НОД открытого занятия "Семейные традиции и обычаи на Руси" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» (подготовительная группа) Конспекты занятий традиции

11.09.2022

Тема занятия: «Традиции моей семьи».

Возрастная группа :13-17 лет

Воспитатель: Барздун Наталья Сергеевна

Цель занятия: формирование у воспитанников представлений о семейных традициях.

Задачи:

Воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям;

Формы и методы:

3. частично - поисковый;

4. игровая деятельность;

5 . рассказ

6. показ иллюстраций;

9. групповая работа;

10. физическая разминка.

Оборудование:

Медиа оборудование,

Основные термины, понятия: Семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом, традиции.

Предварительная подготовка к занятию:

Составление воспитанниками генеалогических деревьев;

Поиск фотографий о фирменном семейном блюде.

Структура занятия:

1. Организационный момент

2.Основная часть

1Традиция «Мое родословное древо».

3. Традиция « Трудовые династия».

5.Физкультминутка

6. Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

7. Традиция « Составление семейного альбома».

8 Традиция « Хранение старинных вещей»

9Традиция «Застолье и фирменное блюдо».

11.Традиция «Семейный герб».

3. Заключительная часть.

Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Круг радости.

Воспитатель : Встаньте, возьмитесь за руки и поприветствуйте друг друга словами

Доброе утро людям и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнемся друг другу.

Объявление темы и целей занятия.

Вводная беседа

Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)

Воспитатель: " Семья - один из шедевров природы, - говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт». Сегодня наше занятие о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Давайте обратимся к значению слова «семейные традиции»? Воспитанники находят в толковом словаре значение слова «Традиции».

2.Основная часть

1.Традиция «Мое родословное древо» .

Воспитатель: Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи.«Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями». И вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина. Я думаю, что мало у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.

Мой совет : не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Выставка «Мое родословное древо». (Воспитанники рисовали на предыдущем занятии)

Игра «А ты мне кто?»

Воспитатель: - Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг! Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?

2. Традиция « Гордость за своих предков».

Воспитатель: Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям. (показ свитков на слайдах). Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками. И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться!Назовите их сейчас и расскажите о них.

Воспитанники рассказывают о близких, которыми они гордятся.

3.Традиция « Трудовые династия» .

Воспитатель:

Династия - гордое слово!

Сплелись поколения в нём.

Мы славу труда наших предков

Достойно сквозь годы несём.

Не просто несём - умножаем. Р

Их труд путеводной звездой

С потомками в ногу шагая,

Стал в жизни желанной судьбой!

Потомственный врач иль учитель.

Как славно и громко звучит!

И в русле семейного счастья

Дух единенья кипит.

Воспитатель: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей… Ребята, а в нашей группе есть семьи, где сформировались династии? (рассказывают о династиях в их семье.)

Игра «Да - Нет»

Воспитатель загадывает какую-либо династию. Воспитанники задают вопросы, а воспитатель только отвечает да или нет. (династия учителей)

Примерные вопросы:

Это мужчина или женщина?

Профессия связана с сельской местностью или с городом?

Представители этой работы работают иголкой и ножницами? и т.д.

4.Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»

Воспитатель: Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого–нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников. Подростки, названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель:

Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »

5.Физкультминутка

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.

Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши

У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

Хлопните те, кто очень любит свою семью.

6.Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

Воспитатель: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени. Воспитанники рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Творческая деятельность. Работа в группах.

Звучит музыка.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам составить коллаж о том, как вы отдыхаете вместе с семьёй. Возьмите на столе файл в нем вырезки, рисунки о семейном отдыхе, о котором вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о семье. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии.

7.Традиция « Составление семейного альбома» .

Воспитатель: С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен.

Звучит песня «Семейный альбом» . Воспитатель демонстрирует воспитанникам свой семейный фотоальбом. Воспитанники рассказывают о своих альбомах, которые есть у них дома.

8.Традиция « Хранение старинных вещей»

Воспитатель: У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним,а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции. Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

9.Традиция «Застолье и фирменное блюдо».

Воспитатель: Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас. Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Воспитатель:

Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье. И представьте его на фотографии. (Воспитанники показывают фотографии и рассказывают о блюде)

10.Традиция «Семейные праздники».

Воспитатель: Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье? Подростки рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

Для чего нужны «Семейные праздники»?:

Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

Воспитанникам нужно соотнести картинки и цифры и объяснить что их объединяет. (Годовщины свадеб) (Приложение)

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Наша группа - тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.

11.Традиция «Семейный герб» .

Воспитатель: Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.

Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?

Как вы его представляете?

Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

Что может быть в гербе? (возможные ответы)

Я думаю, что фон семейного герба должен быть голубым и на этом фоне голубь. Голубой цвет и голубь символ мира и дружбы. (появляются голубой цвет и голубь) Я думаю, что в гербе должно быть солнце, как символ тепла и света. (появляется солнце). Мне кажется, что здесь должны быть руки женщины, т.к. они очень много делают для семьи,они будут означать материнское тепло, ласку, ведь благодаря матери, её рукам в доме уютно, спокойно, благополучно и мирно.. (появляются руки).А мне семья представляется в виде цветка: центр – это ядро семьи, а лепестки – это мы, её члены. (появляется цветок) А мамины руки нежно держат этот цветок. – Прекрасно. А на чём держится семья? (семья держится на любви и верности. – А как их можно изобразить?(Любовь в виде амура. Верность можно изобразить в виде двух лебедей.(появляется амур и лебеди) – Ребята, как вы думаете, этого достаточно? – Вот у нас с вами и получился общий семейный герб.

Творческое задание. Нарисовать герб своей семьи. Выставка работ.

3.Заключительная часть.

Рефлексия. Итог занятия.

Это близкие и родные люди.

Тема занятия: «Традиции моей семьи».

Возрастная группа :13-17 лет

Воспитатель: Барздун Наталья Сергеевна

Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:

Раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха.

Развивать навыки ответственного поведения в семье

Развитие интереса к семейным традициям, праздникам;

Развитие творческих способностей.

Воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям.

Формы и методы:

1. познавательное групповое занятие с элементами ТРИЗ;

2. объяснительно - иллюстративный метод;

3. частично - поисковый;

4. игровая деятельность;

5 . рассказ

6. показ иллюстраций;

7.использование медиа оборудования;

8. использование графических упражнений;

9. групповая работа;

10. физическая разминка.

Оборудование:

Медиа оборудование,

Презентация « Семейные традиции»,

Фонограмма песни «Родительский дом»,

Фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов),

Иллюстрации церковных книг (Святцы)

Альбомные листы, карандаши, фломастеры, листы формата А3 для составления коллажа, ножницы, клей.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

«Круг радости».

Создание положительной эмоциональной обстановки на занятии.

Объявление темы и целей занятия.

2.Основная часть

п,п

Актуализация опыта детей

Методы и приемы

Наглядность

Традиция «Мое родословное древо»

  • Выставка «Мое родословное древо»
  • Игра «А ты мне кто?»

демонстрация

Создание игровой ситуации.

На альбомных листах нарисованы родословные древа детей.

Традиция « Гордость за своих предков».

  • Показ скультурных портретов предков -лары, которым они поклонялись.
  • Рассказ воспитанников о своих предках, которыми они гордятся.

Демонстрация.

Рассказ

Слайды презентации.

Традиция « Трудовые династия» .

  • Рассказ воспитанников о трудовых династиях в их семье»
  • Игра «Да- Нет».

Рассказ.

Прием Да-нетки. Технология ТРИЗ

Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»

  • Показ церковных книг (Святцы), по которым давали имя ребенку
  • рассказ воспитанников в честь кого они были названы.
  • Игра «Продолжи цепочку»

Показ иллюстраций.

Составление рассказа.

Создание игровой ситуации.

Иллюстрации

Физминутка

Физическая разминка.

Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

  • Рассказ воспитанниками о том, как они проводят свободное время все вместе.
  • Составление коллажа «Семейный отдых». Работа по группам.

Составление рассказа.

Групповая работа

Клей, ножницы, вырезки из журналов, карандаши.

Традиция « Составление семейного альбома» .

  • Рассказ воспитателя о роли фотографии для человека.
  • Рассказ воспитанников о семейных семейных фотоальбомах, которые хранятся дома.

Рассказ

рассказ с демонстрацией.

Демонстрация воспитателем своего личного фотоальбома.

Традиция « Хранение старинных вещей»

  • Рассказ и показ старинных вещей воспитателем на слайдах презентации.

Рассказ и демонстрация

Слайды презентации.

Традиция «Застолье и фирменное блюдо».

  • Демонстрация фотографий и рассказ воспитанников о фирменном семейной блюде

Демонстрация и рассказ

фотографии фирменных блюд.

Традиция «Семейные праздники».

  • Беседа о праздниках, которые являются традиционными в семье у воспитанников.
  • Дидактическое упражнение « Что обозначают эти цифры?».

Беседа

ТРИЗ

Слайды презентации о семейных праздниках.

Картинка с изображением предметов.

Традиция «Семейный герб» .

  • Составление со всеми детьми общего герба.
  • Творческая работа. Воспитанники рисуют герб своей семьи.

Выставка работ.

Фронтальная работа.

Выполнение творческого задания.

Рисование.

Слайд презентации.

Листы, карандаши, фломастеры.

3. Заключительная часть.

Рефлексия. Итог занятия

Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!

Это близкие и родные люди.

– Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

– Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

– Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Все вместе поют песню «Родительский дом».


План- конспект занятия по теме «Наши семейные традиции».

Цель занятия:

Приобщение детей к семейным ценностям и традициям.

Задачи:

Дальнейшее знакомство с понятиями «семья», родственные отношения;

Знакомство с семейными традициями народов Забайкалья;

Развитие познавательной и творческой активности детей, памяти, воображения;

Воспитание любви и уважения к семье, семейным ценностям и традициям.

Оборудование :

Карточки с заданиями, бумага, толковый словарь, цветные карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Знакомство детей с темой и целью занятия.

Ребята, сегодня мы продолжим наш разговор о семье, о том, какая должна быть семья, какую роль она играет в жизни каждого человека. Узнаем, что такое семейные традиции и какими они бывают.

II. Повторение и закрепление пройденного материала.

1) - Итак, давайте вспомним, какие бывают родственники (мама, отец, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, тетя, дядя и др.).

Какие из них чаще всего живут вместе в одном доме, одной квартире? (родители и дети).

2) Выполнение заданий 1, 2 на листочках.

Пояснение педагога к 1-ому заданию:

Значение того или иного слова можно узнать из толкового словаря. Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Находим слова на букву «С», ищем слово «семья», читаем: «Семья - группа живущих вместе близких родственников (муж жена, родители и дети)». Дети записывают значение слова на листочках с заданием.

3) На прошлом занятии мы говорили с вами о том, что каждому человеку при рождении дается имя. Каждое имя несет в себе какое-то значение, что-то обозначает. Говорят, что имя влияет на дальнейшую судьбу человека, поэтому к выбору имени нужно подходить серьезно и ответственно.

Одной группе ребят было дано задание узнать, что означают их имена. Многие имена пришли в русский язык из других языков и имеют свой перевод. Давайте узнаем значение некоторых из них.

1. Алексей(греч.) - защитник

2. Александр(греч.) - защитник людей

3. Анастасия(греч.) - воскресение

4. Андрей(греч.) - храбрец

5. Анна(егип.) - благодать

6. Валерий(лат.) - - здоровый, сильный

7. Дарья(перс) - победительница

8. Евгений(греч.) - благородный

9. Екатерина(греч.) - непорочная, чистая

10. Елена(греч.) - светлая

11. Игорь - сила

12. Ирина(греч.) - мир

13. Константин(лат.) - постоянный

14. Ксения(греч.) - гостеприимная

15. Людмила(слав.) - милая людям

16. Максим(лат.) - величайший

17. Марина(лат.) - морская

18. Мария(егип.) - госпожа

19. Наталья(лат.) - родная

20. Никита(греч.) - победитель

21. Татьяна(греч.) -устроительница

Другие ребята должны были узнать, как появились их фамилии и что они обозначают. Кто справился с этим непростым заданием?

III. Объяснение новой темы занятия.

Почти в каждой семье, особенно крепкой и дружной, есть свои традиции.

Что означает это слово? Посмотрим в толковом словаре:

«Семейные традиции - это определенные нормы поведения, обычаи, взгляды, которые приняты в семье и переходят от одного поколения в другому».

Что значит «от одного поколения к другому»? (от прадедушки и прабабушки - к дедушке и бабушке, от бабушки и дедушки - к отцу и матери, от матери и отца - к детям, от детей - к внукам). То есть получается такая «цепочка», по которой семейные традиции передаются от одного поколения к другому.

Наиболее долго сохраняются те семейные традиции, которые связаны с добрыми делами, хорошими и благородными поступками, веселыми воспоминаниями.

Например, уважение и почитание младшими членами семьи старших; уважительное отношение мужчин к женщинам (мужа - к жене, сына - к матери, брата - к сестре, внука -к бабушке).

Эти традиции могут сохраняться в семьях в течении многих лет.

А есть традиции не такие древние и значительные, которые появились недавно, только в одной семье. Например, встреча Нового года на природе (в лесу); совместная поездка в отпуск всей семьей в деревню; выход в кино, театр, музей в выходные дни. То есть семейных традиций может быть очень и очень много, самых разных, старых и новых, важных и не очень.

Многие семейные традиции связаны с народными традициями, и появились они очень давно. В нашем крае - Забайкалье, семейные традиции пришли из обычаев тех народов, которые здесь проживали. Например, в бурятских семьях многим семейным традициям уже несколько веков. У бурят очень сильно проявляются родственные связи: они оказывают помощь в нужде и несчастьях, помогают бедным родственникам, сиротам и вдовам. До сих пор буряты почти никогда не бросают своих детей, а сирот не отдают в детские дома, их забирают к себе на воспитание родственники. Каждый бурят должен знать свою родословную (то есть, кем были их предки: деды, прадеды, прапрадеды и т.д. как их звали, чем они занимались). Соблюдая эту традицию, некоторые буряты знают свою родословную до десятого колена.

К сожалению, во многих русских семьях эта традиция утрачена: некоторые русские даже плохо знают своих ближних родственников, особенно если их нет в живых.

Строго соблюдали свои семейные традиции так называемые «семейские» - это русские, которые были сосланы в Забайкалье в 18 веке за свои религиозные убеждения.

Во- первых, они строго вели здоровый образ жизни: у семейских запрещалось курить, пить спиртные напитки, сквернословить. Ели они только здоровую, свежую пищу, выращенную своими руками. Семейские говорили: «Кто вино любит, тот себя губит», «Меньше пить - дольше жить», а про курящих говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак».

Во-вторых, семейские были очень трудолюбивы, много работали: вели большое хозяйство, занимались земледелием, разводили большие огороды, содержали скот, сами пряли, ткали, т.е. полностью содержали себя, все делали своими руками.

Поэтому семейские всегда очень хорошо выглядели: были высокие, красивые, а главное имели прекрасное здоровье.

Строго соблюдали семейские и еще одну традицию: содержали в полном порядке свои дома и дворы.

В наше время многие потомки семейских стараются соблюдать семейные традиции своих предков.

IV. Выполнение творческого задания.

«Что должно быть в хорошей дружной семье»

V. Подведение итогов занятия.

Что нового вы узнали на занятии?

Что такое семейные традиции?

VI. Домашнее задание

Выполнить задание №3

Конспект занятия в старшей группе «Семейные традиции»

Конспект занятия в старшей группе «Семейные традиции»

Цель занятия:

воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи, о традициях и обычаях, развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Задачи:

Подвести детей к пониманию слова «традиция»,

Побуждать их к рассказыванию

Учить правильно, строить простые и сложные предложения.

Активизация словаря: семья, традиция;

прилагательные: музыкальная, спортивная, заботливая, многодетная,

Учить детей работать группой, работать в паре, анализировать, находить путь в решении поставленной задачи или проблемной ситуации, уметь договариваться.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, беседа;

Совместная работа с родителями и детьми.

Материал:

кукла би – ба – бо - мишутка; карточки; цветок - пословиц; рисунки детей; фотографии семей, презентация «Родословное дерево».

Методические приёмы: артикуляционная гимнастика, пальчиковые

упражнения, загадка, игра, беседа, рассказ.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Ведущий: Ребята давайте с вами вспомним игру «Дом».

Пальчиковое упражнение «Дом»

Па поляне дом стоит,

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворога открываем,

В этот домик приглашаем!

2. Основная часть.

Кто же живёт в этом домике?

Отгадаете загадку - узнаете!

Картинка «семья»

Почему вы решили, что это слово «семья»? (Ответы детей).

У каждого из Вас есть своя семья.

Ведущий: Сегодня собрались, чтобы поговорить о семье. Как вы думаете, что такое семья? (семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково). Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.

Вопрос - ответ

1) Если в семье все заботятся друг о друге.

То какая это семья? (ответы)

Заботливая семья -

2) - В семье все дружат друг с другом.

Какая семья? (ответы) - Дружная семья -

3)-В семье все играют на музыкальных инструментах, слушают музыку.

Какая семья? (ответы)

Музыкальная семья -

4) - В семье все занимаются спортом.

Какая семья? (ответы)

Спортивная семья,

5) - В семье много детей.

Какая семья? (ответы)

Многодетная семья -

Пальчиковое упражнение «Семья»

Первый пальчик - дедушка,

Второй пальчик - бабушка,

Третий пальчик - папочка,

Четвёртый пальчик - мамочка,

Пятый пальчик - Я.

Вот и вся моя семья!»

Беседа: В семье люди живут вместе, дружно в одной квартире или доме, под одной крышей. В каждой семье появляются свои ТРАДИЦИИ. – Какое слово вы услышали?

«Традиция»

Сегодня в гости к нам пришёл Мишутка. Он хочет рассказать вам о своей семье и её традициях.

Появляется персонаж Мишутка.

Мишутка. Здравствуйте, ребята. Я пришёл к вам из сказки про трёх медведей. У меня небольшая семья, но очень дружная. Моего папу зовут – Михайло Потапыч, маму – Настасья Петровна, а я – Мишутка.

Мы все вместе любим, гулять по лесу, папа знакомит меня с лесными правилами (быть осторожным, ловким, быстрым и т. д.) учить охотиться в лесу. Мама рассказывает о лечебных травах и съедобных ягодах, грибах и корешках. Вот такая у нас семья, а какая ваша семья?

Пример: Все собираются за вечерним чаем, рассказывают.

В моей семье есть такая традиция: каждый праздник мы печём пирожки или

большой пирог. Месим тесто, делаем разные начинки: из капусты, из яблок.

Ведущая. Давайте расскажем ребята о ваших семьях и их традициях мишутке.

Рассказы детей. (показ презентации «Родословное дерево»)

Мишутка. Благодарю детей - за ваши рассказы очень понравились!

3. Заключительная часть.

Сюрпризный момент:

Ведущая. Ребята смотрите пока мы с вами рассказывали о своих семьях у нас появился цветок. Непростой цветок – волшебный! На его лепестках есть хорошие высказывания – пословицы о семье давайте их послушаем!

Пословицы о семье.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Человек без братьев и сестер - одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Братская любовь лучше каменных стен.

Ведущая. Как вы думаете, нашу группу можно назвать семьёй? (Ответы)

Давайте для нашей семьи-группы придумаем свои традиции.

А я для вас придумала традицию.

(Поднос с предметами)

Что это? Краски.

Кто ими рисует? Художник.

Мы с вами будем художниками, и нарисуем большой красивый дом нашей семьи – группы.

Согласны!

Нравится вам такая традиция?

Подведение итога занятия:

Понравилось вам занятие? О чем мы с вами говорили? Что больше всего понравилось?

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Человек без братьев и сестер - одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Братская любовь лучше каменных стен.

Программное содержание:1. В рамках регионального компонента знакомить детей с разными видами семейных традиций русского народа.

2. Упражнять детей в создании коллекций фотографий и рассказывании об их содержании.

3. Прививать любовь к чтению фольклорных произведений (легенд, сказаний, былин) с целью формирования представлений о народной культуре, ценностях..

Словарная работа:введение в словарь понятий «семья, традиция, легенда».

Активизация прилагательных: дружная, сплоченная, заботливая, многодетная.

Предварительная работа:1. Анкетирование родителей на тему: «Семейный досуг».

2.Создание генеалогического дерева.

3. Выпуск сборника семейных рецептов национальной кухни.

4. Сбор коллекций:а) «Заглянем в бабушкин сундук»(старинные предметы домашнего обихода, утварь, посуда, игрушки, монеты, открытки и т. п.)

б) «Страницы семейного фотоальбома»(старые, старинные фотоснимки).

Предметы и материалы:

-альбом с фотографиями

-сундучок с предметами-символами

-сладкие медали

Ход занятия:в группе стульчики стоят по кругу, на столике в центре сундучок и атрибуты, необходимые для презентаций детей.

Воспитатель:

-Ребята, я хочу пригласить вас на посиделки. Вы знаете, что это такое?(варианты детей)

(дети садятся на стульчики)

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и, конечно же, – традициями.

Мы с вами проделали большую работу: брали интервью у бабушек, заглядывали в сундучок с семейными ценностями, листали страницы фотоальбома и слушали рассказы старших о близких родственниках, чтобы узнать – что такое «семейные традиции», из чего они складываются и почему все члены семьи так ими дорожат.

(воспитатель открывает сундучок)

Воспитатель:

-Ребята, в этом сундучке – символы ваших семейных традиций.

(воспитатель достает деревце)

Одна из старейших традиций в наших семьях - узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое дерево. Вы тоже вместе с родителями составляли родословную своих семей. У многих ребят не по одному десятку имен на дереве.

-Кто положил деревце?

(один из детей(выбранный заранее) читает рассказ о своей семье, демонстрирует плакат с родословной)

Спасибо за интересный рассказ. Думаю, эта традиция прочно вошла в вашу жизнь, и когда-нибудь ты передашь её своим детям.

(воспитатель достает фото)

- Как вы думаете, почему фото лежит здесь, с какой традицией это связано?

Дети:

-С традицией хранить семейные фотографии.

Воспитатель:

Традиция это очень важная. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях жизни. Кто хочет рассказать о своем фотоальбоме?

(рассказ ребенка по фотографии)

-Молодцы, ребята, а теперь я достаю следующий предмет.

(воспитатель достает значок)

-Ребята, что дается каждому человеку при рождении?

Дети:Имя

Воспитатель:Правильно. Издавна на Руси существовала традиция называть ребенка по церковным книгам, в честь небесного покровителя, святого или же давалось модное на данный момент имя, либо в честь кого-то из членов семьи. Ребята, кто хочет рассказать о своем имени?

(Рассказ ребенка о своем имени)

Воспитатель:Давайте, поиграем. Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель:В жизни каждого человека есть вещи, которые ему дороги, потому что связаны с какими-либо событиями. И вот человека уже нет, а вещь остаётся. И мы продолжаем её хранить. Многие из вас принесли из дома вещи, которые хранятся в ваших семейных хранилищах и хранят память о дорогих людях. Это очень хорошая традиция - передавать по наследству семейную реликвию. Кто узнал свою ценность?

(воспитатель достает предмет, рассказ ребенка о том, кому принадлежит предмет).

Воспитатель:Давайте поблагодарим за интересный рассказ.

Воспитатель: К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники.

Ребята, а какие семейные праздники принято отмечать в вашей семье?

Воспитатель достает праздничный колпачок: Как вы думаете, на каком празднике побывал этот колпачок?

Дети: - День рождения!

Воспитатель:

- Правильно., расскажите, как в вашей семье празднуется день рождения. (выступление ребенка).

Давай(имя) поиграем с ребятами так, как это происходит на твой день рождения. Ты будешь надувать мыльные пузыри, а ребята будут загадывать желания и стараться их как можно больше поймать.

(звучит музыка, ребята играют)

- Одна из самых распространенных русских традиций - это застолье. За общим столом собираются гости, родственники, а хозяева угощают их различными кушаньями. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь. Из ягод - клюква, морошка, брусника , из напитков - квас. Время идет, вкусы людей меняются, а традиция готовить семейные блюда остается. Ребята, кто расскажет о своем семейном блюде?

(воспитатель достает фартук, рассказ ребенка, демонстрация книжки-малышки)

С незапамятных времен особым почетом на Руси пользовались сказители (те, кто красиво рассказывал сказки, истории, легенды). Вы знаете, что такое легенда?

(ответы детей)

Давайте заглянем в словарь. Легенда – это фантастический рассказ, о каком либо событии, герое. Наша русская земля славится своими легендами, и я знаю, что в семье одного из нас существует замечательная традиция совместного прочтения книг, в том числе и с легендами. Мама не просто читает книги своим детям, она рисует к ним иллюстрации.

(Выходит ребенок, показывает рисунки к легенде, пока воспитатель читает.)

Воспитатель обращает внимание на все предметы из сундучка, лежащие на столе.

Вот с каким количеством замечательных семейных традиций мы с вами сегодня познакомились. Для чего же они нужны?

Дети: Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Воспитатель:А теперь я предлагаю вам оценить выступления ваших товарищей.

(дети высказывают своё мнение)

- Мне кажется, что каждый из вас постарался на славу, и будет вполне справедливо наградить всех.

(воспитатель достает из сундучка памятные медали, вручает их детям)

- В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

- Я надеюсь, что вы будете следовать вашим семейным традициям, чтить их, бережно хранить для своих потомков.

Гостеприимство тоже является нашей общей традицией. Я предлагаю пройти к столам и попить чай.

Нуртдинова Лилиана Рамисовна

Внеурочное занятие на тему «Семья и семейные традиции»

Говорите чаще о семье….

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».

Макаренко

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

В жизни каждого человека огромное значение имеет семья. В семье закладываются основы важнейших человеческих качеств. Особенностью семейного воспитания является то, что дети постоянно видят пример для подражания в лице своих родителей. Этот пример не всегда бывает положительным, но и отрицательным. Подражая взрослым, ребенок учится строить свои отношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за ее пределами. Поэтому очень важен положительный опыт семейного воспитания.

Цель данного мероприятия: обмен положительным опытом семейного воспитания, распространение его. Оно позволяет лучше узнать друг друга, помогает определить семейные ценности.

Внеурочное занятие «Семья и семейные традиции».

Цели:

1. Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
2. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
3. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
4. Сплочение классного коллектива.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! У нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы будем говорить о самом важном в жизни каждого человека. Каждый из вас должен будет вырастить цветок. А вот что за цветок, мы сейчас узнаем.

Посмотрите на доску. Разгадайте ребус.

7-я

Семья.

2. Беседа «Что такое семья»

Что такое семья? (варианты ответов)

Сегодня наш разговор пойдет о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Слова на доске.

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

Люди, живущие вместе и связанные кровным родством или браком, называются семьёй. Семья – маленькая часть общества, в которой человек приобретает первые знания и умения. Основа семьи – это любовь, уважение и внимание друг к другу.

Очень много красивых строчек можно найти о семье. Но мне захотелось познакомить вас со следующими строчками. Стихотворение заранее по строчкам раздается детям. Читают наизусть.

  1. Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

  1. Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

  1. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

  1. Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

  1. Семья – это важно!

Семья – это сложно!

  1. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
  1. Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Вы назвали 7 важных строчек. Подумайте. В какой строчке вы смогли разглядеть свою семью.

(называют строчки из стихотворения)

А кто хочет, чтоб все эти строчки были о вашей семье.

В какой строчке говориться, что один человек жить счастливо не может.

Но счастливо жить одному невозможно!

Почему так говорят?

Скажите, а 2 человека- это семья.

Есть такое понятие - многодетная семья

Семья из Воронежской области, отмечена в Книге рекордов Гиннеса, как самая большая семья России. Вв ней 20 собственных детей. Это семья Шишкиных.

Еще одна многодетная семья.

Николаевы - Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович.

– Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Татьяны Николаевой орденом Почета. Награда присуждена за воспитание 27 детей. Скоро исполнится ровно 21 год с тех пор, как Николаевы - Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович - взяли в семью первых пятерых сирот.

Семья - это целый мир, отдельная вселенная, в которой есть свой устав, свои правила и нравы. Ради своей семьи человек способен горы свернуть. А как же приятно осознавать, что семья, которую мы создаем и лелеем самая счастливая и крепкая, самая независимая и дружная.

3. Беседа о традициях.

Все ли семьи одинаковые? (нет)

– Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, количеством, национальностью, отношениями, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Слова “семейные традиции” обычно вызывают у людей ассоциации со старинными родами, большими семьями, некими жестко установленными правилами и странными обычаями. На самом деле семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. Если у вас заведено каждый день перед сном читать ребенку книги, а в воскресенье вы всей семьей выезжаете на природу, значит, вы храните и соблюдаете традиции вашей семьи. Они могут выражаться в обычаях, вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом.

Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции и ритуалы позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено; дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

Посмотрите. Что это за игра. Пазлы. (Изготавливаются из любой журнальной страницы, на которой изображена семья. Листок разрезают)

Нам нужно разбиться на маленькие группы. (по 4 человека)

Как только вы соберете пазл, подумайте, о какой семейной традиции здесь идет речь. Назовите её и расскажите о ней.

(прогулки с семьёй, посещение театров, занятие спортом, семейные праздники, выезд за город, поход за ягодами или за грибами ). Пазлы приклеивают на листочек, вывешивают на доску.

4.Поговорим об отношениях в семье.

Посмотрите на свои столы. На них очень много лепестков. Выберите лепестки, которые на ваш взгляд показывают, какое отношение должно быть в семье между членами семьи.

Назовите их: д ружеские, завистливые, доверчивые, грубые, терпеливые, злопамятные, справедливые, любящие, уважительные, добрые, бескорыстные, плохие, ласковые….

Выберите 7 самых важных на ваш взгляд понятий.

Давайте соединим эти лепестки. У вас получился цветок. Приклеивают лепестки. Дорисовывают цветок.

Скажите, если оторвать хотя бы один лепесток, что произойдет с цветком. (Он будет не полным, не очень красивым).

Каждая команда получает желтый листочек.

Прочитайте вопросы. Ответить должен каждый. Не повторяйтесь.

  1. Что нужно сделать, чтобы отношения были дружескими (слушаться родителей, не кричать друг на друга….)
  2. Кто в семье должен уступать и почему?(младшие всегда уступают старшим….)
  3. Какому лепестку подойдет пословица «В семье согласно, так идёт дело прекрасно».
  4. Кто в семье должен помогать(все друг- другу)
  5. Как проявляется уважение в семейных отношениях?

Физминутка

Давайте сделаем один большой круг. По кругу под музыку передаем мячик. Как только музыка остановиться, нужно быстро перечислить имена всех членов семьи и назвать, чем они любят больше всего заниматься. Начинает учитель.

Вот сколько нового мы узнали друг о друге. Садитесь на места.

  1. Работа с пословицами

Прочитайте пословицу.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

О каком качестве семьи идет речь? О силе.

О физической силе? Когда так говорят?

(Семья дружная, всё делают сообща)

Бывает много крыш в доме? (нет)

Что могут означать слова: когда над ней крыша одна.

(Когда в семье одна цель, общие взгляды и делают все сообща)

Попробуйте и вы правильно составить пословицы.

Конверты со словами. Если используется интерактивная доска, то можно дать задание соединить две половинки.

  • В семье и каша гуще.
  • Семейное согласие всего дороже.
  • Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.
  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Дерево держится корнями, а человек семьёй.
  • Вместе тесно, а врозь скучно.
  1. Итог

Какие выводы вы сделали по сегодняшнему занятию.

Какие традиции вам понравились больше всего?

Подумайте, чего не хватает в вашей семье?

Посмотрите на цветок, который получился у вас. Помните, что и от вас зависит, какие отношения будут складываться в вашей семье.

Ребята, а давайте на следующем занятии поговорим генеалогическом дереве.

Я попрошу всех поинтересоваться у своих родителей о своих бабушках и дедушках. Узнайте, как их звали. Сколько детей у них было. А мы на занятии попробуем разобраться, что это за дерево.

Вместе тесно, а врозь скучно. Когда вернетесь домой, обязательно скажите, как вы соскучились по родным.


© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал