Картотека занятий по пространственной ориентировке для дошкольников. Картотека (старшая, подготовительная группа) на тему: Картотека игр для развития пространственной ориентировки

16.12.2023

Перед родителем и педагогом стоят следующие задачи по ознакомлению детей с ориентировкой в пространстве:

Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо — на всех занятиях, вне занятий;

Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) — сзади (назад), слева (налево) — справа (направо).

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа «Куда показывает флажок?». Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства;

Учить детей ориентироваться «на себе», иными словами, ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять «на себе» стороны справа, слева, вверху и т. д.

Ориентировки «на себя», «от себя», применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под — с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Изучаем руки

Игрушки — гномик, зайчик, слоник, котик, мышка; кружочки: красный, синий.

Взрослый: Слышите, кто-то стучится к нам в дверь? Давайте посмотрим, кто там? К нам в гости пришел гномик. Он хочет посмотреть, как мы с тобой будем заниматься. Покажи, пожалуйста, мне правую руку, а теперь левую. В правую руку возьми красный кружок, подыми руку вверх и покажи кружок гномику. А теперь в левую руку возьми синий кружок. Покажи кружок гномику. А теперь давайте поиграем. Опусти руки вниз. Теперь правую руку подыми вверх, левая — внизу. Теперь руки вытяни вперед, правую руку отвести направо, левую — налево, опустить руки. Правой рукой дотронься до левого уха, а теперь левой рукой дотронься до правого уха. Правой рукой дотронься до правого колена, левой — до левого и т. д.

Гуляя вместе с ребенком, в такт шагам декламировать:

Левой, правой, левой, правой,

Блики солнца по кустам.

Мы идем к цветам и травам,

В гости к травам и цветам!

Впереди зеленый остров.

Позади остался дом.

Мы к веселым птицам в гости,

К небу синему идем!

В мягких травах тонут ноги,

Золотого солнца свет.

Нет асфальтовой дороги,

Ни домов, ни улиц нет...

Мы гуляем на просторе,

Мы в зеленом тонем море.

— Хорошо! — кричим друг другу,

Синь и зелень так чисты!

А по лугу, а по лугу

Всюду яркие цветы.

Мы резвимся беззаботно,

Синева плывет волной.

А пора, и неохотно,

Еле тянемся домой...

В. Краснер

Прятки и уравнения

Эта игра основана на любви детей к «домикам» (базовая пространственная метафора «внутри — снаружи»). Перед домиком кучка игрушек (или в группе — детей). Ребенок или дети закрывают глаза, и часть тех, кто перед домиком, прячется внутрь, ведущий прячет игрушки или говорит, кому пойти в домик. Открыли глаза — а кто в домике? Первые раз двадцать малыш просто идет и смотрит, потом начинает предсказывать. Можно использовать одинаковые игрушки: было три мишки и кукла, осталось два мишки — кто в домике?

Веселая путаница

Это можно делать с любым «отношением между двумя». Например, отношение «на»: человек на стуле — стул на человеке; ворона на дереве — дерево на вороне; ковбой на коне — конь на ковбое. Или отношение «после»: надел штаны после трусов — трусы после штанов. Игру интересно разыгрывать для детей где-то от года, а двух — трехлетние могут разыгрывать и сами.

Художники

Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закреплению терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Педагог с детьми придумывают и рисуют картину: в центре — избушка, вверху, на крыше, — труба, из которой идет дым, внизу, перед избушкой, сидит кот и т. д.

Медвежонок думает

Кто находится вверху, внизу, справа, слева от медвежонка?

Глупый робот

Один дает команды, второй выполняет. Команды должны быть простые, собственно, играть можно и с шестимесячным — куда показывает пальцем, туда его и нести. Постарше ребенок может, например, говорить, куда идти, сидя на ручках — и пытаться довести маму до цели. «Пять шагов вправо» ... После трех-четырех дети могут строить так пошаговые алгоритмы сложных действий: «Возьми стакан. Нет, дном книзу! (мама берет стакан дном кверху, если не указано). Поднеси под кран. Включи воду...». Это очень весело и интересно, особенно когда взрослый «робот» балуется (не той стороной берет предметы, если не указано, и так далее).

Где что находится?

Слева, справа, вверху, внизу, в левом нижнем углу, левом верхнем углу, в правом нижнем углу, в правом верхнем углу, в центре, между... и т. д.

Снеговики

Необходимо внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга. Сосчитать, сколько всего различий. Начать взрослый может так:

Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках...

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

Лишь морковку гложет,

Но что разного у них —

Он понять не может.

Как найти сундук?

Помоги Ивану-царевичу найти волшебный сундук (как он должен идти, кто ему встретился?)

Куда пойдешь, то и найдешь

Ведущий в разных местах комнаты прячет знакомые детям игрушки или предметы. Перед началом игры, вызвав одного из участников, ведущий говорит ему:

— Направо пойдешь — зайца найдешь. Налево пойдешь — слона найдешь. Назад пойдешь — котика найдешь. Вперед пойдешь — гномика найдешь. Куда же ты хочешь пойти?

Ребенок выбирает направление, называет его, когда игрушка найдена, говорит, где он ее нашел. Например: «Я пошел направо и нашел зайчика».

Как подготовить малыша к школе без перегрузки для него? Для дошкольника самый благодатный материал - игра: дидактическая, ролевая, подвижная с правилами.

Например, как тренируется такая важная для человека способность, как ориентировка в пространстве ?

Что для вас скорость реакции, умение быстро ориентироваться в окружающем? Для меня - это качества, обеспечивающие успешность обучения. Пространственная ориентация - основа пространственного мышления (звуковой анализ слова, математика, химия, физика как минимум), а если посмотреть шире - основа способности выживать и адаптироваться.

У части людей быстрая скорость реакции и ориентировка в пространстве - врождённые качества. Но и развивать их тоже можно в широких границах. Особенно эффективно это важное качество может быть развито в детстве.

Виды пространственной ориентировки

  1. в схеме тела,
  2. в пространстве,
  3. на плоскости.

Ориентировке в схеме тела можно учить рано. Самая простой приём - "покажи глазки, ушки" и так далее - уже в раннем возрасте.

В 3-4 года с малышом можно осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве. Самое простое - "вверху-внизу", "впереди-позади"и, менее очевидное, "справа-слева".

Четырёх-пятилетний дошкольник осваивает умение ориентироваться, соотнося предметы и стороны корпуса: вверху - где голова, внизу - где ноги. Ребёнок сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с малышом правую и левую стороны тела.

Если воспитаннику трудно запомнить это, то надо создать какие-то "якоря".

Якоря для ориентации в пространстве

Часто таким "якорем" становится ведущая рука. Дошкольнику (или ученику) говорят: "Ты держишь ложку (карандаш, ножницы), допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая".

Такой способ срабатывает не у всех. Среди моих воспитанников был мальчик, прекрасно знавший, что он левша. Но при этом путал правое и левое. Тогда ему на левую руку была повязана красная шерстяная нитка. Мальчик носил нитку до тех пор, пока накрепко не запомнил "справа и слева". Девочке вместо нитки можно надеть браслетик. Девчонки обожают разные "фенечки". Только надо следить, чтобы браслет не снимался.

Ещё одним "якорем" для детей предшкольного возраста может стать сердце. Этот приём я подсмотрела у логопеда. Мы говорим малышу: "Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним все левое: рука, сторона тела"

Ориентировка в пространстве с помощью игр

«Далеко - близко»

Можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева), а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше задачу усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.

"Дотронься до..."

Популярное у многих логопедов упражнение на ориентировку в схеме тела. Упражнение малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даёт задания:

  1. дотянись правой рукой через голову до уха слева,
  2. почеши левой рукой ногу слева,
  3. надуй щёку справа и т.д.

Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но тренировка полезна, так как развивается не только пространственная ориентация, но и разные стороны внимания

«Весёлая зарядка»

Зарядку или физкультурную паузу на уроке или занятии можно сделать прекрасной тренировкой пространственной ориентации. Занимаемся под музыку и без неё. Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде "Правая рука в сторону (вверх, вперёд) и т. д." Далее следуют прыжки: "Прыжок назад, два прыжка вперёд, прыжок вправо, четыре прыжка влево". Прыжки заменим шагами. Кроме пространственной ориентации воспитанники учатся чётко выполнять команды. А если играть с группой, то они научатся синхронизировать свои действия.

"Куда змея ползёт"

Играющим надо стать "змейкой". Ведущий даёт команды, а "змейка ползёт" в указанном направлении. Поменяйте "змейку" на другой движущийся предмет, и для дошкольников это будет новая игра. Малыши, например, любят "ездить в автомобиле".

"Найди клад"

Тоже классное упражнение для развития навыка. Играть можно на улице, в помещении. Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для играющего или просто конфеты (если игра на празднике). Заверните всё в бумагу, подпишите КЛАД и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется. Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: "Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала. Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад".

"Поставь игрушки, как я скажу"

Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: "Поставь игрушки так, как я тебе скажу". Примеры заданий.

  1. Поставь на столе перед собой собачку.
  2. Справа от собачки поставь мишку.
  3. Позади мишки поставь машинку и т.д.

Частое явление, когда пространственная ориентация вроде уже крепко усвоена, но в зеркальном отражении дошкольник (или ученик) продолжает путаться. Как это преодолеть? .

Игры на развитие пространственной ориентации - неотъемлемая часть математической подготовки ребенка к школе. У ребенка старшего дошкольного возраста должны быть сформированы пространственные представления о направлениях: влево, вправо, расположении вверху, внизу, впереди, позади, между, рядом.

На первых порах ребенок будет соотносить направления с собственным телом и его расположением (сзади — за спиной, впереди — перед лицом, справа — там, где правая рука, слева — там, где левая рука) поэтому необходимо научить ребенка различать и правильно называть части своего тела. Поочередно назовите части тела, дотрагиваясь до них рукой сначала на себе, потом на самом малыше: голова, лицо, глаза, лоб, уши, нос, рот, подбородок, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги. Обратите внимание ребенка на симметричные части тела, скажите, что они парные, обозначьте каждую словами правая, левая. «Каких частей тела у нас по две? Посмотрим: руки — правая рука и левая, ноги — правая и левая. Глаза — правый и левый, уши — правое и левое». Предложите ребенку самостоятельно назвать и указать на части тела, сначала своего, затем вашего. Пусть он назовет части тела кукол, на фотографиях и картинках с изображением людей, попросите проверить вас в тот момент, когда вы будете называть части тела и найти ваши «ошибки». Далее отрабатывайте с ребенком умение различать правую и левую стороны тела. Обратите внимание на функциональные различия правой и левой руки, вспомните и перечислите вместе с малышом, что он делает правой рукой, а что левой: «Правая рука больше привыкла трудиться, чем левая: правой мы держим ложку, а левой кусок хлеба, в правой руке находится карандаш, которым ты рисуешь, а левой ты придерживаешь лист бумаги». Закрепите полученные ребенком знания, используя несложные приемы — попросите малыша выполнить следующие упражнения: сделать шаг вперед с правой ноги, с левой, поднять вверх левую руку, затем правую, закрыть правый глаз, закрыть левый, дотронуться правой рукой левого уха и наоборот, повернуться налево, повернуться направо. Предложите ребенку игры по ориентации в пространстве.

Флажки

Дайте ребенку два ярких флажка — по флажку в каждую руку. Попросите его указывать направления по вашей команде, поочередно правой, левой или обеими руками.

Регулировщик

Пусть ребенок будет регулировщиком уличного движения. Дайте ему полосатый жезл регулировщика, который несложно изготовить из свернутого в трубку листа картона и цветной бумаги. Вы возьмете в руки игрушечный руль и будете водителем автомобиля. Ребенок, стоя в центре комнаты, будет указывать вам направление жезлом и подтверждать его словесными командами: Направо! Налево! Вперед! Назад. По команде вы движетесь в заданном направлении, иногда допуская «ошибки», которые регулировщик должен отметить и исправить.

Далеко и близко, высоко и низко

В эту игру можно играть дома и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находится справа и слева, впереди и сзади?

Поиски

Спрячьте в комнате какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя вашим словесным указаниям: иди вперед, поверни вправо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т. д. Заранее продумайте маршрут

В качестве варианта игру можно провести иначе: на полу разложить разноцветные стрелки в разных направлениях, а ребенок, следуя стрелкам, на каждый поворот должен говорить, куда он повернул: направо или налево.

Ход вслепую

Нарисуйте мелом на асфальте лабиринт или разметьте маршрут кеглями. Предложите ребенку пройти лабиринт или маршрут с кеглями вслепую (закрыв глаза или с повязкой), под вашим руководством. Вы подаете команды, направляя движение ребенка: «Шаг вперед, два шага вправо, шаг влево, шаг назад, три шага вперед», а он должен четко следовать им, стараясь не заступить черту или не сбить кегли.

Все на месте

Попросите ребенка помочь вам навести порядок дома. Попросите его разложить вещи на места. Руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т. п.

Настольный театр

Настольный театр представляет собой набор предметов- макетов для моделирования игровых ситуаций. Предметы и игровое поле вы можете приобрести в магазине, а можете использовать имеющиеся игрушки, а недостающие склеить из цветной бумаги. Они должны быть миниатюрными, чтобы умещаться на столе или на детском столике и отражать реалии жизни. Это могут быть набор «улица»-поле, изображающее тротуар и проезжую часть с перекрестком, макеты домов и светофора, машинки и фигурка постового, или деревенский домик с набором деревьев и фигурок домашних животных, или зоопарк — с перегородками вольеров и животными, или кукольная комната с игрушечной мебелью и предметами быта. Все эти наборы вы можете с успехом использовать для отработки понятий под, над, сверху, внизу, справа, слева, сзади и т. д., давая ребенку во время игры задания разместить игрушечные предметы относительно него самого или друг друга в определенном направлении. Например, набор предметов: домик, береза, елка, скамейка и птичка — воробышек. Вы можете размещать воробышка повсюду, объяснив ребенку, что воробышек летает везде. Перемещайте фигурку воробья на елку, под скамейку, за избушку — пусть ребенок правильно назовет его местоположение. Далее пусть сам ребенок расположит игрушку, следуя вашим командам: правее, левее, выше на елке, ниже на березе, справа от скамейки, и т. д. Пусть ребенок станет ведущим и дает вам задания, поправляя ваши «ошибки».

Вы можете использовать также фланелеграф для отработки понятий справа, слева, вверху, внизу, под, над, и т. д. Фланелеграф представляет собой небольшой стенд из картона, обтянутый или обклеенный фланелевой тканью — на нем раскладываются карточки и фигурки из бумаги, так как ворсистая ткань хорошо фиксирует бумажные фигурки, не давая им соскальзывать.

Мяч на поле

Настольная игра, для которой понадобятся лист цветной бумаги зеленого цвета и белый кружок картона или плотной бумаги размером с монетку в 2 рубля. Кружок — это футбольный мяч, листок — футбольное поле. Мяч летает по всему полю. Ребенок будет футболистом. Он положит поле перед собой на столе, на него положит мяч, и по вашей команде будет перемещать мяч по полю пальцем в заданном направлении: вправо, влево, дальше, ближе, пока мяч не попадет в нарисованные на противоположной стороне поля ворота. Тогда вы поменяетесь ролями, и теперь вы будете футболистом, а ребенок будет руководить вашими действиями.

Гномик и великан

Игра заключается в том, что вы произносите поочередно слова «великан» и «гномик». На слово «великан» ребенок должен подняться на носки и поднять руки вверх, а на слово «гномик». — присесть и вытянуть руки вперед. Продемонстрируйте, как надо делать эти движения. По вашей команде выполняйте их вместе с ребенком. Он должен следить за вами и стараться не повторять вашу «ошибку», если вы на слово великан присядете, а на слово «гномик» вытянетесь вверх.

Робот

Предложите ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением. Вы будете подавать ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.

Репка

Рассмотрите вместе с ребенком картинку к известной сказке «Репка». Расспросите ребенка, какое место на картинке занимает каждый из героев сказки по отношению к другим? Кто (что) находится впереди (позади) деда, бабки, внучки, жучки, кто между кем, кто к кому ближе, дальше.

Кто, что, где?

В эту игру вы можете играть вдвоем с ребенком, а можете с группой детей. Игра заключается в следующем: вы задаете ребенку вопрос на ориентацию в пространстве, например, что слева от тебя или что позади тебя, и бросаете ему мяч. А он, сориентировавшись в пространстве, возвращает вам мяч, отвечая на вопрос. Если играют несколько детей, они встают в круг и перебрасываются мячом, задавая друг другу вопросы и отвечая на них. В этом случае уместен вопрос: «Кто слева- справа от тебя». Игра должна проходить в достаточно быстром темпе.

Используйте в качестве дидактического материала книжки раскраски, давая ребенку задания закрасить предметы, находящиеся справа, слева, выше, ниже по отношению к одному из них.

Игры с детьми: учимся ориентироваться в пространстве и отличать право и лево, вверх и вниз, впереди и позади. Учимся ориентироваться на листе бумаги. Знакомимся с планом и картой.

Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «лево». Как научить ребенка отличать правое и левое? Что делать, если ребенок постоянно путает, где у него левая, а где правая рука? Какие игры нам могут помочь? Как заниматься с детьми разного возраста дома? Ответы на эти вопросы — в статье

На самом деле, научить ребенка различать «право» и «лево» не так уж и сложно при одном условии – регулярности проведения игр на эту тему в течение примерно месяца – максимум двух месяцев. Регулярно – это значит примерно 4 раза в неделю по 5-7 минут игры. А еще лучше – ежедневно по 3-5 минуток. Ежедневные веселые мини-игры-пятиминутки гарантируют надежный результат в достаточно краткое время. Дополнительно к играм нужно постоянное доброжелательное напоминание во время рисования, игр, лепки, конструирования, одевания на прогулку о том, какая рука что делает и как нам помогает. В игре малыш быстро запоминает, где право и где лево и перестает путаться.

Примерный возраст, в котором малыш может освоить различия этих двух понятий и начать без ошибок ими пользоваться – это пятый год жизни. Но слышит слова «право» и «лево» малыш с самого своего рождения. А уже в три года показывает, где у него правая ручка, а где левая ручка.

Самые маленькие дети учатся ориентироваться в пространстве «на себе», на своем теле: вверху – это где голова, внизу – это где ноги, вперед – где лицо, назад – где спина, вправо – где правая рука, влево – где левая рука.

Сначала у детишек Вы сможете увидеть помогающие им жесты. Например, ребенок, пытаясь определить, где это – «позади», касается предмета спиной. Или чтобы определить, где у него правая рука, начинает ей двигать. В дальнейшем вместо движения появляется только взгляд в нужную сторону или еле заметный жест. И уже после этого малыш, просто слыша слово «влево», «вправо», «вперед», «назад», понимает его без жестов.

Когда мы играем с детьми в игры, помогающие научиться ориентироваться в пространстве, то обязательно знакомим малышей не с одним понятием (только «правая рука»), но с парами слов: влево и вправо, выше и ниже, впереди и сзади. Например, когда мы учим различать правую и левую руку, то объясняем так: «Правой рукой ты держишь ложку, где она у тебя? А что делает левая рука? Она держит хлеб». Или во время рисования: «В правой руке у тебя кисточка. Где твоя правая ручка. А где левая? Что она держит? А левая держит листочек бумаги, на котором ты рисуешь». То есть упоминаем сразу обе руки.

Игры с детьми дома: учимся ориентироваться в пространстве

Игры с самыми маленькими: знакомимся с пространством

Тра-та-та

Самые маленькие детки слышат слова «влево» и «вправо» в маминых пестушках и потешках, в мамином массаже с песенками, от которых получают радость.

Тра-та-та, тра-та-та,

Поймал дедушка кота,

А бабушка — кошку

За левую ножку!

На слова «левую ножку» мама ласково потряхивает левую ножку малыша и гладит ее. После этого мы повторяем игру, но играем уже с правой ножкой. Так малыш знакомится со своим телом.

Или другая потешка – для деток постарше, которые уже учатся ходить и «танцевать» и топать ножкой под песенку.

Топни-ка, ножка

ПрАва, понемножку!

Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем-переступаем правой ножкой).

Топни-ка левая –

Маменька велела!

Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем – переступаем левой ножкой)

Ай, деточка, попляши!

Твои ножки хороши! (подпрыгивание или пружинки)

Для детей постарше можно использовать стихотворения и делать под них движения.

При одевании ребенка можно приговаривать строчки из этого стихотворения Елены Благининой: «Вот они – сапожки! Это – с левой ножки! Это – с правой ножки!» и просите ребенка: «Дай мне левую ручку. А теперь правую ручку»:

Е.Благинина

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

Вверх — вниз

Маленьких детей мы знакомим прежде всего со словами «Вверх» — «вниз» (птичка полетела на дерево – вверх! Мячик упал вниз – бух! На качелях качаемся вверх – вниз, вверх — вниз), вперед – назад (беги ко мне, догоняю). И лишь затем ребенок сможет освоить слова «вправо» и «влево».

С малышами можно сделать простую аппликацию, которая научит ориентироваться не только в комнате, но и на листе бумаги. Например, сделать платочек или салфетку для куклы или другой игрушки.

Сделай узор на платочке

Вам понадобится набор вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур: например, четыре красных треугольника и красные круги. Или другой набор: один зеленый круг, четыре зеленых треугольника и один зеленый прямоугольник.

Покажите малышу образец платочка с аппликацией, который Вы сделали. Пусть любимая игрушка ребенка попросит малыша помочь ей и подарить точно такой же платочек.

Рассмотрите внимательно образец вместе с малышом: обведите пальчиком малыша фигурку на образце: круглая они или есть уголочки? Если есть уголочки, то сколько их — три уголочка или четыре уголочка? Как она называется? Назовите формы – это круг, а это квадрат. Опишите словами, как расположены фигуры. например: «Смотри, в серединке круг, а в уголках – квадраты. Так мы и сделаем! Разложи фигурки на своем платочке»

Самые простые орнаменты состоят из 2 фигур (например, на одном коврике, салфеточке или платочке приклеены круг и квадраты). Более сложные – из трех разных геометрических фигур. Сначала малыш выкладывает фигуры на своем платочке, и только потом приклеивает.

Когда платочек готов, подарите его торжественно игрушке, пусть она скажет малышу «Спасибо», порадуется вместе с ним.

Внимание! Это важно! Никогда малыш не должен видеть, что его рисунок или аппликация после игры выбрасывается! Если он делает свою салфеточку для куклы, то кукла должна сама взять у него аппликацию, положить ее на свой игрушечный столик как салфеточку, поставить игрушечную посуду, восхититься, какой же красивый стол стал с этой салфеточкой. Сказать, что пригласит гостей и покажет им новую салфеточку. Поблагодарить малыша. Только тогда Вашему ребенку будет и в дальнейшем интересно заниматься с Вами.

Знакомимся с мозаикой

В самых простых играх с мозаикой мы тоже можем начать знакомить ребенка с пространством и учить ориентироваться в нем.

Игра 1. Покажите малышу детали мозаики (подойдет магнитная мозаика с геометрическими разноцветными формами или любая другая мозаика для малышей). Покажите ребенку синие детали – пусть это будет дождик. Дождик кап-кап-кап-кап – капает по крыше, по окошку, по деревьям. Пусть ребенок сделает дождик на игровом поле из синих деталек и научится заполнять деталями равномерно всё игровое поле мозаики. Вот какой дождик у нас пошел! Важно, чтобы малыш располагал детали по всему игровому полю, а не ставил кучкой где-то в центре или сбоку.

В следующий раз попробуйте разложить другие детали, придумав, что же это будет. Белые детали могут быть летающими снежинками. А желтые – осенними листочками. Красные – конфетами на столе, а крупные детали – воздушными шариками, которые летят в небо. Много мелких разноцветных деталей может быть салютом в небе.

Ребенку не так просто класть детали на мозаику – покажите ему, как сначала взять деталь двумя-тремя пальчиками и как потом прижать ладошкой к магнитному полю, чтобы фигурка «прилипла».

Игра 2. В следующих играх познакомьте малыша с понятиями «вверху» и «внизу». Сделайте вместе с ребенком из всех синих деталей «речку» внизу игрового поля. Для этого выложите широкую полосу из деталей синего цвета. Проведите по ней пальчиком ребенка – «течет речка», речка длинная — длинная. Можете сделать рядом из отдельных зеленых деталей «травку» — так же, как мы делали дождик.

А потом сделайте солнышко вверху игрового поля, собрав желтые детали в круг. Дополнительно можно собрать рядом с солнышком облачка из белых деталей.

Что вверху? Солнышко. А что внизу? Речка и травка. Так малыш начинает понимать слова «вверху» и «внизу» применительно к картинке, листу бумаги, игровому полю игры.

Игра 3. В следующей игре с мозаикой пусть полетят наши листочки – куда они летят? Вверх или вниз? Давай на них подуем – дует ветер! Куда мой листочек полетел? Вверх. А твой куда полетел? Вниз!

Когда малыш подрастет, наши листочки будут летать еще и вправо или влево. Куда твой листок полетел? Вправо! А мой сейчас полетит влево. Я подую на него. Вот! Уже летит!

В этой очень простой игре малыш начинает ориентироваться на плоскости, понимать, где верх, а где низ, видеть ограничение игрового поля его сторонами (правой и левой).

Игры для детей 3-5 лет: учимся различать «право» и «лево» и не только

Примерно на четвертом году жизни малыш уже различает и называет свою правую и левую руку. А в 4-5 лет ребенок учится определять направление по отношению к себе. Ему еще трудно понять, что у человека, который стоит напротив, «лево» находится там, где у него «право». Он может определить направление только «от себя». Поэтому во всех играх с детьми 4-5 лет взрослый стоит так же, как и ребенок (лицом в одну сторону) – показывая и подсказывая на первых порах.

Найди игрушку

Вариант 1. Попросите малыша выйти за дверь и спрячьте игрушку. Когда он зайдет в комнату, скажите ему путь к игрушке. Примерный путь может быть рассказан так: «Иди прямо к столу, у стола поверни направо (ребенок выполняет). Пройди пять шагов. А теперь один шаг назад, поверни налево (ребенок выполняет). Пройди два шага. Ищи!» В первых играх трехлетнему малышу можно дать одну-две команды, четырехлетнему давайте не больше 2-3 команд. Потом можно увеличить количество команд до 5 и даже более.

Когда ребенок освоит эту игру, то усложните ее. Во втором варианте игры малышу нужно назвать направление, в котором он идет. Вот как это делается.

Вариант 2. Вырежете из цветной бумаги или цветного картона стрелки разного цвета и разложите их на полу. Скажите ребенку: «Иди туда, куда показывает красная стрелка, пройди три шага. Куда же тебе надо идти?» (ребенок называет направление: влево, вправо, прямо или назад). «А дальше иди туда, куда показывает синяя стрелка. Куда она тебя ведет? (ребенок называет – вправо или влево. вперед или назад) Пройди 2 шага». А теперь ищи!

Когда малыш освоится с названием разных направлений, то поменяйтесь ролями с ребенком. Пусть он спрячет игрушку, а Вы ее будете искать. Детям очень трудно дать инструкцию. Поэтому помогайте малышу вопросами: «А дальше мне куда идти – по какой стрелочке? А! По желтой стрелочке, значит, направо. А сколько шагов сделать?» и т.д.

Эту игру можно проводить от имени сказочного героя: например, Карлсон спрятал игрушку, и надо ее найти. Или Старуха Шапокляк спрятала любимую игрушку Чебурашки, и мы ему помогаем разыскать ее. Можно поиграть и по-другому с любым любимым героем ребенка, который будет отдавать команды (например, мальчики любят чтобы им отдавали команды их любимые герои — воины).

Догонялки с кулачками

В эту игру можно играть и дома, и в дороге. Посадите малыша к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите кулачки на стол (на ноги, если Вы сидите на диване) и попросите ребенка положить его кулачки.

А теперь поиграем! Спрашиваем малыша, где у него правая рука, а где левая? Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки – подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой — картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб). Если Ваш малыш – левша, то всё будет с точностью до наоборот.

Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:

Кулачками мы играем,
Руки быстро поднимаем!
Раз, два, три!
Левая, беги!
На слово «беги» малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, а Вы его пытаетесь запятнать – коснуться левого кулачка на столе.

Слова в стишке меняются и говорится то «левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка – убежать от Вас так, чтобы Вы ни разу не успели его задеть.

Если Вы используете картинки- подсказки, то постепенно можно их будет убрать – например, сначала оставить только подсказку для правой руки, а потом и она станет не нужна. Малыш начнет убирать нужный кулачок без подсказок — картинок.

Найди сюрприз!

Посадите четыре игрушки в центре комнаты так, чтобы получился «крестик». В центр этого «крестика» встанет в игре ребенок (см. рисунок). Например. ребенок встанет в центр, а впереди у него будет мишка, сзади зайчик, справа машинка, слева поезд (можно использовать любые другие игрушки, которые есть у Вас дома).

Под одну из игрушек (или в одну из игрушек) спрячьте сюрприз. Это может быть красивая картинка или наклейка, записка с загадкой, пожелание или стишок, новая загадка, интересная веточка, цифра, новая буква, набор бусинок, небольшой рисунок, который Вы нарисовали, интересное задание на записочке, камушек или ракушка – всё, что угодно.

Пусть малыш встанет в центре комнаты и в центре получившегося «крестика». Вы стоите так же, как и он – т.е. если ребенок смотрит на окно, то и Вы смотрите на окно. Начинаем искать наш сюрприз. Некоторые дети, особенно мальчики, любят искать не сюрприз, а клад. Тогда ищем клад! Говорим путь к нашему кладу или сюрпризу: «Повернись вправо. А теперь повернись два раза влево. Еще раз повернись два раза влево. А теперь три раза вправо. Ищи!» Дети любят в этой игре поворачиваться прыжками. Пусть прыгают на здоровье!

Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он смотрит на игрушку, которая спрятала сюрприз для него. И находит его! Если малыш неправильно выполнил Ваши команды, то он ищет сюрприз под игрушкой и …не находит. Значит, надо попробовать еще раз. Снова встаем лицом к окну и пробуем. И наконец находим! Ура!

Некоторые дети любят складывать полученные в игре сюрпризы в свою шкатулочку или коробочку. Некоторые – дарят мамам или друзьям. Но в любом случае сюрприз всегда приносит радость малышу! Даже если пришлось три раза его искать.

Народная подвижная игра «Корабль плывет!» — учимся отличать «право» и «лево», «вверх» и «вниз», «вперед» и «назад»

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Сначала разучиваются движения игры.

Вот какие движения можно использовать в игре для различения направления право и лево:

  • «Правая повертушка» – это вращение кистью правой руки (другой вариант — правым предплечьем) как будто «заводим мотор».
  • «Левая повертушка» – это вращение кистью левой руки (другой вариант – левым предплечьем) как будто заводим мотор левой рукой.
  • >«Правая потоптушка» – топаем правой ногой.
  • «Левая потоптушка» – топаем левой ногой.

Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево (вверх и вниз, вперед – назад или другие направления).

Как играть в игру?

Ведущий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Дети спрашивают: «Какой корабль?»

Ведущий отвечает: «С правой повертушкой!»

Дети выполняют движение – делают правую повертушку (вращают правой рукой).

Снова водящий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Игроки спрашивают: «Какой корабль?»

Водящий придумывает название корабля. Например, «С левой потоптушкой и с левой повертушкой». Дети выполняют движения: топают левой ногой и крутят левой рукой. В первых играх даются простые задания, включающие одно действие, например, « с левой потоптушкой». В дальнейшем можно давать задания с 2-3 действиями: «с правой потоптушкой и двумя вертушками» или «с правой потоптушкой и с левой повертушкой» или «с двумя потоптушками и левой повертушкой».

Задача игроков (ребенка или детей) – не ошибиться. Когда дети освоятся с игрой, можно ее усложнить.

  1. Выкладываем на пол 10 карандашей (палочек, камешков или любых других предметов, которые будут обозначать шаги). Малыш правильно выполнил задание – идет вперед на один шаг (встает около следующего камешка или карандаша). Неправильно сделал – остается на месте. Задача – дойти до Вас как капитана. Как только малыш стал капитаном, Вы меняетесь ролями, и он придумывает, какой корабль плывет. Причем ребенок может придумать и новые движения, которых не было в предыдущей игре.
  2. С группой детей можно провести игру так. Малыши стоят в ряд. Если кто-то ошибается, он делает шаг назад. Если сделал правильно — то шаг вперед. Задача – быстрее дойти до капитана. Кто дошел до капитана первым – будет водящим в следующей игре.

Что изменилось?

Играть в эту игру можно как с игрушками, так и с несколькими детьми.

Игра с игрушками. Посадите на стол или диван 5-7 игрушек. Они должны сидеть спиной к малышу! Это важно! Нужно, чтобы ребенок и игрушки располагались лицом в одну сторону и сидели в рядок.

Потом попросите малыша отвернуться и закрыть глаза. Или можно закрыть игрушки непрозрачным платком. И поменять игрушки местами.

Малыш открывает глаза – и … что же изменилось? А! Кукла сидела вправо от меня, а медведь влево. А теперь наоборот стало – теперь кукла сидит слева от меня, а медведь справа».

Игра с детьми. Малыши садятся на коврик в ряд. Один малыш – ведущий закрывает глаза. Остальные быстро меняются местами. Дополнительно можно поменяться еще чем – то или взять в руки предметы. Малыш – ведущий открывает глаза и ищет, что же изменилось: «Ой, у Маши в руках появилась кукла. А у Наташи, наоборот, в руках был мяч. А теперь мяча нет. Петя сидел справо от меня, а теперь сидит влево.

Мальчишки очень любят эту игру как игру в «разведчиков».

В первых играх делайте только 2 изменения. Потом количество изменений можно постепенно увеличивать.

От подвижных игр можно перейти к более сложным играм с геометрическими фигурами, помогающим научиться ориентироваться на плоскости (листе бумаги).

Выложи узор

Попросите малыша догадаться, как узор вышила Красная Шапочка для своей бабушки на ее платочке (можно использовать любых любимых персонажей ребенка).

Возьмите два одинаковых квадратных листа бумаги. Это будет игровое поле для Вас, и для ребенка. И вырежете из цветного картона парные одинаковые фигуры – например, зеленый квадрат, синий квадрат, красный треугольник, желтый треугольник, зеленый круг, синий круг и т.д. Получится два набора одинаковых фигур. Один набор возьмите себе, а другой – ребенку. Мы будем выкладывать на игровом поле разные фигуры.

Перед тем, как играть покажите ребенку, как мы будем выкладывать фигурки на квадрате – платочке. Где верх, где низ, где право, где лево.

Поставьте перед собой большой лист картона или любую другую вещь, которая станет перегородкой. Перегородка нужна, чтобы ребенок не видел Ваш узор. Выложите узор на своем листочке. И после этого попросите малыша внимательно послушать Вас и сделать такой же узор. Примерный узор представлен на картинке: «Вверху – красный треугольник. Внизу – желтый треугольник. Справа – где у тебе правая ручка? – синий круг. Слева – зеленый круг. В середине – синий прямоугольник. Получилось? Давай посмотрим».

Уберите перегородку и сравните два платочка. Исправьте неточности, если они есть.

При более сложной игре ребенку нужно учесть расположение фигур. И тогда мы говорим, например, так: «Вверху – красный треугольник. Он смотрит уголком вверх, а стороной в серединку/в центр».

В дальнейшем, когда малыш освоит игру, можно сделать его водящим.

А можно сделать другой вариант этой игры – более сложный, когда мы прямо не говорим, что за фигуру надо положить. А малыш сам выбирает ее из набора фигур: «Догадайся, что же вышила Красная Шапочка вверху – это не квадрат, не круг. Что это? Точно, треугольник. Не желтый, не красный, не синий, а какой? Как же ты угадал – зеленый! Значит, что будет вверху платочка? Да, зеленый треугольник!»

Если ребенку трудно сориентироваться, то помогите ему. Нарисуйте на его игровом поле – белом квадрате — сверху красную линию, а снизу синюю. Справа нарисуйте ложку (правая рука держит ложку), а слева нарисуйте кусочек хлеба (левая рука держит хлеб). И когда диктуете – рассказываете, то помогайте подсказкой: «Вышила Красная Шапочка красный квадрат вверху. Где это? Да, там где красная линия. А справа она вышила зеленый треугольник. Покажи, где зеленый треугольник? Вот он! А где это справа – где ложка нарисована. Вот она! А где у тебя правая ручка? Значит, куда надо положить фигурку? Молодец! Красивый платочек получится!»

В такой игре нужно постоянно менять сюжет – то украшать флажками разной формы и разного цвета силуэт — кораблик (вместо квадрата), то расставлять разноцветные чашки разного размера на стол (право – лево, выше – ниже), то помогать герою написать зашифрованное письмо (прямоугольник — фон будет обозначать конверт, на котором в определенном порядке выкладываются фигуры), то делать ковер-самолет для Старика Хоттабыча (выкладывать рисунки на прямоугольнике). Сюжет игры может быть любым и из любой любимой сказки малыша!

Для пятилетнего ребенка можно усложнить задание и по-другому – научить правильно называть углы: правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол. Тогда узор может получиться, например, таким: «В правом верхнем углу – красный треугольник. И в левом нижнем углу – красный треугольник. В правом нижнем углу – желтый круг. И в левом верхнем углу – желтый круг. А в центре голубой ромб».

Игра в магазин

Еще один вариант предыдущей игры – игра в магазин. Вы делаете парные карточки для игры (как показано на предыдущей картинке) с разным расположением фигур на квадрате — основе. Это наши «ковры» или «платочки» или «салфеточки», которые будут продаваться в магазине. Нам нужны два одинаковых набора — один у продавца, другой у покупателя.

Ребенок-покупатель выбирает из своего набора одну карточку – это «коврик» (полотенце, шарфик, салфеточка и т.д.), который он хочет купить в магазине. Малыш должен объяснить продавцу, какой ковер или салфеточку он хочет купить. Так объяснить, чтобы продавец дал ему именно этот предмет с именно таким узором. Для этого ему нужно очень точно описать свой «коврик»: что нарисовано в середине, что вверху, что внизу, что справа, что слева.

Малыш может сам выбрать «коврик» для покупки. А может быть, в другом варианте этой игры, его попросит помочь сказочный персонаж и даст ему картинку с изображением нужного ему «коврика».

Найди такую же картинку.

Для изготовления игры потребуются наклейки (наборы одинаковых наклеек) и картон. Карточки делаются из картона в виде длинных прямоугольников, на которые наклеены наклейки в разном порядке: например, чайник – платье – мячик – девочка. На другой карточке: платье – уточка – мячик – девочка. На третьей: платье – чайник – мячик – девочка. На четвертой: мячик — платье — девочка — чайник. И так далее. Делаются два одинаковых набора карточек для игры.

Задача – найти пару одинаковых картинок и объяснить, почему эти картинки — пара (ребенок может объяснить так: «Здесь слева приклеено платье, справа от него чайник, еще правее мячик. А потом девочка. И на этой картинке точно так же»). Дети раньше 3 — 3,5 лет обычно не понимают смысла такой игры, ведь на всех картинках похожие игрушки. Они могут на любые картинки сказать, что они одинаковые. Примерно к 4 годам малыш уже может объяснить, чем отличаются картинки – расположением игрушек на них. К этому возрасту ребенок может и рассказать словами, в чем он видит отличия.

Новоселье

Если у Вас есть набор картинок с изображением мебели, то можно поиграть в эту игру с картинками. Или можно поиграть с игрушками и кукольной комнатой, сделанной из большой коробки.

Есть три варианта игры:

Вариант 1. Более простой.

Рассказываем малышу историю о том, что у куклы (зайчонка, кенгуренка, бегемотика или другой игрушки) – новоселье. И ему нужно помочь расставить мебель. Договариваемся с ребенком, что где будет стоять (рядом с окном, слева от него, справа от него, перед столом, за креслом и т.д.). Рисуем план комнаты. А дальше заполняем ее мебелью по нарисованному плану (для малыша этого возраста достаточно 4-6 предметов, обозначенных на плане плюс обозначения окна и двери). Как только всё будет готово — празднуем новоселье 🙂 — приглашаем в гости игрушки, которые поздравят с новосельем, угостятся чаем со сладостями и подарят подарки нашему игрушечному герою..

Вариант 2.

Есть уже готовый план комнаты для нашей игрушки. Его нарисовал главный друг нашей игрушки Топтыжка (или кто-то другой из любимых игрушек малыша). И нам надо помочь «прочитать» этот план и расставить все предметы точно по плану комнаты. Если малыш ошибается, то игрушка ему говорит: «Нет, я так не хочу. Посмотри, я хотела здесь большой диван поставить, а не круглый стол. Стол тут неудобно размещать – как из-за него выходить будем?»

Вариант 3. Перестановки.

Наша игрушка решила сделать перестановку мебели в комнате, потому что купила новое пианино или новый шкаф или новый стол. И надо ей помочь – разместить на плане эти предметы, всё проверить — поместится ли здесь, удобно ли будет, а потом уже расставить мебель в комнате.

Как провести такое новоселье и научить составлять план комнаты детей 3-4 лет, мы уже знаем из статьи

Внимание: чтобы понять план, ребенку сначала нужно определить, а где он сам находится в комнате, где окно, где дверь. И уже от этих ориентиров отталкиваться, выполняя задание. Вскоре он сам быстро поймет, как «читать» план, и сразу будет отыскивать на плане нужное место.

Если Вы будете проводить игру с детьми более старшего возраста, то тогда можно усложнить задание – пусть в нашей комнате будет до 10-11 предметов. А кукла может купить не один новый предмет мебели, а сразу два.

Игры для детей 6-7 лет

Детей 6-7 лет уже можно познакомить с тем, что такое карта и как ее читать и научить составлять подробную карту своего пути (как идти в гости к другу, к бабушке, к магазину, в детский сад, на игровую площадку, в парк).

Что такое карта и масштаб, Ваш малыш узнает из телепередачи «Шишкин лес» телеканала «Радость моя». Приятного просмотра!

Сделайте вместе с ребенком карту Вашего двора, района, начертите на ней дорогу в детский сад, в магазин, к друзьям, в детский клуб, в школу.

А теперь еще несколько игр для уже подросших малышей — будущих школьников.

Капитан и корабль

Эта игра учит сотрудничать друг с другом, и одновременно закрепляет умение ориентироваться в пространстве. В игре ребенку нужно будет ориентироваться с закрытыми глазами, по слову ведущего.

Играет пара. Один игрок – капитан. Другой – корабль. Их общая задача – переплыть море без кораблекрушения. Морем будет наша комната. В ней посередине расставляются стулья – рифы. Задача – нужно, переплывая наше «море» – комнату не задеть за стулья – «рифы».

Как играть? Игроку — кораблю завязываются глаза. Капитан ведет корабль, давая ему указания: «Шаг вправо. Еще шаг вправо. Назад. Еще назад. Маленький шаг влево. Теперь 5 шагов вперед» и так далее.

Ура! Задача выполнена. Теперь можно поменяться ролями:). Пытаясь пройти комнату — наше море — с закрытыми глазами, Вы поймете. насколько же это не просто! А своему маленькому капитану помогайте вопросами: «Куда дальше идти? На сколько шагов? Мне остановиться или идти вперед?»

Читаем план комнаты с помощью веселого человечка

Ребенок старшего дошкольного возраста уже может усвоить, что пространственные взаимоотношения «право», «лево», «вперед», «назад» меняются в зависимости от положения человека. Например, если Вы встанете с ребенком лицом друг к другу, то Ваша правая рука будет напротив левой руки ребенка! И тогда для Вас «вправо» – это будет, например, к окну. А для него «вправо» – это будет, наоборот, к двери.

Чтобы малыш смог это усвоить, нам понадобится прием, предложенный Л.А. Венгером. Нарисуйте картинку с веселым человечком (мы рисуем человечка так, будто смотрим на него сверху). Там, где у человечка круглый носик – это его лицо, в эту сторону он смотрит. Еще вырежете из цветной бумаги или цветного картона две стрелки – ручки человечка: красную и синюю. Красная стрелка будет обозначать правую руку, а синяя стрелка – левую. Можно сделать стрелки и другого цвета, но обозначение должно быть постоянным. Например, у Вас будет правая ручка человечка – это всегда коричневая стрелка. А левая ручка человечка – это всегда зеленая стрелка.

Поставьте нашего человечка на план комнаты, с которым ребенок уже знаком по предыдущим играм. Пусть малыш посмотрит на носик человечка и решит, куда прикрепить ручки – стрелки. Где будет правая, а где левая рука у человечка? Что будет впереди у человечка, а что позади?

Затем поставьте человечка в другое положение на плане комнаты. И предложите малышу прикрепить к нему стрелочки – ручки и сказать, что теперь у человечка впереди, сзади, вправо, влево.

Самое трудное – это когда человечек расположен лицом к ребенку. Пусть ребенок поэкспериментирует, сам попробует занять разные места в комнате, чтобы решить эту задачку.

Найди клад

В этой игре ребенок научится ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Как сделать игровое поле для игры?

Для изготовления игрового поля Вам понадобятся листы бумаги в клетку. Каждая строчка или каждый столбик имеют свое условное обозначение. Можно нарисовать картинку или подписать буквы или подписать цифры, нарисовать геометрические фигуры. На рисунке Вы видите примерные варианты игрового поля для детей 6-7 лет.

Для первой игры нужно простое игровое поле (5 на 5 клеточек). В дальнейшем можно сделать более сложное игровое поле – 5 на 10 клеточек, или 10 на 10 клеточек).

Как играть в игру?

Играет пара игроков, игровое поле у них одинаковое.

Ведущий – взрослый отмечает на своем игровом поле крестиком, где находится клад.

Ребенок, который не видит игрового поля взрослого, должен найти этот клад.

Взрослый говорит, например, такой путь: «Найди солнышко (букву А, цифру 6 и т.п.) нарисованную сверху. Теперь тебе надо пойти вниз – опустись на 3 клетки вниз. Поставь точку. Давай проверим. Если ты нашел клад, то от гриба, нарисованного сбоку, ты отошел на 7 клеточек вправо». Сравниваем, попал ли ребенок в нужную клеточку – и нашел ли он клад, обозначенный крестиком.

Когда ребенок научится без ошибок передвигаться по игровому полю, то ему задается путь из 2-3 шагов, а затем и из 5-6 шагов до клада. И он сможет также стать ведущим и «прятать клад» для Вас.

Диктант

Вариант 1. Это уже даже не игра, а задание для ребенка, которое поможет ему научиться свободно ориентироваться на листе бумаги. Дайте ребенку квадрат бумаги и фигуры разного цвета и формы. Вы ничего не показываете, только рассказываете, куда что положить. Например: «Возьми зеленый квадрат и положи его в середину. Вокруг положи 8 красных треугольников так, чтобы они своим острым уголком смотрели на квадрат. Между треугольниками положи маленькие желтые круги. В левом верхнем углу будет зеленый прямоугольник. В правом нижнем углу тоже будет зеленый прямоугольник. В другие два угла положи желтые прямоугольники» Затем мы смотрим, такой же узор получился или нет.

Вариант 2. Ребенок видит выложенный узор и должен его «сфотографировать» — то есть запомнить. Обычно мы с детьми играем в фотографов — изображаем руками, как «берем фотоаппарат», «нажимаем» на кнопочку и «получаем фото». И его запоминаем. Дальше образец узора убирается, и дети выкладывают узор по памяти. Если задание проводится в этом варианте, то нужно использовать для узора не более 4-5 разных фигур.

Если узор выложен неправильно, то можно предложить ребенку «починить фотоаппарат» и сделать следующее фото без ошибок. Обычно дети с радостью соглашаются и с удовольствием изображают, как они ремонтируют фотоаппарат и в следующей игре уже ошибок не допускают:).

Это задание можно проводить в игровой форме – попробовать передать разведчикам тайное письмо, составить заколдованную телеграмму в волшебный лес для сказочного персонажа или придумать что-то другое.

Еще игры с предлогами для детей дошкольного возраста по теме «Ориентация в пространстве» Вы найдете в статьях:

А какие игры, стихи, потешки, идеи Вы использовали или используете чтобы помочь малышам научиться различать, где «право», а где «лево»?

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Ориентация в пространстве – важнейшее приобретение дошкольного возраста. В 3-4 года дети учатся правильно употреблять предлоги в, на, за, под, около, между, за, перед. Успешнее всего малыши овладевают ориентацией в пространстве в увлекательных играх. Игры для развития мышления, речи, внимания и для усвоения предлогов ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ из моей игровой копилки – в этой статье!

Игры с предлогами за, перед, между – это уже второй шаг нашей помощи ребенку по развитию ориентации в пространстве. Самыми первыми из всех предлогов дети трех лет начинают осваивать слова в, на, под и около. О том, какие игры помогут Вашему малышу к 4 годам не путаться в этих словах, Вы можете узнать в статье . Поиграв с малышом в эти первые игры, можно переходить к играм данной статьи.

Ориентация в пространстве: игры для усвоения предлогов
за, перед, между для детей 3-4 лет

Речевая игра для усвоения предлогов за, перед, между «Угадай, что это».

Разложите на столе 15-20 разных предметов или игрушек. Предложите ребенку поиграть в загадки и отгадки. Скажите, что Вы будете загадывать какую-нибудь вещь на столе, а малыш будет ее отгадывать.

Я приведу примерные загадки и диалоги с малышом, а вы придумаете свои (с Вашим набором предметов и игрушек).

  • «Это лежит за настольной лампой» (за настолькой лампой три игрушки). Ребенок может попробовать отгадать: «Это мышка?». Скажите: «Нет. Моя отгадка за настольной лампой перед книгой. «А! Это очки!», — догадывается ребенок.
  • Дальше предложите малышу загадать Вам загадку и отвернитесь, чтобы не видеть, как он по-новому расставит предметы на столе. Повернитесь к столу и попытайтесь отгадать, помогая малышу наводящими вопросами. Например, ребенок Вам загадывает: « Это там, где краски». Уточните: «Рядом с красками много предметов. Может быть, это перед красками? Вот здесь?» «Нет», — кричит малыш, — «это не перед, это сзади». «А! Сзади красок. Мммм, там несколько предметов. Что же ты загадал. Аааа! Это между карандашом и ручкой, да?». «Да», — соглашается малыш. «Значит, это машинка!» «Точно, угадала», — радуется Ваш трехлетка, гордый тем, что такую сложную задачку загадал.
  • Повторите игру с разными игрушками и предметами.
  • Игру всегда надо прекращать тогда, когда малыш просит продолжить поиграть. Тогда он с удовольствием включится в нее и в следующий раз. Если же играть до тех пор, пока ребенок не утомится, то наступит пресыщение игрой, и ребенок откажется в дальнейшем в нее играть.
  • В игру можно играть и на прогулке с ракушками, листиками, камешками, веточками и игрушками ребенка.
  • В этой игре исподволь и незаметно в интересной деятельности Ваш малыш научится ориентироваться в пространстве и правильно обозначать словом расположение предметов.

Развивающая игра для развития ориентации в пространстве «План комнаты» (разработана Л.А.Венгером)

Несмотря на то, что слово «план» так по-взрослому звучит, поиграть в эту игру очень полезно уже с трехлетним малышом .

Соорудите небольшую комнату для мишки (или любой другой игрушки — зайчика, куклы и т.д.). Можно использовать готовый кукольный домик и готовую игрушечную мебель или взять комнату и мебель из картонного набора для детского творчества.

Если же готового домика нет, то организовать такую комнатку довольно просто из подручных материалов. Сделайте ее вместе с малышом.

  • Пол обозначаем квадратным или прямоугольным лоскутом ткани (можно использовать старую ткань или клеенку, обои и т.д.
  • На пол ставим кукольную мебель (не менее 3 предметов). Можно соорудить мебель из конструктора. Но тогда лучше, чтобы каждый предмет мебели был своего цвета (например, стул желтый, стол синий, шкаф коричневый, табуретка зеленая, тумбочка белая).
  • Обозначаем окно и дверь. Можно вертикально поставить лист обоев и вырезать в нем окно и дверь. Можно нарисовать окно и дверь на листочке и поставить на нужное место.

Расскажите малышу, о том, что мишка (зайка или другая игрушка, для которой Вы соорудили комнату) купил новую мебель, и мы помогли ему красиво ее расставить. Назовите вместе, что где находится. Например: «В середине – стол. За столом – стул. Около окна – шкаф. Около двери – тумбочка» (перечень зависит от той «мебели», которую Вы поместили в комнату). Порадуйтесь вместе с мишкой новой комнате и пригласите гостей!

Поиграйте с ребенком в такой сюжет. К мишке (зайке), приходят гости, играют, рассматривают мебель, приглашают мишку на чай и т.д. Пришел в гости утенок (игрушка) и очень ему понравилась комната Мишки. Говорит утенок: «Я тоже хочу такую комнату себе сделать, но не умею. Может быть, ты мне поможешь (ребенку)?»

Начните с ребенком помогать утенку расставлять мебель в комнате утенка. Комната утенка будет у нас на листе бумаги из альбома. А вместо мебели мы будем расставлять в этой «комнате» геометрические фигурки, вырезанные из цветного картона. Эти фигурки должны по цвету соответствовать нашей «мебели» в комнате мишки. Например, если у мишки в комнате мы поставили круглый желтый стол, то, значит, у утенка в комнате это будет желтый круг. Если у мишки в комнате стоит коричневый шкаф, то у утенка в комнате это будет коричневый прямоугольник и т.д. Спросите малыша: «Что же в комнате утенка будет столом? Точно, круг. Вот какой желтый круг. А что будет вместо шкафа?».

  • Нарисуйте на листе бумаги черточкой, где находится окно и дверь.
  • Очень важно, чтобы лист, на котором ребенок делает план, располагался абсолютно так же как игрушечная комната мишки (например, дверь справа, окно слева), иначе он запутается!
  • Предложите малышу расставить «мебель» (т.е. геометрические фигурки – заменители мебели) в комнате утенка. Подсказывайте ему, задавая наводящие вопросы и сравнивая вместе с ним две комнаты: «Что стоит около окошка? Что стоит между окном и столом?» и т.д.
  • Когда комната утенка будет готова, можно ее украсить дополнительными предметами.

Когда ребенок освоится с этой игрой, можно будет предложить ему противоположную задачу с новой игрушкой – по плану, который Вы выложите на альбомном листе, расставить игрушечную мебель в комнате.

Еще один любимый малышами вариант игры на ориентацию в пространстве – игра в прятки. Вы прячете в кукольной комнате маленький сюрприз и на плане кукольной комнаты показываете, где он спрятан. Малыш находит. Если малыш прекрасно ориентируется в плане кукольной комнаты, можно нарисовать план реальной комнаты и на нем обозначить предмет, где Вы спрятали игрушку. На плане реальной комнаты обозначьте дверь, окно и 3-5 предметов.

С четырехлетним малышом после проведения первых игр с планом, можно усложнить задачу. И в этом усложнении есть несколько очень интересных вариантов.

1.Мы также как и раньше отметим на плане место, где спрятали сюрприз, но… перевернем план кукольной комнаты вверх ногами и введем новое правило, что переворачивать план нельзя! Малышу придется « в уме» перевернуть план комнаты, сориентироваться по окну и дверям, где что находится. Это отличная умственная зарядка для ребенка!

2. Мы скажем, что наш мишка купил новый диван (или пианино, или буфет и т.д.) – красивый и удобный, и его надо поставить в комнату. Дадим малышу прямоугольник, обозначающий этот предмет, и попросим его найти ему место в комнате. Для этого малышу придется передвигать фигурки на плане и учесть некоторые обстоятельства. Например, диван не поставить у двери, т.к. в комнату будет не зайти. Неудобно поставить диван у окна, т.к. будет дуть. Малыш находит вариант расположения дивана в комнате на плане, а затем можно «установить» диван из конструктора в игрушечной комнате.

3. Начертите реальный план Вашей комнаты простым карандашом в альбоме, спрячьте предмет и отметьте на плане, где спрятан Ваш сюрприз. Дайте план в руки малыша. Ему придется сориентироваться, как повернуть план в руках. Сначала ребенку надо взять в руки план так, чтобы место плана с дверью совпало с местом двери в комнате. Потом – понять, где он находится сейчас. А затем уже искать предмет.

4. Таким же образом поиграйте с ребенком 4 лет на кухне, в коридоре, на даче. Это поможет ему научиться быстрой ориентации в пространстве.

3. Речевая игра для развития ориентации в пространстве «Не ошибись!»

Эта игра учит малышей быть внимательными и различать предлоги за, между, перед.

Вариант 1. Играет группа детей (можно поиграть всей семьей). Выбирается ведущий (взрослый), который дает команды. Все игроки встают в затылок друг другу «паровозиком». Если игрок ошибается, он переходит в команду ведущего. Задача – как можно дольше остаться в команде игроков.

Примерные команды ведущего (степень сложности команд зависит от возраста детей. Для детей старше 4-5 лет можно давать сложные команды, для малышей 3,5 — 4 лет самые простые):

  • Все, кто стоит перед Леной, похлопайте в ладоши!
  • Тот, кто стоит между Петей и Игорем – покружитесь!
  • Все, кто стоит за Ксюшей – сядьте. А теперь кто сидит перед Петей – встаньте (при этом должны встать не все дети, а те, кто стоит за Ксюшей перед Петей). Это пример сложной команды.
  • Тот, кто стоит за Таней – покукарекайте
  • Тот, кто стоит между Таней и Ваней — попляшите и т.д.

Если ребенок ошибся, он выходит из игры и встает рядом со взролсым-ведущим, выполняя абсолютно все его команды и путая этим игроков, оставшихся в игре.

Когда ребенок ошибается, обязательно обговариваем ошибку: «А ты разве перед Леной? Ты ведь за Леной!»

Победителям, оставшимся в игре, аплодируем и гордимся ими от всей души!!! Обязательно надо поблагодарить за игру и тех детей, которые ошиблись – они ведь Вам помогали!

В одной игре с малышами не должно быть много команд (примерно 5-6 команд). Если никто не ошибся, искренне и восхищенно порадуйтесь и удивитесь! Скажите, что даже не ожидали, что все будут такими внимательными!!! Малышам очень нравится, когда их хвалят (ласковое слово ведь и кошке приятно, правда?)

Вариант 2. Игра с одним ребенком. Предложите малышу поиграть в цирк. Вы с малышом будете дрессировщиками, а игрушки будут артистами в цирке. Поставьте артистов на «арене» друг за другом и начните «выступление».

Сначала Вы даете команды, а малыш действует той игрушкой, которой дана команда. В данном варианте игры действие производит одна игрушка! Пример: «Артист, стоящий перед львом! Прыгните в этот горящий обруч!», «Артист, стоящий между жирафом и обезьяной, спойте зрителям песню», « Артист, стоящий за тюленем! Покажите, как Вы пляшете».

Затем обязательно предложите малышу самому придумать задания для артистов. Помогите ему!

4.Игра для развития восприятия и речи ребенка «Кто спрятался?»

Все дети по-разному учатся правильно употреблять предлоги. У кого-то всё получается быстро, у кого-то есть сложности с конкретным предлогом.

Если есть сложности, то их можно быстро разрешить с помощью этой игры. В этой игре используйте именно те предлоги, в которых малыш еще путается.

Игра очень простая. Мы берем игрушки или картинки и прячем их так, чтобы была видна только одна часть, например, лапка или хвостик или рога. Малышу нужно догадаться, кто спрятался (по этой видимой части).

Место, где будем прятать, зависит от самых трудных для малыша предлогов. Например, если он путает В и НА, то будем прятать В окошке или НА крыше. Можно аналогичным образом прятать ЗА забором, ПОД игрушечным или настоящим деревом или ОКОЛО коробки (закрыв платком, чтобы была видна только часть игрушки или картинки).

5. Игры со стихами

Игры со стихами и интересными заданиями, помогающими детям 3-7 лет освоить правильное употребление предлогов, Вы найдете в статье

А сейчас для читателей «Родной тропинки» — ребус. Конечно же, это ребус с предлогами!

Спасибо всем, кто ответил на ребус и даже прислал в ответ свои ребусы:).

Еще о развивающих играх, помогающих ребенку научиться ориентироваться в пространстве и точно употреблять предлоги:

Статья 1. Статья об играх, которые знакомят детей с планом и картой, учат различать «право» и «лево», «вверх» и «вниз», «впереди» и «сзади» «Игры с детьми: учимся ориентироваться в пространстве»

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал