Найти конкурсы на купала. Игры и развлечения для детей на ивана купала

01.03.2024

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста.

Горобцова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель МКДОУ№2 п. Ульяновка Тосненского района Ленинградской области.
Описание работы: Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, вожатым.
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки и умения.
2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Образовательные:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.
3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой», «улиткой».
4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Оборудование : музыкальный центр, диски мр3, куски алой ткани (костры), стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, волшебный цветок с угощениями.
Предварительная работа:
- просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;
-просмотр мульфильма «Цветок папоротника » (1979);
-разучивание хороводных движений, стихотворений, народных игр «Заря», «Водяной», «Ручеек»;
- изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей).
Оформление зала (участка) : цветы, зелень листвы, ветки березы, шары.
Ход мероприятия
Дети под народную музыку собираются в зале.
Ведущая (в венке): Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные! (Кланяется.)
Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала, который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.
Дети : 1. Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать.

2. По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Вед. : Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»

ХОРОВОД «На Ивана Купала»
(«Волшебники двора»)

Вед. : Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)
А теперь поиграем в игру «Ручеек»
Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка -становится водящим)


Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.
Вед.: Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо)
Письмо от Березки: Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете, то цветок счастья вы найдете!
А препятствия, друзья, написала Вам Фея.
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка, в зал из-за двери бросают паука, скорпиона, жука и т.д. Наконец появляется Кикимора.. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.


Кикимора: Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею
Положу я на обед
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей )
Кикимора: Ох, как славно поиграла –
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем,
Что кого-то, может, съем (снова пугает)
Вед.: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!
(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)

Кикимора (дрожит) : Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!
Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.
Вед.: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину Феи найду с заданиями!
Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти,и читает первое задание.

1. В гости к Водяному
Кикимора: Ура!!! Сейчас вам Водяной задаст!
Вед. : Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной».

Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик)
Слова: Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку.
(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей, вместе с ними поет песни и т.д.)

Вед.: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!

2. Запустить красного петуха.
Ведущая спрашивает у детей, что бы это могло быть (ответы детей, Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить …), ведущая подводит к правильному ответу.
Вед.: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.


Эстафета «Прыжки через костер»

Вед. : Молодцы. Приступаем к следующему заданию.

3. Сбор лекарственных трав.
Кикимора: По-больше крапивы, колючек, шиповника…
Вед. : Зачем это? Эти травы мы не будем собирать, они поранят нам ручки, ишь какая, у нас другие есть.

Эстафеты «Сорви лекарственную траву» (дети берут по одному цветку)


Вед. : Итак, приступаем к следующему заданию.

4. Отгадать загадки

Вед.: Какие загадки?
Кикимора: А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха!!! Надо их отгадать, а то - как напугаю!!!
Вед.: Ты опять? Лучше загадывай!
Кикимора: Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте:

1. Какой цветок носит
И женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья)
2. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (Одуванчик)
3. Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? (Чертополох)

4. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах... (Мяты)

5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Вед.: Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, осталось последнее задание. Приступим к его выполнению.

5. Отогнать нечистую силу.
Кикимора: Меня выгнать?
Вед.: Ну ты же нечистая сила?
Кикимора: Она и есть. НЕЧИСТАЯ! (пугает)
Вед.: Вот мы и посмотрим - справились мы с заданием или нет! А поможет нам в этом Заря. Мы все дружно ее попросим, а заодно и поиграем.

Игра «Заря»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют: Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.


К концу игры (4-5 раз), Кикимора кричит.
Кикимора: Ой-ой-ой-ой…! (кружится и убегает!) Боюсь, боюсь, боюсь!!! Водяной!!! Ой-ой-ой!
Вед.: Кажется у нас получилось. Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж ты плохая, правда, ребята? (ответы)
Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок?

(Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка).
Вед. : Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем.

(Ведущая и дети ищут цветок, музыка помогает, играет то тише, то громче (по принципу холодно – тепло)
Ведущая: Ребята, это точно волшебство, посмотрите, это же и есть волшебный цветок!

(Ведущая поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге).

Народное гулянье "Купалье"

Ведущая:



Ведущая:

Купалинка:

Песня «И плывет веночек».

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведущая:

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведущая:




Ведущая:

Купалинка:


Тот, кто этот знак найдет,

Ведущая:

Ведущая:

Купалинка:

Ведущая:

Проводится игра.

Ведущая:
«Победителю приз!»

Купалинка:

Там, где извещают Вас
О концертах и кино,
Там найдете вы его.»

Ведущая:

Купалинка:

Ведущая:

Ведьма:

Ведущая:

Под музыку проходит игра.

Ведущая:

Купалинка:

Третий знак под той доской
Где сидите Вы порой.
Вы найдите тот конверт-
Будет в поисках совет.»

Ведущая:

Ведущая:

Купалинка:

Сцена празднично украшена. Из декораций: венок, цветы, ленты.

Ведущая:
«Добрый вечер, добрым людям!
Пусть много радости всем вокруг будет.
Будем сегодня Купалье встречать,
Петь, танцевать и в игры играть!

Сегодня Купала, а завтра – Ян
Заиграй, гармоника, заиграй нам!»

Начинает звучать аккордион, под музыку выходит вокальная группа с песней «Ой, рана, на Ивана».

Ведущая:
«Мы рады видеть сегодня Вас всех на нашем празднике. Ивана-Купала – старинный праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Иван - Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем, традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа и обычаи. А хозяйка этого праздника – красавица Купалинка.»

Под музыку выходит Купалинка.

Купалинка:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Купалинка я. Пришла сегодня к Вам, чтобы вместе вспомнить старинный народный праздник. Сегодня ночь Ивана-Купала. Всех эта ночь манит своим волшебством и красотой. Бывало собирались на берегах рек, озер, пели обрядовые песни, водили хороводы, гадали о лучшей доле, веночки по воде пускали.»

Песня «И плывет веночек».

Купалинка:
«Разложите, зажгите Купалья огни, чтобы лучше представить грядущие дни, чтобы веселее водились хороводов ручьи. Огонь купальский очищает тело от болезней, а душу – от смятенья. А так же укрепляет любовь между двумя сердцами.»

Звучит музыка, выбегает ведьма с чертями.

Ведьма:
«Тушите огонь, не давайте им лечиться. Это что же будет, если все будут здоровыми. Давайте-давайте черти мои тушите каждую искорку не покладая рожек.»

Купалинка:
«А смогут ли твои чертянята поймать все искорки и уголечки от костра, чтобы потушить его?»

Ведьма:
«Сейчас увидишь. А ну-ка, черти мои, готовьте капкан для угольков, посмотрим как они смогут увернуться от него.»

Купалинка:
«Если за три раза вы не поймаете все искорки и уголечки, значит гореть купальскому огню!»

Ведущая:
«Кто не хочет, чтобы ведьма с чертями костер потушили, выходите к нам играть. Объясняю правила: черти делают круг и берутся за руки. Пока звучит музыка, черти поднимают руки вверх и все дети - наши искорки и уголечки, бегают, где хотят вокруг и внутри круга. Когда музыка замолкает, черти опускают руки вниз и тот, кто остался в кругу, выбывает.»

Купалинка:
«Искорки тепла, света и доброты победили нечистую силу!»

Ведьма:
«Рано радуетесь! Нечисть моя еще попортит вам праздник!»

Купалинка:
«Не мешай людям празднику радоваться. Отойди по- добру по- здорову!»

Ведущая:
«Про купальскую ночь существует легенда о том, что в полночь в самой гуще леса расцветает волшебная ветка папоротника. Тот, кто сумеет отыскать ее, станет самым счастливым, ему откроются все клады, он станет сильным и начнет понимать язык животных и птиц. Но найти этот цветок не так-то просто, нечистая сила строит козни и мешает в поисках. Если среди вас есть смелые, давайте попробуем найти чудесный цветок.»

1 черт: «Цветок они будут искать!»
2 черт: «Счастья им захотелось!»
1 черт: «А знаете ли вы, что до цветка может дойти только смелый и ловкий?»
2 черт: «Мы сейчас и посмотрим, есть ли среди вас такие!»

Ведущая:
«Да, нелегко найти ветку папоротника. Но Купалинка решила Вам помочь и оставила на территории клуба Вам подсказки, только подсказки эти тоже нужно еще понять и суметь отыскать.»

Купалинка:
«Первая подсказка на вечных плитах.
Там, где память о войне зарыта.
Тот, кто этот знак найдет,
Волшебный цветок искать пойдет.»

Ведущая:
«Итак, не теряйте времени!. Купалинка сказала Вам, где искать первую часть подсказки. Тот, кто первый догадается, о чем идет речь и принесет конверт, тот будет участвовать в поиске цветка. А пока они ищут, для Вас поет участница вокальной группы «Неманичка».

Ведущая:
«Вот и нашли первую часть подсказки.»

Купалинка:
«Сохрани этот конверт, он поможет тебе в поисках папарать ветки. Прежде, чем сказать Вам, где находится вторая часть подсказки, я хочу испытать Вашу ловкость.»

Ведущая:
«Хорошо, испытаем. Когда-то в старину, девушки в купальскую ночь плели венки, бросали их в реку и гадали о своем счастье. Перед Вами воображаемая река, на воде кувшинка. Я попрошу желающих бросать по очереди венки в реку так, чтобы они легли на кувшинки. Кто из 5-ти бросков сделает больше попаданий, тот и победит.»

Проводится игра.

Ведущая:
«Победителю приз!»

Купалинка:
«Да, есть среди Вас ловкие. Читаю о том, где лежит вторая часть подсказки. Знак второй сокрыт от глаз
Там, где извещают Вас
О концертах и кино,
Там найдете вы его.»
А пока ищут конверт, для Вас поют «Все уже когда-то было».

Ведущая:
«Вот и нашли 2-ю подсказку.»

Купалинка:
«Ты тоже храни свой конверт. Прежде чем скажу, где последняя часть подсказки лежит, я хочу еще вас испытать.»

Ведущая:
«В купальскую ночь как известно нужно прыгать через костер. Сейчас мы и устроим с вами соревнования по прыжкам.»

Ведьма:
«Черти мои, ну-ка несите сюда канат. Посмотрим, какие они ловкие, и как смогут через него прыгать. А вы чертянята мои, все выше планочку поднимайте.»

Ведущая:
«Тот, кто возьмет самую большую высоту, тот и побелил.»

Под музыку проходит игра.

Ведущая:
«Победителю приз. Ну, что, Купалинка, выдержали люди испытания?»

Купалинка:
«Да, могу сказать, где лежит последняя часть подсказки.
Третий знак под той доской
Где сидите Вы порой.
Вы найдите тот конверт-
Будет в поисках совет.»

Ведущая:
«Удачи в поисках! А для Вас поет…

Ведущая:
«Вот и нашли недостающее звено подсказки. А сейчас ваша задача – собрать три части воедино и догадаться, где спрятан чудо-цветок. Самый сообразительный, находчивый и быстрый и станет обладателем супер-приза.
Время пошло. А мы желаем Вам удачи в поисках. Будьте осторожны, черти будут мешать Вам в пути.»

Выступление вокальной группы.

Купалинка:
«Нашедший сегодня чудесный цветок будет в этом году самым счастливым, мудрым и богатым. А от нас счастливчик получает супер-приз и два его соискателя по утешительному призу.

Купальская ночь традиционно отмечается с 23 на 24 июля - это самая короткая ночь в году и, по преданиям, в эту ночь вся нечистая сила, которая обитает в водоемах и лесах, исчезает оттуда, поэтому после этой даты можно спокойно купаться. В то же время, эта ночь считается временем разгула всяческой нежити и, устраивая такое представление в детском оздоровительном лагере, стоит объяснить детям, что это всего лишь театрализованное представление (чтобы не спровоцировать страхов).

Разумеется, время проведения такого праздника для детей не может выпадать на глубокую ночь, но все же предусматривает таинственность и некое волшебство. Поэтому, выбрав заранее подходящее место у водоема, можно отправится туда сразу после ужина.

Воспитатели отрядов должны заранее предупредить девочек, что необходимо сплести венки из трав и цветов, показать как это делается, и на место проведения праздника все придут уже в венках (потом девочки будут пускать эти венки по воде).

Трем старшим отрядам нужно заранее разучить традиционную купальскую песню - они бывают и грустные, и веселые, а петь ребята будут во время праздника .

Также, каждый отряд должен приготовить купальское деревце. В старину было принято использовать для этого срубленную молодую березку, которую надо было украшать венками, ленточками, а потом водить вокруг нее хороводы. Но вместо живого деревца стоит найти в окрестном лесу высохшее - такое можно срубить без жалости, а потом ребята в отряде его украсят. К месту проведения купальского костра каждый отряд отправиться вместе с деревцем, и уже там нужно будет вкопать его в землю (потом вокруг него будут водиться хороводы с песней, выученной ребятами), а по окончании праздника такие деревца сжигаются в костре.

Действующие лица:

Иван Купала
Русалка
Леший
Ведьма

На полянке сложен большой костер. Отряды рассаживаются вокруг него, праздник начинается.

Из-за деревьев появляется Иван Купала (в белой рубахе, с венком на голове):

Ой вы, дети современные, здравствуйте!
Я сегодня вам решил показатися,
Несмотря на ваше неверие,
Телефоны ваши мобильные,
Интернеты ваши, и гаджеты.

У меня такая, вишь, загогулина,
Получилася с нечистою силою –
Не хотят мои русалки и лешии
Покидать места свои вечные.

Черти с ведьмами совсем распоясались,
Хулиганят, и дерутся с прохожими…
Постарел я, не хватает мне прыткости
Усмирить их в эту полночь купальскую.

Помогите мне, в долгу не останусь я.
Целый год буду с вами невидимо!

Встает директор лагеря:

Ой ты, гой еси, добрый молодец,
Ты скажи нам лучше, что делать-то?
Мы помочь тебе во всем обещаемся,
Но вот справимся ли мы с разной нечистью?

Иван Купала:
- Вот вам первое мое пожелание:
Тут сейчас Русалка появится.
Удивительно упрямое создание,
Уговоры и посулы не работают!

Изгонять придется эту дамочку,
Из насиженного омута подберЕжного.
Чтоб купальщиков за пятки не трогала,
Не хватала за бока, не пугала их.

Появляется Русалка. Она выходит на полянку, упирая «руки в боки». Ее может играть кто угодно - главное, чтобы она была достаточно смешная:

Сам ты, ирод, я смотрю распоясался:
Не даешь вздохнуть бедной женщине -
Бизнес мой каждый год накрывается,
Лягушачьи лапки лишь в июле мясистые!

Я в Париж отправляю их партией,
А тут ты со своими запретами,
Лучше б санэпидстанция ездила -
И пожарный контроль проверяющий!

Иван Купала:

Нет, ребята, это просто немыслимо.
Что с ней делать, с этою бизнесменшею?
Ладно б только она лапки лягушечьи
Поставляла в эту самую Францию.
Ведь крючки цепляет рыбаков за корягами,
Или вешает траву на их удочки,
Или леску обрывает и хихикает.
Как такую не отправить на пенсию?

Директор лагеря:

Нет причины для грусти, поверь ты мне,
Все ребята у нас подготовились!

Ребята из старшего отряда поют свою купальскую песню, и водят хоровод вокруг своего деревца. Когда песня спета, воспитатель вынимает деревце, и подкидывает его в костер (одна из традиций - купальское деревце сжигали). Костер разгорается ярче, и по мере сжигания в нем всех деревьев, будет становиться выше и выше, а ведь для изгнания нечистой силы это очень важно.

Русалка:

Что же делать мне теперь, сиротинушке?
Как вернуться мне в родимую реченьку?
Не пускает костер очистительный,
Чую, бизнес с Парижем закончился!

Иван Купала:

Вон, садись себе спокойно на бревнышко.
В День Ильин ты в свою речку отправишься.
А пока веди себя прилично, Русалочка,
Посмотри, что будет дальше, на ус мотай!

Появляется Леший. У него в руках рогатка, из которой он пытается обстреливать Ивана Купалу лесными орехами. Конечно, чтобы не попасть в кого-то другого, Лешему надо подойти поближе, да и стараться целиться мимо. Однако, его воинственность не должна оставлять никаких сомнений.

Леший:

Как же ты достал нас, Иванушка,
Что ж ты каждый год изгаляешься?
Только я налажусь хозяйственно,
Как из лесу ты меня просишь ласково.

Кто за гнездами посмотрит птичьими?
Урожай грибов и ягод подсчитает кто?
Кто туристов неуемных запутает,
Приключение устроит им жуткое?

Иван Купала:

Что ж ты палишься так, уважаемый?
Нет бы врал про лягушек и Францию!
А теперь все ребята уверены,
Что туристов в покое оставить бы.

Все б ты шишки кидал на головушки,
Все б коряги ты ставил бы под ноги,
Отдохни, дорогой, от трудов своих,
Не меня ты послушай - ребятушек.

Следующий отряд поет купальскую песню вокруг своего деревца, и кидает его в костер.

Леший (раздает всем орехи из корзинки):

Ладно, кто с вами спорить попробует,
Тот свихнется, пожалуй, стремительно.
Ох уж праздник мне этот сомнительный,
Посижу ка я тоже на бревнышке!

Появляется Ведьма. Она несет с собой котелок с «зельем». Подходит к Ивану Купале, и пытается засунуть ему в рот ложку с отравой.

Ведьма:

Ты попробуй, Иван, как пользительно!
Целый месяц варила и парила!
О тебе ведь, несчастном я думала,
Как тебя угостить поприятственней…

Купала (отпихивает ложку):

Знаешь, Ведьма, иди ты… на бревнышко!
Наизусть все твои знаю хитрости.
Выпьешь ложку - глаза на лоб вылезут,
Выпьешь две - мама с папой не вспомнятся.

Ведьма:

Ох ты ж, что же твориться-то граждане,
Что ж такое в лесу нашем деется,
Сколько можно гонять нас по свету-то,
Сколько можно лишать дома рОдного?

Обижают старушку по-прежнему,
Только жить поспокойней наладишься,
Как опять наступает «Купальщина»,
И иди куда хошь, Ведьма бедная!

Так ребята, давайте последнюю,
Запевайте нам песню волшебную.
Да кидайте в костер свое деревце,
Чтобы Ведьма скорей успокоилась!

Поется третья песня, каждым отрядом сжигается свое деревце. Костер разгорается.

Русалка:
- Вот сижу я на бревнышке… Чего делать-то теперь, нечисть, будем? Даже разговаривать стихами неохота! Тьфу, все настроение испортили…

Леший:
- А мне кажется, что мы вполне можем с ребятами подружиться. Я, например, могу им рассказать некоторые лесные приметы, или сказку.

Купала:
- И в самом деле, перестаньте уж дуться. Сколько всяких интересных можно рассказать вещей, или даже устроить соревнование.

Ведьма:
- Ладно, расскажу девчонкам секреты… Старинные, интересные… Девочки, вы когда пойдете обратно в лагерь, постарайтесь сорвать семь разных цветов, их как раз рвут на закате, и на ночь положите под свою подушку. Должен присниться вещий сон! Надо только запомнить - что вам снилось.

Русалка:

А я тогда покажу как гадать на венках, и на камешках! Венки опускаются в воду, и загадывается желание. Если венок поплыл далеко, то желание исполниться, а если остался на месте, или прибился к берегу, то увы, желание не исполнится. Давайте попробуем сейчас это сделать?

Конечно, такое гадание зависит от водоема, да и слишком много народа захочет принять в нем участие. Но все же, очень будет красиво, если опустить в воду все венки, и в середину каждого положить на воду нетонущие зажженные свечи. Гадание вряд ли получится у всех, но зрелище будет поистине «купальское».

Русалка:

Ну вот, а теперь гадание с камешком. Загадываем желание, кидаем в это ведро камешек, и считаем, сколько кругов появилось на воде. Четное количество - желание будет исполнено. Нечетное - увы, в следующий раз.

Для этого гадания можно поставить несколько ведер с водой.

Леший :
- А я вам тут устроил отдельный костер! Он совсем маленький, поэтому через него можно спокойно перепрыгнуть, и не обжечься!

Ребята могут прыгать через тлеющие угли, которые сложены отдельно от большого костра - главное, чтобы пламя если и было, то совсем небольшое. Но наготове стоит держать те же самые ведра с водой.

Иван Купала:

А еще я приготовил вам интересное испытание. В эту ночь нужно искать папоротник, потому что именно сегодня он может зацвести, одним единственным цветком. Но тот, кто его найдет, получает невиданные возможности - понимать язык птиц и зверей, видеть скрытые под землей клады, ну, а если даже всего этого не случится, то такой человек будет всю жизнь удачлив и счастлив!

Для этого испытания нужен будет стожок сена или большая куча травы, в которой спрятаны самые разные цветы, но один из них - искусственный, «цветок папоротника». Нужно объяснить выбранным от каждого отряда участникам, что надо искать самый необычный цветок. Таким образом, ребята, встав вокруг этого стожка и начав его перебирать, будут отыскивать и обычные цветы, но задача - найти «цветок папоротника». Тот кто нашел его, тот и будет победителем.

Иван Купала:

Вот спасибо вам, ребята, огромное!
Помогли вы поддержать равновесие
Испокон веков заведенное,
Не нарушив законов неписанных.

А теперь вам отдыхать полагается,
Завтра встанет солнышко летнее,
И согреет речку глубокую,
Лес согреет, землю любимую.

Купала кланяется ребятам в пояс, машет рукой своей «нечисти», и они удаляются в лес (если рядом лес), или начинают уходить от ребят по полю.

Удаляющийся Леший кричит ребятам:
- И всегда смотрите в Купальскую ночь на небо! Если оно звездное, то будет большой урожай грибов!

Ребята отправляются в лагерь.

На следующий день можно подшутить над отрядами (так было принято на следующий после Ивана Купалы день). Например, поменять местами все отрядные стенгазеты. Или даже пришить ночью кого-то из ребят (в старших отрядах) к кровати (как в фильме «Каникулы строгого режима»).

Кроме того, будет очень актуальным поиграть с ребятами в такие старинные подвижные игры , как «пятнашки», «коршуны и вороны», «горелки».

Игровая программа для детей младшего и среднего школьного возраста «В поисках цветущего папоротника накануне праздника Ивана Купала»

Оформление : по центру установлена большая кувшинка в окружении маленьких кувшинок, по углам расположены цветочные композиции и искусственные фонтаны.

Действующие лица: Ведущие — две девушки-ку- палы, в русских народных костюмах, с венками из полевых цветов на голове. 10 помощников (могут быть в костюмах леших, Лады и т. д.).

(Звучат позывные, переходящие в мелодию танцевальной композиции «Русалочка», которую исполняет хореографическая студия.

По окончанию танца на фоне музыки группы «Иван Купала» выходят ведущие в образе девушек-купал.)

Ведущая 1 . Здравствуйте, люди добрые!

Ведущая 2 . Гости званые и желанные!

(Кланяются.)

Ведущая 1. Как собрал нас здесь праздник древности.

Ведущая 2 . Праздник летний наш, почитаемый.

Ведущая 1. Будем петь, плясать,

Ведущая 2. Клад лесной искать,

Ведущая 1 . На судьбу гадать,

Ведущая 2. Силу обретать.

Ведущая 1 . По легенде той, что дошла до нас,

Ведущая 2. Есть в Иванов день необычный час.

Ведущая 1 . Расцветает в ночь огненный цветок,

Ведущая 2 . Но найти его там не всякий мог.

(Музыкальная отбивка.)

Ведущая 1. Вот такими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси. Отмечается он по новому стилю 7 июля, а по старому — 24 июня.

Ведущая 2. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой. В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры.

Ведущая 1 . Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала.

Ведущая 2 . Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.

Ведущая 1 . Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. Для этого мы разделим вас на команды. Каждая команда выбирает проводника, который надевает на себя платок определенного цвета. Это будет ориентиром для всех членов команды.

(Звучит музыка группы «Иван Купала». Каждой команде вручается путеводный лист и опознавательный знак — платок «своего» цвета. Его надевает проводник.)

Ведущая 2. Найти заветный папоротник поможет вам путеводный лист. Чтобы в дороге сопутствовала удача и неприятности обходили вас стороной, нужно иметь при себе оберег. В качестве талисмана выступят ваши товарищи, одетые в костюмы фантастических существ. Они пройдут с вами этот нелегкий путь и помогут найти сокровища, скрытые под папоротником.

Ведущая 1 . А кто же может принести удачу? Конечно же, русалки, феи, эльфы и гоблины, лешие и водяные. Выходцам из ада и прочим монстрам-тяжеловесам не место на этом светлом празднике плодородия и любви.

Ведущая 2. Мы приглашаем в хоровод всех сказочных существ, которые собрались на этом празднике.

(Звучит музыка. Дети, демонстрируя сказочные костюмы, образуют хоровод.)

Ведущая 1 . Самый сильный и действенный талисман достоин не только ваших аплодисментов, но и праздничного подарка.

(Определение победителя, вручение ему главного подарка. Поощрение всех участников карнавального конкурса.)

Ведущая 2 . Мы верим, что все талисманы в течение пути обязательно наберут магическую силу и помогут одержать победу.

Ведущая 1. Совсем скоро вы отправитесь в путь. Чтобы исполнилось ваше заветное желание, необходимо по древней традиции преодолеть двенадцать «огородов» или «заборов», т.е. пройти двенадцать испытаний, указанных в путеводном листе.

Ведущая 2. Пройдя их, вы увидите двенадцать папоротников. Выберите один из них. Может быть, вам повезет, и выбранный вами папоротник укажет на клад. В конце пути наши дороги должны свести нас вместе. Мы будем ждать всех на этой поляне с выбранными папоротниками. Вперед за огненным цветком!

(Звучит музыка. Команды расходятся по станциям для выполнения заданий.)

Варианты заданий на станциях:

«Запустить красного петуха!» Главная особенность Купальской ночи — костры. Вокруг них танцевали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот и будет счастливее. В качестве костров мы предлагаем использовать беговые барьеры. Встав в одну шеренгу, каждый из вас поочередно перепрыгивает все «костры», стараясь не сбить их.

Те, кому не удалось преодолеть все костры, выполняют штрафной прыжок через скакалку.

(В случае дополнительного прыжка штрафники встают в одну линию и совершают три прыжка через скакалку, которую вращают два игрока.)

Реквизит: 6 беговых барьеров, скакалка.

«Сбор лекарственных трав». Травы и цветы, собранные и высушенные на Ивана Купалу, берегли, считая их более целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривали больных, боролись с нечистой силой.

Выберите из предложенных лекарственных трав те, которые могут излечить указанные недуги. За неправильный ответ вам придется выполнить дополнительное задание.

Болезни Травы

Кровотечение Пастушья сумка

Ревматизм Крапива

Ожоги и раны Заячья капуста

Кашель или простуда Мать-и-мачеха

Сердечные заболевания Валериана

(В качестве дополнительного задания участникам предлагается перечислить как можно больше лекарственных трав, название которых начинается на букву «П». Варианты ответов: пижма, пастушья сумка, подорожник, папоротник, перечная мята, полынь и др.)

Реквизит : планшет, иголочки, карточки с названиями болезней и лекарственных трав.

«Подводный ключ». В Иванов день все игры проводили возле воды. Всякая вода — речная, колодезная, ключевая и даже утренняя роса — считалась полезной для здоровья.

Перед вами емкости, наполненные водой. В каждой из них находится таинственный ключ, но только один из них подходит к сундуку с подсказкой. Выберите одного игрока, у кого легкая рука. В случае неудачи шанс предоставляется следующему участнику.

Реквизит: 12 пластмассовых ведер с водой, 12 ключей, замок, сундук, полотенце.

«Хоровод» . Распространенным танцем Купальской ночи является хоровод. Разучим один из его видов. Возьмитесь все за руки и, не расцепляя рук, начнем закручиваться в хороводе. Для этого последние два игрока, не двигаясь с места, образуют «ворота» (поднимают руки). Первый участник ведет всех остальных через эти «ворота». Один из игроков, образующих «ворота», поворачивается к своему напарнику спиной, кладя при этом свою правую руку себе на правое плечо с левой рукой напарника. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не закрутятся в плетень, для чего свободный игрок, стоящий возле предпоследнего (образовавшего в первый раз ворота), образует новые ворота.

«Баня». Накануне Ивана Купала, 6 июля, наши прадеды отмечали день Аграфены Купальницы. В этот день они открывали купальный сезон или посещали баню.

Перед вами один из банных атрибутов — железная ванна. Попробуйте поместиться в ней зараз всей командой. Непоместившиеся будут париться банными вениками.

(В случае дополнительного задания на команду непоместившихся выдается один веник, сделанный из газеты. Участники, передавая его из рук в руки, пытаются исхлестать веник как можно быстрее.)

Реквизит: железная ванна, 12 веников из газеты.

«Ритуальное дерево» . В праздник на Ивана Купа- лу выбирали ритуальное дерево, как правило, березу, и украшали его разноцветными лентами и венками из цветов.

С помощью ленточек, бантиков и лоскутков украсьте свое дерево. Учитывается дружная работа всей команды и оригинальность оформления.

Реквизит: ленточки, бантики, лоскутки.

«Отгони нечисть» . В ночь на Ивана Купала со всех концов собирались злые силы. Чтобы духи не причинили зла, люди держали при себе полынь и чертополох, приносили жертвоприношения в виде еды, а также пытались замести свои следы.

Пробегая дистанцию верхом на метле, каждый участник пытается замести нарисованные мелом следы. В результате пробежки всех участников следы должны исчезнуть полностью.

Реквизит : метла, мел.

«Праздничное гадание» . В ночь на Ивана Купалу были распространены различные гадания. Относились к гаданию легко, как к забаве, в которой можно было дать волю своему воображению и творчеству.

Все желающие погадать могут сложить по одной вещи в эту коробку. На ощупь выбирая одну из вещей, ведущая попутно достает карточку с предсказанием из другой коробки.

Варианты предсказаний:

— обильный обед

— новое знакомство

— необычная поездка

— счастливая находка

— неожиданный подарок

— похвала педагога

— потеря пуговицы

— большие гонки на велосипеде

— победа в конкурсе

— исполнение мечты

— признание в любви

— находка монеты достоинством в 1 копейку

— трата карманных денег

— приглашение к другу на день рождения

— спор с родителями из-за невымытой посуды

— отсутствие денег на сотовом телефоне

— генеральная уборка

— обида на товарища

— приобретение любимой игрушки

— посещение зоопарка

— захватывающая компьютерная игра

— появление в доме четвероного друга

— сон-предсказание

— зачисление в дворовую футбольную команду

— прибавление в росте и весе

— шоколадный загар

Реквизит: две коробки, карточки с предсказаниями.

Вся команда становится в круг. Выбирается два участника игры: один из них «эльф», ему дается в руки колокольчик, другой— «человек», ему завязывают глаза. Позванивая в колокольчик, «эльф» перемещается по кругу, а «человек» пытается его поймать. Чем быстрее «человек» поймает «эльфа», тем быстрее в игру вступит следующая пара. Игра проводится три раза.

Реквизит: колокольчик, повязка для глаз.

«Народная песня» . В праздник Ивана Купала тут и там были слышны песни. Некоторые из них дошли и до наших времен. В них слышны отголоски единения наших предков с природой.

Исполните широко известную русскую песню «Во поле береза стояла» с характерными движениями.

«Собери веник». Накануне дня Ивана Купала начинали готовить банные веники. В старину их собирали из прутиков разных деревьев.

Отгадайте, из каких:

Стоит Алена.

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Береза.)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)

Всегда у нее опечаленный вид.

Низко склонясь, над рекою стоит.

Шепчет сама себе:

«Как я красива!»

Ты ее знаешь,

Ведь это же... (Ива.)

И от ягод зарябило

Платье пестрое... (Рябины.)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха.)

Под листочками подряд

Люстры красные горят. (Красная смородина)

Нас от жары спасает

Да желуди бросает,

Развесив свой кудрявый чуб,

Стоит плечистый крепкий... (Дуб.)

Елочка отличная,

Только необычная.

К холодам у этой елки

Осыпаются иголки. (Лиственница.)

«Купальская мозаика». Праздник Ивана Купала издревле считался молодежным праздником, потому как игры и затеи были по плечу только молодым людям. Вашей команде предлагается собрать мозаику с изображением сказочного существа.

Реквизит: комплект мозаики.

(Звучит музыка группы «Иван Купала». Все команды собираются в фойе первого этажа с выбранным папоротником.)

Ведущая 1 . Мы рады, что все команды в полном составе собрались вместе.

Ведущая 2. Да не с пустыми руками! Все вы постарались добыть таинственное растение.

Ведущая 1 . А вы внимательно осмотрели свой папоротник? Ведь с минуты на минуту он должен зацвести. Но для этого нужна полная тишина.

(Звучит музыка. Хореографическая студия исполняет танец «Жар-птицы».)

Ведущая 2 . Загляните под листья своего папоротника. Если вы обнаружите красные крапинки, считайте, что вам повезло: вы нашли огненный цветок, а это значит — весь год вам сулит удача!

Ведущая 1. К тому же, вы становитесь обладателями найденного клада! Пусть он принесет вам море удовольствия и восхищения!

(Музыка. Вручение сладких призов.)

Ведущая 2. По легенде той, что прочли мы вам,

Ведущая 1 . Час прощания предстоит всем нам.

Ведущая 2. Пусть немногим здесь повезло с цветком,

Ведущая 1. Но Иванов день — праздник с огоньком!

Ведущая 2. Пусть в душе у вас расцветет добро,

Ведущая 1 . Да поможет всем лучше стать оно!

Ведущая 2. Пусть хорошее только сбудется,

Ведущая 1. А плохое все позабудется.

Ведущая 2. Прощевайте все, гости званые!

Ведущая 1. Гости званые да желанные!

(Музыка. Все гости расходятся.)

Цель: дать представление о празднике Ивана Купалы; развивать воображение, память, мышление, пространственную ориентацию.

Оборудование: цветные карандаши, рисунок трех елочек с номерами на них и водоемом, тетради в клетку, рисунки с изображением Бабы Яги, Лешего, Водяного.

Учитель . У нашего народа есть замечательный праздник Ивана Купалы. Он отмечается в ночь с 6 на 7 июля.

Во время праздника разжигаются костры, вокруг них водят хороводы, поют, играют, прыгают через костер, собирают целебные травы, купаются в реке или ходят босиком по росе. Все это делается для того, чтобы очистить свои тело и душу, вернуть здоровье и молодость, набраться жизненных сил. Известно, что огонь и вода обладают очищающими свойствами.

Самым захватывающим и таинственным моментом праздника являются поиски цветка папоротника. Существует поверье, что папоротник цветет только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и тот, кому посчастливится увидеть этот волшебный цветок, получит от него чудодейственную силу, станет богатым и счастливым.

Закройте, пожалуйста, глаза и попробуйте представить себе то, о чем я буду говорить.

Лето... Теплый июльский вечер... Сумерки...

Лесная поляна, со всех сторон окруженная деревьями... Огромный костер, языки пламени которого взмывают ввысь и невольно приковывают к себе твой взгляд... Вокруг костра — хоровод... Ты вместе с друзьями в хороводе... На тебе старинные русские одежды, на голове — венок из ромашек... Твой голос сливается с другими в песне, славящей Огонь, Воду, Воздух, Землю...

На лесную поляну опускается ночь... Таинственно мерцают бесчисленные звезды, словно подмигивают тебе: «Пора отправляться на поиски цветка папоротника»...

Учитель. Откройте глаза. Что вы представили себе особенно ярко? (Ответы детей, обмен впечатлениями.)

Считается, что в ночь на Ивана Купалу собираются отовсюду злые, темные силы — нечисть. Во время праздника проводятся специальные обряды защиты от них в виде сожжения на костре соломенной куклы, символизирующей богиню болезней, зла, холода; «потешных» боев, игр.

Вспомните, какая «нечистая сила» водится в наших сказочных лесах. (Ответы детей.) Как известно из сказок, она не всегда бывает такая уж страшная, иногда даже забавная!

Я предлагаю вам отправиться на поиски цветка папоротника в сказочный лес, и может быть, под какой-нибудь елкой нам удастся отыскать заветный цветок! (На доске — рисунок: три елочки с номерами 1, 2, 3; возле елки № 3 — водоем.) Цифры на елках означают номера остановок, на которых нас ждут встречи с «нечистой силой». Итак, в путь!

В лесу темно и тихо, только иногда пугающе ухает филин. Но нам совсем не страшно, ведь нас много и сможем в любой момент прийти на помощь друг другу. Правда ведь?

ОСТАНОВКА №1.

Кто же прячется за этой елочкой?

Кощеева подружка,

Хозяйка волшебной избушки,

У нее костяная нога —

Значит, это... (Баба Яга)!

Баба Яга . Далеко ли путь держите, соколики?

Учитель. За цветком папоротника, бабушка.

Баба Яга . Э-э, чего удумали... Башмаки стопчете, а к утру не поспеете отыскать цветочек. Никому еще не удавалось на моем веку за одну ночь это сделать. Что ж вы не догадались транспортное средство какое-нибудь волшебное для этого дела приспособить?

Учитель. Какое средство?

Баба Яга . У-у, милые, сколько их... Да вы сами сейчас назовете не меньше десятка.

Задание Бабы Яги . Назвать необычные транспортные средства, на которых передвигались следующие сказочные герои:

➢ Иван-царевич (Серый Волк).

➢ Емеля (печка).

➢ Золушка (тыква).

➢ Хоттабыч (ковер-самолет).

➢ Барон Мюнхгаузен (пушечное ядро).

➢ Князь Гвидон с матерью (бочка).

➢ Элли с Тотошкой (фургон).

➢ Нильс (дикие гуси).

➢ Лягушка-путешественница (утки)

➢ Мери Поппинс (ветер).

➢ Дюймовочка (ласточка).

➢ Баба Яга (ступа).

Учитель . До свидания, бабушка. Спасибо за науку. А нам надо спешить.

Продолжаем путь. Темно. Дорогу освещают только луна да звезды. Не сразу разглядишь, где дуб, где береза, где елка... А вот и она! Елочка под номером 2.

ОСТАНОВКА №2.

О ком говорится в следующих строчках?

Шапку сними, поздоровайся —

В лесу есть обычай такой:

Приветствовать леса хозяина

Вежливо должен любой. (О Лешем.)

Говорят, если, входя в лес, не спросить разрешения у Лешего и не поздороваться с ним, он может разозлиться и заставить плутать среди деревьев, кружить на одном месте. Нам ведь это ни к чему?!

Учитель . Дедушка Леший, разреши нам, пожалуйста, по твоему лесу побродить, цветок папоротника поискать. Леший. Отчего ж не разрешить, раз вы вежливые такие да воспитанные! Я б и сам вас по лесу поводил, хозяйство свое показал, да некогда мне: порядок навожу, все учитываю, пересчитываю. А тут еще такая незадачка вышла: вороны-озорницы притащили откуда-то в лес весы, а гири-то взять не додумались! Стали звери да птицы взвешиваться (без гирь, конечно!). Оказалось, что (запись на доске):

цапля весит три вороны и лягушку;

ворона весит три лягушки;

а главный санитар леса волк — пять цапель и четыре вороны.

Леший . Вот спасибо! А то б я до утра промучился! Ну, удачи вам!

Учитель. Продолжаем поиски. Силы уже на исходе, а заветного цветка не видать. Уж скоро рассветет. Осторожно! Здесь какой-то водоем!

Учитель . Здравствуйте, Водяной. Как поживаете?

Водяной . Эх, жизнь моя жестянка! Тоска зеленая... Поговорить не с кем: одни пиявки да лягушки. Надоели! А мне бы хоть одно новое живое существо!

Учитель . Хотите, мы вам рыбок нарисуем, а вы их оживите и поселите в своем водоеме?

Водяной . Это вы здорово придумали! (Дети чертят фигуру рыбки по клеточкам.)

ОСТАНОВКА №3.

Кто на этот раз нам встретится?

Все его подружки —

Пиявки да лягушки.

О жизни скучной неземной

Поет страданья... (Водяной)

Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию на 4 клетки вниз наискосок слева направо;

3 клетки вправо;

2 клетки вверх наискосок слева направо;

2 клетки вверх наискосок справа налево;

3 клетки влево;

4 клетки вниз наискосок справа налево.

Учитель . Дорисуйте рыбку и разукрасьте ее цветными карандашами.

Водяной . Ну, спасибо. Сразу столько рыбок!

Учитель . Скажите, пожалуйста, вы не видели здесь случайно цветущего папоротника? Водяной. Скажу. Не видел. И никто его не видел. Потому что папоротники не цветут! Да-да. Не удивляйтесь: у папоротника не бывает цветков, но от этого он не перестает быть лекарственным растением. Вот почему его вместе с другими целебными травами собирают накануне праздника Ивана Купалы. А вы, я вижу, расстроились... Напрасно. Хотите быть богатыми и счастливыми? Так будьте ими. Знания, получаемые вами в школе, — дороже богатства. А что касается счастья... Так ведь как в народе говорится? КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК — КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ. (Дети объясняют смысл пословицы.)

Учитель. Спасибо, Водяной, за мудрые слова. До свидания. А нам пора возвращаться.

Подведем итог занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал