Что стало с бывшими владельцами фабрики эйнем. Заглянувшие в будущее

13.08.2023

Отец главной героини нашего проекта - Тихон Лукин работает наладчиком карамельной линии на кондитерской фабрике.


Я думаю, что читателям нашей стенгазеты будет интересно узнать историю советской и досоветской (российской) кондитерской промышленности.

До революции в России существовало несколько крупных кондитерских фабрик:
Фабрика Эйнема (ныне "Красный Октябрь"), Сиу (ныне "Большевик"), фабрика Абрикосова и Жоржа Бормана.
Сладкоежки проекта - готовьтесь. В этом и других постах я постараюсь описать историю этих замечательных фабрик.

История кондитерской фабрики «ЭйнемЪ»


Вот он - Теодор-Фердинанд фон Эйнем(Фото конца 19 века). Правда хорошенький?


Итак… 1850 году полный надежд в Москву приезжает немецкий подданный Теодор Фердинанд фон Эйман. В том же году от открывает производство пиленного сахара, но видимо терпит в этом деле неудачу т.к. уже в 1851 году он открывает на Арбате небольшую кондитерскую по производству шоколада и конфет!
В этой мастерской работали всего 4 мастера!
В годы «Крымской войны» 1853-1956 кондитерская поставляла свою продукцию на фронт в результате чего удалось заработать достаточный капитал, чтобы расширить производство и перебраться на Мясницкую улицу!
В 1857 году наш герой знакомиться с талантливым бизнесменом Юлиусом Гейсом, которого берёт в компаньоны.

Вот он - Юлиус Гейс


Вместе они открывают кондитерскую на Театральной площади, выписывают из Европы новейшую паровую машину и приступили к строительству фабрики на Софийской, а потом и на Берсеневской набережной Москвы-реки.

В справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» об этом факте была сделана запись: «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867»

Вот эта фабрика:


Фирма имела награды, полученные на всероссийских мануфактурных выставках: бронзовую медаль 1864 (г. Одесса), серебряную медаль1865 (г. Москва).
Превосходное качество кондитерских изделий, техническая оснащенность фабрики, красочная упаковка и реклама выдвигают фабрику на одно из ведущих мест в кондитерском производстве того времени.

После смерти Эйнема в 1878 году фабрикой стал единолично руководить Гейс, однако ставшее популярным у москвичей название компании менять не стал.
С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина — в пользу Немецкой школы для бедных и сирот.


Трудовой день в те времена составлял 10 часов. Кондитеры, большинство из которых составляли выходцы из подмосковных деревень, жили в Общежитии при фабрике, а питались в фабричной столовой.
Администрация фабрики предоставляла работникам некоторые льготы:
для детей-подмастерьев была открыта школа;
за 25 лет безупречной службы выдавался серебряный именной знак и назначалась пенсия;
была создана больничная касса, оказывавшая нуждающимся материальную помощь.;

Рабочие фабрики:


В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде продукция «Эйнемъ» награждена золотой медалью, в 1900 фирма получает Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада. В 1913 году «Эйнемъ» удостаивается звания поставщика двора Его Императорского Величества.

Фото с выставки 1896 года:


К началу XX века «Эйнемъ» владеет двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде.

В годы первой мировой войны фирма «Эйнемъ» занимается благотворительной деятельностью: жертвует деньги, организует лазарет для раненых солдат, отправляет на фронт вагоны с печеньем.

После Октябрьской революции 1917 года фабрика была национализирована и стала называться «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнемъ», в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь».

Что же выпускала кондитерская ЭйнэмЪ?

На фабрике производились: карамель, конфеты, шоколад, какао напитки, пастила, печенье, пряники, бисквиты. После открытия филиалов в Крыму (Симферополь) «Эйнемъ» начал производить глазированные шоколадом фрукты - сливу, вишню, грушу, а также мармелад.

Особое внимание на фабрике уделялось звучным названиям и стильной упаковке (Гейс когда-то занимался художественной фотографией).
Чего стоят такие названия как «Ампир», «Миньон»,шоколад «Боярский», «Золотой ярлык»! Коробки с продукцией отделывались шелком, бархатом, кожей. Над созданием дизайнов упаковки и открыток работали Врубель, Бакст, Билибин и Бенуа!

Хозяйкам предлагались нарядные банки для сыпучих продуктов, украшенные фирменными логотипами. Выпускались отличные географические карты - с подробной информацией об изображенной стране и с непременной фирменной подписью.

Композитор Карл Фельдман по специальному заказу «Товарищества Эйнем» написал «шоколадные мелодии"
Ноты «Кекс- галопа», «Шоколадного вальса», «Вальса-монпансье», «Танца какао» раскупали не хуже модных угощений, тем более что к ним, конечно же, прилагались конфеты. Наборы пользовались большим спросом, особенно накануне праздников.

Ну и, разумеется, помнили о детях - кто же устоит перед просьбой сладкоежки купить хоть самую маленькую конфетку.
Такие шоколадные автоматы устанавливались в магазинах. Опустив в него 10-копеечную монетку и передвинув рычажок, малыш вылавливал выскакивавшую из окошка крохотную шоколадку весом в 5-6 г. Стоит отметить, что по тем временам это были не такие уж маленькие деньги: в России только начали выпускать собственный шоколад, и он был недешев.

Среди мучных изделий выделялись небольшие пузатые соленые рыбки, особенно привлекавшие любителей пива. Но и дети, не пившие пиво, охотно грызли эти фигурки. Еще занимательнее были цветные фигурки из марципана, изображавшие морковку, репу, огурцы, каких-то зверюшек. Их иногда вешали на рождественскую елку, к великому удовольствию малышей.
Среди тортов был торт с необычайным названием «Полюби меня» в разную цену. Покупатели-острословы говорили молодым продавщицам: «Пожалуйста, «Полюби меня» за три рубля»:)









«Добыл я плитку шоколада
И мне товарища не надо.
Пред всеми говорю людьми:
«Съем всю. А ну-ка отними!»

Вышивка для Дам:


Коробка конфет уже давно стала универсальным подарком по любому поводу. Настолько универсальным, что часто не воспринимается всерьез. Конфеты ручной работы – это более изысканная версия «дежурного» презента. Такой подарок уже не будет выглядеть банальным. Индивидуальный, неповторимый декор, красивая упаковка – и обычный набор конфет становится символом особого отношения к человеку.

Элитные конфеты ручной работы

Эксклюзивные конфеты и шоколад ручной работы – своего рода съедобная драгоценность. Существует даже легенда, согласно которой испанской королеве Елизавете Валуа на одном из приемов помимо самоцветных каменьев и других ювелирных ценностей подарили коробку шоколадных конфет. В то время они изготавливались исключительно ручным способом, причем у каждого кондитера был свой секретный фирменный рецепт. Сладкому подарку августейшая особа обрадовалась больше всего. Упрек короля Филиппа II по этому поводу она парировала, сказав, что конфеты гораздо вкуснее бриллиантов. Трудно поспорить со столь верным утверждением!

Подарочные наборы конфет не теряют своей актуальности и сейчас. Однако в современном мире их продажа и производство хорошо отлажены и поставлены на поток, так что радовать сладким сувениром можно не только августейших особ, но и простых граждан. И тем выше ценятся подарочные наборы конфет ручной работы, ведь они в каком-то смысле демонстрируют «королевский» подход к тому, кому адресованы.

При этом важно, чтобы они были хорошего качества и отвечали всем необходимым требованиям и стандартам. Бывает, что оригинальные натуральные конфеты приносят лишь разочарование, если покупать их в непроверенном месте. Поэтому лучше выбирать набор, созданный мастерами крупных и именитых кондитерских фабрик, таких как концерн «Бабаевский», фабрики «Рот Фронт» или «Красный Октябрь». Именно здесь в соответствии с самыми высокими стандартами производят конфеты и шоколад из натуральных какао-бобов. В отличие от мелких кондитерских, которые, создавая «дорогие ручные конфеты», используют готовый промышленный шоколад, за происхождение и состав которого вряд ли могут ручаться, крупные фабрики изготавливают свой собственный шоколад и какао-масло, контролируя весь процесс производства, начиная с обработки сырья.

Качество и вкус продукции крупных фабрик проверены временем. Например, конфеты абрикосовские ручной работы ценятся до сих пор, хотя знаменитая кондитерская фабрика давным-давно сменила и прославила другое свое название – концерн «Бабаевский». Еще одна знаменитая фабрика – «товарищество Эйнем», ныне «Красный Октябрь», продолжает выпускать шоколадные конфеты ручной работы в наборе, созданные по старинным рецептам и упакованные в стилизованные под старину жестяные пеналы.

Оригинальные конфеты

В наше время, когда даже высокопоставленным лицам нередко дарят что-то стандартное и шаблонное, индивидуальный подход ценится особенно высоко. Конфеты ручной работы – это его сладкое воплощение, ведь при таком обилии и разнообразии фабричных наборов даритель выбрал нечто штучное и уникальное, нарочно усложнив себе задачу. Чем дальше уходит прогресс, тем меньше вокруг чего-то особенного, индивидуального. Итог ручной работы всегда уникален и неповторим. Причем чем проще и банальней сама вещь, тем ценнее то, что руку к ее созданию приложил живой человек, отодвинув в сторону беспристрастную машину.

Эксклюзивные наборы конфет – одна из лучших иллюстраций этого утверждения. Казалось бы, простая и повседневная сладость, ничего особенного. Но в каждую из конфет ручной работы вложена душа мастера, это почти произведение искусства, а не просто «коробка конфет в подарок». Кроме того, эксклюзивные шоколадные конфеты – это всегда запредельно высокое качество, неповторимый дизайн и оригинальная рецептура.

Если хочется чего-то совсем эксклюзивного, стоит подумать про элитные шоколадные конфеты на заказ. Их можно сделать любой формы, в виде шоколадной скульптуры, например, или нанести особый узор на каждую конфету в наборе, чтобы получилось послание.

Особую популярность подарочные конфеты обретают в преддверии праздников. Особенно активно их дарят женщинам: считается, что им в подарок стоит преподносить красивые вещи, а мужчинам – практичные и статусные. Тем не менее, красивые конфеты эксклюзивной работы очаруют не только утонченную даму, но и солидного мужчину, тем более, что вещь, изготовленная вручную, – штука довольно статусная, даже если эта вещь съедобная.

Дорогие конфеты в наборе

Стоимость ручной работы всегда выше, чем у продукта, сошедшего с конвейера: цена за 100 грамм изготовленных вручную конфет в среднем оказывается примерно в 1,5 раза выше обычных. Тем не менее, они того стоят. Красивые конфеты ручной работы сочетают в себе изысканность, индивидуальный подход, высокое качество и отменный вкус.

Из всех сортов наиболее дорогими и статусными считаются трюфели. С другой стороны, они довольно скучные, хоть и вкусные. Поэтому в коробках чаще всего оказываются конфеты с разнообразными начинками, причем их не 2-3 вида, как в обычных наборах-ассорти, а 10-12.

Конфеты ручной работы подходят для любого случая так же, как и обычная коробка конфет, но при этом выгодно от нее отличаются. Такой подарок подчеркнет особое внимание к человеку и точно запомнится.

Если вы не знаете, что подарить, но хотите, чтобы подарок не выглядел простым и банальным, подарите конфеты ручной работы. Интернет-магазин «Алёнка» предлагает большой выбор разнообразных вариантов такого презента. Кроме того, их можно купить оптом недорого, чтобы порадовать сразу всех, кому хочется преподнести что-то изысканное и необычное. Доставка – еще один повод заказывать конфеты онлайн, тем более, если учитывать стоимость конфет ручной работы, их доставка вполне может оказаться бесплатной.

Фабрикант немецкого происхождения, основатель крупнейшей кондитерской фирмы.

Первые шаги и успех в России.

Родился в семье лютеранского священника, но отказался продолжить дело отца. В Москве с 1848. Через три г. арендовал помещение на Арбате, устроив там мастерскую по производству шоколада. С 1853 - в III гильд. Моск. купечества, с 1867 - во II гильд. В 1853—56, во время Крымской войны Э. выполнил подряд по поставке варенья и сиропов для рус. армии. Государственный заказ принес ему значительный доход. Качество и точность исполнения сразу же обратили на себя внимание. После войны вместе с компаньонами, полковником Лермонтовым и коллежским секретарем Романовым, вложившими по 5 тыс. руб. серебром, сняли на 10 лет дом в Мясницкой ч. и устроили там кондитер. фабрику, выпускавшую 10 сортов шоколада, шоколадн. конфеты, пралине.

В 1867 г. Эйнем на имя жены Каролины купил дом на Софийской наб., напротив Кремля. На пустыре за домом разместилась фабрика, оборудован. паровой машиной в шесть лошадиных сил и паровым котлом. В процессе покупки оборудования для ф-ки Э. сблизился с моск. немцем Юлиусом Гейсом (1832—1907), кот. предложил координировать работу с оптовыми покупателями. В 1870 был заключен договор, по которому Э. получал 60 %, а Гейс - 40 % прибыли.

В 1870 г. для производства в Москве легкого бисквитного печенья (по англ. технологии и на англ. оборудовании) был куплен участок на Берсеневской набережной. В 1871 ф-ка Эйнема была крупнейшей из пяти шоколадн. фабрик в Москве и выпускала почти пол. продукции всех моск. пр-тий, а именно: 32 тонны шоколада, 160 тонн шоколадн. конфет, 24 тонны «чайного печенья» (англ. бисквитов) и 64 тонны колотого сахара; всего на сумму 300 тыс. руб.

На фоне растущих прибылей, Эйнем не забывал и о благотворительной деятельности. С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина - в пользу Немецкой школы для бедных и сирот.

От «Эйнема» к «Красному Октябрю».

Э. умер в Берлине и, согласно его желанию, был похоронен в Москве. Могилы Э. его и жены сохранились на Введенском кладбище. После смерти Эйнема в 1886 г. предприятие было акционировано и приобрело форму товарищества (осн. капитал 0,5 млн руб.) с коллегиальн. правлением с участием Юлиуса Гейса и его сыновей (Вольдемара, Юлиуса, Альберта, Оскара, Карла). В 1914 г. по показателям продаж «Эйнем» вышел на первое место среди кондитер. фирм России. На Всемирной выставке 1900 в Париже, где были представлены восемь рос. пищевых фирм (кондитер., чайн. и сахарн.), фирма «Эйнем» получила высшую награду - Гран-при. В 1913 г. т-во «Эйнем» получило звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

После революции в 1918 ф-ка «Эйнем» была национализирована и переименована в Государственную кондитерскую фабрику № 1, что подчеркивало лидирующее положение предприятия в отеч. кондитер. промышленности. В честь пятилетия революции ф-ка получила название «Красный Октябрь», к которой добавляли «бывшая Эйнем» вплоть до нач. 1930-х (это служило беспроигрышным паролем для покупателей).

История бренда «Красный Октябрь».

В закладки

Одна из старейших шоколадных фабрик в России «Красный Октябрь» появилась благодаря немецкому предпринимателю Теодору Фердинанду фон Эйнему, который в 1850 году приехал в Россию с желанием открыть свой бизнес. В Москве на русский манер его стали называть Федор Карлович.

Еще в 18 веке немецкие булочные и кофейные магазины были широко распространены в Санкт-Петербурге. В Москву же предприниматели-иностранцы стали приезжать только в 19 веке. В основном это были немцы. Для открытия собственного дела им даже не требовалось получать российское гражданство. Согласно закону, иностранцы имели право учреждать компании, не отрекаясь от своего подданства.

Эйнем начал свое дело с выпуска пиленого сахара. Публика была не сильно искушенной, поэтому сладость продавалась хорошо. Уже на следующий год предприниматель решил расширить ассортимент и начал выпускать конфеты и шоколад. Так появилась мастерская на Арбате, в которой на тот момент трудилось всего четыре человека.

В ходе Крымской войны 1853-1856 годов Эйнему удалось найти способ дополнительного заработка. Он получил подряд на поставку в армию варенья и сиропа. На вырученные деньги предприниматель расширил производство и открыл фабрику на Мясницкой улице.

Эйнем понял, что без компаньонов ему не обойтись - требовались русские поручители, которые могли бы вложиться в дело деньгами и именем. В 1856 году полковник Лермонтов и коллежский секретарь Романов вложили по 5 тысяч рублей серебром и арендовали помещение на Петровке на десять лет.

Согласно договоренности, русские учредители обеспечивали бизнес деньгами, а Эйнем занимался всем остальным - от разработки новой продукции до ведения бухгалтерии. Сладости компании «Эйнемъ» пользовались популярностью среди москвичей, но о всероссийской известности говорить было рано.

Кондитерская фабрика делала ставку на выпуск шоколада, который до этого в Россию импортировали только из Бельгии, Голландии, Германии и Франции. Кондитерская фабрика «Эйнемъ» запустила производство десяти сортов шоколада, шоколадных конфет и пралине.

По качеству товар не уступал более опытным зарубежным конкурентам. Уже в 1863 году продукция получила бронзовую награду на выставке в Одессе, а затем и в Москве. С 1875 по 1894 годы потребление шоколада в России возросло в 30 раз. Немалая доля пришлась на продукцию фабрики «Эйнемъ».

С расширением производства Теодор Эйнем решил найти компаньона и пригласил в дело своего давнего знакомого, немецкого бизнесмена Юлиуса Гейса, всегда отличавшегося предпринимательской хваткой. В качестве доли партнёр внес всё своё имущество стоимостью в 20 тысяч рублей. Согласно подписанному договору, Эйнем получал 60%, а Гейс - 40% прибыли.

С его приходом фабрика расширила ассортимент - появились новые виды конфет, печенья, а также яркие и интересные обертки. Вдвоем предприниматели открыли новый кондитерский магазин на Театральной площади. Новинкой в магазинах Эйнема стало легкое бисквитное печенье, которое вскоре стало пользоваться большим спросом.

Одним из знаковых событий в истории бренда стало строительство здания фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. Изначально оно представляло собой трехэтажную постройку, внутри которой была установлена новейшая паровая машина, прибывшая из Европы.

Новое здание заработало в 1871 году. Фабрика выпускала 32 тонны шоколада, 160 тонн шоколадных конфет, 24 тонны английского бисквита («чайного печенья») и 64 тонны колотого сахара в год. Доход составлял 300 тысяч рублей, 246 тысяч из которых приходились на шоколад. В том же году фабрика стала крупнейшим производителем среди пяти шоколадных брендов в Москве.

Основными конкурентами «Эйнемъ» в 19 веке были компания « » - самая старая кондитерская фабрика России (сейчас это концерн «Бабаевский»), а также «А.Сиу и К» - бренд, основанный французом Адольфом Сиу, позже переименованный в «Большевик».

Компания «Эйнемъ» конкурировала за счет широкого ассортимента. На фабрике производились карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастила, печенье, бисквиты, пряники, глазированные фрукты, мармелад.

Эйнему не было и пятидесяти лет, когда его здоровье резко ухудшилось. Не имея детей, он должен был заранее подумать о продолжении дела. Он предложил Гейсу выкупить долю. Согласно сделке, компаньон выплатил Эйнему 100 тысяч серебром и обязался заплатить еще 300 тысяч в течение девяти лет. Таким образом Гейс стал единственным владельцем компании.

Предприниматель не решился переименовать фабрику даже после смерти Эйнема в 1876 году, поскольку бренд уже имел широкую известность. Гейс превратил его в семейный бизнес, в котором поначалу приняли участие его жена и старший сын, а далее и остальные сыновья предпринимателя.

Новый владелец придерживался следующих принципов: высокое качество, долгий срок хранения, доступные цены. Результаты выбранного курса не заставили себя ждать: в 1885 году фабрика получила серебряную медаль на выставке в Бельгии. В 1896 году - высшую награду в Нижнем Новгороде.

Через четыре года продукция компании была признана лучшей на всемирной выставке в Париже и получила высшую награду «Гран-при». В качестве благодарности за успехи фабрика «Эйнемъ» получила право размещать на своих изделиях государственный герб Российской Империи.

К 300-летию пребывания династии Романовых на престоле в 1913 году компания была удостоена звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В коробках появились вкладыши, свидетельствующие об этом почётном звании.

Если в 1884 году на предприятиях фирмы «Эйнемъ» работало 200 человек и доход достигал 700 тысяч рублей, то через десять лет на фабрике трудилось уже 570 рабочих, а продукции выпускалось более чем на 1,7 млн рублей. В начале 20 века показатели увеличились до 915 рабочих и 2,8 млн рублей дохода соответственно.

Производство росло, существующих мощностей не хватало, поэтому Гейс приобрел землю на Берсеньевской набережной, где возвел новые четырех- и пятиэтажные корпусы. На фабрике был установлен немецкий инвентарь. Оборудование, соответствовавшее мировым стандартам, обошлось компании в 400 тысяч рублей.

В 1907 году Юлиус Гейс умер, компания перешла к его сыновьям. Молодые предприниматели вкладывали деньги в расширение фабрики. Так, на Берсеневской набережной появились знаменитые краснокирпичные корпусы, построенные по проекту архитектора Александра Калмыкова - одного из авторов здания Третьяковской галереи.

Здесь располагались служебные помещения, производственные цеха, а перейти из корпуса в корпус можно было по специально построенным крытым переходам. Позже здания кондитерской фабрики «Эйнемъ» стали памятником истории и культуры.

В 1910 году компания произвела продукцию на 7,8 млн рублей. Бренд занял лидирующую позицию в российской кондитерской промышленности. Ассортимент фабрики состоял из более чем ста наименований, в их число, помимо шоколада, печенья и конфет, входили леденцы от кашля, фруктовые соки, абрикосовое пюре, томатная паста, горчица и многое другое.

Заказы поступали из 40 городов России. Наибольшей популярностью среди клиентов пользовались конфеты «Золотая рыбка», «Майские жучки», карамель «Театральная», «Дюшес», «Барбарис», «Земляничная». В начале 20 века бренд «Эйнемъ» владел фабриками в Москве, Симферополе и Риге. Многочисленные магазины были открыты в Москве и Нижнем Новгороде.

Однако Октябрьская революция 1917 года кардинально изменила историю компании «Эйнемъ». Фабрика была национализирована и передана в государственную собственность. Потеряв семейное дело, сын Гейса - Вольдемар - получил от временного правительства приглашение на работу в Главкондитере.

Предприятие было переименовано в Государственную кондитерскую фабрику №1. Однако из-за сомнений, что новое название вызовет недоверие у потребителей, рядом в скобках осталась пометка «бывшая «Эйнемъ». А в 1922 году в честь Октябрьской революции фабрика получила название «Красный Октябрь», которое и носит до сих пор.

В военные годы «Красный Октябрь» продолжила выпускать шоколад. Однако на смену загадочным и красивым названиям пришли более простые. Единственный сорт конфет, выпускаемый в годы войны, был созвучен времени - «Фронтовые».

По заказу правительства был создан горький шоколад для летчиков и подводников - «Гвардейский» с повышенным содержанием теобромина и кофеина, и шоколад «Кола» с добавлением африканского кола-ореха, который обладал тонизирующим действием, а также снимал стресс и усталость.

На фабрике был организован специальный цех № 6 по выпуску военной продукции: сигнальных шашек для флота, пламегасителей для самолетов. Предприятие также производило концентраты каш и супов в брикетах. За неоценимый вклад в дело снабжения фронта продуктами питания фабрика «Красный Октябрь» семь раз была отмечена Государственным комитетом обороны. А в 1946 году переходящее звание лидера было передано фабрике навсегда.

После войны компании удалось достаточно быстро восстановить производство. Все значимые события, которые происходили в стране, находили свое отражение в продукции «Красного Октября». За первым полетом человека в космос последовал выпуск конфет «Космические», к Олимпиаде в 1980 году на прилавках появились сладости «Финиш» и «Волейбол».

В 1992 году фабрика была приватизирована и преобразована в открытое акционерное общество «Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь"». Производство увеличилось за счет пяти дочерних предприятий и нескольких филиалов в Егорьевске, Рязани и Коломне.

В начале 21 века предприятие вошло в состав кондитерского холдинга ООО «Объединенные кондитеры». А в ноябре 2007 года фабрика сменила адрес, покинув легендарные корпусы на Берсеневской набережной. В историческом здании остался музей и цеха по производству шоколада ручной работы.

Благотворительность и отношения к работникам

Основатели кондитерской фабрики всегда уделяли внимание благотворительности. С каждого проданного фунта печенья Теодор Эйнем жертвовал пять копеек серебром. Половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, другая - на счет немецкой школы для бедных и сирот.

Наследник бренда Вольдемар Гейс возглавлял крупнейшую благотворительную организацию общины московских немцев - Московское попечительство о бедных евангелического исповедания. Во время Первой мировой войны фабрика «Эйнемъ» делала денежные пожертвования, организовала лазарет для раненых солдат, отправляла на фронт вагоны с печеньем.

Компания также всегда уделяла большое внимание собственным работникам. В конце 19 века высокая производительность на российских предприятиях фактически достигалась за счет эксплуатации работников. На многих фабриках смена длилась по 15 часов. Рабочий день начинался в 4 утра и заканчивался в 9 вечера с перерывом на завтрак и обед. Удачей считалось попасть на производство с 12-часовым рабочим днем. Юлиус Гейс ввел на своём предприятии десятичасовые смены.

Типичные бытовые условия приезжих работников фабрик в то время не отличались комфортом. Считалось обыденностью жить в «рабочих казармах» по 30-40 человек в комнате. Причем на нарах ночевали как взрослые, так и дети (тогда был разрешен детский труд), как мужчины, так и женщины.

Для кондитеров фабрики «Эйнемъ» было открыто общежитие с чистыми, светлыми спальнями и хорошей столовой. Для фабричных детей-подмастерьев Гейс создал школу. Таким образом предприниматель формировал «рабочие династии», представители которых до сих пор трудятся на предприятии.

На фабрике была самая высокая заработная плата в кондитерской промышленности Москвы. Минимальный размер составлял 20 рублей, затем при хорошей работе зарплата ежегодно повышалась на 2 рубля. Проработавшим на фабрике 25 лет выдавался серебряный именной знак и назначалась пенсия в полном размере зарплаты, чтобы было редчайшим явлением для того времени.

Предприятия в конце 19 века редко были оснащены вентиляцией, поэтому сотрудникам приходилось работать в тесных, душных помещениях. Фабрика на Берсеневской набережной отличалась просторными, проветриваемыми цехами, при которых имелась столовая, швейная мастерская, а также общественная библиотека.

Для фабрикантов был создан драматический кружок и организован хор. Также на предприятии существовала больничная касса, из которой работники при необходимости могли брать некоторую сумму.

В начале 20 века Юлиус Гейс писал : «У меня работают около 1000 рабочих, и я всегда благосклонно относился к ним, хотя и строго следил за порядком. У меня никогда не было неприятностей. У меня вообще никогда не было прогулов, забастовок или пьянства».

Реклама и продвижение продукции фабрики

Предприниматель Юлиус Гейс увлекался художественной фотографией, поэтому всегда уделял большое внимание красивой яркой упаковке товара и стремился давать продуктам звучные названия.

Коробки были отделаны бархатом, шелком или кожей. В ассортименте фабрики «Эйнемъ» появился шоколад «Боярский», конфеты «Ампир», «Миньон». Для оформления упаковок приглашались самые лучшие художники того времени - Врубель, Бакст, Билибин, Бенуа.

Реклама фабрики нередко размещалась на театральных программках. Например, в буклете для спектакля «Ромео и Джульетта» описывались достоинства чудодейственных конфет от кашля - «Пектус». Реклама напоминала, что зрители будут чувствовать себя некомфортно, если закашляют в момент романтического объяснения героев на балконе.

В коробки с конфетами вкладывались рекламные листовки. Выходили серии коллекционных карточек - бабочки, рыбы, птицы, костюмы, русские художники и их картины и многое другое. Над городом проплывали дирижабли, надписи на которых призывали покупать шоколад «Эйнемъ».

Бренд заказал композитору Карлу Фельдману написать музыку, чтобы впоследствии предлагать клиентам в подарок к покупке ноты «Шоколадного вальса» или «Кекс-галопа».

Кроме этого, эксклюзивные конфеты всегда продавались вместе с аксессуарами - в коробки вкладывались фирменные салфетки и специальные щипчики для конфет. Покупателям предлагались красивые жестяные банки для сыпучих продуктов, печенья, шоколада, украшенные фирменными логотипами.

В магазинах фабрика «Эйнемъ» установила шоколадные автоматы. Если ребенок опускал в него 10-копеечную монетку и передвигал рычажок, то получал из окошка маленькую шоколадку весом в пять-шесть грамм.

После переименования предприятия «Красному Октябрю» было необходимо сделать так, чтобы новое название закрепилось в сознании покупателей. В Москве появились рекламные плакаты, текст для которых писал Владимир Маяковский.

«Золотой фонд» фабрики

В 20-е годы 20 века появилась продукция, которая вошла в так называемый «золотой фонд» «Красного Октября» - конфеты «Сливочная помадка с цукатом», «Сливочная тянучка», ирис «Кис-Кис».

Вскоре фабрика запустила производство знаменитых сладостей «Мишка косолапый». Согласно легенде, кондитеры принесли попробовать новую конфету Юлиусу Гейсу еще в конце 19 века. Толстый слой миндального пралине между двумя вафлями, покрытыми глазированным шоколадом, понравился предпринимателю. Оставалось придумать название и упаковку.

В то время Иван Шишкин написал легендарную картину «Утро в сосновом лесу». У Юлиуса Гейса появилась идея связать новый вкус и изображение со знаменитого произведения художника. Однако после его смерти доработал макет и запустил производство конфет уже его сын Вольдемар.

Создать необходимую рецептуру.

Шоколад было решено назвать «Аленушка» в честь героини сказок, известной каждому ребенку. В оформлении обертки хотели использовать знаменитую картину Васнецова. Однако оказалось, что шоколад с такой упаковкой уже существует. Название было исправлено на «Аленка».

Для создания обертки в 1965 году в газете «Вечерняя Москва» был объявлен конкурс на лучшие фотографии девочек. Из присланных изображений был составлен собирательный образ. Поначалу бренд экспериментировал и в зависимости от времени года печатал на обёртке девочек в платьях или в пальто. Однако образ в платке оказался наиболее популярным - на нем и остановились.

Бывший и нынешний «Красный Октябрь»

Сегодня бывшая территория фабрики «Красный Октябрь» считается одним из наиболее модных мест в Москве - в комплексе открыты галереи, кафе, проходят выставки, арт-мероприятия. Новый виток истории также оказался успешным и для самой фабрики.

После переезда производство предприятия сразу же выросло на 45%. Сейчас компания ежегодно выпускает 64 тонны продукции, на фабрике трудится почти 3 тысячи человек, создавая более 240 наименований кондитерских изделий.

Несмотря на старания московских руководителей, особенно прошлых лет, в Москве еще остались исторические места. Одно из них – комплекс зданий кондитерской фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной, который находится в самом центре города — на стрелке, образованной Водоотводным каналом и Москвой-рекой напротив Храма Христа Спасителя, куда меня на днях пригласили на экскурсию.

Теодор Фердинанд фон Эйнем – основатель фабрики

Теодор Фердинанд фон Эйнем – основатель фабрики. Когда ему было 20 с небольшим лет, он приехал из Пруссии в Россию, чтобы организовать здесь кондитерское дело. Это же надо, какова была вера человека в Россию, чтобы бросить на родине все и приехать в эту голодную и холодную страну, где еще существовало крепостное право? Начал с простых вещей – с шоколада и конфет. Таким образом, датой основания фабрики является 1851 год, когда Эйнем начал выпускать свою первую продукцию (напомню, что крепостное право в России отменили только в 1861 году).

Многих ли предпринимателей знаете вы, которые в 20 лет, приехав в чужую страну, смогли вот так успешно организовать свой бизнес?

Вначале все, что производилось, раскупалось в течение дня. Постепенно производство расширялось, и вскоре он знакомится со своим соотечественником – Юлиусом Гейсом, вместе с которым продолжает развивать свой бизнес.

Фабрика «Эйнем» — поставщик Кремля

Вскоре их продукция становится очень популярной, фабрика «Эйнем» начинает поставлять продукцию Кремлю. При этом они выпускают товар совершенно разного ценового диапазона, так что популярность растет среди всех слоев населения.

После смерти Эйнема фабрикой руководит Юлиус Гейс, который в 1889 году покупает несколько участков на Берсеневской набережной – очень выгодное во всех отношениях место – как раз рядом с Кремлем. И начинается строительство производственных цехов, которые использовались по назначению до последнего времени.

Вот так, например, выглядит шахта в одном из корпусов.

Бизнес расширяется, продукция получает награды на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896 год) и в Париже (1900 год).

Забастовки 1905 года

В начале прошлого века рабочий на фабриках и заводах длился 15 часов с двумя небольшими перерывами на завтрак и обед. Работа начиналась в 4 утра. Понятно, что никто особо о работягах не заботился. На фабрике «Эйнем» решили сократить рабочий день до 10 часов и построили для рабочих просторные общежития.

Это было сделано, конечно же, не для того, чтобы рабочим наконец-то стало жить лучше, а банально из-за того, чтобы они перестали портить оборудование и ненавидеть свою работу и хозяев фабрики заодно.

Когда в 1905 году по всей стране прокатилась волна забастовок, и на фабрику пришли рабочие с соседних заводов, чтобы позвать к ним присоединиться, сотрудники «Эйнема» отказались в этом участвовать.

Сейчас, спустя 100 с лишним лет, даже не знаю, как к этому относиться, хвалить их за это или, наоборот, осуждать. С одной стороны, пролетарская солидарность рабочего класса, а с другой – ни для кого теперь уже не секрет, что в первую очередь на все такие мероприятия поднимались те, кто не хотел работать и при этом страшно ненавидел тех, у кого хоть что-то было, мечтая все у них это отобрать…

«Красный Октябрь» — бывший «Эйнем»

В 1917 фабрику национализировали, в 1922 году она стала называться «Красный Октябрь» (однако, ещё несколько лет после этого переименования на упаковке продукции фабрики в скобках всегда указывалось «Бывш. Эйнем» — вот она, сила бренда!), и до 1935 года ей руководил один из сыновей Гейса. Что с ним стало после 1935 года – можно только догадываться.

Проект элитного жилья на месте фабрики «Красный Октябрь»

Сейчас территория фабрика принадлежит «Гута-девелопмент», которая сразу после ее покупки разработала проект по строительству здесь элитного жилья. Бабки правят миром – кому нужны эти старые кирпичные развалины, если на таком месте можно хорошо наварить?

С крыши фабрики как раз можно можно осмотреть окрестности,

достаточно только знать, как забраться туда. Наш гид помогла нам в этом.

К счастью, случился очередной кризис, поэтому сейчас корпуса просто сдаются в аренду.

Но проект по строительству элитного жилья на стрелке остался…

А как вы, спустя сто с лишним лет и насмотревшись собственными глазами на путчи, революции и майданы, относитесь к тому, что рабочие фабрики «Эйнем» отказались участвовать в забастовке, тем самым поддержав хозяев фабрики — капиталистов и эксплуататоров рабочего класса?

P.S. Организаторы экскурсии: Мосблог и проект «

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал