Культурно гигиенические навыки в младшей группе детского сада. «Вот что мы умеем»

30.12.2023

Воспитание культурно-гигиенических навыков 2 младшая группа

I квартал

II квартал

III квартал

Питание

Закреплять умение:

  • есть вилкой второе блюдо,





  • Учить

  • Закреплять

Совершенствовать умение:

  • правильно держать ложку,

  • есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром,

  • доедать пищу до конца.
Учить:

  • держать вилку большим и средним пальцами правой руки, придерживая сверху указательным,

  • есть мясо, рыбу, котлеты.

Одевание-

раздевание


Совершенствовать умения:



Закреплять умения :



Упражнять в умении застегивать молнии, липучки.

Закреплять умения:


  • надевать обувь, рейтузы,

  • вешать в шкаф одежду.

  • просьбу о помощи выражать словесно.

  • снимать платье или рубашку, затем обувь,

  • правильно снимать колготки,

  • вешать одежду на стульчик.
Учить выворачивать вещи налицо.

Приучать соблюдать правила поведения в раздевалке:

- не сорить,

- помогать товарищам,

- не мешать другим,

- вытирать ноги при входе в помещение.


Упражнять:


Учить

Закреплять умение:



Учить

Закреплять


Умывание

Закреплять навыки:


  • тщательно смывать,


  • вешать полотенце на место,



Продолжать учить :

  • намыливать руки до образования пены,

  • мыть их круговыми движениями,

  • тщательно смывать мыло,

  • отжимать воду.
Учить:

  • мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями;

  • проявлять аккуратность:
- на мочить одежду,

Не разбрызгивать воду.

Закреплять умение:


  • пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирать сначала лицо, затем руки, вешать на место;

  • пользоваться расческой,

  • своевременно пользоваться носовым платком, развернув его.

Закреплять умение:




  • не разбрызгивать воду.
Приучать Учить расчесывать волосы.

Содержа

в порядке

одежды

и обуви


  • Учить замечать непорядок в одежде,


  • Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей.

  • Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.



Методические приемы: показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры (Расскажем мишке: 1.как правильно кушать, 2.как складывать одежду, 3.как вытирать руки, 4.как полоскать рот после еды, 5.как кушать вилкой и т.д.), художественные произведения; беседы «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Дети умываются» (с рассматриванием картинок), настольные игры «Лото».

^ Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. I квартал


Темы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Культура поведения

1. Д.и. «К нам гости пришли», 2.Д.и. «Поучим мишку знакомиться», 3.Д.и.


^

2.Д.и.


^ 1.Рассматривание картинок из серии «Дети играют»

2.Д.и. «

3.Д.и.


Положите

льные моральные качества


1.Чтение А.Барто «Мяч»,

2.Чтение «Лошадка»

3.Д.и. Как утешить куклу Нину»


^ 1.Рассматривание иллюстраций

2.Д.и.


1.Чтение М.Ивенсон «Кто поможет?»

2.Чтение Н.Павлова «На машине»

3. Д.и.

4. Д.и.


Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. II квартал

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Декабрь

Январь

Февраль

Культура поведения

1.Д.и. «Можно-нельзя»

2.Д.и. «Уложим куклу спать»

4. С/р игра «Детский сад»


2.Беседа «Как мы дружим»

3.Чтение Я.Тайц «Поезд»

4.Чтение Я.Тайц «Карандаш»



Положите

льные моральные качества



2.Рассказ воспитателя


2.Беседа «Кто я»


Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. III квартал

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Март

Апрель

Май

Культура поведения

1. Рассказ воспитателя

4. С/р ига «Семья» (гости)


2. Беседа «Хорошо и плохо»



Положите

льные моральные качества



Воспитание культурно-гигиенических навыков средняя группа

^ I квартал

II квартал

III квартал

Питание

Закреплять умение:

  • есть вилкой второе блюдо,

  • есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее;

  • брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками;

  • пережевывать пищу с закрытым ртом;

  • пользоваться салфеткой по мере необходимости.

  • Учить полоскать рот после приема пищи.

  • Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учит есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть

Одевание-

раздевание


Совершенствовать умения:

  • быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности,

  • правильно размещать свои вещи в шкафу,

  • аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
Закреплять умения :

  • пользоваться всеми видами застежек,

  • узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

  • Учить просушивать мокрую после прогулки одежду в сушильном шкафу.

  • Закреплять навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь.

Упражнять:

  • в одевании и раздевании в определенной последовательности,

  • в умении застегивать пуговицы.
Учить собирать гольфы, носки в гармошку, прежде чем надеть их, начиная с носка.

Закреплять умение:


  • аккуратно складывать вещи в шкаф,

  • вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.
Учить наводить порядок в своем шкафчике.

Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому.


Умывание

Закреплять навыки:

  • намыливать руки до образования пены,

  • тщательно смывать,

  • насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем,

  • вешать полотенце на место,

  • пользоваться индивидуальной расческой,

  • своевременно пользоваться носовым платком.

Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате:

  • не шуметь

  • не толкаться

  • не разбрызгивать воду.
Учить:

  • перед умыванием засучивать рукава

  • мыть руки после пользования туалетом

Закреплять умение:

  • самостоятельно засучивать рукава,

  • не мочить при умывании одежду,

  • мыть кисти и запястья рук, лицо,

  • не разбрызгивать воду.
Приучать пользоваться своим носовым платком, разворачивая его. Учить расчесывать волосы.

Содержа

в порядке

одежды

и обуви


Учить:

  • замечать непорядок в одежде,

  • обращаться за помощью к взрослым.

  • Учить самостоятельно или с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид:
- подтянуть колготки и носки

Расправить рубашку и т.д.


Учить видеть непорядок в одежде товарища, предлагать ему свою помощь.

Процесс формирования всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Но наибольшее внимание нужно обращать на последовательность работы, запланированную в каждом квартале.

^ Методические приемы : показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры (Расскажем мишке: 1. «Как правильно кушать», 2. «Как складывать одежду», 3. «Как вытирать руки», 4. «Как полоскать рот после еды», 5. «Как кушать вилкой» и т.д.), художественные произведения; беседы «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Дети умываются» (с рассматриванием картинок), настольные игры «Лото».

^ Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. I квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Культура поведения

Учить приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании.

1. Д.и. «К нам гости пришли», 2.Д.и. «Поучим мишку знакомиться»,

3.Д.и. «Подскажем мишке, как надо прощаться»


Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.

^ 1.Создание проблемных ситуаций

2.Д.и. «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой»


Учить правильно вести себя в группе: не толкаться, не отнимать игрушки. Закреплять умение благодарить за еду, помощь.

^ 1.Рассматривание картинок из серии «Дети играют»

2.Д.и. « Научим мишку делиться с товарищами»

3.Д.и. «Расскажем мишке, как надо играть с товарищами»


Положите

льные моральные качества


Воспитывать желание выражать сочувствие, утешить, пожалеть товарища.

1.Чтение А.Барто «Мяч»,

2.Чтение «Лошадка»

3.Д.и. Как утешить куклу Нину»


Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение делиться игрушками.

^ 1.Рассматривание иллюстраций об играх детей, рассказ воспитателя.

2.Д.и. «Как зайка играет с товарищами»


Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам.

1.Чтение М.Ивенсон «Кто поможет?»

2.Чтение Н.Павлова «На машине»

3. Д.и. «Поможем мишке попросить зайку помочь»

4. Д.и. «Как правильно попросить о помощи»


Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. II квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Декабрь

Январь

Февраль

Культура поведения

Закреплять умение правильно вести себя в спальне, раздевальной комнате.

1.Д.и. «Можно-нельзя»

2.Д.и. «Уложим куклу спать»

3.Расскажем мишке, как мы укладываемся спать»

4. С/р игра «Детский сад»


Закреплять знания и навыки поведения в группе: не обижать детей, не отнимать игрушки, вежливо просить, дружно играть.

1.Беседа «Как играют воспитанные дети»

2.Беседа «Как мы дружим»

3.Чтение Я.Тайц «Поезд»

4.Чтение Я.Тайц «Карандаш»

5.Чтение Л.Толстой «Был у Пети и Миши конь»

Д.и. «Что мне делать, если нужно убрать игрушки»


Приучать детей общаться спокойно, без крика.

1.Беседа «Как мы разговариваем друг с другом»


Положите

льные моральные качества


Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь; продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга.

1.Чтение Н.Калинина «Как петух утащил Васин хлеб»

2.Чтение «Н.Калинина «Разве так играют?»

3.Чтение Я.Тайц «Кубик на кубик»

Д.и. «В группу принесли новую игрушку, все хотят играть с ней»


Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, товарищам.

1.Рассматривание картин и иллюстраций

2.Рассказ воспитателя

3.Чтение РНС «Петушок и бобовое зернышко»

4.Чтение эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»

5.Чтение В.Берестов «Больная кукла»

6.Чтение О.Высотская «Холодно»

7.Чтение К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»


Формировать у детей образ Я, помочь осознать себя.

1.Рассматривание иллюстраций (части тела)

2.Беседа «Кто я»

3.Беседа «Что для чего» (части тела)

4.Чтение Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра»

5.Рассматривание себя в зеркале.


Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. III квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Март

Апрель

Май

Культура поведения

Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть.

1. Рассказ воспитателя

2. Создание проблемных ситуаций

3. Д.и. «Расскажем мишке, как надо встречать гостей»

4. С/р ига «Семья» (гости)


Закреплять умение оценивать поступки, показать на примере отрицательные стороны капризов и упрямства.

1.Беседа «Как ведут себя воспитанные дети»

2. Беседа «Хорошо и плохо»

3.Чтение Т.Карамаренко «Капризка»


Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить.

1. Беседа «С кем мне нравится играть и почему»

2. Беседа «Как поступают добрые дети»

3. Д.и. «Расскажем мишке, как играют воспитанные дети»

4. «Поможем мишке быть вежливым»


Положите

льные моральные качества


Продолжать работу по формированию образа Я, сообщить детям некоторые сведения об их прошлом (был маленьким, ел из бутылочки, не умел рисовать и т.д.).

1. Рассматривание фотографий, рисунков детей 1 младшей группы

2. Беседа «Какими мы были, какими мы стали»

3. Беседа «Как надо помогать малышам»

Наталья Соловьева
Перспективный план работы во второй младшей группе по формированию культурно-гигиенических навыков

сентябрь

1 неделя

Вспомнить знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной

гигиены и правилах поведения за столом.

Продолжать знакомить детей с предметами личной гигиены (мыло) .

2 неделя

Вспомнить знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.

Цель: Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости

3 неделя

Чтение; С. Капутикян «Маша обедает»

(Хрестоматия для маленьких. Пособие для воспитателей детского сада. / Сост. Л. Н. Елисеева – 5-е издание. М., Просвещение. 1997.) с. 57

Цель: Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости

4 неделя

Показ презентации «Культура поведения за столом»

Цель: закреплять культуру поведения за столом

октябрь

1 неделя

Чтение: Папка: «Песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.»

2 неделя

Дидактические игры: «Вымоем куклу», «Правила гигиены»

3 неделя

Инсценировка по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»

Цель: закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком

4 неделя

Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 40)

Цель: закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком

ноябрь

1 неделя

Чтение: И. Муравейка «Я сама»(из книги С. Прокофьева «Машины сказки»)

2 неделя

Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки» (отксерено, С. Прокофьева «Сказка про башмачки». (из книги С. Прокофьева «Машины сказки»)

Цель: Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей

3 неделя

Ситуационные моменты «Не завязанный шарф» (Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»)

Цель: Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей

4 неделя

Ситуационные моменты «Развязанные шнурки», «Расстёгнутая куртка»(Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»)

Цель: Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей

декабрь

1 неделя

Чтение: Папка: «Песенки,потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.»

Цель: Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком

2 неделя

Дидактическая игра: «Вымоем куклу»

(Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 39-40)

Цель: Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком

3 неделя

Инсценировка по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая» Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 40)

Цель: Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком

4 неделя

Дидактическая игра «Правила гигиены»

(Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 39-40)

Цель: Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком

январь

1 неделя

Тема: Дидактическая игра «Чашки – ложки»

Цель: познакомить детей с предметами сервировки (ложка, чашка, тарелка) .

2 неделя

Тема: «Научим Чебурашку накрывать на стол»

Цель: Учить детей правильно сервировать стол, узнавать и называть предметы сервировки.

3 неделя Тема: «Напоим Катю чаем»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами сервировки, правильно сидеть за столом.

февраль

1 неделя

2 неделя

Показ приемов работы, объяснение, напоминание по содержанию в порядке одежды и обуви

Цель: учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым

3 неделя

Беседа: «Чтобы быть здоровым» (Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 36)

Цель: учить полоскать рот после приема пищи.

4 неделя

Ситуацинный момент «Как и когда мы пользуемся салфеткой»

Цель: закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

март

1 неделя

Беседа «Чистота и здоровье». (Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 39)

2 неделя

Л. Воронкова «Маша-растеряша» (отдельная книга)

Рассматривание иллюстраций.

Цель:учить самостоятельно или с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид: подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т. д.

3 неделя

Ситуационный момент «Кто рукавчик не засучит, тот водичку не получит»

Цель: Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду. Учить перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом

4 неделя

Чтение: «Песенки,потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.»

Цель: Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду. Учить перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом

апрель

1 неделя

Рассказ воспитателя «Как мы будем сушить одежду».Цель: учить просушивать мокрую после „ прогулки одежду в сушильном шкафу.

2 неделя

Игровые упражнения, закрепляющие умение обратиться за помощью и поблагодарить за нее (см.. Образовательная область «Социализация»: Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств)

Цель: закреплять навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь

3 неделя

Продуктивная деятельность: наведение порядка в раздевальных шкафчиках

Цель: учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в своем шкафу

4 неделя

Рассказ воспитателя из личного опыта «Что мы должны делать, когда кашляем и чихаем».

Цель: учить отворачиваться при кашле, чихании или закрывать рот платком

май

1 неделя

Рассказ воспитателяиз личного опыта «О поддержании в порядке одежды»

Цель: Закреплять навыки поддерживания аккуратного внешнего вида. Учить чистить одежду с помощью взрослого

2 неделя

Рассказ воспитателя из личного опыта «Как правильно пользоваться носовым платком».

Цель: учить правильно пользоваться носовым платком: развернуть, освободить нос, поочередно зажимая одну ноздрю, свернуть платок использованной частью внутрь. Закреплять навыки, полученные в течение года, учить пользоваться только предметами личной гигиены, проявлять к ним бережное отношение

3 неделя

Продуктивная деятельность. «Наши красивые и аккуратные вещи»

Цель: совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду

4 неделя

Игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: совершенствовать навыки, полученные в течение года

1. Пояснительная записка

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным требованиям.

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

  • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
  • познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  • прямое обучение;
  • показ;
  • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к.г.н. у детей второй младшей группы. В приложении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.

Календарно-тематический план

Период Собственно образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями
Сентябрь Познавательное развитие. Тема «Наша группа ».

Задачи:
– познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением;
– учить детей ориентироваться в групповом пространстве;
– развивать чувство любви и гордости за свою группу;
– побуждать детей бережно относиться к своей одежде;
– познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате.

Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком.
Празднование дней рождения в группе.
Игровые ситуации для сюжетной игры:
– кукла Таня у нас в гостях;
Ситуации для обсуждения:
– как шапка поссорилась с курткой в шкафу.
Анкетирование родителей <Приложение 1 >
Октябрь Познавательное развитие. Тема «Доброе утро, расчёска!»

Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.

Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Празднование дней рождения в группе (регулярно).
Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»:
– внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник).
Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»
Ноябрь Познавательное развитие. Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»

Цель:

– формировать умение сервировать стол, умение действовать по алгоритму;
– воспитывать культуру поведения за столом.

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе».
Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».
Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу». Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».
Декабрь Познавательное развитие. Тема «Умывание каждый день»

Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении;
– воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу.

Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – внесение игровой ситуации «К нам пришла Замарашка».
Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.
Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!» <Приложение 3 >
Январь Познавательное развитие. Тема «Купаться любят все»

Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их соблюдению.

Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел». Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?» <Приложение 3 >
Февраль Познавательное развитие. Тема «Приглашаем куклу на чай»

Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.

Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. <Приложение 2 >. Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости». Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»
Март Познавательно развитие. Тема «Вместе с куклой на прогулку»

Цель:

– закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;
формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.

Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года). Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). <Приложение 4 >. Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».
Апрель Познавательное развитие. Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»

Цель:

развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;
– формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду).

Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки. Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать». Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».
Май Познавательное развитие. Тема «Водичка, водичка…».

Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях» Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».

3. Планируемые результаты

Дети

При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

4. Способы и формы оценки результата

Цель: обеспечитькомплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков).

Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.

Методы изучения результативности

  • Наблюдение за детьми.
  • Анкетирование родителей.
  • Беседы.

Способы фиксации данных обследования

  • Протоколы наблюдений.

Способы обработки результатов

  • Обобщение результатов в таблицы.

Периодичность мониторинга: 2 раза в года (на начало и конец года).

Таблица. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей.

Имя, фамилия ребёнка Сформированность навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов Сформированность навыка опрятной еды
(в баллах)
Кол-во баллов Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)
1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7

Примечание.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Навыки опрятной еды включают умение:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
7. Надеть в обратной последовательности.

Критерии оценки:

3 балла – правильно выполненное действие;
2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями;
1 балл – неумение выполнять действие.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.

5. Список используемой литературы

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
  2. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  4. Пашкевич Т.Д. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
  5. Пашкевич Т.Д. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы

Актуальность проекта.

Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Поэтому так важно, чтобы рядом был взрослый, чуткий и отзывчивый, который бы учил, помогал, направлял ребенка.
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
А вот как они это будут делать - зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.
Одна из задач воспитания детей младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке.
Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Прежде всего, нам необходимо добиться доверия ребенка. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. е. в коллективе.
Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в младшей группе детского сада.

Цель проекта:
Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:
способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
прямое обучение;
показ;
упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Ожидаемый результат:
дети должны самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки салфеткой.
с помощью взрослого приводят себя в порядок.
пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
во время еды дети должны правильно держать ложку.
при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Навыки опрятной еды включают умение:

1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
На помощь воспитателем придёт и литература. Можно найти много, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.
* * *
Я обед съедаю сам.
Открываю рот – и АМ!
Чтобы силы были
Супчик нам сварили.
Мой хороший аппетит
в животе один сидит.
Ножками топочет,
Он обедать хочет!
Вот несёт мне ложка
Супчик из горошка.
И котлету прямо в рот
Вилка шустрая несёт.
Шепчет тихо аппетит:
Сыт-сыт-сыт-сыт.
* * *
А у нас есть ложки

Волшебные немножко.
Вот – тарелка, вот –еда,
не осталось и следа.
* * *
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
* * *

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.

Для создания интереса у детей используются стихи, загадки.
* * *
Зайка начал умываться,
Видно, в гости он собрался,
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!
* * *
Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
* * *
Моем, моем малыша,
Потихоньку, не спеша,
Носит воду черпачок,
Льёт на спинку, на бочок,
На живот, головоньку.
Расти, малыш, здоровеньким!
* * *
Обучая детей умыванию, можно использовать плакаты и картинки, помогающие ребенку вспомнить алгоритм умывания .

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
7. Надеть в обратной последовательности.

Актуальны будут и стихи на тему одевания.
* * *
Лето красное настало,
За собою нас позвало
На полянку, на лужок
Выходи скорей, дружок!
В небе солнышко сияет,
Светит, греет, припекает…
Надо бы легко одеться,
Чтоб в жару не перегреться.
Одеваем Мишке
Шортики-штанишки
И нарядную футболку,
А на голову бейсболку.
Чтоб удобно было ножкам –
Обуваем босоножки.
В кармашек – чистенький платочек,
С собой ведёрко и совочек!
Лето ждёт, идём играть,
Прыгать, бегать, загорать!
* * *
В штанишки ножки: раз и два,
Да обе ручки - в рукава!
Но кто ответит на вопрос:
Куда от ветра спрятать – нос?
* * *
Кошка ходит без одежки,
Не справляется с застежкой -
Вместо рук у бедной кошки
Только лишние две ножки.

Использование носового платка.

1. Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы.
2. Носовой платок - предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям.
3. Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого.
* * *
Коль случайно простудился,
То бери его с собой.
Видишь, как он пригодился,
Твой платочек носовой!
* * *
Должен быть всегда в кармане
У Надюши, Бори, Тани,
Тети Веры, дяди Пети
И у всех людей на свете.
Без него никак нельзя!
Надо брать с собой, друзья,
В театр, парк иль на каток
Чистый носовой платок.
* * *
Лёг в карман и караулю –
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос.
* * *
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).
С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах надо замечать, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставлять таким детям всё больше самостоятельности. Переходить от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.
Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков - это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться.

Проверка эффективности проделанной работы.
К концу года планирую провести повторное наблюдение за детьми с целью выявления сформированности культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, после проведения мероприятий по их формированию.
В дальнейшем работа с детьми должна продолжаться, когда они перейдут в среднею, а потом в старшую группу. Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно будет больше внимание уделять беседам о гигиене, которые будут построены так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.

Александра Ефимова
Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка . Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи, проведения гигиенических процедур, в игровых ситуациях. При этом воспитатель детского сада руководствуется задачами, сформированными в программах .

Так по программе дошкольного образования Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой "От рождения до школы. " в направлении "Физическое развитие" и образовательной области "Здоровье" в разделе "Воспитание культурно-гигиенические навыков " во второй младшей группе написано , что, у детей должно быть совершенствование , формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания.

Формирование привычки следить за своим внешним видом : умения правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытирать после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формирование элементарных навыков поведения за столом : правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

В своей работе мы занимались подбором художественной литературы, способствующей развитию у детей второй младшей группы детского сада культурно-гигиенических навыков . Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают ее незаменимым средством воспитания у детей культурно-гигиенических навыков : во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок. Во-вторых , в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер. В-третьих, художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение. Кроме того, художественное произведение создает условия для обобщениям и в итоге - отрыва от конкретной ситуации. Таким образом, художественное слово не только регулирует поведение ребенка, но и обеспечивает взаимосвязь нравственного сознания и нравственного поведения.

Для этого мы сделали подбор комплекса занятий, дидактических игр, художественной литературы способствующих формированию у детей культурно-гигиенических навыков .

В связи с этим мы поставили задачи :

1. Составление плана мероприятия с использованием художественного слова по формированию у детей второй младшей группы культурно-гигиенических навыков ;

2. Подбор соответствующей художественной литературы, позволяющей достичь поставленную цель.

Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста необходимо эту работу запланировать . Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами реализуемой программы «От рождения до школы» под редакцией Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален. Традиционно формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми : в режимных моментах, в повседневном общении, в играх, на занятиях и. т. д. Формирование культурно- гигиенических навыков требует , чтобы дети овладели этими навыками , соответственно требует их планирование , так как формирование навыков - процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий.

При планировании все мероприятия с использованием художественной литературы мы объединили в 4 группы :

1. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Произведения.

3. Чтение художественной литературы.

Все режимные моменты,с использованием художественного слова и подобранные к ним комплексы игр, занятий, потешек, стихов, загадок представлены ниже.

Режимные моменты :

1. Умывание :

1. Занятие по ознакомлению с окружающим миром : Занятие "Как учили Машу умываться"

Цель : Сформироватьу детей умение правильно умываться.

Задачи : Сформировать у детей знания о последовательном мытье рук. Развить навыки мытья рук . Воспитать чистоплотность.

2. Дидактические игры и упражнения с обыгрыванием художественного произведения :

1 «Утром звери просыпались, чисто звери умывались»

2 Подвижная игра «Зайка белый умывапся»

Цель : Научить детей выполнять действия согласно тесту стихотворений. Развить умение умываться, следить за внешним видом.

3. Чтение художественной литературы : Чтение рассказа "Как Маша и Миша учились мыть руки.» Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»

Загадывание загадок из цикла «Ванная комната»

4. Использование художественного слова при проведении гигиенических процедур. «Любит наш малыш купаться» , «По утрам и вечерам открываю в ванной кран» , «Ой, лады, лады, лады» , «Кран, Откройся!Нос, умойся!» и др.

2. Одевание-раздевание

«Как Машу учили одеваться»

Цель :

Задачи : Сформировать у детей знания о одежде. Развить навыки правильно надевать одежду, застегивать пуговицы. Воспитать аккуратность.

2. Дидактические игры и упражнения с обыгрыванием художественного произведения :

1 «Мне уже четыре года.»

2 «Одеваться сам умею»

Цель : Научить детей выполнять действия согласно тесту стихотворений. Развить умение одеваться. «Наша Таня маленька» , «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять» , «Вот они сапожки» и др

3. Культура еды

1. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Занятие "Поможем Маше накрыть стол"

Цель : Сформировать у детей знания по столовому этикету.

Задачи : Сформировать у детей знания о назначении посуды.

Развивать умение правильно пользоваться посудой, накрывать на стол.

Воспитать бережное отношение к посуде.

2. Дидактические игры и упражнения с обыгрыванием художественного произведения :

1Э. Мошковская «Маша и Каша»

2 «Я-чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд»

3 «Чашка синяя для Мити»

Цель : Научить детей выполнять действия согласно тесту стихотворений. Развить навыки поведения за столом .

3. Чтение художественной литературы. Чтение рассказа "Как вести себя за столом",

стихотворение

Благининой Е. «Обедать» .Загадывание загадок из цикла «Кухня»

4. Использование художественного слова при проведении гигиенических процедур : «Каша из гречки» , «А у нас есть ложка, волшебная немножко» .

4. Уход за телом, одеждой, обувью

1. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Занятие «Чистота –залог здоровья»

Цель : Сформироватьу детей представление о чистоте, соблюдении правил ухода за собой.

Задачи : Сформироватьу детей понятия чистоты, опрятности,болезнях грязных рук.

Развить у детей умение следить за внешним видом, мыть руки.

Воспитатать в детях чистоплотность.

2. Дидактические игры и упражнения с обыгрыванием художественного произведения :

1 «Вова-растеряшка,Где твоя рубашка?»

2 «А у нас сегодня - стирка. Вместе с мамочкой вдвоем.»

Цель : Научить детей выполнять действия согласно тесту стихотворений. Развить умение следить за чистоплотностью.

3. Чтение художественной литературы. Чтение сказки «Чучело»

Стихотворение Нертера «Носовой платок» Н. Павлова «Чьи башмачки»

Загадывает загадок из цикла : «Ванные принадлежности» .

4. Использование художественного слова при проведении гигиенических процедур. «Расти коса до пояса» , «Уж я косу заплету» , «Под окном лиса поет» , «Петушок, петушок подари мне гребешок» , "Нету краше нашей Глаши".

Данную работу мы запланировали на период с сентября 2013 по май 2014 года во второй младшей группе №1 МБДОУ №28 «Лесная сказка» города Елабуга республика Татарстан.

В своей работе мы использовали художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, рассказы, стихи, для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков .

Для формирования культурно-гигиенических навыков нами были разработаны конспекты занятия по ознакомлению с окружающим миром, на которых мы напомнили детям о важности культурно-гигиенических навыков . Такие как, "Как учили Машу умываться" и др. Во время которых у детей развивали культурно-гигиенические навыки в игровой форме , формировали крепкие знания о гигиенических процедурах и их важности для здоровья. На данных занятиях дети помогали героям освоить культурно-гигиенические навыки . На них использовались загадки, стихи, обыгрывания действий в стихах для того, чтобы повысить интерес детей к умению следить за внешним видом, потренироваться в культурно-гигиенических навыках и развить желание выполнять навыки правильно .

Использовании художественной литературы оказало положительное влияние на обучение детей культурно-гигиеническим навыкам . У детей повысился уровень их сформированности .

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал