Есть питомцу в зимнее время. Как помочь животным в зимнее время? Главное, чтобы костюмчик сидел

12.07.2023

Настоящим испытанием и для собак, и для их хозяев является зима. Существуют определенные опасности, подстерегающие животных на улице в морозную и снежную погоду, о которых должны знать их хозяева, чтобы принимать вовремя меры безопасности. Особенно это касается начинающих собаководов. Как ухаживать за собакой зимой.

Кормление собак зимой отличается от приема пищи в другие сезоны. Но эти изменения в питании касаются только собак, которые живут на улице. Зимой собакам нужно тратить больше энергии, чтобы согреться. Для этого хозяину животного нужно готовить пищу более калорийную, чем летом. А вот объем порции увеличивать не стоит. Если ваш домашний питомец питается натуральными продуктами, добавляйте в его еду растительное масло и вареные мясные обрезки с жировой прослойкой. Пища должна быть теплой. Если собака привыкла к сухому корму, можно заменить его кормом для активных собак. Также можно немного увеличить порции. Но не стоит заливать водой сухой корм. Не каждая собака это любит, да и потом он замерзнет. Хорошо давать подкормки, содержащие витамины В и Е.

Миски для еды и воды в зимний период должны быть пластиковыми , чтобы язык у собаки не примерз к металлу. Чтобы вода в миске не замерзала, подливайте регулярно в нее кипяток. Если уже выпал снег, собака может заглатывать его и так получать влагу. Можно дать вашему питомцу кусок льда, он будет его лизать. Можно поместить под миску с водой специальный нагревательный коврик, но тогда нужно следить, чтобы собака не перегрызла провода.

Теперь поговорим о выгуле собак зимой. Основной опасностью является переохлаждение. Гулять нужно так же часто, как и в другое время года, хотя время прогулок следует уменьшить, чтобы животное не замерзло. Больше всего страдают от переохлаждения короткошерстные животные. Для гуляния с собакой вполне достаточно 15-20 минут. Ориентируйтесь на поведение собаки. Если животное замерзло, оно будет дрожать, скулить, поджимать лапы, ежиться, и тянуть хозяина домой. Собакам с короткой шерстью и маленьким домашним собачкам зимой нужен утепленный комбинезон, а иногда и обувь, чтобы защитить животное от порезов об лед. Зимой дороги посыпают различными реагентами, которые тоже могут повредить лапы животного. Кроме того, собаки имеют привычку вылизывать лапы и могут отравиться. Если ваш домашний питомец не желает носить обувь, смажьте его лапы защитной мазью. Если этого не было сделано, обязательно вымойте лапы животного теплой водой после прогулки.

Наибольшую опасность представляет переохлаждение щенков собак крупных пород. После этого у них могут заболеть суставы, что приводит к артриту, поэтому не гуляйте долго при большом морозе или под мокрым снегом. Маленьким домашним собачкам также очень важно не замерзать на прогулке. Такой песик может простудиться и заболеть пневмонией, а это заболевание очень плохо лечится. Ваша собака также может заболеть собачьим гриппом, возбудителем которого является аденовирус. Лучше сделать прививку, тогда, даже если собака заболеет, болезнь у нее будет протекать легче. Признаком болезни является кашель. Начинайте лечить собачий грипп аскорбиновой кислотой и обратитесь к ветеринару. Если не лечить это заболевание, возможны осложнения.

Чтобы не замерзнуть на прогулке, собака должна много двигаться, поэтому и вам придется не стоять на месте. Нельзя позволять животному лежать на снегу. Также не разрешайте ему есть снег вблизи дорог. Соблюдайте осторожность на прогулках, если вокруг много льда. Собака может получить растяжение, сильные ушибы и даже сломать лапу. Обязательно гуляйте, держа собаку на коротком поводке, и осторожно ходите, ведь под слоем снега может быть битое стекло или металлические прутья, о которые собака легко поранится. Если питомец может выбежать на проезжую часть, на нем должна быть светоотражающая одежда, так как зимой очень рано темнеет.

Чтобы избежать травматизма собаки в зимний период, повышайте активность движений постепенно, дайте возможность ее суставам вначале разогреться. Уже потом ей можно быстро бегать, прыгать и играть. Лед также представляет опасность, на такой поверхности собака легко может пораниться. Будьте бдительны при выгуле животного даже во дворе. Машина на скользком покрытии не может резко затормозить. Лечить собачку, если она замерзла на прогулке, нужно теплой ванной, потом можно высушить ее феном и укутать. Можно дать питомцу немного меда для профилактики. Измерьте температуру животного через прямую кишку. Если она выше 39 градусов, обращайтесь в ветеринарную клинику.

Зима - это то время года, когда домашним питомцам приходится особенно трудно, ведь из-за суровых погодных условий увеличиваются риски для здоровья. Прежде всего, это касается собак, так как большинству из них необходимы ежедневные прогулки.

Даже короткое пребывание на сильном морозе может обернуться переохлаждением или обморожением. Лапы страдают от реагентов, которыми посыпают тротуары, острые льдинки или осколки, которых не видно в снегу, могут стать причиной серьёзной травмы. Поэтому владельцы домашних животных должны быть особенно внимательны к своим четвероногим друзьям в холодное время года и стараться предотвратить возможные проблемы.

сайт обратился к Галине Гаскаровой, старшему ветеринарному консультанту Ветеринарного информационного центра Hill’s с вопросом о том, как обезопасить жизнь питомцев в холода.

Защита от холода

Прогулки на свежем воздухе очень полезны для животных, причем помимо собак, иногда выводить на улицу можно хорька, кошку, крысу, хомяка, морскую свинку, кролика и карликовую свинью - мини-пига. Однако зимой эти домашние животные вполне комфортно чувствуют себя дома, достаточно просто проветривать помещение время от времени. Но большинству собак прогулки все же необходимы, даже если на улице сильный мороз.

Сколько можно гулять с собакой зимой и как защитить ее от холода?

«Гулять с собакой необходимо примерно один час два раза в день. Продолжительность прогулки в холодное время года зависит от здоровья и степени закаленности питомца.

Помните, что приучать животное к морозам необходимо со щенячьего возраста. При резком похолодании старайтесь постепенно сокращать прогулки с собакой до 7-10 минут. В дальнейшем, после того как она привыкнет к низким температурам, продолжительность пребывания на улице можно будет снова увеличить.

Внимательно следите за состоянием животного - если питомец начинает поджимать лапы, то это первый признак того, что он замерзает, поэтому не настаивайте на продолжении прогулки. Любое долгое пребывание на снегу или холодном асфальте противопоказано животному.

Если у вас кошка, которая привыкла гулять на балконе и даже с наступлением холодов просится на улицу, постарайтесь ограничить время ее прогулок до 3-5 минут», - советует Галина Гаскарова.

Многие владельцы домашних животных, стремясь защитить своего питомца от холода, приобретают для него зимнюю одежду. Но так ли это необходимо?

«Дополнительное утепление необходимо лишь некоторым породам некрупных короткошерстных собак или кошек. Поэтому проконсультируйтесь с ветеринарным специалистом перед покупкой одежды, ведь ее ношение может способствовать развитию заболеваний кожи, электризации шерсти и аллергическим реакциям у животного», - предупреждает Галина Гаскарова.

Если вы все-таки решили подобрать уличный костюм кошке или собаке, обратите внимание, чтобы он был сшит из непромокаемой ткани, которая легко моется и стирается. В качестве застежек необходимо выбирать липучки, а не молнии, - это позволит избежать попадания в них шерсти питомца. Правильно подбирайте размер: важно, чтобы одежда не натирала кожу или не сваливала шерсть животного в колтуны.

К сожалению, для большинства собак и кошек ношение одежды является стрессом, поэтому не следует настаивать, если питомец не хочет одеваться.

Переохлаждение и вирусные инфекции

Долгие прогулки на морозе, под холодным дождем или мокрым снегом могут быть чреваты такими опасными последствиями, как переохлаждение и обморожение, причем чаще страдают короткошерстные породы питомцев. Не менее опасны вирусные заболевания и простуда, при несвоевременном лечении которых вероятны осложнения вплоть до пневмонии. Поэтому хозяин должен внимательно следить за поведением животного, в плохую погоду не затягивать прогулки и знать, как помочь, если неприятность все-таки произошла.

Домашние животные: основы зимней заботы / shutterstock.com

«Основными признаками переохлаждения являются озноб, дрожь и повышение температуры (норма составляет до 39°С). Кошка или собака становится вялой, угнетенной, безразличной к внешним раздражителям, - рассказывает Галина Гаскарова. - При обморожении чаще всего поражаются кончики ушей, нос и лапы. Кожа на этих участках сначала становится бледной, затем при восстановлении кровообращения краснеет, распухает и шелушится.

Поврежденные участки ни в коем случае нельзя растирать, так как это приводит к микротрещинам, в которые может попасть инфекция. Уши, нос или лапы необходимо согреть, к примеру, одеялом. Если вы заметили первые признаки переохлаждения или обморожения у питомца, незамедлительно обратитесь к ветеринарному специалисту».

Простуду и вирусные заболевания легче предотвратить, чем вылечить. Чтобы повысить иммунитет кошки или собаки, регулярно проходите с ним на осмотр в ветеринарную клинику и делайте необходимые прививки.

Опасные реагенты

Хотя представители коммунальных служб утверждают, что современные противогололедные реагенты являются безопасными, от них все равно страдают и обувь, и автомобили, и, конечно, лапы наших домашних животных .

Домашние животные: основы зимней заботы / shutterstock.com

Ветеринары подтверждают, что в зимнее время года собаководы все чаще приводят питомцев, которые получили химические ожоги лап. Не исключено, что уличная соль может попасть на язык особо любопытным зверькам, поэтому старайтесь гулять по чистому снегу, а не по дорогам и тротуарам.

«Чтобы предотвратить ожоги, перед прогулкой обрабатывайте подушечки лап животного специальным аэрозолем, который защитит их от химического и механического воздействия, - советует Галина Гаскарова. - Уберечь лапы от повреждений и предотвратить скольжение также поможет силиконовый гель, воск или специальная присыпка. Возвращаясь домой после прогулки, обмывайте или протирайте лапы и живот питомца.

Признаками раздражения химикатами у животного является покраснение между пальцами, язвы, а также чрезмерное внимание питомца к больному месту.

Симптомами того, что собака проглотила вредное вещество, могут быть язвенные изменения во рту животного, отказ от пищи, расстройство ЖКТ. В первую очередь поврежденный участок (лапы или пасть) необходимо тщательно промыть, затем как можно скорее обратиться к ветеринарному специалисту».

Зимние травмы

Риск получить травму зимой всегда выше, чем летом, и не только для человека, но и для собаки. Прежде всего, это связано с тем, что при низких температурах лапы (и, соответственно, суставы) собаки замерзают. Говоря языком спортсменов, они становятся «холодными», то есть не готовыми к нагрузкам, что повышает риск получить повреждение при резких движениях.

Во-вторых, собака просто может поскользнуться на льду или порезаться об него. В третьих, под пушистым снегом можно не заметить торчащей арматуры, осколков бутылок или других острых предметов.

Домашние животные: основы зимней заботы / shutterstock.com

Зимой для многих животных, живущих в дикой природе или же в городской черте, но в уличных условиях, наступает тяжелое и голодное время. Им зачастую становится трудно добыть корм, в результате им грозит гибель от голода. Как помочь животным в зимнее время? Пережить холодную пору поможет регулярная подкормка и забота людей, не безразличных к зверью.

Птицы: как помочь животным в зимнее время?

Больше всего зимой страдают некоторые виды пернатых, проживающие в черте города - рядом с нами. Если дикие животные, обитающие в лесах и полях, обычно делают запасы на зиму (а еще могут питаться ягодками, оставшимися на ветках, семенами в шишках и корой деревьев), то птицы, живущие в городе, не могут как следует питаться.

К примеру, те же голуби с воробьями, синицы со снегирями не могут кормиться на помойках. Данная еда не подходит по типу, поскольку они не являются всеядными, как вороны. В результате они гибнут чаще, особенно когда чердаки закрываются наглухо (или дома вовсе без чердаков), им негде бывает согреться. У этих животных скорый теплообмен, и они, пока сыты, чувствуют себя хорошо. А как только они проголодаются, начинают терять свои силы, замерзают.

Как помочь животным в зимнее время? Лучшей помощью будет регулярная подкормка птиц. Нужно вешать кормушки, но не на стволы, а на ветки - неподалеку от окон. Так как проголодавшиеся пернатые увлекаются едой и не замечают опасности, то могут стать добычей, к примеру, для той же кошки. А подкармливать их лучше семечками (сырыми, несолеными), сушеными ягодами, крошками хлеба (только белого), если позволяют средства, то можно приобрести зерновую смесь в магазине.

Дикие животные

Нужно, говоря о том, как помочь животным в зимнее время, рассказать, что для диких зверей создаются специальные охотхозяйства, где лесничими ведутся работы по плану, а для подкорма используется сено, ветки, даже соль в камне. Без данных продуктов млекопитающие жить не могут. Поэтому лесники прикармливают их до самого тепла, ведь в весеннее время снег наиболее плотный, и отыскать под ним пропитание зверям намного сложнее.

В зимних лесах особенно тяжело становится крупным животным, когда появляется наст - твердая корка на подтаявшем снегу. Их ноги могут провалиться, наст их ранит, режет своей острой кромкой, и те не могут уже убегать от хищников. Поэтому лосей, оленей и зубров лесничие подкармливают хлебом, зерном, насыпая на пеньки соль для питания.

Как помочь животным в зимнее время: 2 класс

А есть еще и домашние животные, нуждающиеся в помощи человека. И очень важно поинтересоваться судьбой тех питомцев, которые случайно оказались в нелегких уличных условиях в эту холодную пору. Речь идет о потерявшихся полностью домашних. Им-то приходится ой как нелегко, так как они наиболее приучены к теплу и постоянной кормежке.

Вообще, как помочь животным в зимнее время, подробно рассказывают детям во втором классе на уроках по окружающему миру. И это верно, ведь только с детства можно воспитать в малышах трепетное отношение к природе.

Так, ученикам советуют, в случае если они обнаружили на улице, к примеру, собаку, дрожащую от мороза, попытаться найти ее хозяина через средства информации, объявления и Интернет, сфотографировав и разместив снимки животного с подробным его описанием. А также нелишним будет первым делом накормить и обогреть бедолагу.

Чем кормить питомцев? Как часто надо выгуливать? В чем отличия ухода за животными в зимний и летний период? В чём может быть опасность зимних праздников для животных? Советы хозяевам даёт кандидат ветеринарных наук, практикующий ветеринарный врач-консультант Николай Кузнецов.

1. Стрижка и зима не совместимы. После осенней линьки у животных появляется подпух, который спасает их от переохлаждения. Питомца можно стричь только при триминге. Триминг – особенность некоторых парод, когда животное не линяет.

2. При тёплых зимах питомец может линять до 3-х раз. С этим ничего нельзя поделать.

3. Гладкошерстным животным нужны одежки, прикрывающие тело снизу. А у некоторых пород собак – йорков, мопсов, пикенесов – при контакте с солью, песком, реагентами могут болеть лапы. В таком случае нужна специальная обувь, которую можно найти в зоомагазинах и зооаптеках. Единственный ее минус – неизносостойкость. Так же, если у животного чувствительная межпальцевая прокладка и мякиши, помогут мази на основе воска.

4. Из-за риска переохлаждения надо ограничивать время прогулки до 5-7 минут. Организм домашних животных, которые привыкли к 20-градусному теплу, не успеет перестроиться к минусовой температуре.

5. Прогулки должны быть активными – надо бегать, гулять. В холод нельзя стоять.

6. Зимой рацион животного должен быть до 30% обильнее. Обильнее в первую очередь по энергетической составляющей, а не по объему.

7. Кормить животное надо перед выходом на улицу. Потому что зимой много энергии теряется не только от движения, но и от переохлаждения.

8. Новый год – время, когда в желудок животного попадает избыток костей, сладостей, копченостей. Перед застольем собаку и кошку нужно обильно покормить, чтобы она не выпрашивала еду со стола. Не стоит давать собакам традиционного лакомства – костей. Трубчатые кости не перевариваются в желудке и режут его. Сладкое тоже вредно. Если животное переест сладостей, в некоторых случаях придется делать промывание желудка. Возможен даже риск гипергликемической комы. Чтобы избежать вышеперечисленного, нужно просто не оставлять ничего сладкого на столе.

9. Бродячих животных тоже нужно подкармливать и давать им тёплую воду. А лучше – взять его домой под свою ответственность.

10. Новогодние праздники – время фейерверков. Это проблема для животных, которых живут в замкнутом пространстве и особо чувствительны к стрессу и шуму. За пару дней до фейерверков можно начать давать успокоительные препараты, отдавая предпочтение препаратам на травах. Только так можно помочь питомцу.

Так что животное нужно правильно кормить, правильно одевать и соблюдать режим прогулки, чтобы спокойно перезимовать.

Учащимся (работа в парах) предлагается карточка со словами: помещение, раздают, подают, чистят, следят. (Можно написать на слайде). Задание: составьте рассказ (предложения) об уходе за домашними животными зимой. После составления учащимися рассказа читается текст на с. 37 учебного пособия; свой рассказ учащиеся сравнивают с его содержанием.

Выполняются задания к с. 36-37 – задания 2 (кроме чтения текста), 4, 5.

Текущая рефлексия: На какой вопрос мы сейчас отвечали?

Труд людей зимой в сельской местности. Учащиеся рассматривают рисунки на с. 38-39 и определяют, какие из них отражают труд людей в сельской местности (работа в парах). Далее выполняются первых два задания к этим страницам (с.92).

Текущая рефлексия : О чем сейчас шла речь на уроке? Какая главная забота у работников сельского хозяйства зимой? (Позаботиться о новом урожае).

Труд людей зимой в городе. Выполняются задания 3- 5 к с. 38 – 39.

Можно предложить загадку:

Рукастая, зубастая,

Идёт-бредёт по улице,

Идёт и снег грабастает,

А дворник только щурится,

А дворник улыбается:

Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина)

Текущая рефлексия: О чем сейчас шла речь на уроке?

Закрепление, обобщение учебного содержания . Предлагается выполнить задание на слайде 6 (обсуждается предварительно в парах).

Следующее задание для выполнения на карточке (дано слайде 7): Соедини стрелкой центральный круг с теми фигурами, в которых называются виды труда людей зимой (работа в парах). С помощью этого же слайда учащиеся проверяют, правильно ли они выполнили задание (эталон ответа появляется с помощью эффектов анимации). Учитель просит «зажечь светофор» по итогам выполнения задания: кто выполнил правильно, поднимает карточку с зеленым цветом; если допущены ошибки, поднимается карточка с красным цветом.

Корми корову сытнее, молоко у неё будет… / белее.

Будут на ферме корма – не страшна… / зима.

Много снега – много…/ хлеба.

Что летом родится, зимой … /пригодится.

После завершения пословицы, учащиеся объясняют, как они их понимают.

Домашнее задание: постараться запомнить хотя бы одну пословицу о труде, которая больше всего понравилась (пословицы о труде вывешиваются на стенде в классе).

Итоговая рефлексия : Что больше всего понравилось на уроке? Как вы думаете, почему на доске у нас записаны эти две пословицы (учитель зачитывает их)? Чему вы сегодня научились?



Дополнительный материал к уроку. Пословицы для размещения на стенде :

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

Кто не работает, тот не ест.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Всякое уменье трудом дается.

Кончил дело – гуляй смело.

Делу – время, потехе – час.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Труд кормит, а лень портит.

Скороговорка к уроку:

Стоит воз овса, возле воза - овца.

Урок 16. Забота человека о своем здоровье зимой

Цель: сформировать представление о том, как заботиться о своем здоровье зимой.

Задачи: формировать представление о способах закаливания организма зимой, стимулировать стремление выполнять процедуры по закаливанию организма с целью укрепления здоровья;

– учить правильно выбирать одежду и обувь для прогулок в зимнее время, соблюдать правила безопасности при катании на коньках, санках, лыжах;

– содействовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.

Учащиеся перечисляют процедуры, способствующие закаливанию организма, объясняют их назначение; знают, как правильно одеваться для прогулок зимой; перечисляют правила безопасного поведения при катании на коньках, санках, лыжах и обосновывают их необходимость.

Оборудование: карточки с заданиями, мультимедиа-презентация, мяч.

Ход урока

Оргмомент. Демонстрируется первый рисунок или слайд, на котором содержаться рисунки домашних и диких животных в геометрических фигурах (слайд 2), а затем этот же рисунок, но уже с изменениями, например, тот же рисунок дается в другой геометрической фигуре или другое животное в этой же геометрической фигуре (слайд 3). Учащиеся должны назвать, что изменилось.

Контроль, актуализация ранее изученного учебного материала. Сначала организуется игра «Назови нужное»: учитель бросает мяч учащемуся и называет одно из понятий «дикое животное/ домашнее животное / перелетная птица / зимующая птица»; учащийся, поймавший мяч, называет любой объект, относящийся к названному понятию, и возвращает мяч.



Далее учащиеся выполняют индивидуально задание на карточке (слайд 4): Отметь красным кружком тот вид труда, которым не занимаются зимой . После выполнения учащиеся объясняют свой выбор. Эталон ответа дан на том же слайде.

Читается отрывок из стихотворения «Что такое за окошком?»:

Подбежал к окну Серёжка:

–Что такое за окошком?

Валит снег густой стеной,

(Так бывает лишь зимой!)

Мушки белые летят,

То-то радость для ребят!

Для Серёжки нет проблем,

Шустро примеряет шлем..,

Клюшку достаёт, коньки,

Вот и зимние деньки!!!

То, чего так долго ждали,

Наконец-то увидали...

Вот так, зимушка – зима!

К нам надолго ль, ты пришла?

В белоснежные одежды

Землю нарядишь, как прежде.

Рада, рада детвора,

Закричит:–"Ура!У-ррра!..

А Серёжка снова рад,

На хоккей зовёт ребят.

Зря ли, клюшку доставал,

И зимы так долго ждал!? / М. Бажанова

После чтения учитель спрашивает, почему так рады зиме дети. Далее говорит о том, что он не случайно прочитал это стихотворение и просит рассмотреть рисунки на с. 40-41 учебного пособия, после чего учащиеся определяют, о чем пойдет речь на уроке. Называется тема, формулируются задачи урока. Читается пословица на с. 40 учебного пособия, которая может стать эпиграфом урока.

Изучение нового учебного материала.Чем полезно заниматься зимой для укрепления здоровья? Учащимсяпредлагается отгадать загадки, чтобы определить, чем можно заниматься зимой. Загадки можно написать на карточках и организовать работу с ними в микрогруппах или парах (предлагается 1–2 загадки); загадку о катке и пляже читает учитель после работы учащихся в микрогруппах. При отгадывании загадок учащимся можно порекомендовать пользоваться рисунками учебного пособия на с. 40.

Все лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры - Помчались с горы. (Санки ). Мчусь, как пуля, я вперед, Лишь поскрипывает лед И мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки ).
На ледяной площадке крик, К воротам рвётся ученик. Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!" Весёлая игра... / хоккей. Можно в воду понырять Или на песке играть Много замков ты создашь Из песка ведь это…/ пляж. Вот серебряный лужок, Не видать барашка, Не мычит на нём бычок, Не цветёт ромашка. Наш лужок зимой хорош, А весною не найдёшь. Нелегко иногда забираться туда, Но легко и приятно прокатиться обратно. (Каток )
Ног от радости не чуя, С горки снежной вниз лечу я. Стал мне спорт родней и ближе Кто помог мне в этом? (Лыжи ).

После работы с загадками учитель организует беседу по вопросам: О каких полезных зимних занятиях нам напомнили загадки? Какая загадка не относится к зиме? Почему? О чем нам напоминает загадка о катке? (О том, что нужно кататьсяна коньках и играть в хоккей на специальных катках). Далее выполняются задания к с. 40 учебного пособия.

Текущая рефлексия : На какой вопрос мы ответили в этой части урока? О каком важном правиле безопасного поведения мы должны помнить? (О том, что кататься на коньках, играть в хоккей нужно на специальных катках, которые есть в ледовых дворцах, есть также открытые).

Как и для чего нужно закаляться? О чем пойдет дальше речь на уроке, подскажут стихотворения, которые читает учитель, хорошо читающий учащийся.

Для чего нужно закаляться? Как автор второго стихотворения советует нам закаляться? Можно ли следовать его советам? Чтобы ответить на последний вопрос, учащимся предлагается выполнить задания к с. 41 учебного пособия.

Текущая рефлексия: Удалось ли нам решить поставленную задачу? Что позволяет нам сделать такой вывод?

Закрепление изученного на уроке. На слайде 5 предлагаются рисунки, фотографии, на которых показаны зимние занятия детей и летние; учащимся предлагается определить, чем зимою не занимаются и почему. На следующих слайдах – 6–7 – учащиеся определяют, на каких рисунках дети одеты по зимней погоде; можно ли определить, какая погода – очень холодно или нет (конкретные задания даны на слайдах).

На слайде 8предлагаются рисунки, на которых показаны занятия, способствующие закаливанию организма. Задание учащимся: Для чего нужны эти занятия? Слайд № 9 напоминает учащимся, что полезно не просто гулять зимой, любоваться зимней природой, радоваться ее красоте, но и позаботиться о зимующих птицах – синицах, воробьях.

Итоговая рефлексия: Чему учились на уроке? Что полезного для себя узнали? Что больше всего понравилось? Была ли наша работа на уроке успешной? Что позволяет вам сделать такой вывод? Урок можно закончить стихотворением:

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег – упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки.

Тротуары замело,

Все вокруг белым-бело…

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек! … / С. Михалков, «Белые стихи»

Скороговорка к уроку:

Вез на горку Саня за собою сани,

Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.

Урок 17. Зимние явления в природе» (обобщающий урок)

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся об изменениях в жизни неживой и живой природы, их влиянии на труд людей.

Задачи: содействовать формированию умений учащихся объяснять и устанавливать связи между объектами и явлениями неживой и живой природы, узнавать растения и животные;

– учить воспринимать красоту зимней природы, содействовать поддержанию желания заботиться о зимующих птицах на основе осознания необходимости помощи человека животным зимой;

– продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, строить умозаключения.

: учащиеся перечисляют изменения в жизни неживой и живой природы зимой, умеют их объяснять на основе освоенных знаний о связях в природе.

Оборудование: мультимедиапрезентация, карточки с заданием, снежинки, рисунок или макет снеговика, мяч.

Ход урока

Оргмомент: Учитель просит учащихся посмотреть учащихся на доску (вокруг) и определить, что изменилось в классе (класс украшен снежинками), как они думают, почему.

Учитель говорит о том, что сегодня последний урок, посвященный зиме. «На этот урок Зима-волшебница прислала свои подарки – снежинки. В гости пришел симпатичный, умный и веселый Снеговик (демонстрируется слайд 2), чтобы у нас было хорошее настроение, чтобы нам было интересно. И, наверное, не только поэтому. Снеговику Зима-волшебница дала задания, которые он должен выполнить. Ему, конечно, трудно одному это сделать и он просит нашей помощи. Поможем Снеговику?

Обобщение и систематизация учебного материала. Почему зимнюю природу называют сказочной, волшебной? Учитель говорит о том, что подарки не только получать приятно, но и их дарить. Предлагается подарить Зиме-волшебнице стихотворения, посвященные ей. Учащиеся, учитель читают стихотворения (на фоне демонстрации слайдов; может тихо звучать музыка П.И. Чайковского или Вивальди «Зима»).

После чтения стихотворений организуется беседа: Как поэты называют зиму, какие комплименты ей дарят (Учитель может еще раз прочитать первые строки стихотворений – волшебница-зима, Чародейкою Зимою)? Как вы думаете, почему зиму называют волшебницей, чародейкою? Чем вам нравится зима?

“Бураны, вьюги и метели…

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни!

Как надоели мне они!” -

Так проворчал мороз угрюмый,

И речку лед сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.

Выясняется, какое отношение поэта в этом стихотворении; почему не нравится зима; подчеркивается, что зима в зависимости от погоды нравится или не нравится человеку, но больше дарит положительные эмоции.

Зимние месяцы, зимние явления в неживой природе. Учитель: «И вот первое задание, которое получил Снеговик; он его выполнил, но не уверен правильно ли. Давайте и мы выполним его». Учащимся предлагается прочитать слова, у которых спрятались буквы:д- - - - - -ь, я- - - - ь, ф- - - - - ь. Затем ученики объясняют, что объединяет эти месяцы (это месяцы зимы), в правильном ли порядке они названы. Затем учащиеся отгадывают «зимние загадки», которые нужно отгадать Снеговику (количество загадок определяет учитель в зависимости от темпа работы учащихся):

Кто знает верную примету, Высоко солнце, значит лето. А если холод, вьюга, тьма И солнце низко, то … / зима . Я тепла не потерплю: Закручу метели, Все поляны побелю, Разукрашу ели, Замету снежком дома, Потому что я … / зима .
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. /Декабрь - Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? По счёту первым он идёт, С него начнётся новый год. Открой скорее календарь, Читай! Написано – … / январь.
По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? После брата Января Служить очередь моя. Помогают мне два друга: Снежная метель и вьюга. Последний зимний месяц жаль, Короткий самый я – … / февраль . Дом её на белой туче, Но ей страшен солнца лучик. Серебристая пушинка, Шестигранная... / снежинка. Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. /Снег -
Все его зимой боятся – Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице... / мороз . Он когда-то был водой, Но сменил вдруг облик свой. И теперь под Новый год На реке мы видим... / лед.

Учитель: «Загадки нам напомнили, без чего нельзя представить зиму. Перечислите «зимние слова» или зимние явления в неживой природе. (Мороз или холод, снегопад, метель, вьюга, лед на реке). Почему зимой холодно? (Солнце низко, слабо греет). Почему зимой идет снег, речка замерзает? (Потому, что холодно.) А бывает ли дождь? (Да, когда оттепель.) Я думаю, что Снеговик нам очень благодарен за помощь в выполнении трудных заданий. Вместе ведь выполнять задания гораздо легче и быстрее».

Текущая рефлексия: Как мы справились с загадками Зимы? Можем ли мы сказать, что знаем, какие изменения происходят зимой в неживой природе? Как вы думаете, о каких изменениях в жизни природы мы будем говорить дальше?

Изменения в жизни живой природы. Организуется работапо выполнению заданий к с. 42-43 (кроме задания 2) учебного пособия в соответствии с избранным игровым сюжетом.

Текущая рефлексия: Как вы думаете, может нас похвалить любознательный Снеговик за хорошую работу, за правильные ответы?

Контроль ранее освоенного. Кроме заданий, предлагаемых к данным страницам учебного пособия, можно предложить и дополнительные, предполагающие применение освоенных знаний в измененной ситуации.

Задание (слайд 5): Рассмотрите рисунок, назовите птицу. (Снегирь). Каким цветом вы бы раскрасили грудку снегиря? Крылья и хвост? (Фронтальная работа)Уточняется, на ветке какого дерева нарисована птица. После ответов учащихся на слайде появляется рисунок самца и самки снегиря, обращается внимание, что только у самца красная грудка.

Задание на слайде 6 (фронтальная работа). Рассмотрите рисунок. Скажите, какие животные «заблудились» и попали не на ту картину? (После ответа учащихся с помощью эффектов анимации рисунок божьей коровки и ежа «улетают за край листа»). На картине какого времени года должна быть божья коровка? (Лета). Ежа? (Осени).Как вы думаете, почему белку можно встретить зимой прежде всего в еловом или сосновом лесу? (Основной пищей зимой для белки становятся семена шишек). Как вы думаете, каких птиц можно встретить в хвойном лесу? (Клеста, дятла).

Задание на карточке (слайд 7; выполняется индивидуально или в парах). Рассмотри рисунки. Отметь голубым цветом те рисунки, на которых показаны «зимние рисунки», красным – лишний рисунок. Перед выполнением задания учащиеся «зажигают светофор»: те, кто уверен в том, что сможет выполнить задание, поднимает карточку с зеленым цветом, кто сомневается – карточку с желтым цветом. Учитель использует полученную информацию для планирования своих дальнейших действий. Правильность выполнения проверяется на основе эталона ответа – слайд 8, после чего «светофор зажигается» вновь (поднимают карточки с зеленым цветом те, чьи ожидания оправдались).

Вместо некоторых выше предложенных заданий можно провести игру с мячом «Потому, что…»: учитель начинает предложение, а заканчивают его те учащиеся, которым брошен мяч:

Зимой холодно, потому что Солнце на небе … (опускается ниже или не поднимается высоко).

Часто зимой идет вместо дождя снег, потому что … (холодно или температуры опускается ниже 0 градусов).

Деревья, кустарники «спят» потому, что … (холодно).

Птицы весь день находятся в поисках пищи, потому что … (холодно, мало корма или холод страшен голодным птицам).

Белки, дятлы, клесты переходят на корм семенами шишек, потому что …(мало корма; нет насекомых, другого корма).

Многие птицы зимой перебираются поближе к жилью человека, потому что… (здесь легче найти корм).

Люди подкармливают зимой животных, потому что … (мало корма).

Демонстрируя слайды 9–10, учитель спрашивает: Рассмотрите, чем занимаются дети на этих рисунках? Что вы можете сказать об этих занятиях? (полезные занятия зимой). Чем полезны такие занятия? Правильно ли одеты дети? После демонстрации можно спросить, где дети катались на лыжах, какое животное сидело под елью на переднем плане, сколько снеговиков слепили дети (последние задания направленные на развитие внимания).

Перед демонстрацией слайда 11 учитель предлагает вопрос: Рассмотрите следующие фотографии и скажите, какие птицы изображены на них, что хотели нам напомнить или попросить птицы, хотя зима уже по календарю заканчивается. (Не забудьте нас подкармливать). После демонстрации слайда 12 учитель спрашивает, каким животным человек помогает таким образом – насыпая корм в такие кормушки. (Лосям, зубрам).

Итоговая рефлексия. Что вам больше всего понравилось на уроке? Почему? Поднимите руки те, кому были сложными задания Снеговика; интересными. Как вы думаете, что мог бы нам сказать Снеговик в конце урока? Достойны мы его похвалы? А что можно сказать Волшебнице Зиме, Снеговику?

В заключение учитель показывает два последних слайда со словами о том, что в награду за хорошую работу главные герои урока дарят нам улыбки, которые обязательно будут при просмотре последних забавных фотографий.

К следующему уроку несколько учащихся учат отрывки стихотворения С. Волкова (см. разработку следующего урока).

Экскурсия (18). Мой город / деревня» (экскурсия по родному городу/микрорайону/ улице / деревне)

Цель : создать условия для формирования конкретных представлений о памятных местах, культурно-просветительских учреждениях, главных предприятиях своего города (микрорайона)/ деревни.

Задачи: содействовать формированию у учащихся интереса к истории родного населенного пункта, его достопримечательностям, достижениям;

– создать условия для формирования практического опыта выполнения правил дорожного движения, безопасного поведения пешеходов зимой в реальной обстановке.

Основные ожидаемые результаты : учащиеся называют основные достопримечательности своей местности, перечисляют их некоторые особенности; выполняют правила дорожного движения, безопасного поведения.

Оборудование: корм для птиц, фотоаппарат.

В классе учащимся сообщается тема и цель экскурсии, место ее проведения, напоминается о необходимости соблюдения правил дорожного движения, актуализируются правила безопасного движения по дороге зимой. Если требуется перемещение на городском транспорте, учащимся напоминают правила поведения в транспорте.

На местности учитель заранее определяет маршрут движения, объекты наблюдения, помня правило, что лучше более обстоятельно познакомить с 2- 3 объектами, чем поверхностно со многими. Иногда целесообразно познакомить только с одним объектом, например, каким-то предприятием, памятником, другим историческим и знаменательным объектом, местом, улицей и т.п. Определяются места подкормки птиц (лучше те, которые находятся в районе школьного двора, вблизи школы).

Перед экскурсией с помощью фотографий на слайдах можно создать целостный образ своего населенного пункта или микрорайона.

Рассказ учителя во время экскурсии должен быть очень кратким (чтобы учащиеся долго не стояли на одном месте), ярким, образным, охватывать только те аспекты, что доступны для восприятия учащихся первого класса и требуют их наблюдения. Более детальную информацию лучше сообщить в классе. Предпочтение отдается информации, которая подчеркивает уникальность, особенность объекта. В классе экскурсоводами могут быть и отдельные учащиеся, которые могут сопровождать рассказ демонстрацией слайдов о своем любимом уголке, объектах родного населенного пункта. (К созданию мультимедиапрезентации привлекаются родители, а точнее к созданию фотоматериалов).

Если погода или другие обстоятельства не позволяют провести экскурсию на местности, ее можно заменить заочной, т.е. демонстрацией мультимедиа-презентаций, имеющихся видеоматериалов. Учитель предусматривает приемы учебной работы во время и после демонстрации, например, предлагает учащимся узнать объекты во время демонстрации, назвать те объекты, которые им больше всего нравятся и объяснить, почему; рассказать, где они любят гулять со своими родителями. Можно попросить учащихся сообщить родителям о том, что они узнали нового, интересного о своем населенном пункте или своей местности; где бы они хотели побывать и т.п. Заочная экскурсия может сопровождаться чтением стихотворений о родном крае, рисунками учащихся.

К следующему уроку отдельным учащимся предлагается выучить стихотворения о семье.

Урок 19. Я и моя семья

Цель: обеспечить осознание учащимися значения семьи в жизни человека.

Задачи: сформировать представление о семье как родных людях, об обязанностях и правах детей в семье, а также всех членов семьи;

– содействовать воспитанию уважительных и заботливых отношений детей к членам их семьи.

Основные ожидаемые результаты: учащиеся объясняют, что означает понятие «семья», ее значение в жизни каждого человека; перечисляют свои права и обязанности в семье.

Оборудование: мультимедиапрезентация, карточки с заданиями, карточки «светофора».

Ход урока

Оргмомент. Демонстрируется рисунок семьи (слайд 2), после чего он закрывается, а учащиеся отвечают на следующие вопросы: Как вы думаете, кто изображен на рисунке? (Папа, мама, сын, дочь; семья). Что делает мама?Сколько цветков стоит на подоконнике? Кто нарисован на картине, которая висит на стене?

Введение в тему, целеполагание . Учитель просит еще раз посмотреть на рисунок семьи (слайд 2) и спрашивает: Правильно ли вы ответили на предыдущие вопросы? Как вы думаете, какое настроение у всех членов семьи? Почему?

Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голyбит И заботится о вас, Hе смыкая ночью глаз? /Мама Кто же трудную работу Может делать по субботам? - С топором, пилой, лопатой Строит, трудится наш... /папа . Она лучше всех на свете Без неё прожить нельзя Есть она у Кати,Пети И конечно у меня. Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша... / бабушка .
Он – мужчина, и он сед, Папе – папа, мне он –… /дед. Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он - старший …/брат.
Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... / семья . Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» – Что получится? / семья.

После отгадывания загадок учащиеся определяют тему урока, учитель формулирует задачи: выяснить, знают ли учащиеся, что означает слово «семья», какие обязанности должен выполнять каждый ребенок в семье.

. Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. Учащиеся рассматривают рисунки на с. 80 учебного пособия и пытаются ответить самостоятельно на вопросы: Что означает слово «семья»? Что такое семья? После ответов детей читается стихотворение «Семья» (М. Шварц).

После чтения стихотворения учитель просит перечислить тех семь человек, которые составляют семью. Выясняется, почему называют семьей семья, в которой 3 или 5 человек, больше 7.

Далее учащиеся выполняют задание на карточке (индивидуально), которое дано на слайде 3:Отметь знаком «+» те слова, которые отражают значение семьи в нашей жизни. После проверки (с использованием метода самоконтроля на основе эталона ответа на том же слайде) данного задания организуется работа в микрогруппахпо составлению пословиц о семье; каждое слово пословицы или поговорки пишется на отдельной карточке. После составления пословиц, учащиеся зачитывают их и объясняют, как понимают их смысл.

Пословицы для выполнения задания (на выбор):

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить - счастливым быть.

Сердце матери греет лучше солнца.

Дружная семья не знает печали.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Семья – это громкое слово! Семья – это звонкое слово! Семья – это слово важное, Об этом вам скажет каждый. Семья – это солнце светит, Семья – это звезды на небе, Семья – это всё любовь. Любовь сыновей и отцов, Любовь дочерей и мам. Любовь свою дарим вам!... / А.В. Сидорова Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты… Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая эта семья! /М. Лангер, «Семья это счастье, любовь и удача»

Текущая рефлексия: На какие вопросы мы ответили в этой части урока?

Доброжелательные отношения в семье. Права и обязанности детей и родителей в семье. Выполняются задания к с. 81 учебного пособия. Задание № 3 лучше заменить следующим (слайд 4): Прочитайте слова в прямоугольниках. Назовите обязанности детей в семье. Кого еще нужно слушаться в семье? (Бабушек, дедушек, старших сестер, братьев). Назовите обязанности общие для всех членов семьи.После выполнения задания под № 4 к с. 81 можно предложить также стихотворение «Мамины слезы»:

Зачем у меня вырвалось снова

Злое, жестокое, гадкое слово?

Как нелегко мне теперь подойти,

Как трудно сказать: «Мама, прости!»

Обидел тебя я, родная, словами.

– Но только не плачь,– умоляю я маму,

Ну, отругай, накажи меня строго.

Но только прости, не сердись, ради Бога!

А мама моя улыбнулась вдруг мило

И тихо сказала: «Я давно уж простила».

Я маминых слез никогда не забуду,

И больше грубить никому я не буду. / Т. Петухова

Вопросы для анализа стихотворения: Почему так названо стихотворение? Что так огорчило маму? Что нужно делать для того, чтобы ваши мамы не плакали?

К стихотворению на с. 101(задание 7 к с. 81) можно добавить и следующее –«Памятки»:

Прихожу домой – записки

Мне для памяти повсюду:

«Замени водичку киске»,

«Съешь обед – помой посуду»,

«Повторить уроки надо»,

«Телевизор не включай»,

И «Поменьше шоколада –

С мёдом пей зелёный чай».

Список этот – он не полный,

Но не надо добавлять,

Я и так об этом помню –

Не забуду погулять! /О.С. Бундура

Примерные вопросы для анализа: Как вы думаете, сделал ли герой стихотворения все то, о чем напоминала ему мама? О каких обязанностях в своей семье забыл герой стихотворения?

Текущая рефлексия: О чем шла речь последние несколько минут? Почему важно знать не только свои права в семье, но и обязанности?

Если время позволяет, можно продемонстрировать рисунки, фотографии на слайдах 5, 6 и спросить, что могут учащиеся сказать о семьях, изображенных на них.

Итоговая рефлексия : Как вы думаете, можно ли считать нашу (или свою) работу на уроке успешной? Интересной? (Учащиеся поднимают карточку с зеленым цветом, если согласны; если нет – карточку с красным цветом).

Учитель советует учащимся: «Постарайтесь, придя домой, обязательно сказать приятные слова маме, папе, бабушке, дедушке, выполнить особенно старательно те обязанности по дому, которые определены вам в вашей семье».

Нескольким учащимся предлагается выучить стихотворения к следующему уроку (см. разработку следующего урока).

Урок 20. Опасные ситуации в доме. Сигналы тревоги

Цель: создать условия для осознания учащимися необходимости выполнения правил безопасного поведения при обращении с предметами домашнего обихода, учить обращаться за экстренной помощью в случае опасных ситуаций в доме.

Задачи: сформировать представление об опасных ситуациях в доме, их причинах и последствиях, сигналах тревоги;

– содействовать формированию умений анализировать опасные ситуации в доме, прогнозировать последствия опасного обращения с предметами домашнего обихода, формулировать правила безопасного поведения в быту, принимать правильное решение в различных ситуациях;

– способствовать развитию мышления, продуктивной коммуникации в процессе совместной работы.

Основные ожидаемые результаты: учащиеся различают опасные ситуации в доме, объясняют причины их возникновения, возможные последствия; знают, куда обращаться за экстренной помощью в случае возникновения опасных ситуаций в доме.

Оборудование: карточки с заданиями, мультимедиапрезентация, кастрюля с крышкой, сковорода, прихватка, удлинитель, карточки «светофора».

Ход урока

Оргмомент. Учитель может продемонстрировать в течение нескольких секунд несколько предметов на слайде, например, утюг, электрочайник, газовая плита, ножницы, ножи. После закрытия кадра учащихся просят сказать, сколько предметов было на слайде, перечислить, какие предметы были показаны (слайд 2).

Введение в тему, целеполагание. Учащихся просят открыть учебное пособие на с. 82 – 83, рассмотреть рисунки и сказать, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Формулируется тема урока, учащиеся пробуют формулировать вопросы к названной теме, объясняют, почему так важно знать об опасных ситуациях в доме, почему каждый должен знать правила безопасного обращения с некоторыми опасными предметами в доме. Можно спросить, что объединяет все предметы, которые были показаны в начале урока.

Изучение нового учебного материала . Опасные ситуации в доме и их причины. Учащиеся объединяются в микрогруппы или в пары, каждая из которых выполняет одно из следующих заданий (задания даются на карточках).

Задание 1 (слайд 3): Рассмотрите рисунки. Отметьте красным кружком те предметы, которые могут стать источником пожара в доме.

Задание 2 (слайд 4): Рассмотрите рисунки. Отметьте красным кружком те предметы, которые могут стать причиной ожогов, ран.

Задание 3 (слайд 5). Рассмотрите рисунки. Отметьте красным кружком те предметы, которые могут стать причиной отравления.

Проверка правильности выполнения задания может осуществляться на основе предложенных эталонов ответов (слайды 6-8). В процессе обсуждения результатов выполнения заданий выясняется, в каком случае: утюг, газовая плита, свеча, спички, елочная гирлянда могут стать причиной пожара; утюг, кастрюля, сковородка, горящий газ, кипящая вода, духовка и т.п. могут стать причиной ожога, а острые предметы – причиной разнообразных ран; газ, таблетки, другие лекарства, а также моющие и другие средства – причинойотравления (ситуации выбираются по усмотрению учителя).

В процессе обсуждения результатов выполнения заданий может быть организована игра «Что будет, если…». Каждой микрогруппе или паре предлагается порассуждать над следующими ситуациями (предлагается по одной ситуации):Что может быть, если:

оставить утюг включенным? (Может случиться пожар)

оставить на плите кастрюлю с кипящей водой? (Вода может залить горящий газ, произойдет утечка газа, люди могут отравиться).

бегать рядом с плитой, где на огне стоит сковородка с готовящейся едой? (Может задеть р

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал