Направления деятельности местных органов социальной защиты населения. Пенсионный фонд российской федерации как элемент социальной защиты населения Прохождения производственной практики

28.10.2022

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретико-методологические основы изучения социальной защиты населения РФ: направления и функции. Анализ нормативно-правовых и финансовых основ социальной защиты населения. Деятельность отдела социальной защиты населения в Заводском районе г. Кемерова.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2010

    Теоретическо-методологические основы организации пенсионного обеспечения. Виды и размеры пенсий разных категорий пенсионеров. Основные направления деятельности обласного отделения пенсионного фонда. Взаимодействие с органами социальной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2009

    Формы участия общественности в работе органов социальной защиты. Принципы деятельности Всероссийского общества инвалидов. Цели и задачи, субъекты, инструменты осуществления общественного контроля в РФ. Ответственность за нарушения законодательства о нем.

    дипломная работа , добавлен 29.09.2015

    Теоретические основы социального страхования и пенсионного обеспечения. Механизмы социальной защиты. Развитие пенсионного обеспечения. Тенденция пенсионных выплат. Индексация пенсий в Российской Федерации. Перспективы развития пенсионного обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Государственные органы социальной защиты населения, источники ее финансирования. Осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти. Роль службы занятости в Российской Федерации, причины и предпосылки ее создания.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2015

    Понятие и основные функции социального обеспечения. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Общая характеристика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия. Финансирование мер социальной поддержки.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Организационная структура отделения пенсионного фонда РФ по г. Москве. Исследование мотивации сотрудников отдела социальных выплат. Анализ структуры и численности персонала. Исполнение отдельных обязанностей специалиста-эксперта отдела социальных выплат.

    отчет по практике , добавлен 09.03.2016

    Система социальной защиты населения: сущность, факторы формирования и развития. Сфера деятельности органов социальной защиты. Государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Ведомства.

    Фев 25, 2016

    Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ

    (Пока оценок нет)

    Название: Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ
    Автор: В. Щеглов
    Год: 2015
    Жанр: Прочая образовательная литература, Справочники, Юриспруденция, право

    О книге В. Щеглов «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ»

    Конспект лекций по специальности «Право и организация социального обеспечения». Данный конспект написан с учетом актуальности российского законодательства в сфере права социального обеспечения.

    На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу В. Щеглов «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

    Цитаты из книги В. Щеглов «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ»

    В ПФР работают более 130 тысяч специалистов. В структуре ПФ находятся: 8 управлений в федеральных округах, 81 отделение ПФ в субъектах РФ, более 2500 территориальных управлений в городах и районах и сотни пенсионных отделов в небольших населенных пунктах, (поселок городского типа – ПГТ).
    В сферу деятельности ПФ входит:
    1) Установление выплаты пенсий.
    В настоящее время пенсии получают почти 41 миллион граждан, из которых:
    1.1) 34 миллиона – получатели трудовой пенсии по старости;
    1.2) 2,3 миллиона – получатели трудовой пенсии по инвалидности;
    1.3) 1,3 миллиона – получатели трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
    1.4) 3,4 миллиона – получатели бюджетных пенсий.
    Кроме того, ПФР осуществляет пенсионное обеспечение более 250 тыс. граждан, проживающих в 112 странах мира;
    2) Назначение и реализация социальных выплат.
    ПФ назначает ежемесячные денежные выплаты тем категориям граждан, которые включены в Федеральный Регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи. Это более 18 миллионов россиян льготников: участники ВОВ и инвалиды, герои СССР и России, чернобыльцы, инвалиды и другие категории;
    3) Назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ.
    Почти 3 миллиона человек, проживающих в 17 субъектах РФ, получают социальные доплаты по линии ПФ. Эта федеральная доплата устанавливается ПФ тем пенсионерам, которые живут в субъектах РФ, где прожиточный минимум ниже федерального прожит минимума пенсионера;
    4) Персонифицированный учет пенсионных прав участников системы ОПС.
    Более 100 миллионов граждан РФ имеют в ПФ индивидуальный лицевой счет (ИЛС), на которых учитываются все сведения необходимые для установления в будущем пенсий;
    5) Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений.
    Более 80 миллионов человек через ПФ формируют накопительную часть будущей своей пенсии. С 1 января 2015 года эта накопительная часть преобразуется в новый вид пенсий – накопительную пенсию, таким образом, ПФ будет формировать еще один вид пенсии;
    6) Администрирование страховых взносов на ОПС и ОМС.
    Администрирование включает в себя контроль за правильностью исчисления страховых взносов, в том числе учет платежей, возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженностей по платежам. ПФ контролирует поступление страховых взносов не только на пенсионное, но и на ОМС. Для этого ПФР взаимодействует более чем с 10 миллионами работодателями-страхователями;
    7) Выдача Сертификатов на получение Материнского (Семейного) капитала и выплата средств Материнского капитала.
    В ПФ зарегистрировано около 5 миллионов российских семей, получивших Сертификаты на Материнский капитал. Из этого числа 41% семей уже полностью использовали средства Материнского капитала. 98% этих средств ПФ выделил на улучшения жилищных условий;

    Аттестационный лист Производственной практики

    в рамках освоения основного вида профессиональной деятельности

    Обучающегося

    Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения курс 4 группа П-467

    Место проведения практики

    Сроки прохождения практики с 23.03.2017г. по 29.03.2017г.

    Объем часов: 36ч.

    Код компетенции Вид и объем работ, выполненных обучающимся во время прохождения практики Уровень освоения («высокий», «средний», «низкий»)
    Пк 2.1 Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии. Ознакомление с организационной структурой территориального органа Пенсионного фонда РФ, режимом работы, правилами внутреннего трудового распорядка, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность территориального органа Пенсионного фонда РФ, должностными инструкциями сотрудников, с планированием работы.
    Пк 2.2 Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии. Постановка на учет граждан, нуждающихся в социальной помощи и защите.
    Пк 2.3 Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите. Оформление и формирование дел получателей социальных выплат.

    Результат (уровень) освоения профессиональных компетенций в ходе прохождения производственной практики_____________________________________________________________ («высокий», «средний», «низкий»)



    Пк 2.1, 2.2, 2.3 в рамках учебной практики сформированы /не сформированы

    /подчеркнуть/

    Работодатель /______________/Л.Н. Гайлар /

    Руководитель практики /______________/Н.В.Драгунова /

    ЗАДАНИЕ НА ПМ.02 Производственную ПРАКТИКУ

    ПМ.02. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации

    Группа П-467

    Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

    ЗАДАНИЕ

    На учебную практику

    обучающемуся(щейся) Румянцевой Анастасии Александровны (ФИО полностью)

    На основании приказа от______________№________________________

    Место прохождения учебной практики

    Филиал №6 ГУ-Московского РО ФСС РФ

    Период прохождения учебной практики:

    с «23 » марта 2017г. по «29 » марта2017г.

    _________________________________

    Индивидуальное задание

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дата выдачи задания «22 » марта 2017 года.

    Руководитель практики от колледжа

    Драгунова Н.В. _______________

    (ФИО) (подпись)

    Румянцева А.А. ________________

    (ФИО) (подпись)

    Характеристика на обучающегося

    ________________ Румянцеву Анастасию Александровну ____________

    (Ф.И.О. обучающегося)

    проходил учебную (производственную) практику

    в __________________________________________________________________

    наименование организации (предприятия)

    За время прохождения учебной (производственной) практики

    __________________________________________________________________

    (Ф.И.О. обучающегося)

    Изучил(а) вопросы___________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Обучающимся приобретены следующие знания и практические навыки:

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Обучающийся проявил(а) особые деловые качества: __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Полученные профессиональные навыки в процессе теоретического и практического курсов обучения по направлению __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    свидетельствуют о _______________________ уровне готовности обучающегося к работе в сфере____________________________________

    Практическая значимость выводов по практике __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Учебная (производственная) практика может быть оценена на

    _________________

    Руководитель практики

    от организации главный специалист

    Отдела администрирования

    страховых взносов

    (должность)

    Гайдар Людмила Николаевна

    Место печати

    ДНЕВНИК

    ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

    Дата Структурное подразделение организации Краткое содержание выполненной работы Подпись руководителя практики от организации
    23.03.2017 Ведение делопроизводства в соответствии с номенклатурой дел отдела;
    24.03.2017 Отдел администрирования страховых взносов
    26.03.2017 Отдел администрирования страховых взносов Ведение и мониторинг баз данных ЕИИС «СОЦСТРАХ»;
    27.03.2017 Отдел администрирования Прием документов, подтверждающие основной вид экономической деятельности и установление тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
    28.03.2017 Отдел администрирования страховых взносов Подготовка проекта официальных писем на запросы застрахованных лиц
    29.03.2017 Отдел администрирования страховых взносов Ведение и мониторинг баз данных «ЮРИСТ», сдача отчета руководителю практики.

    Начало практики «23 » марта 2017 г.

    Окончание практики «29 »марта 2017 г.

    Подпись обучающегося__________________

    Руководитель практики от организации

    ___________ ____________

    (подпись) (Ф.И.О)

    Департамент образования города москвы

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Города москвы «воробьевы горы»

    «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

    Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

    ОТЧЕТ

    ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

    Модуль ПМ.02. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации

    Выполнила обучающаяся группы П-467Румянцева Анастасия Александровна

    Руководитель практики от организации: главный специалист Отдела администрирования страховых взносов Гайдар Людмила Николаевна

    (Должность,Ф.И.О.)

    Руководитель практики от колледжа: преподаватель юридических дисциплин Драгунова Наталья Валерьевна

    (Должность, Ф.И.О.)

    Редактор Сергей Петрович Лапин

    Редактор Антонина Андреевна Чистова

    Корректор Сергей Петрович Лапин

    © В. П. Щеглов, 2017

    ISBN 978-5-4474-3103-7

    Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

    Тема 1
    Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения

    План

    1) Понятие социальной защиты;

    2) Понятие социального обеспечения

    3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением.

    1) Понятие социальной защиты

    В российском законодательстве отсутствуют сформированные понятия социальной защиты и социального обеспечения. Поэтому, сначала необходимо определить содержание этих понятий, что позволит правильно представлять систему социального обеспечения и его сущность.

    Сочетание понятий «социальная» и «защита» позволяет предположить, что под социальной защитой понимается комплекс разнообразных мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятных воздействий окружающего мира. Россия, как социальное государство, должна принимать всевозможные меры для создания благоприятных условий для жизни своих граждан, т.е. создавать благоприятную среду обитания. В понятие «среда обитания человека» входят:

    1) Обеспечение занятости граждан;

    2) Создание нормальных условий труда;

    3) Достойная оплата труда;

    4) Обеспечение комфортным жильем;

    5) Создание благополучной экономической обстановки;

    6) Обеспечение здоровым питанием;

    7) Доступ к образованию и культурным ценностям;

    8) Охрана здоровья;

    9) Сохранность частной собственности;

    10) Предоставление гражданам социальной поддержки при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств.

    Статья 7 Конституции говорит нам о том, что целью социальной защиты является гарантированная охрана труда, здоровья граждан, минимального размера оплаты труда (МРОТ), поддержание материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, выплаты пенсий и пособий, и предоставление других социальных гарантий.

    Применительно к современной ситуации в России, обобщенное определение социальной защиты может быть сформировано так: социальная защита – совокупность эконмических, правовых и организационных мер, которые государство адресует трудоспособным и нетрудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые они не могут самостоятельно преодолеть, и направленные на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи, и поддержке на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни.

    Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений:

    – Трудовых;

    – Жилищных;

    – Образовательных;

    – Экологических;

    – По охране здоровья;

    – Семейные;

    – По социальному обеспечению.

    Понятие «социальное обеспечение» является составной частью понятия «социальная защита», т.е. «социальная защита» более широкое понятие, чем «социальное обеспечение».

    2) Понятие социального обеспечения и его структура

    В современной литературе содержится следующее определение понятия «социальное обеспечение».

    Социальное обеспечение – форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных законом категорий граждан из средств федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально-значимыми.

    У социального обеспечения есть ряд признаков, по которым обеспечение признается социальным:

    1 признак: особые общественные отношения, возникающие в социальной сфере. Они складываются между гражданами и соответствующими компетентными органами в следующих случаях:

    1) По достижению гражданами определенного возраста, в связи с болезнью, инвалидностью, потери кормильца, воспитании детей, безработицей и др.

    Такие отношения возникают с вышеуказанными субъектами в указанных случаях называют материальными отношениями. В ходе их осуществления гражданину предоставляются материальные блага с помощью которых они удовлетворяют свои индивидуальные потребности. Предоставление названного блага гражданину в денежной или натуральной форме – в виде пенсий, пособий, социальных услуг.

    2 признак: в соответствии с этим признаком социальным обеспечением является то, что оно осуществляется за счет разных финансовых источников.

    Основным финансовым источником является государственный бюджет. 2-ым по значимости источником является внебюджетные государственные фонды. 3-ьим являются бюджеты субъектов РФ (Российской Федерации) и муниципальные бюджеты.

    Источниками поступления денежных средств в федеральные, региональные и муниципальные бюджеты – налоги и сборы.

    Источники поступления средств во внебюджетные страховые фонды являются страховые взносы и дотации из средств бюджета.

    Средства из федеральных бюджетов, бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов расходуются на социальное обеспечение:

    1) Граждане, выполняющие важные государственные функции, (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, госслужащие);

    2) Граждане, имеющие заслуги перед государством или пострадавшие по вине государства, (участники и ветераны ВОВ (Великой Отечественной Войны), блокадники, награжденные орденами и медалями, чернобыльцы и др.);

    3) Нетрудоспособные граждане и семьи, (дети, дети-сироты, инвалиды, малообеспеченные, многодетные и приемные семьи).

    Денежные средства из внебюджетных страховых фондов расходуются в зависимости от специализации фонда. Этими фондами являются: Пенсионный Фонд (ПФ, ПФР, ПФ РФ, Пенсионный фонд Российской Федерации), Фонд Социального Страхования (ФСС), Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС).

    Денежные средства из этих фондов направляются на:

    – Пенсионный Фонд (ПФ) – выплата пенсий;

    – Пособие на погребение умерших пенсионеров;

    Фонд Социального Страхования (ФСС) – на пособия, санаторно-курортное лечение, содержание детей в оздоровительных лагерях;

    Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) – на оказание бесплатной медицинской помощи и лечение.

    3 признак; особый субъектный состав, т.е. круг лиц, подлежащих обеспечению. К нему относятся: дети, женщины, пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные, приемные семьи.

    4 признак: его гарантированность. Означает, что государство законодательно, организационно и экономически обеспечивает необходимыми средствами все виды социального обеспечения.

    5 признак: в соответствии с этим признаком различные виды социального обеспечения (соц. обесп.) предоставляются только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе.

    6 признак: цель его предоставления. Основной целью каждого вида социального обеспечения (соц. обесп.) является выравнивание социального положения определенных категорий граждан с остальными членами общества.

    3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением

    Совокупность (перечисленных в п. 2 Темы №1) признаков, свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений, связанных с социальным обеспечением, имеющие свои особенности.

    1-я группа особенностей – отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения за счет специальных денежных средств, выделяемых на эти цели. В ходе функционирования этих отношений происходит реализация прав граждан на пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь, льготы, социальную помощь. Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению перечисленных видов социального обеспечения в совокупности составляют право социального обеспечения (ПСО).

    2-я группа особенностей – отношения по формированию финансовых средств, направленных на социальное обеспечение. Участниками этих отношений являются компетентные государственные органы правомочные организации, работодатели, а в отдельных случаях сами граждане. Эти отношения регулируются нормами финансового права.

    3-я группа особенностей – отношения, по организации управления социальным обеспечением. Эти организационные отношения в сфере социального обеспечения возникают между компетентными органами и организациями, и регулируются нормами административного права.

    Тема 2
    Понятие управления социальным обеспечением

    План:

    1) Понятие управления;

    2) Общее управление социальным обеспечением;

    3) Оперативное управление социальным обеспечением.

    1) Понятие управления

    В общеупотребительном смысле «управление» имеет несколько значений:

    а) Деятельность органов власти;

    б) Крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение;

    в) Управлять.

    Термин «управлять» означает:

    а) Направлять ход движения кого-нибудь, чего-нибудь;

    б) Руководить, направлять деятельность, действия кого-нибудь, чего-нибудь.

    Следовательно, управление – целенаправленное воздействие на кого-либо, например, на людей, или на что-либо, например, на окружающую человека среду обитания.

    Различают управление государством, городом, сферой социальной жизни общества, (например, здравоохранение, образование, социальное обеспечение). По признаку собственности есть государственное, муниципальное, частное управление. Все названные различия управления свойственны и системе социального обеспечения.

    С управлением неразрывно связаны такие понятия, как администрация, административная власть, административная деятельность. Латинское слово «администрация» буквально означает – управление, руководство.

    Под администрацией подразумеваются государственные органы, осуществляющие управление, а также руководство персоналом какого-либо учреждения. Иными словами, администрировать, означает управлять, заведовать.

    Управление и администрирование – это синонимы. Под ними понимается управление, руководство людьми. Органы, которые осуществляют руководство обычно именуют администрацией.

    На практике существует несколько видов администрации:

    а) Администрация международной организации;

    б) Федеральная администрация;

    в) Администрация субъекта РФ;

    в) Муниципальные администрации;

    г) Администрация предприятия, учреждения, организации.

    2) Общее управление социальным обеспечением

    Общее управление социальным обеспечением в нашей стране осуществляет государственная федеральная администрация, а главной федеральной администрации является Правительство РФ. Как главный федеральный орган исполнительной власти, Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. На него возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспечение безопасности общества и государства, состояние международной связи в Российской Федерации.

    В пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции, законов, Указов Президента, международных договоров, контролирует деятельность исполнительных органов субъектов Российской Федерации и т. д. Правительство руководит работой федеральных Министерств и других органов исполнительной федеральной власти и число полномочий федерального Правительства в социальной сфере относится проведение единой государственной социальной политики и реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

    На Правительство возложено принятие мер по реализации прав граждан, охрану здоровья, решение проблем семьи, материнства и детства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.

    Федеральное Правительство издает Постановления и Распоряжения. Акты, имеющие нормативных характер, издаются в форме Постановлений, а Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме Распоряжений.

    Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Одновременно с обще социальными Правительство решает также конкретные вопросы поддержки наименее социально защищенных групп населения: малоимущих, безработных, беженцев и др. Непосредственно вопросами, относящимися к сфере социального обеспечения занимаются 2 Министерства Правительства – Министерство труда и социальной защиты, Министерство Здравоохранения.

    3) Оперативное управление социальным обеспечением

    Оперативный – непосредственно практически осуществляющий, что-либо. Оперативное управление социальным обеспечением зависит от того, к какой форме социального обеспечения оно относится.

    Если социальное обеспечение осуществляется в форме Обязательного Социального Страхования (ОСС), оперативное управление осуществляют внебюджетные государственные страховые фонды и их подразделения в субъектах и на местах, (

    1) Пенсионный Фонд России (ПФР);

    2) Фонд Социального Страхования (ФСС);

    3) Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

    а) Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС);

    б) Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ТФОМС).

    Эти органы осуществляют следующие виды оперативной деятельности:

    – Определяют круг лиц, подлежащих социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

    – Определяют условия назначения и размеры страхового обеспечения;

    – Устанавливают тарифы страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования (ОСС);

    – Определяют базу для начисления страховых взносов;

    – Разрабатывают порядок формирования своих бюджетов и порядок их исполнения; и т. д.

    Если осуществляется оперативное социальным обеспечением за счет ассигнований из федерального бюджета, то управление осуществляют государственные органы исполнительной власти и подведомственные им органы, к ним относятся:

    1) Министерство труда и социальной защиты;

    2) Министерство здравоохранения;

    3) Министерство образования и науки;

    4) Министерство Обороны;

    5) Министерство Внутренних Дел (МВД) и подведомственные им органы.

    На местах оперативное управление социальным обеспечением осуществляют органы социальной защиты населения (ОСЗН) – управление социальной защиты населения, Комитет по социальной политике, центр социального обслуживания и др.

    В ведении названных органов находятся следующие виды оперативного управления:

    – Разработка программ социальной защиты населения;

    – Изучение социально-экономического положения отдельных групп населения;

    – Организация назначения выплаты пособий, компенсаций;

    – Социальное обслуживание пожилых, инвалидов;

    – Организация санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан и т. д.

    Тема 3
    Правовое осуществление социального обеспечения

    План:

    1) Организация нормотворчества в сфере социального обеспечения

    2) Организация правоприменения в сфере социального обеспечения;

    3) Толкование норм права социального обеспечения.

    1) Организация нормотворчества в сфере социального обеспечения

    Осуществление – достаточно емкое, сложное понятие. Оно включает в себя весь процесс возникновения, формирования и функционирования отношений по социальному обеспечению. Под осуществлением социального обеспечения понимается порядок применения юридических, экономических, организационных мер, для решения тех задач, которые стоят перед социальным обеспечением. (Поскольку экономическим и организационным мерам будет посвящено большинство тем междисциплинарного курса (МДК), в данной теме рассмотрим правовое осуществление социального обеспечения).

    К основным правовым (юридическим) средствам осуществления социального обеспечения относится: нормотворчество, правоприменение, толкование норм права социального обеспечения.

    Нормотворчество – основной путь воздействия на общественные отношения по социальному обеспечению. Нормотворчество представляет собой процесс разработки и принятия тех или иных нормативно-правовых актов (НПА) о социальном обеспечении, например, о пенсиях пособиях, социальном обслуживании, льготах и т. д.

    Нормотворческий процесс складывается из нескольких последовательных стадий:

    1) Законодательная инициатива;

    2) Решение о необходимости издания акта;

    3) Разработка проекта акта;

    4) Рассмотрение проекта акта;

    5) Принятие акта;

    6) Доведение акта до его адресата.

    Кратко рассмотрим каждую стадию процесса.

    1.1) Стадия законодательной инициативы. Означает, что здесь речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта. Он вносит предложение об издании нормативно-правового акта (НПА) или предлагает уже подготовленный проект акта., Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен законом.;

    2.1) Решение об необходимости издания акта., Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработки его проекта, оформляется документально и включается в план законопроектных работ.;

    3.1) Разработка проекта акта. Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Данная стадия может состоять из одной процедуры:

    – Только разработка проекта акта или 2-х процедур:

    – Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Количество процедур зависит от важности проекта.

    4.1) Рассмотрение проекта акта. Рассмотрение проекта акта в том органе, который, согласно своей компетенции может его принять.;

    5.1) Принятие акта.

    6.1) Доведение акта до адресата. Доведение содержания принятого акта до его адресатов путем опубликования.

    Нормотворчество может быть выражено в принятии тех или иных актов, например, в виде единичного нормативно-правового акта (НПА). В нем содержаться отдельные юридические нормы. Примером такого акта может служить Федеральный закон (ФЗ) от 21.12.1996г. (12 декабря 1996г.) №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Другой пример, принимается систематизированный акт, содержащий определенные группы норм. Такие акты являются основами законодательства Российской Федерации:

    – Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (1993г.);

    – Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (1995г.);

    – Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах социального страхования» (1992г.) и др.

    Правом издания нормативно-правовых актов (НПА) обладает широкий круг правотворческих органов. К ним относится: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральные Министерства, Ведомства, службы, органы власти субъектов Российской Федерации, власти местного самоуправления (МСУ). Нормотворческими функциями наделены также внебюджетные фонды социального страхования. В зависимости от уровня государственного органа и его положения в системе органов ими принимаются соответствующие нормативно-правовые акты (НПА) – законы, Постановления, приказы, инструкции, указания, положения и др.

    2) Организация правоприменения в сфере социального обеспечения

    Правоприменение – решение конкретного дела в определенной жизненной ситуации, другими словами, «приложение» закона, правовых норм к конкретным лицам, к конкретным жизненным обстоятельствам. Правоприменение нормативно-правовых актов (НПА) занимаются компетентные органы и должностные лица только в рамках предоставленных им полномочий. Применение норм права социального обеспечения (ПСО) – организующая деятельность компетентных органов, должностных лиц. Цель – обеспечить адресатам правовых норм реализацию их прав и обязанностей по социальному обеспечению, а также обеспечить гарантии контроля за данным процессом.

    Существует несколько стадий правоприменительной деятельности.

    1-я стадия – установление фактических обстоятельств конкретного дела. На этой стадии происходит исследование фактических обстоятельств дела, т.е. документов, свидетельских показаний и др. Например, гражданин обратился по вопросу о назначении ему трудовой пенсии по старости. Пенсионный орган проверяет у него наличие российского гражданства, возраст, страховой стаж, размер заработка, уплату страховых взносов и других обстоятельств. Без выяснения всех фактов невозможно нормальное разрешение пенсионного вопроса. Круг обстоятельств, необходимых для установления права, четко излагается в нормативно-правовых актах (НПА) по социальному обеспечению.

    Результатом 1 стадии правоприменительного процесса должно быть достижение фактической объективной истины. Для достижения истины в ходе этой стадии особе внимание законодательство уделяет доказыванию, которое осуществляется документально. Министерство труда и социальной защиты разработало Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В этом перечне для каждого вида пенсии названы необходимые документы, доказывающие фактическую истину.

    2 стадия правоприменительной деятельности – установление юридической основы дела, т.е. осуществлять выбор необходимой правовой нормы. Эта стадия включает в себя ряд последовательных действий:

    1) Нахождение конкретной нормы, подлежащей применению;

    2) Проверка правильности того текста, в котором содержится требуемая норма;

    3) Проверка подлинности нормы, ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц;

    4) Пояснение содержания нормы.

    Таким образом, на этой стадии осуществляется правовая квалификация существа дела.

    3 стадия правоприменительной деятельности – решение дела, по существу. Это означает, что принятие по тому или иному вопросу о социальном обеспечении лица, соответствующего правоприменительного акта. Под ним подразумевается индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным органом по конкретному юридическому акту. Эти акты порождают конкретные правовые последствия для участников правоотношений по социальному обеспечению. Например, право на пенсию у гражданина возникает только после того, как пенсионный орган принимает письменное решение о назначении, размере и дате выплаты пенсий. Это решение и является индивидуально-определенным актом для гражданина.

    4 стадия правоприменительной деятельности – организация выполнения правовых норм социального обеспечения, т.е. конкретная деятельность министерств, ведомств, организаций, осуществляющих социальное обеспечение граждан.

    5 стадия правоприменительной деятельности – охрана норм права социального обеспечения от каких-либо нарушений и применение мер государственного принуждения к правонарушителю. Например, Министерство труда и социальной защиты проверяет правильность назначения пенсий в Чеченской Республике для чего туда посылается специальная комиссия. При обнаружении нарушений на органы и должностных лиц, их допустивших налагаются административные наказания, как правило, в форме штрафов.

    Таким образом, правоприменение как форма реализации права представляет собой воплощение в жизнь требований различных НПА (нормативно-правовых актов), издаваемых различными органами.

    Следовать точному смыслу нормы: законность; обоснованность; целесообразность; справедливость.

    Требование законности означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме, строго и неукоснительно следовать точному смыслу нормы и действовать в рамках своей компетенции.

    Требование обоснованности подразумевает, что, во-первых, должны быть выявлены все факты, относящиеся к тому или иному вопросу социального обеспечения, во-вторых, какие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными и, в-третьих, все недоказанные факты должны быть отвергнуты.

    Целесообразность означает, что правоприменитель выбирает самую подходящую норму при решении вопроса о предоставлении какого-либо вида социального обеспечения.

    Требование справедливости предполагает честный, объективный подход органа или должностного лица к исследованию всех юридических фактов.

    Редактор Сергей Петрович Лапин

    Редактор Антонина Андреевна Чистова

    Корректор Сергей Петрович Лапин


    © В. П. Щеглов, 2017


    ISBN 978-5-4474-3103-7

    Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

    Тема 1
    Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения

    План

    1) Понятие социальной защиты;

    2) Понятие социального обеспечения

    3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением.

    1) Понятие социальной защиты

    В российском законодательстве отсутствуют сформированные понятия социальной защиты и социального обеспечения. Поэтому, сначала необходимо определить содержание этих понятий, что позволит правильно представлять систему социального обеспечения и его сущность.

    Сочетание понятий «социальная» и «защита» позволяет предположить, что под социальной защитой понимается комплекс разнообразных мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятных воздействий окружающего мира. Россия, как социальное государство, должна принимать всевозможные меры для создания благоприятных условий для жизни своих граждан, т.е. создавать благоприятную среду обитания. В понятие «среда обитания человека» входят:

    1) Обеспечение занятости граждан;

    2) Создание нормальных условий труда;

    3) Достойная оплата труда;

    4) Обеспечение комфортным жильем;

    5) Создание благополучной экономической обстановки;

    6) Обеспечение здоровым питанием;

    7) Доступ к образованию и культурным ценностям;

    8) Охрана здоровья;

    9) Сохранность частной собственности;

    10) Предоставление гражданам социальной поддержки при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств.

    Статья 7 Конституции говорит нам о том, что целью социальной защиты является гарантированная охрана труда, здоровья граждан, минимального размера оплаты труда (МРОТ), поддержание материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, выплаты пенсий и пособий, и предоставление других социальных гарантий.

    Применительно к современной ситуации в России, обобщенное определение социальной защиты может быть сформировано так: социальная защита – совокупность эконмических, правовых и организационных мер, которые государство адресует трудоспособным и нетрудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые они не могут самостоятельно преодолеть, и направленные на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи, и поддержке на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни.

    Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений:

    – Трудовых;

    – Жилищных;

    – Образовательных;

    – Экологических;

    – По охране здоровья;

    – Семейные;

    – По социальному обеспечению.

    Понятие «социальное обеспечение» является составной частью понятия «социальная защита», т.е.

    «социальная защита» более широкое понятие, чем «социальное обеспечение».

    2) Понятие социального обеспечения и его структура

    В современной литературе содержится следующее определение понятия «социальное обеспечение».

    Социальное обеспечение – форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных законом категорий граждан из средств федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально-значимыми.

    У социального обеспечения есть ряд признаков, по которым обеспечение признается социальным:

    1 признак: особые общественные отношения, возникающие в социальной сфере. Они складываются между гражданами и соответствующими компетентными органами в следующих случаях:

    1) По достижению гражданами определенного возраста, в связи с болезнью, инвалидностью, потери кормильца, воспитании детей, безработицей и др.

    Такие отношения возникают с вышеуказанными субъектами в указанных случаях называют материальными отношениями. В ходе их осуществления гражданину предоставляются материальные блага с помощью которых они удовлетворяют свои индивидуальные потребности. Предоставление названного блага гражданину в денежной или натуральной форме – в виде пенсий, пособий, социальных услуг.

    2 признак: в соответствии с этим признаком социальным обеспечением является то, что оно осуществляется за счет разных финансовых источников.

    Основным финансовым источником является государственный бюджет. 2-ым по значимости источником является внебюджетные государственные фонды. 3-ьим являются бюджеты субъектов РФ (Российской Федерации) и муниципальные бюджеты.

    Источниками поступления денежных средств в федеральные, региональные и муниципальные бюджеты – налоги и сборы.

    Источники поступления средств во внебюджетные страховые фонды являются страховые взносы и дотации из средств бюджета.

    Средства из федеральных бюджетов, бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов расходуются на социальное обеспечение:

    1) Граждане, выполняющие важные государственные функции, (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, госслужащие);

    2) Граждане, имеющие заслуги перед государством или пострадавшие по вине государства, (участники и ветераны ВОВ (Великой Отечественной Войны), блокадники, награжденные орденами и медалями, чернобыльцы и др.);

    3) Нетрудоспособные граждане и семьи, (дети, дети-сироты, инвалиды, малообеспеченные, многодетные и приемные семьи).

    Денежные средства из внебюджетных страховых фондов расходуются в зависимости от специализации фонда. Этими фондами являются: Пенсионный Фонд (ПФ, ПФР, ПФ РФ, Пенсионный фонд Российской Федерации), Фонд Социального Страхования (ФСС), Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС).


    Денежные средства из этих фондов направляются на:

    – Пенсионный Фонд (ПФ) – выплата пенсий;

    – Пособие на погребение умерших пенсионеров;

    Фонд Социального Страхования (ФСС) – на пособия, санаторно-курортное лечение, содержание детей в оздоровительных лагерях;

    Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) – на оказание бесплатной медицинской помощи и лечение.

    3 признак; особый субъектный состав, т.е. круг лиц, подлежащих обеспечению. К нему относятся: дети, женщины, пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные, приемные семьи.

    4 признак: его гарантированность. Означает, что государство законодательно, организационно и экономически обеспечивает необходимыми средствами все виды социального обеспечения.

    5 признак: в соответствии с этим признаком различные виды социального обеспечения (соц. обесп.) предоставляются только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе.

    6 признак: цель его предоставления. Основной целью каждого вида социального обеспечения (соц. обесп.) является выравнивание социального положения определенных категорий граждан с остальными членами общества.

    3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением

    Совокупность (перечисленных в п. 2 Темы №1) признаков, свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений, связанных с социальным обеспечением, имеющие свои особенности.

    1-я группа особенностей – отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения за счет специальных денежных средств, выделяемых на эти цели. В ходе функционирования этих отношений происходит реализация прав граждан на пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь, льготы, социальную помощь. Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению перечисленных видов социального обеспечения в совокупности составляют право социального обеспечения (ПСО).

    2-я группа особенностей – отношения по формированию финансовых средств, направленных на социальное обеспечение. Участниками этих отношений являются компетентные государственные органы правомочные организации, работодатели, а в отдельных случаях сами граждане. Эти отношения регулируются нормами финансового права.

    3-я группа особенностей – отношения, по организации управления социальным обеспечением. Эти организационные отношения в сфере социального обеспечения возникают между компетентными органами и организациями, и регулируются нормами административного права.

    Тема 2
    Понятие управления социальным обеспечением

    План:

    1) Понятие управления;

    2) Общее управление социальным обеспечением;

    3) Оперативное управление социальным обеспечением.

    1) Понятие управления

    В общеупотребительном смысле «управление» имеет несколько значений:

    а) Деятельность органов власти;

    б) Крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение;

    в) Управлять.

    Термин «управлять» означает:

    а) Направлять ход движения кого-нибудь, чего-нибудь;

    б) Руководить, направлять деятельность, действия кого-нибудь, чего-нибудь.

    Следовательно, управление – целенаправленное воздействие на кого-либо, например, на людей, или на что-либо, например, на окружающую человека среду обитания.

    Различают управление государством, городом, сферой социальной жизни общества, (например, здравоохранение, образование, социальное обеспечение). По признаку собственности есть государственное, муниципальное, частное управление. Все названные различия управления свойственны и системе социального обеспечения.

    С управлением неразрывно связаны такие понятия, как администрация, административная власть, административная деятельность. Латинское слово «администрация» буквально означает – управление, руководство.

    Под администрацией подразумеваются государственные органы, осуществляющие управление, а также руководство персоналом какого-либо учреждения. Иными словами, администрировать, означает управлять, заведовать.


    Управление и администрирование – это синонимы. Под ними понимается управление, руководство людьми. Органы, которые осуществляют руководство обычно именуют администрацией.

    На практике существует несколько видов администрации:

    а) Администрация международной организации;

    б) Федеральная администрация;

    в) Администрация субъекта РФ;

    в) Муниципальные администрации;

    г) Администрация предприятия, учреждения, организации.

    2) Общее управление социальным обеспечением

    Общее управление социальным обеспечением в нашей стране осуществляет государственная федеральная администрация, а главной федеральной администрации является Правительство РФ. Как главный федеральный орган исполнительной власти, Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. На него возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспечение безопасности общества и государства, состояние международной связи в Российской Федерации.

    В пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции, законов, Указов Президента, международных договоров, контролирует деятельность исполнительных органов субъектов Российской Федерации и т. д. Правительство руководит работой федеральных Министерств и других органов исполнительной федеральной власти и число полномочий федерального Правительства в социальной сфере относится проведение единой государственной социальной политики и реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

    На Правительство возложено принятие мер по реализации прав граждан, охрану здоровья, решение проблем семьи, материнства и детства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.

    Федеральное Правительство издает Постановления и Распоряжения. Акты, имеющие нормативных характер, издаются в форме Постановлений, а Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме Распоряжений.

    Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Одновременно с обще социальными Правительство решает также конкретные вопросы поддержки наименее социально защищенных групп населения: малоимущих, безработных, беженцев и др. Непосредственно вопросами, относящимися к сфере социального обеспечения занимаются 2 Министерства Правительства – Министерство труда и социальной защиты, Министерство Здравоохранения.

    3) Оперативное управление социальным обеспечением

    Оперативный – непосредственно практически осуществляющий, что-либо. Оперативное управление социальным обеспечением зависит от того, к какой форме социального обеспечения оно относится.

    Если социальное обеспечение осуществляется в форме Обязательного Социального Страхования (ОСС), оперативное управление осуществляют внебюджетные государственные страховые фонды и их подразделения в субъектах и на местах, (

    1) Пенсионный Фонд России (ПФР);

    2) Фонд Социального Страхования (ФСС);

    3) Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

    а) Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС);

    б) Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ТФОМС).

    Эти органы осуществляют следующие виды оперативной деятельности:

    – Определяют круг лиц, подлежащих социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

    – Определяют условия назначения и размеры страхового обеспечения;

    – Устанавливают тарифы страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования (ОСС);

    – Определяют базу для начисления страховых взносов;

    – Разрабатывают порядок формирования своих бюджетов и порядок их исполнения; и т. д.

    Если осуществляется оперативное социальным обеспечением за счет ассигнований из федерального бюджета, то управление осуществляют государственные органы исполнительной власти и подведомственные им органы, к ним относятся:

    1) Министерство труда и социальной защиты;

    2) Министерство здравоохранения;

    3) Министерство образования и науки;

    4) Министерство Обороны;

    5) Министерство Внутренних Дел (МВД) и подведомственные им органы.

    На местах оперативное управление социальным обеспечением осуществляют органы социальной защиты населения (ОСЗН) – управление социальной защиты населения, Комитет по социальной политике, центр социального обслуживания и др.

    В ведении названных органов находятся следующие виды оперативного управления:

    – Разработка программ социальной защиты населения;

    – Изучение социально-экономического положения отдельных групп населения;

    – Организация назначения выплаты пособий, компенсаций;

    – Социальное обслуживание пожилых, инвалидов;

    – Организация санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан и т. д.

    Тема 3
    Правовое осуществление социального обеспечения

    План:

    1) Организация нормотворчества в сфере социального обеспечения

    2) Организация правоприменения в сфере социального обеспечения;

    3) Толкование норм права социального обеспечения.

    1) Организация нормотворчества в сфере социального обеспечения

    Осуществление – достаточно емкое, сложное понятие. Оно включает в себя весь процесс возникновения, формирования и функционирования отношений по социальному обеспечению. Под осуществлением социального обеспечения понимается порядок применения юридических, экономических, организационных мер, для решения тех задач, которые стоят перед социальным обеспечением. (Поскольку экономическим и организационным мерам будет посвящено большинство тем междисциплинарного курса (МДК), в данной теме рассмотрим правовое осуществление социального обеспечения).

    К основным правовым (юридическим) средствам осуществления социального обеспечения относится: нормотворчество, правоприменение, толкование норм права социального обеспечения.

    Нормотворчество – основной путь воздействия на общественные отношения по социальному обеспечению. Нормотворчество представляет собой процесс разработки и принятия тех или иных нормативно-правовых актов (НПА) о социальном обеспечении, например, о пенсиях пособиях, социальном обслуживании, льготах и т. д.

    Нормотворческий процесс складывается из нескольких последовательных стадий:

    1) Законодательная инициатива;

    2) Решение о необходимости издания акта;

    3) Разработка проекта акта;

    4) Рассмотрение проекта акта;

    5) Принятие акта;

    6) Доведение акта до его адресата.

    Кратко рассмотрим каждую стадию процесса.

    1.1) Стадия законодательной инициативы. Означает, что здесь речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта. Он вносит предложение об издании нормативно-правового акта (НПА) или предлагает уже подготовленный проект акта., Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен законом.;

    2.1) Решение об необходимости издания акта., Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработки его проекта, оформляется документально и включается в план законопроектных работ.;

    3.1) Разработка проекта акта. Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Данная стадия может состоять из одной процедуры:

    – Только разработка проекта акта или 2-х процедур:

    – Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Количество процедур зависит от важности проекта.

    4.1) Рассмотрение проекта акта. Рассмотрение проекта акта в том органе, который, согласно своей компетенции может его принять.;

    5.1) Принятие акта.

    6.1) Доведение акта до адресата. Доведение содержания принятого акта до его адресатов путем опубликования.

    Нормотворчество может быть выражено в принятии тех или иных актов, например, в виде единичного нормативно-правового акта (НПА). В нем содержаться отдельные юридические нормы. Примером такого акта может служить Федеральный закон (ФЗ) от 21.12.1996г. (12 декабря 1996г.) №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Другой пример, принимается систематизированный акт, содержащий определенные группы норм. Такие акты являются основами законодательства Российской Федерации:

    – Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (1993г.);

    – Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (1995г.);

    – Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах социального страхования» (1992г.) и др.

    Правом издания нормативно-правовых актов (НПА) обладает широкий круг правотворческих органов. К ним относится: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральные Министерства, Ведомства, службы, органы власти субъектов Российской Федерации, власти местного самоуправления (МСУ). Нормотворческими функциями наделены также внебюджетные фонды социального страхования. В зависимости от уровня государственного органа и его положения в системе органов ими принимаются соответствующие нормативно-правовые акты (НПА) – законы, Постановления, приказы, инструкции, указания, положения и др.

    2) Организация правоприменения в сфере социального обеспечения

    Правоприменение – решение конкретного дела в определенной жизненной ситуации, другими словами, «приложение» закона, правовых норм к конкретным лицам, к конкретным жизненным обстоятельствам. Правоприменение нормативно-правовых актов (НПА) занимаются компетентные органы и должностные лица только в рамках предоставленных им полномочий. Применение норм права социального обеспечения (ПСО) – организующая деятельность компетентных органов, должностных лиц. Цель – обеспечить адресатам правовых норм реализацию их прав и обязанностей по социальному обеспечению, а также обеспечить гарантии контроля за данным процессом.

    Существует несколько стадий правоприменительной деятельности.

    1-я стадия – установление фактических обстоятельств конкретного дела. На этой стадии происходит исследование фактических обстоятельств дела, т.е. документов, свидетельских показаний и др. Например, гражданин обратился по вопросу о назначении ему трудовой пенсии по старости. Пенсионный орган проверяет у него наличие российского гражданства, возраст, страховой стаж, размер заработка, уплату страховых взносов и других обстоятельств. Без выяснения всех фактов невозможно нормальное разрешение пенсионного вопроса. Круг обстоятельств, необходимых для установления права, четко излагается в нормативно-правовых актах (НПА) по социальному обеспечению.

    Результатом 1 стадии правоприменительного процесса должно быть достижение фактической объективной истины. Для достижения истины в ходе этой стадии особе внимание законодательство уделяет доказыванию, которое осуществляется документально. Министерство труда и социальной защиты разработало Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В этом перечне для каждого вида пенсии названы необходимые документы, доказывающие фактическую истину.

    2 стадия правоприменительной деятельности – установление юридической основы дела, т.е. осуществлять выбор необходимой правовой нормы. Эта стадия включает в себя ряд последовательных действий:

    1) Нахождение конкретной нормы, подлежащей применению;

    2) Проверка правильности того текста, в котором содержится требуемая норма;

    3) Проверка подлинности нормы, ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц;

    4) Пояснение содержания нормы.

    Таким образом, на этой стадии осуществляется правовая квалификация существа дела.

    3 стадия правоприменительной деятельности – решение дела, по существу. Это означает, что принятие по тому или иному вопросу о социальном обеспечении лица, соответствующего правоприменительного акта. Под ним подразумевается индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным органом по конкретному юридическому акту. Эти акты порождают конкретные правовые последствия для участников правоотношений по социальному обеспечению. Например, право на пенсию у гражданина возникает только после того, как пенсионный орган принимает письменное решение о назначении, размере и дате выплаты пенсий. Это решение и является индивидуально-определенным актом для гражданина.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал