Игры с песком - в песочнице и на пляже. Игры с песком: дома и на улице Игры с песком в песочнице

16.12.2023

Песок - уникальный природный материал. Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок - лучший материал. Когда ребенок касается песка, на пляже или в специальной песочнице, странный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.

Игра с песком как процесс самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен издавна. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые дворцы, соединяя их в настоящие укрепленные города. Ребенок создает из песка дворец, любуется им, а потом волна или он сам разрушают произведение. Один сюжет жизни завершается, уступая место другому. И так до бесконечности.

Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.

Для разнообразия занятий используем цветной песок. Песок накануне красится гуашевой краской разных цветов, просушивается и рассыпается по бутылкам.

Сначала детям предлагается нарисовать картину в песочнице пальчиком, а потом с помощью «цветного песка», который помещен в пластиковые бутылочки, «оживить» ее, то есть раскрасить.

Развивающие математические игры в песочнице

«Узор под диктовку»

(ориентирование в пространстве). дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.

«Что справа, слева, сверху, снизу?»

(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.

«Числа и цифры»

Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.

«Кратчайший путь»

Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.

«Какая цифра спряталась?»

Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.

«Лабиринты»

Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.

«Геометрическая мозаика»

Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.

«Математические упражнения»

Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.

Игры по обучению грамоте с песком

«Кто спрятался»

Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Написание букв, слов на песке»

(Пальцем, палочкой, «змейками» - простыми веревочками с узелком на конце).

«Веселые преобразования»

Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.

class="eliadunit">

«Допиши букву, слово»

Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Найди и назови»

Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

«Что скрывает песок?»

Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.

«Кто быстрее?»

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Художественно-речевая деятельность

«Кто быстрее найдет»

Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).

«Что ты чувствуешь?»

Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Фантазия из песка»

Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.

«Сказочники Песчаной страны»

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

«Едут машины, санки, коньки»

Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.

«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу»

Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.

«Волшебные узоры»

Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.

«Делай, как я»

В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.

«Там неизведанных дорожках...»

Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

«Море волнуется»

Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.

«Мина», «Сапер»

Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.

«Сюрпризы для друзей»

Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

Рифмовки для упражнений с песком по развитию мелкой моторики

Примеры.

Почтенный слон по джунглям идет

И слонят своих ведет.

Он хобот выше поднимает –

Семью на обед созывает.

По пустыне идет караван.

Там за барханом вновь бархан.

Верблюды день и ночь бредут

Поклажу на горбах везут.

От года до трёх лет

Есть самые простые игры с песком для малышей:

  • Пересыпать сухой песок из одной емкости в другую.
  • Рисовать палочкой или пальчиком на сухом и мокром песке.
  • Делать горки, сгребая песок ладошками в направлении друг к другу.
  • Перетирать чистый песок между ладошками (это занятие активирует умственную деятельность).
  • Погружать пальчик в сырой и сухой песок и наблюдать за тем, что происходит с отверстиями.

Археология

Закопайте игрушку (ребенок не знает какую). В процессе раскопок, по открывающимся частям ребенок должен догадаться, что там спрятано.

Прятки

Можно также спрятать игрушки или формочки и попросить ребенка найти их, очертив место поисков.

Дорожки из песке

Покажите ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы, например, дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

Топчем дорожки

Вместе с малышом пошагайте по песку, оставляя следы, приговаривая: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!»

Можно изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы: например, медведь и белочка.

Норки для мышки

Выкопайте вместе с ребенком небольшие ямки-норки. Затем озвучьте игрушку, например, мышку-норушку. Пусть она, пролезая в норку, пищит и хвалит малыша за такой замечательный домик.

Аппликации на песке

Нарисуйте на песке что-нибудь простое – солнышко, елочку, человечка. И предложите малышу выложить контуры рисунка камешками, маленькими палочками, тонкой травкой.

Кладоискатели

Очертите на песке небольшую площадку и закопайте на ней несколько монеток. Дайте малышу ситечко, и пускай он просеивает песок, отыскивая «сокровища».

Пальчиковые прятки

Закопайте ручки ребенка в песочек и ищите пальчики по именам.

Пальчик-машинка

Для развития моторики можно нарисовать на песке дорожку и попросить малыша проехать по ней пальчиком, не «съехав на обочину».

От трёх лет

Очень любят дети играть одновременно с песком и водой. Не лишайте их этого удовольствия, разрешите покопаться рядом с лужей. Из мокрого песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки-скульптурки, украшая их камешками, стеклышками, цветами, травой. При этом не забывайте хвалить ребенка и радоваться его успехам.

Подуй

Порисовать можно на сухом песке с помощью коктейльной трубочки, дуя в неё.

Цветные заборчики

Возьмите с собой на прогулку цветные счетные палочки. Попросите ребенка построить из них забор. Для начала пусть он будет синим, потом можно усложнить задание, попросив чередовать палочки разного цвета.

Когда ребенку надоест это занятие, за забором можно кого-нибудь прятать. Или катать вдоль него грузовик.

Во саду ли, в огороде

Вынесите из дома пластмассовые овощи и фрукты и предложите ребенку посадить сад и огород. Территорию следует предварительно очертить.

Можно продолжить игру, описывая каждый фрукт и овощ по форме, цвету и вкусу.

Детские секретики

Ребенок вместе со взрослым чертит карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов и строит по данной схеме песочную картину. Потом попросите ребенка отвернуться, а в это время спрячьте секретики на различных участках картины. На карте-схеме в этих местах поставьте точки.

Объясните ребенку, что на его песочной картине надо найти места, которые на схеме обозначены точками. Под песком в этих местах спрятаны секретики.

Игру можно усложнить, если предоставить ребенку возможность спрятать секретики самому и отметить их местонахождение на карте-схеме. Тогда взрослому нужно будет отыскивать их.

Волшебные отпечатки

Разложите все формочки и попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза. Тем временем оставьте на ровной песчаной поверхности отпечаток какой-нибудь формочки. Малыш открывает глаза и пытается определить, кто здесь только что побывал, т.е. ищет ту форму, с помощью которой был сделан отпечаток. Можно добавить к пластмассовым формочкам и другие предметы: шишки, камешки, пластиковые стаканчики.

Домики для животных

Нарисуйте на песке несколько «домиков» – кругов, квадратов, треугольников. Расскажите малышу, что рыбки (если они есть в вашем песочном наборе) любят жить в круглых домиках, а, например, краб хочет непременно занять домик квадратный. Задания давайте исходя из наличия у вас игрушечной «живности». Пусть малыш возьмет формочки и сделает в нужных «домиках» соответствующие песчаные фигурки или просто отпечатки формочек.

Задание можно и усложнить попросив поселить зверюшку не в круглый и не в квадратный домик, или в домик без углов, или в домик, у которого четыре угла.

Что следом?

С помощью формочек выложите из песка цветочек, затем рыбку и снова цветочек. Спросите у ребенка, какая фигурка будет следующей. Если это слишком легкое задание для вашего малыша, выложите два цветочка, один слоник и вновь два цветочка. Что следом?

Песочные буковки

В песочнице можно учить буквы, цифры, геометрические фигуры – все, что захочется. Причем буковки можно не только писать палочкой на влажном песке. Их можно лепить из песка и даже выкапывать в песке в виде канавок.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель - один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Игры с песком для детей 3-5 лет.

«Автогонщик»
Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно на трассе поставить флажки (палочки), которые во время гонки постараться не сбить.

«Загадка».
Взрослый загадывает загадку ребенку, он отгадывает, В песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, ребенок проверяет правильность ответа.

«Заборчик».
На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов.
Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить забор синего цвета, потом красные палочки- красный забор. А затем один большой забор, чередуя по цвету, закрепляя понятия ритма.

«Сад- огород».
Предлагаю игрушечные овощи и фрукты и прошу посадить сад и огород: фрукты- отдельно. Овощи- отдельно. После выполнения задания, дети рассказывают, что где растет.

«Что изменилось».
Ребенок строит в песочнице «лес» и заселяет его миниатюрными фигурками диких животных. Потом он отворачивается, а взрослый меняет фигурки местами, может убрать какую-либо фигурку или доставить, ребенок рассматривает «лес» и рассказывает, что изменилось в лесу за время отсутствия.

«Чьи следы».
Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они лучше запоминают названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.) и величину (большой, маленький, средний).

«Ловкие пальчики».
Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук. Пальцы ходят по песку, «прыгают», «играют на пианино», выполняют зигзагообразные движения.

«Пекарня».
Предложить ребенку испечь «пирожки», «торты», «пироги»разного размера и формы.
А потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4 части. Таким образом, ребенок знакомиться в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка.

«Столовая».
Предложите ребенку-повару приготовить обед из трех блюд для своих кукол. Тут песок будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве крупы, соли, сахара,

«Зоопарк».
Используя набор мелких игрушек «Дикие животные», предложить
ребенку организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Можно использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получиться пруд для водоплавающих птиц

«Ферма».
Использовать набор игрушек «Домашние животные», предложить ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядку для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома- стоит лошадка, ожидая хозяина, а в будке- сторожевой пес.
«Художник».
Предложить ребенку нарисовать на песке пальцем или палочкой простые предметы (солнце, дерево, флажок и т. д.) Преимущество такого способа рисования состоит в том, что попытки получить качественный рисунок можно повторить многократно.

Игры с песком для детей 5-7 лет.

«Угадай по описанию».
Взрослый описывает предмет, закопанный в песок, а ребенок должен угадать, что это. Откопав предмет, ребенок проверяет правильность ответа. Можно наоборот: ребенок описывает, взрослый угадывает.

«Продолжи узор».
Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка рродолжить его.

«Секрет».
Для игры понадобиться кусочек прозрачного пластика, примерно 10 см. В песке делается углубление. В нем ребенок раскладывает камушки, элементы разнообразных мозаик, а затем накрывает их сверху «стеклышком» и засыпает эту композицию песком. Секрет готов. Осторожно расчистить пальцами песок, любой желающий может посмотреть.

«Повторялка».
Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну. Скажите ему, что это дорожка для машины или ручеек для кораблика. Главное. Проводя параллельную линию, не отрывать руки, а проводить одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования извилистую или ломаную линию.

«Узнавалка». В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать, на что же похоже.

«Точка, точка, запятая».
Точка, точка, запятая-
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик-
Получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверное, ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человека.

«Художники».
Взрослый начинает рисунок, ребенок говорит, что это может быть (проводить можно только одну линию) и дорисовать одну линию. Взрослый должен придумать что-то другое и дорисовать следующую линию в соответствии со своим замыслом. Так до тех пор, пока кто- нибудь из играющих не сможет изменить рисунок. Выигрывает тот, кто внес последние изменения.

«Одновременно».
Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите посмотреть два клубка ниток- один правой, другой- левой
рукой. Движения рук должны быть синхронными, левая рука- круги против часовой стрелки, а правая- по часовой. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника и т. д.

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»
Нарисуйте на песке 2 параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, пусть малыш ее отремонтирует.

«Подсказка».
Для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек.В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке: «Ищи во второй кучке слева» или «В четвертой справа». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где его искать. По мере усвоения порядкового счета, количество кучек может возрасти до 10.

«Вензеля из камушков».
По заранее выдавленным в песке бороздкам, камушками выкладывается крупная буква. Выкладывание можно превратить в захватывающее соревнование. От вензелей, состоящих из одной буквы, можно перейти к выкладыванию коротких слов.

«Песчаные замки». Нарисовать вместе с ребенком на картоне простейшее изображение замка. Затем попросите вырезать эту картинку. Покройте весь замок слоем клея. Положите клеевой стороной на песок, поднимите и дайте просохнуть. Песчаный замок готов.

Песок – один из лучших инструментов для антистрессовой терапии. Причем, и для детей, и для взрослых. И, если вторые со своими стрессами еще как-то справляются, то малышей лишать возможности зарыться в песочек хотя бы ладошками – нельзя категорически. Неважно, куличики лепит ребенок или строит замки – играть с песком можно и нужно! Даже — дома, если на улице дождик или зима. Благо, вариантов домашних песочниц сегодня все больше и больше.

Чем полезны игры с песком?

В первую очередь, это психотерапия, которой можно заниматься с года — и непременно в игровой форме.

Песочная терапия снимает стресс и напряженность, расслабляет и успокаивает, а также развивает…

  • Память, восприятие, мышление и воображение.
  • Интеллектуальные способности в целом.
  • Концентрацию внимания и усидчивость.
  • Речь, глазомер, мелкую моторику.
  • Творческий потенциал.
  • Коммуникативные навыки.
  • Социальные навыки (при коллективных играх) и др.

Видео: Игры и эксперименты с песком

Главное – выбирать правильные игры!

Ребенку 4-7 лет игры с формочками и куличиками, конечно, уже не интересны. А замки уже, вроде, все построены. А те, что не построены, уже вовсю возводятся увлеченными папами и мамами, которых хлебом не корми – дай что-нибудь построить из песка.

Да и вообще — хочется что-нибудь новенького. Чего еще ни разу не делали.

Казалось бы, ну что еще можно сделать с песком, кроме куличей, замков и следов? А все-таки варианты еще есть!

Включаем фантазию, запасаемся правильным и чистым песком, и — вперед!

Домашняя песочница

Такая антистрессовая игрушка всегда выручит маму, когда на улице не подходящие для прогулки погодные условия, когда в песочнице во дворе не протолкнуться, когда у малыша плохое настроение или нужно просто занять его на некоторое время.

Что нужно для игры?

  • Песочница средних размеров (около 50-70 см х 70-100 см х 10-20 см). Размеры выбираем в соответствии с домашними условиями. Кто-то может позволить себе и двухметровую песочницу посреди большой квартиры, а для кого-то – и крохотную впихнуть достаточно проблематично. Изнутри рекомендуется красить песочницу в нежный и спокойный голубой цвет, который символизирует воду и успокаивающе действует на детскую нервную систему.
  • Выбирая ящик под песочницу (или сооружая его своими руками), помните, что песочница должна быть безопасной! Никаких острых углов, заусенцев, шершавых неошкуренных поверхностей, торчащих гвоздиков и проч. Идеальный вариант – надувная песочница, в которой можно безбоязненно мешать песок с водой, не переживая за ковер. Кроме того, такую песочницу легко убирать – достаточно просто высыпать песок в контейнер и сдуть саму «песочницу». Или же в качестве песочницы можно подыскать большой пластиковый контейнер.
  • Выбираем песок! Например, обычный морской песок — или прокаленный кварцевый. Конечно, можно при желании играться и с кинетическим или космическим песком в песочнице, но, если ребенок забирается в нее целиком, то стряхивать с одежды кинетический песок потом будет весьма затруднительно.
  • Что еще? А все, что может пригодиться ребенку в песочнице – формочки и лопатки, вода и лейка, игрушки и проч.

Песочница, в которую можно забраться с ногами, чтобы до умопомрачения зарываться в песок пальцами ног и рук – это фантастический антистресс для ребенка. Пропылесосить после игры – дело 10-ти минут, поэтому не стоит отказывать чаду в таком удовольствии.

Безусловно, оставлять ее в комнате постоянно не следует – доставайте «игрушку» по мере необходимости.

Видео: Игры с песком. Мелкая моторика

Татуировки из песка

Веселая и оригинальная игра для летнего выезда на природу.

Что нужно для игры?

  • Клей ПВА – 1 бутылочка.
  • Пара кисточек.
  • Песок.

Суть этого забавного развлечения весьма простая. Рисуем клеем с помощью носика или кисточки узоры прямо на коже, после чего посыпаем кожу песком — и лишнее аккуратно стряхиваем.

Такие песочные «татуировки» повеселят и детей, и родителей. Смываются они легко – с помощью мыла, и вреда не приносят.

Рисуем песком

Художественная творческая игра, которая подойдет для любой песочницы или пляжного отдыха.

Что нужно для игры?

  • Клей ПВА – 1 бутылочка.
  • Пачка плотной бумаги, можно цветной (или картона).
  • Кисти и краски (любые).
  • Непосредственно песок.
  • Вода.

Рисуем на бумаге узоры или любой сюжет по желанию клеем, затем посыпаем сверху песком — и стряхиваем лишний песок. Клей должен полностью покрыться песком. Теперь ждем, пока шедевр подсохнет.

Песок — или саму бумагу в местах его отсутствия — можно раскрасить с помощью жидко разведенной краски.

Основной недостаток игры: разводить краски на улице не особо удобно.

Литье в песчаные формы

Одно из интереснейших занятий для песочницы. В принципе, им легко можно заниматься и на пляже, но в домашних условиях будет более комфортно.

Что нужно для игры?

  • Совочек.
  • Песок и вода.
  • Старая миска или любая тара, которую не жалко будет выбросить.
  • Природные материалы – цветы, ракушки, веточки, галька.
  • Материалы для рукоделия – например, бусы, цветные шарики, ленточки и др.
  • Гипс.

В песке делаем небольшое углубление. Желательно, ровное – например, с помощью стакана или бутылки. Стенки углубления выкладываем имеющимися сокровищами – ракушками, стеклянными бусами и проч.

Далее разводим гипс 2:1 с водой в старой кастрюльке и выливаем его в сделанное углубление до самых краев, чтобы покрыть все находящиеся внутри материалы. Сверху посыпаем ракушками и ждем полчаса, пока гипс подсохнет.

Это творческое развлечение точно придется ребенку по вкусу, тем более что получившийся летний презент можно принести осенью в школу в качестве поделки — или подарить кому-нибудь на праздник.

Песочная анимация

Одна из самых интересных песочных игр, в которую с удовольствием играют не только дети, но и взрослые – причем, некоторые весьма профессионально.

Наверное, уже не осталось людей, которые бы не слышали о песочной мультипликации: все чаще можно увидеть в Сети подобные мультфильмы, созданные руками больших и маленьких мультипликаторов. Занятие фантастически интересное, творческое, развивающее уже раскрытые таланты и открывающее новые.

Что касается затрат на эту песочную игру – не такие уж они и большие.

Что нужно для игры?

  • Песок. При отсутствии песка можно использовать даже манную крупу или молотый кофе.
  • Лампа с рассеянным светом.
  • Стол с высокими бортиками
  • Стекло и светоотражающая пленка.

Кисточки в этой технике не нужны. Компьютерные мыши и планшеты – тоже. Рисовать нужно пальцами, что идеально для ребенка. К тому же, любая «неудача» легко исправляется легким движением руки в новый сюжет, а образы можно менять бесконечно.

Плюсы данной игры (техники):

  • Не нужны навыки и дорогие расходные материалы.
  • Нет возрастных ограничений.
  • Занятие интересно в любом возрасте.
  • Ролики с песочной анимацией действительно бьют рекорды по просмотрам на определенных сайтах.

Песочная анимация обладает 100% антидепрессивным эффектом, раскрепощает, развивает сенсорные ощущения.

Видео: Песочная терапия для детей дома. Игры с песком

Радуга в бутылках

Это творческое занятие не только приносит удовольствие в процессе, но и долго потом радует результатом.

Оригинальная поделка, простая в исполнении, внесет немного разнообразия в ваши привычные игры с ребенком и станет украшением для его комнаты.

Что нужно для поделки?

  • Мелкий просеянный песок. В крайнем случае – соль мелкого помола.
  • Цветные мелки.
  • Стеклянные небольшие бутылочки/баночки с крышками. Хотя пластиковые, безусловно, предпочтительнее, учитывая, что дети – основные участники процесса, но в стекле радуга смотрится более интересно, да и мелки к стеклу меньше прилипают.

Насыпаем на бумагу 1/6 часть песка, необходимого для одной бутылочки. Далее берем цветной мелок — например, красный — и растираем им песок. Окрашенный песочек пересыпаем в сосуд. Теперь берем новый лист — и повторяем процедуру уже с другим мелком.

Емкость постепенно должна наполниться несколькими слоями песка, окрашенного в разные цвета.

На заметку : гораздо интереснее будет смотреться радуга, если песок засыпать в сосуд под углом или по спирали. Но важно сыпать его максимально аккуратно, чтобы разноцветные слои не смешивались. Теперь закручиваем крышку и можно использовать в интерьере!


Готовимся к школе!

Для этой игры достаточно периодически выезжать на берег моря или реки (если вы живете поблизости) — или соорудить небольшую песочницу, в которой можно использовать воду. Для таких целей подойдет даже ненужный противень.

Смысл упражнения – в обучении чтению и математике на песке.

Плюсы игры:

  • Ребенок снимает напряжение, связанное с различными страхами перед школой.
  • Ошибки можно легко стереть рукой.
  • Скованность уходит, остается умиротворение.
  • Осваивать азы чтения и математики гораздо легче через игру.

Заодно, в процессе игры, изучаем геометрические фигуры, следы птиц и животных, и др.

Идеальный вариант – найти формочки для песка в виде алфавита и цифр.

Создай свой мир

Будьте внимательны и ничего не пропускайте – возможно, именно через эту игру вы вдруг поймете, чего так сильно не хватает вашему чаду.

Что нужно для игры?

  • Песочница.
  • Игрушки.

Суть игры – в создании собственного мира. Попросите чадо создать именно такой мир, каким бы он хотел его видеть – свой индивидуальный. Пусть ребенок населяет его, кем захочет, строит, что захочет, использует любые материалы. Главное – это результат «строительства» и история ребенка про его мир.

Конечно, идеальный вариант – если детей хотя бы двое, все-таки в коллективной игре дети раскрываются охотнее, демонстрируя общие интересы в строительстве, четко отрисовывая границы — или же вовсе моделируя войны и сражения. В любом случае, плюсов немало – и ребенка не оторвать от игры, и мама с папой могут узнать о ребенке много нового.

Кроме того, это создание собственного мира и его истории сильно развивает воображение и речь, фантазию и творческое начало.

Сад камней

Игра для детишек постарше, которым не хватает способов снимать напряжение.

Сад камней – это домашняя мини-версия песочницы с эффектом антистресс. Такие нередко можно увидеть в офисах в качестве бизнес-версии.

Обычно к такой песочнице прилагается песок, камушки и мини-грабли, чтобы рисовать на песке узоры. Ребенок может разместить камушки – как душа пожелает, а узоры на песке помогут снять стресс и пробудить творческое начало.

Если бюджет ограничен, то на бизнес-версию лучше не тратиться, а купить красивую керамическую или пластиковую емкость, чистый мелкий песок (в строительном или зоомагазине), мешок камушков (ориентир – на магазин с живыми рыбками) и мини-грабли (покупаем в игрушечном отделе).


Угадай наощупь

Игра подойдет и для домашней песочницы, и для уличной.

Что нужно для игры?

  • Песок.
  • Мешок с различными игрушками и простыми предметами (от ракушек и шишек до камушков и кукол).

Мама закапывает игрушку (неглубоко) в песок, а задача малыша – нащупать ее в песке, отгадать, что это — и только потом вытащить.

Игра хороша для развития мелкой моторики, воображения, образного мышления, тактильных ощущений, и главное — для создания более тесной связи между мамой и малышом.

Песочная терапия – это не только снятие стресса и борьба с детскими страхами. Прежде всего, это веселое времяпрепровождение с родителями, внимание которых – бесценно.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.

Анна Семёнова
«Игры с песком» для прогулки в детском саду

«ИГРЫ С ПЕСКОМ » - для прогулки в детском саду

«Песочные человечки»

Мы пришли в гости к песочным человечкам и будем вместе с ними играть. Давай нарисуем на песке самих песочных человечков. Вот они какие!

Смешные человечки

В песочнице живут

И без горячей печки

Куличики пекут.

Для того, чтобы нарисовать на песке человечков , сначала разровняйте его ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребенка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно. В дальнейшем, собираясь на прогулку , скажите, что вы пойдете в гости к песочным человечкам, что они нас очень ждут и хотят с нами поиграть.

«Игрушки-потеряшки»

Возьмите небольшие пластмассовые игрушки, лопатку, формочку и др., прикопайте их в песочнице, но так, чтобы дети этого не видели (можно это сделать перед приемом детей или перед выходом на прогулку ). Предложите ребятам отыскать игрушки в песке .

Где ж у нас игрушки :

Куклы да зверюшки?

Зайка с мишкой на полу

Кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом,

А матрешки под окном!

Мы еще не наигрались,

А игрушки разбежались!

Наши игрушки, наверное, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть. Давайте найдем их в песке .

В индивидуальном порядке можно предложить найти в песке определенную игрушку (куклу, машинку или зайчика) наощупь : сначала рукой обследовать игрушку в песке , а затем ее оттуда извлечь. Если ребенок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует еще раз. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребенка просто найти все игрушки в песке . В процессе ознакомления с геометрическими фигурами можно предложить найти в песке шарик , колечко, кубик и т. д.

«Маленький художник»

На листочке из альбома

Я всегда рисую дома,

А на улице могу –

На песке и на снегу .

Весной, летом и осенью на прогулке игры можно разнообразить рисованием на песке пальчиком или лучше палочкой. Дети порой сами просят нарисовать им что-либо на песке : солнышко, домик, девочку, собачку и др. Интересно будет предлагать ребятам незаконченный педагогом рисунок : «Дорисуй солнышку лучики» , «Дорисуй жучку лапки» , «Угости зайку яблочками» . Можно попросить ребенка нарисовать ту или иную геометрическую фигуру. Иногда получаются целый картины на песке , созданный в сотворчестве с педагогом.

«Матрёшки»

У хорошеньких матрешек

Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные,

Издали приметные.

В продолжение темы рисования на песке можно предложить детям сделать для матрешек бусы из камешков, каштанов, шишек, ракушек : нарисуйте на песке кружок и попросите ребенка выложить камешки и другие выше предложенные предметы по его контуру – это и будут бусы для матрешки. Таким же способом можно изобразить и саму матрешку : нарисовать ее контур на песке и выложить камешками, ракушками, каштанами.

«Козлик»

Строим горы из песка ,

Над горами облака.

Скачет козлик по горам :

Тут и там, тут и там!

Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца : цок, цок, цок, цок!

Сначала насыпьте совочком песок в маленькое и большое ведерко, а затем высыпьте его так, чтобы получилась «высокая гора» и «низкая гора» . Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите игрушку козлика и сымитируйте его прыжки с горы на гору. Затем предложите ребенку поиграть с козликом : «Пусть твой козлик прыгнет на высокую горку…А теперь на низкую…» ; «Козлик прыгает только по высоким горкам…» и т. д. Это упражнение поможет закреплять в сознании малыша понятия «высокий-низкий» .

«Речка и ручеек»

Вот большая река –

Широка и глубока,

А вот малый ручеёк –

Не широк, не глубок.

Покажите детям, что широким совочком можно выкопать в песке «дорожку» для реки, а узким, маленьким совком – «дорожку» для ручейка. Река больше, чем ручеек. По реке плавают корабли, пароходы (предложить «пустить» по реке самодельный кораблик или пароход, сделанный из бумаги в технике оригами, а в ручейке может плыть маленькая лодочка (пускаем лодочку из ореховой скорлупы) . Таким образом дети осваивают понятия «широкий-узкий» , «маленький-большой» .

«Мышонок»

Играть в эту игру желательно в жаркие летние дни на пляже, поэтому рекомендую разместить описание этой игры в родительском уголке в рубрике «Играем вместе» .

Ночь на дворе,

Мышонок в норе. Ребенок засовывает свою ладошку поглубже в теплый песок.

Норка в песке ,

Дверь на замке. Потихоньку счищайте песок с ладошки малыша, стараясь не коснуться ее, например, сдувайте.

Ночь позади,

Мышонок, выходи! Смело отряхивайте остатки песка с ладошки .

Вот он, мышонок!

«Песочные часы»

Знают часики у нас,

Что нам делать каждый час :

«Динь-динь-динь! Пора вставать!

Тик-тик-так! Пора гулять!

Ночь пришла – бим-бом-бим-бом!

Спи скорее сладким сном!»

А бывают точные,

Часики песочные!

Эта игра поможет познакомить с понятиями «быстро-медленно» . Нам нужны две воронки – большая и маленькая. Их можно сделать из пластиковых бутылок разного размера, отрезав у бутылок дно; из скрученной в конус плотной бумаги. Воронки наполняются песком одновременно , и дети наблюдают, как из нижних отверстий воронок высыпается песок : из маленькой воронки песок высыпается быстрее, чем из большой. Делаем вывод : из маленькой воронки песок высыпается быстро, а из большой – медленно. Предложите детям самим провести этот опыт, позвольте им вдоволь поиграть с воронками.

«Тигр в клетке»

У тигра страшные клыки

И когти очень велики,

Но не боятся тигра детки…

А потому что тигр в клетке!

Воспитатель берет игрушечного тигра, сажает его на песок и вокруг тигра рисует прямоугольник. Затем предлагает ребятам сделать для тигра клетку. Для этого берется большое количество палочек, их нужно втыкать в песок по контуру, нарисованному вокруг тигра. Так получится клетка для хищника. Если детям такая игра окажется по вкусу, можно построить клетки и для других животных : слона, медведя, лисички, зайчика. Таким образом вы можете устроить в песочнице целый зоопарк. Клетки для животных можно делать не только прямоугольными, но и круглыми, и квадратными.

«Поварёнок»

Ну-ка, повар, наш дружок,

Испеки нам пирожок!

Для мишки-топтыжки –

Медовые коврижки,

Для белочки-вертушки –

Сладкие ватрушки.

А для ребятишек –

Пончиков да пышек!

Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку» : овальные «пирожки» , круглые «булочки» , «рогалики» , «пирожные» , «пышки» . Пусть дети угостят своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.

«Железная дорога»

Удивляются верблюды :

Что за диво, что за чудо?

Мчится поезд по пескам –

Кто-то едет в гости к нам!

Это северный олень,

Бурый мишка и тюлень.

День в пустыне очень жаркий –

Привезли они подарки :

Пять коробочек снежков

Да сосулек пять мешков,

Эскимо отличное, сладкое, клубничное,

Для маленьких тушканчиков –

Вафельных стаканчиков.

Предложите построить на песке «железную дорогу» . Вначале педагог рисует на ровной поверхности песка две параллельные длинные линии – это будут рельсы. Но на рельсах есть шпалы, и поэтому воспитатель дает детям задание : «уложить шпалы» , то есть небольшие палочки (можно взять спички, зубочистки или счетные палочки) положить друг за другом поперек «рельсов» . Также из влажного песка можно сделать гору , в ее основании совочком выкопать туннель и провести через него «железнодорожный путь» . Выкопайте канавку, перекиньте через нее дощечку («мостик» , а по сторонам «железной дороги можно выстроить домики или даже вокзал. Чтобы железная дорога ожила, заработала, можно взять игрушечный паровоз и возить на нем игрушки.

«Следы на песке »

Кто оставил на песочке

Эти разные следочки?

Может, это был зайчишка?

Может, котик пробегал?

Ну а может воробьишка

С мышкой польку танцевал?

Предложите малышу оставить на песке отпечаток своей ладошки. Желательно, чтобы песок был влажным, ровным. Возьмите разные предметы (формочки, игрушки, баночки) и прижмите их к песку , делая оттиск. Посмотрите, что у вас получилось. Также можно палочкой обвести ладошку, формочку по контуру. Этот контур можно дорисовать, превратив в забавную фигурку, выложить камешками или воткнуть по контуру палочки.

«Стадион»

Вот идет футбольный матч,

Высоко взлетает мяч.

Гол забит! Ура! Ура!

Продолжается игра.

Устройте в песочнице маленький «стадион» . Чтобы слепить «футбольные ворота» , сначала сделайте из мокрого песка заборчик . Зажмите песок ладонями так, чтобы получилась невысокая стеночка. Теперь сделайте «ворота» в виде буквы «П» . Небольшим совочком можно загонять в ворота маленький резиновый или пластмассовый мячик или шарик для пинг-понга. В ворота можно поставить игрушки в виде вратарей. Также предлагаю поиграть в мини-гольф : сделать в песке ямку и стараться шариком попасть в эту ямку – кто больше попадет!

«Песочный праздник»

Отмечает детвора праздник – день рождения!

Лепим с самого утра песочное печенье,

Тот песочный для затей

Ярко украшаем

И в песочницу детей

В гости приглашаем.

Устройте праздник для песочных человечков. Лепим «торт» : круглая или конусообразная основа, которая украшается камешками, листиками, цветочками, «свечки» заменяем палочками. Торт можно слепить не один, а несколько, а потом выбрать самый красивый и необычно украшенный торт.

Затем дети приглашают всех в гости и «угощают» вкусной «выпечкой» , поют песни, поздравляют песочных человечков с праздником, дарят им подарки : песочные куличики, пирожки, прянички. С более старшими детьми можно сделать подарки в виде «секретиков» : под прозрачную основу прячется фантик от конфеты или маленькие цветочки.

ИГРЫ С ВОДОЙ

«Попади в колечко»

Рыбки в море-океане

Весело резвятся.

Наша детка будет в ванне

Вечером купаться.

Мы возьмем с собой игрушки,

Чтоб не скучно было.

Рыбки, уточки, лягушки

Вымоются с мылом.

Берем кольцо диаметром примерно 30 см, которое будет держаться на воде (его можно сделать из пенопласта или плотного картона) . Также понадобится мячик для пинг-понга или любой маленький резиновый мячик. Предложите ребенку, подталкивая мячик рукой, загнать его в колечко. Можно провести эту игру в форме соревнования – «Кто больше мячиков закатит в колечко» , «Чей мячик быстрее» , «Попади в цель» . Предлагаю также разнообразить игру с колечком и мячиком следующим упражнением : поднимаем мячик высоко и бросаем его в колечко – у кого попадет!

«Рыбалка»

Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой :

Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака!

Наливаем в тазик воды, даем ребенку сачок для ловли аквариумных рыбок или небольшое ситечко для игр с песком . В воду бросаем небольшое количество мелких игрушек и предлагаем выловить сачком как можно больше «рыбок» . Можно дать конкретное задание : «Поймай синий (или красный, или желтый) шарик», «Вылови из водички уточку» , «Поймай 1 (2,3) рыбки» и т. д.

«Брызгалки»

Любят слоники купаться

И водою обливаться.

Мы с тобой хоть не слоны,

Но с водою мы дружны!

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал