Детский кризис миновал, можно расслабиться? Советы психолога родителям пятилетних малышей Детская психология 4 5 лет.

25.11.2023

Каждая возрастная граница для ребенка играет важнейшую роль в его дальнейшем существовании. Например, на самой начальной стадии развития, от самого рождения до одного года, младенец знакомится с миром, начинает узнавать своих близких людей и постепенно привыкает к новой для него обстановке. В следующий этап, от 2 до 4 лет, уже сформировавшийся ребенок умеет распознавать цвета, фигуры, животных, слушать родителей и доносить до них свою информацию. По мнению психологов, самым важным периодом в жизни ребенка является возраст от 4 до 5 лет, его также принято называть средним дошкольным. В этот момент происходит активное развитие детского организма, окончательно формируется его характер и различные способности. Каждый родитель должен знать возрастные особенности детей 4-5 лет, для того чтобы помочь своим потомкам стать счастливыми людьми.

Формирование позитивного мышления

Почему так важно учитывать именно возрастные особенности детей 4-5 лет? Психология современного воспитания ребенка насчитывает несколько особенностей резкого изменения их поведения в этот период. В первую очередь формируется мышление, это заключается в следующем:

  • Раньше ребенок просто мог назвать тип фигуры (овал, круг, квадрат и так далее). Теперь он сравнивает с ними все предметы, которые окружают его вокруг. Например, к нему приходит подсознание того, что мяч имеет форму шара.
  • Малыш может рассортировать несколько схожих предметов по идентичному признаку (по цвету, величине, форме).
  • Также он начинает лучше ориентироваться в пространстве, ученые уверяют, что в этом возрасте ребенок самостоятельно может найти дорогу из магазина, садика или спортивной секции до дома, однако проводить подобные эксперименты все же не рекомендуется.

Таким образом, возрастные особенности детей 4-5 лет в первую очередь сводятся к тому, что у них развивается активное мышление, с каждым днем общаться с ними становится все более интересно.

Как помочь своему ребенку сформировать позитивное мышление?

Многие родители могут замечать, что в дошкольном возрасте их ребенок немного отстает от своих сверстников. Не стоит отчаиваться, следует помочь своему сыну или дочке развиваться в правильном направлении. Например, можно попробовать развить его зрительную память. Для этого требуется сделать ксерокопии страниц с его любимой книги и разрезать их на несколько составляющих. Далее, необходимо попросить малыша воссоединить изображение в одно целое, пусть сначала оно будет состоять из трех элементов, постепенно их количество можно увеличивать.

Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет подразумевает также тот факт, что в этот период необходимо продолжать развивать мелкую моторику. Малыш должен научиться собирать картинки из нескольких кубиков, попадать мячом в сетку или рассортировать крупу на несколько отдельных кучек.

Самой лучшей игрушкой для развития позитивного мышления является конструктор. Он должен состоять из нескольких различных геометрических фигур. Ребенок должен сам понять, как их соединить между собой для того, чтобы добиться желаемого результата.

В четыре года малыш должен уметь сопоставлять образец с реальным объектом. Например, ему следует справляться с такими задачами, как построить по картинке конструкцию, собрать из мозаики рисунок или воспроизвести несложный пазл.

Не стоит делать из ребенка гения и добиваться того, чтобы он преуспевал перед своими сверстниками, необходимо ежедневно заниматься с ним, постепенно повышая уровень сложности заданий.

Психологические особенности

Отдельно стоит выделить возрастные психологические особенности детей 4-5 лет. Медицинские специалисты выделяют несколько особенностей изменения мышления в этот период:

  • До четырех лет все дети имели приблизительно одинаковое развитие. С этого периода должно произойти разделение общей группы маленьких людей на две основные категории. Мальчики начинают понимать, что они должны уступать девочкам, не обижать их и вести себя сдержанно в их присутствии. Маленькие принцессы должны понимать, что они намного мягче, скромнее и деликатнее мальчиков. В элитных детских садах уже происходит разделение детских спален, раздевалок и санитарных узлов по половому признаку.
  • Далее, возрастные особенности развития детей 4-5 лет изменяются. У ребенка появляется интерес к ролевым играм. Он с удовольствием примеряет на себя образ пожарника, доктора или повара. Дети начинают просить у своих родителей игрушки определенной категории.
  • Также у детей начинает формироваться свой собственный вкус. Например, им может быть не по нраву одежда, в которую родители нарядили их на утренник. Причем маленькая личность уже станет отстаивать свою точку зрения.
  • В этом возрасте дети уже могут объединяться в небольшие группы, у них появляются собственные интересы, секреты и цели.
  • Дети в четыре года уже начинают различать интонацию своих родителей, по ней они могут понять, как настроена мама или папа в данный момент.

Медицинские специалисты, которые разрабатывают возрастные психологические особенности детей 4-5 лет, называют этот период «стадией почемучки». Маленького человечка начинают интересовать абсолютно все процессы, которые его окружают.

Как помочь своему ребенку развить психологические особенности?

В полноценной семье должно в это время также произойти разделение по половому признаку. То есть девочка становится ближе к своей матери, они начинают вместе готовить, прибираться дома, делать прически, наряжаться и ходить на тематические мероприятия. Отец, напротив, должен научить мальчика быть сильным, уметь постоять за себя и вести домашнее хозяйство. Родители в этот период становятся для своих потомков авторитетом, поэтому рекомендуется обращать внимание и на свое собственное поведение.

Маленькая личность на этой стадии развития уже умеет показывать свои чувства, она капризничает, обижается, радуется, мстит, восхищается. Ни в коем случае нельзя игнорировать выбранную её манеру поведения, обязательно стоит выяснить причину такой перемены настроения. Для детей такого периода уже предусматривается психологическая консультация. Возрастные особенности детей 4-5 лет должны интересовать каждого родителя, поэтому им также потребуется дополнительная помощь специалиста.

Физические способности

В дошкольном периоде возможности каждого, без исключения, ребенка возрастают более чем в пять раз. Всего можно выделить следующие возрастные особенности развития детей 4-5 лет:

  • У них становится лучше координация. Раньше они совершали неумелые движения, из-за чего в доме постоянно был бардак. Они оставляли следы на одежде, когда кушали, пили воду, неряшливо собирали игрушки в коробку и неаккуратно одевались. С этого периода их координация начинает заметно улучшаться. С каждым днем ребенок становится все более самостоятельным и практически уже не нуждается в помощи старших товарищей.
  • Каждое движение дошкольника становится уже более резким и уверенным. Можно заметить, что дети начинают гораздо меньше падать и ронять из рук предметы.
  • Если закрыть глаза ребенку, то он безошибочно сможет показать каждую часть своего тела.
  • Многие родители уверяют, что их дети в этом возрасте становятся непоседами. Они перестают спать днем, меньше сидят на одном месте и постоянно находятся в движении.

Для того чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, можно сравнить его с детьми, которые младше его на полгода. По сравнению с ними он становится более быстрым, резким и ловким.

Как помочь ребенку развить физические способности?

Конечно же, первое, что помогает развить физические способности маленького человечка - это занятие спортом. При этом обязательно стоит учитывать психофизические особенности детей 4-5 лет. Не стоит в первый же день делать из своего малыша великого спортсмена, нагрузка должна распределяться постепенно. Ни в коем случае нельзя допускать чрезмерно утомительных занятий спортом. Следует предварительно посоветоваться с опытным тренером и составить график физической подготовки дошкольника. Пусть сначала это будет легкая утренняя зарядка, затем конкретные упражнения, после чего уже можно переходить к освоению определенного вида спорта.

Не стоит отправлять ребенка одновременно в несколько секций, это может навсегда отбить у него интерес к подобным занятиям.

Также стоит учитывать и возрастные психофизические особенности детей 4-5 лет. Не нужно, например, заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет. Если интересы малыша пока еще непонятны, то необходимо предоставить его вниманию видеоролики людей, достигших результатов в определенном виде спорта, возможно, это вызовет у него интерес.

Творческие способности

Во многих детских садах в старших группах для родителей предоставляется полезная памятка. Возрастные особенности детей 4-5 лет уже могут быть напрямую связаны с творческой деятельностью. Родители также постепенно начинают замечать, что в их доме стали все чаще появляться принадлежности для творчества: цветная бумага, альбомы для рисования, краски, кисти и фломастеры. Больше всего в этой возрастной категории малышам нравится активная творческая деятельность, например, они с удовольствием занимаются сюжетной лепкой, из пластилина они создают различные предметы, героев из мультфильмов, транспортное средство и многое другое. Также они любят рисовать себя и своих близких людей. Когда-то изображение напоминало отдельные полосы, круги и точки, теперь рисунок становится средством самовыражения. Превосходно развита также и сочинительная способность. Дошкольник может самостоятельно придумать конец определенной истории, яркая фантазия превосходно поможет справиться с этой задачей.

Согласно ФГОС, возрастные особенности детей 4-5 лет ориентированы на полное овладение мелкой моторикой, поэтому сделать аппликацию для них уже не составит труда.

Развить творческие способности ребенка позволит совместная деятельность. Можно вместе посмотреть мультфильм, а затем попытаться изобразить недавно увиденный сюжет на листе бумаги. Рекомендуется самостоятельно создавать героев и играть ими, мамы могут сшить вместе со своими дочками красивую одежду для кукол.

Развитие речевых способностей

Отдельно стоит затронуть такую важную тему, как развитие речевых способностей в этой возрастной категории. Следует отметить, что в этот период может наблюдаться активный прогресс. Возрастные особенности речи детей 4-5 лет сводятся к нескольким особенностям:

  • Психологи неоднократно замечали, что иногда до четырех лет ребенок может невнятно говорить, проглатывать слова или вовсе молчать. Мамы и папы переживают по этому поводу, водя своего потомка к различным специалистам. Но, к их великому разочарованию, это не помогает справиться с проблемой. К их удивлению, когда малышу исполняется четыре года, он начинает внезапно полноценно разговаривать.
  • Значительно улучшается в этот период и словарный запас, как правило, ребенок уже знает более трех тысяч различных слов.
  • Происходит заметный прогресс и в плане звукопроизношения. Речь ребенка становится уже понятной не только для его близких людей, но и для всех окружающих, даже абсолютно посторонних людей.
  • В этот период ребенок уже может полноценно общаться со своими сверстниками, выражая мысли, рассказывая истории из жизни и повествуя полную информацию о себе.
  • Дошкольник уже может полностью описать определенный эффект, описать картинку и раскрыть все свои эмоции.

Существует еще огромное количество категорий, под которые попадают возрастные особенности детей 4-5 лет. Кратко описать их совершенно невозможно. Также стоит учесть и тот факт, что каждый ребенок осваивает информацию и воплощает её в жизнь с абсолютно разной скоростью.

Как помочь развить ребенку речевые способности?

Существует всего несколько способов, которые могут повлиять на речевые возрастные особенности детей 4-5 лет. В первую очередь, следует не поднимать панику, когда ребенок не говорит при достижении этого возраста, а попытаться избежать этой ситуации. С самого момента рождения с малышом следует разговаривать обо всем, что происходит с ним вокруг. Родители делают огромную ошибку, когда оставляют свое чадо одного, занимаясь своими делами. Из-за этого он может стать замкнутым в себе.

Следует постоянно своим детям читать книжки, стихи и сказки. Лучше всего, одновременно показывать на картинках то, о чем идет речь в данный момент времени. Учеными было доказано, что зрительная память у малышей развита в несколько раз лучше.

Также не стоит пренебрегать садиком в раннем возрасте, особенно если ребенок постоянно находится с мамой и не общается со своими сверстниками. Дети лучше начинают развиваться, глядя на таких же людей, как и они. Идеальный возраст для похода в дошкольное учреждение составляет 1,5-2 года. Каждый родитель должен вести учет возрастных особенностей детей 4-5 лет, рекомендуется ежемесячно записывать, насколько увеличивается его словарный запас и отмечать, есть ли прогресс в данный момент времени.

Роль семьи в развитии ребенка

Каждый нормальный родитель мечтает о том, чтобы именно его ребенок был самым умным, способным, развитым и обязательно добился успеха в жизни. Они отправляют его в различные секции с самого раннего возраста, покупают дорогостоящие интеллектуальные игрушки и водят на различные мероприятия. В садике они хотят услышать о том, как их малыш ведет себя в их отсутствие, снова и снова посещая родительское собрание. Возрастные особенности детей 4-5 лет, не зависят ни от одного вышеперечисленного факта. Учеными неоднократно было доказано, что сколько бы финансовых средств ни тратилось на детей, они не будут полноценно расти до тех пор, пока в семье не установится гармония.

Для того чтобы ребенок рос счастливым, первое, что нужно сделать - это достичь взаимопонимания со всеми членами семьи. Маленькая личность, глядя на то, как постоянно ругаются её родители, может прийти к выводу, что именно она стала виной их несчастливых отношений. Чтобы этого не произошло, следует ссориться только в то время, когда самых младших домочадцев нет дома, также рекомендуется как можно чаще проводить время в семейном кругу и больше общаться.

Возрастные особенности детей 4-5 лет - это невероятно важная тема для каждого родителя. Не стоит обращаться за помощью в этом к опытным педагогам, развивающим центрам и современным технологиям. Только любовь родителей поможет ребенку вырасти полноценным, здоровым и счастливым человеком, поэтому с появлением на свет младенца стоит забыть о радионянях, постоянной работе с целью пополнения финансов и домашних хлопотах, выделив как можно больше времени на общение с этим маленьким смыслом жизни. Только в таком случае через четыре года родители не станут задумываться о том, что они сделали не так и почему их ребенок не развивается полноценно. Однако у каждой любви также должны существовать определенные границы. Также не стоит сравнивать своих детей с другими, ведь каждый маленький организм развивается с абсолютно различными темпами.

Развитие детей среднего возраста, проявляются особой любовью и привязанностью к свои родным.

Ребята уже умеет воспринимать эмоции окружающих, обижаться, стыдиться и разочаровываться в людях – такова психология ребенка 4 5 лет.

Советы родителям, у которых растут дети такого возраста, могут очень пригодиться для грамотной коррекции воспитательного процесса

Возраст 4 5 лет, это новый и важный переходной этап ребенка, который можно обозначить, как период интенсивного роста и развития. Он приводит к смене характера, совершенствованию познавательных и коммуникативных способностей.

Физическое становление, формируется гармонично и выражено быстрым ростом и развитием:

  • Детям любого возраста свойственно и необходимо движение.
  • Физические возможности малышей возрастают. Причем, существенно. В частности, заметно улучшение координации. И в целом их движения выглядят увереннее. Эти два фактора заметны даже со стороны.
  • Наблюдается развитие навыка моторики.
  • Ловкости и быстроте основной части детишек в этом возрасте можно позавидовать.
  • В норме прибавка в росте должна быть от 5 до 7 см. В весе же – до 2 кг.
  • Скелет очень гибкий, потому что процесс окостенения еще не окончен. Поэтому и речи быть не может о каких бы то ни было силовых упражнениях.
  • Особенность деятельности сердца заключается в том, что его ритм быстро нарушается. Внешне это можно увидеть по покраснению либо побледнению лица, учащенному дыханию, движениям со слабой координацией, и т.д.
  • Мозг ребенка очень быстро устанавливает условно – рефлекторные связи.
  • Малыш в этом возрасте особенно чувствителен к шуму. Причина в том, что барабанная перепонка очень нежна и ее легко поранить.
  • Возраст 4-5 лет – это по-настоящему «золотая пора» развития сенсорных способностей.
  • Воспитательные меры, направленные на нервные процессы, становятся более эффективными.
  • Такая вещь, как условное торможение, формируется с трудом. То есть, в случае запрета на какое-нибудь действие, ребенок не сможет уяснить это сразу. Нужно постоянно в этом возрасте закреплять это с ним.

Именно с этого возраста можно объяснять малышу, что такое здоровый образ жизни и понемногу приучать его к нему. Это не так сложно. Начать можно с режима дня.

То есть, просто будить малыша и отправлять спать в одно и то же время каждый день. А потом перейти к другим полезным действиям.

Психическое развитие ребенка

Малыш этого возраста отличается неплохим развитием психомоторных навыков. Он может длительно гулять, познавать мир. Его способность что-то делать руками всё более совершенствуется.

Дети проявляют удивительную ловкость при выполнении, каких бы то ни было задач и интересуются всем, что их окружает:

  • стремятся быть самостоятельными;
  • проявляют чуткость к окружающим, применяют этические навыки;
  • активно демонстрируют свое богатое воображение и творческие способности (такая неограниченная фантазия, может порождать и детские страхи);
  • социально ориентируются на семью и сверстников;
  • усложняют процесс игровой деятельности;
  • любознательны ко всему, что окружает;
  • эмоционально восприимчивы и ранимы;
  • испытывают интерес к гендерной принадлежности.

Родители, имеющие представления о возрастных психологических особенностях детей, должны помочь им верно ориентироваться и контролировать все моменты, которые могут негативно сказаться на их развитии и воспитании. Например, держать под контролем разыгравшуюся фантазию, или блокировать возникающие страхи или тревоги.

Игры

В играх развивается детская фантазия. становятся уже сюжетно-ролевые, моделирующие, групповые.

Теперь малыши могут развлекаться без помощи взрослых, самостоятельно.

Они обычно заранее придумывают довольно сложные сюжеты, распределяют роли, определяются с правилами, и жестко следят за их выполнением.

То есть, малыш получает много навыков через игру. Он учится общению со сверстниками, стремится держать эмоции под контролем, следовать правилам (в данном случае – правилам игры, потом это пригодится и в жизни).

Часто дети копируют взрослых в своих играх. Дети открывают для себя мир человеческих отношений, общественных функций людей, различных видов их деятельности.

Очень важно относиться к детской игре как к чему-то очень серьезному. Родителям следует всячески поддерживать своих детей в желании поиграть.

Творческие способности

Каждому родителю хочется видеть своего малыша в том числе и с высоко развитым эстетическим чувством.

Человеком с независимым, открытым умом, всегда добивается тех целей, которые он для себя поставил.

Это невозможно без развития у него способностей к творчеству. Заниматься этим нужно так рано, как только возможно.

Малыш в этом возрасте постепенно становится способным овладевать (не сразу, а понемногу) координацией мелких движений рук, зрительного контроля. Это дает ему возможность совершенствовать свои способности в изобразительной деятельности. Например, основная часть малышей рисует с большой охотой, т.к. координация между зрительным и моторным восприятием является огромным достижением для человека столь юного возраста.

С точки зрения психологии, рисунок – это важная подготовительная часть письменной речи и может много сказать о том, как малыш воспринимает окружающий мир.

Ребенок может иметь склонности к пению, танцам, влечению к нестандартным видам творческой деятельности (например, к кулинарии или точным наукам).

Развитие речи

Такой скачок в развитии, который есть у детей этого возраста, был бы мало возможен без постепенного овладения искусством речи.

И он не только активно учит новые слова, но и сам их придумывает.

В этом возрасте подавляющее количество детей используют практически все части речи, соответственно его словарный запас значительно увеличивается.

Благодаря этому он воспринимает этот мир более осмысленно, целенаправленно анализируя.

Общение

Как общаются малыши? Иначе, чем со взрослыми. Первое, что бросается в глаза, повышенная эмоциональность. Они редко могут разговаривать нормально. Они кричат, хохочут, визжат, носятся, и при этом захлебываются от восторга. Взрослым нередко такие реакции непонятны.

Оттого основная часть детей, особенно этого возрастного периода, ведут себя раскованней и свободней со сверстниками. В общении сверстников можно наблюдать больше чувств, экспрессивно-мимических проявлений, чем при обращении к взрослым людям.

Показывайте малышу, как инициировать общение

В общении с взрослыми детки стараются придерживаться хотя бы относительных норм, приличий. В общении друг с другом они, например, часто используют порой совершенно неожиданные звуки, небылицы, слова.

Иногда дети стесняются общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Что бы это явление не переросло в психологическую проблему, взрослым надо нивелировать такое явление и искать выход из такой ситуации.

Например, помочь ребенку и ввести его в круг общения других детей словами: “Привет ребята! Нас зовут Катя и Маша, давайте играть вместе”. В дальнейшем ребенок научиться сам знакомиться и общаться.

Эмоциональные особенности

Ребёнок в этом возрасте – маленький человек, который обладает достаточно развитым и разнообразным спектром эмоций. Его чувства в большей степени связаны с тем, какая атмосфера у него в семье. Его эмоции и потребности постепенно осложняются с появлением новых навыков. Дошкольник может выражать чувства с разной интонацией и мимикой.

Воспитание

К этому возрасту дети чаще всего становятся мягче, часто уступают. Их чувства становятся глубже.

В это время у малыша развивается познавательная сфера.

Необходимо как можно чаще общаться с ребенком, особенно в этом возрасте. Нужно рассказывать ему об окружающем мире, о явлениях, происходящих в нем.

В этом возрасте с малышом можно договариваться.

Но важно помнить, что позитивное воспитание должно быть основано на любви, а не на устрашении. Для малыша очень важно знать, что взрослые будут любить его всегда, даже если он проявляет непослушание.

Обучение детей 4-5 лет

Мнение о том, каким образом и где обучать и развивать 4-5 летних детей разительно отличаются друг от друга.

Одни пребывают в уверенности, что малыша надо развивать чуть ли не с первых дней после того, как он родился, другие же думают, что детство – на то и детство, и не требуют от своих детей практически ничего.

И лишь родителям решать, на чью сторону в данном споре встать.

4-5 лет – очень интересный возраст. И это не только положительное качество этого периода жизни. Например, у детей появляются страхи. Один из них – страх темноты или одиночества. Родители должны всегда чутко и внимательно анализировать поведение и развитие ребенка, чтобы в сложный момент помочь ему преодолеть все сложности и вовремя вернуть его развитие в нужное направление.

Воспитание ребенка 4 лет – очень ответственный процесс, так как именно в этом возрасте у малыша формируется характер и закладываются основы поведения. В этот период у него происходит переход от стадии раннего детства к более сложному этапу – осознанному детству. Родителям, которые решают, как воспитывать ребенка в 4 года, важно найти к нему правильный подход: во-первых, не мешать естественному становлению личности малыша, а во-вторых – проявлять максимальную деликатность, корректируя его характер мягко и незаметно.

Особенности воспитания ребенка 4 лет

К 4-летнему возрасту малыш заметно взрослеет. Он испытывает более разнообразные эмоции и уже умеет разбираться в своих чувствах, симпатиях и антипатиях, поэтому хорошо понимает, что ему нравится, а что нет. Многие детки в этом возрасте становятся уступчивее и послушнее и очень дорожат вниманием родителей. Это может проявляться в виде нежелания самостоятельно засыпать или в стремлении все время находиться рядом с мамой. Все это может выглядеть, как детский каприз, но психологи рекомендуют взрослым проявлять терпение и понимание в подобных ситуациях.

Важной особенностью этого возраста является то, что именно сейчас у ребенка начинают формироваться нравственные качества: доброта, чуткость, отзывчивость, способность к состраданию и чувство дружбы. Родителям следует уделять этому особенное внимание, стараясь воспитать в ребенке адекватное отношение к окружающим людям и внешнему миру. Важно на своем собственном примере учить малыша правилам поведения в обществе, а также направлять его, когда он выстраивает отношения с другими детьми, при необходимости объясняя, как ему нужно себя вести и почему.

Дети 4 лет постоянно настроены на познание всего нового и очень хорошо обучаемы. В этом возрасте у ребенка активно развивается способность к восприятию знаний, и родителям следует поддерживать в нем любознательность и стремление к новой информации. Старайтесь как можно больше общаться с ребенком и отвечать на все его вопросы, объясняя простыми словами даже какие-то сложные вещи.

Основные принципы воспитания ребенка в 4 года

Решая, как воспитывать ребенка 4 лет, многие родители выбирают традиционные воспитательные приемы, которые основаны на запретах и наказаниях. Когда ребенок не слушается, его обязательно нужно наказать, иначе он ничего не поймет – примерно так можно описать всю суть подобных методов. Однако они не являются эффективными и могут оказывать очень сильное негативное влияние на формирующуюся личность ребенка. Как воспитывать ребенка 4 лет правильно?

Родителям очень важно выстроить дружеские и позитивные отношения с малышом. Вместо приказов и требований используйте просьбы: «Сделай, пожалуйста…», «Не мог бы ты…». Пытаясь спровоцировать определенное поведение у ребенка, откажитесь от лекций и уже известных ему объяснений – это только поставит его в позицию сопротивления. Также не следует манипулировать малышом с помощью чувств. Дети в возрасте 4 лет очень восприимчивы, и если родители пользуются такими приемами, это очень плохо отразится на психике ребенка.

Наиболее результативным способом воспитания ребенка 4 лет является сотрудничество. В этом возрасте с малышом можно о многом договориться, поэтому самым употребляемым словом для родителей, которые хотят правильно воспитывать свое чадо, должно стать слово «давай». Именно с него рекомендуется начинать общение с ребенком, так как тем самым вы не принуждаете его к чему-либо, а предлагаете.

Ни в коем случае не проявляйте равнодушия по отношению к ребенку. Так как дети этого возраста становятся более усидчивыми и самостоятельными в выборе занятий, многие родители, видя, что ребенок чем-то занят, перестают оказывать ему нужное внимание. Но совместные занятия с родителями играют очень большую роль в воспитании ребенка в 4 года. Чем больше времени вы уделяете общению с ним и совместным делам, тем лучше происходит становление его личности и характера. С ребенком можно заниматься гимнастикой, подвижными и сюжетно-ролевыми играми, рисованием и изготовлением поделок. Малыша в этом возрасте можно обучать основам чтения и счета, а также развивать его речь, разучивая с ним стихи и песенки.

О кризисе трех лет написано и сказано много, тем не менее многих родителей он застает врасплох. Психологи заслуженно называют его важнейшим этапом становления личности, наряду с подростковым возрастом. При воспитании ребенка 3-4 года психология дает советы, призванные помочь членам семьи в преодолении этого сложного периода, они и изложены в этой статье.

Развитие нервной системы и моторики

К трем годам головной мозг ребенка уже достаточно развит, чтобы совершать несколько движений одновременно и координировать работу тела. Это самое большое достижение трехлетнего ребенка. Он начинает овладевать навыками различной деятельности, и то, чему он научится сейчас, останется с ним на всю жизнь. Активно развивается как крупная, так и мелкая моторика. Можно и нужно постепенно привлекать его к домашним делам, отдать в малышковую развивающую группу или детский сад.

Осознание своего «Я» и начало становления личности

Организм и психика в этот период активно развиваются: формируются речь, навыки игры, общения с другими людьми. Важнейший психический процесс этого периода - формирование собственного «Я». Основная причина кризиса состоит в том, что происходит качественный скачок в развитии, становление самостоятельной личности.

Прежняя модель поведения матери и отца перестает удовлетворять маленького человека, теперь он хочет, чтобы к нему относились по-новому, и отстаивает свое «Я» перед другими. От того, насколько близкие проявят в этот период мудрость и терпение, зависит, каким их воспитанник станет в будущем.

Изменения в поведении

Обычно этот этап жизни длится от нескольких месяцев до двух лет. Признаком приближающегося кризиса является узнавание себя в зеркале: если раньше карапуз говорил о себе в третьем лице, называя по имени - например, «Это Саша», то теперь говорит: «Это Я!» Основные симптомы того, что кризис уже начался:

  • негативизм;
  • упрямство и строптивость;
  • своеволие;
  • деспотичное поведение;
  • обесценивание взрослых;
  • истерики.

Главная фраза в это время — «Я сам».

Трудности в воспитании

Резкие перемены в характере

Родители часто бывают в шоке от того, что их кроха, до сего момента такой послушный, вдруг начинает вести себя резко негативным образом. Меняются вкусы, а те игрушки и занятия, что раньше нравились, становятся нелюбимыми, маленький бунтарь перечит старшим, иногда будто специально делает назло, или все наоборот. Например, не идет гулять, даже если хочет этого. Злится, капризничает, порой плохо ведет себя напоказ.

Истерики, манипуляции

Наверное, все видели подобную сцену: карапуз падает на пол в торговом центре и начинает громко кричать, требовать купить что-то, бьется в истерике. Родители зачастую теряются, а если еще окружающие вставляют осуждающие реплики, то невыносимое чувство стыда заставляет их пойти на поводу у ребенка. Такое поведение может закрепиться: 3-4-летний кроха становится манипулятором, который крутит родными, как хочет, чувствуя свою безнаказанность и власть.

Подавление естественной активности

Но есть другая крайность: когда отец и мать «победили» своего отпрыска, он становится тихим, послушным, боязливым и совершенно безынициативным. На любое естественное проявление следует гневный окрик: «Куда пошел?» «Не беги!» «Не трогай!» В конце концов малыш перестает пытаться что-то делать и решает, что лучше тихо сидеть и не высовываться. Ведь ему очень нужна материнская и отцовская любовь, а будучи плохим в глазах родных, он не сможет ее получить. Так формируется выученная беспомощность.

Негативно влияет на формирование личности противоречивое воспитание в этот период, например, сочетание контролирующей мамы и все позволяющего папы. Маленький человек начинает понимать, что взрослые сами не знают, как с ним справиться, а правила поведения неодинаковы у разных людей. Поэтому он приспосабливается искать защиты у одного из родных от другого. Часто бывает так: кроха съездил к бабушке с дедушкой, там «разбаловался», потом родители никак не могут снова приучить его к послушанию, и такие воспитательные «качели» повторяются из раза в раз.

Страх потери близких

Бывает, что отец и мать втягивают сына или дочку в свой супружеский конфликт и вынуждают принять чью-либо сторону, что для ребенка крайне болезненно, ведь приходится взять на себя непосильную для маленького человека ответственность. Такой малыш из страха потерять маму или папу старается быть хорошим, выполнять все требования, но на самом деле пребывает в постоянной тревоге или же, наоборот, своими капризами, нарочито плохим поведением неосознанно вынуждает родных сплотиться вокруг него.

Необходимо знать, что развод родителей в этом возрасте является крайне разрушительным для детской психики. Если кроха чувствует, что мать и отец не любят друг друга, но остаются вместе ради него, он испытывает неосознанное, но глубокое чувство вины. Дети понимают в этом возрасте гораздо больше, чем принято думать, и любой дисбаланс в семейной системе отражается на поведении малыша.

Пути благополучного выхода из кризиса

Время внутренних перемен

Прежде всего, матери и отцу нужно понять, что происходящее сейчас с их чадом - совершенно нормальная часть его естественного развития. Это не зависит от того, правильно или неправильно малыша воспитывают, какие у него мама и папа. Кроме того, иногда кризис проходит совсем быстро и незаметно, это тоже вариант нормы. Но обычно все же этот этап проходит бурно, и в это время в детской психике происходят очень важные вещи:

  • развитие речи;
  • социализация;
  • развитие воли и самостоятельности;
  • формирование базового чувства безопасности;
  • творческое развитие;
  • подражание старшим.

Развитие речи: маленький почемучка

Трехлетка уже знает до 1500 слов и каждый день узнает что-то новое, в его сознании активно формируется описание окружающей картины мира. Именно поэтому он задает столько вопросов и тренирует речевые навыки в общении с родными. «Почему птица летит и не падает?» «Откуда идет дождь?» – подобные вопросы часто ставят взрослых в тупик. Необходимо отвечать максимально правдиво, не отшучиваться, ведь кроха воспринимает все буквально. Если ответ неизвестен, то надо честно сказать об этом, но пообещать разузнать.

В этом возрасте открывается так называемое «языковое окно»: если ребенок растет в межнациональной семье, он легко усваивает несколько языков. Но не стоит слишком увлекаться ранним развитием, все должно происходить естественно. Основная деятельность в этом возрасте - игровая, а переутомление ведет к потере интереса.

Социализация: что такое хорошо и что такое плохо

В три года маленький человек находит и проверяет на прочность границы между собой и окружающими, учится понимать, что можно, а что нельзя. Это тонкий момент, который нельзя упускать: ребенок должен усвоить, что в мире взрослых существуют определенные правила, что у других тоже есть потребности, научиться сочувствовать. Постепенно должно прийти понимание, что он не центр вселенной, но занимает в ней определенное место, наряду с другими.

Проявление воли: первые самостоятельные победы

В этот период малыш часто говорит: «Я сам!», пытается что-то сделать, пока еще неумело, медлительно. Взрослым бывает невыносимо наблюдать за этими неловкими движениями, так хочется быстро сделать все самим, чтобы скорее заняться своими делами. Но нужно дать крохе шанс проявить себя, испытать гордость за свою маленькую победу. Таким образом формируется самооценка, и происходит понимание своих возможностей, вырабатывается самостоятельность, что немаловажно для дальнейшей жизни.

Самообслуживание: чистота и опрятность

Трехлетний ребенок уже должен овладеть навыками гигиены: мыть руки, опрятно есть, самому садиться на горшок, чистить зубы, одеваться с небольшой помощью взрослого. Он исследует окружающий мир, приобретая навыки, и может случайно или намеренно ломать вещи. За это не следует ругать — ведь он поступает так не со зла, а лишь хочет понять, как все устроено.

Базовое чувство безопасности: безусловная любовь

Трехлетке очень важен контакт с мамой и папой, он должен знать, что его любят не за что-то, а просто так, и не перестанут любить, если вдруг ошибется. Ему необходимо чувствовать себя нужным и важным. Если не обращать внимания на малыша в этот период, он может начать капризничать и таким образом получить недостающее.

Важно быть последовательным в воспитании, не наказывать чадо просто так, из-за своего дурного настроения, обязательно поощрять за успехи и терпеливо объяснять, что можно, а что — нельзя, и почему. Слишком большое количество запретов формирует у ребенка тревожность и сопротивление, однако те запреты, нарушение которых связано с опасностью для жизни и здоровья, он должен четко усвоить.

Важно: ни в коем случае нельзя наказывать перед едой или сном, когда малышу больно или физически плохо, - базовые потребности должны четко соблюдаться.

Творчество: время смешных рисунков

Ребенок-трехлетка рисует «головоногов» — странных существ с большой головой и ниточками-ногами, может увлеченно изображать «каляки-маляки» или цветные разводы на бумаге. Так развивается мелкая моторика, и происходит знакомство с разными средствами творческого самовыражения, при этом происходит активное развитие мозга, установление новых нейронных связей, что будет весьма актуально, когда ребенок пойдет в школу. Главное — не загубить на корню эти ростки творчества, детские работы нужно хвалить, но в меру, поощрять старания сделать лучше.

Важно: нельзя смеяться или осуждать то, что малыш сделал своими руками. В раннем детстве все охотно рисуют, но впоследствии многие прекращают это делать именно из-за страха критики.

Подражание: игра во взрослую жизнь

В этом возрасте еще не осознаются гендерные различия, и рано прививать крохе мысли о женской или мужской роли в обществе. Мальчик или девочка стремятся подражать родителям и брать с них во всем пример — могут играть во взрослую жизнь и в профессии, подражать действиям значимых старших. Например, нагружать самосвал кубиками и строить дом, возить кукол на игрушечной машине на дачу, лечить, кормить и так далее.

Игрушки в этот период должны быть максимально приближены к реальной действительности. Ребенок, конечно, понимает, что все это понарошку, так он отыгрывает ролевые сюжеты из жизни, создавая свой маленький мир - подобие взрослого. Родители могут направлять и подсказывать сюжеты игр, таким образом участвуя в жизни своего чада.

Памятка для трудных ситуаций

Чтобы не теряться в критической ситуации, надо держать в памяти такие полезные советы: чего точно не стоит делать, а что, наоборот, поможет добиться успеха.

Неэффективно: Эффективно:
Не кричите на ребенка.
Крик пугает малыша и дезориентирует. Основатель семейной терапии Вирджиния Сатир предлагала такое упражнение: сядьте на корточки, поднимите голову и смотрите вверх, затем пусть кто-то, стоящий рядом в полный рост, будет громко кричать на вас. Так вы поймете, что испытывает ваш сын или дочь в подобной ситуации.
Присядьте рядом на корточки, установите контакт глазами. Скажите маленькому, что у него есть время покричать, если хочется, и что для вас главное, чтобы он стал чувствовать себя лучше.
Не отменяйте запрет.
Если идете на поводу у ребенка или боитесь истерики, вы делаете ему хуже, закрепляя манипулятивное поведение.
Обеспечьте безопасность места, где находится ребенок. Уберите то, обо что он может ушибиться или пораниться. Посидите рядом, покажите, что расстроены таким поведением, но все равно любите его.
Не применяйте к ребенку грубую силу и не шлепайте его. Телесный контакт, близость очень важны. Обнимите, погладьте по голове, начните тихим голосом рассказывать любимую сказку или шептать что-то приятное.
Не стесняйтесь своего ребенка перед другими людьми. Никогда не показывайте, что мнение посторонних людей о нем важнее, чем ваше собственное. Ваша задача — помочь малышу пройти кризис, а не взрастить в нем чувства вины и стыда. Также нельзя сравнивать его с другими, ставить других детей ему в пример. Постарайтесь выяснить, что вызвало истерику, и договориться, что причина будет устранена. Когда ребенок успокоится, расскажите ему о плохих последствиях такого поведения: разбросанные игрушки, расстроенные родители. Если дело происходит дома, можно выйти на время из комнаты - отсутствие зрителей зачастую помогает успокоиться.

Выход из кризиса

Воспитание своим положительным примером

Таким образом, пройдя кризис, все члены семьи должны вынести из него главное: ребенок - ощущение себя отдельной, индивидуальной личностью и самоуважение, интерес к познанию мира и самостоятельность, взрослые - умение договариваться и сохранять доверие малыша, адекватные границы дозволенного и эмоциональный контакт.

И главное - всегда помнить, что дети во многом копируют родителей. Поэтому воспитывать нужно себя и подавать им хороший пример. Тогда можно не зацикливаться на воспитании, а просто любить своих детей.

Психолог поможет справиться

Но если при всех приложенных усилиях не удается справиться с проблемами, или же вы интуитивно чувствуете, будто что-то идет не так - не нужно откладывать визит к детскому или семейному психологу. Второе предпочтительнее, ведь проблемы детей обычно лишь отражают трудности всей семьи как системы. Опытный специалист поможет выявить причины и преодолеть разногласия. Возможно, не сразу, но через несколько сеансов плодотворной работы будут выработаны навыки нового, более эффективного поведения.

Данный период возрастного развития является очень важным. Именно сейчас закладываются основы характера малыша. Следовательно, правильное воспитание имеет свои особенности, которыми не надо пренебрегать. Очень важно найти правильный подход к ребенку. Психология воспитания мальчика в 4 года рекомендует не отдавать его в детский сад, не искать ему няню. Заниматься ребенком в этом возрасте должны сами родители.

Как правильно воспитывать мальчиков 4 лет?

Правильно воспитывать ребенка в 4 года надо смещая равновесие в сторону умственной активности. Прыгать, бегать становится уже не интересно, хочется заняться чем – то более спокойным. В этом возрасте детей привлекает рисование, изготовление поделок из различного природного материала. Такой интерес следует поощрять. Подобные занятия развивают усидчивость.

Кружки. В плане физического воспитания подошло время, когда можно отдавать малыша в спортивную секцию. Обязательны также ежедневные прогулки. Они способствуют развитию крупной моторики, укреплению иммунитета.

Чтение. Показывайте ребенку буквы, учите его читать. Делать это лучше в форме игры. Для развития простых математических действий можно использовать игрушки. Развивайте любовь к книгам, полезно чтение сказок для развития воображения. Рекомендуется организовывать мини театр: бумажные или тряпочные куклы из носков - отличное решение.

Знания. Воспитание мальчика в 4-5 лет отмечает пробуждение любознательности. Постоянно звучат бесконечные «почему». Взрослые не должны терять терпение. Надо спокойно отвечать на все вопросы, объяснять непонятное. Лишние подробности, при этом, можно опускать.

Детский сад. Если у мальчика появляются проблемы с адаптацией в детском коллективе, помогите. Найдите сначала причины, затем аккуратно их устраняйте. Учите сына общению с детьми.

Эмоции. Воспитывать мальчика 4-5 лет сложно за счет появления новых эмоций. Малыш начинает обижаться, раздражаться, испытывать стыд, печаль. Он не всегда умеет справляться с новыми чувствами. Не знает, как себя вести. Объясняйте ребенку, что в таких ситуациях лучше использовать слова, а не действия.

Хвалите, ругайте, наказывайте. Малыш нуждается в одобрении его поступков. Он еще больше будет проявлять старания, если видит, что за него радуются родители. Ругайте только по делу. Делайте замечания в понятной для крохи форме. Говорите малышу, что любите, даже когда его поведение оставляет желать лучшего.

Воспитание играми

Когда сыну исполняется 4 года, мама с папой задумываются над выбором игрушек. Они должны развивать любознательность, формироваться личные предпочтения.

Воспитывать 4 летнего мальчика можно, прибегая к ролевым играм.

Учите сына играть «в стройку», «в пожарника». Это даст ему базовое представление, чем занимаются мужчины. Именно их роль он будет исполнять в играх.

В данном возрасте важно уделять внимание развитию мелкой моторики:

  • придумайте игры с карандашами, пластилином, ножницами;
  • расскажите малышу сказку, где надо разложить зернышки по тарелочкам. Пусть ребенок исполнит эту роль;
  • можно устроить соревнование между членами семьи. Это будет способствовать развитию лидерских задатков у малыша.

Летом чаще выходите играть в песочницу. Стройте замки. У мальчика будет развиваться фантазия, воображение, образное мышление. Мастерите с ним фигурки, наделяйте их именами, разными качествами, придумывайте вместе истории с их участием.

Воспитывать 4-х летнего мальчика надо, формируя его логическое мышление. Используйте для этих целей детское домино, разные головоломки. В любом магазине в отделе детских игрушек сегодня достаточно материала.

Главным участником игры должен выступать малыш. Он обязан принимать решение, думать, искать выход из сложившейся ситуации.

Выбор игрушек для мальчиков

Во что бы ни играл малыш, игрушка, по-прежнему, будет занимать лидирующие позиции. Вопрос заключается в правильности ее выбора.

Как правило, родители считают, что воспитывать мальчика четырех лет надо, покупая ему пистолеты, самолеты, машинки. Мамы и папы отметают всякую идею кукол. Когда заметили, что сын играет с куклой, наступает немой шок. Такой испуг совершенно напрасен.

В данном возрасте у малыша появляется интерес к другим детям, он учится с ними общаться. Живым примером тому является кукла. Вначале это может быть неваляшка, затем пожарник, летчик, водитель, полицейский. Кукла не может помешать развитию мужественности, смелости. Скорее наоборот. Вспомните любимых всеми поколениями детей роботов. Их подвиги восхищали малышей, развивали храбрость, отвагу.

Когда игрушка исчерпывает свой интерес, мальчик ставит ее на полку. Он идет дальше в своем развитии. В его жизни появляются разные конструкторы. Пытливый ум ищет что – то новое.

Правильно воспитывать мальчика 4 лет означает:

  • не устраивать ему необоснованных запретов;
  • участвовать вместе с ним в выборе игрушек;
  • незаметно подсказывать, не навязывая своего мнения.

Основная задача родителей в воспитании четырехлетнего сына заключается в расширении его кругозора. Не препятствуйте познанию нового. Учите общению с детьми, благодарению за помощь, подарки.

Помогайте развитию артистических способностей. Малыши в этом возрасте с удовольствием поют песни, танцуют, читают стихи на публику. Воспитание мальчика 4-х лет предполагает большее участие папы в этом процессе, однако, маме не надо самоустраняться.

Психологи отмечают в этом возрасте рост желания познать все. У детей расширяется воображение, коммуникация становится активнее. Развитие малыша происходит быстро, и задачей родителей считается придать ему правильное направление.

  1. развивайте ребенка, как личность. Объясняйте ему, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, можно и нельзя;
  2. поощряйте проявление эмоций, объясните, как правильно их выражать;
  3. имейте терпение и снисходительность к шумным поступкам. Не стоит сдерживать поведение ребенка (в границах разумного), но и учить быть сдержанным;
  4. воспитание ребенка в 4 года предполагает обучение его сочувствию. Малыш должен понимать чувства других детей, правильно на них реагировать;
  5. соблюдайте последовательность. Когда сказали «нет», придерживайтесь этого запрета, не меняйте его быстро на согласие. В противном случае попадете под влияние малыша;
  6. повторяйте наставления по несколько раз. Дети в этом возрасте не отличаются внимательностью. Они могут услышать, тут же забыть. В таких случаях нужны многократные повторения;
  7. ограничивать воображение нельзя. Малыш придумывает разные истории, фантазирует. Порой его выдумки кажутся глупыми. Можете вносить свои коррективы, но не убивайте просыпающееся воображение;
  8. чаще смейтесь вместе. Читайте малышу смешные истории, сказки;
  9. учите ребенка быть общительным. Знакомьте его со сверстниками. Организовывайте их совместные игры. В процессе игры они удовлетворяют жажду познания, растут их коммуникативные навыки;
  10. не настаивайте на длительном выполнении чего – либо. Ребенок не обладает в этом возрасте большой усидчивостью.

Истерики. Проявляйте правильную реакцию на истерику малыша. Воспитывать мальчика 4 лет трудно, он начинает экспериментировать над родителями, закатывая ложные истерики. Малыш наблюдает за реакцией взрослых. Подождите, пока он успокоится, затем побеседуйте с ним.

© showroom-mais.ru, 2024
ShowRoom - Женский онлайн журнал