Консультация для родителей«Математика – это интересно. Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей младшего возраста Консультация для родителей по фэмп подготовительной группе

06.04.2024

Консультация для родителей

«Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

В современном мире развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период необходимо учить детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и в повседневной жизни, наблюдая за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития, воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного, по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. В программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки...

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост.)

Поиграйте в игру: «Найди игрушку». Спрячьте игрушку: «Раз, два, три-ищи!», -говорит взрослый.

Ребенок ищет, найдя, рассказывает, где она находилась, используя предлоги «на», «за», «в».

Упражняйте детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки по цвету, но разного размера; мячи: один красный мяч, другой синий; большой кубик - маленький кубики т.п.).

Учите детей называть свойства предметов: холодный-теплый, твердый-мягкий, большой-маленький и т.п..

Необходимо продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Сначала детей нужно учить собирать из 3-5 колец одноцветные, а затем разноцветные пирамидки, нанизывать на штативы шарики, раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания/возрастания, разбирать и собирать игрушки-вкладыши (народные дидактические игрушки: матрешки, яйца, бочонки и др.), выкладывать из строительного материала одноцветные и разноцветные, короткие и длинные дорожки, и т.д.

Любая деятельность детей 3-го года жизни создает благоприятные условия для формирования представлений о множестве, равенстве, неравенстве групп предметов. Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.


Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»

Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

2. Математическая игра «Составь цветок»

Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

3. Игра- упражнение «Назови похожий предмет»

Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

4. «Собери бусы»

Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.

Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.

Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками"):

5. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль

развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.

Играйте с ребенком с удовольствием!

МАДОУ "МАЯЧОК" детский сад №176 Свердловская область, г. Нижний Тагил

Консультация для родителей

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Воспитатель: Никульникова Р.И.

Математика в детском саду начинается со второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств. Поэтому формирование понятий в школьном курсе математики происходит на теоретико-множественной основе.

Выполнение детьми в детском саду различных математических операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака — важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.

Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Ведь что они дают ребенку?

Во-первых , у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира.

Во-вторых , он познает пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Все это позволяет ребенку развивать в дальнейшем логическое мышление.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников использую и направляю в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Таким образом, считаю необходимым использовать игру как важный инструмент воспитания и обучения детей. По моему мнению, использование дидактических игр способствует лучшему развитию математических и других способностей детей.

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр.

Детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Следовательно, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринуждённой форме.

Такой подход существенно меняет методы и приемы обучения, и требует такого проведения занятий, где задачи развития решались посредством использования дидактической игры. Также он в математическом воспитании и обучении является актуальным, новым и требует специальной разработки.

Когда взрослые пытаются навязать ребёнку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно; настоящие могут поставить себя на место своего слушателя. Они исходят из своих собственных позиций и непосредственно из того момента, в который происходят описываемые события. Ребёнок ещё не различает, что можно считать само собой разумеющимся, а что нет.

Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а эти связи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними. При классификации объекты или явления объединяются на основе общих признаков в класс или группу.

Классификация вынуждает детей подумать о том, что лежит в основе сходства и различия, разнообразных вещей, поскольку ему необходимо сделать заключение о них. Основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериации образуют более общую схему у всех детей примерно между 4 и 7 годами жизни. Они создают фундамент для выработки логического последовательного мышления.

Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие . Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь полученный опыт от окружающего мира в форме представлений и образов предметов, и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него. Таким образом, развитие восприятия создает предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, в системе которых оно приобретает новые черты.

Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Объём представлений следует рассматривать в качестве основы познавательного развития . Познавательные и речевые умения составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно. Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх. Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.

Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: "Логические кубики" , "Уголки", "Составь куб" и другие; из серии: "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб- хамелеон" и другие. Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели и другие.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей

Оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

Сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

Проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

Рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.

Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.

Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности.

Обучение детей математике в нашей группе носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.

Свои занятия часто начинаем с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяем какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты чаще всего пропускаем. Выяснение математических свойств проводим на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный — короткий, круглый — некруглый и т. п.). Детей приучаем последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета? Какого размера?») Наши малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности. Используя игры, учим детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот - неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как: « КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?», «СКОЛЬКО?», «ПУТАНИЦА?», «ИСПРАВЬ ОШИБКУ», «УБИРАЕМ ЦИФРЫ», «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ», дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как: « ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ», « КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ», «КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?» И многие другие я использую на занятиях, в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.

Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, мы даем детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка.. Наиболее сложные способы действия демонстрируем 2—3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используем игровые приемы и дидактические игры.

Консультация для родителей
«Математическое развитие дошкольников в курсе дошкольной математике «Игралочка» Г. Л. Петерсон.
Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит к порядку ума», но формирует жизненные важные качества учащихся - внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки творческие способности. Но для эффективного развития детей средствами математики важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа, что бы каждый из этапов - в том числе и дошкольное детство – стал ступенькой для следующего.
Учебно-методическое пособие «Игралочка» Л.Г. Петерсон, предназначенное для развития детей 3-4 лет. Данное пособие является начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни.
Главное сформировать у ребёнка психологическую и общеучебную готовность к школе, развить у него познавательный интерес, внимание, память, мышление, речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности. Именно на решение этих задач и сориентирован курс дошкольной подготовки по математике «Ступеньки».
Основные задачи математического развития дошкольников в курсе дошкольной математике «Игралочка» Г. Л. Петерсона.
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Развитие мыслительных операций:
3) Формирование умения понимать правела игры и следовать им.
4) Развитие вариативного мышления, творческих способностей.
5) Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Увеличение объёма внимания и памяти.
7) Формирования познавательности поведения, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
8) Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и т. д.).
Со 2 младшей группы проводится непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (1раз в неделю, по 15 минут). Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку (отбери все синие кубики и т. п.). Малышей не учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.
Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, высоте, широте. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), узнавать модели этих фигур, не смотря на различия в их окраске и размерах. Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. Во второй младшей группе детей учат ориентироваться в пространственных направлениях (на, над, под…), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь. Большое значение придаётся работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (предметы на картинки). При этом происходит формирование логического мышления. Практика показывает, что решение логических задач расширяет словарный запас, облегчает общение со сверстниками, позволяет научиться высказывать и обосновывать свои суждения. Повышает наблюдательность и внимание. На занятиях и в повседневной жизни широко используется дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, мы закрепляем, углубляем и расширяем математические представления детей.
Новое знание не даётся детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей отношений с окружающего мира путём самостоятельного анализа, сравнения, выявление существенных признаков и обобщения. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактической игры, в процессе которой дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идёт обучение, они работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, конструктором и т. д. …. Вся система организации занятий воспринимается ребёнком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Продолжительность занятий изменяется при переходе детей с одной ступени обучения на другую. В младшей группе она составляет примерно 15 мин., в средней – 20 мин., в старшей – 25 мин., а в подготовительной – 30 мин.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ИГРАЛОЧКА»
Для детей 3-4 лет (младшая группа)
Первый год обучения
1 занятие в неделю, всего 26 занятий (октябрь-май)

занятия Тема Кол-во
занятий
Первое полугодие
1-4 Цвет. 4
5-7 Оттенки цветов. 3
8-9 Большой и маленький. 2
10 Цвет и форма. 1
Второе полугодие
11 Один, много. 1
12-15 Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Сохранение количества. 4
16-17 Числа 1 и 2. Цифра 1 и 2. 2
18 Пространственное отношения: длиннее – короче. Сравнение по длине. 1
19 Представление о круге. Распознавание круга. 1
20 Представление о шаре. Распознавание шара. 1
21-23 Счёт до трёх. Число и цифра 3. Представления о треугольниках, их распознавании. 3
24 Пространственное отношения: на – над – под. 1
25 Пространственное отношения: выше – ниже. 1
26 Пространственное отношения: слева – справа – посередине. 1


Приложенные файлы

Ермакова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №28
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: публикация
Тема: "Консультация по ФЭМП для родителей I младшей группы ДОУ"
Дата публикации: 20.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

вниманию

представляется

семинара: «Формирование

элементарных математических представлений у детей раннего возраста

с учетом комплексно-тематического планирования» (далее ФЭМП).

Математика

возникла

глубокой

древности

практических

потребностей

Математика,

непрерывно

развивается,

обогащается

теориями,

перестраивается

новые запросы жизни.

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства.

Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период,

когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой

умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать

особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого

определяется

качественными

особенностями

усвоения

исходных

количество,

величина,

пространственные

отношения.

очевидно,

обучение

процессе

образовательной

деятельности

повседневной

направлено

формирование

возраста

основных

математических

представлений и развитие математического мышления.

У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные

представления

количественных

качественных

различиях

предметов

ближайшего окружения. В этот период нужно научить детей разнообразно

действовать

предметами:

собирать

однородные

предметы

отсоединять

предметов

основной

отбирать

одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях.

А.В. Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребенка связан с

развитием

ощущений,

восприятий,

представлений.

формирование

математических

представлений

возрасте

развитием

сенсорного

Сенсорное

развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений

о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в

пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в

переоценить.

наиболее

благоприятен

совершенствования

деятельности

накопления представлений об окружающем мире. Выдающие зарубежные

учёные в области дошкольной педагогики, а также известные представители

отечественной дошкольной психологии и педагогики справедливо считали,

что сенсорное воспитание, является одной из основных сторон дошкольного

воспитания. Сенсорное развитие имеет самостоятельное значение, так как

полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в

детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.

С детьми второго, третьего года жизни в детском саду не проводятся

специальные занятия по развитию математических представлений. Условия,

способствующие развитию математических представлений, создаются в ходе

ознакомлению

окружающим

развитию

конструированию, а также в свободной деятельности в группе. Занятия по

включают

комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-

практических методов и приёмов; помогают детям овладеть способами и

приёмами

познания,

применять

полученные

самостоятельной

деятельности.

позволяет

обеспечить

развивающую

направленность

обучения,

умственным,

развитием и разнообразными видами деятельности.

При организации игр учитываются доступность и привлекательность,

дозировку

характер,

используются

различные сюрпризные моменты. Успешности обучения способствуют резкие

контрасты формы: шар - куб, цвета: красный - желтый, величины: большой -

маленький.

подбираются

знакомые

знакомо не только их название, но и возможность использования в играх.

Используются

принципы

личностно-ориентированного

подбираются содержание, формы и методы работы с учётом уровня развития

ребёнка. В начале обучения каждому ребенку предоставляется возможность

работать

присущем

постепенно

увеличивая

воспитателя:

положительно

оценивать

удавшийся

попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым

содействуя развитию его самостоятельности и активности.

Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве на

начальном этапе нужно привлечь внимание к группам однородных игрушек,

побудить рассмотреть их, уточнить название. Например, рассматривая мячи,

задавать вопросы: «Что это?». После этого перейти к понятию качества,

сказав: «Какие они разные большие и маленькие (зеленые и красные) и т.д.».

В следующий раз привлечь детей к активному участию в создании группы из

однородных

предметов.

предметов

создавались

однородных

одинаковых

признакам:

величины и материала.

Для освоения детьми начальных представлений о величине и форме

предметов

окружающего

обращать

внимание

предметов. Например, показать большую матрешку и, передав ее в руки

ребенка, сказать: «Матрешка большая». После того как ребенок исследовал

б о л ь ш у ю

м ат р е ш к у,

п е р е д ат ь

м а л е н ь к у ю

м ат р е ш к у

прокомментировать: «Это маленькая». Можно поставить две матрешки на

сравнить,

попросить

показать,

маленькая

матрешка.

знакомства

предметов

использовать

выраженную

сенсорных

эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме,

например, шарик и кубик, учить их сравнивать. Показать, что шарик катится

с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки.

Из шариков нельзя

построить башенку, приложить шарик на шарик, а из кубиков можно. Дать

ребенку самому попытаться построить башню вначале из шариков, а потом из

Элементарные знания о величине, форме, количестве уточняются,

закрепляются

повседневной

Например,

собираясь

прогулку можно сравнить обувь и одежду малыша и мамы, купив ребенку

яблоко, показать, как оно катится по столу и тому подобное.

Наиболее

подходящей

обучения

первоначальным

математическим

представлениям

является

дидактическая

особенность,

дидактической

подозревает,

осваивает

овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя,

сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает

развития

представлений

величине

предметов с детьми можно проводить разнообразные действия с предметами:

собирание

игрушек-вкладышей

матрешки, грибочки, бочонки, собирание пирамидки, соотнесение предметов

с фигурными отверстиями дидактических столиков, составление разрезных

картинок из двух частей, собирание геометрической и магнитной мозаики.

Такие дидактические игры также способствуют развитию мелкой моторики

руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.

создании

предметно-пространственной

развивающей

отводится

предметам,

пособиям

подталкивают

мыслительной

деятельности,

сравнивать

различать,

группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и

несущественные

признаки,

устанавливать

моделировать.

В свободном доступе для детей должны находиться: разнообразные наборы

однородных и неоднородных предметов, игрушек, различный природный,

бросовый

материалы,

пуговицы,

размера),

различные

которые успешно используются для упражнений

в сравнении и различии,

группирования

классификации

предметов;

демонстрационный

материал

(наборы однородных предметов и игрушек и их изображений (различной

величины и цвета, модели геометрических фигур; раздаточный материал

(панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их

изображений,

пирамидки,

(различной величины и цвета) и т.д.

Педагогическая

возраста

специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с

детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями

психологии

маленьких

воспитатель

намечает

программные

дидактические,

пальчиковые

упражнения, динамические паузы и т.д. От возраста и знаний детей зависит и

сама форма организации образовательной деятельности. По ходу игры детям

необходимо

предоставить

возможность

свободно

перемещаться

пространству

групповой

планирования

заданий в соответствии с их потребностями. Дети могут располагаться на

коврике, за столом, в разных зонах группы. Положение малышей может быть

разнообразным:

коленках и т.д. Но самым важным моментом формирования Э.М.П. у детей

возраста

является

обеспечение

эмоционального

комфорта,

привлечение

внимания,

способствованию

развитию

познавательных

процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми

впечатлениями и положительными эмоциями.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что организованная

математическому

развитию

возраста

способствовать

повышению

сформированности

элементарных

математических представлений. И здесь важную роль играет использование

комплексно-тематического

планирования,

разработка

перспективного плана по формированию Э.М.П. у детей раннего возраста.

Из опыта работы, перспективный план в нашем ДОУ предполагает

осуществление 34-х примерных тем. Реализация одной темы осуществляется

примерно

недельный

Программное

разрабатывается с учетом возрастных возможностей детей.

Перспективный план работы по ФЭМП у детей раннего возраста

учетом комплексно-тематического планирования имеет свои особенности:

Предварительный

взрослым

основных

систематичность и культуросообразность образовательному процессу.

Реализация темы в комплексе разных видов деятельности как бы

вынуждает взрослого к позиции партнера, сотрудника.

Организация предметной среды, постоянно подстраиваемая под

развивающие задачи и инициативу детей.

свободной

самостоятельной

деятельности

наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем

разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает

широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам.

Тематика, которая предлагается детям, должна быть значима для

общества

вызывать

впечатления, представления и понятия.

успешном

использовании

комплексно-

тематического

планирования

формированию

элементарных

математических представлений ребёнок раннего возраста:

Может образовывать группы из однородных предметов;

Различает один и много предметов;

Различает большие и маленькие предметы, называет их размер;

Различает

предметов,

называет

треугольник,

прямоугольник;

словесному

указанию

находить

предметы

названию,

цвету, размеру;

Ориентируется в помещениях группы и на участке детского сада,

ориентируется в частях собственного тела (голова, руки, ноги); называет их.

Спасибо за внимание!!!

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал