки) были известны задолго до появления колеса. С их помощью дети учились постигать родную речь в увлекательной шутливой форме. Сегодня специально составляют скороговорки для детей из трудно произносимых последовательностей букв и слов, быстрое произношение которых вслух устраняет большинство дефектов речи.

Все скороговорки (чистоговорки) упорядочены по отрабатываемым звукам. Скороговорки для детей помогут ребенку научиться четко и красиво говорить, а также будут способствовать улучшению дикции и памяти. Скороговорки для дошкольников должны быть короткими и легкими

Скороговорки для развития речи

звуки «Б» и «К»

Кто обидит бобра - не увидит добра.

У Бобы - винт, у Вити - бинт.

звуки «Б» и «Л»

Маланья - болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Белые бараны били в барабаны.

звук «В»

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

По двору-подворью, в добром здоровье.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

На дворе галка, на берегу галька.

Нес Григорий пирог через порог. Стал на горох и упал на порог.

У Аграфены и Арины растут георгины.

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

звук «Ж»

Хожу–твержу, сижу–твержу, лежу– твержу: Жи, же, жа, жу.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Хорош пирожок внутри творожок!

звук «З»

Затоптали утки за будкой незабудки.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Лиза везла на возу козла и козу.

На завалинке Зоя и заинька.

Не забудьте незабудки.

Розовые розы замерзают в морозы.

У Зои мимозы.

Соломы воз возница вез.

звуки «К» и «Л»

От топота копыт пыль по полю летит.

У ёлки иголки колки.

Я сидела у Оки, ела яблоки.

звуки «К» и «П»

Наш Полкан попал в капкан.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

звуки «К» и «Г»

Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

сено, граблями, краб, грабь.

звук «М»

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

На меду медовик, а мне не до медовика.

звук «С»

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

Осип охрип, Архип осип.

Сидит Алеся с печки ноги свеся.

звук «Р»

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

По травке тропа протоптана.

Рано утром два барана барабанят в барабаны.

Рома Маше нарвал ромашек.

Трое трубачей трубят в трубы.

Шустрая норка юркнула в норку.

Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

Раз дрова, два дрова, три дрова

звук «Ш»

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлепают гуськом гусак за гусаком.

Шапкой Саша шишки сшиб.

Маша за Сашей шли за Глашей.

Над крышею - груша.

На груше - Андрюша.

Шапка да шубка - вот наш Мишутка.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

звуки «Ч» и «Щ»

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Птичку напичкали спичками.

звук «Щ»

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Щипцы да клещи - вот наши вещи.

Волки рыщут, пищу ищут.

Овощи тащи - будут щи.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

звук «Ц»

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Съел, наконец, кузнец варенец.

Легкая метелица белым снегом стелется.

Лёжа в луже, жалобно жужжала жужелица, жутко ужаленная ужом.

***
На охоте охота охотнику поохотиться.

Прирабатываясь к работке, работник нарабатывает наработки, заработок зарабатывает от работки, а приработок - от переработки.
***
Повар, варево варя для поварёнка, приварок приварил для поросёнка.

Запруды вобрали добро бобров, боль бобров и борьбу бобров!

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

***
Везёт Сенька Саньку с Сонькой, санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньке в лоб, все в сугроб.

***
Пошёл шепот от шептуньи к шептуну, что в ушах шуршит - не слышно никому.

***
Шашки на столе, шишки на сосне.

Не верь чужим речам, а верь свои очам.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

***
Карп Карлыч у Карла Карпыча карпа купил.

***
С одной сорокой одна морока, сорок сорок - сорок морок.

Кавалеры к королеве приплыли на каравелле.

***
Не тот товарищи товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот товарищи товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

Сшит колпак да не по колпоковски,
Надо колпак переколпоковать да перевыколпоковать.

Возле ямы холм с кулями, выйду ль на холм куль поправлю!

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Сереневенький перпендикуляр с переподвыподвертом.

Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

***
Наш Полкан из Байкала лакал.

Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

***
Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

***
Не ест корова короб корок, ей короб сена дорог.

***
Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.

***
Около колодца кольцо не найдется.

***
Орел на горе, перо на орле.

Гора под орлом, орел под пером.

***
Осип охрип, а Архип осип.

***
Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распелёновывил.

***
Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ

***
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

***
Прецедент с претендентом.

***
Привёз Пров Егорке во двор дров горку.

***
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

***
Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.

***
Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

***
Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

***
Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

***
Свинья тупорыла-толсторыла двор рылом рыла, всё изрыла, срыла, перерыла, везде понарыла, повырыла, подрыла.

***
Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

***
Свиристель свиристит свирелью.

***
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

***
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

***
Тщетно тщится щука ущемить леща.

***
У ежа ежата, у ужа ужата.

***
У нас во дворе - подворье погода размокропогодилась.

***
У Сашки в кармашке шишки и шашки.

***
У Сени с Саней в сетях сом с усами.

***
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

***
Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

***
Четверть четверика гороха, без червоточинки.

***
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

***
Шесть мышат в камышах шуршат.

***
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

***
Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

***
Яшма в замше замшела.
***
Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

***
Около кола вьюн и хмель вьются на плетень.
Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавиваются.

***
Прыгают в поле сорок сорок, десять взлетели, сели на ели. Сколько осталось в поле сорок?

***
Королева кавалеру подарила каравеллу.

***
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

***
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

***
Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

***
Сиреневенькая зубовыковыривательница.

***
Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

***
Я - вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
***
На ура у гуру инаугурация прошла.

***
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

***
Боронила борона по боронованному полю.

***
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

***
В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

***
Саша шапкой шишку сшиб.
***
Когда у пруда без труда вырастет резеда.

***
Купив бегемот бегемотикам новые ботики, скачут бегемотики по болоту в новых ботиках.

***
Преблагорассмотрительствующемуся.

***
Дипломированный дантист долбил дупло дипломом.

***
Ткач ткал ткань на платье Тани.

***
Пароль-орёл (повторить 8 раз подряд)

***
Король-орёл (повторить 8 раз подряд)

***
Саша Саше сшила шапку.

***
Дед Дудон дунул в дудон и задел Димку.

***
Четверг Четвёртого Числа Четыре Четверти Часа Четыре.

***
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

***
Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

***
Волховал волхв в хлеву с волхвами.

***
Вставай, Архип, петух охрип.

***
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь.

***
У пенька опять пять опят.

***
Ткет ткач ткани на платки Тане

***
Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

***
Грабли - грести, метла - мести, вёсла - везти, полозья - ползти.

***
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

***
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

***
Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку - испеки в печи калачи, да мечи на стол горячи.

***
Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

***
Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.

***
Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

***
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

***
Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

***
Интервьюер интервента интервьюировал.

***
Инцидент с интендантом.

***
Клара-краля кралась к Ларе.

***
Курфюрст скопроментировал ландскнехта.

***
Курьера курьер обгоняет в карьер.

***
Либретто "Риголетто".

***
Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.

***
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

***
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

***
На горе Арарат рвала Варвара виноград.

***
Пальто с подвыподвертым воротником.
***
Сиреневенькая глазовыколуповетельница

***
Маланья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь не перевыскороговоришь.

***
Фофанова фуфайка Фефёле впору, а фароонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?

***
Смотри как просто устроена рама: прямые углы и квадратные грани.

***
В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер.

***
"Съешь меня" - вопрошает вишня, страшась быть выброшенной лишняя.
***
Неувядание ночи дивной предвидело день в свидании с ливнями.
***
Поле полное полыни выпало полоть Полине.
***
В зоопарке за забором зебры резво зарябили.
***
Трамвай пустился в рейс и трелью с рельс разгонял троллейбусы.
***
Минута, минуя, сменяет иную. Они неизменной длины.
***
Торжественно, гордо, красиво встаёт на дежурство торшер.
***
Улыбается лету приятель тепла приветливо и терпеливо.
***
Стелится лестница, ластится льстивая, к стопам ступеньки учтиво подставила.

***
Ворошащие прошлое Польши вопрошают Варшаву и Ольштын.

***
Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.
***
Пароход в охотку ходит в порт Находку.
***
Над землёй летело лето, обливая потом тело.
***
С глаза слезая, слеза лизала лицо.
***
Смыть себя мыло силилось и смылилось.
***
Резанул резоном резво разнесенный резонанс.
***
Газета стальная листами из лозунгов лязгает.
***
Зелень лени волной лиан завлекает в неволю пленника.

***
Возьми от жизни дребезжанье важности, о жести лист.
***
Не тронь у города нутро, не торопись нырнуть в метро.

***
Будьте бережны к изображению. Поражено оно. Порушено временем.
***
В счёте участия участь за счастье сочло число.
***
Как тележке тяжело! Пожалей её малешко.
***
Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе.
***
Жалится жизнь сквозь железные жалюзи.

***
Выражения из кожи и шерсти ложатся на ложе из жести.
***
Обвили слова мысли, сведя излияние смысла.
***
Языка закон сурово заковал звук в буквы слова.
***
Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
***
Везувий звуков везёт язык уху.

***
Ампула лампы апломбом наполненная на по упала и лопнула полая.
***
Под крышей коробки квартирного дома в укромной коморке укрылись хоромы.
***
Ялик в Ялте на причале волны в полночи качали.
***
В парус бриг впряг бриз близ брега.
***
Разрезая взором узор на озере, развивает зрение дозор.
***
В улыбки влюбленная, облеплена взглядами в голубом небе обильная яблоня.
***
Навалилось в валенки снега Вале маленькой.
***
Ложечка желобоковыгибистая
***
Исподвыподверта

***
Маланья - болтунья молоко болтала-болтала, да не выболтала.

***
Я человек фильтикультяпистый, могу так фильтикультяпнуть да выфильтикультяпнуть.

***
У нас гость унес трость.

***
У Кузи кузина - Кузинина Зина.

***
Около колокольни после школы кока-колы налакался Никола.
***
В библиотеке погибли сказки про "крибле...",
Мышки погрызли стишки про гризли!
***
Бумбараш - не барабашка, у Бумбараша в башке бражка!
***
Ризеншнауцеризированное доброжелатено-душеспасительное собаководство!

***
Шла Саша по шоссе и сасала сушку.

***
Пол погребя репы, пол колпака гороха.

***
Сорока за строчкою строчка строчит сорочатам сорочки.

***
Есть Кирилл присел, да кисель кисел.

***
Еду я по выбоине из выбоины не выеду я.

***
Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

***
У Зины звонок звенит звонко.

***
У маленькой Зины зайка в корзине.

***
Нет конца у моего кольца.

***
Нашей Маше дали мало каши.

***
Хорош пирожок, внутри творожок.

***
Шубка овечки греет лучше печки.

***
Для ухи нужны лещи, а щавель на щи.

***
Дед Данила делил дыню.

***
Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

***
У меня на кармашке маки и ромашки.
***
Стоит воз овса, возле воза овца.

***
На крыше у Шуры жил журавль Жура.

***
Шесть мышат в шалаше шуршат.

***
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

***
Вымыли мышки миски для мишки.

***
У волчицы волчата, у курицы цыплята.

***
У гусыни усов ищи, не ищи – не сыщешь.

***
Рыбу ловит рыболов. Весь в реку ушел улов.

***
Вкусная халва, мастеру хвала.

***
Римма и Тима шли мимо тира.

***
Смешные шутки у Сони и Мишутки.

***
Завизжала пила, зажужжала пчела.

***
Сачок зацепился за сучок.

***
Потерялись бусы у нашей бабуси.

***
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку.

***
В знойном поле через перекати-поле прыгали перепела с перепелятами.

***
Тополь-тополек надел теплый платок.

***
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

***
На горе дубы, под горой грибы.

***
Прохор и Пахом ехали верхом.

***
Сын Сени накосил стог сена.

***
У Фани фуфайка, у Фаи туфли.
***
На Штраус-штрассе шоссе у Шасина Саши шасси сошло.
***
Бобры храбры, для бобрят добры.

***
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
***
Наш Полкан попал в капкан.
***
Инженеры нивелировали, нивелировали, да не вынивелировали.
***
От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.
***
Погода размопропогодилась, размопропогодилась погода.
***
У четырех черепах по четыре черепашонка.
***
Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.

Стихи-скороговорки

***
На чайничке крышечка,
На крышечке шишечка,
На шишечке дырочка,
Из дырочки пар!
Пар идет из дырочки,
Дырочка в шишечке,
Шишечка на крышечке,
Крышечка на чайничке.

***
У Маши мошка в каше,

Что делать нашей Маше?

Сложила кашу в ложку

И накормила нашу кошку.

***
Расскажите про покупки!

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки свои.

***
На мели мы линей наловили лениво,
Для меня вы лениво ловили линя,
О любви не меня ли вы мило манили,
И в туманы лимана манили меня.

***
Ша-жа-ша раз ловили мы ерша
Ше-же-ше мы засели в камыше
Шу-жу-шу я сижу и не дышу
Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо
Ши-жи-ши хороши были ерши.

***
У перекрёстка пешеход
Перешагнул на переход,
Перешагнув на переход,
Перекрестился пешеход,
То не простой был пешеход,
А поп, спешащий в свой приход.

***
Встретил в чаще ёж ежа.
- Как погодка, ёж?
- Свежа!
И пошли вдвоём дрожа,
Скорчась, съёжись два ежа.

***
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
То Клара не крала б у Карла кларнет.

***
Пришел прокоп кипел укроп.
Ушел прокоп кипел укроп.
Как при прокопе кипел укроп,
Так и без прокопа кипел укроп

***
Граф Пото играл в лото.
Графиня Пото не знала про то,
Что граф Пото играл в лото.
А граф Пото не знал про то,
Что графиня Пото знала про то,
Что граф Пото играл в лото.

***
Мартышка с Мартыном на рынок ходили.
Всё утро мартышки по рынку бродили.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал