Направления деятельности местных органов социальной защиты населения. Пенсионный фонд российской федерации как элемент социальной защиты населения Прохождения производственной практики
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Теоретико-методологические основы изучения социальной защиты населения РФ: направления и функции. Анализ нормативно-правовых и финансовых основ социальной защиты населения. Деятельность отдела социальной защиты населения в Заводском районе г. Кемерова.
курсовая работа , добавлен 05.03.2010
Теоретическо-методологические основы организации пенсионного обеспечения. Виды и размеры пенсий разных категорий пенсионеров. Основные направления деятельности обласного отделения пенсионного фонда. Взаимодействие с органами социальной защиты населения.
курсовая работа , добавлен 16.11.2009
Формы участия общественности в работе органов социальной защиты. Принципы деятельности Всероссийского общества инвалидов. Цели и задачи, субъекты, инструменты осуществления общественного контроля в РФ. Ответственность за нарушения законодательства о нем.
дипломная работа , добавлен 29.09.2015
Теоретические основы социального страхования и пенсионного обеспечения. Механизмы социальной защиты. Развитие пенсионного обеспечения. Тенденция пенсионных выплат. Индексация пенсий в Российской Федерации. Перспективы развития пенсионного обеспечения.
курсовая работа , добавлен 15.10.2014
Государственные органы социальной защиты населения, источники ее финансирования. Осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти. Роль службы занятости в Российской Федерации, причины и предпосылки ее создания.
курсовая работа , добавлен 10.05.2015
Понятие и основные функции социального обеспечения. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Общая характеристика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия. Финансирование мер социальной поддержки.
дипломная работа , добавлен 17.06.2017
Организационная структура отделения пенсионного фонда РФ по г. Москве. Исследование мотивации сотрудников отдела социальных выплат. Анализ структуры и численности персонала. Исполнение отдельных обязанностей специалиста-эксперта отдела социальных выплат.
отчет по практике , добавлен 09.03.2016
Система социальной защиты населения: сущность, факторы формирования и развития. Сфера деятельности органов социальной защиты. Государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Ведомства.
Фев 25, 2016Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ
(Пока оценок нет)
Название: Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ
Автор: В. Щеглов
Год: 2015
Жанр: Прочая образовательная литература, Справочники, Юриспруденция, право
О книге В. Щеглов «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ»
Конспект лекций по специальности «Право и организация социального обеспечения». Данный конспект написан с учетом актуальности российского законодательства в сфере права социального обеспечения.
На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу В. Щеглов «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.
Цитаты из книги В. Щеглов «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ»
В ПФР работают более 130 тысяч специалистов. В структуре ПФ находятся: 8 управлений в федеральных округах, 81 отделение ПФ в субъектах РФ, более 2500 территориальных управлений в городах и районах и сотни пенсионных отделов в небольших населенных пунктах, (поселок городского типа – ПГТ).
В сферу деятельности ПФ входит:
1) Установление выплаты пенсий.
В настоящее время пенсии получают почти 41 миллион граждан, из которых:
1.1) 34 миллиона – получатели трудовой пенсии по старости;
1.2) 2,3 миллиона – получатели трудовой пенсии по инвалидности;
1.3) 1,3 миллиона – получатели трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
1.4) 3,4 миллиона – получатели бюджетных пенсий.
Кроме того, ПФР осуществляет пенсионное обеспечение более 250 тыс. граждан, проживающих в 112 странах мира;
2) Назначение и реализация социальных выплат.
ПФ назначает ежемесячные денежные выплаты тем категориям граждан, которые включены в Федеральный Регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи. Это более 18 миллионов россиян льготников: участники ВОВ и инвалиды, герои СССР и России, чернобыльцы, инвалиды и другие категории;
3) Назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ.
Почти 3 миллиона человек, проживающих в 17 субъектах РФ, получают социальные доплаты по линии ПФ. Эта федеральная доплата устанавливается ПФ тем пенсионерам, которые живут в субъектах РФ, где прожиточный минимум ниже федерального прожит минимума пенсионера;
4) Персонифицированный учет пенсионных прав участников системы ОПС.
Более 100 миллионов граждан РФ имеют в ПФ индивидуальный лицевой счет (ИЛС), на которых учитываются все сведения необходимые для установления в будущем пенсий;
5) Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений.
Более 80 миллионов человек через ПФ формируют накопительную часть будущей своей пенсии. С 1 января 2015 года эта накопительная часть преобразуется в новый вид пенсий – накопительную пенсию, таким образом, ПФ будет формировать еще один вид пенсии;
6) Администрирование страховых взносов на ОПС и ОМС.
Администрирование включает в себя контроль за правильностью исчисления страховых взносов, в том числе учет платежей, возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженностей по платежам. ПФ контролирует поступление страховых взносов не только на пенсионное, но и на ОМС. Для этого ПФР взаимодействует более чем с 10 миллионами работодателями-страхователями;
7) Выдача Сертификатов на получение Материнского (Семейного) капитала и выплата средств Материнского капитала.
В ПФ зарегистрировано около 5 миллионов российских семей, получивших Сертификаты на Материнский капитал. Из этого числа 41% семей уже полностью использовали средства Материнского капитала. 98% этих средств ПФ выделил на улучшения жилищных условий;
Аттестационный лист Производственной практики
в рамках освоения основного вида профессиональной деятельности
Обучающегося
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения курс 4 группа П-467
Место проведения практики
Сроки прохождения практики с 23.03.2017г. по 29.03.2017г.
Объем часов: 36ч.
Код компетенции | Вид и объем работ, выполненных обучающимся во время прохождения практики | Уровень освоения («высокий», «средний», «низкий») | |
Пк 2.1 Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии. | Ознакомление с организационной структурой территориального органа Пенсионного фонда РФ, режимом работы, правилами внутреннего трудового распорядка, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность территориального органа Пенсионного фонда РФ, должностными инструкциями сотрудников, с планированием работы. | ||
Пк 2.2 Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии. | Постановка на учет граждан, нуждающихся в социальной помощи и защите. | ||
Пк 2.3 Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите. | Оформление и формирование дел получателей социальных выплат. |
Результат (уровень) освоения профессиональных компетенций в ходе прохождения производственной практики_____________________________________________________________ («высокий», «средний», «низкий»)
Пк 2.1, 2.2, 2.3 в рамках учебной практики сформированы /не сформированы
/подчеркнуть/
Работодатель /______________/Л.Н. Гайлар /
Руководитель практики /______________/Н.В.Драгунова /
ЗАДАНИЕ НА ПМ.02 Производственную ПРАКТИКУ
ПМ.02. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
Группа П-467
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
ЗАДАНИЕ
На учебную практику
обучающемуся(щейся) Румянцевой Анастасии Александровны (ФИО полностью)
На основании приказа от______________№________________________
Место прохождения учебной практики
Филиал №6 ГУ-Московского РО ФСС РФ
Период прохождения учебной практики:
с «23 » марта 2017г. по «29 » марта2017г.
_________________________________
Индивидуальное задание
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выдачи задания «22 » марта 2017 года.
Руководитель практики от колледжа
Драгунова Н.В. _______________
(ФИО) (подпись)
Румянцева А.А. ________________
(ФИО) (подпись)
Характеристика на обучающегося
________________ Румянцеву Анастасию Александровну ____________
(Ф.И.О. обучающегося)
проходил учебную (производственную) практику
в __________________________________________________________________
наименование организации (предприятия)
За время прохождения учебной (производственной) практики
__________________________________________________________________
(Ф.И.О. обучающегося)
Изучил(а) вопросы___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Обучающимся приобретены следующие знания и практические навыки:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Обучающийся проявил(а) особые деловые качества: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Полученные профессиональные навыки в процессе теоретического и практического курсов обучения по направлению __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
свидетельствуют о _______________________ уровне готовности обучающегося к работе в сфере____________________________________
Практическая значимость выводов по практике __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебная (производственная) практика может быть оценена на
_________________
Руководитель практики
от организации главный специалист
Отдела администрирования
страховых взносов
(должность)
Гайдар Людмила Николаевна
Место печати
ДНЕВНИК
ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Дата | Структурное подразделение организации | Краткое содержание выполненной работы | Подпись руководителя практики от организации |
23.03.2017 | Ведение делопроизводства в соответствии с номенклатурой дел отдела; | ||
24.03.2017 | Отдел администрирования страховых взносов | ||
26.03.2017 | Отдел администрирования страховых взносов | Ведение и мониторинг баз данных ЕИИС «СОЦСТРАХ»; | |
27.03.2017 | Отдел администрирования | Прием документов, подтверждающие основной вид экономической деятельности и установление тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; | |
28.03.2017 | Отдел администрирования страховых взносов | Подготовка проекта официальных писем на запросы застрахованных лиц | |
29.03.2017 | Отдел администрирования страховых взносов | Ведение и мониторинг баз данных «ЮРИСТ», сдача отчета руководителю практики. |
Начало практики «23 » марта 2017 г.
Окончание практики «29 »марта 2017 г.
Подпись обучающегося__________________
Руководитель практики от организации
___________ ____________
(подпись) (Ф.И.О)
Департамент образования города москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Города москвы «воробьевы горы»
«МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
ОТЧЕТ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Модуль ПМ.02. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
Выполнила обучающаяся группы П-467Румянцева Анастасия Александровна
Руководитель практики от организации: главный специалист Отдела администрирования страховых взносов Гайдар Людмила Николаевна
(Должность,Ф.И.О.)
Руководитель практики от колледжа: преподаватель юридических дисциплин Драгунова Наталья Валерьевна
(Должность, Ф.И.О.)
Редактор Сергей Петрович Лапин
Редактор Антонина Андреевна Чистова
Корректор Сергей Петрович Лапин
© В. П. Щеглов, 2017
ISBN 978-5-4474-3103-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Тема 1
Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения
План
1) Понятие социальной защиты;
2) Понятие социального обеспечения
3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением.
1) Понятие социальной защиты
В российском законодательстве отсутствуют сформированные понятия социальной защиты и социального обеспечения. Поэтому, сначала необходимо определить содержание этих понятий, что позволит правильно представлять систему социального обеспечения и его сущность.
Сочетание понятий «социальная» и «защита» позволяет предположить, что под социальной защитой понимается комплекс разнообразных мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятных воздействий окружающего мира. Россия, как социальное государство, должна принимать всевозможные меры для создания благоприятных условий для жизни своих граждан, т.е. создавать благоприятную среду обитания. В понятие «среда обитания человека» входят:
1) Обеспечение занятости граждан;
2) Создание нормальных условий труда;
3) Достойная оплата труда;
4) Обеспечение комфортным жильем;
5) Создание благополучной экономической обстановки;
6) Обеспечение здоровым питанием;
7) Доступ к образованию и культурным ценностям;
8) Охрана здоровья;
9) Сохранность частной собственности;
10) Предоставление гражданам социальной поддержки при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Статья 7 Конституции говорит нам о том, что целью социальной защиты является гарантированная охрана труда, здоровья граждан, минимального размера оплаты труда (МРОТ), поддержание материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, выплаты пенсий и пособий, и предоставление других социальных гарантий.
Применительно к современной ситуации в России, обобщенное определение социальной защиты может быть сформировано так: социальная защита – совокупность эконмических, правовых и организационных мер, которые государство адресует трудоспособным и нетрудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые они не могут самостоятельно преодолеть, и направленные на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи, и поддержке на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни.
Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений:
– Трудовых;
– Жилищных;
– Образовательных;
– Экологических;
– По охране здоровья;
– Семейные;
– По социальному обеспечению.
Понятие «социальное обеспечение» является составной частью понятия «социальная защита», т.е. «социальная защита» более широкое понятие, чем «социальное обеспечение».
2) Понятие социального обеспечения и его структура
В современной литературе содержится следующее определение понятия «социальное обеспечение».
Социальное обеспечение – форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных законом категорий граждан из средств федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально-значимыми.
У социального обеспечения есть ряд признаков, по которым обеспечение признается социальным:
1 признак: особые общественные отношения, возникающие в социальной сфере. Они складываются между гражданами и соответствующими компетентными органами в следующих случаях:
1) По достижению гражданами определенного возраста, в связи с болезнью, инвалидностью, потери кормильца, воспитании детей, безработицей и др.
Такие отношения возникают с вышеуказанными субъектами в указанных случаях называют материальными отношениями. В ходе их осуществления гражданину предоставляются материальные блага с помощью которых они удовлетворяют свои индивидуальные потребности. Предоставление названного блага гражданину в денежной или натуральной форме – в виде пенсий, пособий, социальных услуг.
2 признак: в соответствии с этим признаком социальным обеспечением является то, что оно осуществляется за счет разных финансовых источников.
Основным финансовым источником является государственный бюджет. 2-ым по значимости источником является внебюджетные государственные фонды. 3-ьим являются бюджеты субъектов РФ (Российской Федерации) и муниципальные бюджеты.
Источниками поступления денежных средств в федеральные, региональные и муниципальные бюджеты – налоги и сборы.
Источники поступления средств во внебюджетные страховые фонды являются страховые взносы и дотации из средств бюджета.
Средства из федеральных бюджетов, бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов расходуются на социальное обеспечение:
1) Граждане, выполняющие важные государственные функции, (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, госслужащие);
2) Граждане, имеющие заслуги перед государством или пострадавшие по вине государства, (участники и ветераны ВОВ (Великой Отечественной Войны), блокадники, награжденные орденами и медалями, чернобыльцы и др.);
3) Нетрудоспособные граждане и семьи, (дети, дети-сироты, инвалиды, малообеспеченные, многодетные и приемные семьи).
Денежные средства из внебюджетных страховых фондов расходуются в зависимости от специализации фонда. Этими фондами являются: Пенсионный Фонд (ПФ, ПФР, ПФ РФ, Пенсионный фонд Российской Федерации), Фонд Социального Страхования (ФСС), Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС).
Денежные средства из этих фондов направляются на:
– Пенсионный Фонд (ПФ) – выплата пенсий;
– Пособие на погребение умерших пенсионеров;
Фонд Социального Страхования (ФСС) – на пособия, санаторно-курортное лечение, содержание детей в оздоровительных лагерях;
Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) – на оказание бесплатной медицинской помощи и лечение.
3 признак; особый субъектный состав, т.е. круг лиц, подлежащих обеспечению. К нему относятся: дети, женщины, пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные, приемные семьи.
4 признак: его гарантированность. Означает, что государство законодательно, организационно и экономически обеспечивает необходимыми средствами все виды социального обеспечения.
5 признак: в соответствии с этим признаком различные виды социального обеспечения (соц. обесп.) предоставляются только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе.
6 признак: цель его предоставления. Основной целью каждого вида социального обеспечения (соц. обесп.) является выравнивание социального положения определенных категорий граждан с остальными членами общества.
3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением
Совокупность (перечисленных в п. 2 Темы №1) признаков, свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений, связанных с социальным обеспечением, имеющие свои особенности.
1-я группа особенностей – отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения за счет специальных денежных средств, выделяемых на эти цели. В ходе функционирования этих отношений происходит реализация прав граждан на пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь, льготы, социальную помощь. Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению перечисленных видов социального обеспечения в совокупности составляют право социального обеспечения (ПСО).
2-я группа особенностей – отношения по формированию финансовых средств, направленных на социальное обеспечение. Участниками этих отношений являются компетентные государственные органы правомочные организации, работодатели, а в отдельных случаях сами граждане. Эти отношения регулируются нормами финансового права.
3-я группа особенностей – отношения, по организации управления социальным обеспечением. Эти организационные отношения в сфере социального обеспечения возникают между компетентными органами и организациями, и регулируются нормами административного права.
Тема 2
Понятие управления социальным обеспечением
План:
1) Понятие управления;
2) Общее управление социальным обеспечением;
3) Оперативное управление социальным обеспечением.
1) Понятие управления
В общеупотребительном смысле «управление» имеет несколько значений:
а) Деятельность органов власти;
б) Крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение;
в) Управлять.
Термин «управлять» означает:
а) Направлять ход движения кого-нибудь, чего-нибудь;
б) Руководить, направлять деятельность, действия кого-нибудь, чего-нибудь.
Следовательно, управление – целенаправленное воздействие на кого-либо, например, на людей, или на что-либо, например, на окружающую человека среду обитания.
Различают управление государством, городом, сферой социальной жизни общества, (например, здравоохранение, образование, социальное обеспечение). По признаку собственности есть государственное, муниципальное, частное управление. Все названные различия управления свойственны и системе социального обеспечения.
С управлением неразрывно связаны такие понятия, как администрация, административная власть, административная деятельность. Латинское слово «администрация» буквально означает – управление, руководство.
Под администрацией подразумеваются государственные органы, осуществляющие управление, а также руководство персоналом какого-либо учреждения. Иными словами, администрировать, означает управлять, заведовать.
Управление и администрирование – это синонимы. Под ними понимается управление, руководство людьми. Органы, которые осуществляют руководство обычно именуют администрацией.
На практике существует несколько видов администрации:
а) Администрация международной организации;
б) Федеральная администрация;
в) Администрация субъекта РФ;
в) Муниципальные администрации;
г) Администрация предприятия, учреждения, организации.
2) Общее управление социальным обеспечением
Общее управление социальным обеспечением в нашей стране осуществляет государственная федеральная администрация, а главной федеральной администрации является Правительство РФ. Как главный федеральный орган исполнительной власти, Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. На него возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспечение безопасности общества и государства, состояние международной связи в Российской Федерации.
В пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции, законов, Указов Президента, международных договоров, контролирует деятельность исполнительных органов субъектов Российской Федерации и т. д. Правительство руководит работой федеральных Министерств и других органов исполнительной федеральной власти и число полномочий федерального Правительства в социальной сфере относится проведение единой государственной социальной политики и реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения.
На Правительство возложено принятие мер по реализации прав граждан, охрану здоровья, решение проблем семьи, материнства и детства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.
Федеральное Правительство издает Постановления и Распоряжения. Акты, имеющие нормативных характер, издаются в форме Постановлений, а Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме Распоряжений.
Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Одновременно с обще социальными Правительство решает также конкретные вопросы поддержки наименее социально защищенных групп населения: малоимущих, безработных, беженцев и др. Непосредственно вопросами, относящимися к сфере социального обеспечения занимаются 2 Министерства Правительства – Министерство труда и социальной защиты, Министерство Здравоохранения.
3) Оперативное управление социальным обеспечением
Оперативный – непосредственно практически осуществляющий, что-либо. Оперативное управление социальным обеспечением зависит от того, к какой форме социального обеспечения оно относится.
Если социальное обеспечение осуществляется в форме Обязательного Социального Страхования (ОСС), оперативное управление осуществляют внебюджетные государственные страховые фонды и их подразделения в субъектах и на местах, (
1) Пенсионный Фонд России (ПФР);
2) Фонд Социального Страхования (ФСС);
3) Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):
а) Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС);
б) Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ТФОМС).
Эти органы осуществляют следующие виды оперативной деятельности:
– Определяют круг лиц, подлежащих социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;
– Определяют условия назначения и размеры страхового обеспечения;
– Устанавливают тарифы страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования (ОСС);
– Определяют базу для начисления страховых взносов;
– Разрабатывают порядок формирования своих бюджетов и порядок их исполнения; и т. д.
Если осуществляется оперативное социальным обеспечением за счет ассигнований из федерального бюджета, то управление осуществляют государственные органы исполнительной власти и подведомственные им органы, к ним относятся:
1) Министерство труда и социальной защиты;
2) Министерство здравоохранения;
3) Министерство образования и науки;
4) Министерство Обороны;
5) Министерство Внутренних Дел (МВД) и подведомственные им органы.
На местах оперативное управление социальным обеспечением осуществляют органы социальной защиты населения (ОСЗН) – управление социальной защиты населения, Комитет по социальной политике, центр социального обслуживания и др.
В ведении названных органов находятся следующие виды оперативного управления:
– Разработка программ социальной защиты населения;
– Изучение социально-экономического положения отдельных групп населения;
– Организация назначения выплаты пособий, компенсаций;
– Социальное обслуживание пожилых, инвалидов;
– Организация санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан и т. д.
Тема 3
Правовое осуществление социального обеспечения
План:
1) Организация нормотворчества в сфере социального обеспечения
2) Организация правоприменения в сфере социального обеспечения;
3) Толкование норм права социального обеспечения.
1) Организация нормотворчества в сфере социального обеспечения
Осуществление – достаточно емкое, сложное понятие. Оно включает в себя весь процесс возникновения, формирования и функционирования отношений по социальному обеспечению. Под осуществлением социального обеспечения понимается порядок применения юридических, экономических, организационных мер, для решения тех задач, которые стоят перед социальным обеспечением. (Поскольку экономическим и организационным мерам будет посвящено большинство тем междисциплинарного курса (МДК), в данной теме рассмотрим правовое осуществление социального обеспечения).
К основным правовым (юридическим) средствам осуществления социального обеспечения относится: нормотворчество, правоприменение, толкование норм права социального обеспечения.
Нормотворчество – основной путь воздействия на общественные отношения по социальному обеспечению. Нормотворчество представляет собой процесс разработки и принятия тех или иных нормативно-правовых актов (НПА) о социальном обеспечении, например, о пенсиях пособиях, социальном обслуживании, льготах и т. д.
Нормотворческий процесс складывается из нескольких последовательных стадий:
1) Законодательная инициатива;
2) Решение о необходимости издания акта;
3) Разработка проекта акта;
4) Рассмотрение проекта акта;
5) Принятие акта;
6) Доведение акта до его адресата.
Кратко рассмотрим каждую стадию процесса.
1.1) Стадия законодательной инициативы. Означает, что здесь речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта. Он вносит предложение об издании нормативно-правового акта (НПА) или предлагает уже подготовленный проект акта., Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен законом.;
2.1) Решение об необходимости издания акта., Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработки его проекта, оформляется документально и включается в план законопроектных работ.;
3.1) Разработка проекта акта. Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Данная стадия может состоять из одной процедуры:
– Только разработка проекта акта или 2-х процедур:
– Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Количество процедур зависит от важности проекта.
4.1) Рассмотрение проекта акта. Рассмотрение проекта акта в том органе, который, согласно своей компетенции может его принять.;
5.1) Принятие акта.
6.1) Доведение акта до адресата. Доведение содержания принятого акта до его адресатов путем опубликования.
Нормотворчество может быть выражено в принятии тех или иных актов, например, в виде единичного нормативно-правового акта (НПА). В нем содержаться отдельные юридические нормы. Примером такого акта может служить Федеральный закон (ФЗ) от 21.12.1996г. (12 декабря 1996г.) №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Другой пример, принимается систематизированный акт, содержащий определенные группы норм. Такие акты являются основами законодательства Российской Федерации:
– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (1993г.);
– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (1995г.);
– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах социального страхования» (1992г.) и др.
Правом издания нормативно-правовых актов (НПА) обладает широкий круг правотворческих органов. К ним относится: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральные Министерства, Ведомства, службы, органы власти субъектов Российской Федерации, власти местного самоуправления (МСУ). Нормотворческими функциями наделены также внебюджетные фонды социального страхования. В зависимости от уровня государственного органа и его положения в системе органов ими принимаются соответствующие нормативно-правовые акты (НПА) – законы, Постановления, приказы, инструкции, указания, положения и др.
2) Организация правоприменения в сфере социального обеспечения
Правоприменение – решение конкретного дела в определенной жизненной ситуации, другими словами, «приложение» закона, правовых норм к конкретным лицам, к конкретным жизненным обстоятельствам. Правоприменение нормативно-правовых актов (НПА) занимаются компетентные органы и должностные лица только в рамках предоставленных им полномочий. Применение норм права социального обеспечения (ПСО) – организующая деятельность компетентных органов, должностных лиц. Цель – обеспечить адресатам правовых норм реализацию их прав и обязанностей по социальному обеспечению, а также обеспечить гарантии контроля за данным процессом.
Существует несколько стадий правоприменительной деятельности.
1-я стадия – установление фактических обстоятельств конкретного дела. На этой стадии происходит исследование фактических обстоятельств дела, т.е. документов, свидетельских показаний и др. Например, гражданин обратился по вопросу о назначении ему трудовой пенсии по старости. Пенсионный орган проверяет у него наличие российского гражданства, возраст, страховой стаж, размер заработка, уплату страховых взносов и других обстоятельств. Без выяснения всех фактов невозможно нормальное разрешение пенсионного вопроса. Круг обстоятельств, необходимых для установления права, четко излагается в нормативно-правовых актах (НПА) по социальному обеспечению.
Результатом 1 стадии правоприменительного процесса должно быть достижение фактической объективной истины. Для достижения истины в ходе этой стадии особе внимание законодательство уделяет доказыванию, которое осуществляется документально. Министерство труда и социальной защиты разработало Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В этом перечне для каждого вида пенсии названы необходимые документы, доказывающие фактическую истину.
2 стадия правоприменительной деятельности – установление юридической основы дела, т.е. осуществлять выбор необходимой правовой нормы. Эта стадия включает в себя ряд последовательных действий:
1) Нахождение конкретной нормы, подлежащей применению;
2) Проверка правильности того текста, в котором содержится требуемая норма;
3) Проверка подлинности нормы, ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц;
4) Пояснение содержания нормы.
Таким образом, на этой стадии осуществляется правовая квалификация существа дела.
3 стадия правоприменительной деятельности – решение дела, по существу. Это означает, что принятие по тому или иному вопросу о социальном обеспечении лица, соответствующего правоприменительного акта. Под ним подразумевается индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным органом по конкретному юридическому акту. Эти акты порождают конкретные правовые последствия для участников правоотношений по социальному обеспечению. Например, право на пенсию у гражданина возникает только после того, как пенсионный орган принимает письменное решение о назначении, размере и дате выплаты пенсий. Это решение и является индивидуально-определенным актом для гражданина.
4 стадия правоприменительной деятельности – организация выполнения правовых норм социального обеспечения, т.е. конкретная деятельность министерств, ведомств, организаций, осуществляющих социальное обеспечение граждан.
5 стадия правоприменительной деятельности – охрана норм права социального обеспечения от каких-либо нарушений и применение мер государственного принуждения к правонарушителю. Например, Министерство труда и социальной защиты проверяет правильность назначения пенсий в Чеченской Республике для чего туда посылается специальная комиссия. При обнаружении нарушений на органы и должностных лиц, их допустивших налагаются административные наказания, как правило, в форме штрафов.
Таким образом, правоприменение как форма реализации права представляет собой воплощение в жизнь требований различных НПА (нормативно-правовых актов), издаваемых различными органами.
Следовать точному смыслу нормы: законность; обоснованность; целесообразность; справедливость.
Требование законности означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме, строго и неукоснительно следовать точному смыслу нормы и действовать в рамках своей компетенции.
Требование обоснованности подразумевает, что, во-первых, должны быть выявлены все факты, относящиеся к тому или иному вопросу социального обеспечения, во-вторых, какие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными и, в-третьих, все недоказанные факты должны быть отвергнуты.
Целесообразность означает, что правоприменитель выбирает самую подходящую норму при решении вопроса о предоставлении какого-либо вида социального обеспечения.
Требование справедливости предполагает честный, объективный подход органа или должностного лица к исследованию всех юридических фактов.
Редактор Сергей Петрович Лапин
Редактор Антонина Андреевна Чистова
Корректор Сергей Петрович Лапин
© В. П. Щеглов, 2017
ISBN 978-5-4474-3103-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Тема 1
Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения
План
1) Понятие социальной защиты;
2) Понятие социального обеспечения
3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением.
1) Понятие социальной защиты
В российском законодательстве отсутствуют сформированные понятия социальной защиты и социального обеспечения. Поэтому, сначала необходимо определить содержание этих понятий, что позволит правильно представлять систему социального обеспечения и его сущность.
Сочетание понятий «социальная» и «защита» позволяет предположить, что под социальной защитой понимается комплекс разнообразных мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятных воздействий окружающего мира. Россия, как социальное государство, должна принимать всевозможные меры для создания благоприятных условий для жизни своих граждан, т.е. создавать благоприятную среду обитания. В понятие «среда обитания человека» входят:
1) Обеспечение занятости граждан;
2) Создание нормальных условий труда;
3) Достойная оплата труда;
4) Обеспечение комфортным жильем;
5) Создание благополучной экономической обстановки;
6) Обеспечение здоровым питанием;
7) Доступ к образованию и культурным ценностям;
8) Охрана здоровья;
9) Сохранность частной собственности;
10) Предоставление гражданам социальной поддержки при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Статья 7 Конституции говорит нам о том, что целью социальной защиты является гарантированная охрана труда, здоровья граждан, минимального размера оплаты труда (МРОТ), поддержание материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, выплаты пенсий и пособий, и предоставление других социальных гарантий.
Применительно к современной ситуации в России, обобщенное определение социальной защиты может быть сформировано так: социальная защита – совокупность эконмических, правовых и организационных мер, которые государство адресует трудоспособным и нетрудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые они не могут самостоятельно преодолеть, и направленные на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи, и поддержке на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни.
Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений:
– Трудовых;
– Жилищных;
– Образовательных;
– Экологических;
– По охране здоровья;
– Семейные;
– По социальному обеспечению.
Понятие «социальное обеспечение» является составной частью понятия «социальная защита», т.е.
«социальная защита» более широкое понятие, чем «социальное обеспечение».
2) Понятие социального обеспечения и его структура
В современной литературе содержится следующее определение понятия «социальное обеспечение».
Социальное обеспечение – форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных законом категорий граждан из средств федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально-значимыми.
У социального обеспечения есть ряд признаков, по которым обеспечение признается социальным:
1 признак: особые общественные отношения, возникающие в социальной сфере. Они складываются между гражданами и соответствующими компетентными органами в следующих случаях:
1) По достижению гражданами определенного возраста, в связи с болезнью, инвалидностью, потери кормильца, воспитании детей, безработицей и др.
Такие отношения возникают с вышеуказанными субъектами в указанных случаях называют материальными отношениями. В ходе их осуществления гражданину предоставляются материальные блага с помощью которых они удовлетворяют свои индивидуальные потребности. Предоставление названного блага гражданину в денежной или натуральной форме – в виде пенсий, пособий, социальных услуг.
2 признак: в соответствии с этим признаком социальным обеспечением является то, что оно осуществляется за счет разных финансовых источников.
Основным финансовым источником является государственный бюджет. 2-ым по значимости источником является внебюджетные государственные фонды. 3-ьим являются бюджеты субъектов РФ (Российской Федерации) и муниципальные бюджеты.
Источниками поступления денежных средств в федеральные, региональные и муниципальные бюджеты – налоги и сборы.
Источники поступления средств во внебюджетные страховые фонды являются страховые взносы и дотации из средств бюджета.
Средства из федеральных бюджетов, бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов расходуются на социальное обеспечение:
1) Граждане, выполняющие важные государственные функции, (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, госслужащие);
2) Граждане, имеющие заслуги перед государством или пострадавшие по вине государства, (участники и ветераны ВОВ (Великой Отечественной Войны), блокадники, награжденные орденами и медалями, чернобыльцы и др.);
3) Нетрудоспособные граждане и семьи, (дети, дети-сироты, инвалиды, малообеспеченные, многодетные и приемные семьи).
Денежные средства из внебюджетных страховых фондов расходуются в зависимости от специализации фонда. Этими фондами являются: Пенсионный Фонд (ПФ, ПФР, ПФ РФ, Пенсионный фонд Российской Федерации), Фонд Социального Страхования (ФСС), Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС).
Денежные средства из этих фондов направляются на:
– Пенсионный Фонд (ПФ) – выплата пенсий;
– Пособие на погребение умерших пенсионеров;
Фонд Социального Страхования (ФСС) – на пособия, санаторно-курортное лечение, содержание детей в оздоровительных лагерях;
Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) – на оказание бесплатной медицинской помощи и лечение.
3 признак; особый субъектный состав, т.е. круг лиц, подлежащих обеспечению. К нему относятся: дети, женщины, пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные, приемные семьи.
4 признак: его гарантированность. Означает, что государство законодательно, организационно и экономически обеспечивает необходимыми средствами все виды социального обеспечения.
5 признак: в соответствии с этим признаком различные виды социального обеспечения (соц. обесп.) предоставляются только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе.
6 признак: цель его предоставления. Основной целью каждого вида социального обеспечения (соц. обесп.) является выравнивание социального положения определенных категорий граждан с остальными членами общества.
3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением
Совокупность (перечисленных в п. 2 Темы №1) признаков, свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений, связанных с социальным обеспечением, имеющие свои особенности.
1-я группа особенностей – отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения за счет специальных денежных средств, выделяемых на эти цели. В ходе функционирования этих отношений происходит реализация прав граждан на пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь, льготы, социальную помощь. Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению перечисленных видов социального обеспечения в совокупности составляют право социального обеспечения (ПСО).
2-я группа особенностей – отношения по формированию финансовых средств, направленных на социальное обеспечение. Участниками этих отношений являются компетентные государственные органы правомочные организации, работодатели, а в отдельных случаях сами граждане. Эти отношения регулируются нормами финансового права.
3-я группа особенностей – отношения, по организации управления социальным обеспечением. Эти организационные отношения в сфере социального обеспечения возникают между компетентными органами и организациями, и регулируются нормами административного права.
Тема 2
Понятие управления социальным обеспечением
План:
1) Понятие управления;
2) Общее управление социальным обеспечением;
3) Оперативное управление социальным обеспечением.
1) Понятие управления
В общеупотребительном смысле «управление» имеет несколько значений:
а) Деятельность органов власти;
б) Крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение;
в) Управлять.
Термин «управлять» означает:
а) Направлять ход движения кого-нибудь, чего-нибудь;
б) Руководить, направлять деятельность, действия кого-нибудь, чего-нибудь.
Следовательно, управление – целенаправленное воздействие на кого-либо, например, на людей, или на что-либо, например, на окружающую человека среду обитания.
Различают управление государством, городом, сферой социальной жизни общества, (например, здравоохранение, образование, социальное обеспечение). По признаку собственности есть государственное, муниципальное, частное управление. Все названные различия управления свойственны и системе социального обеспечения.
С управлением неразрывно связаны такие понятия, как администрация, административная власть, административная деятельность. Латинское слово «администрация» буквально означает – управление, руководство.
Под администрацией подразумеваются государственные органы, осуществляющие управление, а также руководство персоналом какого-либо учреждения. Иными словами, администрировать, означает управлять, заведовать.
Управление и администрирование – это синонимы. Под ними понимается управление, руководство людьми. Органы, которые осуществляют руководство обычно именуют администрацией.
На практике существует несколько видов администрации:
а) Администрация международной организации;
б) Федеральная администрация;
в) Администрация субъекта РФ;
в) Муниципальные администрации;
г) Администрация предприятия, учреждения, организации.
2) Общее управление социальным обеспечением
Общее управление социальным обеспечением в нашей стране осуществляет государственная федеральная администрация, а главной федеральной администрации является Правительство РФ. Как главный федеральный орган исполнительной власти, Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. На него возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспечение безопасности общества и государства, состояние международной связи в Российской Федерации.
В пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции, законов, Указов Президента, международных договоров, контролирует деятельность исполнительных органов субъектов Российской Федерации и т. д. Правительство руководит работой федеральных Министерств и других органов исполнительной федеральной власти и число полномочий федерального Правительства в социальной сфере относится проведение единой государственной социальной политики и реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения.
На Правительство возложено принятие мер по реализации прав граждан, охрану здоровья, решение проблем семьи, материнства и детства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.
Федеральное Правительство издает Постановления и Распоряжения. Акты, имеющие нормативных характер, издаются в форме Постановлений, а Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме Распоряжений.
Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Одновременно с обще социальными Правительство решает также конкретные вопросы поддержки наименее социально защищенных групп населения: малоимущих, безработных, беженцев и др. Непосредственно вопросами, относящимися к сфере социального обеспечения занимаются 2 Министерства Правительства – Министерство труда и социальной защиты, Министерство Здравоохранения.
3) Оперативное управление социальным обеспечением
Оперативный – непосредственно практически осуществляющий, что-либо. Оперативное управление социальным обеспечением зависит от того, к какой форме социального обеспечения оно относится.
Если социальное обеспечение осуществляется в форме Обязательного Социального Страхования (ОСС), оперативное управление осуществляют внебюджетные государственные страховые фонды и их подразделения в субъектах и на местах, (
1) Пенсионный Фонд России (ПФР);
2) Фонд Социального Страхования (ФСС);
3) Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):
а) Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС);
б) Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ТФОМС).
Эти органы осуществляют следующие виды оперативной деятельности:
– Определяют круг лиц, подлежащих социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;
– Определяют условия назначения и размеры страхового обеспечения;
– Устанавливают тарифы страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования (ОСС);
– Определяют базу для начисления страховых взносов;
– Разрабатывают порядок формирования своих бюджетов и порядок их исполнения; и т. д.
Если осуществляется оперативное социальным обеспечением за счет ассигнований из федерального бюджета, то управление осуществляют государственные органы исполнительной власти и подведомственные им органы, к ним относятся:
1) Министерство труда и социальной защиты;
2) Министерство здравоохранения;
3) Министерство образования и науки;
4) Министерство Обороны;
5) Министерство Внутренних Дел (МВД) и подведомственные им органы.
На местах оперативное управление социальным обеспечением осуществляют органы социальной защиты населения (ОСЗН) – управление социальной защиты населения, Комитет по социальной политике, центр социального обслуживания и др.
В ведении названных органов находятся следующие виды оперативного управления:
– Разработка программ социальной защиты населения;
– Изучение социально-экономического положения отдельных групп населения;
– Организация назначения выплаты пособий, компенсаций;
– Социальное обслуживание пожилых, инвалидов;
– Организация санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан и т. д.
Тема 3
Правовое осуществление социального обеспечения
План:
1) Организация нормотворчества в сфере социального обеспечения
2) Организация правоприменения в сфере социального обеспечения;
3) Толкование норм права социального обеспечения.
1) Организация нормотворчества в сфере социального обеспечения
Осуществление – достаточно емкое, сложное понятие. Оно включает в себя весь процесс возникновения, формирования и функционирования отношений по социальному обеспечению. Под осуществлением социального обеспечения понимается порядок применения юридических, экономических, организационных мер, для решения тех задач, которые стоят перед социальным обеспечением. (Поскольку экономическим и организационным мерам будет посвящено большинство тем междисциплинарного курса (МДК), в данной теме рассмотрим правовое осуществление социального обеспечения).
К основным правовым (юридическим) средствам осуществления социального обеспечения относится: нормотворчество, правоприменение, толкование норм права социального обеспечения.
Нормотворчество – основной путь воздействия на общественные отношения по социальному обеспечению. Нормотворчество представляет собой процесс разработки и принятия тех или иных нормативно-правовых актов (НПА) о социальном обеспечении, например, о пенсиях пособиях, социальном обслуживании, льготах и т. д.
Нормотворческий процесс складывается из нескольких последовательных стадий:
1) Законодательная инициатива;
2) Решение о необходимости издания акта;
3) Разработка проекта акта;
4) Рассмотрение проекта акта;
5) Принятие акта;
6) Доведение акта до его адресата.
Кратко рассмотрим каждую стадию процесса.
1.1) Стадия законодательной инициативы. Означает, что здесь речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта. Он вносит предложение об издании нормативно-правового акта (НПА) или предлагает уже подготовленный проект акта., Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен законом.;
2.1) Решение об необходимости издания акта., Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработки его проекта, оформляется документально и включается в план законопроектных работ.;
3.1) Разработка проекта акта. Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Данная стадия может состоять из одной процедуры:
– Только разработка проекта акта или 2-х процедур:
– Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Количество процедур зависит от важности проекта.
4.1) Рассмотрение проекта акта. Рассмотрение проекта акта в том органе, который, согласно своей компетенции может его принять.;
5.1) Принятие акта.
6.1) Доведение акта до адресата. Доведение содержания принятого акта до его адресатов путем опубликования.
Нормотворчество может быть выражено в принятии тех или иных актов, например, в виде единичного нормативно-правового акта (НПА). В нем содержаться отдельные юридические нормы. Примером такого акта может служить Федеральный закон (ФЗ) от 21.12.1996г. (12 декабря 1996г.) №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Другой пример, принимается систематизированный акт, содержащий определенные группы норм. Такие акты являются основами законодательства Российской Федерации:
– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (1993г.);
– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (1995г.);
– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах социального страхования» (1992г.) и др.
Правом издания нормативно-правовых актов (НПА) обладает широкий круг правотворческих органов. К ним относится: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральные Министерства, Ведомства, службы, органы власти субъектов Российской Федерации, власти местного самоуправления (МСУ). Нормотворческими функциями наделены также внебюджетные фонды социального страхования. В зависимости от уровня государственного органа и его положения в системе органов ими принимаются соответствующие нормативно-правовые акты (НПА) – законы, Постановления, приказы, инструкции, указания, положения и др.
2) Организация правоприменения в сфере социального обеспечения
Правоприменение – решение конкретного дела в определенной жизненной ситуации, другими словами, «приложение» закона, правовых норм к конкретным лицам, к конкретным жизненным обстоятельствам. Правоприменение нормативно-правовых актов (НПА) занимаются компетентные органы и должностные лица только в рамках предоставленных им полномочий. Применение норм права социального обеспечения (ПСО) – организующая деятельность компетентных органов, должностных лиц. Цель – обеспечить адресатам правовых норм реализацию их прав и обязанностей по социальному обеспечению, а также обеспечить гарантии контроля за данным процессом.
Существует несколько стадий правоприменительной деятельности.
1-я стадия – установление фактических обстоятельств конкретного дела. На этой стадии происходит исследование фактических обстоятельств дела, т.е. документов, свидетельских показаний и др. Например, гражданин обратился по вопросу о назначении ему трудовой пенсии по старости. Пенсионный орган проверяет у него наличие российского гражданства, возраст, страховой стаж, размер заработка, уплату страховых взносов и других обстоятельств. Без выяснения всех фактов невозможно нормальное разрешение пенсионного вопроса. Круг обстоятельств, необходимых для установления права, четко излагается в нормативно-правовых актах (НПА) по социальному обеспечению.
Результатом 1 стадии правоприменительного процесса должно быть достижение фактической объективной истины. Для достижения истины в ходе этой стадии особе внимание законодательство уделяет доказыванию, которое осуществляется документально. Министерство труда и социальной защиты разработало Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В этом перечне для каждого вида пенсии названы необходимые документы, доказывающие фактическую истину.
2 стадия правоприменительной деятельности – установление юридической основы дела, т.е. осуществлять выбор необходимой правовой нормы. Эта стадия включает в себя ряд последовательных действий:
1) Нахождение конкретной нормы, подлежащей применению;
2) Проверка правильности того текста, в котором содержится требуемая норма;
3) Проверка подлинности нормы, ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц;
4) Пояснение содержания нормы.
Таким образом, на этой стадии осуществляется правовая квалификация существа дела.
3 стадия правоприменительной деятельности – решение дела, по существу. Это означает, что принятие по тому или иному вопросу о социальном обеспечении лица, соответствующего правоприменительного акта. Под ним подразумевается индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным органом по конкретному юридическому акту. Эти акты порождают конкретные правовые последствия для участников правоотношений по социальному обеспечению. Например, право на пенсию у гражданина возникает только после того, как пенсионный орган принимает письменное решение о назначении, размере и дате выплаты пенсий. Это решение и является индивидуально-определенным актом для гражданина.