Как организовать правильный режим дня новорожденного в первый месяц: полезные советы молодым мамам. Правильный режим дня новорожденного Правильный распорядок дня у ребенка 8 лет

09.01.2024

Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
Организм ребенка для своего роста и развития нуждается в определенных условиях, так как его жизнь находится в теснейшей связи с окружающей средой, в единстве с ней. Связь организма с внешней средой, приспособление его к условиям существования устанавливаются при помощи нервной системы, путем так называемых рефлексов, т. е. ответной реакции нервной системы организма на внешнее воздействие.
Внешняя среда включает в себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые факторы - жилище, питание, условия занятий в школе и дома, отдых.
Неблагоприятные изменения во внешней среде приводят к заболеваниям, отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости школьника. Родители должны правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данной деятельности или отдыха.
В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.
В настоящей статье речь идет о режиме дня для здоровых школьников. У детей с ослабленным здоровьем, зараженных глистами, с туберкулезной интоксикацией, больных ревматизмом, а также у детей, выздоравливающих после таких инфекционных заболеваний, как корь, скарлатина, дифтерия, выносливость организма к обычной нагрузке снижена и поэтому режим дня должен быть несколько иным. При организации режима дня школьника важно обратиться за советом к школьному или участковому врачу. Врач, руководствуясь состоянием здоровья школьника, укажет на особенности необходимого для него режима.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

7.00 - Подъем (позднее пробуждение не даст ребенку время хорошо проснуться - может долго сохраняться сонливость)

7.00-7.30 - Утренняя зарядка (поможет легче перейти от сна к бодрствованию и зарядит энергией), водные процедуры, уборка постели, туалет

7.30 -7.50 - Утренний завтрак

7.50 - 8.20 - Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе

8.30 - 12.30 - Занятия в школе

12.30 - 13.00 - Дорога из школы или прогулка после занятий в школе

13.00 -13.30 - Обед (если по каким-то причинам вы исключаете горячие завтраки в школе, то ребенок обязательно должен ходить на обед, если он посещает группу продленного дня)

13.30 - 14.30 - Послеобеденный отдых или сон (современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим)

14.30 - 16.00 - Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе

16.00 - 16.15 - Полдник

16.15 - 17.30 - Приготовление домашних заданий

17.30 - 19.00 - Прогулки на свежем воздухе

19.00 - 20.00 - Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, спокойные игры, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)

20.30 - Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)

Ребенок должен спать около 10 часов. Они должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20.30 - 21.00, а старшие - в 22.00, самое позднее - в 22.30.

Вы можете менять занятия местами. основываясь на предпочтениях и приоритетах вашего ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.


Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики , которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки.
Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года - при открытом окне или на свежем воздухе. Тело по возможности должно быть обнажено (заниматься надо в трусиках и тапочках), чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.
После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Начинать водные процедуры следует только после беседы со школьным врачом о состоянии здоровья школьника. Первые обтирания следует проводить водой температуры 30-28°, а через каждые 2-3 дня снижать температуру воды на 1° (не ниже 12-13°), при этом температура в комнате должна быть не ниже 15°. Постепенно от обтираний можно перейти к обливанию. Водные процедуры с постепенным снижением температуры воды повышают сопротивляемость организма к резким температурным колебаниям внешней среды. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома . Но для всестороннего развития детей очень важно также приучать их к физическому труду; работе в школьной мастерской, на производстве, в кружках «Умелые руки», в саду, огороде, помощи матери по хозяйству. При этом дети приобретают не только трудовые навыки, но и получают физическую закалку, укрепляют свое здоровье. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника.
Для школьников младшего, среднего и старшего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.
При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными; сколько-нибудь заметных признаков утомления не отмечается.
Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.
Увеличение продолжительности приготовления учебных заданий часто зависит от того, что многие родители заставляют своих детей готовить домашние уроки тотчас по приходе из школы. В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается и, чтобы хорошо подготовить все уроки, прилежный школьник сидит за ними многие часы.
Например, мать мальчика Вовы считает, что ее сын, который учится во 2-м классе первой смены, должен, придя из школы, поесть и выполнить задания на дом, а потом идти гулять. Вова К., очень аккуратный, исполнительный мальчик, по совету своей матери готовит задания сразу по приходе из школы, но с некоторых пор выполнять задания стало для него мукой, он сидит непрерывно но 3-4 часа, нервничает из-за того, что плохо усваивает учебный материал. Это сказалось и на здоровье, и на успеваемости. Мальчик похудел, побледнел, стал плохо спать, на уроках в школе стал рассеянным, успеваемость его снизилась.
Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.
Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше чем с 16-17 часов. Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная с 8-8 1/2 часов утра; нельзя допускать, чтобы они готовили уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня понижается.
При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для этой работы такие условия, которые позволяли бы сосредоточиться и работать без отвлечения внимания. Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами. Бывает и так, что родители во время приготовления ребенком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой «верь» и т. д. Это недопустимо. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.
Каждый школьник нуждается в определенном, постоянном месте за общим или специальным столом для выполнения домашних уроков, так как в одной и той же постоянной обстановке быстрее сосредоточивается внимание на учебном материале, а следовательно, успешнее идет его усвоение. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться со своими пособиями. Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц, ребенок не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий. Длительное сидение в неправильной позе влечет за собой искривление позвоночника, появление сутулости, впалой груди, неправильное развитие органов грудной клетки. Если у школьника есть специальный стол для занятий, то до 14-летнего возраста следует своевременно менять высоту стола и стула. Для учащихся ростом 120-129 см высота стола должна быть 56 см, а высота стула - 34 см, для учащихся ростом 130-139 см - высота стола 62 см, стула - 38 см.
При работе школьника за общим столом разница в высоте стола от пола и высоте стула от пола должна быть не более 27 см и не менее 21 см. Чтобы обеспечить такое положение младшим школьникам, можно положить на стул одну-две хорошо выстроганные доски, а под ноги подставить скамеечку для опоры. Родители должны следить за посадкой учащегося во время приготовления домашних уроков и при свободных занятиях. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки. При правильной посадке 2/3 бедра школьника помещаются на сиденье стула, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах и опираются о пол или скамеечку, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ширине ладони школьника, расстояние от глаз до книги или тетради - не менее 30-35 см. Если высота стола и стула соответствует размерам тела учащегося, то, контролируя правильность посадки, можно легко приучить детей сидеть прямо.
Для роста и развития организма ребенка необходим чистый, свежий воздух. Большое значение он имеет для повышения умственной работоспособности, улучшения работы мозга и сохранения бодрости. Поэтому перед занятиями, а также во время 10-минутных перерывов нужно проветривать комнату, а в теплое время года следует заниматься при открытой форточке или при открытом окне. Другим важным условием для занятий является достаточное освещение рабочего места, как естественное, так и искусственное, так как выполнение домашних заданий (чтение, письмо) связано с большим напряжением зрения. Свет из окна или от лампы должен падать на учебники (тетради) слева от сидящего ученика, чтобы не падала тень от руки. На окне не должно быть высоких цветов и сплошной занавески, так как это ухудшает освещение рабочего места. При занятиях в условиях искусственного освещения стол необходимо дополнительно освещать настольной лампой, ставя ее спереди и слева. Электрическая лампа должна быть мощностью 75 ватт и закрыта абажуром для предупреждения попадания лучей света в глаза.
Выполнение всех перечисленных условий способствует сохранению высокой работоспособности.
Успешность приготовления домашних заданий и успешность занятий в школе зависят также от своевременности выполнения других элементов режима. Так, важным элементом режима дня школьника является отдых.
При длительной напряженной умственной работе утомляются, истощаются нервные клетки головного мозга , в работающих органах процессы распада веществ начинают преобладать над пополнением их, поэтому снижается работоспособность. Чтобы это не произошло, организму следует предоставлять своевременный отдых. Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность. Особенно большое значение при умственном труде, в котором участвуют прежде всего клетки коры головного мозга, обладающие быстрой утомляемостью, имеет чередование умственного труда с другими видами деятельности.
Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим. При умственном труде возникает возбуждение в работающих клетках коры головного мозга; в то же время другие клетки коры головного мозга находятся в состоянии торможения - они отдыхают. Переход на другой вид деятельности, например движения, вызывает возникновение возбуждения в ранее неработавших клетках, а в работавших клетках возникает и усиливается тормозный процесс, во время которого клетки отдыхают, восстанавливаются.
Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года - игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой - катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).
Как показывает опыт, при желании и настойчивости родителей почти в каждом дворе зимой можно залить каток, а летом организовать площадку для игр с мячом.
Родители должны поощрять желание школьников среднего и старшего возраста заниматься спортом в одной из спортивных секций при школах, домах пионеров или при юношеских спортивных школах. Эти занятия делают школьника крепким, выносливым и оказывают положительное влияние на его работоспособность и успеваемость.
Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков, а учащимся второй смены - после приготовления домашних уроков до ухода в школу. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3 - 3 1/2 часов, для старших - не менее 2 - 2 1/2 часов.
Подвижным играм, спортивным развлечениям на воздухе следует уделять больше времени в выходные дни, сочетая их с прогулками за город, в лес, с экскурсиями. Многие родители неправильно думают, что вместо игр на открытом воздухе детям лучше заняться чтением художественной литературы или выполнением работ по хозяйству. Им следует напомнить старое педагогическое правило: «Характер детей образуется не столько в классной комнате за партой, сколько на лужайке, в подвижных играх».
В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности , такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 - 1 1/2 часа, а старшим - 1 1/2 - 2 1/2 часа.
Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим - прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.
Некоторые родители совсем не привлекают детей к работам по обслуживанию семьи и даже к обслуживанию самого себя (чистка ботинок, платья, уборка постели, пришивание воротничка, пуговиц и др.). Этим они долускают большую ошибку.
Так, мать двух школьников, несмотря на то, что они уже в 6-м классе, считает, что дети ее еще малы для работы по дому. Мать сама убирает квартиру, ходит за продуктами, моет посуду, не привлекая к этому детей. Раньше у детей появлялось желание сделать для дома что-нибудь самим, но во всем их предупреждала заботливая мать. А сейчас, подрастая, они предъявляют матери претензии: почему не так выглажена одежда, почему плохо убрано в комнате. Дети выросли эгоистами, людьми, не умеющими ничего делать. Такие родители забывают, что трудовая деятельность не только способствует правильному воспитанию ребенка и дисциплинирует его, она содействует улучшению его физического развития и здоровья. Каждого школьника надо приучать помогать семье и прививать любовь к труду.
Для правильного роста и развития ребенка необходимо достаточно калорийное питание , полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время - через 3-4 часа (4-5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи.
Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.
Для иллюстрации можно привести пример со школьником. У него не было определенных часов для приемов пищи: в одни дни он обедал тотчас по приходе из школы, в другие дни, не пообедав, с куском хлеба выбегал на улицу, затем забегал домой то за конфетой, то за печеньем. Родители часто давали ему деньги на покупку мороженого, которое он съедал тут же на улице. Вернувшись с такого гуляния, мальчик не только забывал об обеде, но отказывался и от ужина. Мать мальчика, пытаясь найти причину потери аппетита у сына, ходила с ним от одного врача к другому, думая, что мальчик серьезно болен. Причина была одна: нерегулярное питание, беспорядочная еда сладостей. В этом случае достаточно было матери установить для мальчика точное время приемов пищи, как аппетит восстановился. Большое значение для возбуждения аппетита имеет обстановка, в которой происходит прием пищи. Вид стола с аккуратно расставленными тарелками и приборами, запах вкусно приготовленной пищи возбуждают аппетит, вызывая так называемую психическую фазу отделения пищеварительных соков.
Нужно приучить школьника мыть руки перед каждым приемом пищи, есть не спеша, не разговаривая, не читая во время еды. Регулярный прием полноценной пищи при соблюдении всех гигиенических правил является залогом здоровья.
День школьника должен завершаться вечерним туалетом и последующим сном . На вечерний туалет отводится не более 30 минут. За это время школьник должен привести в порядок школьную форму и обувь. Затем нужно умыться, почистить зубы, вымыть ноги водой комнатной температуры.
К вечеру, после напряженных часов бодрствования и восприятия множества раздражений из внешнего мира, в коре головного мозга быстрее возникает тормозной процесс, который легко распространяется на другие участки нервной системы, обусловливая сон.
Это торможение называют охранительным, так как оно охраняет нервную систему от чрезмерной работы, от истощения. Как уже говорилось, чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребность в сне.
Так, общая продолжительность сна для 7-летних школьников должна составлять 12 часов в сутки, кз которых один час лучше отводить на послеобеденный сон. Продолжительность сна для детей 8-9 лет составляет 10 1/2-11 часов, для 10-11 лет - 10 часов, для 12-15 лет - 9 часов и для учащихся старшего возраста - 9 - 8 1/2 часов. Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма. В нервных клетках под влиянием тормозного процесса усиливаются процессы восстановления. Клетки опять получают способность воспринимать раздражения из внешней среды и давать на них соответствующую реакцию. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.
Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать , тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.
Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут - 21 час, а старшие - в 22 часа, самое позднее - в 22 часа 30 минут.
Полноценность сна определяется не только его продолжительностью, но и глубиной. Сон достаточной продолжительности, но не глубокий, со сновидениями, разговором во сне не дает полного отдыха. Чтобы сон ребенка был, глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др.
Спать ребенок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела; это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии.
Одним из основных условий сохранения глубины сна детей является сон в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше 16-18°. Еще лучше приучить школьника спать при открытой форточке. В этом случае кровать должна стоять не ближе чем 2 м от окна, чтобы холодная струя воздуха не попадала на ребенка, или же надо завешивать форточку марлей.
Соблюдение всех этих условий способствует полноценному сну ребенка и полному восстановлению его сил к следующему трудовому дню.
При составлении распорядка дня школьника родители могут руководствоваться схемами режима дня. На основании этих схем режима дня каждый школьник с помощью родителей может составить распорядок своего дня, вывесить это расписание на видном месте и строго его придерживаться. Школьникам необходимо напомнить слова М. И. Калинина, который говорил, что надо так организовать свою учебу, свой день, чтобы успевать и отлично учиться и гулять, и играть, и заниматься физкультурой.
Особенно трудным и ответственным временем в жизни каждого школьника является период экзаменов , поэтому в этот период режим должен соблюдаться особенно четко. Ни в коем случае нельзя увеличивать часы занятий за счет сна и прогулок, нарушать режим питания, так как это ведет к утомлению и ослаблению нервной системы и всего организма. К сожалению, очень часто во время экзаменов школьники, особенно десятиклассники, нарушают режим и занимаются много часов подряд без отдыха и сна, думая, что это поможет им лучше подготовиться к экзаменам. Но они не правы - утомленный мозг плохо воспринимает и запоминает прочитанное и на усвоение того же материала приходится тратить больше времени, а результат получается плохой.
Так, например, девочка накануне экзамена, чувствуя, что мало времени остается для повторения пройденного материала, занималась до 2 часов ночи. В результате недосыпания нескольких часов утром болела голова, девочка стала очень раздражительна, волновалась, хотя и успела повторить весь материал. Во время экзамена она не могла вспомнить то, что хорошо знала. После этого случая школьница взяла за правило никогда не заниматься поздно и соблюдать режим труда и отдыха во время экзаменов.
Родители должны знать и внушить своим детям, что необходимо серьезно работать в течение года, тогда экзамены не будут трудны. А в период экзаменов родителям следует помочь детям в организации режима занятий, обеспечить тишину, правильное питание, своевременный сон.

Время чтения: 7 минут

График годовалого малыша отличается от ежедневного распорядка новорожденного ребенка. Обусловлен этот факт интенсивным формированием ребенка. Дневное расписание оптимального режима дня ребенка в 1 год, как и раньше, объединяет полноценное питание, гигиенические процедуры, уличные прогулки, зарядку. Однако изменяются интервалы между кормлениями, объем порций, рацион питания. Некоторые гигиенические действия при водных процедурах уже можно доверить годовалому карапузу, а при ежедневных прогулках кроха все больше бодрствует.

Как организовать распорядок дня годовалового ребенка

Чтобы должным образом организовать режим дня деток, лучше приучить их жить по расписанию с первых месяцев. Если от рождения малыша у него войдет в привычку соблюдение режима, тогда по достижению годовалого возраста ему не придется кардинально перестраиваться. Примерный график, которого должны придерживаться родители двенадцатимесячного крохи, состоит из двухразового сна за день, четырехразового питания с одним полдником, нескольких прогулок на чистом воздухе, а еще утренней зарядки, развивающих активных игр и вечернего купания.

Что делать если ваш малыш – сова

По достижении одного года уже становится понятно, к какому типу цикличного ритма жизнедеятельности относится конкретное дитя. Поэтому планировать режим ребенка в 1 год нужно с учетом индивидуальных биоритмов. Малыша, имеющего биологические ритмы «совы», можно определить по трудностям с засыпанием и позднему утреннему пробуждению около 9 часов. Не нужно стараться перестраивать жизненный цикл своего чада, биоритмы определяются наследственностью.

Подкорректировать на час или два время засыпания и пробуждения у маленькой «совушки» реально. Чтобы малыш хорошо засыпал вечером, день он должен провести активно и желательно как можно больше на свежем воздухе. Ближе к вечеру занимать карапуза допускается только спокойными играми. Отлично успокаивает, расслабляет и подготавливает ко сну ванна, особенно с лавандой, мятой, мелиссой, а если после купания сделать крохе массаж, то здоровый сон обеспечен.

Распорядок дня маленького «жаворонка»

Стандартный режим дня ребенка в 1 год с биоритмами «жаворонка» коррекции не требует. Такой биологический тип «ранней пташки» для домочадцев служит часто будильником. Если попытаться приучать ребенка, предрасположенного к раннему пробуждению, чуть позже ложиться, проснется он все равно в привычное для себя время. В таком случае поведение карапуза будет весь день нервным, они становятся вялыми и капризничают. Выход у взрослых здесь только один ― организовать утренний досуг своего чада, обеспечив ему после пробуждения доступ к любимым игрушкам или занятиям.

Режим питания ребенка в 1 год

Ближе к годовалому возрасту, ночной перерыв между кормлениями длится от ужина до первого завтрака. Малыш пытается самостоятельно кушать. Этому процессу препятствовать не нужно, потому как благодаря такой самодеятельности, у чада развиваются полезные навыки, и не приходится кормить ребенка против его воли. Процесс приема пищи происходит в увлекательной познавательно-игровой форме. Если у годовалого малыша плохой аппетит, улучшить его помогут фрукты перед основным приемом еды, прогулки на чистом воздухе и подвижные игры.

Известный педиатр Е. О. Комаровский рекомендует «сотрудничать» со своим крохой при составлении его меню. Количество кормлений должно насчитывать четыре базовых приема пищи и один легкий перекус после обеда, чтобы успеть проголодаться к ужину. Объем съедаемых основных порций ребенком на завтрак, обед, ужин варьируется от 300 до 450 г и примерно 200 г на полдник. Промежуток между кормлениями составляет не больше 3-4 часов.

Распорядок дня

В период интенсивного роста годовалого малыша очень важно придерживаться правильного режима дня. У деток в этом возрасте не только стремительно развиваются все органы, но и каждый месяц появляются все новые способности. Соблюдение дневного графика позволит всем биологическим, психологическим и физиологическим процессам происходить правильно.

Утренняя гимнастика

Полноценный режим правильного дня ребенка в 1 год невозможен без зарядки. По причине избыточной активности в продолжение дня многие мамы считают, что утренняя гимнастика пока не нужна. Это не так, потому что зарядка способствует быстрой и полной активизации всех жизненно важных функций детского организма. Упражнения должны быть направлены на все группы мышц и отделы позвоночника, включая прыжки, приседания и наклоны.

Учимся умываться

Приступать к обучению малыша самостоятельно умываться нужно с момента, когда он умеет крепко стоять на ногах. Начинать нужно с простых действий: намочить ручки под струей воды, набрать ее в ладошки, ополоснуть личико и промыть глазки. Затем нужно научить карапузика чистить зубки, сначала просто щеткой, намоченной в воде. Ребенок должен освоить действия с зубной щеткой, а уже потом допускается использование пасты.

Прогулки

Гуляют с годовалыми детками два раза в день в хорошую погоду, в морозные дни можно сократить число и длительность нахождения на свежем воздухе. Продолжительность прогулок в течение дня составляет около 4-5 часов с паузами на сон и кормление чада. Годовалый ребенок на улице уже проявляет больше активности, предпочитает походить и побегать, чем сидеть в коляске.

Развивающие занятия

На возрастном этапе одного года развитие ребенка направлено как на познание окружающих предметов, так и на формирование правильных речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей, мелкой сенсорики и моторики. Развивающие занятия обязаны происходить в форме игры. Они не должны утомлять кроху, оптимальная продолжительность составляет от 7 до 15 минут за один подход по настроению малыша.

Гигиенические процедуры перед сном

К водным процедурам нужно приучать ребенка в самом раннем возрасте. Годовалый карапуз может уже находиться в ванночке самостоятельно под присмотром взрослых. Особенно полезно проводить гигиенические сеансы перед сном. Желательно приступать к купанию вслед за тем как малыш сходит на горшок. Самочувствие ребенка, после того как он понежится в теплой воде, улучшается. Он успокаивается и расслабляется, что способствует глубокому сну.

Сон ребенка в год

График сна годовалого малыша начинает претерпевать возрастные изменения. Продолжительность сна днем постепенно сокращается, временные промежутки увеличиваются. Все больше карапуз обходится ночным сном, а укладывать спать днем становится все сложнее. Чтобы карапуз мог уснуть в дневное время, часто одному из родителей приходится убаюкивать его лежа рядом, пока кроха засыпает. Чтобы соблюдать режим дня, если ребенок долго спит, нужно будить малыша.

Сколько должен спать малыш в сутки

Общая суточная продолжительность сна годовалого малыша составляет 14,5-16,5 часов. Из этого количества времени около 4-5 часов приходится на дневной отдых в первую и вторую фазу дня. Однако организм каждого ребенка имеет индивидуальные особенности, поэтому периоды бодрствования, а к тому же циклы дневного и ночного сна могут незначительно отличаться даже у деток с похожими биоритмами.

Дневной сон ребенка в 1 год

Правильный распорядок дня ребенка в 1 год нужно организовывать с учетом количества, продолжительности отходов ко сну днем. Нормой считается двухразовый отдых, но нередко бывает, что дитя спит только один раз. Годичного малыша уже вряд ли получится переучить, поэтому лучше подстроить все расписание под индивидуальные потребности в отдыхе своего крохи. Для этого можно увеличить время прогулок, подкорректировав дополнительно часы кормления.

Режим дня годовалого ребенка по часам

В семьях, где уже есть дети, родители знакомы с определенным распорядком на протяжении дня. Молодым родителям, ожидающим первенца, будет полезным изучить примерный график дневной активности малышей с отличительными циклическими особенностями жизнедеятельности организма. Таблица суточного режима для годовалых малышей с биоритмом «жаворонков» отражает режим дня ребенка в 1 год при раннем подъеме:

Элементы расписания Время
Подъем 6―7 часов
Водные процедуры 6:00―6:15 или 7:00―7:15
Утренняя гимнастика 6:15―6:30 или 7:15―7:30
1-й прием пищи (завтрак) 7:35―8:00
Активные игры, прогулка по свежему воздуху 8:05―10:00
2-й прием пищи (второй завтрак) 10:05―10:30
Отдых 10:35―11:30
Обед 11:35―12:00
Прогулка 12:05―15:30
Полуденный перекус 15:35―16:00
Вечернее гулянье 16:05―19:00
Ужин 19:05―19:30
Ночной отдых С 19:35 до ориентировочно 6:30

Таблица дневного расписания для годовалого ребенка с биоритмом «совы». Режим правильного дня для ребенка в 1 год при позднем подъеме:

Пункты расписания Время
Подъем 8―9 часов
Умывание 8:00―8:15 или 9:00―9:15
Утренняя разминка 8:15―8:30 или 9:15―9:30
Первое кормление 9:35―10:00
Подвижные игры, прогулка на улице 10:05―12:00
Второе кормление 12:05―12:30
Дневной отдых 12:35―13:30
Обед 13:35―14:00
Прогулка 14:05―17:00
Полуденный прием пищи 17:05―17:30
Вечерняя прогулка 17:35―20:00
Ужин 20:05―20:30
Ночной сон С 20:35 до приблизительно 8:30

Видео

Когда в семье появляется второй малыш, режим дня ребенка-первенца чаще всего претерпевает изменения. Мама уже не может пускать чередование периодов сна, бодрствования, питания и развивающих занятий на самотек и старается создать такой распорядок дня ребенка, который максимально близко будет к режиму самого младшего члена семьи.

Если есть возможность совместить сон малыша с первой прогулкой - смело совмещайте. Если дети охотно развиваются вместе - давайте добро, но если младший мешает при творческих и требующих сосредоточенности занятиях первенца, лучше запланировать их на время сна малыша, или самостоятельно занять младшего ребенка на это время интересной игрушкой соответствующей возрасту. Постарайтесь ощутить потребности детей и совместить их графики сна и бодрствования таким образом, чтобы было комфортно всей семье.

Режим дня: гибкость - залог равновесия

Не стоит забывать о том, что распорядок дня ребенка должен быть гибким, и если вы делаете все в нужной последовательности, но со сбоем в 20-30 минут - ничего криминального в этом нет. А еще режим дня ребенка должен учитывать характер и интересы обоих детей, быть разумным, и главное - он должен выполняться. Как же добиться этого, как приучить своих детишек, а главное - себя, к выполнению установленного распорядка?

  • Дети лучше всего все воспринимают в игровой форме - очень помогают такие мелочи, как картинки, расписания, галочки и флажки, будильники и таймеры, проигрывание ситуации с куклами.
  • Даже форс-мажор, например, приход бабушек или гостей, не должен слишком выбивать вас из графика.
  • Корректируйте режим в зависимости от самочувствия каждого из детей.
  • Не стоит заменять прогулки и активные игры телевизором или цифровыми устройствами - иначе энергия детей окажется нереализованной и это аукнется вам при укладывании на ночь.
  • Начните с себя. Если вы поведете детей от хаоса к режиму - они охотно пойдут за вами, пусть и не сразу.

Распорядок - это не твердые рамки, а примерный план на день. И если вам все удастся, то можно легко выполнять домашние дела либо в период сна детей, либо совместно с малышами, а вечер после половины десятого посвятить себе, мужу и хобби.

Маленький ребёнок – большая ответственность. На его развитие влияет огромное количество факторов, поэтому необходимо составить правильный режим дня малыша.

Распорядок дня ребёнка – планирование времени на выполнения определённых каждодневных потребностей малыша в течение суток.

Он нужен для того, чтобы распределить время на питание, бодрствование и сон крохи.

Для составления правильного распорядка дня нужно иметь в виду:

  • чтобы он в случае необходимости изменялся;
  • чтобы он был разумным;
  • чтобы принимал во внимание интересы данного ребёнка.

Положительные моменты в соблюдении режима дня:

Когда в доме появляется долгожданный ребёнок, возникает очень много обязанностей, поэтому все их нужно разумно распределить. Правильно распределённый режим дня способствует правильному развитию крохи. Родителям следует помнить , что привыкание малыша к распорядку дня займёт не малое количество времени, следовательно, нужно запастись терпением. Каждый маленький человечек индивидуален, поэтому не стоит его насильно укладывать спать или кормить в тот момент, когда он этого не хочет. Нужно просто отодвинуть необходимый процесс на некоторое время.

Нынешние педиатры советуют до того, как ребёнку исполнится один месяц, никакие графики не строить, а подождать его полного приспособления к новой среде и затем уже можно к чему-то приучать малыша. Одни выдерживают перерывы в питание 4 часа и при этом не голодны, а другие, через 1,5 – 2 часа уже просят есть, но не стоит сильно нервничать и переживать по этой причине.

Так точно может быть и со сном крохи, одни рано встают и рано ложатся спать, а другие, наоборот, поздно встают и поздно ложатся. Лучшим вариантом будет , если родители возьмут за пример себя и подстроят график под себя, но на это потребуется время. Можно в течение недели постепенно передвигать сон на несколько минут в нужную сторону и всё вскоре наладится.

Таблица сна малыша

Возраст (месяцы) Сон ночью, в часах Сон днём, в часах Количество часов сна в сутки
0 9 9 18
1 9 9 18
2 10 8 18
3 11 6 17
4 11 6 17
5 10 5 15
6 10 3,5–4,5 13,5–14,5
7 10 3,5–4,5 13,5–14,5
8 10 3,5–4,5 13,5–14,5
9 10 3,5–4 13,5–14
10 10 4 14
11 10 3 13
12 10 3 13
18 10 3 13
24 10 2 12
36 10 2 12

Как ребёнку привыкнуть к режиму дня

Ребёнок первого месяца жизни много спит, около 20 часов и просыпается, только когда голоден. А по прошествии первого месяца ребёнок начинает рассматривать и изучать, что окружает его. Кормить малыша в этом возрасте необходимо по требованию, так как пищеварительная система ещё полностью не настроена и голод у малыша может возникнуть и через час, и через три часа. Это касается только детей на грудном вскармливания, искусственников же нужно стараться сразу приучать к режиму , так как смеси сбалансированы и ребёнок не сможет быстро проголодаться. Ребёнок первого месяца жизни должен съедать от 90 до 100 грамм за одно кормление.

Нужно взять за правило проводить водные процедуры за час до отхода ко сну, так как во время их проведения ребёнок расслабляется, что хорошо повлияет на быстрое его засыпание. А также можно проводить детский массаж перед сном, это тоже имеет хорошее действие.

Новорождённого кроху необходимо приучать к прогулкам, начинать нужно с десяти минут, ежедневно увеличивая пребывание на улице. Свежий воздух полезен маленькому организму, а также в летнее время кроха будет получать витамин Д, который ему очень необходим.

В трёхмесячном возрасте ребёнок становится активнее, для сна ему понадобится не больше двух часов, трижды в день. В этом возрасте благоприятны прогулки на воздухе , когда ребёнок может уснуть в колясочке. А также в этот период малыш начинает чаще требовать грудь, как будто он не наедается, это происходит из-за значительного роста крохи.

Малыш в возрасте трёх месяцев с большим интересом начинает изучать окружающий мир. Теперь продолжительность водных процедур можно увеличить, так же как и ранее малышу необходим массаж и гимнастика, чтобы легче переносились колики.

0–3 месяцев

6.30 – просыпание;

6.40 – первое питание;

с 6.50 - по 7.30 – бодрствование;

с 7.30 - по 9.30 – первый сон;

9.40 – второе питание;

с 9.50 - по 10.20 – активное времяпрепровождение;

с 10.20 - по 12.00 – пребывание на свежем воздухе и второй сон;

12.10 – третье питание;

с 12.20 - по 13.00 – бодрствование, активное времяпрепровождение;

с 13.10 - по 15.00 – третий сон;

15.15 – четвёртое питание;

16.00 – активное времяпрепровождение;

с 16.15 - по 18.00 – пребывание на свежем воздухе и четвёртый сон;

18.00 – пятое питание;

18.10 – активное времяпрепровождение;

с 19.00 - по 20.15 – пятый сон;

с 20.15 - по 20.45 – спокойное времяпрепровождение и процедуры в ванной комнате;

20.50 – шестое питание;

21.00 – сон в ночное время;

1.00 – питание в ночное время.

Ребёнок в возрасте от четырёх месяцев до шести

В четырёхмесячном возрасте ребёнок уже должен привыкнуть к режиму, он помнит когда время есть, а когда спать. Суммарное количество времени для сна составляет 16 часов в сутки (10 часов ночью и 6 - днём). В пяти-шести месячном возрасте начинают резаться первые зубки, что может повлиять на режим сна, еды и немного их нарушить. Это связано с тем, что малыш может испытывать боль и дискомфорт.

В шестимесячном возрасте ребёнку необходим первый прикорм. Если малыш получает грудное молоко, то первый раз можно дать ему овощи или фрукты в виде пюре. Новую еду рекомендуют давать в утреннее время и внимательно следить за состоянием ребёнка, чтобы не было аллергической реакции. Нужно иметь в виду, все дети разные , а это значит, что ему что-то понравится, а что-то нет, поэтому нет надобности заставлять кушать его через силу. Необходимо искать альтернативные варианты.

Для деток на искусственном вскармливании можно составить приблизительное меню:

6.45 – молочная смесь или кефир (180–200 грамм);

9.45 – каша из рисовой, гречневой, кукурузной крупы в количестве 150 грамм;

13.15 – суп из овощей, пюре в количестве 150 грамм;

16.45 – молочная смесь или кефир в количестве 180–200 грамм;

19.15 – молочная смесь.

6.30 – просыпание;

6.45 – первое питание;

7.30 – активное времяпрепровождение;

с 7.45 - по 9.30 – первый сон;

9.45 – второе питание;

11.00 – активное времяпрепровождение;

с 11.30 - по 13.00 – второй сон и пребывание на улице;

13.15 – третье питание;

13.30 – активный отдых;

с 15.00 - по 16.30 – третий сон;

16.45 – четвёртое питание;

17.00 – активное времяпрепровождение;

с 17.45 - по 19.00 – четвёртый сон, совмещённый с пребыванием на свежем воздухе;

19.15 – пятое питание;

19.30 – активное времяпрепровождение;

21.15 – ночной сон;

Кушают детки в этом возрасте уже пять раз, с интервалом между едой 4 часа, порции уже нужно увеличивать, потому что детки активно двигаются, сидят, а некоторые уже и ходят. В периоды бодрствования кроху можно занять развивающими играми.

7.00 – просыпание, умывание;

7.15 – первое питание;

с 7.30 - по 8.15 – развивающие активные занятия, игры;

с 8.15 - по 9.15 – массаж, гимнастика;

с 9.15 - по 11.00 – первый сон;

11.15 – второе питание;

с 11.30 - по 13.00 – активный отдых, совмещённый с пребыванием на улице;

с 13.15 - по 15.00 – второй сон;

15.15 – третье питание;

с 15.30 - по 17.00 – активное времяпрепровождение, совмещённое с прогулкой на улице;

с 17.15 - по 18.45 – третий сон;

19.00 – четвёртое питание;

с 19.15 - по 20.45 – свободное времяпрепровождение и развивающие спокойные игры;

с 20.45 - по 21.00 – процедуры в ванной комнате;

21.15 – отход к ночному сну;

2.00 – пятое питание.

Некоторые малыши в этом возрасте спят дважды в день, с общим количеством дневного сна, примерно, пять часов, а некоторые перешли на один сон, длящийся около трёх часов. Очень важно подстроить режим крохи под подходящий родителям, ведь если они не смогут уделять время себе, к хорошему это не приведёт.

К году обычно все детки уже имеют разностороннее питание, кушают они четыре раза в день. Время для игр становится больше, мамам нужно придумать, чем занять малыша в периоды бодрствования.

7.45 – просыпание и процедуры в ванной комнате;

8.10 – утреннее питание;

с 8.30 - по 11.00 – зарядка, активные и развивающие занятия;

с 11.15 - по 12.30 – пребывание на улице;

12.45 – дневное питание;

с 13.00 - по 15.45 – сон в дневное время;

16.00 – полдник;

с 16.15 - по 17.45 – пребывание на свежем воздухе;

18.00 – вечернее питание;

с 18.15 - по 20.30 – спокойное времяпрепровождение;

20.50 – процедуры в ванной комнате;

21.00 – сон в ночное время.

Такой распорядок дня будет у малыша до трёхлетнего возраста, пока ребёнок не начнёт посещать детские дошкольные учреждения. За некоторое время до посещения детского сада, распорядок дня нужно немного подстроить под «садиковский», чтобы крохе было легче приспособиться. Педиатры рекомендуют соблюдать распорядок дня и в выходные дни, а не только в будние.

7.45 – просыпание, процедуры в ванной комнате;

8.00 – завтрак;

с 8.15 – по 10.15 – зарядка, активные игры;

с 10.30 - по 12.30 – пребывание на улице;

12.45 – обед;

с 13.00 – по 15.30 – сон в дневное время;

15.40 – полдник;

с 15.50 - по 16.20 – подвижные игры;

с 16.30 - по 18.00 – пребывание на улице;

18.15 – ужин;

с18.30 – по 20.50 – игры перед сном, чтение на ночь;

21.00 – процедуры в ванной комнате;

21.15 – ночной сон.

Последующий этап в жизни детей – школа. Режим дня ребёнка младшего школьного возраста зависит от уроков и внешкольных занятий, ведь сейчас многие дети заняты в спортивных секциях, музыкальных, художественных, танцевальных школах и других творческих кружках. Для растущего организма очень важно, чтобы ребёнок был отдохнувшим, проводил больше времени на свежем воздухе и наравне с этим, успевал делать домашние задания, играл и занимался любимыми занятиями.

7.00 – подъём;

7.10 – зарядка, процедуры в ванной комнате;

7.20 – завтрак;

7.40 – дорога в школу;

с 8.00 - по 12.30 – уроки в школе;

12.40 – дорога домой;

13.00 – обед;

с 13.15 - по 14.00 – отдых;

с 14.15 - по 15.30 – выполнение заданного домашнего задания;

15.45 – полдник;

с 16.00 - по 18.45 – посещение внешкольных учреждений, совмещённое с прогулкой;

19.00 – ужин;

с19.15 - по 20.30 – спокойные игры, свободное время для хобби;

20.40 – процедуры в ванной комнате;

21.00 – книги на ночь;

21.15 – ночной сон.

Это лишь примерный распорядок дня для ребёнка от рождения и до семи лет, который можно взять как пример, для составления таблицы своего личного режима дня.

Режим ребенка заключается в выполнении определенных действий в течение суток строго по времени. Как и все взрослые, ребенок нуждается во сне, питании, бодрствовании, развитии интеллектуальных и физических навыков, гигиенических процедурах и в естественных нуждах.

Каждый малыш с самого рождения уже владеет некоторыми инстинктами. Например, новорожденные ощущают потребность во сне и питании через определенный период времени, однако любой ребенок наделен своими биоритмами.

У каждого ребенка присутствуют индивидуальные биоритмы, не всегда удобные для взрослых

Вам станет намного легче, если вы будете придерживаться определенного графика, учитывая индивидуальные особенности грудничка. Это не потребует особых усилий, зато принесет немалую пользу окружающим и самому малышу.

Распорядок дня у грудничка

В первое время после рождения грудничок большую часть времени проводит во сне. Режим дня ребенка до года отличается постоянным характером, поэтому маме намного проще скорректировать свое время и подстроиться под него. Чем же обычно занимается младенец в течение суток? Как должен выглядеть распорядок дня для грудничка? Попробуем ответить на эти вопросы, волнующие молодых родителей.

Утренние часы

В каждой семье утро принято проводить по-своему. В один из утренних часов малыш активно бодрствует. Ему свойственно играть, улыбаться, знакомиться с окружающим миром. Уже с младенчества кроху необходимо обучать к утренней гигиене: процедуре умывания и переодевания. Утреннее время хорошо подходит для гимнастики, массажа, а также принятия крохой воздушных ванн.

Сигналом того, что малыш наигрался и устал, служит желание залезть к маме на ручки и прижаться к ее груди. Первое утреннее кормление выпадает на период между 5 и 9 часами. Новорожденный получает питание и ложится спать, а у мамы в это время появляется свободная минутка.

Дневные часы

Обычно в дневные часы младенец ложится два раза спать, длительность сна составляет от 2-ух до 4-ех часов. В то время, когда новорожденный бодрствует, он продолжает познавать окружающий его мир. Если малыша все устраивает, он доволен и ведет себя спокойно. Как только крохе становится неинтересно, он начинает капризничать, желая обратить на себя внимание. Будет лучше, если сон в дневные часы младенец проведет на улице и подышит свежим воздухом, а вы в это время сможете насладиться общением с друзьями или родными, почитать или просто отдохнуть.


Дневной сон ребенка лучше организовывать на прогулке, тогда он хорошо отдохнет и подышит свежим воздухом

Вечерние часы

Проявляя активность днем, к вечеру грудничок заметно устает. Вечернее время желательно провести в спокойной семейной обстановке. Сразу после рождения кроху необходимо купать по вечерам. Со временем эти водные процедуры станут для малыша сигналом ко сну. Оптимальное вечернее время для купания – 8-9 часов за 30 минут до начала кормления.

Маме лучше заранее подготовиться ко сну, так как после водных процедур кроха изъявит желание побыть вместе с ней, ощутить ее тепло и родной запах. После того как малыш уснет, чтобы он ощущал ваше присутствие, посидите с ним еще немного времени, а потом тихонько положите его в отдельную кроватку.

Ночные часы

В ночные часы, в зависимости от возраста, новорожденный может просыпаться один-два раза, чтобы покушать. Если малыш ведет себя беспокойно и никак не засыпает, исключите возможные причины:

  1. Слишком светло и шумно. Грудничок способен уснуть лишь в том случае, если вокруг будет тихо и спокойно. По возможности, не должен работать компьютер и телевизор, гореть яркий свет. Для хорошего сна кроха должен засыпать в комфортной обстановке.
  2. Малыш проголодался. Если грудничок сыт, он не станет ночью просыпаться. Если же кроха часто встает в ночное время и требует кушать, скажите об этом педиатру, возможно, он посоветует докармливать его смесью.
  3. Жарко или холодно. Младенцу необходимо создать комфортные для него условия. Убедитесь, что в комнате не слишком жарко. Если малыш наоборот замерзает ночью, освобождаясь от одеяла, оденьте его теплее.
  4. Одежда намокла. В ночное время кроха должен находиться в подгузнике, чтобы ему было сухо и уютно спать.

Распорядок дня малыша от рождения до года - таблица

Действие Возраст ребенка
От 1 до 3 месяцев От 3 до 6 месяцев От 6 до 10 месяцев От 10 до 12 месяцев
Кормление 6:00 6:00 7:00 8:00
Бодрствование 6:00-7:00 6:00-7:30 7:00-9:00 8:30-12:00
Сон 7:00-9:30 7:30-9:30 9:00-11:00 -
Кормление 9:30 9:30 11:00 12:00
Бодрствование 9:30-10:30 9:30-11:00 11:30-13:00 12:30-13:30
Сон 10:30-13:30 11:00-13:00 13:00-15:00 13:30-15:30
Кормление 13:00 13:00 15:00 16:00
Бодрствование 13:00-14:00 13:00-14:30 15:00-17:00 16:30-19:00
Сон 14:00-16:30 14:00-16:30 17:00-19:30 -
Кормление 16:30 16:30 19:00 19:00
Бодрствование 16:30-17:30 16:30-18:00 19:00-21:00 19:30-20:30
Сон 17:30-19:45 18:00-19:45 19:00-21:00 -
Купание 19:45 19:45 20:30 20:30
Кормление 20:00 20:00 - -
Бодрствование 20:00-21:00 20:00-21:00 - -
Ночной сон 21:00-6:00 21:00-6:00 21:00-7:00 21:00-7:00
Ночное кормление 23:30 либо в 2:00 23:30 либо в 2:00 23:00 -

Режим дня ребенка формируется мамой, исходя из индивидуальных особенностей младенца, а на таблицу можно просто ориентироваться. Время проведения процедуры всегда можно изменить, учитывая не только предпочтения малыша, но и интересы всей семьи.



Не нужно ради ребенка ущемлять базовые интересы всей семьи - при желании получится наладить режим так, чтобы всем было удобно

Исходя из данных, представленных в таблице, можно сказать следующее:

  1. Длительность сна примерно 20 часов в сутки.
  2. Малыш кушает и начинает бодрствовать. По мере взросления время активного времяпровождения увеличивается. В период бодрствования с крохой нужно играть, делать массаж и гимнастику, успеть провести гигиенические процедуры.
  3. Начиная с третьего месяца жизни, ребенок меньше времени проводит во сне и все больше бодрствует. Сон занимает около 16-18 часов в сутки. В течение дня малыш кушает 6 раз через каждые 3 часа и один раз в ночное время (рекомендуем прочитать: ).
  4. В 3-6 месяцев ребенку отводится на сон около 15-18 часов в сутки, в ночное время сон занимает примерно 10 часов. Количество кормлений сокращается до 5 раз в день и один раз в ночное время.
  5. В 6-9 месяцев малыш в дневное время спит 3 раза по два часа, а время бодрствования увеличивается до 2,5 часов. Кроху нужно кормить 5 раз в дневное время через каждые 4 часа. Последний раз кроха может получить питание поздно вечером, благодаря чему сможет проспать целую ночь. На ночной сон отводится примерно 8 часов.
  6. В 9-12 месяцев малютка ложится спать в дневное время два раза. Длительность сна в это время доходит до 2,5 часов.
  7. Прогулки необходимо совершать с крохой 2 раза в день по два часа.
  8. На протяжении первого года жизни режиму ребенка приходится претерпевать изменения. Поначалу карапуз спит 2 раза в дневное время, а ближе к году лишь один раз. В год сон ребенка длится около 10-12 часов в сутки. Если вы придерживаетесь советов педиатра и все правильно делаете, то в один год режим дня ребенка ориентировочно должен быть таким: кормление – 4 раза в дневное время, сон – 2 часа, ночной сон – 10 часов (не просыпаясь для кормления).


В режиме дня грудного ребенка сон занимает большую часть времени

Достоинства режима по часам

  1. Если придерживаться режима кормлений, это поможет уберечь малыша от возникновения аллергии и диатеза в младенческом возрасте. Чтобы ваш кроха был здоровым и всегда пребывал в отличном настроении, ему необходимо правильно питаться. Дети, которые кушают по расписанию, редко страдают проблемами с пищеварением и обменом веществ.
  2. С трудными моментами, например, с прорезыванием зубов или болезнью, крохе будет намного легче справиться.
  3. Если вы будете совершать определенные процедуры для малютки (прогулки, сон, утренний туалет) в одно и то же время, вам будет легче выстроить свой распорядок таким образом, чтобы успеть справиться со всеми домашними делами (покупка продуктов, готовка еды, уборка и т. д.).
  4. Малыш должен развивать интеллектуальные и физические навыки. Родители могут попросить помощи в воспитании детей у близких родственников (бабушек, дедушек, сестер). Так карапуз сможет ощутить любовь всех членов семьи, а они в свою очередь прекрасно проведут время.
  5. Если вы будете следовать режиму дня ребенка, не пропустите никаких важных моментов. Развитие малыша будет происходить согласно его возрасту. Гулять на улице он сможет необходимое количество времени. Благодаря режиму по часам ваш карапуз всегда будет сытым, сухим, чистым и отдохнувшим.

Как лучше спланировать распорядок дня?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

При планировании распорядка дня для ребенка не забудьте учесть особенности его биоритмов. Среди детей встречаются как «жаворонки», так и «совы». Некоторые любят рано вставать и поздно ложиться, а некоторые наоборот. Кто-то обладает большим аппетитом, а кто-то меньшим. Некоторые дети чересчур активны и подвижны, из-за чего расходуют большое количество энергии, а некоторые любят спокойствие и энергии тратят гораздо меньше. Это необходимо принять во внимание при составлении режима дня для ребенка.

Для начала присмотритесь к карапузу - чем он занимается во время бодрствования, когда ложится спать и через какое время просит кушать? Посмотрите, как кроха спит ночью, а если встает, то насколько часто? На основе полученной информации старайтесь выполнять в одинаковое время все необходимые манипуляции: кормить, гулять, укладывать спать, проводить утренний и вечерний туалет.

Как приучить малыша соблюдать режим дня

  1. Чтобы заставить кроху соблюдать график, потребуется долгое время. В первые месяцы жизни у детей еще не до конца развиты органы и системы. Биоритмы также находятся на стадии формирования, из-за чего они могут путать день с ночью, время сна и бодрствования. Ваша задача – помочь малышу научиться правильно воспринимать окружающую действительность.
  2. Понаблюдайте, как часто кроха просит есть, во сколько ложится спать в дневные и ночные часы.
  3. На основе полученных данных, на бумаге набросайте распорядок дня ребенка.
  4. Попытайтесь в ближайшее время, чтобы малыш кушал и ложился спать в одинаковое время. Это является главной задачей режима ребенка.
  5. В последующие две-три недели продолжайте придерживаться выбранного вами графика. За этот период карапуз должен привыкнуть к действующему распорядку. Результат зависит от индивидуальных особенностей ребенка: кто-то быстрее привыкает, кто-то медленнее. В среднем, 8 недель – хороший показатель.
  6. Важно знать, что кроха на грудном вскармливании будет просить есть чаще, чем искусственник, так как грудное молоко проще и быстрее переваривается, чем адаптированная смесь. У детей на искусственном вскармливании паузы будут доходить до 3-4 часов.
  7. Старайтесь, чтобы пробуждение по утрам происходило в запланированные часы. Если кроха беспокойно провел ночь – это не повод нарушать график, ласково поднимите его, проведите утренний туалет и покормите.
  8. Игры, сон, прогулки, купание и кормления старайтесь совершать строго в запланированные часы. Результат не заставит себя ждать, и ваш карапуз станет все совершать с огромным желанием именно тогда, когда это нужно.
  9. Примерно через три недели попытайтесь не давать крохе грудь по требованию. Если он через 1,5 часа снова тянется к груди, дайте ему водички - возможно, карапуз просто захотел пить.
  10. На ночь можете почитать книжку или спеть песню. Если кроха проснулся ночью, не разговаривайте с ним громко, чтобы он понял, что надо продолжить спать.


Желательно упорно соблюдать время утреннего подъема, тогда ребенок быстрее привыкнет к режиму

Советы доктора Комаровского в выборе режима дня для грудничка

Самое главное, считает доктор Комаровский, чтобы родители смогли добиться режима дня ребенка еще в первый месяц жизни. В последующие месяцы это позволит намного легче наладить график сна, кормлений и бодрствования крохи. Что же советует Комаровский?:

  1. Прежде чем изменить график жизни малютки, понаблюдайте, какого режима новорожденный придерживается сам, и учтите это (рекомендуем прочитать: ).
  2. Повышенное внимание уделяйте кормлению. Карапуз на грудном вскармливании кушает каждые два часа, а на искусственном кормление нужно осуществлять реже, иначе у крохи возникнет избыток веса.
  3. Если малютка хорошо выспится ночью, в дневное время он будет проявлять активность. Чтобы этого добиться, следите за температурой и влажностью в помещении, где спит кроха. Слишком сильно не кутайте малютку, позвольте коже дышать.
  4. Терпение - залог успеха. Не торопите события, организм новорожденного постепенно привыкнет к распорядку.

Комаровский отдает предпочтение режиму ребенка по месяцам. Так проще крошке приспособиться к изменившимся условиям. Не забывайте - нужно, чтобы выбранный вами график подходил не только ребенку, но и всей семье.

Что делать, если ребенок путает день с ночью?

Некоторые дети проявляют активность в ночное время, а днем большую часть времени проводят во сне. Данное явление носит название «перевернутый график».

Какие действия нужно предпринять, если малютка путает день с ночью? Для начала, проконсультируйтесь с вашим педиатром. Обычно врач советует давать новорожденному успокоительные препараты в виде настоя пустырника или валерианы. Приложите все усилия, чтобы ваш кроха вернулся к обычному режиму дня ребенка до года.



Если малыш перепутал день с ночью, нужно как можно скорее вернуться к нормальному режиму

Как вернуть ребенка к правильному режиму дня?

  1. Постарайтесь выяснить причину, по которой это произошло. Обратите внимание, из-за чего конкретно малютка не может уснуть. Возможно, он плохо себя чувствует: болит животик, горло или ухо, поднялась температура. Если это подтвердится, обратитесь за помощью к врачу и выполняйте его предписания.
  2. Убедитесь, что в своей кроватке крохе удобно и комфортно. Постельное белье должно быть выполнено из натурального материала. Подушку класть не обязательно или подберите совсем низкую.
  3. Положив ребенка в кроватку, посмотрите, нет ли складок на его одежде, из-за которых он может чувствовать себя некомфортно. Пижаму для малыша выбирайте только из хлопковой или льняной ткани, со швами наружу.
  4. На ночь лучше всего малыша - если он будет двигать ручками и ножками, может от этого проснуться.
  5. Каждый день в комнате малютки делайте влажную уборку, а также стабильно осуществляйте проветривание. Нормальной температурой для новорожденного считается +20 или +22 °С. Кроха может проснуться и заплакать, если замерзнет или вспотеет.
  6. Постарайтесь сделать так, чтобы активной деятельностью малыш занимался в дневное время.
  7. Строго придерживайтесь выбранного режима ребенка. Особое внимание уделяйте сну и бодрствованию. Если карапуз в утренние или дневные часы проводит во сне больше отведенного времени, разбудите его.
  8. При купании в воду можете добавить отвар или настой, обладающий успокоительным действием. Сначала обратитесь за консультацией к врачу.
  9. Если кроха проснулся в ночное время, не стоит включать свет и громко разговаривать.
  10. Убедитесь, что карапуз не голоден. Последний раз покормите его в период с 23 до 24 часов.

Вернуть кроху к правильному графику в ваших силах. На это уйдет не один день. Главное - терпение, и все получится. Ночью все дети должны спать. Этого вы и должны добиться от своего непоседливого карапуза.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал