Фигуры из счётных палочек для дошкольников. Фигуры из счётных палочек для дошкольников Играем со счетными палочками

25.01.2024

Здравствуйте, дорогие друзья! Сухих Татьяна – хозяйка блога – рада новой встрече. Как и обещала, сегодня представляю вашему вниманию материал на тему: игры со счетными палочками. Примитивное, казалось бы, приспособление для счета, но сколько в нем возможностей! Этот дидактический инструмент использовали для разработки уникальных обучающих методик известные ученые: Мария Монтессори, Николай Зайцев, Джордж Кюизенер…

Многие из вас, дорогие родители, забывают о самых простых и дешевых развивающих игрушках, которые, при желании, можно сделать из бросового материала. Самые примитивные приспособления могут дать ощутимую пользу ребенку, если ввести их в программу домашнего развития малыша. Думаете, палочки нужны лишь для счета? Это в корне неверно, их цели гораздо масштабней:

  • Развитие моторики пальчиков – даже просто перебирая разноцветные, лучше деревянные палочки дети тренируют мозг. О моторике я много писала уже, если интересно, найдите статьи на сайте. От простейшей операции: вытащить из футляра и сложить обратно, до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы.
  • Во время занятий с этим нехитрым приспособлением формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу.
  • Разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления.
  • Выполняя задания с помощью цветных помощников, ребенок изучает цвет.
  • Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.
  • И, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике. Здесь уж поле действий широко: счет, геометрические фигуры, сравнение величин, простейшая арифметика.
  • Палочки также используются как вспомогательный инструмент для развития по разным методикам, например, к логическим блокам Дьенеша.

Какие лучше выбрать палочки? Вот, например, неплохие штучки я нашла в «УчМаге»:

  • Счетные палочки и цифры, 72 элемента – деревянный наборчик в коробочке;
  • Приятные на ощупьяркие счетные палочки в футляре – 50 шт.
  • Очень неплохо иметь дома палочки Кюизенера – универсальный авторский материал, в комплекте есть элементы разного цвета и разной длины. Позже я расскажу, как играть и обучать деток с их помощью.

Как начать использовать счетные палочки в забавках?

Есть два этапа работы с этим простым материалом – начальный, когда яркие гладкие штучки используются как игровой инструмент. А второй этап – математический, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.

В детском саду мы начинаем работу со счетным инструментом со знакомства с ним: детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Хорошо бы проделать отверстие в крышке коробочки, чтобы ребенок проталкивал каждую штучку в отверстие – это отличное упражнение для пальчиков. Затем набираем в каждую ручку как можно большее количество палочек, потом – в другую, и высший пилотаж – обеими ручками.

Наигрались, приступаем к геометрическому конструированию. Выкладывание, в том числе, счетного материала Кюизенера, является самым приятным для дошкольников способом изучить начальную геометрию:

  • Выкладывание геометрических фигур по образцу взрослого: дорожка, лесенка, забор, квадраты, прямоугольники. Потом усложняем: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т.п. С материалом Кюизенера играть еще интересней, там палочки крупные, из них можно строить объемные фигуры.
  • Выкладывание по картинке: есть изображение гриба, цветка, солнца, а ребенок должен догадаться, как это выложить из палочек.

А в сочетании с логическими блоками Дьенеша у ребенка может получиться выложить что угодно, поскольку эти блоки представляют собой геометрические фигуры разного цвета: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник двух размеров и двух видов толщин идеально для детей дошкольного возраста, которые знакомятся с геометрией.

Кстати, если вы заинтересовались методическим материалом Дьенеша и Кюизенера, предлагаю такую литературу:

  • «Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша» – здесь даны рекомендации, как работать с этими методиками, а также примерные конспекты занятий;
  • «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера» – это уникальное пособие, здесь есть дидактические материалы на логико-математическое развитие дошкольников;
  • «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет» – описываются 24 занятия в старшей группе по логике и математике.

Занимательные игры с палочками-выручалочками для дошкольников

Ниже я приведу схемы работы со счетным материалом Кюизенера, впрочем, и с обыкновенными спичками, зубочистками, палочками играем точно так же:

  • Строим на столе лесенку из 10 элементов от меньшего к большему. Шагаем пальчиками по перекладинам и считаем туда и в обратном порядке;
  • Теперь выкладываем лесенку с пропущенными элементами: ребеночек заполняет пробелы;
  • Зеркальное отражение: взрослый выбирает элементы определенной длины, расцветки, укладывает их, а ребенок повторяет точно так же;
  • Устные задания: выложи три красные палочки, уложи их в ряд, выложи дорожку, треугольник и т.д.;
  • Запомни фигуру: взрослый конструирует нечто из палочек, предлагает малышу внимательно рассмотреть, отвернуться. Взрослый что-то меняет в конструкции, ребеночек называет, что и восстанавливает конструкцию;
  • Шаблоны: взрослый выкладывает фигуру и просит добавить к шаблону еще 2 элемента, потом 3 и т.д.
  • Короче-длиннее: работаем с цветными палочками. Взрослый берет палочку, например, красного цвета и предлагает малышу найти зеленую, но короче красной. По такому же принципу загадываем найти палочки с другим признаком.
  • ​ Больше-меньше: раскладываем на две неравные кучки палочки, просим назвать, где в какой кучке палочек больше (меньше);
  • Просим взять 2 любых элемента, но не синих. Или найти 2 палочки одинакового цвета, но разного размера;
  • 38 попугаев: измеряем короткими палочками длину машинки, стола. Выясняем, сколько коротеньких палочек «помещается» в длинной и т.п.;
  • Справа-слева: найди самую короткую и самую длинную палочки, положи их так, чтобы длинная была справа, а короткая – слева (впереди-сзади, вверху-внизу и т.п.);
  • Делаем лесенку и предлагаем ребенку добавить элементы, чтобы получились квадраты или прямоугольники;
  • Дети в подготовительной группе готовы к таким заданиям: найди с закрытыми глазами две палочки одинаковой длины, положи их на стол рядом. Если достаточно уделять времени с младшего возраста играм с палочками Кюизенера, то ребенок сможет даже находить палочки определенного цвета с закрытыми глазами. Дело в том, что эти палочки группированы по размеру и цвету.

Усложняем задачу для старших деток

Пора усложнить развивающие задания, их можно предлагать не только дошкольникам старшего возраста, но и младшим школьникам:

  • Сделай поезд, где первый вагон состоит из 4 палочек, второй – из 6-ти, третий – из 8-ми;
  • Возьми в руку как можно больше палочек. Не разжимая ладонь, посчитай их. Выложи из палочек соответственные цифры;
  • Разложите карточки или кубики с цифрами, ребенок рядом кладет соответствующее количество палочек;
  • Учим знак равенства: кладем 5-6 палочек, предлагаем ребенку рядом положить столько же. Между двумя кучками ставим параллельно две палочки;
  • К определенному количеству палочек нужно добавить столько, чтобы вышло какое-то число. Например, к 3 добавляем 2 палочки, получаем 5. Так выучим простое сложение;
  • Отлично идут головоломки с палочками: выкладываем фигуру и предлагаем ребенку добавить или убрать палочки так, чтобы получилась другая фигура. Есть схемы в Интернете, можно распечатать для себя;
  • В «сотрудничестве» с блоками Дьенеша предлагаем создать город с дорогами, домами, мостиками и разыграть целую историю.

По-моему, получилась приличная картотека для домашнего использования, как вы считаете? Да и в ДОУ она нелишней будет. Конечно, упражнений и творческих задач со счетными палочками гораздо больше, но в более-менее читабельную статью всего не уместишь.

Любовь Николаевна Рослякова

Цель : развитие логического мышления.

Задачи :

Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете , сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;

Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;

Воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

Условно можно разделить на несколько групп :

1. Дидактические игры с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур

- по образцу :

По указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры,

например, выложить квадрат из 4-х палочек или из 8 палочек , сравнить по величине полученные квадраты :


из 10 палочек выложить 3 квадрата :


По указанию величины фигуры,

например, выложить маленький квадрат, у которого длина каждой стороны равна длине одной палочки , или большой квадрат со стороной длиной две палочки ;

2. с выкладыванием изображений предметов

- по образцу :



картинки из библиотеки МААМ :

По устной инструкции, например, построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек , сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу , построить квадратное окно из 4 палочек , на чердаке – треугольное окно из 3 палочек :


аналогично построить и сравнить по форме и по величине три домика :



затем изменить форму крыши у последнего домика, сделать ее в форме трапеции :


- по замыслу :




3. с преобразованием геометрических фигур : добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур) :

1) из 8 палочек выложить квадрат , добавить еще 4 палочки так , чтобы разделить его на 4 равных квадрата :


убрать 2 палочки – получить 2 неравных квадрата :


или переложить 3 палочки – получить 3 равных квадрата :


или переложить 4 палочки – получить 3 равных квадрата :


2) у левой фигуры убрать 3 палочки – получить 3 квадрата :


3) из 10 палочек выложить 2 неравных квадрата, переложить 2 палочки – получить 3 равных квадрата :


4) у левой фигуры переложить 2 палочки – получить 3 треугольника :


5) из 15 палочек сложены 5 квадратов , убрать 3 палочки , чтобы осталось 3 таких же квадрата :


6) выложить из 6 палочек треугольник , добавить еще 3 палочки так , чтобы внутри него образовалось 4 равных между собой треугольника :



убрать 4 палочки – получить 2 равных треугольника :


убрать 3 палочки – получить 2 равных треугольника :


убрать 2 палочки – получить 2 неравных треугольника :


7) переложить 4 палочки – получить 3 квадрата, есть 2 правильные решения :



4. с преобразованием изображений предметов :

1) переставить 3 палочки , чтобы рыбка плыла в другую сторону :


2) переставить 3 палочки так , чтобы стрела была направлена в другую сторону :


3) переложить 2 палочки , чтобы теленок смотрел в другую сторону, но хвостик должен быть направлен вверх :


5. , в которых допускается наложение некоторых палочек поперек других при выкладывании или при преобразовании (это оговаривается при сообщении задания) :

1) из 9 палочек выложить 6 квадратов :


2) переложить 2 палочки – получить 7 квадратов :


переложить еще 4 палочки – получить 10 квадратов :


Можно использовать в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе с детьми по логико-математическому развитию.

Публикации по теме:

Развивающая игра «Смешные названия» (Детям от 6 лет) Цель игры. Развивать умение правильно образовывать разные формы существительных, согласовывать.

«Перемешанные картинки" Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие.

Дидактическая игра «Божья коровка». 1-й вариант: Цель: закрепить соотнесение цифры и количества предметов (средняя – старшая группы). Ход.

Дидактическая игра «Маски настроения» Цель: формировать представления детей о различных эмоциональных состояниях людей, распознавать характерные.

Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Практически каждый из нас с детства помнит такой элемент, как счетные палочки. Это были разноцветные пластмассовые или же деревянные пластинки, которые окрашивались в различные цвета. С помощью такого нехитрого изобретения большинство из детей научились считать, различать цвета, создавать композиции. Но сейчас мы копнем немного глубже и попробуем разобраться в том, каким образом счетные палочки могут помочь ребенку развивать абстрактное мышление, формировать базовые дошкольные знания и становиться с каждым днем умнее и изобретальнее.

Все начинается с правильного подхода

Для того чтобы современного ребенка, который буквально утопает в разнообразии различных игрушек, могли заинтересовать столь простые предметы, как разноцветные тоненькие пластинки, стоит немного схитрить. Итак, первое, что следует сделать родителям, - это приписать к палочкам прилагательное «волшебные». Для пущего результата их можно хранить в необычной шкатулочке (если у вас девочка) или же в одной из игрушечных больших машин (в случае с мальчиком). Не забывайте всегда обращать внимание крохи на то, что научить его считать, рисовать, изображать различные фигуры могут именно счетные палочки. Занятия, которые проходят с их участием, должны быть всегда интересными для малыша. Следите за тем, чтобы он не скучал, чтобы ему действительно нравился этот процесс и он с увлечением осваивал новые и новые горизонты знаний.

Краткая инструкция по использованию

В общем, можно сказать, что счетные разноцветные палочки развивают далеко не один навык у растущего ребенка. Среди таковых назвать можно рук, логику, воображение, кроме того, они помогают малышу становиться более сосредоточенным, усидчивым. Также богаче и ярче становится развивается фантазия и творческий потенциал. Использовать же это детское приспособление можно, если мы учимся считать до 10, изучаем алфавит, составляем слоги и слова. Также счетные палочки подходят для моделирования различных фигурок, рисунков. Из них можно составить кораблик, домик, даже маму и папу. Также детям интересно сортировать палочки по цветам и размерам (если они имеют различную величину).

в грудном возрасте

С девяти месяцев жизни малыша можно смело браться за совершенствование моторики его ручек. В данном возрасте у крохи начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большими указательным пальцами), потому задача родителей - усовершенствовать этот природный и жизненно необходимый навык. В этом деле лучшим помощником окажутся счетные палочки, которые имеют небольшую длину и совсем маленькую толщину. В коробочке для палочек прорежьте небольшое отверстие ножом, после чего выверните все содержимое перед малышом. Пусть он засовывает в коробку палочки одну за другой, подбирая их своими пальчиками. Когда ребенок начнет подрастать, игру можно разнообразить тем, что она теперь будет проходить на время. Малыш должен будет засунуть максимальное количество пластинок в коробку за определенный период.

Учим цвета

Для малыша весьма занимательными станут игры со счетными палочками, где их нужно рассортировать по цвету. Начинать ребенка учить этому можно также в девятимесячном возрасте или в один годик. Для начала выберите пластинки двух цветов, перемешайте их и покажите малышу, как именно надо их раскладывать. Можно просто создать две кучки, к примеру, для синих и красных. Можно сделать игру более интересной - предложить ребенку класть синие палочки в коробочку того же цвета, то же самое делать с красными. Подобное упражнение влияет на развитие сенсорной системы малыша. Он начинает быстрее воспринимать новый материал и лучше обрабатывает его. Также в ходе игры ребенок будет учиться сравнивать и принимать правильное решение. Когда увидите, что в работе есть успехи, прибавьте еще один цвет.

Нестандартные сочетания

Как правило, в возрасте года дети начинают осваивать такой материал, как пластилин. Поначалу малыши лепят из него какие-то абстрактные и неясные фигуры, но если вы слегка поможете им в этом творческом процессе, то успехи будут куда более заметными. Именно в этой работе можно выгодно использовать счетные палочки, а как это сделать, мы сейчас расскажем. Палочка, подходящая по цвету, может стать стволом дерева или стебельком цветочка. Из большого количества пластинок можно смастерить забор в пластилиновом домике. Также палочки можно применить в качестве колючек для ежика, рук и ног человека, лап собаки или кошки и так далее. Все зависит от вашей фантазии и, конечно же, от абстрактного мышления вашего ребенка.

Рисуем с помощью палочек

Бывает так, что взрослые пытаются научить ребенка рисовать определенные вещи, предметы или вообще изображать что-то на бумаге, но их старания тщетны. Но следует помнить, даже если малыш не проявляет особых талантов в области живописи, передавать и уметь изображать простейшие предметы и явления он просто обязан. Это в корне влияет на его абстрактное мышление и восприятие. Потому сейчас мы будем складывать различные фигуры из счетных палочек и начнем с самого простого. Нарисуйте простейшую картинку на бумаге, не закрашивая ее, а оставив лишь контуры. Теперь предложите ребенку выложить по этим линиям палочки. Обращайте внимание малыша на то, что обе полоски должны точно совпадать. Усложнить задачу можно с помощью цветов. Нарисуйте, к примеру, коричневый ствол елочки и зеленые ветки. Пускай теперь кроха подберет соответствующие по цвету пластинки и наложит их сверху.

С головой в математику

Каждый родитель знает, что счетные палочки - один из лучших помощников в том случае, если мы учимся считать до 10 или изучаем геометрию. Поразительно, но простые пластинки, которые напоминают спички, служат лучшими учителями для детей и отлично развивают абстрактное мышление и понимание данного материала. Как научить малыша просто считать - это понятно каждому. Нужно просто выкладывать нужное количество палочек, добавлять к ним дополнительные или отнимать. А вот если вы изучаете геометрию, то возможностей тут куда больше. Из пластинок можно составлять фигуры, менять их, при этом делать это с помощью перемещения лишь одной из их сторон. Кстати, объяснить малышу, что же это такое - сторона, можно именно таким способом. Аналогично вкладываются знания по поводу того, что такое угол, параллельные стороны, перпендикулярные и прочие азы геометрии.

Формируем дидактические навыки малыша

Настоящей находкой для подрастающего поколения являются счетные палочки Кюизенера. Они являют собой сочетание цвета и числа, что, по мнению экспертов, позволяет ребенку наиболее скоро и эффективно выучить азы математики и логики. Кроме того, они отлично развивают дидактические навыки, улучшают моторику рук и усовершенствуют абстрактное мышление. Если смотреть с математической позиции, то данные палочки - это множество, в котором отслеживается порядок и эквивалентность. Таким образом, моделируя число с помощью этого «конструктора», ребенок начинает, сам того не замечая, решать математические простейшие задачи. В его понимании формируется представление о числе на основе измерения.

Играем с изобретением Кюизенера

Если у вас совсем крошечный ребенок (год-полтора), то цветные счетные палочки Кюизенера пока что будут служить только в роли конструктора. Однако все равно используем его с намеком на математику, применяя следующий метод. Из палочек можно делать лесенку. Внизу размещаем самую длинную из них, выше устанавливаем чуть более короткую, потом еще короче и так далее. Также пластинки можно размещать по-разному. Они могут иметь в результате форму пирамидки, а могут быть подогнаны под одну сторону. Это даст ребенку возможность понять, что значит больше и меньше, что значит быть «между» или «по обе стороны». Аналогично можно составлять любые композиции и постепенно усложнять их, следя за развитием своего чада.

Заключение

Счетные разноцветные палочки - это настоящая находка для каждой семьи, где растет ребенок. С их помощью можно научить малыша любым базовым навыкам, начиная с простейшего - моторики рук, заканчивая дошкольными математическими знаниями. Вы можете в процессе обучения крохи использовать простые палочки, а можете приобрести счетные палочки Кюизенера, которые считаются куда более эффективными и способствующими лучшему развитию маленькой личности. Потому придумывайте различные игры, тренируйте фантазию ребенка и следите за тем, как он буквально на ваших глазах совершенствуется и становится умнее и умнее.

Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет Новиковская Ольга Андреевна

Игры со счетными палочками

Игры со счетными палочками

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста можно рекомендовать еще один вид развивающих игр – со счетными палочками. Выкладывание изображения с помощью счетных палочек – очень полезное и интересное занятие. Оно поможет развить маленькому человеку не только подвижность и координацию пальцев рук, но и усидчивость, аккуратность, а также мышление и фантазию. А если у вас под рукой не оказалось счетных палочек, то для этой цели вполне подойдут и обыкновенные спички.

Из книги Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет автора Щеткин Анатолий Васильевич

Игры Игра «Угадай, кто я»Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу.Водящий хлопает

Из книги Любовь к ребенку автора Корчак Януш

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Игры Ласковое прикосновение Вашему малышу понравится, если вы проведете по его животику или спинке перышком или кусочком мягкой материи. Слегка подуйте на его личико, животик. Покажите ребенку разноцветные платочки – яркие цвета мгновенно притянут внимание вашего

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Игры В игре участвуют не только органы чувств малыша, но и мышление. Играя со своим младенцем, вы обучаете его и доставляете ему большое удовольствие.«Ку-ку!» С 4-х месяцев младенцы уже любят играть в игры-забавы. Обычно самой первой для них такой игрой бывает игра в «ку-ку»,

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Игры В этом возрасте дети любят игры, связанные с произнесением разных звуков и слов. Для ребенка игра – не просто развлечение, но и наука.«Говорящие зверюшки»Произносите звуки, подражая животным и объясняя ребенку: утка произносит «кря-кря», собака лает «гав-гав», овечка

Из книги Что делать, если ребенок не хочет… автора Внукова Марина

Игры Малыш начинает ориентироваться в расположении предметов в трехмерном пространстве. Он уже может сортировать игрушки и группировать их по размерам.Ваш малыш также учится по своему желанию ронять и бросать предметы. Он с удовольствием изучает, что будет, если ими

Из книги автора

Игры В этом возрасте дети с удовольствием слушают детские стишки, помогающие им понять значение простых слов и фраз. Продолжайте их читать своему малышу, по ходу объясняйте значения слов.Познакомьте ребенка с основными цветами и назовите ему окружающие вас предметы.Ваш

Из книги автора

Игры Важность игры для ребенка В раннем детстве все свободное время ребенка занято игрой. Дети играют с удовольствием, воодушевлением, так, словно они имеют дело с настоящими, а не вымышленными предметами. Именно в игре малыш приобретает самые важные и нужные для него

Из книги автора

Игры Бакалейный магазин Расстелите на полу большое одеяло и посадите на него малыша. Дайте ему разные емкости и то, что можно рассыпать (чечевицу, манку, кукурузу, маленькие камешки, цветной песок, ракушки). Покажите ему, как нужно насыпать, высыпать, смешивать, и

Из книги автора

Игры Теперь предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений, трудовых функций. Таким образом возникает сюжетно-ролевая игра. Научите малыша объединять игровые действия простым сюжетом. Например, «Мама

Из книги автора

Игры Игры с пальчиками интересны детям, и они с удовольствием их выполняют. И вашему малышу они наверняка понравятся. Но не давайте ему слишком большую нагрузку. Лучше начните с малого, а затем постепенно добавляйте упражнения. Предложите крохе изобразить с помощью

Из книги автора

Игры с переодеванием Большая часть детских представлений – это подражание взрослым и их действиям. Какая мать не слышала стук шагов крошечных ножек дочки в туфлях на высоких каблуках?! Какому отцу не приходилось одалживать свою шляпу или галстук «притворному

Из книги автора

Оружие и игры с ним Поскольку оружие является символом войны и разрушения, многие взрослые чувствуют тревогу при виде малыша с горящими глазами, размахивающего игрушечным пистолетом, с ликующим криком: «Я убиваю тебя!» Часто беспочвенность этой тревоги доказывается

Игры - головоломки со счетными палочками.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, решают различные головоломки, любят игры на смекалку. Одним из наиболее доступных видов задач на смекалку являются игры со счетными палочками. Их еще называют задачами на смекалку геометрического характера, т. к. в ходе решения идет создание различных форм и преобразование одних фигур в другие. В ходе таких игр дошкольники охотно преодолевают значительные трудности, могут отказаться от сиюминутных желаний, возникающих по ходу выполнения той или иной игровой задачи. Кроме гордости от сознания своей сообразительности, уверенности в своих возможностях, игры - головоломки со счетными палочками формируют такие качества, как усидчивость, упорство в достижении цели, находчивость, развивают конструктивные умения, умственную и творческую активность.

Для игры понадобится набор ученических счетных палочек или любые палочки одинаковой длины и толщины, полоски картона, даже спички, с которых предварительно счистили серу. Если вы играете вместе с детьми, то можете давать устные задания. Если ребенок играет один, хорошо заготовить карточки, на которых написано условие игровой задачи (в случае, если он умеет читать), или схематически указано, сколько палочек надо взять, какое преобразование проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Например: из 7 палочек надо составить 3 треугольника.

Хорошо, если дети сами придумывают задачи и записывают (моделируют) их для решения другими людьми (детьми или взрослыми).

Задачи - головоломки со счетными палочками могут быть различны по уровню сложности:

На составление заданных фигур из определенного количества палочек. Напр., составить ромб из 5 палочек:

Прямоугольник из 8:

На преобразование фигур путем удаления заданного количества палочек.

Напр., убрать 4 палочки, чтобы получились 3 квадрата:

Убрать 8 палочек, чтобы получился крест:

На преобразование фигур, путем перекладывания палочек.

Напр., Переложить 1 палочку так, чтобы дом смотрел в другую сторону:

Переложить 3 палочки так, чтобы корова взмахнула хвостом и оглянулась:

Когда дети освоят все 3 уровня сложности игр - головоломок, поощряйте их творчество в создании своих вариантов логических задач. Придумывайте более длинные и сложные задания. Используя последовательно проводимые преобразования, составляйте рассказы, сказки.

А пока вы только учитесь, предлагаем вам отгадать авторскую задачу - головоломку:

Мы 6 палочек возьмем

И построим новый дом!

Если 2 переложить,

В доме том не смогут жить,

Он уже не дом, а флаг.

Кто сумеет сделать так?

Захотелось покопать-

Надо палочку убрать

И переложить другую.

Так лопатку получу я!

А у вас она готова?

Передвинем палку снова

А внизу одну возьмем

И в коробку уберем.

Вышел стульчик!

Отдыхайте!

Сколько палочек? Считайте.

Сосчитали?

Их четыре!

Ножки вы раздвиньте шире,

Спинку надо положить -

Будет стул столом служить!

Если вам не надоело,

Продолжаем наше дело:

Сделаем дорожный знак

Или треугольный флаг.

Снова 2 переложили

И стрелу мы получили!

Только вот стрела сломалась-

Палочка одна осталась.

Мы ее на стол положим -

Треугольник сделать сможем!

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал