Проведения пенсионной реформы в российской федерации. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Проведение пенсионной реформы относится к деятельности

20.02.2023

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2020-2021 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2020–2021 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Новость об изменении возрастной планки выхода на пенсию взбудоражила общественность.

Многие люди, которые планировали уйти на заслуженных отдых в ближайшие годы, теперь будут вынуждены работать ещё несколько лет.

Предполагается, что новый законопроект будет рассмотрен Госдумой в ближайшее время и принят с учётом всех необходимых поправок уже осенью этого года.

Суть пенсионной реформы 2018 года

Увеличение пенсионного возраста планировалось правительством на протяжении многих лет.

В настоящий момент в бюджете ПФР образовался дефицит средств, восполнение которого планируется взносами от работающих граждан. Чем дольше сможет трудиться россиянин, тем больше дополнительных средств поступит в бюджет фонда.

Другая причина принятия реформы – запланированный рост продолжительности жизни населения страны.

Пока чётких планов мероприятий для улучшения качества жизни граждан не было озвучено, однако правительство считает целесообразным начать адаптацию пенсионной системы к будущим демографическим условиям как можно раньше.

Суть данной реформы заключается в постепенном повышении возраста для получения страховой пенсии по старости. В настоящий момент пенсионерами могут стать женщины от 55 лет и мужчины старше 60 лет.

В случае успешного одобрения законопроекта возраст для выхода на заслуженную пенсию изменится:

  • для женской половины населения страны – с 63 лет;
  • для мужской – с 65 лет.

Кроме этого, реформа может коснуться порядка формирования пенсионных накоплений, условий для досрочного выхода на заслуженный отдых и процесса предоставления гражданам ежемесячных выплат.

Реализация поправок и изменений в российское законодательство планируется с начала следующего года. Задержки могут быть вызваны сложным финансово-экономическим положением в Российской Федерации и иными нюансами.

Увеличение возраста для выхода на пенсию будет осуществляться постепенно.

С момента запуска проекта поднятие возрастной планки планируется на один год по чётным датам. Подобный процесс затянется как минимум на 10–16 лет, то есть вплоть до 2034 года включительно.

Пенсионная реформа в 2018 году: таблица выхода на пенсию

Как указывалось выше, изменения будут реализовываться поэтапно.

Правительство планирует увеличить пенсионный возраст россиян на 5 лет для мужской половины населения и на 5 лет – для женской. Ориентировочно процесс начнётся с 2019 года.

UPD: Президент РФ внес коррективы в закон — пенсионный возраст для женщин тоже поднимут на 5 лет, как и для мужчин. То есть новый возраст выхода на пенсию женщины России 60 лет.

Комментарий Президента РФ

«В проекте закона предлагается увеличить пенсионный возраст для женщин на восемь лет - до 63 лет, тогда как для мужчин он повышается на пять лет. Так не пойдет, конечно. Это неправильно. И в нашей стране отношение к женщинам особое, бережное. Мы понимаем, что они не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с восьми до пяти лет», - рассказал Путин в ходе выступления.

Он также предложил предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей.

«То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей - на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет», - добавил президент РФ.

Ниже представлена таблица выхода на пенсию после пенсионной реформы 2018 года, демонстрирующая планируемые изменения в законе.

Таким образом, ежегодное изменение пенсионного возраста будет осуществляться с шагом в один год.

Последствия пенсионной реформы 2018 года

Несмотря на массу положительных отзывов о нововведениях со стороны государства, большая часть населения страны отрицательно восприняла новость о повышении возраста для выхода на заслуженную пенсию.

Протесты связаны со многими причинами, одна из которых – низкая продолжительность жизни в отдельных регионах.

Наименование города или области

Показатели средней продолжительности жизни в годах

для женщин

для мужчин

Санкт-Петербург

Респ. Адыгея

Воронежская обл.

Рязанская обл.

Кировская обл.

Орловская обл.

Респ. Тыва

Чукотский АО

Таким образом, многие граждане по данным на 2017 год не доживают до выхода на пенсию. Особенно это касается мужской половины населения страны.

Повышение пенсионного возраста в ближайшее время на фоне статистики выглядит нецелесообразным.

Несмотря на поставленную президентом РФ задачу по увеличению продолжительности жизни россиян, достичь желаемого результата в кратчайшие сроки не получится. Даже с учётом эффективности будущих мер правительства процесс займёт не менее десятилетия.

Представители государства заверяют, что все планируемые изменения в законодательстве нацелены на увеличение качества жизни граждан и повышение их благосостояния.

Как сообщил премьер-министр Д. А. Медведев на заседании правительства, реформа позволит постепенно поднять размер пенсионных выплат вплоть до 12 тысяч рублей в год.

На практике гражданам России придётся столкнуться со следующими последствиями:

  • ростом безработицы среди молодёжи;
  • необходимостью переобучения взрослого поколения;
  • риску столкновения с дискриминацией по возрастному принципу;
  • отсутствием рабочих мест для пожилых людей;
  • снижением потребительского спроса в связи с сокращением предполагаемого дохода;
  • низкой производительностью труда.

Сторонники нововведений считают, что реформа позволит привлечь к работе опытных и квалифицированных специалистов более старшего возраста. На практике же многие работодатели откажутся нанимать пожилых людей и отдадут предпочтение молодому поколению.

Рост безработицы среди молодёжи вызван многими внутренними и экономическими проблемами.

Продление периода выхода на пенсию может привести к тому, что рабочие места, которые были предназначены для молодых специалистов, будут закреплены за пожилыми гражданами, вынужденными работать в связи с изменением закона.

Кроме этого, остро стоит вопрос развития программ переобучения пожилых людей.

Многие сферы требуют контакта с цифровыми технологиями. Некоторые профессии исчезают, заменяясь на другие, или со временем развиваются. Без соответствующего обучения не получится освоить новые востребованные специальности.

Суммы пенсионных выплат в отдельных регионах крайне низкие, поэтому пенсионеры вынуждены продолжать работать, чтобы получать дополнительную выручку.

После одобрения реформы уровень дохода лиц пожилого возраста резко сократится, даже если гражданин будет официально трудоустроен. Это также негативно скажется на экономической сфере страны.

Имеются ли положительные стороны у реформы?


Сложно однозначно ответить на данный вопрос, потому как изменения в законе приведут к массе отрицательных последствий для экономики, материального положения лиц пожилого возраста и молодёжи.

Некоторые специалисты считают, что реформа позволит сбалансировать бюджет фонда и «залатать» имеющиеся в нём «дыры».

Другой положительный момент – планируемое повышение размера выплат. Однако и в этом случае ежемесячная сумма, получаемая пенсионером, дополнится лишь на одну тысячу рублей. Когда ожидается увеличение пенсии, тоже пока неясно.

Возможны ли изменения в пенсионной реформе 2018 года?

Нововведения не поддерживает большая часть страны, даже молодые люди в возрасте до 35 лет. Протесты со стороны населения могут оказать определённое влияние на процесс принятия законопроекта.

В настоящий момент реформа ещё не была одобрена Госдумой, поэтому в текст документа могут вноситься поправки.

Возможно, «жёсткие» условия, предложенные правительством, были озвучены специально, чтобы иметь возможность немного смягчить планируемые изменения, не вызвав при этом большого резонанса в обществе.

UPD 29.08.18: Проект поправок в пенсионное законодательство уже прошел первое чтение в Госдуме. Законопроект предполагает поэтапное, начиная с 2019 года, повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин (переходный период для них будет продолжаться до 2028-го и 2034 года соответственно). Поправки к документу собираются до 24 сентября.

Президент также предложил предоставить налоговые льготы для граждан предпенсионного возраста.

«Эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины - с 60 лет».

Причины пенсионной реформы, этапы проведения реформы.

В конце XX в. Пенсионная система России находилась на грани кризиса. Действовавшая в это время пенсионная система требовала кардинального реформирования. В этот время государство проводило некоторые преобразования, но они были неспособны вывести пенсионную систему из состояния кризиса, однако подготовили необходимые предпосылки для осуществления дальнейших реформ. Предпосылками пенсионной реформы послужил спад производства, что привело к снижению пенсионной налоговой базы, сокращение в российской экономике доли заработной платы по отношению к ВВП и сокращение ее в структуре денежных доходов населения, низкий размер пенсионных выплат, стремление к сокрытию доходов с целью сокращения уплаты процентов по пенсионному страхованию путем выплаты «черной» заработной платы, рост теневой экономики, скрытая безработицы, ограничение максимального предела размера пенсии, низкие темпы экономического развития. В это время складывается неблагоприятная демографическая ситуация. Во-первых, растет численность пенсионеров и снижается количество занятых. А во-вторых, соотношение численности занятых в экономике и пенсионеров - главный показатель для пенсионной системы, построенной на принципе «солидарности поколений», что делает существующую пенсионную систему крайне неустойчивой.

Долгое время в Российской Федерации существовала пенсионная система, основанная на принципе распределения и принципе солидарности поколений. Но в настоящее время данная система не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, так как поддержание на неизменном уровне пенсионного обеспечения пожилых при таких демографических тенденциях ведет либо к росту экономической нагрузки на активное население (за счет увеличения пенсионных налогов), либо к дальнейшему увеличению возраста выхода на пенсию. Возможны и различные, комбинации из названных мер. Еще одной альтернативой выхода из создавшегося положения является полный или частичный переход пенсионной системы на накопительные принципы. Это обусловило переход пенсионной системы на страховую основу.

Итак, низкий уровень пенсионного обеспечения, сложные негативные демографические изменения, установление рыночных отношений в экономике требуют пенсионного реформирования.

Цели и задачи пенсионной реформы

1. совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;

2. обеспечить достойную старость пенсионерам;

3. стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис;

4. искоренить «черные» заработные платы;

5. привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.

Первая цель пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Второй целью пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. А для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель, во – первых, учитывает весь денежный капитал, внесённый каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во – вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником.

Третья цель , которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданами по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав – в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиться их изменения.

Этапы пенсионной реформы в России
Попытки реформирования в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации предпринимались с начала 90-х годов. Фактически эти попытки сводились к осовремениванию заработка, выплатам компенсаций и прочим весьма непопулярным мерам. Однако наличие достаточно низкого пенсионного возраста, большого числа льготников и северян, возможность получения пенсии после достижения пенсионного возраста, соотношение числа активно работающего населения к числу пенсионеров, резкое снижения числа плательщиков взносов по сравнению с числом получателей пенсий при проводимых мерах не могло привести к значительному изменению уровня социальной защищенности неработающего населения.
Анализ сложившегося положения привел к единственному решению необходимости реформирования самой системы пенсионного обеспечения.
На различных этапах реформы формулировка целей периодически изменялась:
В 1991 г. - преодоление проблем с выплатами пенсий и их низким уровнем. Проблема была связана с возникшим дефицитом бюджета. Произошло выделение пенсионного фонда в отдельную структуру. Ранее пенсии выплачивались из государственного бюджета.
В 1995 г. - совершенствование управления пенсионной системой. Реформирование направлено на факт отсутствия организационной структуры, ответственной за реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения. Создание справедливой системы начислений пенсии.
В 1995 г. - 1998 г.:
1. Обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Решение проблемы дефицита бюджета пенсионного фонда; обеспечения своевременных выплат пенсий; обеспечение пенсионерам прожиточного минимума.
2. Увеличение дифференциации пенсий в зависимости от уровня заработка. Предполагается введение накопительной части пенсии.
В 1998 г. - 2001 г.:
1. Обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы при ожидаемом усугублении демографической ситуации. Поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль должны играть накопительные механизмы финансирования пенсий на основе рационального сочетания государственных и негосударственных форм пенсионного обеспечения.
2. Решение проблемы легализации заработка населения. В соответствии с новым пенсионным законодательством практика нелегализованных отчислений в качестве заработной платы должна приводить к тому, что часть пенсионных выплат у этой части населения будет минимальной.
С 2001 г . одна из основных целей реформы - это создание таких правовых основ пенсионной системы, которые бы побуждали трудоспособное население вне зависимости от места работы (частного, государственного, промышленного или других секторов) накапливать свои пенсионные права, думать о старости и зарабатывать самостоятельно на ее обеспечение.
Пенсионная реформа состоит из трех блоков (финансовая реформа, правовая реформа и административная реформа) и должна осуществляться в общей сложности в течение 20 ближайших лет (с 1 января 2002 г. по 1 января 2022 г.) в несколько последовательных этапов.

Финансовая реформа
2002 год
- Модернизация системы обязательного пенсионного страхования
- Установление нового размера пенсионной части единого социального налога
- Введение страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию
- Определение «стартовой» величины части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии
- Установление порядка инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии
2003 год
- Введение налогового вычета для страхователей по обязательному пенсионному страхованию
- Введение страхового взноса на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем
- Модернизация системы негосударственных пенсионных фондов
2004 год
- Увеличение части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии
- Введение права выбора застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании) ;
2005 год
- Увеличение части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
2006 год
- Установление окончательной величины части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
2010 год
- Введение права застрахованного лица на инвестирование пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов;
Правовая реформа
2002 год
- Модернизация системы государственных пенсий (разделение на пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовые пенсии и профессиональные пенсии);
- Введение нового порядка исчисления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и трудовых пенсий;
- Начало реализации программы поэтапного введения в действия ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого при определении размера страховой части трудовой пенсии;
- Введение механизма конвертации в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г;
- Введение персональных доплат пенсионерам (дополнительного ежемесячного материального обеспечения к пенсии за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией);
2003 год
- Введение профессиональных пенсионных систем;
- Установление продолжительности ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого при определении размера накопительной части трудовой пенсии
2004 год
- Переход на назначение трудовых пенсий по инвалидности в соответствии со степенью ограничения способности инвалида к осуществлению трудовой деятельности
2013 год;
- Завершение реализации программы поэтапного введения в действия ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого при определении размера страховой части трудовой пенсии;
- Завершение процесса конвертации в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г;
- Начало реализации программы поэтапного увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии, применяемого при определении размера страховой части досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, на количество лет, недостающих получателям такой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста;
2022 год
- Завершение реализации программы поэтапного увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии, применяемого при определении размера страховой части досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, на количество лет, недостающих получателям такой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста;
Административная реформа
2002 год
- Завершение процесса передачи функций по назначению и выплате пенсий, осуществлявшихся органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, в ведение Пенсионного фонда Российской Федерации;
- Модернизация системы индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию
2003 год
- Модернизация законодательной регламентации деятельности негосударственных пенсионных фондов;
- Установление законодательной регламентации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, уточнение его организационно-правового статуса
Этапы проведение реформы
1990 г. Комиссией по социальной политике Верховного Совета РФ в 1990 году было подготовлено три законопроекта: "О государственных пенсиях в Российской Федерации"; "О пенсионном фонде"; "Об отмене привилегий для персональных пенсионеров". В этот период были проведены следующие шаги реформы:
- Были унифицированы все категории занятых, включая работников различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, священнослужителей, творческих работников и т.д.
- Размер пенсии был поставлен в зависимость от уровня оплаты труда и трудового стажа.
- Декларирован минимальный размер пенсий не ниже установленного прожиточного минимума.
- Была увеличена дифференциация пенсий. Максимальный размер мог превышать минимальный в 3, а не в 2,5 раза, как до 1985 г.

А также другие изменения.
1990-1995 гг. В этот период осуществлялись попытки увеличения доходной части пенсионного фонда за счет увеличения налогов. Также проходили индексации пенсий. С 1992 года начали работу Негосударственные пенсионные фонды.
В настоящее время реализуется программа пенсионной реформы 2001г., подготовленная Министерством труда и социального развития и Пенсионным фондом России. На ее основе были приняты следующие Федеральные Законы:
- ФЗ от 2001 г. (в ред. 2002 г.) "об обязательном пенсионном страховании в РФ".
- ФЗ от декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ".
- ФЗ от августа 2002 г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии".
- ФЗ от января 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
А также ряд других законов.
Принят в первом чтении законопроект "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" (14 декабря 2003 г.)

Сущность пенсионной реформы в РФ Федерации заключается в переходе работы Пенсионного Фонда от распределительной схемы, к распределительно-накопительной.
Распределительная схема
представляла собой сбор пенсионных отчислений работающих граждан и последующее их распределение между пенсионным населением.
Распределительно-накопительная схема, как видно из названия, не только распределяет пенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает на специальном пенсионном счете работающего гражданина.
Таким образом, Государство стремится обеспечить финансовое благополучие будущих пенсионеров.

До пенсионной реформы Пенсионный Фонд России осуществлял деятельность по распределительному принципу – каждый работодатель обязан уплачивать Единый социальный налог (ЕСН), который предусматривает отчисления в Пенсионный фонд. Данные поступления ПФР направлял на выплату пенсий действующим пенсионерам. Отчисления в ПФР состояли из двух частей: базовой и страховой. Кратко можно сказать, что все отчисления в ПФР поступали на один счет или в один общий фонд, из которого производилась выплата пенсий.

С появлением пенсионной реформы ПФР перешел от распределительной системы пенсионных накоплений к распределительно-накопительной. Таким образом, пенсия стала включать в себя три части – базовую, страховую и накопительную. У каждого гражданина появились пенсионные накопительные счета, с помощью которых отдельная часть пенсии накапливается в собственный пенсионный фонд. Это значит, что каждый гражданин начинает формировать собственную пенсию с началом трудовой деятельности.

Основные цели и принципы пенсионной реформы

Основными целями пенсионной реформы являются:

1) реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях;

2) обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

3) адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся в Российской Федерации рыночным отношениям;

4) рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

5) повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления пенсионным обеспечением.

Исходя из заявленных выше целей, реформа должна основываться на следующих принципах:

1) каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

2) каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

3) каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

4) финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;

5) средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Из изложенного следует необходимость в процессе реформы пересмотреть практически все основные принципы пенсионной системы.

Недостатки и преимущества пенсионной реформы 2001 г.

Преимущества пенсионной реформы 2001 г.

Гражданин получает шанс на более высокий доход, а значит, и на больший размер пенсии. В стремлении к достойному обеспечению своей старости он приучается меньше полагаться на государство и больше - на себя самого. Раньше в России не было такой свободы в распоряжении своими пенсионными накоплениями. Но оборотной стороной этой свободы является повышение собственной ответственности.

Государству выгодно, чтобы забота о пенсиях и ответственность за них хотя бы частично была снята с него и переложена на самих граждан и финансовые институты. УК и НПФ выигрывают, потому что к ним в управление придут большие капиталы. Наконец, народное хозяйство получит необходимые для его развития "длинные" инвестиционные ресурсы.

В долгосрочном плане от введения накопительных пенсий можно ожидать следующих благоприятных изменений:

Благосостояние будущих пенсионеров повысится за счет длительного срока накопления средств для финансирования пенсий.

Привлечение пенсионных "длинных денег" в качестве инвестиций экономику страны обеспечит более высокие темпы экономического роста.

Снизится нагрузка на государственную пенсионную систему.

Увеличится доля официальных ("белых") зарплат, и как следствие - активнее будет развиваться рынок труда.

Появится возможности для развития фондового рынка и финансовой инфраструктуры.

Перечисленные сдвиги касаются практически всех сфер экономической и социальной жизни, поэтому, сегодня пенсионная реформа относится к одним из наиболее значимых преобразований в России. Очень важно полностью использовать ее потенциал. Однако следует признать, что уровень готовности всех основных участников процесса (государства, частного бизнеса и населения) к участию в реформе далек от идеального. Поэтому в краткосрочном плане быстрых успехов ожидать не приходится.

Все, о чем рассказывалось выше, касается обязательной (государственной) пенсионной системы. Но пенсионная реформа затрагивает все формы пенсионного обеспечения, в том числе и добровольное формирование пенсий в негосударственном пенсионном фонде (НПФ).

Недостатки пенсионной реформы 2001 г.

При существующем уровне зарплат и пенсионных взносов накопить на пенсию большую сумму в рамках государственной пенсионной системы не представляется возможным. У людей с низкими зарплатами пенсии будут составлять солидный процент от них, но абсолютное значение этих пенсий будет все равно мало. У высокооплачиваемых работников процент отчислений в страховую и накопительную часть, наоборот, оказывается слишком маленьким (из-за регрессивной школы ЕСН: чем больше база, тем меньше ставка налога), поэтому их пенсии в процентах от зарплат будут даже меньше, чем у бедных и средних слоев. Следовательно, выход на пенсию для таких людей будет означать серьёзное снижение уровня жизни.

Как уже известно, сегодня отношение средней пенсии к средней зарплате ("коэффициент замещения") в России составляет менее 30%. Реформа трудовых пенсий позволяет рассчитывать на повышение этого уровня до 35-40% лишь через 15-20 лет. Между тем, по мнению специалистов Международной организации труда (МОТ), для нормальной комфортной жизни на пенсии коэффициент замещения должен находиться на уровне 65-70%!

Только одним способом: копить себе на пенсию самостоятельно. Наилучшим вариантом сегодня является добровольное пенсионное обеспечение в негосударственном пенсионном фонде (НПФ). Для большинства это несколько непривычно, но трезвый анализ убеждает в том, что без заботы о собственном будущем обеспеченная старость останется лишь недостижимой мечтой.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал