Народ ненцы: определение, характеристика, основной вид деятельности, наряды, фото, исторические традиции и богатая культура. Ненецкая национальная одежда Анализ аналогов проекта

01.03.2024

Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее - самоеды, юраки) - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. В России проживают 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. - Ненецкий АО, Тюменской обл. - Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края - Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО). Лесные ненцы - 1500 чел. (самоназвание н е щ а н г "человек") расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне реки Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

Антропологический тип

В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

Теория Страленберга

Ввиду наличия на территории Саянского нагорья племен, язык которых ещё в недавнем прошлом относился к самодийским, Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.

Теория Фишера - Кастрена

Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан и энцев) являются потомками самоедских племен Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном, который предполагал, что в первом тысячелетии н. э., в связи с так называемым великим передвижением народов самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу. В 1919 г. исследователь архангельского севера А.А. Жилинский резко высказался против этой теории. Основной аргумент - такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы - оленеводы, а народы проживающие на саянском нагорье - земледельцы.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Это изречение «По одежке встречают...» знает каждый. Еще сто лет назад по одежде узнавали, откуда человек родом, догадывались о его занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке. Этнографы доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения – предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет множество особых социально-культурных назначений и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле. Традиционную одежду народов Крайнего Севера можно рассматривать как специфический способ адаптации, реализуемый через трансформацию традиционной культуры. Природно-климатические условия, образ жизни коренных малочисленных народов Крайнего Севера способствуют сохранению традиционного национального костюма. Природно-климатические условия, традиционный образ жизни, занятие оленеводством повлияли на возникновение специфической одежды. Специфические элементы в костюме, являющемся материальной ценностью, несут в себе народные знания, мистическую нагрузку и отражают ментальность человека традиционного общества.

Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре. Народы, занимавшиеся добычей морского зверя (чукчи, эскимосы, коряки), выменивали у оленеводов продукцию своего промысла на оленьи шкуры. Шкуры нерп для изготовления одежды применялись в меньших масштабах.

Рассматривая специфику костюма, следует сначала отметить, что он изготавливается в сложившемся безотходном производстве. «Основной принцип, которым руководствуются во всех традиционных культурах, – это утилизация всех имеющихся материалов: отходов в хозяйственной деятельности практически не было, за исключением той небольшой части, которая является следствием религиозных предписаний. Мясо шло в пищу, шкура на изготовление одежды, внутренности на приготовление мыла, сухожилия на нитки». С условиями хозяйственной деятельности связан не только материал, но и силуэт и форма костюма. Силуэт и форма одежды оленеводов отличается от промысловой одежды охотников и рыболовов. Конструктивная особенность такой одежды состоит в трапециевидном силуэте и цельнокроеной передней части.

Традиционный костюм структурирован в соответствии с частями тела человека, с учетом функционального разделения деталей на плечевую и поясную одежду и включает головные уборы и обувь.

1. Малица.

Малица – одежда глухого покроя из снятой под осень оленьей шкуры мехом вовнутрь. В зависимости от роста человека малица подставлялась по краю подола полосами оленьей шкуры мехом вовнутрь. Внизу по подолу пришивалась широкая опушка – конти из меха оленя или собаки. Подол сзади длиннее чем спереди. Рукава с ластовицами, обшлагами обшитыми тканью или выполненными из меха другого цвета, делались слегка суживающимися к концам. К ним наглухо пришивались рукавицы из камусов мехом наружу. У рукавиц был разрез, закрытый широким меховым кланом, благодаря которому можно было в любой момент освободится от рукавицы. Малица имела пришивной капюшон, который шился из пыжика мехом наружу и на подкладе из того же материала, капорообразной формы. Малица была короткой, что обусловлено основным занятием – охотой, требующей большой подвижности. Её носили как зимой так и летом без пояса (закрывала колени), и подпоясанной. Подпоясанная малица позволяла держать вещи за пазухой (рис.12).

В сильные морозы сверху малицы одевали парку. Эта одежда также имела глухой покрой, но шилась из белых неблюев (оленят 2-3 месяцев) мехом наружу. Парка – прямая одежда. По подолу парки пришивалась широкая полоса, иногда из меха другого цвета. Над ней располагался мозаичный орнамент из тёмного и светлого оленьего меха. Рукава с ластовицами и обшлагами (рис.13).

Над обшлагами, как правило, полоса мозаичного орнамента. Парка имела капюшон, характерная особенность которого – затылочная часть, выкроенная из одной шкуры со спинкой. Капюшон обычно украшали уши с прикрепленными к ним кисточками из разноцветного сукна. Парка была обычно короче малицы и носилась только не подпоясанной. Так же как и малица, парка была распространена у ненцев и северных хантов.

3. Кухлянка.

Кухлянка – меховая глухая куртка, в основном двойная: наружная (мехом наружу) и внутренняя (мехом внутрь), с капюшоном или без.

Молодежь шьет кухлянки наружные из мягких тонких шкур и выше колена, поэтому внутренние приходится делать более толстыми.

Пожилые северяне носят длинные кухлянки, часто ниже колена, из плотных шкур оленя. Кровь пожилого человека более густая, плохо согревает тело, поэтому длинная кухлянка хорошо помогает в суровых условиях Севера.

Ворот у кухлянки очень широкий, сквозь который продета веревка из сухожилий, позволяющая затянуть воротник на усмотрение его хозяина. Рукава тоже широкие, но к запястью сужаются. Ширина позволяет втянуть руки внутрь кухлянки.

А вот весной можно носить только одну из двух кухлянок, чтобы лишний раз не потеть.

Если мужчине приходится ночевать в тундре, то, затянув пояс, втянув руки внутрь, затянув и заткнув ворот шапкой-малахаем, он преспокойно спит на свежем воздухе, не опасаясь жгучего мороза и пурги (рис.14).

Традиционная одежда северной женщины – паница. Это двойная (мехом внутрь и наружу) шуба с расходящимися полами, у которой низкий воротник из оленьего, песцового или заячьего меха. Как и у малицы, к рукавам паницы пришиты рукавицы. Летом паницы шьют из яркого сукна. Паница украшается бисером, лентами и аппликациями из меха и тканей.

В отличие от мужской одежды малицы, женская паница (ягушка) имеет разрез спереди.

В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.

Первый тип ягушки – бобровой или беличьей, был распространён у западных групп северян. Сейчас этот тип одежды уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной и нарядной. Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов – все остальные швы являются горизонтальными. Ширина орнамента обычно бывает 4-5 см. В одной ягушке могут быть использованы различные орнаментальные мотивы. Швы, соединяющие суконные вставки с собачьим мехом, прокладывают подшейным волосом оленя (рис.15).

Второй тип одежды распространён в качестве будничной и рабочей одежды, иногда и праздничной в западных тундрах Ямала. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха. По крою она значительно отличается от первого типа, потому что она кроится в вертикальном направлении.

Одежда состоит из спинки, двух пол, рукава у неё выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Подол изделия шьют отдельно тоже из оленьего меха, обычно того же цвета, что и борта.

Между ним и нижней частью стана прокладывают также две-три полоски из белого и тёмного меха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины.

Воротник делают из хвостов песца. Эта женская одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и тёмного цвета с прослойкой из цветных сукон – на плечах, по бортам и обшлагам рукавов. Рукавицы здесь иногда пришиваются к самой одежде, а не подкладу.

Сокуй – мужская одежда глухого покроя с капюшоном. Дорожная одежда сшита из оленьих шкур мехом наружу. Части передка и спинки выкроены из целой шкуры с разрезами для проймы. В разрезы вшиты большие ластовицы из меха, являющиеся частью прямы рукавов. В центре, спереди, вшит прямоугольный кусок меха. Спинка одежды скроена вместе с затылочной и боковыми частями капюшона. К нижнему краю стана пришиты три меховые полосы, удлиняющие одежду. Сокуй мужчины надевали в сильные морозы в дорогу поверх повседневной меховой одежды. Характерным отличием этой одежды был султан на капюшоне, выполненный из оленьего хвоста.

Сокуй имеет пришитый подол, иногда из меха другого цвета. Его носят без пояса. В зависимости от окраски шкур сокуй бывает белый, тёмный, пёстрый. Красивым считается сокуй из белых шкурок (рис. 16).

Торбаса (или торбаза) – это типичная северная очень удобная обувь. Не боятся эти меховые чулки ни мороза, ни пурги. Только вот сырости надо остерегаться, потому что она может повредить шкуру и мех. Они бывают низкие и высокие, большие и узкие, женские и мужские, зимние и летние. В торбасах северянин может проходить долгие годы.

Сам чулок изготавливают из камуса (шкура с ноги оленя, с нижней ее части) или из шкур нерпы обязательно мехом наружу. Внутрь одевается меховые носки (чижи).

Подошву шьют из кожи лахтака (большого тюленя) чтобы не промокали. Можно сшить и из камуса со стельками из травы. Траву периодически заменяют на новую сухую. Это в основном зимой. А летние шьют из нерпичьей кожи, предварительно соскоблив мех, или из старых покрытий яранги, продымленных за время проживания.

В верхней части торбаса туго затягиваются шнурком из подшейного волоса оленя. Нижние ремни скрещиваются спереди чтобы дольше не протерлись, из кожи лахтака.

Женские торбаса гораздо выше мужских, бывают даже до колена. Мужские редко доходят до середины икры (рис. 17, 18).

7. Головные уборы

Шапка женская – головной убор северной женщины, являющийся естественным дополнением к ягушкам. Встречается несколько видов шапок.

Пожилые женщины носят высокие шапки из пыжика с круглым дном и короткими ушами, одинаковые по покрою с мужскими. Подклад к ним шьют из телячьей кожи. Нарядные шапки этого типа отделывают сукном: квадратные или треугольные лоскутки сукна разных цветов вставляются на некотором расстоянии друг от друга вдоль швов шапки – вокруг донышка и по боковым швам. Концы полосок при этом свободно свисают. Сзади к шапке пришивают две длинные полосы из камуса, обильно украшенные мозаичным орнаментом из сочетания белого и тёмного меха и суконными вставками. Посредине уши шапки соединяются между собой медными цепочками или нитками.

Другой тип женской шапки носят в основном молодые женщины и девочки-подростки. Этот головной убор представляет собой высокую шапку полукруглой формы, сшитую из двух кусков меха (пыжика), без донышка, с пришитыми короткими ушами. Перёд шапки несколько выше. Подкладка шьётся из брюшной части шкуры оленя, по покрою она аналогична верху. Но уши не пришиваются, а кроятся из одного куска (в случае нехватки материала просто делаются надставки в разных местах). Вдоль шва, который идёт полукругом от одного бока к другому через верх, вставляют такие же, как у первого типа, полоски сукна на некотором расстоянии одна от другой. Сзади к шапке пришиваются уши. Наличие ушей у шапки обычно говорит о принадлежности её к праздничной нарядной одежде. Уши шапки за пояс не заправляются. А свободно свисают поверх ягушки, опускаясь ниже талии (рис. 19).

8. Аксесуары

В суровых северных широтах одним из необходимых условий для выживания народов было умение шить одежду, а также прочие изделия и бытовые предметы из натурального меха и кожи.

Особенно интересными являются хозяйственные сумки, которые использовались в быту у многих северных народностей.

В них хранили и транспортировали самые разные вещи – рыбу, мясо, прочие продукты, а также утварь из домашнего обихода. Позднее стали держать в сумках порох и рукоделие.

Сумки у северчан были самые разные (рис. 20). Одни – побольше, другие – поменьше. Их изготавливали из самых разных материалов. Например, из оленьей замши ровдуги или замши нерки – мандарки. Кроме того, для пошива применялся мех животных, добытых во время охоты.

Жители Севера к сумкам относились крайне трепетно – не просто шили наскоро некое подобие мешков, но придумывали новые формы, сочетания оттенков и обязательно украшали готовое изделие с помощью вышивок из оленьего волоса, объемных меховых аппликаций, кожаных ремешков, декоративных швов из жил, росписи и даже бисера (рис. 21).

В суровых условиях севера наряд северян обязательно включает варежки, украшеные по желанию мастерицы (рис. 22).

Перчатки пятипалечные ровдужные отделывали полосками красной и черной ткани, вышивкой подшейным оленьим волосом белого и красного цветов (рис. 23).

Пояс – это главный атрибут северной одежды мужчин в любое время года. Слева к поясу подвешивается на цепочках нож с ножнами, так как оленевод садится на нарты с левой стороны, справа – точильный камень в нарядном кожаном чехле, сзади – клык медведя, служащий оберегом от злых духов и приносящий, по представлению ненцев, удачу на охоте. Сама основа пояса делается из сыромятной кожи и украшается медными бляхами различной формы или пуговицами, металлическими украшениями, служащими оберегами, их количество должно быть нечётным.

Пояс детский – обязательный важный атрибут детской северной одежды. Как только малыш начинает делать первые шаги, мама подбирает ему пояс, на первых порах им может служить тесёмка, лента или, на худой конец, обыкновенная верёвка. С трёх лет ребёнок получает плетёный или кожаный ремень, а к пяти-шести годам мальчикам папы делают настоящие кожаные пояса, несколько отличные от ремней взрослых. Их обильно украшают металлическими, медными пуговицами и цепочками. Справа, как у взрослого мужчины, бывают подвешены ножны. Этот пояс носится до 14-15 лет. В этом возрасте юноша сам себе делает пояс на всю жизнь оставшуюся жизнь.

Пояс женский – обязательный важный атрибут северной женщины. Пояс был самотканым, его плели из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день. Кроме того, металл, в частности, пряжка на поясе, воспринимается северянами как символ чистоты (рис. 24, 25).

Нагрудник был важной как конструктивной, так и декоративной частью одежды жителей Крайнего Севера. Он служил для защиты груди и горла от мороза, надевался на шею и свисал вниз до живота. Мужской нагрудник изыскан по цвету и ритмическим членениям.

Верхняя узкая часть закрепляется на шее при помощи ремней, внизу нагрудник постепенно расширяется и заканчивается не прямым краем, а уголком. Чаще всего композиция напоминает раму из светлого материала, в которой оставлены окошки темного цвета с распластанными на них выполненными цветными нитками или бисером крестообразными фигурами. Крестообразная фигура на нагруднике – это изображение водоплавающей птицы гагары (рис.26).

9. Одежда из рыбьей кожи

Технология обработки кожи рыбы была известна издревле. Народы севера шили из нее одежду, изготавливали предметы быта и украшения. При этом они использовали кожу крупных экземпляров: амура, сазана, кеты, горбуши и т.д. Тушки рыбы немножко подсушивали, а затем с них палочкой или ножом снимали кожу. Ее разглаживали костяным утюжком и клали сушить вдали от огня на несколько дней. Потом для придания мягкости обрабатывали на кожемялке. Рыбью кожу мочили, смазывали падогой (размельченной, жидко разведенной кетовой икрой), сворачивали в тугой узел по нескольку штук и отбивали тупым топором. Изделия шили специальными нитками, которые делали из тех же кож, разрезанных на узкие полоски. Правда, кожа была жесткой, к тому же избавиться от характерного запаха было невозможно.

Из нее мастерили что-то похожее на дождевики. Их тоже украшали кожаной аппликацией, которую красили в синий цвет.

На шаманских одеждах из рыбьей кожи рисунки располагались в три яруса, отражавшие особенную картину мироздания. Мир воспринимался как система, состоящая из трех ярусов. Нижний – обозначал царство, расположенное под водой и землей. Люди представляли его как исток всего живого и царство умерших предков. Средний мир – это живая и цветущая земля–кормилица всех живущих на ней. Верхний ярус – это небо. На каждом орнаменте обязательно присутствовали дракон или змея. У змеи было два хвоста, расходящиеся по сторонам, когтистые лапы, а на голове красовались перья. Дракон, змея – это были древние символы всего живого и на земле, и над землей и даже в небе. Позднее сведения о трехъярусной системе мира утрачивается, и остаются только два яруса, тогда композиция изображалась как древо жизни с раскинувшимися ветвями, которые уходят в небо (рис.27).

Анализ аналогов проекта

СОКРОВИЩА КУЛЬТУРЫ

Одежда для северного человека с давних времен служит своеобразным «теплым домом». Она согревает и охраняет его от лютых морозов, в ней нестрашно подолгу находиться на холоде, преодолевать дальние расстояния. Наверное, поэтому северяне с древности наделяли свою одежду особым смыслом. Трепетно относятся к ней они и сейчас.

Ненцы обычно говорят: чтобы узнать человека, необязательно съесть с ним пуд соли, достаточно поспать под его паркой или походить в его одежде.

В таймырских селах и на просторах тундры, что ни женщина – то искусная мастерица. Одна владеет искусством вышивки подшейным волосом оленя, другая –техникой меховой мозаики, а третья – мастерица по вышивке бисером. Одежда ненцев очень трудоемка по технологии изготовления. При свете керосиновой лампы или обыкновенной свечи сидит в чуме ненецкая женщина и руками, загрубевшими от чистки рыбы, выделки шкур, без швейной машинки, ножниц и ниток фабричного изготовления шьет и вышивает несравненные шедевры национального искусства, вкладывая в работу всю свою душу. Неповторимые творения рук ненецких мастериц хранятся во многих коллекциях музеев мира и украшают самые престижные международные выставки.

Мужская одежда

Ненецкая мужская и женская одежда отличаются друг от друга по внешнему виду и технологии кроя.

В комплект основной одежды оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, входят малица «сокуй» и обувь «бокари». Малица – единственная у ненцев повседневная одежда. Надевается она мехом внутрь. Малица представляет собой широкую одежду с пришитыми к ней шапкой и рукавицами. Длина – ниже колен. Капюшон при необходимости легко снимается с головы и откидывается назад. Покрой малицы довольно широкий. Передняя часть и спина сшиваются из цельных кусков шкуры, книзу они слегка расклешены. Рукава расширяются к проймам. К концам рукавов пришиваются рукавицы из камуса (шкурка с ног оленя) мехом наружу. Для задней стенки рукавицы используют верхнюю часть камуса: там ворс длиннее. А для лицевой – с нижней, где более крепкий ворс. К устью рукавов, в области кисти, пришивают прямоугольник размером 10 на 15 см. Между рукавицей и прямоугольником образуется щель, через которую свободно проходит рука. У ненецкого народа даже есть такая загадка про мужскую малицу: «В одну дырку входишь – из трех выходишь».

Капюшон малицы раскраивается по технологии шапки-капора, и шьют его из черной летней шкурки. При помощи продернутой тесемки можно расширять или сужать у него отверстие, обрамляющее лицо. К низу малицы сначала пришивают узкую суконную полоску, затем пристрачивается полоса шириной 45 см из летней шкуры оленя мехом наружу. Называется эта часть «панд», что по-ненецки значит «подол». В месте стыковки верней части малицы и «панда» для придания одежде более красивого вида пришиваются полоски разноцветного сукна, а также белого и черного меха. Поверх малицы надевают «мальця танга» – чехол из красивого сукна или тонкой материи, предохраняющий мездру шкур (нижний слой) от сырости и грязи.

Для пошива такой малицы в октябре забивают трех оленят.

Малицу подпоясывают плетенным из бисера или кожаным ремнем, украшенным медными пуговицами и бляхами разной формы. Пояс у ненцев – символ достоинства и храбрости. К нему на медных цепочках прикрепляются ножны. К нижней части пояса пришивают замшевый чехол для точильного камня и обереги – медвежьи клыки на цепочках. Украшают кожаные пояса медными пуговицами и различными подвесками.

До прихода в тундру русских торговцев в комплект одежды ненца входили и штаны из ровдуги (оленьей замши). Их шили из шкур телят. Однако во второй половине XIX века в обиход вошла покупная одежда.

В мороз и пургу мужчины поверх малицы надевают «сокуй» («совик-соок»), который немногим отличается по своему покрою от малицы. Это глухая без разреза одежда до колен. Он намного длиннее и шире малицы. Затылочная часть «сокуя» кроится вместе с капюшоном, и рукавицы к нему не пришивают. По краю капюшона пристрачивается опушка из песцовых хвостов или густошерстного белого меха оленя. Это «себя вар» – край капюшона. К нижней части «совика» пришивается подол из меха белого оленя – «соок нгэсо». Надевают «совик» мехом наружу и не подпоясывают. «Совик» из белого или пестрого меха оленя – нарядная, праздничная одежда ненцев.

«Сокуй» – уличная одежда, его никогда не заносят в чум. Украшением к нему служат кисти из длинных полосок цветного сукна с нашитыми на них полосками меха. В случае непредвиденных остановок в пути «сокуй» служит предусмотрительным ненцам спальным мешком. В нем ложатся прямо на снег. На пошив этой одежды уходит четыре шкуры шестимесячных оленят, и одна шкура взрослого оленя расходуется на подол.

Мужская обувь

Мужскую обувь – «бокари» – шьют из камуса. От женской обуви они отличаются горизонтальными полосами из белого камуса с кантиком из разноцветного сукна. Эта полоса является продолжением носовой части мужской обуви. Ширина носовой части «бокаря» 7-8 см. Камус разрезают пополам, если есть надобность, надставляют ширину. Ворс обязательно должен смотреть друг на друга. А в центре носка, чуть ниже подъёма ноги, вшивают небольшие вставки трапециевидной изогнутой формы. Сшивают их с носком при помощи полосок меха.

На «бокари» уходит 16 оленьих ног. Голенища обуви длинные, верхний край срезается наискосок, внутрь надевают меховые чулки – «чижи», покрой которых сходен с покроем «бокарей». Для подошвы используют мех с лобной части головы оленя или щетку – шкурку с оленьих копыт. «Бокари» с помощью тесемок прикрепляются к поясу, а под коленями подвязываются красивыми шнурками, сплетенными из разноцветных ниток. У ненцев, занимающихся морским зверобойным промыслом, встречались раньше «бокари» из шкуры нерпы, сшитые мехом наружу. Их носили вместо резиновых сапог.

«Чижи» – меховые чулки – шьют из телячьей шкуры и носят мехом внутрь. Со стороны мездры их украшают полосками красивой ткани или сукна. К верхней части чулок с передней стороны пришивают длинные тесемки, с помощью которых они привязываются к кольцам, пришитым к поясу.

Нарядную, праздничную обувь шьют обычно из белых или пестрых оленьих ног, украшая ее разным орнаментом.

Летняя одежда мужчин

Верхней одеждой летом служит поношенная малица, почти лишенная меха. Обувью – старые «бокари». Когда-то ненецкие мужчины носили летом особую, нарядную замшевую обувь – «тангад». Ее шили из ровдуги или из прочных тонких шкур взрослого оленя, забитого в июне. В это время у животных почти вся старая шерсть слезает, а новая еще не успевает вырости. «Тангад» имеет вид чулка с поршнеобразной головкой и подошвой. Для того, чтобы прикрепить подошву к носу, ее стягивают сухожильными нитками и только потом пришивают. Низ «тангад» шнуруют длинными ровдужными тесемками. В передней части пришивается клин треугольной формы, выкрашенный в красный цвет. Вдоль шва, соединяющего голенище с головкой обуви, пришивают ровдужные петли, в которые продевается ремешок, служащий завязкой. На уровне колена с передней стороны летней обуви пришивают несколько тесемок из замши. В них вдевают крупные бусинки для украшения. Мужская ровдужная обувь отличается от женской только размером.

В теплую погоду мужчины носят «сокуй» из сукна или брезента. Кроится он без плечевых швов. Под мышкой делают ластовицы и сшивают плечевые швы. Цельную затылочную часть капюшона выкраивают из передней части у ворота. К ней пришивают прямоугольную полосу, края которой обрабатывают так, чтобы можно было видеть цветную тесьму, служащую украшением. Подол одежды оторачивают полосой сукна другого цвета. В ненецком гардеробе существует и праздничный «сокуй» – «ной мальця».

Женская одежда

Ненецкая женщина большую часть времени проводит в чуме. Нарядную и теплую женскую одежду обычно держат в грузовых нартах, достают ее оттуда перед кочевкой на другое место либо перед дальней дорогой в гости или за топливом. В комплект женской одежды входит распашная двойная меховая зимняя парка – «паны», «бокари» и шапка. Женская парка отличается от мужской малицы внешним видом и кроем. На нее уходит пять оленьих шкур. Женская парка распашная, шьют ее мехом вверх и вниз. Верхнюю часть мастерят из телячьих шкурок с гладким ворсом. К ней пришиты рукавицы из камуса, песцовый воротник. Нарядной считается парка из белых или пестрых шкурок. По подолу парки пришита широкая полоса меха темного цвета. Края и подол парки оторачиваются узкими полосками сукна, такая же полоска пристрачивается и на плечевых швах. Внутрь парки пришивается подклад из оленьих, песцовых или заячьих шкурок. Украшают парку орнаментальными полосками, выполненными в технике меховой мозаики из темного и белого камуса. Ее прямые полы сходятся, но не запахиваются, а завязываются замшевыми или суконными тесемками. Короткие прямые рукава с ластовицей сужаются к обшлагу. Красивым дополнением к парке служат платки, разноцветные шали, а также плетенные из разноцветных ниток пояса. Такая одежда предназначена для дальних поездок, сна, рубки дров, для праздников и будней.

Головные уборы

В отличие от мужской, женская шапка не пришивается к парке. Женским головным убором является меховой капор, который состоит из трех частей. Поперек теменной части головы проходит одна широкая полоса меха из двух частей. Для центральной части используют шкурку, снятую с головы олененка. Швы окантовывают цветным сукном и дополняют свисающими разноцветными ленточками из сукна. Полоса, которая отделяет боковые детали шапки от центральной части, представляет собой сплошной геометрический узор, выполненный меховой мозаикой. По краю капора, вокруг лица, пришивается пышная меховая опушка из песцового хвоста. Ненецкая женская шапка очень нарядная и теплая за счет двойного меха внутри и снаружи. К низу шапки на ровдужных шнурках крепят металлические подвески с прорезным и рельефным рисунком, связанные друг с другом узким ремешком. Они служат украшением, а также для того, чтобы шапка не раздувалась от ветра и плотно сидела на голове. При ходьбе подвески издают мелодичный перезвон. Оттягивая крылья шапки назад, подвески прижимают шапку плотно к шубе, и холод не попадает под нее, поэтому ненецкая женщина всегда чувствует себя тепло и уютно в такой шапке.

Женская обувь

Женская обувь отличается от мужской покроем. Кроме того, в отличие от мужчин, ненецкие женщины не подвязывают бокари под коленом ремешками, а привязывают их ровдужными тесемками к узкому ремешку на бедрах. К нему пришиты два колечка – «темеця», к которым с помощью тесемок прикрепляют меховые чулки и сами бокари. Летом носят изношенную зимнюю обувь.

Летняя парка – «ягушка»

Летней одеждой для женщины часто служит изношенная парка. Но в основном ненецкие женщины на лето шьют себе парку из сукна – «ягушку». Отличительной особенностью такой одежды является наличие горизонтальных конструктивных членений, даже рукава у нее не имеют на плечах шва: сшиваются вместе с наплечной частью парки. Основные детали «ягушки» могут быть красного и зеленого цветов, а полочки и подол, а также обшлага рукавов – синего и черного. Суконная парка очень расширена за счет вставленных клиньев, рукава сужаются книзу.

Разноцветные полоски из сукна, нашитые друг над другом параллельно краю подола, украшают одежду. Несколько таких же полосок пришивают вдоль каждой полы и по обшлагам: к краю подола, полочек и рукавов. Некоторые мастерицы искусно орнаментируют свою парку разноцветным сукном.

Детская одежда ничем не отличается от одежды взрослого человека. Она полностью повторяет ее. Одежду для своих детей матери искусно украшают орнаментом из меха, суконной аппликацией из разноцветной материи, ленточками и бисером.

Вся красота творения рук ненецких женщин – в пошиве национальной одежды. Обычно по тому, как одет житель тундры, можно оценить, какова его жена. Веками в тундре бытует правило: по одежде мужчины определяется мастерство его супруги. Талантливая женщина и детей своих нарядит так, что глаз не оторвать, и муж ее с гордо поднятой головой ходит в своих нарядах. Всего два цвета – белый и черный – используют ненецкие мастерицы для украшения одежды. В них символизируются две стихии мироздания – Земля и Небо.

Со временем национальная одежда может уйти в прошлое. Но на Таймыре есть мастерицы, которые дают старинным нарядам новую жизнь, бережно привнося в традиции современный стиль: дополняя модными деталями, объединяя красоту, практичность и доступность традиционной одежды.

Всю свою жизнь ненецкая женщина шьет одежды для своего мужа и детей.
Люди, как правило, складывают свое мнение о женщине именно на основе того, как одеты ее близкие.

Ненка не просто конструирует из шкур животных одеяние от холода, она еще и мысленно слагает – проговаривает особую сокровенную песню о том, кому и зачем этот наряд предназначен. Монолог швеи сперва звучит лишь в ее мыслях, звучит неустанно, от начала работы до самого конца. Швея проговаривает всё то, что должна делать одежда для близких людей, как должна беречь и защищать их, помогать и согревать. Этот монолог постепенно становится песней, и если песня хороша, то швея может исполнить ее для всех, а иногда особые песни становятся народными.

«Пусть наряд моего мужа не так красив и бел, как у других, - поется в одной народной ненецкой песне, - но в лютую стужу ему будет тепло от моей заботы…»

Традиционно одежда на севере изготавливалась и изготавливается из меха и кожи. Нитками служили оленьи сухожилия.
Одежда варьируется в зависимости от традиционной направленности хозяйства северных народов. В центральных районах Арктики, где жили охотники на оленя и пушного зверя, преобладает распашная одежда. На западе (ненцы) и на востоке (чукчи и коряки) охота была не очень распространена, там занимались оленеводством. Нужно было длительное время проводить на открытом пространстве тундры, поэтому в данном регионе преобладают накладные глухие одежды. Причем чукчи пасли стада пешком, в связи с этим их платье короче, чем у ненцев, которые ездили на нартах.
Одежда ненецкого мужчины - малица. Она надевается через голову и доходит до щиколоток. Шьют ее из оленьих шкур мехом внутрь. К рукавам пришивают рукавицы, к вороту - капюшон. Поверх малицы ненцы носят маличную рубаху - чехол из цветной материи, который чуть короче малицы и предохраняет ее от загрязнения и сырости.
Под малицу мужчины носили штаны из ровдуги - самодельной оленьей замши. А с XIX в. стали надевать «покупные» штаны.
Следует подчеркнуть, что в наше время меньше всего сохранилась местная поясная одежда: брюки теперь покупают в магазине, надевая традиционные штаны только на охоту. Зато остальная одежда и обувь широко распространились (хотя к обуви и пришивают фабричную подошву).

Малицу носят с кожаным поясом, украшенным бисером и медными пуговицами, к которому медными цепочками и кожаными ремешками крепили нож, трубку и другие необходимые вещи.
Когда было очень холодно, поверх малицы надевали совик.

Рассмотрим малицу подробнее.
Малица
– мужская глухая (без разреза) одежда, сшитая из телячьих шкур (осенних) мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём перёд делается несколько короче.

Малица во всех районах расселения ненцев имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. При помощи продёрнутой тесёмки можно сужать или расширять отверстие, обрамляющее лицо. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). При этом считается красивым для верха капюшона тёмный или чёрный мех. Изредка по краю капюшона пришивается опушка из густошерстного белого оленьего меха для тепла, обычно применяется мех бобра.

Встречается несколько разновидностей малицы. Особенностью малицы лесных ненцев является наличие спереди шва, который обычно отделывается декоративным кантом из полосы сукна.
К рукавам малицы наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. По подолу малицы идёт опушка. Обычно она делается из шкуры осеннего телёнка или летней шкуры взрослого оленя (мех короткий и невысокого качества).
Над опушкой подола подшивается одна-две полоски сукна (жёлтого, красного или зелёного цвета), иногда по подолу вставляется узор из сочетания белого и тёмного меха.
Покрой малицы (довольно широкой в верхней части) и особый покрой рукавов, образующих широкую пройму, позволяет ненцу, не снимая одежды, вынуть руки из рукавов и под малицей набить трубку и т.д. поскольку малицу носят с поясом, причём поверх талии образуется напуск, то пазуха заменяет карман и является своеобразным складом. Там держат кисет с табаком, трубку и прочие необходимые вещи.

Малицы ненцев, живущих в разных районах Ямала, отличаются воротниками и покроем. Так канинские и колгуевские ненцы имеют малицу с высоким круглым воротником из оленьего меха, а поверх этого отдельно надевается шапка с круглым дном и короткими ушами. Кроме того, покрой малицы у этих ненцев более узок, и она плотнее облегает фигуру.

Для предохранения малицы от сырости, грязи и солнца с давних пор многие ненцы носят поверх малиц маличные рубахи из сукна или иной плотной материи разных цветов. По покрою маличная рубаха сходна с малицей – перёд и спина сшиваются из целых кусков и слегка расширяются книзу; перёд немного короче спины; рукава – значительно шире к проймам, с ластовицами.

В гардеробе ненца обычно 3-4 малицы на все случаи жизни.
К одежде относятся очень бережно, потому что она создаётся вручную и в случае утери или порчи её трудно восстановить.
В сильные морозы, пургу, при долгом нахождении на воздухе (выпас оленей, охота, рыбалка, кочевые перемещения и т.д.) поверх малицы надевается меховой совик.
СОВИК (гусь, сокуй, кумши, кумшин, савак, соок) – верхняя меховая одежда с капюшоном, надеваемая на малицу. Одевается, как малица, через голову, носится без пояса. Совик шьют мехом наружу, ворсом вниз из зимнего или осеннего меха взрослых оленей.

Рисунок из Интернета.

Покрой совика несколько отличается от покроя малицы. Он не имеет рукавиц, но имеет капюшон, часто с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или из двух песцовых хвостов. Капюшон совика делается одинарным и кроится из той же шкуры, которая идёт на шитьё верхней части спины. Характерно, что часть шкуры с головы оленя образует затылочную часть капюшона, будучи выкроенной вместе со спинкой.
Совик имеет пришитый подол, иногда из меха другого цвета.

В зависимости от окраски шкур совики бывают белые, тёмные, пёстрые. Красивым считается совик из белых шкурок.
Совик является одеждой для улицы, дополнительным хранителем тепла – его в сильные морозы или в пургу надевают поверх малицы, поэтому в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах. Кладут его так, чтобы спина была сверху, а капюшон и рукава были завёрнуты внутрь. Во время зимних стоянок совик может служить и спальным мешком: его стягивают вокруг ног, а капюшон и рукава вправляют внутрь и в таком виде в нём ложатся прямо на снег или в куропаткин чум.

Летом в плохую погоду на малицу надевают тканый совик. Он намного короче зимнего.
***
Продолжение следует… -

Ненецкий женский костюм, 68 выпуск.

Куклы в народных костюмах №68. Ненецкий женский костюм.

Замечательная кукла, ещё одна "зимняя" куколка в серии - она одна из тех, кого мы уже видели на подставке ДеАгостини , теперь совершенно точно известно, кто она такая.

По уточнению от Татьяны (которая живёт в Ненецком Автономном округе), кукла называется - ненка .

Куколка в меховой обуви и тёплом зимней костюме с головным убором.

В комплект женской одежды входит распашная двойная меховая зимняя парка – паны, бокари и шапка.

Куклы в народных костюмах №68. Ненецкий женский костюм, фото куклы.


Вид сбоку. Капюшон подклеен, не снимается. Также как и варежки, и сапожки.

Женская парка распашная, может быть мехом вверх и вниз. Верхнюю часть делают из телячьих шкурок с гладким ворсом. К парке пришиты рукавицы из камуса, песцовый воротник. Нарядной считается парка из белых или пестрых шкурок. Украшают парку орнаментальными полосками, выполненными в технике меховой мозаики. Осенне-летняя одежда северных ханты как и у ненок – ягушка и по своему покрою выглядит также как и зимняя, но выполняется из сукна.

Пимы – ненецкая национальная меховая обувь, которую ненецкие женщины шьют сами. Пимы - это очень удобная при долгой ходьбе обувь, тёплая и лёгкая. Состоят пимы из сшитого мехом внутрь чулка и нижней части, сделанной из камуса мехом наружу.

Ненецкая женская зимняя одежда встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделкой. Женская верхняя зимняя одежда (русское название на западе - паница, за Уралом - ягушка), в отличие от мужской, имеет разрез спереди. В настоящее время она встречается двух типов, которые различаются как покроем, так и характером украшений и отделкой.

Паницу обычно носят с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую. Пояс плетут из разноцветных ниток длиной до трех метров, с обоих концов пояс завершается кистями.

Сидор – головной убор, который шьют обычно из красного сукна и украшают бисером, сидор служит нарядным дополнением к костюму. Женщины-ненки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы. Ненецкая женская шапка очень нарядная и теплая за счет двойного меха внутри и снаружи.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал