Напитки японии. Японский алкоголь из окинавы Японские напитки названия

13.08.2023

ООО «Бутик Вайнстайл», ИНН: 7713790026, лицензия: 77РПА0010390 от 05.11.2014, г. Москва, Ленинский пр-кт, д. 52 ООО «Ритейл Вайнстайл», ИНН: 7716816628, лицензия: 77РПА0012148 от 26.04.2016, г. Москва, Ленинградское ш., д. 72, этаж 1, помещ. IVа, комн. с 1 по 5 ООО «Вайнстайл», ИНН: 7715808800, лицензия: 77РПА0010437 от 14.11.2014, г. Москва, Складочная ул., д. 1, стр. 1 ООО «Стор Вайнстайл», ИНН: 9717017438, лицензия: 77РПА0012229 от 08.06.2016, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 53, этаж 1, помещение VI ООО «Ред Вайнстайл», ИНН: 9717049616, лицензия: 77РПА0012971 от 23.03.2017, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 74/2, этаж 1, помещение V ООО «Грин Вайнстайл», ИНН: 9718061246, лицензия: 77РПА0013267 от 04.08.2017, г. Москва, Старая Басманная улица, д. 25, стр. 1, этаж первый, помещение 1, комнаты с 1 по 9 ООО «Роуз Вайнстайл», ИНН: 9718046294, лицензия: 77РПА0013315 от 24.08.2017, г. Москва, проспект Мира, д. 70, этаж 1, помещение № IV, комнаты с 1 по 4 ООО «Найс Вайнстайл», ИНН: 7716856204, лицензия: 77РПА0013269 от 04.08.2017, г. Москва, Садовая-Сухаревская улица, д. 13/15, цоколь, помещение VII, комнаты с 1 по 3 ООО «Софт Вайнстайл», ИНН: 7719485100, лицензия: 77РПА0014417 от 22.03.2019, г. Москва, Измайловский бульвар, д. 1/28, этаж 1, пом. I, ком. 1, 2, 2А, 3-5 ООО «Софт Вайнстайл», ИНН: 7719485100, лицензия: 77РПА0014437 от 04.04.2019, г. Москва, Осенний бульвар, д. 20, корп. 1, 1 этаж, пом. 275, ком. 1-5 Отгрузка продукции юридическим лицам осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

(Из "Книги японских обыкновений" А.Н.Мещерякова)

Пья ный в соб ств ен ном авто моб иле:

без стра ха за вод ит ельс кие пра ва

К алкоголю японцы относятся вполне терпимо. Это вам не нынешняя белая Америка, где рассчитывающий на общественное признание человек на званом вечере не осмелится не то что пропустить рюмочку, но просто взять ее в руки. Если же он и не прочь «оттянуться», то сделает это потом, по возвращении домой. Нет, японцы здесь совершенно не двоедушны. Приезжая в Россию, они абсолютно не осуждают наших подгулявших молодцов, предъявляя к ним одно-единственное требование: не пить в рабочее время. Поэтому памятная поколению постарше антиалкогольная кампания Горбачева производила на них убийственное впечатление. Считается, что распитие алкогольных напитков — личное дело каждого. Желательно, чтобы наутро голова не болела. И не буянить! И с этим — уже довольно строго.

Современный индустриальный мир вообще-то с алкоголем потихонечку завязывает. Здесь и забота о здоровье, и всеобщая моторизация населения. Даже во Франции с Италией выпивать меньше стали. Тем не менее, они перепивают японцев больше чем вдвое. Зато у японцев все-таки пока положительная динамика выпивания.

В связи с этим и отношение к пьяным в самой Японии весьма терпимое. Несмотря на то, что на вечерних улицах города встречаешь немало крепко подвыпивших людей, вытрезвителей как таковых в этой стране не наблюдается. Правда, удалось мне узнать про одно исключение. В курортном городке Ондзюку власти, утомленные чересчур шумными отдыхающими решили так: если уж ты совсем на ногах не стоишь, забирать в полицейский участок. Там тебя снимут на видеокамеру и будут утром укоризненно демонстрировать вечернюю запись со словами: «Ну нельзя же в самом деле напиваться до такого свинячьего безобразия!» Но денег «за ночевку» не возьмут. Да и лишнее это — для японца хуже нет, чем смешным показаться. Так что такое наказание и без того считается строгим (про преступления и наказания — в последней главе).

Терпимы не только власти, но и среднестатистическое население. Правда, и алкоголь на японский организм все-таки другое впечатление производит. По преимуществу — сильно усыпляющее. Ну не тянет японца на подвиги, что ты тут поделаешь. Завтра на работу все-таки…

Один мой знакомый сдавал экзамены для поступления в очень известную фирму. Лицо у него устроено очень откровенно: всякому тут же видно, что выпить он совсем даже и не против. Не осталось это незамеченным и для его экзаменатора. И тут без всяких наводящих вопросов и околичностей он спросил: «Выпить любишь?» Мой знакомец отвечал честно и утвердительно. Дальше последовал еще один вопрос — на сей раз количественного свойства: «А сколько за один раз „поднять“ можешь?» Собравшись с силами и прикинув свои возможности на умственных счетах, экзаменуемый отвечал: «Под хорошую закуску литр сакэ усижу». Решение было принято незамедлительно: «Будешь у нас работать на селе».

Фирма торговала фотоаппаратами, а уж крестьянин «без разговору» под «это самое» никакой такой диковинки, конечно же, не купит. Было это довольно давно. Сейчас, наверное, знакомый мой поседел и компьютерами таким же манером торгует.

Сам я был свидетелем такой замечательной сцены. Поздняя полупустая электричка. Некий японский джентльмен мирно почитывает газетку. Рядом с ним — другой японец, находящийся, мягко говоря, «не в форме». Принять вертикальное положение — даже сидя — он не в состоянии. И потому с периодичностью в тридцать секунд валится на колени своего попутчика, подминая своим весом его колени и газетку, которой тот весьма увлечен.

Ваши действия, товарищ? Вариант первый, агрессивный: скандалить и пихаться. Вариант второй, миролюбивый: отсесть. Что же делает джентльмен? Находясь на прежнем месте, методично возвращает соседнее тело в исходное сидячее положение. Повторяю: с периодичностью в тридцать секунд. И не говоря ни одного худого слова.

Естественно спросить: а что же японцы из напитков уважают? Их нынешняя алкогольная культура стоит на трех китах: пиво, виски и сакэ. К вину (как сухому, так и крепленому) все-таки японцы не приучились. Почему-то входит оно в противоречие с местными вкусами.

Легко заметить, что первые два напитка были заимствованы японцами с Запада. Традиция пивоварения была взята прямиком из Германии, и потому японское пиво, которое они начали производить в 1873 году, действительно очень вкусное. Но без местной специфики все-таки не смогли обойтись — рис в пиво добавляют. Из 8 литров чистого алкоголя, приходящегося на каждую душу населения старше 15 лет, две трети приходится именно на пиво. Сортов много, больше 150, производителей — тоже, но главных все-таки всего три: «Саппоро» (в переводе не нуждается), «Асахи» («Утреннее солнце») и «Кирин» (животное такое из китайской сказки — нечто вроде единорога). И из всех мыслимых алкогольных напитков в Японии растет только потребление пива, обеспечивая общую положительную динамику алкогольной статистики. Довольно устойчиво — 3-5 процентов в год. И на его питии не сказываются никакие стагнации, спады потребления и иные экономические передряги.

Виски было занесено из Америки. Способ его употребления покажется нашему человеку, безусловно, странным. В стакан совершенно нормальной вместимости наливается на полпальца виски, весь же остальной объем заполняется содовой и льдом. Крепость такого, с позволения сказать, «напитка» — градусов десять (а то и меньше), то есть, с точки зрения российского человека, стремительно приближается к абсолютному нулю.

Тем не менее не отличающиеся особенной стойкостью к алкоголю японцы «косеют» и от этого (многие из них генетически «запрограммированы» так, что у них не хватает фермента, нужного для расщепления алкоголя). Опьянев, они того совершенно не стесняются и лезут к посторонним с самыми добродушными разговорами. Намного большее стеснение испытывают те (и таких по неведомым мне физиологическим причинам насчитывается достаточно много), кто после мизерной дозы почему-то краснеет, становясь похожим на свежесваренного рака. Казалось бы — ну выпил человек немного, ну раскраснелся… Нет, этого стесняются. Говорят: нет, я не пью, потому что краснею. Странные люди все-таки.

Долгое время виски (особенно иностранное) считалось прекрасным подарком. Приличным было дарить «Джонни Уокер». Причем непременно с черной этикеткой. То есть которое подороже. Некоторое время тому назад произошло изменение в налогообложении. «Джонни Уокер» сильно подешевел. Его производитель потирал своими шотландскими ручками — сейчас, мол, заработаем. Но не тут-то было — никакого увеличения продаж не произошло. Напиток перестал быть престижным, и дарить его перестали, хотя, конечно, он и сейчас намного дороже сакэ. Так, стандартный «огнетушитель» сакэ (1,8 литра) стоит начиная от двух тысяч йен, а тот же «Джонни Уокер» (0,7 литра) — за три зашкаливает.

Сам же японский человек, для себя самого, пьет все-таки не виски, а чаще всего сакэ.

Теперь о нем — самом древнем (и почти что единственном) алкогольном напитке местного происхождения. Делается он, как известно, из риса. Или скажем более осторожно, — должен делаться, ибо около 20 процентов его в настоящее время делают из смеси спирта, воды, сахара и пищевых добавок. Но, разумеемся, не про этот «сучок» идет речь. Хотя все-таки интересно, что японцы не пошли здесь за немцами или французами, которые законодательно запретили искусственным образом имитировать свои национальные напитки — пиво и сухое вино. Так что есть еще и у японцев простор для развития национальной идеи.

Чтобы не томить готового к самостоятельным действиям читателя, расскажу, как делается настоящее рисовое сакэ. Не вникая, разумеется, в детали, которых так же много, как и самих сортов сакэ, производимого двумя тысячами компаний.

Самым подходящим для сакэварения временем традиционно считается зима — когда не так жарко и легче уследить за процессом ферментации. Для приготовления сакэ берут крупный рис и обрушивают его. Причем в результате от первоначального количества может остаться совсем немного. В случае приготовления самых элитных сортов — всего тридцать процентов, обычно же — около семидесяти. После этого рис промывают, замачивают, а потом подвергают воздействию пара. Около четверти подготовленного риса идет на создание закваски, которую остужают до 30 градусов, а потом в течение приблизительно 35 часов выдерживают в жарком и влажном помещении — чтобы внесенная туда грибковая культура (для любителей острых лингвистических ощущений привожу ее латинское название — Aspergillus oryzae) чувствовала себя вполне комфортно. Затем получившееся сусло смешивают с дрожжами и пропаренным рисом и все это заливают водой. Процесс ферментации занимает около трех месяцев. Потом очищают, фильтруют и пастеризуют.

По экстраполяции у нас частенько считают, что сакэ — это водка, только не из пшеницы или ржи, а из риса. Это, конечно, совсем не так. Обычная крепость сакэ — 15-16 градусов, и более всего оно напоминает самодельную брагу. Но и это — еще не нижний предел. Во время последней войны и сразу после ее окончания, когда население получало сакэ (как и многие другие продукты) по карточкам, оно было настолько разбавленным, что остряки величали бутылки с ним «аквариумом», имея в виду, что любимые японцами рыбки могут без всякого ущерба для здоровья бороздить эту жидкость.

Самое первое упоминание о сакэ встречается в мифе, повествующем о том, как бог ветра и бури Сусаноо победил дракона. Этот дракон на манер своих европейских собратьев имел обыкновение брать себе в жены хорошеньких девушек без их согласия. Родители одной из них сильно по этому поводу опечалились, и тогда Сусаноо решил им помочь. По его указанию перед каждой из восьми голов дракона поставили по бочонку сакэ, и когда во всех этих восьми головах зашумело, Сусаноо их отрубил, прекратив безобразия.

И вот спустился Сусаноо с Неба на равнину Идзумо, около верховьев реки Хи-но Кава. И услышал у верховьев рек чей-то голос, будто кто-то рыдает. Пошел он разузнать, что за голос, и увидел старика и старуху, а между ними девушку. Вопросил тогда Сусаноо: «Кто вы такие? Почему так рыдаете?» Старец ответил: «Эта девица — моя дочь. Зовут ее Куси-инада-химэ. Раньше у меня было восемь дочерей, но каждый год Великий Восьмиголовый-Восьмихвостый змей пожирал по одной из них. Теперь он собирается проглотить мою последнюю дочь»… Тогда Сусаноо велел изготовить восемь раз перебродившее сакэ, сделать восемь подставок, поставить на каждую по бочке и налить доверху сакэ. И вот наступил срок, и явился Великий змей. И голов, и хвостов у него было по восемь. Глаза у него были красные, на спине росли сосны и кедры, длиной он был в восемь холмов и восемь долин. Вот добрался он до сакэ, опустил в каждую бочку по голове, стал пить, охмелел и уснул. Тут Сусаноо вытащил меч десяти кулаков, что был у него за поясом, и стал рубить змея на кусочки.

Так что сакэ ведет свое начало со времени богов. И потому служит самым употребительным для них приношением. Памятуя о мифологических временах, синтоистские храмы были в древности основными производителями этого напитка. И в каждом храме изготавливали свой сорт (каковая традиция сохраняется и сегодня), которым очень гордились. А поскольку богов в Японии великое множество, то каждого и угощали его любимым сортом.

До сих пор в синтоистских храмах обязательно присутствуют целые горки оплетенных рисовыми веревками бочонков, на которых написано, что в них хранится самое лучшее и чистое сакэ. При этом указано, что поднесено все это храму каким-нибудь Накамурой. Возникает естественный для русского человека вопрос: и неужели вот это все они (божества и настоятели) выпьют? Во-первых, выпивают, и довольно много. К тому же на самом-то деле довольно часто оказывается, что Накамура вполне по-современному пожертвовал храму деньги. Но намного приличнее — если будет указано, что сакэ.

Кстати говоря, и многие буддийские храмы тоже к производству спиртного относились вполне положительно. Только готовили они его по китайским рецептам — из пшеницы, да с долгой выдержкой (3-5 лет), и оттого получалось оно покрепче. Европейские и православные монастыри тоже, как известно, своими винокурнями были славны. Что и говорить, божественный напиток — он и есть божественный.


Подношения богам

Угощали сакэ и покинувших этот мир. Ведь умирая, человек превращается в божество, которому его потомки обязаны поклоняться и совершать правильные приношения. И сегодня тоже — угощают по-прежнему. Частенько уже и совсем по-современному — из «жестянок» с пивом или с тем же самым сакэ, которые ставят у могил.


В прошлом пили сакэ, конечно же, не так, как сейчас. — когда в голову взбредет, а исключительно по праздникам: отсеялись или, скажем, урожай собрали. По обычаю, человек не должен был сам себе наливать во время пира — обязательно дожидался соответствующего предложения от соседа. Если же у него на дне хоть капелька еще оставалась, обязательно чарку опрокидывал и тогда уже для наливания предъявлял. Делал маленький глоточек и после того уже своему благодетелю таким же образом угождал.

Пир — это всегда радость, с другими людьми разделенная. Поэтому на пиру часто ставили на одну рюмку меньше, чем гостей за столом. Хочешь не хочешь, а с кем-нибудь да разделишь. Ну или вообще — вкруговую чашу пускали. Это, конечно, не новость. Братчине в любой этнографии почетное место находится.

Был еще один замечательный способ потребления сакэ. Древнесредневековый.

Вот как это по весне делалось. Испытуемый сидел на камушке у ручья. Человек, располагавшийся сверху по течению, выкрикивал ему тему, на которую он должен был сочинить стихотворение. Одновременно пускали по воде деревянную чарку с сакэ. За то время, пока она до тебя плывет, нужно было успеть сложить стихотворение. Успел — выпиваешь, не успел — вина не наша, шанс у тебя был. Обычай этот — китайский, но и японцам тоже очень ко двору пришелся, потому что из заграничной жизни они всегда старались научиться только хорошему…

Как нетрудно догадаться, японские поэты воспевали не только природу, но и сакэ тоже. Знаменитый поэт VIII века Этомо Табито сочинил целый цикл из тринадцати стихотворений. Ну вот, например:

Как же противен

Умник, до вина

Не охочий!

Поглядишь на него —

Обезьяна какая-то…

Другой источник — на сей раз X века — повествует о соревновании, устроенном при дворе (тогда такие конкурсы были очень в ходу: кто стихотворение лучше сложить сумеет, у кого букет самый красивый, кто угадает, какое благовоние ему понюхать дали, ну и так далее). Так вот, на сей раз восемь мужей (вплоть до одного члена Императорского Совета) собрались для того, чтобы выявить победителя в питейном деле. Пили не по привычной чарке, а сразу большими чашами. В судьи выбрали бывшего императора, который к этому времени уже успел принять монашество (это было в порядке вещей: посидел на троне — дай и другим) и потому оказался совершенно свободен от дел большой государственной важности. Все участники конкурса отвалились после седьмой-восьмой чаши (включая, разумеется, и уважаемого члена Императорского Совета), и только славный гвардеец Фудзивара Ико из охраны дворца продолжал винопитие в полном одиночестве, пока не опрокинул десятую чашу. Тут голубая кровь бывшего императора закипела, но сказал он — очень по-японски и по-мужски у него вышло — только одно слово: «Хватит». И присудил победителю доброго коня.


Выигравшему же другой подобный конкурс (теперь уже в XVII веке), в котором участвовал тридцать один человек (одному из них было, правда, всего одиннадцать лет), присудили почетное прозвище «Горный дракон». А дракон, как известно, — символ всяческого геройства и мужества. Все-таки замечательно, с каким тщанием японцы регистрировали важные события в истории своей жизни.

Емкости для подогрева и хранения сакэ

Европейцы XVI века тоже обращали свое просвещенное миссионерское внимание на увлечение японцев спиртными напитками. Один из них писал:

«Свое сакэ японцы круглый год пьют подогретым. Для пития же употребляют деревянную или же глиняную посуду. При этом всячески друг друга подзадоривают и напиваются до блевотины и почти что до беспамятства».

Сакэ не только пили по-разному, но и очищали тоже. Традиционно лучшей считалась очистка с помощью золы. Рассказывают, что этот способ был изобретен совершенно случайно. Будто бы жил-был у некоего господина Яманака слуга. И очень они друг с другом не ладили. И вот однажды этот слуга, чтобы насолить своему хозяину, набросал тому золы в бочонок с сакэ. Хотел навредить, а оказалось, что сакэ стало и вкуснее и чище. Так что Яманака в город перебрался, винокурню свою открыл и очень разбогател.

Однако, несмотря на все ухищрения сакэделов, содержание сивушных масел в напитке остается высоким. Ведь это продукт брожения, а не возгонки. Так что не советую особенно увлекаться им, хотя оно и прекрасно «идет» под японскую кухню (особенно, говорят, хороша малюсенькая полуживая рыбка, продвижение которой по пищеводу вы ощущаете по ее трепыханию). В противном случае наутро не исключен похмельный синдром, от которого и в самой Японии ничего толком не придумано. Ну, пиво там, или чай — чем больше, тем лучше. Это и мы проходили.

В средневековье сакэ хранили в бочонках, сработанных из японской криптомерии — именно потому, что ее древесина принимает на себя изрядную часть сивушных масел. Особенно чистым (и дорогим) считалось сакэ, которое проделало путь от знаменитых винокурен района Осака до Эдо (Токио). За время путешествия на лошадках или морем оно хорошенько взбалтывалось и приобретало особый аромат. Корабли даже гонки устраивали — кто первым до Эдо доплывет. А в лавках появлялись бочонки, на которых было указано: «Сакэ с первого корабля».


Разгрузка сакэ в порту Эдо

Надо сказать, что выпивали в Эдо очень даже прилично. Выходило около 70 литров в год на каждую душу — всякого пола и возраста (нынешний среднеяпонский показатель по сакэ будет поменьше — 15 литров).

Хотя сакэ употребляют и холодным, но более принято все-таки питие подогретого. Потому и приближение зимы вы ощущаете по нарастающей агрессивности рекламы горячего сакэ. И вправду — выпив, сразу чувствуешь, как горячая волна начинает перекатываться по всему телу. Емкости при этом предлагаются наперсточные — керамическая стопочка граммов на тридцать, которая пополняется из небольшого графинчика, предварительно подогретого вместе с содержимым в кипятке. Графинчик, естественно, может быть и не один.

В питии подогретого сакэ есть не только гастрономический смысл. Дело в том, что в процессе разогрева частично испаряются сивушные масла, от которых как раз и трещит голова.

Ну, а где пьют японцы? Во-первых, пить совершенно спокойно можно и дома. По-японски даже существует особое слово — бансяку, которое означает: «домашний ужин, сопровождающийся выпивкой» (как говорится, «на сон грядущий»). Более конкретно — мужчина возвращается домой, а жена подносит ему не только ужин, что естественно (и с этим строго), но и выпивку, что по нашим понятиям — ни в какие ворота: в одиночку (супруга-то обычно только подносит), из рук жены… Нет, как-то это странно. Получается, что нормальный японец пьет чуть не каждый день из рук своей жены , и она при этом ничуть ему не выговаривает. Впрочем, она твердо знает, что муж на работе и вправду устал и что завтра ему снова на работу, на которой он снова устанет. Почувствуйте разницу. Так что алкоголиков в Японии не так уж и мало, но алкоголизм этот какой-то вялотекущий.


Сакэ в домашней обстановке

Вариант второй: потребление напитков в «заведении». Здесь есть много возможностей. И заведений много, и способов потребления много. Наиболее распространенным является распитие в компании сослуживцев — похоже на нас и потому не так интересно. Впрочем, разговоры в такой компании — не «за жизнь», а преимущественно о производственных проблемах и поднятии производительности труда, что еще не вошло у нас в окончательную моду. Слушать на самом деле довольно тошно, поскольку основным лейтмотивом являются сетования на глупость начальства. Привитая всем строем жизни привычка «не высовываться» работает и здесь — пить все будут одно и то же, не отвлекаясь на индивидуальные коктейли. Бешеный рабочий ритм, строгая иерархия отношений на производстве приводят к общей защемленности психики и необходимости «оттянуться» и взглянуть друг на друга под другим градусом.

Чокаться не принято. Не принято и произнесение каких-либо цветистых тостов русского или грузинского типа. Лишь подняв бокалы (стаканы, стопки, рюмки и т. д.) в первый раз, люди дружно произносят «кампай (буквально «сухое дно»), на чем официальная часть ужина может считаться законченной. Дальше уже — по потребности, а не до «сухого дна». Если же кто-то и «перебрал», назавтра никто на это ему не укажет. Дело житейское, с кем не бывает.

Хорошенько (и даже не очень) выпив, компания японцев почти непременно начинает петь. Как и во всем остальном мире, голоса и слух участников такой компании бывают самыми разными. Так что особого эстетического удовольствия от этого хорового пения не испытываешь. Но вот что удивительно: довольно твердое знание слов исполняемых песен. Если же со словами выходит заминка, то в заведении почти непременно имеется песенник, который поможет вам с честью дотянуть песню до победного конца. Существует еще входящее и у нас в моду караокэ, когда под твою песню в телевизоре показывают соответствующую видеокартинку, а под ней титрами бегут слова.

Еще можно выпивать недопитое в прошлый раз. Скажем, взял бутылку того же виски. Выпил сто граммов. И пошел домой. А остальное под твоей фамилией — скажем, Ямакава — остается на полочке за стойкой. Хоть через десять лет приди — будет стоять на том же месте. Особенно предусмотрительные могут располагать уже оплаченными запасами спиртного сразу во многих заведениях. Иной раз можно спокойно бродить по городу, пропуская по рюмочке в каждой такой «точке».

Это, конечно, вполне экзотический способ сохранения горячительного. Мы его не знаем, и вряд ли он хоть когда-нибудь будет пользоваться у нас популярностью. По совершенно понятным причинам. Исключительно по праведному незнанию своего юного организма и условий его постоянного обитания однажды я все-таки совершил попытку воспользоваться чужим опытом.

Мне с моим советским (тогда) напарником по японскому университетскому общежитию эта идея откладывания (чуть не сказал «отливания») на черный день очень понравилась. Заходишь — и без всяких денег тебе обеспечен некоторый уровень культурного отдыха. А нам тогда очень вермут по молодости лет нравился. Зашли. Взяли бутылку. Думали хотя бы на донышке оставить, но чувство национальной гордости не позволило. Выпили. Взяли вторую. Намерение было самое благородное — отпить чуть-чуть и на полочке свою фамилию оставить. Для внуков. Чтобы не забыли, как дедушку звали. Еще, помню, препирались, бутылка чьего имени храниться там будет. Но и вторая попытка окончилась с тем же результатом. Допили мы и эту бутылку и больше уже судьбу не испытывали. Да и зачем? Мы и без этого вполне счастливы были. Опять же, наверное, по молодости.

С японцами, однако, не так: оставляют. Бывает, что и на год. Бывает, что и дольше. То есть «тормоза» у них покрепче будут.

Для тех же, у кого тормоза все-таки отказывают, да еще если прибыли они к месту действия на собственном автомобиле, придумана замечательная услуга. Очутившись не в самом удобном положении подвыпившего человека, которому предстоит добираться домой на личном транспорте, вы можете позвонить по известному телефону и вызвать специального человека, который сядет за руль вашего авто и доставит вас прямо в объятия заждавшихся родственников.

Стоит, конечно, недешево, но все же дешевле такси плюс стоимость ночной парковки, которая и вправду чрезвычайно высока. Не говоря уже о ночи в гостинице.


Япония - удивительная и загадочная страна. Но почему она кажется для нас такой необъяснимой? Видимо, дело в том, что японцы всегда стремились найти гармонию и просветление. Ведь что такое для нас Япония? Это в первую очередь гостеприимство, уважения к старшим, гармония, экзотика и великодушие. А помогал им в этом на протяжении многих лет национальный спиртной напиток под названием «саке», который, между прочим, является не только средством постижения духовного просветления, но и наследием многовековых традиций и ритуалов Cтраны восходящего cолнца.Но есть у японцев и много других традиций и обычаев, не связанных со спиртными напитками, например, таких как: чайная церемония, сумо, кимоно, спектакль Кабуки, карате и гейши. Чтобы разобраться в японском менталитете, нужно подробно остановиться на истории и ознакомиться с их обычаями и ритуалами.

Японская культура

Японцы - очень трудолюбивый народ. И как все нормальные люди, после рабочего дня им необходимо как-то расслабиться. В этом им помогает их национальный чай, за чашкой которого они отдыхают и ведут задушевные беседы.Нередко ведению чайной церемонии помогают гейши. В Европе существовал некий стереотип, что гейши - это японские куртизанки. Но это далеко не так, ведь гейши продают только удовольствия для души, а не тела. С японского «гейша» значит «человек искусства». Их с малых лет учат пению, игре на музыкальных инструментах, живописи, каллиграфии и массе других полезных вещей. Взрослые гейши всесторонне развитые люди и могут поддержать любой мужской разговор.Таким образом, гейша - женщина-праздник, сочетание красоты и ума, привлекательности и женственности, сексуальности в том числе. Японцы также любят сочинять хокку и любоваться сакурой. Без последнего так вообще нельзя представить себе Японию.

Японские обычаи


Количество традиций и обычаев в Японии очень велико. В этой стране чуть ли не все сферы жизни пронизаны многочисленными церемониями и традициями.Так, например, в Японии не приняты рукопожатия, вместо них используют поклоны, которые требуется совершать с определенной частотой и почтительностью. Кстати, чем ниже поклон, тем выше проявляется уважение к оппоненту. Вежливость у японцев «в крови». У них даже нельзя напрямую отказываться от чего-либо, чтобы не обидеть человека.Кто был в Японии, тот обязательно первым делом заметил, что все жители, особенно женщины, очень приветливы и улыбчивы. Это обстоятельство многих туристов сбивает с толку, ведь японцы умудряются улыбаться даже в неприятные моменты. А вот близкая дистанция между собеседниками или «панибратские» обнимания в Японии неприемлемы, это вызывает у жителей негативное отношение.Еще не рекомендуется смотреть японцу в глаза и активно жестикулировать, потому что такое поведение воспринимается как агрессия.

Лицо нации, или Кто такой настоящий японец


Японцы - самый парадоксальный и непостижимый народ. Это очень тонкие и чуткие натуры и в то же время очень глубокие, совестливые и рассудительные. С одной стороны, они проявляют себя в искусстве и в сочинении хокку, а с другой - они издавна были известны своей жестокостью по отношению к врагам и к самим себе. Вспомните такое слово - «харакири». Уверен, что практически все слышали об этом жутком обряде. А ведь сами японцы не считают это жутким, а наоборот - умереть от собственной катаны они считают честью и прерогативой сильных духом. Те, кто совершал сэппуку, после смерти считались героями, так как вспарывание живота являлось очень мучительной смертью. Такое самоубийство совершалось в основном на поле боя, дабы не попасть в плен, либо оно применялось к преступникам или по собственной воле, демонстрируя тем самым чистоту своих помыслов перед богами и людьми.Но сейчас в Японии уже никто не совершает сэппуку, ведь жестокие времена давно прошли, да и настоящих самураев уже не осталось.Еще одной важной деталью, характерной для Японии, является их религия - буддизм. Есть мнение, что харакири совершалось именно из-за концепции бренности бытия, которую пропагандировала эта религия.Буддизм долгие годы формировал характер и мировоззрения японцев. Он внес огромный вклад в традиции и самобытность народа Японии. Именно буддизм помог в свое время построить японцам централизованное государство и объединить вражеские японские племена под эгидой универсальной мировой религии.Буддизм также существенно повлиял на японское воспитание и культуру. Он оказал громадное воздействие на развитие драмы, философии, поэзии и прочего.Что мы знаем о японских спиртных напитках кроме рисовой водки?Но все же самые интересные обычаи связаны с культурой пития спиртных напитков.
В древней Японии рисовая водка была чисто императорской привилегией. Ее даже считали напитком богов.Ученые говорят, что этому спиртному напитку более двух тысяч лет. В древности его использовали для похоронных церемоний, а в японской мифологии существовало божество, которого звали «Рисовый воин». Как видно, этот напиток славился на протяжении всей японской истории. Но только в 17 веке он стал доступен каждому.Этот спиртной напиток, по сути, рисовая водка крепостью 14-20 градусов, по консистенции похожая на густое вино или ликер. Главным преимуществом этого напитка является его низкокалорийность, а также тот факт, что он сделан из натуральных продуктов. Готовый продукт оценивается по четырем критериям: «легкий/крепкий» и «сладкий/острый». Считается, что чем суше напиток, тем он легче. Проще говоря, чем крепче японский спиртной напиток, тем суше и грубей его вкус. А степень остроты определяется номером - чем он выше, тем острей напиток.Сортов этого алкоголя очень много, и все они имеют различия в аромате и вкусе. Но если говорить об этом обобщенно, то можно сказать, что «огненная вода» из недр Японии очень специфична и напоминает низкокачественный самогон или виски. Дешевые сорта - горьковатые, а дорогие - похожи на херес.
Но в Японии есть и другие национальные спиртные напитки. Правда, пользуются они не такой уж большой популярностью, но все же упомянуть о них стоит. Есть кроме рисовой водки и другие напитки Японии - это: нихонсю, сётю, хаппосю, хатимицусю. Первый делается из воды, риса и закваски, второй - прозрачный спиртной напиток, похожий на водку, который делают из картошки, третий напоминает слабое вино, а последний является японской медовухой.Пожалуй, упомянем еще отдельно японское пиво. Этот довольно молодой напиток пользуется большим спросом в Стране восходящего солнца. Его начали изготавливать лишь в 1873 году, а уже в конце 20 века появились первые японские пивные заведения.Мало кто знает, что в Японии любят пить пиво не только люди, но и животные! В этой причудливой стране для получения самой вкусной «мраморной» говядины в городе Мацуздаки коров специально поят пивом, а по утрам еще и делают массаж. Кстати, японские гурманы готовы платить за такое мясо в 5-8 раз дороже.

Влияние алкоголя на культуру

Между прочим, многие, наверное, знают о таком стиле боевых искусств, как «стиль пьяного». В свое время этот стиль демонстрировал популярный гонконгский и по совместительству американский актер Джеки Чан в знаменитой комедии «Пьяный мастер». Этот фильм сразу обрел огромную популярность, а затем было снято его продолжение.В этой картине была хорошо показана техника «пьяного стиля» боевого искусства кунг-фу, которая существует также и в реальности.
Кстати, некоторые считают, что появлению «пьяного стиля» способствовали два источника вдохновения. Согласно первой версии - буддийской, один мастер кунг-фу как-то раз случайно убил человека, после чего ушел в монастырь, дабы искупить свои грехи. Но, не выдержав искушения, он напился и в пьяном состоянии убил несколько десятков монахов. Протрезвев утром, он понял, что его пьяная расслабленность помогла одержать верх над целой толпой монахов. После этого случая начинается разработка пьяного стиля боя.Вторая (даосская) версия, а точнее легенда, гласит, что некогда существовало «восемь пьяных бессмертных». В даосизме бессмертие являлось непостижимой и конечной целью. Так вот восемь даосов смогли достичь этого состояния и на радостях отметили сие дело грандиозной попойкой. Затем среди них произошла драка, в ходе которой выяснилось, что техника боя в пьяном состоянии намного лучше обычной. Так даосы решили практиковать «пьяный стиль».

Как видно, спиртные напитки издавна способствовали продвижению японской культуры и даже их национальных боевых искусств. Если бы не спиртное, то мир бы никогда не услышал о таких интересных легендах и не увидел бы легендарных фильмов.

Алкогольные напитки в Японии популярны так же, как у нас в России. Япония без своей рисовой водки, что наша страна без водки. Как у них, так и у нас - все общество пронизано тонкими нитями алкогольной зависимости. Осмелюсь даже сказать, что именно с алкоголя начинают строиться государства. Ведь без него было бы просто не интересно жить, а что за жизнь без веселья и радости, которую приносят эти незатейливые горячительные напитки, но в пределах разумного, конечно.Алкоголь - двигатель прогресса и вектор, направляющий культуру стран в свойственное им русло. Именно он вносит большой вклад в становление традиций и зарождение культуры. Достаточно только посмотреть, как японцы чтут культуру пития спиртных напитков, чтобы убедиться в этом.

Культура пития


Японцы пьют свое национальное спиртное, придерживаясь особых правил. Напиток распивают из небольших чашек «чоко», рассчитанных всего на несколько маленьких глотков. По японским обычаям наполнять свою чашку следует перед каждым тостом. Однако делать это самому считается дурным тоном.Рисовую водку можно пить как разогретой, так и охлажденной, и это еще одна особенность этого удивительного напитка. Японцы чаще всего предпочитают его пить охлажденным, считая, что только так раскрывается его истинный вкус. Специалисты насчитывают около 90 оттенков аромата этого напитка, и все они обладают разнообразием насыщенных фруктовых нот.Кстати, японцы каждый год 1 октября отмечают день саке. Этот праздник был учрежден в 1978 году Центральным собранием профсоюза виноделов Японии. Однако трудолюбивый японский народ 1 октября не отдыхает, потому что этот день не считается выходным, а также не является национальным праздником. Дело в том, что к 1 октября созревает рис, а затем начинается новый год виноделия.1 октября - самый лучший повод для японцев налить рюмашку-другую своего национального горячительного напитка и в очередной раз воскликнуть - «компай»! В такой знаменательный день многие любители едут в бары и кафе, дабы отпраздновать этот великий (с их точки зрения) день.

Рисовая водка - универсальный спиртной напиток народа Японии. Его можно сочетать не только с национальными блюдами японской кухни, но и с легкими закусками, такими как: сыр, чипсы, орешки и другие.Японцы утверждают, что при распитии этого напитка рождается дружба. И это действительно так! Ведь культура пития этого алкогольного напитка располагает к дружбе и теплым чувствам. В этой церемонии прямо-таки воплощается японская вежливость. Распивая свой любимый национальный напиток, японцы ведут разговоры о чем угодно, но как только чашка окажется пустой или кому-то надоест предложенная тема, то собеседник услужливо подольет товарищу горячительного напитка, чтобы перенять эстафету. Таким образом он завершает речь собеседника, дабы тот передохнул и начал слушать товарищей. Если Вам когда-нибудь доведется поучаствовать в этой церемонии, то не забудьте после каждой налитой чашки рисовой водки произносить «компай», что значит «пей до дна».Япония - интересная и многогранная страна с великой историей и самобытными традициями, которые не встречаются ни в одной стране мира. Так что если Вы никогда там не были, то советую посетить эту удивительную страну, ознакомиться воочию с их обычаями и традициями, а также попробовать их национальные спиртные напитки. Ведь, чтобы почувствовать дух Японии, нужно увидеть эту страну своими глазами. Как говорится: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» или столько же раз прочитать. Милости просим посетить эту удивительную страну и продегустировать спиртные напитки народа Японии.

Я сегодня пила такую вкусняшку, что не могу не написать) Пусть это будет пост о том, какие напитки стоит попробовать в Японии, может быть кому-то пригодится инфа.

Herb no Megumi - настойка из 13 трав и плодов. Считается напитком красоты и даже рейтингуется на cosme.net , хотя продается не в косметических, а в алкогольных магазинах. Настойка имеет крепость 13%, ее рекомендуют пить разведенной со льдом или с горячей водой, добавлять в мороженое и в десерты. Показана для тех, кто мерзнет, страдает плохим кровообращением, пищеварением и тоской:))) Необычный кисло-сладкий вкус, немного отдает женьшенем, но совсем чуточку. Продается в супермаркетах, часто в драгсторах, а также в продуктовых отделах крупных ТЦ.

Choya Ume Liquor - большая группа сливовых настоек принадлежит старейшему и крупнейшему производителю. В России эти напитки, кажется, известны как сливовое вино. В Японии берут неспелые сливы умэ, складывают в специальные большие банки, засыпают сахаром и заливают дешевым крепким алкоголем (около 25-35 градусов, продается специально для этих целей чуть ли не в канистрах). Это домашний напиток, который многие семьи готовят по собственным рецептам со своими хитростями. Умэсю - очень сладкое, с насыщенным сливовым вкусом. Я не знаю, как пить его просто так - все слипнется! Традиционно умэсю пьют с горячей водой или со льдом, или используют в коктейлях. Все японские сладкие настойки я больше всего люблю "оювари" - с кипяточком, 1 к 1. Зимой, когда мокрый холод пробирает до костей, это вкуснее глинтвейна! Производителей умэсю очень много, но Choya считается одним из самых приличных, поэтому ее смело можно рекомендовать. Напитки Choya продаются в разных бутылках и даже чекушках с плавающей внутри сливой. На всех латинскими буквами будет написано Choya. Дешевые ликеры в тетрапаках вполне нормальные, но в этом деле конечно чем дороже, тем вкуснее. Очень распространенный алкоголь, наверняка и в аэропортах есть.

Абрикосовка - такая же настойка примерно, как сливовая, только из абрикосов. Очень красивая бутылочка, для подарка по-моему подходит прекрасно. Вкусная до безобразия:)) у этого производителя еще есть напитки из личи, яблока, черники, но как-то это уже не то, абрикос зе бест. Еще есть кинкан -родственник айвы - это тоже очень традиционное сырье для настоек, но его я не пробовала. У этой марки есть тоже бутылки-рюмочки, очень сувенирный вид для маленького презента.

Тоже вполне распространенный напиток, есть во всех супермаркетах и во многих комбини, стоит около 10 долларов за бутылку.

Пиво в "детской" баночке - это такой местный прикол, некоторые марки пива продаются как в обычной таре, так и в баночках по 135 мл. Не знаю, для чего это - наверное для тех, кто хочет просто ощутить вкус пива, а пить особо не хочет. Подозреваю, что за границей самое известное японское пиво Asahi...хотя в Японии оно не самое главное и распространено так же Kirin и Suntory. "детские" баночки есть у Kirin и Asahi точно, другие мне не встречались или не запомнила. Но продаются не везде.

Саке - самое сложное. Его конечно все хотят, но без японского выбирать трудно, да и с японским не очень легко. Главное - не перепутать саке и сёчу (пишу коверканно, но латиницей получится не лучше, а про иероглифы я ниже напишу), они выглядят примерно одинаково, но вкус совершенно разный. Кроме того, некоторые сорта саке лучше пить горячими, некоторые - холодными, одно и то же саке может быть невкусным в холодном виде и изумительным - в подогретом. Крепость саке - всего 14%, так что не надо слушать байки про то, какая это ужасная японская водка:) В японских микроволновках есть режим для подогрева саке, за неимением его можно подогревать на режиме для молока, предварительно налив в керамический кувшинчик. Что будет, если налить саке в ковшик и подогреть на плите - если честно, не знаю:) Но наверное лучше не стоит, чтобы алкоголь не испарялся раньше времени. Для питья саке получается средним между теплым и горячим (40-50%) , у него слегка сладковатый терпкий вкус. Холодным саке я, если честно, не пила. Чтобы определить, каким способом лучше пить то или иное саке, надо знать вид сырья - риса, из которого оно сделано. Вряд ли простому человеку это знание откроется, даже если он запостит в сообщество ру_джапан этикетку с иероглифами, поэтому можно предложить попробовать и так, и так - аромат у холодного и нагретого саке отличается, как вкуснее - так и пойдет! Вообще, саке можно пить охлажденным как пиво, комнатной температуры, теплым или со льдом.
Саке пишется вот так, и это слово надо искать не на лицевой, а на задней стороне бутылки. Или пристать к продавцу со словом - нихонсю! Нормальное саке можно купить примерно за 15 долларов за 0,7-1 л, а верхнего предела цены нет. Саке - очень региональный напиток, производителей миллион, и выбор в разных городах может сильно отличаться.

Пить саке желательно из мелких чашечек, подавать в кувшинчике, чтобы алкоголь не испарялся.

Сёчу - алкоголь рангом пониже саке, гонится не из риса, а из подручных материалов типа картошки, батата, гречки и тп. ботвы. У него резкий сивушный запах, хотя и оно бывает дорогим, и любители утверждают, что хорошее сёчу не уступает саке по вкусовым качествам. Я не пробовала, поэтому только хочу предостеречь, потому что если вы случайно купите его под видом саке, то так можно и разочарование получить. Сёчу широко применяется в японских коктейлях, достаточно смешать его со льдом, газировкой и традиционным японским ликером или сиропом - и пожалуйста, аутентичный вкус готов. Пишется вот так, бутылки легко перепутать с саке. Как и саке, может продаваться в тетрапаках, парадных коробках или в бутылках, упакованных в тонкую белую бумагу.

Сётю (Shōchū) – японский алкогольный напиток крепостью 25-35%, получаемый путем перегонки браги с последующим разбавлением водой. Сырьем для производства чаще всего служат рис, ячмень, батат, гречка и коричневый сахар, однако иногда встречаются и другие ингредиенты: каштаны, семена кунжута, картофель, морковь. Крепость зависит от количества дистилляций, которое остается на усмотрение производителя. Родина японского самогона – остров Кюсю, однако в наше время напиток производят на территории всей страны.

Историческая справка. Точное происхождение сётю не установлено. Возможно, базой для него послужил восточный арак, дистиллят из разнообразных плодов. Как бы там ни было, в Японии сётю появился как минимум около середины XVI века, а возможно, и раньше. Миссионер Франциск Ксаверий писал в 1549 году: «Японцы пьют рисовый арак <…> впрочем, пьяных я здесь не видел. Как только японец чувствует опьянение, он немедленно ложится и засыпает». Первое письменное упоминание непосредственно сётю относится к 1559 году. Двое плотников, строивших деревянный храм, вырезали на крыше надпись: «старший священник такой скупердяй, что даже ни разу не налил нам сётю. Что за незадача!».

От середины XVI века и до конца периода Эдо (1868 год) японский злаковый самогон изготавливали методом однократной перегонки. В период Мэйдзи (1868-1912 гг.) появилась и закрепилась многократная дистилляция.


Практически все этикетки сётю на японском

Японское «сётю» — это видоизмененное китайское слово 燒酒, которое примерно переводится как «жженая жидкость» или «огненная вода».

В начале 2000-х годов начался настоящий бум сётю, особенно среди молодежи и женщин. Впервые за всю историю объемы потребления этого напитка обогнали показатели саке. Причиной тому служат недавние медицинские исследования, доказавшие пользу злакового дистиллята для здоровья: в частности, он снижает риск тромбоза, диабета, сердечного приступа. Сигэтиё Идзуми, доживший до 105 лет (по некоторым источникам – до 120), утверждал, что пьет сётю ежедневно и именно ему обязан своим долголетием.

На острове Кюсю, родине напитка, термин «саке» обозначает как раз сётю. Здесь его разбавляют горячей водой.

Технология производства

Ингредиенты:

  • Вода. В Японии она особенно мягкая, и это придает сётю узнаваемый колорит.
  • Сырье. Рис, ячмень, коричневый сахар, пшеница и т.д.
  • Кодзи (особый штамм плесени). Бывают черные, белые и желтые. В производстве сётю используются все три вида.
  • Мороми (Moromi). Промежуточный «бульон» на разных этапах производства (см. картинку).

Этапы технологии производства

Сырые замачивают и распаривают, чтобы спровоцировать разрушение кожуры и выделение крахмала. Затем в заготовку добавляют японские дрожжи кодзи, которые перерабатывают чистый крахмал в сахар без необходимости вносить солод или ферменты. Благодаря этому в смеси начинается первая ферментация (брожение), которая длится около недели. В конце данного этапа в будущий сётю добавляют распаренный основной ингредиент (например, батат) и воду, провоцируя вторичную ферментацию. Наконец, готовую отыгравшую брагу подвергают дистилляции и выдержке, затем разбавляют до требуемой крепости, бутилируют и отправляют на прилавки.

Не следует путать сётю и саке, с точки зрения технологии производства, это очень разные напитки. Сётю – дистиллят (самогон) из крахмало- или сахаросодержащего сырья, а саке – рисовое вино, то есть отфильтрованная брага без перегонки. Сётю гораздо крепче, обладает «орехово-земляным» привкусом почти без фруктовых ноток.

Виды сётю

Многократной дистилляции (Класс А). Алкогольный напиток, подвергшийся дистилляции более одного раза, разбавленный водой до крепости 36% или меньше и соответствующий следующим требованиям:

  • для производства использовались непророщенные зерна (напиток не должен быть солодовым);
  • для фильтрации использовались не угольные фильтры;
  • если в роли базового ингредиента выступал сахар, готовый дистиллят должен обладать крепостью не менее 95%;
  • напиток не креплен дополнительными спиртами, не входящими в список разрешенных ингредиентов.

Такой сётю часто называют kōrui shōchū (коруй), он изготавливается из картофеля (обычного и сладкого), кукурузы. Именно на этом виде «специализируются» крупные производства, коруй сётю продается во всех магазинах и пользуется большой популярностью.

Однократной дистилляции (Класс В). Алкогольный напиток на основе зерна, картофеля и сахара, подвергшийся однократной дистилляции, крепостью не более 45%. Иногда встречается название otsurui shōchū (оцуруй). Отличается ярко выраженным вкусом базового ингредиента, в основном производится на малых и средних винокурнях.


Коруй сётю — перегоняют несколько раз, максимальная крепость — 36%. Оцуруй сётю дистиллируют только один раз и разбавляют до 45%

Также сётю различают по сроку выдержки (старение происходит в чанах из нержавеющей стали, глиняных сосудах или дубовых бочках):

  • 1-3 месяца;
  • 3-6 месяцев;
  • 6 месяцев – 3 года;
  • более 3-х лет.

Чем больше выдержка – тем мягче вкус и тем меньше в напитке «сивушных» ноток.

Как пить сётю

Существует 6 правильных способов пить сётю:

  1. В чистом виде. Хорошо охлажденным из стопок маленькими глотками, а не залпом, как водку, закусывая блюдами национальной японской кухни.
  2. Со льдом. Лед охлаждает и при таянии слегка разбавляет сётю.
  3. Разбавляя водой (по вкусу, вода должна быть теплой, не ниже комнатной температуры).
  4. С фруктовым соком и молочным улуном (вид чая). Пропорции на вкус, обычно на 1 часть алкоголя берут 3-4 части сока или улуна.
  5. В составе коктейлей (например, Chuhai – сётю, газированная вода, фруктовый сок, чаще всего цитрусовый).
  6. С японским пивным напитком хоппи (hoppy). Стопку сётю запивают хоппи.

Сётю продают и подают в небольших бутылочках. Японцам не нужно 0,5 или тем более 0,7 литра для застолья, вполне хватит и 0,33 литра

Сётю очень популярен у себя на родине. В Японии он продается во всех супермаркетах, а баночные коктейли с ним можно найти даже в автоматах. Гораздо сложнее купить напиток за пределами Страны восходящего солнца, так как экспорт минимален и в основном нацелен на японские диаспоры за рубежом.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал