Особенности проведения массажа у детей раннего возраста. Физические упражнения и массаж в педиатрии

21.08.2023

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека.

Темпы развития отдельных органов, систем и всего организма неодинаковы в различные периоды развития (см. Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка). Это определяет особенности возрастной реактивности.

Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка.

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, она часто инфицируется и легко ранима.

Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения.

При неправильном ношении ребенка на руках, нарушении правил пеленания возможны различные искривления позвоночника .

Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23–25% от веса тела, в то время как у взрослого - около 42%.

Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличаются «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легко ранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Массаж детей раннего возраста (до года) проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка . Реакция организма на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание - расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание - вызывают повышение мышечного тонуса.

Под влиянием массажа ускоряются крово- и лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем.

Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры.

Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах (метеоризм), после проведенного массажа хорошо отходят газы.

Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и глубже лежащих тканей.

Несмотря на малую массу ребенка, поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых.

Этим частично объясняется значительно большая чувствительность ребенка к действию массажа. Кожа ребенка нежная, гладкая. Капиллярная сеть кожи сильно развита и после массажа быстро возникает гиперемия.

Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.

При проведении массажа следует соблюдать следующие правила

1. Массажные движения проводят по ходу сосудов - от периферии к центру .

2. В комнате должно быть тепло, чтобы избежать излишней теплоотдачи после массажа.

3. Массаж проводится в положении лежа на столике или диване. Прямые лучи света не должны падать в глаза ребенка.

4. При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков (особенно в области печени, почек, надколенника и позвоночника).

5. При проведении массажа живота следует щадить область печени, нельзя массировать половые органы.

6. При проведении массажа спины исключаются прием похлопывания, поколачивания области почек.

Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста :

1. Острые инфекционные заболевания.

2. Рахит в период разгара заболевания с явлениями гиперестезии.

3. Различные формы геморрагического диатеза.

4. Паховые, пупочные, бедренные грыжи с наклонностью к ущемлению.

5. Врожденные пороки сердца с выраженными цианозом и расстройством компенсации.

6. Гнойничковые, острые воспалительные заболевания кожи.

Гигиенические основы массажа детей раннего возраста

Температура в комнате должна быть не ниже 22–24 °С, с хорошей освещенностью.

Руки массажиста должны быть теплыми, с коротко остриженными ногтями, сухими, без колец и других украшений.

Стол, на котором проводится массаж, должен быть покрыт одеялом и чистой пеленкой.

Массаж выполняется без каких-либо присыпок, смазывающих веществ.

После массажа ребенка надо одеть в теплое, сухое белье для сохранения тепла.

Массаж проводится после кормления, но не ранее чем через 1–1,5 часа, или перед кормлением.

Перед сном ребенка массировать не следует, так как это его возбуждает.

После массажа ребенок должен отдыхать.

Продолжительность массажа 5–7 мин .

Внимание . Родителям, которые не владеют приемами массажа, следует сначала потренироваться на кукле.

Неправильное, неуверенное выполнение массажных приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред .

Техника выполнения массажа детей в раннем возрасте

Техника выполнения массажа .

Массаж можно начинать с 2–3-недельного возраста .

Положение ребенка лежа, ножками к массажистке, при массаже спинки - на животе (см. рис. ).

Начинают массаж с поглаживания.

После исчезновения физиологического гипертонуса мышц рук - добавляют растирание мышц сгибателей и разгибателей, чередуя его с поглаживанием .

При исчезновении физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей добавляют кольцевое растирание .

Поглаживание ног детей в раннем возрасте

Поглаживание ног детей раннего возраста

Левую ножку ребенка кладут на ладонь левой руки массажистки, а правой рукой производят поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку снаружи, избегая толчков в области коленного сустава.

При массаже левой ножки ее держат левой рукой, а массируют правой (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Движения повторяют 5–8 раз.

Массаж стоп детей в раннем возрасте

При массаже стоп ножка ребенка кладется между большим и указательным пальцами массажистки .

Проводят поглаживание и растирание указательным и средним пальцами правой руки от пятки к пальцам и круговые движения.

После трех месяцев включается похлопывание, которое выполняют тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего) правой руки по ступне ребенка (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Движения повторяют 3–7 раз.

Поглаживание рук детей в раннем возрасте

Поглаживание рук проводится в положении ребенка на спине, ножками к массажистке.

При этом массажистка вкладывает большой палец левой руки в правую руку ребенка и слегка ее приподнимает, а правой рукой выполняет поглаживание внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча в направлении от пальчиков к плечу.

При массаже левой руки ребенка положение рук у массажистки меняется (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Движения повторяют 6–8 раз.

Поглаживание живота детей раннего возраста

Поглаживание живота проводится в положении лежа на спине.

Вначале выполняют поглаживание живота по часовой стрелке ладонной и тыльной поверхностью кисти, не надавливая на область печени и не задевая половых органов.

Затем производят поглаживание и растирание подушечками II–IV пальцев правой кисти по ходу толстого кишечника.

После этого осуществляют растирание косых мышц живота , при этом большие пальцы располагают у мечевидного отростка грудины и скользящими движениями идут к позвоночнику и обратно (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Движения повторяют 3–5 раз.

Поглаживание спины детей в раннем возрасте

Для массажа спины ребенка поворачивают на живот, ножками к массажистке и производят поглаживание вдоль позвоночника, позвоночник не массируют.

Поглаживание выполняют от ягодиц к шее одной и двумя руками ладонной и тыльной поверхностями кисти (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Если ребенок не может спокойно лежать на животе, то поглаживание выполняют одной рукой, а другой - придерживают ножки ребенка.

После трех месяцев включают приемы: растирание, разминание и похлопывание мышц спины, рук и ног.

Растирание детей в раннем возрасте

Растирание выполняют так же, как и поглаживание, но более энергично.

Можно производить кольцевое растирание , обхватив голеностопный сустав большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой).

Круговые движения производят вверх к паховой области.

При выполнении растирания ножки одной рукой ее поддерживают, а другой - массируют (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Так же выполняют круговое (кольцевое) растирание руки.

Растирание на спине, животе, бедрах, груди можно выполнять подушечками II–IV пальцев или подушечкой большого пальца.

Разминание детей в раннем возрасте

Разминание выполняют одной или двумя руками, при этом мышцы (мышцу) захватывают большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой) производят нежное сжимание и перемещение пальцев по ходу мышц.

При выполнении разминания ноги ее помещают на левую руку, а правой производят массаж.

На конечностях можно выполнять разминание «щипцы» , при этом мышцы массируются с одной стороны большим пальцем, а с другой - II–IV пальцами и производят щипцеобразные массажные движения снизу вверх, т. е. от лучезапястного сустава к плечевому и от голеностопного к тазобедренному.

Разминать можно и кончиками II–IV пальцев по кругу, зигзагообразно.

На конечностях, особенно нижних, можно разминать мышцы двумя руками (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Похлопывание детей в раннем возрасте

Похлопывание, как прием массажа можно выполнять на спине, бедрах, стопах тылом кисти или кончиками пальцев.

Похлопывание особенно показано при гипотрофии (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Вибрация детей в раннем возрасте

Вибрацию выполняют на груди указательным и средним пальцами с продвижением от мечевидного отростка к плечам поочередно.

Движения должны быть мягкими, без надавливаний.

Кроме того, вибрацию на спине можно проводить большим и указательным пальцами или сделать вилку из указательного и среднего пальцев.

Движения идут снизу вверх к шее и обратно, остистые отростки при этом располагаются между пальцев (см. рис. Массаж детей в раннем возрасте).

Повторить 3–5 раз.

Заканчивают массаж поглаживанием.

Английский
массаж младенцев – infant massage
массаж маленьких детей – baby Massage
техника выполнения массажа у детей – performance technique of massage for children

Рубрика:

Одним из условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие подобранных средств и методики проведения форм лечебной физкультуры возрастным особенностям.

Лечебная физическая культура (ЛФК) с детьми 1-го года жизни проводится в виде индивидуальных занятий; при необходимости ребенок может получать и дополнительные, выполняемые родителями, допущенными к уходу за больным, назначения по Лечебной физической культуре (ЛФК). Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям развития движений. Как из­вестно, у ребят первых 3 мес жизни при нормальном развитии наблю­дается физиологическая гипертония сгибательной мускулатуры, пре­пятствующая назначению и проведению пассивных гимнастических упражнений. Из координированных двигательных реакций обнаружи­ваются врожденные рефлексы (Бабинского, Россолимо, Талант и др.), использование которых лежит в основе так называемых рефлекторных гимнастических упражнений. Из первых позных реакций на 2-м, реже в конце 1-го месяца жизни возникает умение поднимать и удерживать голову из положения лежа на животе. Анатомо-физиологические осо­бенности кожи и подкожной жировой клетчатки, эластичность, богатое лимфо- и кровоснабжение, развитие рецепторного аппарата позволяют широко использовать в качестве ведущего средства лечебной физкуль­туры в этом возрасте массаж, преимущественно поглаживание и рас­тирание. Таким образом, у ребят первых 3 мес жизни при отсутствии признаков задержки развития в занятия по Лечебной физической культуре (ЛФК) мо­гут включаться рефлекторные гимнастические упражнения в виде по­лзания, разгибания спины в положении на боку, рефлекторных упраж­нений для стоп и т. д., выкладывание ребенка на живот, приемы общего поглаживающего массажа туловища и конечностей. В зависи­мости от лечебных задач увеличивается количество тех или иных упражнений, кроме общего массажа, избирательно может назначаться массаж тех или иных областей. Так, при воспалении легких - массаж грудной клетки, при врожденной мышечной кривошее - специальный массаж области шеи, при косолапости - массаж стоп и т. д. В этих случаях используются все приемы массажа. При построении занятия для ребят раннего возраста, особенно в первые месяцы жизни, обяза­тельно соблюдается принцип чередования (рассеянной мышечной на­грузки), когда последовательно чередуются упражнения для разных мышечных групп и не повторяются подряд несколько упражнений для одних и тех же мышц. Перед упражнениями для мышц рук, ног, спины или брюшного пресса проводится массаж соответствующей области.

Начиная с конца 3-го месяца жизни у ребят 1-го года может исче­зать повышенный тонус сгибателей, движения конечностей становятся свободными, быстро развиваются движения рук, а вслед за ними и ло­комоторные реакции. У больного ребенка гипертонус сгибателей не­редко сохраняется длительно. Наличие гипертонуса является противо­показанием для включения пассивных упражнений. Пассивные гимна­стические упражнения проводятся у ребят по мере исчезновения повышенного тонуса сгибателей, при отсутствии сопротивления со стороны ребенка. Физиологическая и лечебная роль пассивных упраж­нений преимущественно заключается в возможности воздействия через рецепторный аппарат мышц (проприорецепторы) на формирование ре­флекторного кольца двигательного навыка и тем самым в возможно­сти формирования активных движений. Кроме того, пассивные гимна­стические упражнения сопровождаются регионарными изменениями биохимических структур, лимфо- и кровоснабжения без увеличения требований к аппарату кровообращения и дыхания, что весьма важно при некоторых патологических состояниях этих систем. Из активных локомоторных реакций ребенка в первом полугодии развиваются уме­ние переворачиваться со спины на живот и с живота на спину, а в кон­це 5-го - на 6-м месяце - ползание на животе. В занятия лечебной физкультурой у ребят 1-го полугодия жизни после исчезновения повы­шенного тонуса сгибательной мускулатуры и некоторых врожденных рефлексов могут включаться пассивные гимнастические упражнения для верхних и нижних конечностей, активные или активные с по­мощью повороты со спины на живот, а в дальнейшем и с живота на спину, после исчезновения рефлекса ползания по Бауэру - упражнения для стимуляции ползания и ползание, выкладывание на живот на уменьшенной площади опоры, а также приемы поглаживающего масса­жа, растирание, разминание, вибрация. Конкретное содержание занятия определяется отбором средств, соответствующих лечебным задачам. Для проведения индивидуальных назначений, выполняемых матерью ребенка, рекомендуются выкладывание на живот, стимуляция поворо­тов туловища и ползания, а также упражнения в них, использование в периоды бодрствования игрушек, способствующих мануальным ре­акциям и локомоторной активности. Исходные положения для гимна­стических упражнений и массажа в 1-м полугодии только горизон­тальные - лежа на спине, животе, боку. Во 2-м полугодии 1-го года жизни психомоторное развитие ребенка характеризуется освоением поз сидения и стояния, на 7-м месяце жизни мальчики и девочки хорошо ползают на четвереньках, в период от 7 до 9 мес самостоятельно садятся из поло­жения лежа и ложатся из положения сидя. В последней четверти года они встают, сохраняют равновесие в положении стоя без поддержки, приседают, начинают переступать в боковом направлении и вперед с поддержкой, а затем сознательно. Наконец, в конце 1-го - начале 2-го года жизни начинается самостоятельная ходьба. Происшедшие в развитии движений сдвиги находят отражение как в подборе средств лечебной физкультуры, так и в исходных положениях. Ведущее место среди других упражнений занимают активные гимнастические, свя­занные с естественными движениями ребенка: повороты туловища вправо и влево из исходных положений на животе и на спине, полза­ние на четвереньках, в конце 1-го года жизни ходьба на четвереньках и при поддержке. Для ребят, овладевших позой сидения и стояния, вводятся исходные положения сидя и стоя, но число их ограничивается индивидуальными возможностями ребенка. Включаются упражнения в переходе из одного положения в другое: из положения лежа на жи­воте в положение стоя на коленях и стоя при поддержке за руки, из положения лежа на спине в положение сидя и т. д. Сравнительно мень­шее место отводится массажу, некоторые его приемы осуществляются во вводной и заключительной частях занятия, если нет необходимости его введения по специальным показаниям и в основную часть. Пас­сивные, а в некоторых случаях и рефлекторные гимнастические упраж­нения включаются в занятия лечебной физкультурой при задержке в психомоторном развитии либо в связи с его извращением в резуль­тате болезни.

Общая длительность занятий на 1-м году жизни колеблется от 8 до 15 мин.

Методические особенности проведения лечебной физкультуры с детьми 2-го и 3-го лет жизни. На 2-м году у ребенка происходят зна­чительные сдвиги в развитии речи, он овладевает элементарными на­выками основных движений и способами действий с предметами. Ме­жду 1 годом и 1 годом 6 мес развивается ходьба; она характеризуется множеством сопутствующих движений рук, раскачиванием туловища, наклоном его вперед, согнутыми в коленях ногами, короткими и не­равномерными шагами, быстрой потерей равновесия. Ползание также улучшается, появляются более точная координация движений, умение хорошо проползать под различными препятствиями и подползать под них, при целенаправленных занятиях мальчики и девочки начинают лазать по лесенке. Во 2 половине 2-го года жизни развивается равновесие, ребенок ходит по дорожке определенной ширины, по доске, приподнятой над полом, перешагивает через препятствия.

При проведении занятий лечебной физкультурой с детьми 2-го го­да жизни чаще всего приходится прибегать к индивидуальному спосо­бу, хотя возможны и малогрупповые занятия. В условиях госпитализа­ции, когда ребенок поп дает в новую, непривычную для него обстановку и у него появляются отрицательные эмоции, имеющиеся у него двигательные навыки затормаживаются, что затрудняет их ис­пользование в упражнениях. Упражнения выполняются с помощью ин­структора (активные упражнения с помощью). Непосредственное мы­шечное чувство в сочетании с речевыми сигналами при выполнении таких упражнений способствует восстановлению условных двига­тельных рефлексов. В дальнейшем ребенок может выполнять упражне­ние самостоятельно, по привычной уже команде: «подними руки высо­ко», «ножки согни» и т. д. Из активных упражнений с использованием локомоторных реакций важную роль играют конкретные задания, хо­рошо понимаемые ребенком: «пролезь в обруч», «возьми игрушку». Игрушки, пособия во время занятий лечебной физкультурой с детьми раннего возраста не только способствуют возникновению положи­тельных эмоций, но и обеспечивают определенную точность движений. Так, разложенные в определенном порядке шарики, флажки или иные игрушки позволяют использовать активную ходьбу в требуемом на­правлении в сочетании с наклонами и выпрямлением туловища при команде «собери шарики, флажки». В связи с развитием речи и расши­рением представлений ребенка об окружающей среде возможно вклю­чение активных имитационных упражнений (прыгать, как зайчики, хо­дить, как косолапый мишка), в том числе и активных дыхательных упражнений (понюхать цветочек, сдуть пушинку).

На 3-м году жизни возрастает общая двигательная активность (и потребность в движениях), происходит дальнейшее развитие навыков основных движений ходьбы, лазания, бросания и метания, возникают бег, новые элементы прыжка: мальчики и девочки спрыгивают с небольшой высоты, при подпрыгиваний вверх слегка отрывают ноги от опоры. Основны­ми формами лечебной физкультуры с детьми на 3-м году жизни уже становятся специальное занятие и утренняя гимнастика, сочетающиеся с элементами лечебной физкультуры в режиме дня, обеспечивающими достаточную для решения лечебно-воспитательных задач двигатель­ную активность. Занятие лечебной физкультурой целесообразно прово­дить малогрупповым способом с детьми, близкими по уровню психо­моторного развития, со сходными заболеваниями, стараясь сохранить данный состав группы на весь период пребывания в стационаре или санатории. Специальное занятие проводится в кабинете лечебной физ­культуры, имеющем необходимые пособия и оборудование для упраж­нений с детьми раннего возраста. Очень хорошим воспитательным приемом, значительно повышающим эмоциональный уровень занятий, является переодевание ребят в специальные физкультурные костюмы и тапочки. Во вводной части занятия, в зависимости от уровня разви­тия навыка ходьбы, вводятся либо ходьба «стайкой», либо построения простейшего типа: мальчики и девочки ходят по кругу, взявшись за руки, парами, в колонну. В основную часть, помимо активных упражнений, соответ­ствующих лечебным задачам, вводятся общеразвивающие, в сочетании с упражнениями по тренировке и развитию основных движений: бро­сания, прыжков, лазания, бега. Включение этих упражнений проводит­ся последовательно, в течение нескольких занятий - так, чтобы в ка­ждом из них происходило закрепление и тренировка 1 - 2 двига­тельных навыков. При восстановлении движений, обучении ребят общеразвивающим гимнастическим упражнениям применяется метод показа движений инструктором с одновременной командой, затем со­вместного выполнения упражнения инструктором и детьми. По-преж­нему важную роль в проведении занятий играют пособия и яркие игрушки. Основным методическим приемом проведения занятия в це­лом является имитационный. Для подражаемого образа выбирается наиболее понятный ребенку. При объяснении упражнения инструктор обращает внимание на главную деталь движения, важную для реше­ния лечебной или воспитательной задачи: «прыгать легко, как зайчи­ки», «ручки, ножки сделались мягкими, как тряпочки». Прекрасно оправдал себя метод построения занятий в виде сюжетного, игрового рассказа. Например, инструктор ведет рассказ и одновременный показ по сюжету «прогулка». Мальчики и девочки собрались, пошли друг за другом, вышли в поле. На полянке растут цветочки, которые мальчики и девочки собирают и ню­хают. Вот прилетели жучки. Они легли на травку, барахтаются, греют­ся на солнышке, повернулись, встали на все свои лапки и поползли… По мере продолжения рассказа мальчики и девочки выполняют упоминающиеся в нем движения. У ребят 2-го и 3-го года жизни в занятия включаются подвижные игры, понятные по своему содержанию и двигательным действиям всем участвующим в игре. Правила игры выражаются в краткой форме, сигналы к действию - короткие и понятные, поддер­живающие интерес к игре. Такова игра «кто быстрей в свой домик?». Раскладываются обручи на полу кабинета лечебной физкультуры, каждый ребенок становится в свой «домик». Затем все выходят на про­гулку и ходят по кабинету. По команде инструктора «беги!» мальчики и девочки ста­раются найти и занять свой «домик».

Длительность занятий на 2-м и 3-м годах может быть удлинена до 15 - 20 мин.

Методические особенности лечебной физкультуры в дошкольном возрасте. Период от 3 до 7 лет представляет собою дошкольный возраст, отличающийся от старших периодов детства более быстрым темпом развития. Для психики ребенка, развития его речи и моторики этот период особенно продуктивен. К 3 годам нормально развиваю­щийся ребенок владеет почти всеми основными ‘движениями и на­чинает их реализовать в свободной двигательной деятельности. В тече­ние всего дошкольного возраста двигательные навыки совершен­ствуются, развиваются и двигательные качества ребенка. На 4-м году жизни ходьба сохраняет неравномерность длины шага, разброс ног и параллельную постановку стоп. Ребенок совершает много дополни­тельных движений в виде боковых раскачиваний, шаркания и шлепания стоп, легко теряется прямое направление. В динамике бега отме­чаются значительные сдвиги, появление скрестной координации ног и рук, фаза полета к концу 4-го года жизни встречается более чем у половины всех ребят, возрастает скорость бега. На 4-м году жизни совершенствуются прыжки в высоту, хотя одновременный отрыв обеих ног от опоры наблюдается лишь у 85 % ребят. Бросание и мета­ние совершенствуются без координированных движений туловища. Равновесие достигается с трудом и легко утрачивается. При выполне­нии общеразвивающих упражнений ребенок так же легко теряет координацию. На 5-м году увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы. Бег приобретает более координированный характер, об­щая длина шага в беге также удваивается, у всех ребят наблюдается фаза полета. Прыжки с места ребятам 5-го года жизни удаются с отры­вом обеих ног, развивается прыжок в длину, но приземление еще не­координированно. Бросание развивается за счет дальности, в то время как точность попадания еще недостаточна. На 6-7-м годах жизни все двигательные навыки характеризуются большей точностью. Ходьба становится координированной, исчезают лишние движения, длина ша­га еще более возрастает, шаги равномерны, постановка стоп, перекат с пятки на носок, движения рук приближаются к физиологической нор­ме. Дефекты ходьбы у больных ребят либо при задержке физического развития у ребят старшего дошкольного возраста особенно заметны, так как у них движения неавтоматизированны. Могут наблюдаться не­естественные, напряженные движения ног и рук, вялая, тяжелая поход­ка, неправильная постановка стоп. Во время занятий лечебной физ­культурой мальчики и девочки дошкольного возраста постепенно совершенствуют навык ходьбы. Чем старше мальчики и девочки, тем большее внимание следует Обра­щать на сохранение при ходьбе правильной осанки, добиваться легкой, непринужденной ходьбы. Бег у ребят старшего дошкольного возраста становится энергичным, шаг ритмичным, движения ног и рук коорди­нированными, возрастают длина шага и скорость бега. Благодаря хо­рошей координации движений во время бега можно давать различные задания на изменение направления движения, на временные и про­странственные ориентировки. Хорошо развито у ребят 6-7 лет лаза­ние как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях, движе­ния ног и рук при этом согласованны, развивается их перекрестная координация, хотя легче удается ребятам лазание одноименным спосо­бом (поочередные движения левой рукой и ногой, правой рукой и но­гой). К 6 годам появляется навык пружинистого приземления при прыжке с перекатом с носка на пятку или с пятки на носок, но он на­блюдается не у всех ребят, мягкость приземления вырабатывается медленно, координация движений при толчке, полете и приземлении зависит от длительности и характера применяемых упражнений. Из возрастных физиологических особенностей ребенка дошкольного воз­раста, безусловно, учитываемых в методике занятий лечебной физ­культурой, помимо закономерностей становления основных двигательных навыков, следует иметь в виду особенности координации движений. Сама по себе координированная работа скелетных мышц является обязательным физиологическим условием произвольных дви­жений. Такая координация обеспечивается сложным взаимодействием центральных нервных механизмов и вырабатывается медленно. В ран­нем возрасте многие двигательные акты нечетки, имеют как бы диф­фузный характер, в то время как в дошкольном возрасте они приобре­тают уже определенную четкость. Смена диффузных двигательных реакций целенаправленными, с участием лишь необходимых мышц, происходит в результате систематических упражнений и зависит от фи­зического воспитания. В дошкольном возрасте у ребят наблюдаются сопутствующие основным различные ориентировочные движения, ко­торые, наряду с механизмом двигательно-осязательных тренировок, способствуют совершенствованию координации двигательных актов. Практический вывод из этих физиологических данных заключается в необходимости создания условий для осязательных, проприоцептивных ощущений, сопровождающих мышечную работу во время упражнений. Точность выполнения упражнений, обеспечиваемая посо­биями, исходными положениями, помощью инструктора лечебной физкультуры, обусловливает необходимую импульсацию с мышц и развитие координационных взаимоотношений. Меньшее значение в дошкольном возрасте (как и в раннем) имеет зрительный контроль, не обеспечивающий выполнение движения с достаточной точностью, хотя в дальнейшем значение его возрастает, а с закреплением стерео­типа двигательных реакций возникает возможность и таких высших форм регуляции, как коррекция движения по речевой инструкции. У 5 - 6-летних ребят точность пространственных ориентировок увели­чивается, в 7-летнем возрасте выполнение заданных движений стано­вится еще более точным [Волохов А. А., 1975]. Зрительный контроль способствует улучшению ориентировки.

С большим трудом мальчики и девочки-дошкольники дифференцируют темп дви­жения, поэтому сохранение ритма упражнений и их темпа лучше удается при сопутствующих дополнительных сигналах: ритмическое музыкальное сопровождение, четкая команда, метроном и т. п. У ребят 5 - 7-летнего возраста все большее значение приобретает вторая сигнальная система (действия по речевой команде, словесный инструк­таж), в связи с чем объяснение предстоящих действий уже занимает со­ответствующее место в методике занятий. Усложнение высшей нерв­ной деятельности ребенка, имеющее значение для освоения опреде­ленных двигательных навыков, заключается и в том, что в старшем дошкольном возрасте появляется способность удерживать в памяти программу из нескольких упражнений [Парамонова И. П., 1956].

Лечебная физическая культура (ЛФК) с детьми дошкольного возраста проводится в форме групповых и малогрупповых занятий, утренней гимнастики и элементов лечебной физкультуры в режиме дня. Ведущей формой, как и в другие периоды детства, является занятие. Оно строится по тем же принципам, но в организации и методике его проведения учитываются особенности дошкольного возраста. Так, при занятиях с детьми 4 - 5 лет в связи с имеющейся и усугубляющейся при заболе­ваниях неравномерностью в развитии движений у разных ребят приме­няется индивидуальный способ организации их на занятиях, а при хо­рошо усвоенных всеми больными навыках - фронтальный способ, т. е. одновременное выполнение упражнений всеми детьми. У ребят стар­шего дошкольного возраста длительность занятий увеличивается до 25 мин, чему способствует продолжительность периода активного внима­ния, достигающего 15 - 20 мин и более. При выполнении упражнений инструктор контролирует точность всего движения в целом и его дета­лей, у выздоравливающих добивается правильного, красивого выпол­нения упражнений. Для развития пространственных ориентировок ис­пользуются задания с переменой направления движений, с одновре­менным выполнением разных двигательных действий. Помимо ле­чебных задач, во время специальных занятий по Лечебной физической культуре (ЛФК) должны решаться лечебно-воспитательные, обеспечивающие восстано­вление и высокое качество двигательных навыков и умений, соответ­ствующих возрастным, физиологическим, характеристикам. Для этого инструктору по Лечебной физической культуре (ЛФК) следует заимствовать некоторые приемы обучения движениям из соответствующих программ физиче­ского воспитания дошкольников, а также постоянно анализировать со­стояние двигательной сферы больного и приводить в соответствие применяемые средства и методы лечебной физкультуры с индиви­дуальными особенностями ребенка.

Содержание остальных форм лечебной физкультуры в детских ле­чебных и лечебно-профилактических учреждениях у ребят дошкольного возраста тесно связывается с содержанием специальных занятий. Фи­зические упражнения и подвижные игры, включаемые в содержание прогулок и в периоды бодрствования и самостоятельных занятий под наблюдением воспитателя, подбираются так, чтобы создать опреде­ленный двигательный опыт, способствовать закреплению двига­тельных навыков, точность которых определяется структурой и мето­дикой занятия, а также закреплению результатов решения лечебных задач. Утренняя гигиеническая гимнастика с детьми дошкольного воз­раста должна проводиться отдельно от других, хотя и допускается объединять ребят старшего дошкольного и младшего школьного воз­раста. В содержание утренней гимнастики, помимо общеразвивающих, вводятся упражнения в основных видах движений и упражнения на формирование навыка правильной осанки. В зависимости от преобла­дающего возраста видоизменяются способ проведения зарядки, харак­тер команд и музыкального сопровождения. Чем младше мальчики и девочки, тем це­лесообразнее игровой метод, в то время как со старшими детьми эффективна гимнастика, проводимая по четкой команде, с последова­тельным выполнением упражнений. Утренняя гимнастика у больных ребят дошкольного возраста должна вызывать положительные эмо­ции, способствовать бодрому, радостному настроению, а также дисци­плинировать их.

Методические особенности проведения лечебной физкультуры в школьном возрасте. Они обусловлены анатомо-физиологическими осо­бенностями ребят школьного возраста и рядом особенностей пси­хической деятельности. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Ин­тенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, фор­мированием мышц, сухожилий и суставного аппарата. В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют условия формирования мышц туловища, так как их несимметричное развитие приводит сначала к функциональным нарушениям осанки, а потом способствует прогрессированию деформаций скелета. Морфо­логического совершенства и функциональной зрелости достигают в школьном возрасте большинство внутренних органов и систем. Осо­бенно бурному развитию подвергается нервная система. К 7 годам высшая нервная деятельность ребенка достигает известного совершенства, но уровень возбудительного и тормозного процессов еще не уравновешен. При быстром образовании условных рефлексов отме­чается недостаточная дифференцировка раздражителей, легко насту­пает генерализация возбуждения. Сложным периодом в развитии ре­бенка является подростковый. В препубертатном возрасте в поведении подростков проявляется преобладание возбуждения над торможением, в целом общая возбудимость нервной системы повышается, движения ребенка сопровождаются дополнительными, сопутствующими, чет­кость двигательных реакций в связи с этим ухудшается. По данным М. М. Кольцовой (1972), на речевые раздражители подростки реаги­руют медленнее, чем на непосредственные. Еще более сложные изме­нения психики ребят происходят в пубертатном периоде (у девочек в 13-15 лет, у мальчиков в 15 - 17), когда становятся характерными психическая неуравновешенность, резкие переходы от угнетенного со­стояния к возбужденному и, наоборот, обидчивость, склонность к сле­зам, проявления негативизма, критического отношения к действиям взрослых. К концу этого периода в большинстве случаев устанавли­ваются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. И пре- пубертатный, и пубертатный периоды связаны с большим напряже­нием высшей нервной деятельности, что предъявляет к медицинским работникам, сотрудникам отделений лечебной физкультуры требова­ние сохранять особо бережное отношение к больным этого возраста, в том числе и при проведении занятий лечебной физкультурой.

Средства лечебной физкультуры и формы их применения в школь­ном возрасте используются в полном объеме. Длительность занятий доводится до 35 - 45 мин (школьный урок). Что касается методики проведения занятий, то должна учитываться необходимость создания условий для продолжающегося формирования двигательных навыков и улучшения их качества: наличие отдельного хорошо оборудованного кабинета или зала, необходимых пособий и оборудования, отсутствие посторонних раздражителей и факторов, отвлекающих ребят от заня­тий, четкая подготовка инструктора к занятию и последовательность в решении лечебных и педагогических задач (от занятия к занятию).

Во вводной части занятия широко используются построения и перестроения, способствующие не только повышению уровня жизне­деятельности организма, но и формированию правильной осанки, под­тянутости, организованности и согласованности действий. Наиболее распространены построения в шеренгу, в колонну по одному, равнение по носкам и в затылок, перестроение в круг из шеренги или из ко­лонны, повороты на месте, расчеты на «первый - второй», размыка­ние, ходьба в ногу, в обход, змейкой, по диагонали и т. д. В основную часть занятия включаются упражнения и игры, соответствующие наме­ченным лечебным задачам. Общеразвивающие упражнения обеспечи­вают необходимую физическую нагрузку и решение части лечебно-вос­питательных задач. У ребят школьного возраста они служат также для совершенствования координации движений, сознательного овладевания двигательным аппаратом. В содержание любых форм лечебной физкультуры общеразвивающие упражнения включаются с учетом воз­действия на все группы мышц с соблюдением чередования и сочетания с дыхательными, корригирующими и специальными. Общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов, с предметами (большими и малыми мячами, флажками и т. п.). Из других видов фи­зических упражнений для занятий с детьми школьного возраста ис­пользуются упражнения в развитии основных движений. Лазание и перелезание осуществляются с помощью гимнастической стенки, скамейки, наклонных лестниц, а во время занятий в реабилитационных центрах и санаторных учреждениях - бревна, бума и других снарядов. При некоторых заболеваниях решение задачи восстановления коор­динации движений и воспитание навыка правильной осанки возможны при использовании упражнений в равновесии, заключающихся в удер­жании тела на уменьшенной площади опоры и перемещении по ней. Простейшие из них выполняются без пособий: стойка на носках, на одной ноге, ходьба по начерченной линии и т. д. При проведении упражнений в равновесии с предметами и на повышенной, приподня­той опоре (гимнастической скамейке, бревне, буме) обеспечивается не­обходимая страховка. Широко используются упражнения в ходьбе, причем у ребят школьного возраста следует добиваться и во время за­нятий правильной, экономной и красивой ходьбы как при построениях и перестроениях, так и при вариантах ходьбы на носках, пригнувшись, крадучись, широкими шагами, с высоким подниманием бедра, при­ставными шагами, скрестно, с носками, повернутыми внутрь или нару­жу. Правильная ходьба должна быть свободной, ненапряженной, го­лова и туловище сохранять выпрямленное положение, плечи развер­нуты, движения ног и рук свободные, перекрестные. При ходьбе сохраняется заданный командой или музыкальным сопровождением ритм. Бег применяется в Лечебной физической культуре (ЛФК) чаще всего в периоде восстановления и остаточных явлений, когда допустимая физическая нагрузка может быть средней и выше средней. Инструктор по Лечебной физической культуре (ЛФК), включая бег, должен не только обеспечить решение лечебной задачи, например улучшение адаптации организма ребенка к повышающейся физической нагрузке или восстановление опороспособности, но и обучить ребенка правильной технике бега. При этом те­ло ребенка слегка наклонено вперед, толчок производится наружной стороной носка, нога полностью выпрямляется в момент отталкива­ния, маховая нога в коленном суставе, бедро перемещается вперед- вверх и достигает наибольшей высоты при толчке другой ногой, со­гнутые в локтях руки двигаются в темпе движения ног, разноименно, дыхание свободное. Освоению техники правильного бега способ­ствуют упражнения в беге на носках в прямом направлении, в меняю­щемся темпе. Сначала в занятия включают свободный, неприну­жденный бег, затем короткие пробежки, бег на носках, бег в нарисованном коридорчике или по дорожке, бег с изменением напра­вления. В санаториях можно использовать бег с прыжками, а на за­ключительном этапе реабилитации - и бег с ускорением. Из движений естественно-прикладного характера в занятия по Лечебной физической культуре (ЛФК) реже (по сравнению с ходьбой и бегом) включаются прыжки, при ко­торых предъявляются более высокие требования к координации дви­жений, работе внутренних органов. Используются поскоки, прыжки со скакалкой. Главные усилия инструктора направляются при этом на от­работку качества приземления. У ребят младшего школьного возраста и старших ребят, не владеющих техникой прыжка, применяются «под­водящие» к прыжкам упражнения (ходьба с высоким подниманием бе­дра, бег с акцентированным толчком и высоким подниманием бедра, приседания и т. д.), затем прыжки на месте на обеих ногах, прыжки на месте на одной ноге, прыжки с продвижением вперед и т. д. Резко по­вышают эмоциональную насыщенность занятий упражнения в мета­нии, способствующие укреплению и развитию мышц верхних конечно­стей, совершенствованию координации движений, глазомера и ловко­сти. Для метания используют мячи, резиновые кольца. Освоение правильной техники метания возможно при достаточном повторении упражнений до 12-15 раз, что следует учитывать, планируя нагрузку в занятиях и способ организации ребят.

Важное значение в Лечебной физической культуре (ЛФК), проводимой с детьми школьного возраста, имеют подвижные игры, обеспечивающие разно­стороннее воздействие на организм больного ребенка, сопровождаю­щиеся положительными эмоциями, предоставляющие прекрасную воз­можность для тренировки всех основных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания. Проведение игр исключает избира­тельное воздействие на какие-либо группы мышц, так как действия ре­бенка свободны, регламентируются правилами игры и ролью. Поэто­му в содержание занятий они вводятся преимущественно для решения задач, связанных с общим воздействием на организм. У ребят старше 7 лет подвижные игры применяют во всем их многообразии, заим­ствуя содержание и правила из программ физического воспитания, сборников подвижных игр, а также используя творческую фантазию самих ребят и сотрудников отделения лечебной физкультуры. Для ребят младшего школьного возраста чаще используются подвижные сю­жетные игры, включающие подражательные действия («гуси-лебеди», «мышеловка», «у медведя на бору», а также игры с мячом, включаю­щие простейшие соревновательные элементы («передача мячей», «мяч среднему», «кто быстрее»), У более старших ребят применяются игры-эстафеты, игры со спортивными элементами и т. д. При выборе игр врач и инструктор лечебной физкультуры учитывают лечебные за­дачи, предполагаемую нагрузку, состав ребят и уровень их адаптации к нагрузке. В соответствии с этими моментами оценивается насыщен­ность игры двигательными элементами (ходьба, бег, прыжки, перенос предметов, бросание в цель, преодоление препятствий, переползание), сложность правил, различие в эмоциональной и физической нагрузке при выполнении ролей. Любая игра должна вызывать у ребят интерес и желание продолжать ее. В связи с этим инструктору надлежит тща­тельно продумать все моменты игры, занести в конспект не только ее название, но и распределение ролей и количество повторений от­дельных моментов.

В условиях больницы, поликлиники и чаще всего в санаториях ши­рокое применение у ребят школьного возраста находят физические упражнения спортивного характера и спортивные игры. Из приемов игры в баскетбол включаются ловля и передача мяча, бросок мяча в корзину с места двумя руками от груди, одной рукой от плеча. В ус­ловиях санаторных учреждений и на физкультурных площадках - ми­ни-волейбол, бадминтон с регулируемыми продолжительностью, вы­сотой сетки и размерами площадки. При наличии соответствующих условий и инвентаря в режиме больных школьного возраста, при на­личии показаний могут использоваться туристские походы определен­ной длительности, ходьба на лыжах, катание на коньках. Наиболее сложным видом спортивно-прикладных упражнений является плава­ние, использование которого требует наличия не только бассейна, но и всего комплекса подсобных технических средств и помещений. Но и всестороннее воздействие этого средства трудно переоценить.

Массаж - это механическое воздействие специальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание и др.) на кожу с определенной силой и в определенной последовательности. Он оказывает на организм ребенка разнообразное влияние. Массаж назначается в зависимости от физиологических особенностей ребенка.

Общий массаж преобладает в занятиях с детьми до 6 месяцев, после 6 месяцев начинают массаж спины, живота и стоп, т. е. наиболее нуждающихся в этом мышечных групп. Постепенно после 6 месяцев жизни ребенка массаж вытесняется гимнастическими упражнениями.

Массаж оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Действие его проявляется в улучшении кровоснабжения и защитных свойств кожи, повышении ее упругости и эластичности, улучшении сократительной способности мышц. Систематическое проведение массажа способствует улучшению функции рецепторов, проводящих путей, усилению реф-лекторных связей коры головного мозга с мышцами, сосудами, внутренними органами, что способствует более согласованной деятельности всех систем организма. Это один из видов пассивной гимнастики и имеет большое значение для последующего развития статических и двигательных функций - способности сохранения положения тела в пространстве, например умения сидеть, стоять, а также координировать движения при ползании, ходьбе, хватании, вставании и т. п.

У взрослого, проводящего массаж, руки должны быть чистыми, теплыми, кожа на руках здоровая, мягкая; не рекомендуется при этом использовать какие-либо мази, тальк или другие смягчающие средства во избежание раздражения кожи ребенка.

Стол покрывают вчетверо сложенным байковым одеялом, клеенкой и простынкой. Ребенка раздевают и кладут на спину. Принимая во внимание, что у детей до 3-месячного возраста сохраняется еще преобладание тонуса мускулатуры сгибателей над тонусом мускулатуры разгибателей верхних и нижних конечностей (ребенок держит руки согнутыми в локтях и ноги согнутыми в тазобедренных и коленных суставах), не следует насильственно исправлять это положение, им применяют только поглаживающий массаж, так как он способствует расслаблению мышц. Другие виды мас-сажа (растирание, разминание, легкое поколачивание) в этом возрасте не показаны, так как они усиливают физиологическую гипертонию мышц. По этой же причине детям до 3 месяцев не применяют пассивные упражнения, а используют только рефлекторные движения. Проведение всего комплекса продолжается в начале 4-5 минут, а после 2 месяцев 5-6 минут. За время массажа ребенок получает общую воздушную ванну. По окончании упражнений его одевают.

Примерный комплекс упражнений и массажа для детей от 1,5 до 3 месяцев.

  • 1. Массаж рук - поглаживание. Ладонью руки проводят по направлению от кисти к плечу по внутренней поверхности предплечья и плеча ребенка. Движение повторяют по 4-5 раз для каждой руки.
  • 2. Массаж живота - поглаживание. Ладонью руки производят круговое поглаживание живота в направлении по ходу часовой стрелки, минуя область правого подреберья (расположение печени). Круговое движение повторяют 6-8 раз.
  • 3. Массаж ног - поглаживание. Придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью другой руки поглаживают ее по наружной и задней стороне голени и бедра (не касаясь внутренней его стороны) в направлении от стопы к тазобедренному суставу. Движение повторяют по 4 -- 6 раз для каждой ноги (рис. 9).
  • 4. Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение укрепляет мышцы спины. Ребенка повертывают на бок и, касаясь двумя пальцами кожи спины по обеим сторонам позвоночника, производят движение в направлении от ягодиц к плечевому поясу. Тактильное раздражение кожи спины вызывает рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение выполняют по одному разу в положении ребенка на правом и левом боку.

Начиная с 2-месячного возраста комплекс массажа и гимнастики дополняется следующими упражнениями, способствующими укреплению мышц спины, шеи, стопы.

  • 5. Укладывание на живот. Ребенка кладут на живот, а его согнутые в локтях руки подкладывают ему под грудь.
  • 6. Рефлекторное ползание на животе. Ребенку, лежащему на животе с опорой на согнутые в локтях руки, слегка подпирают ладонью стопы. Это вызывает рефлекторное разгибание ног ребенка, вследствие чего он продвигается вперед и вновь сгибает ноги. Упражнение повторяют 2-3 раза.
  • 7. Массаж спины. Ребенка кладут на живот и поглаживают ему спину по направлению от ягодиц к шее тыльной поверхностью обеих рук и обратно от шеи к ягодицам - ладонями. Движение повторяют 4-6 раз.
  • 8. Рефлекторное разгибание спины и ног (имитация положения пловца). Лежащего на животе ребенка приподнимают на правой ладони, одновременно левой рукой придерживают его за стопы и нижние части обеих голеней. При этом происходит рефлекторное отклонение головы назад, разгибание позвоночника и ног в тазо-бедренных суставах Упражнение проводят 1-2 раза.

Помимо вышеприведенных специальных упражнений, укрепляющих мускулатуру спины, рекомендуется начиная с 2 месяцев класть ребенка на живот на 1-2 минуты во все отрезки бодрствования.

  • 9. Массаж стоп. Ребенок лежит на спине.
  • а) Поглаживание. Нога лежит ахилловым сухожилием на указательных пальцах обеих рук взрослого. Большими пальцами рук он поглаживает тыльную поверхность стопы ребенка от пальцев к голеностопному суставу и вокруг него. Движение повторяют 4-6 раз.
  • б) Растирание пальцев стопы. Взрослый, проводящий массаж, помещает стопу ребенка между ладонями своих рук и делает 4-6 легких растирающих движений поочередно для каждой ноги.
  • 10. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс). Ребенок лежит на спине. Одной рукой слегка приподнимают ногу ребенка, держа голень на ладони. Указательным пальцем другой руки слегка надавливают на кожу подошвенной поверхности стопы ребенка у основания пальцев, вызывая этим рефлекторное сгибание пальцев стопы. Затем проводят пальцем по наружному краю стопы до пятки и вновь слегка надав-ливают - появляется рефлекс веерообразного разгибания пальцев стопы. Упражнение повторяют по 3-4 раза для каждой ноги.
  • 11. Потанцовывание (ножной рефлекс). Ребенка держат двумя руками под мышки и, придав ему вертикальное положение, на мгновение касаются его ногами стола. От прикосновения к плотной поверхности полусогнутые ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных составах. Упражнение повторяют 4-6 раз.

Гимнастические упражнения делятся на активные, рефлекторные и пассивные. Активные упражнения - это произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно. Рефлекторные возникают непосредственно в ответ на раздражения кожно-мышечно-нервного аппарата. Пассивные упражнения производит медицинская сестра. Это движения, при которых не обязательно активное участие самого ребенка (например, скрещивающие движения руками или сгибание и разгибание ног).

Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей.
В первые 3 месяца жизни наблюдается резкий гипертонус сгибателей верхних и нижних конечностей, но постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателей и расслаблению мышц. Следует стимулировать самостоятельные движения ребенка, связанные с разгибанием. Это возможно при использовании врожденных рефлексов у детей. К числу таких рефлексов относятся ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные). У детей до 2,5-3 месяцев имеется ножной рефлекс (феномен ползания). Он относится к кожным рефлексам. В этих рефлексах раздражителем является прикосновение к коже, а ответная реакция выражается сокращением соответствующих мышц. В первом случае (феномен ползания) - разгибателей мышц, при спинном рефлексе Галанта - разгибателей позвоночника. В первые месяцы жизни целесообразно использовать только рефлексы, связанные с разгибанием, во избежание усиления сгибателей, тонус которых и без того преобладает.
В возрасте 5-6 месяцев дети могут сидеть без поддержки. К 7-му месяцу выпрямляется позвоночник, и ребенок сидя свободно манипулирует руками, хорошо удерживая положение тела. В возрасте 8-10 месяцев ребенок стоит еще неустойчиво, особенно при толчках из стороны в сторону.

Общие физиологические предпосылки. Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгибателей конечностей, усилия массажиста должны быть направлены на расслабление этих мышц.
Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.
Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.
У детей данного возраста необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.
Последовательность выполнения процедуры: 1) массаж рук (поглаживание); 2) массаж ног (поглаживание); 3) выкладывание на живот; 4) массаж спины (поглаживание);
5) массаж живота (поглаживание); 6) массаж стоп (растирание); 7) упражнения для стоп (движения рефлекторные);
8) разгибание позвоночника (рефлекторное) в положении на боку, то на правом, то на левом; 9) выкладывание на живот; 10) рефлекторное ползание.
Ребенок при выполнении процедуры лежит на спине.
Методические указания. Ребенок должен ежедневно принимать теплую ванну, нужно вызывать у него положительные эмоции во время процедуры, общения.

При нормальном развитии у ребенка этого возраста исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног.
В этом возрасте можно начинать проводить пассивные движения для рук.
В возрасте 3-4 месяцев в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения.
На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.
Если у ребенка появляются первые попытки к изменению положения тела - переворачиваться со спины на живот, - то ему следует помогать.
К 3 месяцам исчезает феномен ползания, и можно применять упражнения для нижних конечностей.
Процедура проводится в следующей последовательности: 1) массаж рук; 2) обхватывающие движения руками (пассивное упражнение); 3) массаж ног (поглаживание, растирание, разминание); 4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение); 5) массаж спины (поглаживание, растирание, разминание); 6) рефлекторное движение головой назад в положении на животе; 7) массаж живота (поглаживание); 8) массаж стоп (растирание, похлопывание); 9) упражнения для стоп (рефлекторные); 10) вибрационный массаж всей грудной клетки; 11) пассивное упражнение для рук и ног на сгибание и разгибание; 12) поворот на живот влево.
Положение ребенка для всех приемов - лежа. Методические указания. Содействовать полному уравновешиванию сгибателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обеспечить условия для развития ручной умелости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захватывания их.

В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей нижних конечностей, поэтому необходимо вводить пассивные движения для нижних конечностей.
Укрепление передних шейных мышц к 4 месяцам происходит благодаря упражнениям на основе пищевого рефлекса с поворотами и подниманием головы ребенка. В этом возрастном периоде можно вводить активные упражнения на изменение положения тела (из положения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.
Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет - вслух (раз, два, три, четыре).
Обязательное мероприятие - массаж нижних конечностей, спины, живота и стоп, массаж верхних конечностей при наличии времени (рис. 163, 164).

Рис. 163. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди Рис. 164. Круговые движения руками

Последовательность проведения процедуры:
1) обхватывающие движения руками, движения пассивные окрестные перед грудью;
2) массаж ног;
3) имитация велосипедных движений, "скользящие шаги" по поверхности стола;
4) поворот со спины на живот вправо, массаж спины (все приемы);
5) "парение" в положении на животе (движение рефлекторное);
6) массаж живота (поглаживание по часовой стрелке, по ходу косых мышц живота;
7) приподнимание верхней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки;
8) массаж стоп (рефлекторные движения);
9) сгибание и разгибание рук ("бокс");
10) сгибание и разгибание ног вместе и по очереди;
11) упражнение рефлекторное на спине, "парение";
12) массаж грудной клетки (акцент на межреберные промежутки);
13) поворот со спины на живот влево (рис. 165-167).

Рис. 165. Сгибание и разгибание рук попеременно
Рис. 166. Сгибание и разгибание ног вместе
Рис. 167. Сгибание и разгибание ног попеременно
Рис. 168. Рефлекторное упражнение для стоп

Методические указания. Ребенок лежит. Основная задача - дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение положения тела с поворотами его; подготовка к ползанию; при выкладывании на живот следует подавать ритмичные звуковые сигналы для слухового развития; движения по средней линии стопы от точки юн-цюань до пятки, между II-III пальцами стопы по подошве (рис. 168). Применять похлопывающие движения II-III пальцами по всей поверхности стопы; на тыльной стороне стопы надавливать на точку пу-шэнь.

В данном периоде можно вводить упражнения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, гораздо сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать.
Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы проводить на базе безусловных рефлексов.
Последовательность проведения процедур; 1) обхватывающие движения руками, с кольцами, речью; 2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглаживание и растирание (рис. 169-173); 3) поворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией.
4) массаж спины (все манипуляции, рис. 174-177); 5) при поддержке за обе руки присаживание с речевой инструкцией; 6) круговые движения руками; 7) поднятие прямых ног с речевой инструкцией; 8) рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием; 9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкцией; 10) из положения лежа на животе при поддержке за руки приподнимание с речевой инструкцией; 11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией; 12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией (рис. 178, а); 13) дыхательные упражнения, сдавливание на выдохе с боков (рис. 178, б).
Методические указания. Положение ребенка - лежа и при некоторых. упражнениях - сидя. Стимулировать ребенка к ползанию. Стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать условные двигательные рефлексы с пониманием речи и координацию движений. Соблюдать ритмичность в выполнении движений. Массаж должен предшествовать упражнению.

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.
Последовательность проведения процедуры:
1) сгибание и разгибание рук в положении сидя, стоя с предметами;
2) движение "велосипед" с речевой инструкцией;
3) поворот со спины на живот по речевой инструкции;
4) массаж спины (все приемы);
5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального при поддержке за руки или предметы (кольца);
6) наклон вперед (методист прижимает за коленные суставы ребенка к себе спиной);
7) массаж живота (все приемы); 8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой инструкцией и одобрением;
9) упражнение для сгибателей рук (присаживание);
10) напряженное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией;
11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы;
12) присаживание при поддержке то за одну, то за другую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение;
13) круговые движения руками с предметами.
Методические указания. Основная задача - стимулировать выполнение упражнений по речевой инструкции. Применять различные предметы - кольца, палочки, игрушки. Давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, учитывая индивидуальные особенности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а затем (усложняя) - сидя, стоя. Массаж является отдыхом после проведенных гимнастических упражнений, поэтому его следует проводить сразу после них.

Задачи массажа. Повышение общего тонуса организма; нормализация функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование правильной осанки; способствование укреплению мышц туловища, выработке мышечного корсета.
Положение больного - лежа на животе (массажист стоит справа), лежа на спине (массажист слева от больного) или лежа на противоположной стороне грудного сколиоза (массажист за спиной - сзади). При двойном искривлении позвоночника в разных отделах методику делят (условно) на 4 части, в каждом конкретном случае подходят дифференцированно.
Методика. Больной лежит на животе, массажист стоит со стороны грудного сколиоза (рис. 179). Вначале проводят общие поглаживания всей поверхности спины (плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, глажение), затем осуществляют седативное, расслабляющее воздействие на верхнюю часть трапециевидной мышцы (поглаживание, растирание пальцами - круговое, вибрация лабильная непрерывистая), делают растирание, разминание, вибрацию на возвышении в области грудного сколиоза (гребнеобразное растирание, поколачивание, рубление, разминание щипцеобразное по длинным мышцам спины); все приемы с целью тонизирования, стимуляции проводить локально. После этого массируют область поясничной вогнутости (все приемы на расслабление, растягивание, воздействовать седативно - поглаживание, растирание, вибрация только лабильная, непрерывистая).
Больной поворачивается на левый бок. В этом положении используют приемы оттягивания за правый подвздошный гребень. После этого больной ложится на живот. Продолжают массаж области сколиоза в поясничном отделе, в области выпуклости (все приемы стимуляции, тонизирования - разминание, вибрация прерывистая, все разновидности для укрепления мышечного валика). Затем осуществляют расслабление и растягивание подлопаточной области (левой лопатки), обращая внимание на меж-реберья (граблеобразное поглаживание, растирание, вибрация лабильная), оттягивание левого угла лопатки от вогнутости позвоночника, стимуляция и тонизирование надплечья, мышц над левой лопаткой, верхней части трапециевидной мышцы (растирание, разминание, вибрация прерывистая, а также ударные приемы).
Больной переворачивается на спину. В этом положении проводят массаж передней поверхности грудной клетки.
В подключичной и надключичной областях, а также в области грудных мышц слева все приемы используются с целью стимуляции, укрепления мышечного корсета (растирание, разминание, вибрация прерывистая, ударные приемы). В области переднего реберного горба (выпячивания) проводятся приемы с надавливанием на

Рис. 179. Схема дифференцированного массажа при сколиозе II и III степени

эту область с движениями кзади, выравниваниями; массажные манипуляции с целью стимуляции, тонизиро-вания. На передней брюшной стенке, брюшном прессе выполняются все приемы стимулирования, тонизирова-ния (растирание гребнеобразное, разминание, вибрация прерывистая, ударная). На верхнем отделе грудных мышц справа делают все приемы на расслабление и оттягивание плеча назад, выравнивая плоскости уровней надпле-чий. Завершают массаж общим поглаживанием всей спины, надплечий.
Методические указания. В области запавших ребер и мышц не применять приемы жесткого надавливания. Стремиться в методике к созданию симметрии тела. Использовать приемы пассивной коррекции. При практическом навыке специалист по массажу может одновременно массировать отдельные области, применяя приемы как стимуляции, так и расслабления. Данный вид массажа является важным корригирующим методом и дополнительным методом в комплексе с другими видами лечения. Время процедуры - 20-30 мин. Курс лечения - 20-25 процедур.

Кривошея встречается приблизительно у 5% рождающихся детей. Возникает она при врожденном недоразвитии грудино-ключично-сосцевидной мышцы и изменениях во время родового акта и после него.
Методика. Ребенок лежит на спине, массажист фиксирует голову, слегка оттянув ее на себя и поворачивая в пораженную сторону, растягивая при этом мышцы боковой, стороны шеи. Затем следует наклонить голову в сторону, противоположную пораженной стороне, и повернуть подбородок вверх. Упражнения не проводить, если ребенку это неприятно. После этого ребенка укладывают на бок (на сторону кривошеи) и, удерживая головку, быстро убирают руку, поддерживающую ее снизу, тем самым создавая условия для самостоятельного удержания головы. Это упражнение направлено на укрепление мышц шеи на противоположной стороне.
Указанные упражнения повторяют 5-20 раз. Массаж проводят после гимнастических упражнений. Ребенок лежит на спине. Массажист стоит со стороны поражения.
Задачи массажа. Улучшить кровообращение и лимфоток в грудино-ключично-сосцевидной мышце, способствовать ее расслаблению и стимулировать, тонизировать мышцу с противоположной стороны.
Вначале выполняют общее поглаживание и растирание, нежную вибрацию области грудной клетки с акцентом на большие грудные мышцы, массаж живота (поглаживание, растирание). Затем массируют здоровую сторону шеи (поглаживание, растирание, разминание, надавливание) и пораженную сторону шеи. Здесь все приемы следует проводить нежно. Применяют поглаживание, лабильную вибрацию. Массируют щеку на стороне кривошеи (поглаживание, щипцеобразное растирание, нежная вибрация). После этого проводят массаж спины. Ребенок лежит на животе. Все приемы следует делать более энергично (растирание, разминание, вибрация с пальцевым душем). Осуществляют воздействия по паравертебральным линиям для рефлекторного разгибания позвоночника.
Завершают массаж поглаживанием рук, ног, живота.
Методические указания. Продолжительность процедуры - 10-15 мин. Курс лечения - 15-20 процедур. Если при хирургическом лечении (пересекают или проводят резекции мышечной ткани, затем 6-8 дней выполняют коррекцию положением), то массаж назначают вместе с физиопроцедурами. Желательно массаж проводить ежедневно.
С первых дней обнаружения кривошеи ребенка следует укладывать здоровым боком к стенке, использовать приемы коррекции, необходимо сшить и надеть ошейничек, который удерживал бы головку прямо (на стороне кривошеи ошейничек выше, завязка на здоровой части шеи). Родителей следует обучить приемам массажа.

Задачи массажа. Способствовать укреплению мышц свода стопы, снять имеющееся утомление в отдельных мышечных группах, стремиться уменьшить болевой синдром. Восстановить функцию стопы, ее рессорные свойства.
Методика. Положение больного - лежа на животе, затем на спине. Начинают массаж с области бедра, затем массируют голень и голеностопный сустав. Применяют приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию. Особое внимание следует уделять передней и задней поверхностям мышц голени, затем непосредственно сводам стопы. Используют приемы: растирание, надавливание, сдвигание. Массаж необходимо сочетать с корригирующей гимнастикой, специальными упражнениями на развитие - такими, как езда на велосипеде, педали которого имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы. Полезны также плавание, ходьба по песку, гальке, лазание по канату, специальные упражнения - сжимание пальцев стопы в "кулак", хлопки подошвами, перекладывание стопой мелких предметов, сжимание стопой резиновой груши, поднимание мяча, медицинбола, различные виды ходьбы с акцентом на установку стоп. В конце массажа следует сочетать пассивные и активные движения. Продолжительность процедуры - 10-15 мин.
Курс лечения - 12-15 сеансов, желательно их проводить через день.
Необходимо помнить, что плоскостопие будет прогрессировать, если не принимать никаких мер, но этого можно избежать и даже в запущенных случаях полностью излечить. У детей обычно плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому с целью предупреждения развития более тяжелой деформации необходимо периодически осматривать стопы детей и при обнаружении признаков плоскостопия обращаться к врачу.

Задачи массажа. Способствовать расслаблению гипертонуса мышц, седативное действие на гиперкинезы отдельных групп мышц; стимулирование, тонизирование функции паретичных мышц; снижение вегетативных и трофических расстройств; улучшение общего состояния ребенка и улучшение работоспособности его мышц.
Методика. В настоящее время применяют разновидности лечебного массажа - классический, точечный, выполняемый по стимулирующей и седативной методике, сегментарный, линейный массаж и др. (рис. 180-183).

Рис. 180. Точки на груди и на спине, используемые при детском церебральном параличе

Рис. 181. Точки на верхних конечностях, используемые при детском церебральном параличе

Рис. 182. Точки на нижних конечностях (задняя и внутренняя поверхность ноги, используемые при детском церебральном параличе)

Рис. 183. Точки на нижних конечностях (передняя и наружная поверхность ноги), используемые при детском церебральном параличе

В зависимости от формы заболевания специалист по лечебному массажу выбирает наиболее эффективный вид массажа. Так, для расслабления мышц применяют такие приемы, как поглаживание, сотрясение, валяние, легкая вибрация лабильная. С целью стимуляции отдельных мышечных групп используют глубокое непрерывистое и прерывистое поглаживание пальцами, гребнями, растирание с отягощением, гребнеобразное, поколачивание, щип-цеобразное разминание, штрихование, строгание.
При проведении сегментарного массажа применяют все приемы паравертебрального воздействия. План массажа строится по общему варианту воздействия: спина, воротниковая зона, окололопаточная область, верхние конечности, нижние конечности. Массаж рук и ног всегда начинают с вышележащих областей, т. е. плечо, предплечье, кисть и бедро, голень, стопа.
Основное в проведении массажа - использовать все приемы избирательно, с учетом клинических особенностей состояния больного. Следует применять все специальные медикаментозные средства и проводить тепловые процедуры до массажа, при всех разновидностях массажа - учитывать возможную позу больного. Курс классического массажа - 25-30 процедур, сегментарного массажа - 10-15, линейного - 10-15, а точечного - 20-25 процедур. Все виды массажа необходимо сочетать со специальными упражнениями в процессе индивидуальных занятий с ребенком.

Рис. 169. Массаж рук (поглаживание)
Рис. 170. Массаж ног (поглаживание)
Рис. 171. Массаж ног (растирание)
Рис. 172. Массаж голеней (растирание)
Рис. 173. Рефлекторное ползание
Рис. 174. Рефлекторное разгибание позвоночника
Рис. 175. Массаж спины (поглаживание)
Рис. 176. Массаж спины (разминание)
© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал