Почему дети одиноки в семье. Детское одиночество, причины одиночества и его последствия

14.03.2024

Таким детям хорошо наедине с собой, им есть чем заняться, у них много интересов, не связанных с общением. Как правило, эти дети обладают высоким интеллектом и часто талантливы. Их одиночество добровольный выбор, им не интересно общение, в мире для них много иных привлекательных вещей помимо взаимодействия с людьми, и часто хочется побыть одним.
Остальные грани детского одиночества
трагичны. Если ребёнок чувствует себя одиноким среди близких ему взрослых, значит, им попросту нет до него дела. Конечно, родственники могут интересоваться его питанием, внешним видом, успеваемостью в школе, беспокоиться об его взаимоотношениях со сверстниками, но главным, а именно переживаниями ребёнка , его интересами, его мечтами, его фантазиями, его чувствами нет. Поэтому он ощущает себя заброшенным и покинутым. Для психического здоровья ребёнка любого возраста это очень плохо, особенно для самых маленьких. Может ли новорождённый или младенец быть одиноким ? Да, может. Когда не удовлетворяются его основные потребности, от которых зависит выживание, а это еда, сухие пелёнки, тёплые слова и тактильные (руками) контакты с близким взрослым. Последствия такого одиночества недоверие всему миру и всем людям в течение всей жизни, чувство вины за свои действия, плохое отношение к себе, неверие в то, что для кого-то такой человек, ставши взрослым, может быть очень нужным и любимым, если конечно не проработать эту тяжёлую проблему вовремя.
У детей постарше - чувство невыносимой тревоги, сопровождающей все действия ребёнка и взаимодействия с другими людьми
последствия этого отвержения со стороны взрослых. Корни этой тревоги в низком самоотношении ребёнок не ценит себя, как не ценили его ближние. Одинокому ребёнку свойственно испытывать страх быть отверженным при знакомстве с другими детьми и взрослыми. Именно этот страх, что « тебя не примут » заставляет их избегать контактов с людьми. Возникает порочный круг. Страх отвержения одиночество тоска от покинутости тревога, так как никто не создаёт ощущения безопасности в этом непредсказуемом мире опять одиночество . ТОСКА и ТРЕВОГА могут быть настолько сильными, что развивается невроз слишком противоестественно для детской психики оставаться наедине со своими неразделёнными негативными тяжёлыми ЭМОЦИЯМИ. Вряд ли у ребёнка с такими тягостными переживаниями будут светлые воспоминания о своём счастливом детстве.
Одна из распространённых причин детского одиночества
несоответствие ожиданий родителей, каким будет их ребёнок с тем, кем на самом деле он является. Родитель может надеяться, что его ребёнок окажется активным, общительным, с определёнными способностями, а растёт прямо противоположный малыш медлительный копуша, интроверт. Родитель пытается его активизировать, расшевелить, ребёнок не вылезает из развивающих студий, но всё равно не тот, каким должен быть в представлениях своих родителей. В итоге возникает детский невроз. И лишь потому, что родитель не учёл, то о чём он мечтал, формируется на определённой базе темпераменте. Темперамент врождённое психическое свойство, переделать его нельзя. Нужно лишь знать какой темперамент у Вашего ребёнка и обязательно учитывать его во всех воспитательных мероприятиях.

Наиболее популярная классификация темперамента в психолог ии по Гераклиту: 4 типа (меланхолик, флегматик, холерик, сангвиник). Темперамент даётся природой, на его основе формируется характер. Изменить темперамент невозможно, можно лишь повлиять на развитие характера. В зависимости от того, какой у человека темперамент складывается определенный тип взаимоотношений с окружающими его людьми. Холерик очень горячий, вспыльчивый, с сильными чувствами, но, к сожалению, очень не долгими – быстро загораются и также быстро затухают, детки-холерики часто дерутся и ссорятся, в тоже время из них получаются яркие эмоциональные лидеры. Сангвиникам свойственно заводить мимолётные отношения, которые не отличаются глубиной и крепостью, однако приятелей у них очень много, флегматики отличаются спокойствием во взаимодействии с людьми, бури страстей и сильные переживания - не для них, а вот меланхолики - дети и взрослые, которые умеют очень глубоко и мощно чувствовать и переживать. У них мало друзей, зато это друзья навек. Они очень сильно к ним привязываются. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Ребёнок -флегматик меньше остальных будет страдать от своего одиночества , а вот если меланхолик станет непопулярным среди своих сверстников, его переживания будут очень сильны. Именно меланхолики очень ранимы, именно эти дети наиболее терзаются своим одиночеством . Им необходим один друг, очень близкий, очень верный, навсегда, или хотя бы надолго. Меланхоликов нужно слушать, сочувствовать, сопереживать, сорадоваться им.
Вообще, лучший рецепт от детского одиночества для взрослых – научиться проживать жизнь Вашего ребёнка ВМЕСТЕ с ним: вместе радоваться всему тому, чему он рад и вместе плакать и огорчаться тому, что его так печалит. Пусть даже это кажется Вам нелепицей и чепухой зато это важно для Вашего ребёнка. Необходимо пробуждать в нём своим сопереживанием его собственные жизненные интересы, светлые мечты, разделять с ним его эмоции и чувства, пытаться понять его особенности, ведь каждый человек уникален и неповторим. Именно такая, совместно проживаемая со своим ребёнком жизнь, избавит его от одиночества , а возникшее между вами доверие друг к другу сблизит вас навек. Подобные близкие отношения защищают от всех подростковых трудностей. Подростковый возраст не за горами, а родителям детей, с которыми они по-настоящему близки, можно не опасаться этого периода.
Ребёнок , который умеет делиться с близким человеком своими переживаниями
надёжно защищён от невроза и от одиночества в кругу сверстников. Родителю нужно интересоваться, если у его ребёнка окружение, с которым тот может общаться, часто бывает так, что родитель обеспокоен, отсутствием друзей у своего чада, а дружить ему на самом деле не с кем.
Резюмируя, скажу следующее, самая жирная и мрачная грань одиночества ребёнка
ощущение у него ненужности и покинутости от того, что родители не понимают его внутреннего мира; отсюда страх быть отверженным другими детьми и избегание контактов с ними, страдание от того, что остался совсем один, потерянность и восприятие окружающего мира как угрожающего, а в дальнейшем недоверие людям и неумение строить с ними отношения ему СТРАШНО. Наибольший риск попасть в подобную ситуацию у детей, у которых несовместимый с их родителями темперамент, например, ребёнок -меланхолик, а его мама холерик или сангвиник, у тех детей, у которых слишком костные в своих ожиданиях от ребёнка родители они пытаются переделать ребёнка под себя, а также у детей, чьи родители слишком заняты собой (например, личной жизнью или карьерой) и полагают что, полностью обеспечив материально своего ребёнка , они решат все его проблемы. Это очень незрелое представление о родительстве.
Ещё одна тёмная грань детского одиночества
одиночество , возникшее по причине нежелательной беременности, ребёнок родился не вовремя. Даже завуалированные сожаления родителей о рождении такого дитя неизбежно будут отдалять ребёнка от своих родителей, возможно даже на бессознательном уровне.
Ребёнок может быть одиноким среди своих сверстников из-за недостатка навыков общения. Допустим, так сложилось, что у него не было возможности взаимодействовать с братьями и сёстрами или с другими детьми. Он чувствует, что ему
« не по себе » в новом для него круге, беспокойство с каждым разом нарастает, когда он оказывается среди детей. В данном случае показаны тренинги общения с психолог ом. На них ребёнок освоиться с другими детьми и научиться общаться, натренировав коммуникативные навыки, кстати, эти тренинги показаны и для тех детей, которые привыкли вести себя агрессивно в детских компаниях.
Ещё одна грань одиночества ребёнка
ребёнок , ставший изгоем среди других детей. Часто это происходит с теми детьми, которые не похожи на остальных, так называемые « белые вороны », дети по тем или иным причинам, выделяющиеся из общей массы детей. Если ребёнок действительно сильно отличается от других, это вовсе не значит, что ему нельзя не с кем дружить. Здесь главное, чтобы он научился позитивно относиться к себе спокойно к своим достоинствам и недостаткам. Важно стремиться к тому, чтобы его самооценка не отличалась завышенностью или заниженностью, чтобы свою уникальность он не противопоставлял другим детям, а научился общаться, никого не обижая самомнением, и умел постоять за себя и друга, при необходимости. Ребёнок , который умеет постоять за себя, который избирателен в выборе друзей и не стремиться, чтобы каждый стал его другом, но ценит дружбу и умеет получать удовольствие от общения, умеет доверять и ему доверяют, ребёнок с адекватной самооценкой, в семье которого не критикуют остальных людей, например, мамину начальницу - никогда не будет изгоем среди сверстников. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Всему этому необходимо учиться, но это очень важно, так как именно в детстве закладываются основы взаимоотношений с людьми и умение строить близкие отношения на всю жизнь. С проблемами общения прекрасно помогают справиться занятия ребёнка с психологом . Вы можете записаться ко мне на приём. Первичная консультация - это всегда диагностика со сбором психологического анамнеза у родителей, диагностической беседой с применением различных методик с ребёнком и рекомендации родителям. Далее - коррекционные занятия, они очень доступны по цене и организации. Подробности на страничке "Услуги детского психолога" . Иногда достаточно только работы психолога с родителем . Это возможно, как на очной , так и по телефонной консультации и по скайпу . Записаться на консультацию можно

Очень важно, чтобы каждый ребёнок осознавал свою уникальность и то, что он нужен и интересен не только своим родителям, но и другим людям, и психолог здесь - проводник в мир общения, понимания и принятия другими.
Детское одиночество многогранно. Лишь только одна его грань не причиняет вреда ребёнку, когда его одиночество потребность и добровольный выбор из-за определённого склада характера. Остальные грани одиночества ребёнка грани разрушения его личности, отношений с окружающими, и в дальнейшем жизни. Задумайтесь, а не одинок ли Ваш ребёнок
11.10.2013
Храмченко Надежда

Психолог.

Одиночество детей может быть физическим и психологическим. Физическое одиночество – вынужденное, появляется в ситуациях, когда маленький ребенок остается физически один, без присутствия родителей. Ведь именно через них, особенно через мать ребенок ощущает свою связь с миром, ему важно чувствовать себя взаимосвязанным. Э.Фромм пишет, что физическое одиночество непереносимо, если к нему присоединяется и моральное, когда возникает чувство изолированности. Естественно, чем меньше ребенок, тем сильнее он нуждается в матери, тем сильнее зависит от нее его самоощущение.

Физическое одиночество может переживать младенец, оставленный мамой, пусть даже на короткое время. Физическое одиночество становится естественным, когда ребенок взрослеет и учится бывать без мамы, (например, проводит иногда время с бабушкой, появляется этап детского сада), а потом учится быть дома одному. Умение быть одному является необходимым для развития человека.

Психологическое одиночество ребенок переживает, если не чувствует любви, заботы, внимания, его эмоциональные потребности не удовлетворяются, его не понимают, не принимают, не слушают, не учитывают. Поэтому проблема одиночества ребенка очень часто обусловлена именно семьей, в которой он живет. Одиночество детей в мире взрослых довольно часто выявляется при работе с психологом, куда сами родители приводят ребенка, когда у него появляется проблема с поведением, учебой, интернет-зависимостью и т.п.

Одинокими часто чувствуют себя дети, чьи родители много работают, и детям приходится часто оставаться одним, причем сейчас появляются тенденции оставлять дома одних детей все меньшего возраста. Если физическое одиночество дети приучаются переживать, то психологическое в наше время часто заглушают гаджетами, которые получают в свои руки довольно в раннем возрасте. Одиночество может поспособствовать тому, что ребенок пойдет легко на контакт с тем, кто проявит к нему внимание, а это могут быть люди, у которых намерения не самые лучшие.

Одиночество могут переживать и дети, чье общение со сверстниками не задалось. Уже в садике бывает так, что ребенку трудно найти друзей, но еще сложнее эта проблема проявляется у школьников. Ощущая отвержение со стороны сверстников ребенок начинает ощущать себя одиноким, появляется серьезная болезненная душевная рана. Родителям очень важно понимать, что происходит с ребенком, а для этого необходимо строить с ним доверительные отношения. В случае, когда ребенок жалуется, что ему не с кем дружить, или его отвергают, важно услышать его и вовремя среагировать. Важно понять, какова проблема самого ребенка, что с ним не хотят общаться. Может быть слишком зажат, застенчив, или с ним скучно, или он склонен стоять только на своем, не учитывая желания других, не умеет уступать, или слишком груб и агрессивен, а может не хватает навыков общения, или не может быть с другими сверстниками на "одной волне", разделить с ними интересы, или найти тех, с кем они могут быть общие. Важно слушать, то ребенок говорит о других детях, не считает ли он их лучше, или хуже себя, ведь это может показать, что есть искажения самооценки.


Бывает и так, что действительно ребенок окружен другими детьми, с кем находится мало общего. Дети, которые сильно отличаются чем-то, к сожалению нередко чувствуют себя непринятыми. В таком случае можно помочь ему, предлагая альтернативные варианты для общения. Это могут быть кружки, студии, разные секции по интересам, где более вероятно, что ребенок найдет друзей, с кем есть нечто схожее в интересах.


Многие маленькие дети понимают концепцию одиночества и чувствуют себя одинокими, как показало исследование Cassidy &, Asher, 1992. Например, детсадовского возраста и первого класса на вопрос "Что такое одиночество" отвечали, что это когда "грустно и одиноко", на вопрос откуда оно происходит, отвечали "никто не играет", а на вопрос, что можно сделать, чтобы преодолеть чувства одиночества – отвечали "найти друга". Исследование Kochenderfer & Ladd, 1996, показало, что чувству одиночества у маленьких детей могут способствовать конфликты дома, переход в новую школу или переезд, потеря друга, или домашнего питомца, развод родителей, смерть близкого человека. Среди других факторов – отвержение сверстниками, отсутствие социальных навыков и знаний о том, как подружиться, личными особенности (например, застенчивость, тревога и низкая самооценка). Дети детсадовского возраста, которые подвергаются "террору" со стороны сверстников сверстников (физически или психологически) показывают более высокий уровень одиночества, страдания и негативного отношения к школе, чем дети, не подвергаемые насилию.

Одиночество в детстве, вызванное отвержением сверстников, имеет такое последствие, как снижение самооценки, ведь ощущая социальную изоляцию, он начинает чувствовать себя "инаковым", хуже чем другие, теряя надежду, что когда-то найдет друзей.

Хочется также обратить внимание, что теория К.Г.Юнга говорит о том, что есть люди экстратимы и инротимы, что обусловлено темпераментом, психофизиологией, и заметно еще с детства. Родителям можно порекомендовать следующее: если ребенок интротимный (любит быть один, с удовольствием и упоением чем-то занимается самостоятельно), то важно его учить видеть удовольствие от общения с внешним миром, открываться навстречу другим людям. Если ребенок экстратимный (очень нуждается в компании, аудитории), обучать его быть с самим собой наедине, например слушая музыку, читая, занимаясь чем-то интересным). Таким образом можно поспособствовать тому, что дети будут и уметь общаться и получать удовольствие от общения, а также будут способны находиться наедине с собой без дискомфорта и тревоги.

Подростковое одиночество

Существует мнение, что впервые одиночество переживается очень остро именно в подростковом возрасте, чему являются причинами следующие факторы:
  • Актуализация растущих социальных потребностей (в отношениях со сверстниками, друзьями, другими людьми; в причастности и признании разными социальными группами);
  • Потребность в уединении, необходимая для самопознания, оценки себя и своих отношений с людьми, прибывание наедине со своей внутренней жизнью.
По мнению Дж.Олдри, если у подростка сильно преобладает потребность в уединении, то это тревожный сигнал, так как может привести к состоянию хронического одиночества. Это может указывать на то, что не ладятся отношения со сверстниками, и стремление к уединению тогда выступает как деструктивное изменение. Именно общение со сверстниками, дружеские связи помогают им учиться взаимодействовать, находить поддержку, понимание, учиться поддерживать и понимать, утверждать себя, строить доверительные отношения. Эти потребности подросток уже не в состоянии удовлетворить в семье, для этого обязательно нужны другие, в особенности сверстники.

Однако, переживанию одиночества в подростковом возрасте может способствовать и отсутствие понимания и признания со стороны родителей. Быть не понятым, ощущать что не учитывается твое мнение, а иногда и существует запрет на собственное мнение, условная, требовательная любовь родителей, препятствование самостоятельности, свободе, личному пространству – все это может способствовать тому, что подросток уходит в себя, закрывается, и что опаснее всего, может начаться депрессивное состояние. Кстати, чувство непонимания подростки испытывают в семье зачастую потому, что родители не способны принять их не только "хорошими". А они нуждаются в принятии и понимании больше всего тогда, когда взрослым меньше всего нравится их поведение.

По мнению С.Малышевой и Н. Рождественской подростковое одиночество может переживаться в связи с осознанием своей личности, как уникальной и неповторимой. Однако переживание уникальности может натолкнуть на мысль о том, что эту уникальность никто не сможет понять по-настоящему, а значит способствовать ощущению обреченности на одиночество. К переживанию подростком одиночества может привести и экзистенциальный кризис "смысла жизни".

Одиночество подростков становится опасным, когда становится хроническим, способствуя возникновению депрессии и вследствие этого, суицидальному поведению.


Литература по коррекции подростково одиночества говорит, что она может быть решена следующими путями: обучение подростков социальному взаимодействию, созданию новых связей, психологическая работа по коррекции своих внутренних качеств, навыков общения. Последнему хорошо помогают тренинги для подростков, направленные на развитие навыков общения и повышения уверенности в себе.

Важно помнить и о другом, дети и подростки зачастую не могут объяснить взрослым, что они чувствуют, некоторым детям представляется трудным открыться. Поэтому нельзя недооценивать роль взрослых, находящихся рядом с детьми и подростками – родителей, родственников и учителей. Если у ребенка появилась тревожность, неуверенность, он кажется робким, грустным, то следует насторожиться, так как возможно он чувствует себя одиноким. Возможно ребенок чувствует себя отвергнутым своими сверстниками, или испытывает недостаток в социальных навыках, а может быть испытывает на себе травлю в школе. Абсолютно простой вопрос, но дающий соломинку, вытаскивающий ребенка наружу, к миру из переживаний внутреннего одиночества: "Мне кажется, тебе грустно и одиноко, не так ли?". И когда ребенок расскажет о том, что с ним происходит – есть шанс помочь ему исправить ситуацию, поддерживая, направляя, проявляя чуткость и любовь. Страшнее всего, когда нет ни одного человека вокруг, кто обратил бы внимание на то, что с подростком что-то происходит и проявил участие.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня хотелось бы поговорить на серьёзную тему, что такое детское одиночество, каковы основные причины его возникновения, и что делать родителям, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким.

В настоящее время многие родители, решая материальные, личные, профессиональные и другие проблемы, предоставляют ребёнка самому себе, ограничивая общение с ним вопросами ухода и питания.

Обеспечивая своего ребёнка всем необходимым, взрослые совсем не интересуются, о чём думает их ребёнок, что чувствует, какие у него проблемы, что его заботит и беспокоит.

Причины детского одиночества:

1. Нехватка времени на общение с ребёнком, неумение выслушать и дать дельный совет, постоянная занятость на работе, часто приводят к детскому одиночеству даже в благополучной семье.

Последствием этого может стать негативное или агрессивное поведение ребёнка -это детский способ протеста против психологического одиночества.

Иногда ребёнок может спрятаться в свою "скорлупу", погрузиться в виртуальный мир компьютерных игр, приобрести компьютерную зависимость, а в подростковом возрасте -ещё более страшные зависимости.

2. Часто родители ограждают своего ребёнка от общения со сверстниками. Происходит это чаще всего, когда мама занята работой, собой или домашними делами и ей некогда погулять с ним, но и одного отпустить не может, так как боится.

В лучшем случае мама тянет ребёнка с собой по магазинам или другие места, думая, что и дела свои сделает, и ребёнок заодно погуляет. Но малышу хочется побегать, попрыгать, поиграть с другими детишками.

Лишать ребёнка радости движения на свежем воздухе, возможности встречаться с друзьями, вступать с ними в различные игры только потому, что вы слишком заняты и не можете сопровождать его-значит стать для него жестоким обидчиком, отсюда и агрессия ребёнка и ссоры с вами.

3.Ещё одним проявлением детского одиночества является принудительное ограничение общения ребёнка с другими детьми у вас дома. Родители просто запрещают приводить друзей в гости.

Причин такого запрета может быть несколько, но взрослые должны понять, что игры дома со сверстниками так же необходимы ребёнку, как и игры на улице.

Ведь только дома малыш может похвастаться многообразием игрушек, показать какую-то свою коллекцию, с гордостью продемонстрировать любимого кота или другого домашнего животного.

Взрослые должны понимать как важно самоутверждение любому человеку, в любом возрасте.

А о правилах поведения дома с друзьями нужно поговорить заранее, обсудить с ребёнком те моменты, которые вас беспокоят.

4. Очень часто ребёнок бывает одинок в силу и личных качеств. Например очень стеснительные и застенчивые дети боятся первыми знакомиться со своими сверстниками, им тяжело даётся общение.

Родителям нужно учитывать особенности такого ребёнка, мягко и ненавязчиво помогать ему налаживать общение с другими детьми.

Также дети флегматичного темперамента, которым нравится тишина и уединение, предпочитают игры в одиночку или вдвоём. Такие дети любят одиночество, но если у них полное взаимопонимание с родителями, они не чувствуют себя одинокими, и в последствии находят себе одного или двух, но очень верных друзей, с которыми им интересно играть и общаться.

Детское одиночество не причиняет вреда ребёнку только в одном случае, когда это его добровольный выбор из-за определённого склада характера и темперамента, и ему комфортно и интересно наедине с самим собой, у него много других интересов, не связанных с общением.

Во всех остальных случаях детское одиночество приводит к трагическим последствиям.

Задумайтесь, а не одинок ли ваш ребёнок в семье?

Родительская любовь и забота, искренний интерес, понимание, тёплое общение, терпение, совместное интересное времяпровождение оградит вашего ребёнка от одиночества в семье, и сделает его и вас счастливыми.

Почаще обнимайте своего малыша и говорите, как вы его любите.

Одиночество ребенка в семье.

Чувство одиночества, ненужности возникает уже самого раннего возраста. Как ни странно это звучит, но его начинают формировать родители ребенка. Я не раз слышала такие фразы: «Будешь плохо себя вести, отдам другой маме». Или «Отдам дяде», «Оставлю тебя на улице», «Оставайся один». Родители не задумываются над этими фразами, шутливыми угрозами. Но эти фразы, произнесенные самыми близкими людьми, уже зарождают у ребенка тревогу, неуверенность, страх.

Ради многого мы отказываемся от главного. А главное это наш близкий человек. Одним из самых близких для нас является наш ребенок.

Мы не специально обделяем вниманием своих детей. Большую часть времени каждый из нас проживает на работе, и, оказываясь в пространстве собственной семьи, чаще всего попросту не способен перестроиться. Отсюда и одна из самых распространенных ошибок в диалоге с ребенком – мы начинаем разговор о том, что создает проблемы для нас, как родителей: оценки, учебный процесс и успеваемость, здоровье ребенка, его поведением и даже целость одежды и обуви. Стандартные вопросы родителей: «ну как там, в школе? спрашивали?», «чем кормили на обед?», «уроки сделал?», «устал?» - предполагают подобные же ответы ребенка: «нормально», «нет», «как обычно». Играя, общаясь и уча ребенка, мы готовим его к взрослению. «Детство, - замечает профессор МГУ, Дмитрий Леонтьев, - должно быть детством, но именно в нем должна постепенно вызревать взрослость». А вызревает взрослость благодаря усвоенным светлым детским воспоминаниям: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть».

Лишенный диалога и совместной деятельности с родителями, ребенок с детства усваивает состояние апатии и начинает скучать. Названные проявления как раз свидетельствуют о крепнувшем экзистенциальном вакууме. А данный вакуум есть состояние внутренней опустошенности и бегство от реальности. Апатия, согласно австрийскому психиатру и психологу Виктору Франклу (1905-1997) - неспособность проявить инициативу. А скука есть ничто иное как неспособность проявлять интерес. Казалось бы, кому, а ребенку должно быть многое интересно и он по определению должен быть инициативен. Но в современных семьях все чаще дети обслуживают заявленный интерес своих родителей, не обнаруживая свой собственный. Да и откуда ему взяться, если его не помогли нащупать самые близкие…

Стоит ли после этого удивляться безынициативным молодым людям, которые «ничего не хотят» и им уже «ничего не нужно»? Мы сами опустошаем своего ребенка, делая его беззащитным перед злом. На первый взгляд мы заботимся о ребёнке: его поведении, оценках, внешнем виде и физическом здоровье. И это правильно. Положа руку на сердце, скажите честно, разве не о своем имидже мы заботимся в первую очередь? Ведь по нашему ребенку нередко судят о нас. Вероятно по этой причине мы часто бросаем в сердцах ребенку допустившему очередную ошибку: «как я буду людям в глаза смотреть?!»; «что теперь обо мне подумают?!».

Никогда не поздно начать слушать и научится слышать своего ребенка.

Ребенок воспитывается сердцем. А это как? Наш ребенок нуждается в том, чтобы мы вместе с ним проживали важные моменты его жизни. «Способность вступать с ребенком в событие, и составляет суть родительского отношения», - замечает проф. Виктор Слободчиков. А еще лаконичнее и глубже об этом сказал св. апостол Павел: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Иными словами нам необходимо находиться рядом с ребенком в его переживании печального или радостного события.

Педагог-психолог МОБУ СОШ им. Ф. Султанова

Трубкулова Римма Махмудовна

Потребность в общении, в эмоциональной близости — одна из базовых для любого человека, в том числе и для ребенка. Всем родителям хочется, чтобы у их малышей еще в детстве появились настоящие друзья. Но что делать, если у ребенка не получается завязывать дружеские отношения? Как помочь малышу, который чувствует себя одиноким? Разбираемся вместе с психологом Светланой Пятницкой.

Почему ребенок одинок

Чтобы помочь малышу, переживающему одиночество, важно понять, почему среди сверстников нет близких для него людей.

Переезд в другое место, переход в новую школу или класс

Оказываясь в новой обстановке, утрачивая привычный круг общения, ребенок поначалу будет ощущать одиночество особенно остро. Но со временем это пройдет, ведь у него появятся новые друзья.

Особенности в поведении и внешности

В детском коллективе ребенка, который не похож на других, зачастую выбирают как . Если у малыша нервный тик или заикание, выраженная хромота, чрезмерная эмоциональность, к сожалению, он легко может стать объектом насмешек сверстников.

Отличия во взглядах, жизненных принципах, приоритетах

Ребенок может быть воспитан так, что ему сложно будет находить точки соприкосновения с другими ребятами.

Есть дети, которыми занимается старшее поколение с «устаревшими» идеалами, и они перенимают жесты, манеру общения таких взрослых. Таких малышей сразу видно: они употребляют обороты и выражения, которые давно не используются, вздыхают, причитают, шаркают, похожи на маленьких старичков, слишком, не по-детски, принципиальны в некоторых вопросах.

Другие дети транслируют миру ценности своей семьи, что может вызывать отторжение у других ребят: «У вас машина допотопной марки», «Книжки — это для бездельников, так моя мама говорит».

Влияние родителей

Мама или папа могут отрицательно отзываться о других детях: «Не дружи с этим мальчиком, он не достоин твоего внимания», «Эта девочка тебя плохому научит, не надо с ней общаться».

Влияние учителя

Для детсадовцев и учеников начальной школы фигура взрослого очень авторитетна, и они зачастую солидарны с просто потому, что он «задал тон». «Ты, как всегда, не справился с заданием», — дети могут хуже относиться к ребенку, который слышит такое от педагога.

Самооценка

Ребенку сложно сблизиться с кем-то, если он , а потому недостойным. Завышенная самооценка также мешает найти друзей. Дети не любят ни тех, кто задирает нос, ни тех, кто отчаянно нуждается в их внимании и пытается угодить, задабривая конфетами.

Как помочь ребенку справиться с одиночеством

Проявите чуткость

Первое, что вы можете сделать, — это разобраться с причинами одиночества и дать малышу уверенность в том, что ваш дом — это место, где его принимают и любят, а его ситуация — это временная трудность, с которой можно справиться. Только воздержитесь от обесценивающих выражений: «Да ладно, у тебя таких друзей еще знаешь сколько будет! Стоит ли из-за такой ерунды расстраиваться?». Если ребенок поделился этим, значит, он вам доверяет. Цените это желание рассказать вам о сокровенном и уважайте чувства малыша.

Используйте «Я-сообщения»

Начните разговор так: «Вижу, что ты расстроен чем-то, тебя что-то тревожит который день». Если вы правильно уловили настроение ребенка и попали в больное место, он сам все расскажет. Но если он не захочет говорить, не будьте настойчивы, иначе он замкнется.

Расскажите о своем опыте

Поделитесь своей личной историей, не давая советы, не делая нравоучений: «Мне кажется, я понимаю, о чем ты говоришь. У меня в детстве был похожий случай. Я тебе расскажу, если хочешь, а ты скажешь, правильно ли я тебя понимаю». Этим вы покажете ребенку, что понимаете его боль, разделяете ее, ведь и вы пережили подобное, но все обязательно пройдет.

Обратитесь к литературе

С подобной тематикой. Допустим, сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Но без морализаторства! Не говорите ребенку: «Главный герой — умный, а остальные — глупцы!». Здесь важно пояснить малышу, что все мы разные: «Бывают неприметные люди, которые имеют доброе сердце. Не всем дано разглядеть это. У каждого из нас разные интересы, и кто-то нам близок сразу, а кого-то мы подпускаем к себе со временем. Есть люди, которые нравятся с первого взгляда, но потом понимаешь, что ваши интересы не сходятся. А кто-то сначала не нравится, а после понимаешь, что разделяешь его взгляды». Спросите у ребенка, как он понимает смысл сказки.

Обсудите конкретные ситуации

Ребенок может чувствовать себя отвергнутым и очень переживать, если кто-то из сверстников пригласил на свой день рождения половину класса, а его не позвал. Чтобы помочь малышу справиться с этой ситуацией, объясните ему, почему это могло произойти. Например, потому, что возможности у всех разные, не всегда можно позвать на свой день рождения всех-всех друзей домой или в квартиру. Поговорите о том, что если наши возможности ограничены, нам приходится ограничивать и свои желания.

Спросите у ребенка, кого бы он пригласил на свой праздник, если бы у него была возможность позвать только пять человек. Что бы он сказал тем ребятам, которых позвать не смог? Возможно, ему легче было бы пережить ситуацию, если бы он знал, почему его не пригласили. А после этого разговора он станет понимать, что причина может быть не в нем, и нет повода для грусти.

Как найти друзей

Если ребенок чувствует себя одиноким уже долго, задумайтесь, как это связано с вашей семьей. Что вы, как родитель, делаете для того, чтобы он не чувствовал себя одиноким? Каково отношение к в вашей семье? Не считает ли ребенок себя хуже других потому, что вы не покупаете ему модные смартфоны и дорогие игрушки?

Малыш может ни с кем не дружить еще и потому, что ему не нравятся сверстники, и с этим тоже нужно разобраться. Если у него не совпадают интересы и уровень развития со знакомыми ребятами, нет смысла стремиться заводить с ними отношения во что бы то ни стало. Можно отыскать коллектив по интересам, например спортивную секцию, и там искать новых друзей. Когда есть какое-то занятие, которое ребенку нравится, когда он делает в нем успехи, ему легко найти единомышленников и за пределами школы.

Искать их можно в интернете. Если ребенок увлекается иностранным языком или просто хочет его подтянуть, попробуйте найти друга по переписке, носителя языка. Можно поискать группы по интересам, скажем, поклонников роликовых коньков, чтобы кататься вместе по выходным или после школы.

Если к ребенку уважительно относятся в семье и у него сформировано чувство собственного достоинства и адекватная самооценка, другие дети примут его в свою компанию. И как бы ни складывались отношения вашего малыша со сверстниками, очень важно, чтобы дом стал для него местом силы, где ему всегда рады.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал