Создание условий в доу для естественнонаучным представлениям. Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольного возраста

09.12.2023

Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности.

С. Л. Рубинштейн

ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками – формирование элементарных естественно-научных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественно-научные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественно-научных представлений способствует развитию детской любознательности. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

В течение 2016-2017 учебного года я реализовывала авторский проект по самообразованию «Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста».

Цель этой работы : развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность.

Выделила следующие задачи :

1. Развивать у детей предпосылки диалектного мышления.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

4. Воспитывать гуманное, эмоционально положительное, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения.

5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей природе.

Данные проведенной мной диагностики в начале учебного года показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно-научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. И поэтому чтобы начать решать выявленную проблему, мы в группе создали мини-лабораторию. Для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размера и формы: стаканчики разной степени прозрачности и цвета из-под мороженого, йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, коробки из-под тортов, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). Также подойдут и большие прозрачные пластмассовые банки, например, для круп. Из обычных пластиковых бутылок, разрезанных пополам, получатся дождемер (для измерения количества выпавших осадков) и ловушка для почвенных животных. Верхняя часть бутылки переворачивается и вставляется в нижнюю, наподобие обычной воронки. На стенках дождемера фломастером наносятся метки-черточки.

В сборе и изготовлении оборудования принимают участие и дети, и родители. При таком подходе процесс оформления лаборатории имеет воспитательное значение (реализация лозунга «Отходы в доходы!»).

В группе для проведения опытов по программе используем имеющийся специальный материал (кувшинчики, стаканчики для переливания воды, цилиндры и т. п.). Для исследований в лаборатории и на прогулках мы используем лупы, термометры (для измерения температуры воздуха и воды), песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, магнитную доску, мини планетарий, миски и другие емкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой, флюгеры, бумагу, фломастеры. Для фиксирования результатов наблюдений оформляются «Дневники ученых» (папки, тетради, альбомы).

Особенно интересно детям следить за развитием корней лука. Длинные корни образуются также и у веточек тополя, которые нетрудно найти в городе весной, после обрезки деревьев. Сначала веточки мы ставим в воду, а через некоторое время, когда появятся корни, высадить в емкость. Для удобства наблюдения сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.

Также в уголке экспериментирования храним природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий), шишки, мхи, лишайники, кусочки коры деревьев. Детям мы предлагали поискать во дворе детского сада или дома предметы, которые, с их точки зрения, могли бы представлять интерес для ученых. Просили принести их в лабораторию и объяснить свой выбор. Выделили для таких материалов специальный уголок.

Также для повышения познавательной активности детей я разрабатываю проекты. В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой (темой). При разработке проектов использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования, и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Основной механизм реализации проекта: проведение серии регулярных занятий естественно-научного цикла.

Темы проектов определяются по инициативе детей: что они хотят узнать, что их интересует, или по инициативе воспитателя: что воспитатели считают важным для развития ребёнка. Если тема инициировалась взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивация: иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.

В работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельности:

– прогулки (по экологической тропе, к оврагу, к роднику);

– экскурсии (в парк, в лес);

– опыты («Имеет ли вода форму?», «Имеет ли запах вода?», «Какой цвет воды?», «Какой вкус воды?», «Песочные туннели», «Что такое вода?», «Сухой песок не держит форму», «Снег-это тоже вода», «Разноцветные льдинки»;

– беседы («Что такое природа?», «Кому нужна вода?» «Какие бывают камешки?», «Как человек использует воду?»»;

– эксперименты («Создаем вулкан», «Что нужно для роста растений?», «Воздух и его свойства», «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке?»;

– проведение серии регулярных занятий: «Откуда берутся облака?», «Где же спряталась вода?», «Секреты воды в твёрдом состоянии»;

– игры («Плавает-тонет», «Чей мыльный пузырь дольше не лопнет?»;

– коллективные проекты («Радуга на лугу», «Секреты воды», «Мы-друзья природы!» «Прогулка с интересом»;

– индивидуальные проекты («Куда делись динозавры?», «Где живет Дед Мороз?», «Откуда к нам приходит вода?»).

Родители могут быть не только источниками, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Для работы с семьей использую следующие формы:

тематические выставки («Я – исследователь», «Маленький Любознайка»;

фотовыставки («Мы познаем мир», «Мама, папа, я – изобретательная семья»;

диспуты («Маленькие почемучки», «Любопытный возраст»);

конкурсы («Лучшее изобретение группы», «Новый наряд для куклы»);

совместные проекты («Мой друг – книга», «Шоколадная сказка»);

встречи с интересными людьми;

беседы («Обученье с увлеченьем», «Развиваем любознательность»;

консультации («Устроим дома лабораторию», «Для чего ребенку лупа?», «Неизведанное рядом»).


В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию использую наглядные средства обучения, технические средства обучения и информационно-коммуникативные. Большую часть мероприятий проведено с использованием информационно-коммуникационные технологии.

В рамках методической работы созданы картотеки экспериментов, наблюдений, познавательных бесед. Разработаны перспективные планы по познавательно-исследовательской деятельности для разных возрастных групп. Работая систематически по данной теме, проводя мониторинг уровня познавательного развития детей и сформированных научных представлений у детей, я наблюдаю положительную динамику:

Результаты мониторинга детей:

знаниями

На стадии овладения знаниями

Не владеют знаниями

2мл.гр.

Ср.гр

2мл.гр.

Ср.гр

2мл.гр.

Ср.гр

Начало уч. год

Конец уч. год

Данных результатов удалось достичь при помощи индивидуальной работы с детьми и использовании дифференцированного подхода, организации консультативной помощи родителям.

На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Таким образом, путей развития дошкольника существует много, но исследовательская деятельность, по моему мнению, является одной из самых эффективных. Если маленький исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который будет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

И в заключении хотела сказать словами Тимирязева К.Е.: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: ТЦ «Сфера», 2013.

3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2013.

4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

5. Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников / С-Пб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс».

Цель : Подвести к пониманию причин возникновения звука.

Образовательные задачи:

1. Закрепить понимание «органы чувств» и их значение для человека.

2. Учить детей доказывать, что окружающий мир познаваем, и явления природы могут быть научно объяснимы.

3. Способствовать развитию разных методов познания.

Развивающие задачи:

1. Делать элементарные умозаключения.

2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

3. Развивать любознательность: расширять кругозор.

Воспитательные задачи:

Познавать мир через открытие свойств предметов и экспериментирование с ними.

Материал и оборудование:

1. Карточки с изображениями органов чувств

2. Карточки (бинокль, магнит, веревка, вода, телевизор, диван, лампа)

3. Бутылка, ключ, магнит, бинокль, линейка, музыкальный инструмент, листы бумаги, камешки, таз с водой, блокноты, карандаши.

Ход занятия:

Ребята, я предлагаю вам попутешествовать. Согласны?

А путешествие наше будет в необычный город - «Город звуков». Но чтобы туда попасть нужно многое преодолеть и испытать.

Итак, путешествие начинается.

Что мы с собой возьмем? Что нам понадобится в пути? (Карточки, бинокль, телевизор, магнит, веревка, диван, торшер)

Вы правильно отобрали то, что нам необходимо.

Ой, что-то виднеется вдали. Но как рассмотреть? Что нам понадобится? (Бинокль)

Что видно? (Надпись «Город звуков»)

Попасть туда мы сможем с помощью ключа. А как мы сможем его достать. (Ключ в бутылке, достаем магнитом)

Почему мы достали ключ? (Магнит притягивает металлические предметы)

Мы попали в город звуков.

И вот первое задание. Найти орган чувств, который слышит звук.

Игра «Органы чувств»

Дети разбирают карточки и рассказывают об органах чувств.

Орган вкуса: язык

Орган зрения: глаз

Орган обоняния: нос

Орган осязания: кожа

Орган слуха: ухо.

Мы нашли орган слуха.

А вы что-нибудь слышите? Нет. Тишина, никаких звуков.

Но вот лежит линейка. Зачем она нужна?

- …чертить, измерять

Но мы в городе звуков, а значит, от линейки должны идти звуки. Как это сделать? (Подвести к опыту)

Положив на край стола, придерживая отпустить. Получились колебания.

Что вы услышали?

- …Звук, линейка задрожала.

Вывод: Звук появляется от дрожащих предметов.

Приложите руку к горлу, а теперь потяните звук «У». Что вы слышите?

Горлышко дрожит.

Еще их называют звуковыми волнами. Они расходятся по воздуху как круги по воде.

С водой и камнем.

Бросить камешек в воду и посмотреть, как расходятся круги по воде.

А теперь новое испытание.

Игра «Угадай, что звучит за ширмой»

(Шуршание пакета, барабан, колокольчик, расческа)

Что вы услышали?

- …Расческа, звук тихий.

Звуки бывают тихими и громкими. Потому что зубчик маленький, он колышет мало воздуха и идет меньше звуковых волн.

А сейчас сделайте рупор (из бумаги) и прислушайтесь. Лучше слышно? Потому что.… А давайте узнаем почему.

Вода и рупор.

Если вдруг нам понадобится вода (дождик из лейки).

Подставить в стаканчик – набирается плохо. Давай те в стаканчик поставим рупор. Почему с помощью рупора набрали больше.

У рупора один конец широкий, а второй узкий. В широкий конец воды попадает много. Так и со звуком. Звук в широкий конец попадает и собирается в ухе как в воронке. У кого из животных уши похожи на рупор. (Заяц, лиса, волк, кошка)

Игра «Зайцы» (на шорох притаиться).

Вот мы и побывали в городе звуков. Пора нам возвращаться. Теперь вы знаете, как возникает звук, как доходят до вашего уха. Звуковые волны передаются только по воздуху, если нет воздуха – мы ничего не услышим.

А теперь нарисуйте опыт, который вам понравился.

В блокнотах рисуют.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В настоящее время одной из главных задач дошкольного образования является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию детей. Особенно актуальным представляется формирование географических представлений, так как они закладывают у дошкольников основу миропонимания и устройство бытия. География – интереснейшая и непростая наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие ребенку понимать устройство окружающего мира. Формирование элементарных географических представлений у детей с дошкольного возраста подводит к более глубокому и подробному знакомству с этим предметом в школе. Вызывает стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формируется понимание того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. В процессе ознакомления с окружающим миром расширяется кругозор детей, формирование целостной картины мира и первичных представлений о культурных ценностях .

Особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира посредствам музейной педагогики направленной на формирование элементарных естественнонаучных и географических представлений.

Целью реализации выбранного направления является создание в МДОУ предметно-развивающей среды, способствующей полноценному всестороннему развитию дошкольников.

Таким образом, было решено создать на базе учреждения мини-музей тематического содержания, вследствие чего он получил емкое название «Планета Земля». [Рис.1]

Рис. 1 Мини-музей «Планета Земля»

Музей – это один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где ребенку можно прикоснуться к разнообразным культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества. Мини-музей «Планета Земля» позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников.

Данный подход позволяет решить следующие задачи: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и явлениях в природе. Он включает в себя не только организацию экскурсий, но и собирание, изучение, исследование музейных предметов, артефактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

При организации предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:

    Наглядность.

    Доступность.

    Безопасность. (оформление не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольников).

    Экологичность.

    Разнообразие. (экспонаты достоверно отражают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира).

    Динамичность.

    Глобализм и регионализм. (музейные экспозиции позволяют знакомить детей с глобальными проблемами природы и культуры, так и региональной тематикой).

    Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

    Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

    Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе).

    Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

    Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

    Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации) .

Экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея «Планета Земля». Музей разделен на разделы, в которых подобраны предметы соответствующей теме.

Раздел «Загадки морей и океанов» позволяет узнать о море и его жизни, об удивительных и загадочных существах, обитающих в океанских глубинах и среди красочных коралловых рифов. Он включает в себя коллекции ракушек, образцы морской соли, морскую и речную гальку, кораллы, морские звезды, чучела маленькой акулы, рыбы-ежа, краба. [Рис.2]

Рис. 2 Раздел «Загадки морей и океанов»

Раздел «Природные богатства недр Земли» включает в себя коллекции песка, почв, минералов и даже ископаемые останки как растительного, так и животного происхождения. Это удивительная возможность проникнуть в мир, существовавший на нашей планете за миллионы лет до появления человека. [Рис.3]

Рис. 3 Раздел «Природные богатства недр Земли»

Открыть увлекательный мир живой природы помогает раздел «Царство растений и насекомых» здесь не боясь можно рассмотреть самых необычных насекомых, увидеть разнообразие видов, узнать интересные факты о них, проследить весь жизненный путь. Он включает в себя коллекции насекомых и семян растений, гербарии деревьев и трав.

Совершить кругосветное путешествие по материкам и океанам, узнать о самых красивых памятниках культуры и чудесах света, о многогранности культурного наследия стран мира, о первых представлениях человечества о планете поможет раздел «Путешествий». Здесь представлены макеты достопримечательностей различных городов и стран, национальные костюмы многих народов. [Рис.4]

Рис. 4 Раздел «Путешествий»

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с дошкольниками предполагает не только количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями, но и пробуждение творческой активности детей, качество усвоения полученной информации . Поэтому педагогический коллектив продумывает обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспонатами для побуждения детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Музейные экспонаты обеспечивают развитие детской активности: собственной и стимулируемой взрослым. Такие формы педагогической работы обеспечивают личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому реализовать свою познавательную активность . Дети выступают в роли археологов, научных сотрудников, журналистов, туристов и путешественников. Таким образом, играя, дети познают мир, который в будущем более подробно они будут изучать в школе. [Рис.5]

Рис. 5 Практическая часть экскурсии

На экскурсиях они узнают о процессах и явлениях в окружающем мире, что подводит к пониманию окружающей действительности.

С учетом интереса детей к занятиям-экскурсиям в музее, возникла необходимость организовать работу мини-лабораторий в каждой группе.

В каждой группе функционируют хорошо оборудованные центры экспериментирования, в которые вошли:

    Приборы-помощники

    Разнообразные сосуды из разных материалов, разного объёма и формы

    Утилизированный материал

    Технические материалы

    Пищевые красители, акварельные краски

    Медицинские материалы

    Природный материал

    Разные виды бумаги

    Прочие материалы

Были составление картотеки опытов и экспериментов, в соответствии с возрастными особенностями детей. Чтобы избежать хаотичности в планировании тем детского экспериментирования, педагогики руководствовались примерным перспективным планом мини-музея «Планета Земля». В таблицах представлены темы занятий-экскурсий с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Тематический план работы с детьми младшего дошкольного возраста

Тема экскурсии

Цели

«Живая и неживая природа»

Познакомить детей с объектами живой и неживой природы

«Вода источник жизни»

Дать представления о свойствах воды и ее значении в жизни.

«Морские обитатели»

«Кто живет в лесу?»

Дать детям первоначальные представления об обитателях леса.

«Что растет в лесу?»

Дать детям первоначальные представления о лесе.

«Кто живет в траве?»

«От семени до дерева»

«Как живут растения зимой?»

Дать представления о том что происходит с растениями в зимний период.

«Как звери к зиме готовятся?»

Дать детям представления о жизни диких животных зимой

«Как птицы весну встречают?»

Познакомить детей с разнообразием и повадками птиц.

«Цветы на лугу»

Познакомить с разнообразием растений, цветов.

Удивительный мир камней

Познакомить с разнообразием камней

«Наша Родина - Россия»

Дать детям представления о стране

«Наш город»

Познакомить с достопримечательностями города.

Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Тема экскурсии

Цели

«Аммониты – древнейшие животные Земли»

Дать детям элементарные представления о зарождении жизни на Земле, о первых существах населяющих планету.

«Первые представления людей о планете Земля»

Познакомить с первыми представлениями человечества о планете Земля.

«Глобус и карта помощники в путешествии»

Познакомить детей с глобусом-моделью земного шара; дать представления о картах и их назначении.

«Чудеса Света»

Познакомить с достопримечательностями стран Мира.

«Широка страна моя родная»

Дать детям представления о России, как стране городов; познакомить с принципом создания гербов; расширять представление об особенностях географического положения России.

«Народов много, страна одна»

Дать детям представления о разнообразии народов и их традициях, национальных костюмах, которые населяют нашу страну. Воспитывать чувство толерантности.

«Путешествие в Африку»

Дать детям элементарные представления о материке Африка.

«Путешествие в Австралию»

Дать детям элементарные представления о материке Австралия.

«Путешествие в Антарктиду»

Дать детям элементарные представления о материке Антарктида.

«Путешествие в Америку»

Дать детям элементарные представления о материках Южная и Северная Америки.

«Морские обитатели»

Познакомить с обитателями и дать детям представления о разнообразии подводного мира.

Расширить представления детей о морских хищниках.

«Какие разные камни»

Дать детям представления о разнообразии камней.

«Выращиваем кристаллы»

Прививать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

«Кто живет в траве?»

Расширить представления о насекомых.

«От семени до дерева»

Расширить представления о растительном мире.

«Путешествие на северный полюс»

Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего севера; формировать представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

«Путешествие в тундру»

Познакомить детей с особенностями природных условий тундры.

«Путешествие в тайгу»

Познакомить детей с особенностями природных условий тайги.

«Путешествие в пустыню»

Познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.

Изначально, данное направление работы было экспериментально апробировано с детьми старшего дошкольного возраста. Итоги показали, что дети увлеченно и с большим интересом посещали экскурсии, делились полученными знаниями друг с другом и с родителями. Они стали бережнее относиться к окружающей среде и окружающему миру, проявлять интерес к исследовательской деятельности, поняли, что мир вокруг нас таит в себе много загадок, которые они могут разгадать.

Всё это очень важно для воспитания успешного человека, стремящегося узнавать новое. Совместная работа, включающая в себя музейную педагогику и экспериментально-исследовательскую деятельность, подводит ребенка к более осмысленному пониманию окружающего мира, формирует естественнонаучное мировоззрение, дает возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. Ребенок познает не только внешние параметры объектов, но и их связь между собой . Данное направление развивает экологическую грамотность и культуру, ответственное отношение к окружающей среде и позволяет дошкольникам участвовать в посильной практической деятельности по охране природы.

Литература

1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманинова. В.В. Щетинина «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Москва ТЦ «Сфера», 2002

3. С.Н. Николаева «Юный Эколог» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

4. А.Н. Морозова О.В. Мельникова «Пособие для воспитателей, методистов ДОУ и родителей» М.: ТЦ Сфера, 2006

5. Н.А. Рыжова «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» Лекции 1-4. Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2010

6. О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006

любовь Журавлева
Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольного возраста

ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений . Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей , способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей .

Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации , поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию , но и уметь целенаправленно искать её.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий дошкольные образовательные учреждения все активнее вводят метод проектов в детском саду Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат , который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой) .

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому формирование необходимых универсальных учебных действий является основной задачей воспитателей.

В течение 2013-2016 учебного года реализовывала авторский проект по самообразованию «Формирование основ естественно- научных знаний у детей дошкольного возраста ». В течение трех лет в рамках экспериментальной программы проводила занятия с детьми, вела работу по подготовке детей к овладению программой, что позволило лучше ориентироваться в экспериментальной программе.

Цель этой работы : развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность.

Выделила следующие задачи :

1. Развивать у детей предпосылки диалектного мышления.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

4. Воспитывать гуманный, эмоционально положительный, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения.

5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей природе.

Данные проведенной мной диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественнонаучных представлений и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе.

Для обеспечения системы работы по данному направлению был разработан план, созданы элементы развивающей среды : уголок экспериментирования (колбы, трубочки, различные баночки и стаканчики, лупы, штативы и т. д., различные коллекции (семян, камней, ракушек, гербарии и т. д., тематические альбомы, подобрана познавательная литература (хрестоматии, энциклопедии, составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов живой и неживой природы, дидактические игры поисково-исследовательского содержания (игры-загадки, игры-путешествия и т. п., лепбуки.

Работа проводится в трех направлениях : работа с детьми, работа с родителями и методическая работа. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых , способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в дошкольных образовательных учреждениях с интеграцией в различных образовательных областях.

При разработке проектов использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей .

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Основной механизм реализации проекта : проведение серии регулярных занятий естественнонаучного цикла .

Темы проектов определяются по инициативе детей : что они хотят узнать, что их интересует, или по инициативе воспитателя : что воспитатели считают важным для развития ребёнка. Если тема инициировалась взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивация : иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.

В работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельности : прогулки (к оврагу, к роднику, экскурсии (в парк, на аэродром, опыты («Имеет ли вода форму , «Песочные туннели» , «Варим кашу сами» , беседы («Что такое природа?» , «Какие бывают камешки?» , «Для чего нам кашу кушать?» , эксперименты («Создаем вулкан» , «Что нужно для роста растений?» , «Воздух и его свойства» , проведение серии регулярных занятий естественно-научного цикла : «Откуда берутся облака?» , «Заседание ученого совета» , игры («Плавает-тонет» , «Чей мыльный пузырь дольше не лопнет?» , коллективные проекты («Радуга на лугу» , «Зачем мы кашу кушаем?» , индивидуальные проекты («Куда делись динозавры?» , «Где живет Дед Мороз?» , «Откуда к нам приходит вода?» ).

Родители могут быть не только источниками информации , реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Для работы с семьей использую следующие формы : тематические выставки («Я – исследователь» , «Маленький любознайка» , фотовыставки («Мы познаем мир» , «Мама, папа, я – изобретательная семья» , диспуты («Маленькие почемучки» , «Любопытный возраст » , конкурсы («Лучшее изобретение группы» , «Новый наряд для куклы» , совместные проекты («Мой друг – книга» , «Шоколадная сказка» , встречи с интересными людьми, беседы («Обученье с увлеченьем» , «Развиваем любознательность» , консультации («Устроим дома лабораторию» , «Для чего ребенку лупа?» ).

В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию использую наглядные средства обучения, технические средства обучения и информационно-коммуникативные . 48% мероприятий проведено с использованием информационно -коммуникационные технологии.

В рамках методической работы созданы картотеки экспериментов, наблюдений, познавательных бесед. Разработаны перспективные планы по познавательно- исследовательской деятельности для разных возрастных групп , проведена консультация для воспитателей «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии А. И. Савенкова» и проведен ряд открытых занятий для педагогов района.

Работая систематически по данной теме, проводя мониторинг уровня познавательного развития детей и сформированности научных представлений у детей , я наблюдаю положительную динамику :

Результаты мониторинга детей

Год Владеют знаниями На стадии овладения знаниями Не владеют знаниями

2013-2014 уч. год 10% 15% 75%

2014-2015 уч. год 25% 30% 45%

2015-2016 уч. год 45% 35% 20%

Данных результатов удалось достичь при помощи индивидуальной работы с детьми и использовании дифференцированного подхода, организации консультативной помощи родителям.

За три последние года увеличилось количество проектов, выполненных детьми.

На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания , развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

По отзывам учителей, наших воспитанников отличает высокий уровень познавательного развития, что выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.

Публикации по теме:

Формирование основ экспериментально-опытнической деятельности у детей младшего дошкольного возраста В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей.

Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста Цель:создание условий для формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Задачи: подготовить развивающую предметно.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения. В.

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Формирование основ безопасного поведения у детей.

Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Временный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Однако в практике дошкольного воспитания мы видим, что в ходе занятий дети практически лишены возможности задавать вопросы – весь материал выдается воспитателем в готовом виде, зачастую без учета интереса детей. А временные рамки занятия не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность. Кроме того, в известной степени страдает и форма подачи такого материала. Она или избыточно сложна, или дается детям в виде «готовых понятий», которые принимаются детьми как аксиома, без попыток понять причинно-следственные связи. Поэтому для многих педагогов этот раздел представляет определенные трудности.

Исходя из вышеизложенного, особенно актуальным становится отбор методов и приемов, форм работы с детьми. Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление? При этом существует опасность прямого переноса знаний из школьной программы в дошкольную, а это не только не даст нужного эффекта, но и может исказить складывающуюся у детей картину мира, отбить познавательный интерес из-за непонятности и сложности предлагаемой информации. Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детьми-дошкольниками. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности, включение экспериментирования.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов; изучения системы знаний по обучению детей дошкольного возраста элементарным естественнонаучным представлениям, в МДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Ёлочка» прошел семинар – практикум для педагогов по формированию естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.

Данная цель определила задачи семинара-практикума:

  1. Обеспечить условия для развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире.
  2. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
  3. Развивать у педагогов способность не только давать детям знания, но и учить способам их применения.

Актуальность материала определилась теоретическим и практическим значением проблемы, неразработанностью вопросов развития у детей элементарных естественнонаучных представлений, отсутствием системы обучения дошкольников доступным для данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.

Практическая значимость семинара – практикума заключается в том, что педагогам предоставляется возможность разработать систему работы по развитию у детей естественнонаучных знаний в соответствии с требованиями «Критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении», а также программой ДОУ и возрастной группой.

Семинар-практикум состоял из двух частей:

1. Теоретическая часть.

  • Вступительное слово.
  • Результаты теста-опросника для педагогов (приложение №1 ).
  • «Развитие элементарных естественнонаучных представлений»:
    - Развитие у детей представлений о физических свойствах окружающего мира.
    - Развитие у детей географических представлений.
    - Развитие элементарных представлений о Солнечной системе.

2. Практическая часть.

  • Презентация макетов (приложение №3 )
  • Мультимедийное представление просмотренных занятий у педагогов ДОУ
  • Практические рекомендации по организации развивающей среды (приложение №2 )
  • Итог семинара - практикума.

В ходе семинара – практикума представлены задачи, содержание, методы, формы, общие методические рекомендации по развитию у детей географических представлений, элементарных представлений о Солнечной системе, представлений о физических свойствах. Предложен перечень материала для предметно-развивающей среды. Рекомендованы игры, эксперименты, опыты, занятия с детьми разных возрастных групп.

Для реализации плана по формированию естественнонаучных представлений необходимо учитывать несколько условий:

Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для учащихся.

Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

На наш взгляд, организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:

  • самостоятельное расположение игрового материала,
  • максимальную его доступность, когда всё, что ребёнку нужно для развития - игрушки, игры, книги, материал для продуктивной деятельности - доступно для пользования и ребёнок может играть с ним в любую свободную минуту;
  • активное использование развивающих, дидактических и других игр. Так как, например, развивающие игры имеют множество преимуществ: в них можно использовать разный материал (игрушки, картинки), можно вводить природный, игровой материал, самих детей; одни и те же игры можно усложнять и упрощать, можно творчески интерпретировать их, вводя свои элементы. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте. Именно такие мини-лаборатории созданы в нашем учреждении в каждой группе. Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. Здесь размещены различные материалы для исследований:

  • образцы песка, глины, чернозема;
  • образцы местных полезных ископаемых (торф, известняк и пр.);
  • камни (галька, гравий, керамзит);
  • медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;
  • семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.), зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
  • семена огородных культур;
  • гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);
  • хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
  • соль, сахар, лимонная кислота;

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем оборудование:

  • разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.);
  • шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
  • увеличительные стекла, лупы (микроскоп);
  • измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);
  • фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
  • компас, бинокль;
  • пилочки, наждачная бумага, пипетки;
  • губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;
  • микроскопы, глобус.

В нашем дошкольном учреждении силами педагогов создан мини-музей. Его оснащение направлено именно на освоение дошкольниками элементарных естественнонаучных представлений. При помощи глобуса дети наглядно видят смену дня и ночи, в ходе опытов наблюдают некоторые физические явления и процессы (такие, как замерзание, таяние, испарение, фильтрация воды и др.). В дошкольном возрасте детей интересуют причины довольно сложных явлений - почему идет дождь? Где солнышко ночует?...Для наглядного сопровождения рассказа взрослого целесообразно использовать глобус, карту звездного неба, карту мира для малышей, макет телескопа и ракеты, часы, лупы, весы. Использование таких «недетских» приборов способствует развитию детей. Педагоги изготавливают вместе с детьми макеты разных климатических зон, собирают коллекции камней, интересных находок.

Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.

Перечислим еще ряд условий, необходимых для психологического комфорта ребенка в детском саду:

  • личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;
  • активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности - игре;
  • развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи);
  • активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога).

Семинар дал возможность педагогам ДОУ изучить методику формирования элементарных естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста. Педагогам представилась замечательная возможность посмотреть практическую работу по формированию естественнонаучных представлений у детей. Все мероприятия в рамках семинара проведены методически грамотно, с использованием новых методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

Условия реализации и внедрения опыта.

Предлагаемый материал может быть использован во всех возрастных группах ДОУ. Его реализация осуществляется в системе организованных индивидуальных занятий, совместной и самостоятельной деятельности, в кружковой работе.

Перспективы применения опыта в массовой практике.

Материал данного семинара поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал